Обоснование и описание методов исследования — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Обоснование и описание методов исследования

2020-03-31 77
Обоснование и описание методов исследования 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Практическое исследование инновационной диспозиции проводилось в традиции исследования диспозиций В.А. Ядова [23,25]. На высшем диспозиционном уровне находятся ценностные ориентации человека, которые составляют основу всей диспозиционной системы личности, так как могут не изменяться на протяжении всей жизни.

Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону отношений личности к различным явлениям жизни. В данной работе была использована методика изучения ценностных ориентаций М. Рокича, основанная на ранжировании списка ценностей. М. Рокич рассматривает ценности как разновидность убеждения, определяя их как «…устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точек зрения, чем противоположный или обратный способ поведения, либо конечная цель существования» [6]. Основными характеристиками ценностей являются:

· Небольшое количество ценностей, которые являются достоянием человека;

· Все люди, как правило, обладают одинаковыми ценностями, но в различной степени;

· Ценности организованы в системы;

· Истоки человеческих ценностей находятся в культуре, обществе и институтах личности;

· Влияние ценностей прослеживается во всех социальных феноменах.

М. Рокич выделяет два класса ценностей:

· Терминальные как убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования заслуживает того, чтобы человек к ней стремился. И в этом смысле терминальные ценности характеризуют жизненную направленность человека, т.е. выражают его ценностную ориентацию.

· Инструментальные как убеждения в том, что какой-либо образ действий является более предпочтительным в любых ситуациях. То есть инструментальные ценности отвечают на вопрос, каким образом, посредством каких ценностей человек действует.

Изучение ценностных ориентаций является инструментом, который направлен на изучение индивидуальных, групповых представлений о системе значимых ценностей, определяющих наиболее общие ориентиры их жизнедеятельности. Особенностью изучения ценностных ориентаций является то, что шкалирование фиксированного и заранее известного набора ценностей по задаваемой инструкцией шкалам происходит путем ранжирования.

Стимульным материалом служат два списка по 18 ценностей (терминальных и инструментальных) с их краткой расшифровкой. На каждом бланке предъявлена следующая инструкция:

«Перед Вами список, включающий некоторые цели, к которым могут стремиться люди. Выберите из них наиболее значимую цель с Вашей точки зрения и поставьте цифру 1. Затем выберите следующую по значимости цель и обозначьте цифрой 2, и так далее. Наименее важная получит номер 18».

Методика адаптирована. На русском языке адаптация была выполнена А. Гоштаутасом, А.А. Семеновым и В.А. Ядовым. При этом была необходимость изменения некоторых ценностей. В 1984 - 1986 годах на базе факультета психологии МГУ проведено исследование по проверке и улучшению психодиагностических возможностей методики изучения ценностных ориентаций. В результате этого были сделаны некоторые уточнения списка ценностей, что привело к повышению информативности и достоверности методики.

Второй уровень составляют базовые социальные установки на изменения и нововведения. Их можно сравнить с личностными чертами, так как чаще всего они не зависят от объектов или ситуаций, на которые направлены и изменяются всего лишь несколько раз в жизни. Для их изучения мы использовали личностный опросник Р. Кэттелла (16 PF). Он используется во всех ситуациях, когда необходимо знание индивидуально - психологических особенностей человека. Опросник диагносцирует черты личности, которые Р. Кэттелл называет конституционными факторами (т.е. не динамическими). Вопросы носят прожективный характер, отражают обычные жизненные ситуации.

Для исследования третьего уровня - фиксированных социальных установок на изменения и нововведения в конкретной ситуации (потери работы) использовалась анкета (см. приложения). В ней отражается отношение (чувства, мысли и действия) человека к ситуации безработицы и в данной ситуации к возможным изменениям (готов ли он изменить свое критическое положение и что для этого нужно делать).

Профессиональное самоопределение изучалось нами через моменты, в которых представлена динамика всего профессионального пути - события. Для этого использовалась методика «Психологическая автобиография» (см. приложения).

Данный инструмент принадлежит к числу ситуативных психодиагностических методик, которые направлены на выявление особенностей ситуационного компонента внутренней картины жизненного пути.

Мы рассматриваем понятие ситуации не как совокупность элементов объективной реальности, а как продукт и результат активного взаимодействия личности и среды (лишь при таком рассмотрении она может выступать ситуацией развития). Ситуация определяется как система субъективных и объективных элементов, объединяющихся в деятельности субъекта. Ситуация всегда субъектна (это всегда чья-то ситуация).

Ситуационный аспект имеет также и диспозиционная структура личности. В этом аспекте сходятся два внутриличностных психологических образования.

«Психологическая автобиография» была разработана для оценки ситуационных особенностей жизненного пути личности. Методика позволяет выявить особенности восприятия значимых жизненных ситуаций, а именно - наиболее важных событий в жизни человека. Это особые ситуации, тесно связанные с личностью испытуемого. Называя значительные события своей жизни, человек преломляет их через свое «Я». Таким образом, методика представляет возможность изучить наиболее существенно связанные с личностью особенности психологической среды, или особенности восприятия ситуаций, или субъективных ситуаций в жизни человека. Направленность методики на исследование жизненного пути, способы интерпретации количественных показателей позволяют отнести «Психологическую автобиографию» к методам событийно - биографического подхода [14].

Несмотря на внешнее сходство с другими автобиографическими методиками, «Психологическая автобиография» существенно отличается от них, и прежде всего - выраженной проективностью вследствие акцента на неопределенности, неоднозначности несущих на себе отпечаток личности ответов испытуемых. Как отмечает Л.Ф. Бурлачук [7], ответы - реакции испытуемых приобретают смысл не столько в связи с объективным содержанием, сколько с личностным значением, которое придает ответу испытуемый. На первый план выступает личностное значение ответов - как содержательных характеристик называемых событий (тип и вид, причины и возможности изменения), так и их формальных особенностей (количество, «вес», указываемая степень значимости, время свершения события), что позволяет отнести «Психологическую автобиографию» к проективным методикам. Сочетание событийно-биографического подхода и направления исследования событий, ориентированного на анализ событий недавнего прошлого, позволило при разработке методики выделить показатели, отличающиеся от обычно анализируемых в результате применения автобиографических методик. Сходство заключается лишь в направленности на изучение особенностей жизненного пути с помощью событийного анализа. Так, в отличии от каузометрической методики (Головаха Е.И., Кроник А.А., 1984г.) (или или ее компьютерного варианта «Life Line»), количество событий не задается заранее; отличается техника проведения исследования, параметры обработки и интерпретации данных; отсутствует причинно-целевой анализ событий [14] (см. приложения).


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.