Обсуждение результатов исследования гендерной идентичности личности и подверженности личности гендерным стереотипам — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Обсуждение результатов исследования гендерной идентичности личности и подверженности личности гендерным стереотипам

2020-03-31 200
Обсуждение результатов исследования гендерной идентичности личности и подверженности личности гендерным стереотипам 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Как уже было отмечено ранее, гендерная идентичность испытуемых, а также степень их подверженности гендерным стереотипам изучалась с помощью стандартного и модифицированного опросников Сандры Бем.

Участие в исследовании приняли 40 испытуемых, разделенных на две группы по 20 человек - группа мужчин приблизительного одного возраста (20-23), считающих себя гетеросексуалами (выборка A), и группа мужчин того же возраста, считающих себя гомосексуалами (выборка B).

Исследование гендерной идентичности индивидов (с помощью стандартного опросника С. Бем) в выборке A показало, что 60% опрошенных относятся к маскулинному типу личности, 30% - к андрогинному и только 10% - к фемининному. Это же исследование в выборке B дало следующие результаты: 80% опрошенных являются андрогинами, 10% относятся к маскулинному типу личности и, соответственно, 10% - к фемининному. Наглядно эти данные представлены в таблице:

Тип личности Выборка A Выборка B
Андрогинный 30% 80%
Маскулинный 60% 10%
Фемининный 10% 10%

 

Данные результаты подтверждают распространенное мнение о том, что среди представителей гомосексуальной ориентации преобладают индивиды с андрогинным типом личности. С другой стороны, высокий показатель андрогинии в выборке A может свидетельствовать о расширении и ослаблении категоричности рамок гендерных стереотипов в современном обществе, что говорит о развитии толерантности человеческого мышления в нашей стране. Возможно, это - первые предпосылки дальнейшей нормализации отношения к гомосексуальности в России.

В нашей работе нам более интересны результаты модифицированного опросника С. Бем, который, как уже отмечалось ранее, направлен на определение подверженности личности традиционным гендерным стереотипам, т.е. степени восприятия и осознания традиционно «мужского» и традиционно «женского» - восприятия и осознания стереотипов, которые усваиваются (или не усваиваются) личностью в процессах дифференциальной социализации и гендерной стереотипизации. Таким образом, результаты данной методики позволят нам судить о состоятельности или несостоятельности гипотезы нашего исследования.

Исследование показало, что 100% опрошенных в обеих выборках адекватно ключу методики дифференцируют маскулинные характеристики, причисляя их к образу традиционно «мужского», и фемининные характеристики, причисляя их к образу традиционно «женского». При этом подавляющее большинство испытуемых (90%) отметило тот факт, что большую часть представленных характеристик (например, любовь к детям, веру в себя, жизнерадостность) можно равноценно отнести как к «мужскому», так и к «женскому» образу, т.к. данные черты скорее индивидуальны и имманентны и гендер-независимы.

Более подробные результаты данной методики представлены в таблице:

 

Параметр соотнесения % совпадений в выборке A % совпадений в выборке B
Маскулинные черты в образе «мужского» 85% 80%
Фемининные черты в образе «женского» 85% 75%

 

Из таблицы видно, что стереотип традиционно «мужского» и «женского» адекватно выстроен и дифференцирован как у испытуемых-гетеросексуалов в выборке A, так и у испытуемых-гомосексуалов в выборке B. Так как все испытуемые воспитывались в едином социально-культурном пространстве, можно предположить, что формирование гендерной идентичности личности не продиктовано факторами дифференциальной социализации и гендерной стереотипизации, а сексуальная ориентация личности во многом формируется не средой, а большей частью под воздействием иных факторов. Об этом свидетельствует адекватное с точки зрения общественных норм восприятие традиционных образов мужчины и женщины испытуемыми обеих выборок.

 


Заключение

 

Результаты теоретических изысканий и эмпирического исследования в нашей научной работе можно охарактеризовать через следующие выводы:

. В данном исследовании описаны проблемы, возникающие в процессе формирования гендерной идентичности личности в ходе дифференциальной социализации, рассмотрена степень влияния социализации и гендерной стереотипизации на сформированность гендерной идентичности. Также были рассмотрены сами основные теории социализаций в науке в рамках теории психоанализа З. Фрейда, когнитивной психологии (теория «информационной обработки человека» Д. Гамильтона, «теория схемы» С. Тейлора и Дж. Крокера), а также охарактеризованы теории социализаций в гендерном контексте (теория гендерной схемы С. Бем, теории социального научения).

2. Нами были выделены и описаны центральные проблемы формирования гендерной идентичности личности в социально-психологическом аспекте, в том числе охарактеризованы теории формирования гомосексуальной идентичности личности, проблемы гомосексуализма на различных этапах социализации индивида. Мы выяснили, что социальные стереотипы могут оказывать психологические давление на гомосексуально ориентированных индивидов, нарушая этим процесс их успешной социализации, а гендерная стереотипизация, по-видимому, не является единственным фактором формирования той или иной гендерной идентичности личности, т.к. имеет место быть и врожденная предрасположенность индивида.

.   Экспериментальной работой мы обнаружили, что факторы дифференциальной социализации и гендерной стереотипизации не доминируют в формировании гендерной идентичности личности, таким образом подтвердив гипотезу исследования.

Наше исследование не претендует на исчерпывающее решение проблемы определения реального влияния факторов дифференциальной социализации на формирование гендерной идентичности личности. Перспективным, с нашей точки зрения, является дальнейшее исследование процессов формирования гендерной идентичности и направленности сексуальной ориентации личности, их причин, факторов, а также способов психолого-педагогического сопровождения и поддержки лиц, столкнувшихся с определенными трудностями в этой связи.

 

 


Список литературы

 

1. Агеев B.C. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов // Вопросы психологии. - 1987. - №2. - с. 152-158.

2. Араканцева Т.А., Дубовская Е.М. Полоролевые представления современных подростков как действенный фактор их самооценки // Мир психологии. - 1999. - №3. - с.147-154.

.   Бем С. Линза гендера: Трансформация взглядов на проблему нера­венства полов / Пер. с англ. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. - 336 с.

.   Бендас Т.В. Гендерная психология: учебное пособие. - СПб.: Издательство «Питер», 2008. - 431 с.

.   Берн Ш. Гендерная психология: Законы мужского и женского поведения. - СПб.: Издательство «Прайм-ЕВРОЗНАК», 2007. - 318 с.

.   Блок Дж.Х. Влияние дифференцированной социализации на развитие личности мужчин и женщин / Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. - СПб.: Издательство «Питер», 2000. - с. 168-181.

.   Вейнингер О. Пол и характер. - Ростов н/Д.: Феникс, 1998. - 606 с.

.   Волков Б.С. Возрастная психология. - М.: Издательство «Академический проект», 2008. - 668 с.

.   Ворник Б.М., Говорун Т.В. Роль стереотипов полоролевого поведения в возникновении сексуально-психологических дисгармоний // Проблемы современной сексологии и сексопатологии. - 1996. - с. 26-27.

.   Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. - СПб.: Издательство «Питер», 2002. - 544 с.

.   Клецина И.С. Гендерная идентичность и права человека: Психологический аспект

.   Колесов Д.В. Биология и психология пола. - М.: МПСИ, 2000. - 176 с.

.   Кон И.С. Лики и маски однополой любви: Лунный свет на заре. - М.: Издательство «АСТ», 2006. - 574 с.

.   Кон И.С. Междисциплинарные исследования. Социология. Психология. Сексология. Антропология. - Ростов н/Д: Издательство «Феникс», 2006. - 605 с.

.   Кон. И.С. Мужчина в меняющемся мире. - М.: Издательство «Время», 2009. - 496 с.

.   Кон И.С. О нормализации гомосексуальности. - М.: Сексология и сексопатология №2, 2003. - с. 2-12.

.   Кон И.С. Сексология: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 384 с.

.   Кон И.С. Социологическая психология. - М.: МПСИ, 1999. - 560 с.

.   Кравченко А.И. Основы социологии: учебное пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений - М.: Академический проект: Фонд «Мир», 2004 - 432с.

.   Кун Д. Основы психологии: Все тайны поведения человека. - СПб.: издательство «Прайм-ЕВРОЗНАК», 2003. - 864 с.

.   Мудрик А.В. Социальная педагогика: учебное пособие для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. - 3-е издание, испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 200 с.

.   Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 456 с.

.   Практикум по гендерной психологии / Под ред. Клециной И.С. - СПб.: Издательство «Питер», 2003. - 480 с.

.   Рябова Т.Б. Стереотипы и стереотипизация как проблема гендерных исследований

.   Столяренко Л.Д. Основы психологии. - 5-е изд., перераб. и доп. (Серия «Учебники, учебные пособия».) - Ростов н/Д: Издательство «Феникс», 2002. - 672 с.

.   Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. - М.: Наука, 1989

.   Хэйес Н., Оррелл С. Введение в психологию. - М.: Издательство «Эксмо», 2003. - 688 с.

.   Шакирова С.М. Толкования гендера. - Алматы: Центр гендерных исследований. - 2000

 

 


Приложение

 

Анкета модифицированного варианта опросника С. Бэм

Возраст:

Инструкция: Оцените у большинства женщин и большинства мужчин соответственно наличие (или отсутствие) названных ниже качеств. Также оцените наличие или отсутствие названных качеств у себя. Можно отвечать только «да» (+) или «нет» (-). Пожалуйста, будьте искренни!

 

Качество Жен Муж Я
1. Вера в себя      
2. Умение уступать      
3. Способность помочь      
4. Склонность защищать свои взгляды      
5. Жизнерадостность      
6. Угрюмость      
7. Независимость      
8. Застенчивость      
9. Совестливость      
10. Атлетичность      
11. Нежность      
12. Театральность      
13. Напористость      
14. Падкость на лесть      
15. Удачливость      
16. Сильная личность      
17. Преданность      
18. Непредсказуемость      
19. Сила      
20. Женственность      
21. Надежность      
22. Аналитичность      
23. Умение сочувствовать      
24. Ревнивость      
25. Способность к лидерству      
26. Забота о людях      
27. Прямота, правдивость      
28. Склонность к риску      
29. Понимание других      
30. Скрытность      
31. Быстрота в принятии решений      
32. Сострадание      
33. Искренность      
34. Самодостаточность      
35. Способность утешить      
36. Тщеславие      
37. Властность      
38. Тихий голос      
39. Привлекательность      
40. Мужественность      
41. Теплота, сердечность      
42. Торжественность, важность      
43. Собственная позиция      
44. Мягкость      
45. Умение дружить      
46. Агрессивность      
47. Доверчивость      
48. Малорезультативность      
49. Склонность вести за собой      
50. Инфантильность      
51. Адаптивность, приспосабливаемость      
52. Индивидуализм      
53. Нелюбовь ругательств      
54. Несистематичность      
55. Дух соревнования      
56. Любовь к детям      
57. Тактичность      
58. Амбициозность, честолюбие      
59. Спокойствие      
60. Традиционность, подверженность условностям      

 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.029 с.