Понятие о рабочем месте. Организация и обслуживание рабочего места — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Понятие о рабочем месте. Организация и обслуживание рабочего места

2020-03-31 102
Понятие о рабочем месте. Организация и обслуживание рабочего места 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Под рабочим местом понимается пространственная зона, оснащенная необходимыми техническими средствами, в которой совершается трудовая деятельность работника или группы работников, совместно выполняющих производственные задания. Рабочее место является частью производственно-технологической структуры предприятия, оно предназначено для выполнения части технологического процесса и организуется на основе трудовых и других действующих норм и нормативов [1,224].

Рабочее место - основное первичное звено производства, поэтому рациональная его организация имеет важнейшее значение при разработке мероприятий по совершенствованию организации труда. При организации рабочих мест на транспорте нужно учитывать значительную протяженность многих из них, достигающую нескольких десятков и даже сотен километров. Зона трудовой деятельности локомотивной бригады - это не только электровоз, но и весь участок следования ее с поездом, а также территория основного депо и пункта оборота бригады. Среднесетевая длина участка обслуживания локомотивных бригад превышает 130 км. Большую протяженность имеют участки, обслуживаемые монтерами пути (10-25 км), электромонтерами СЦБ и связи (25-60 км). Проводники вагонов и другой обслуживающий персонал пассажирских поездов трудятся на всем участке обращения поезда [10,258].

Организация рабочего места - это система мероприятий по его оснащению средствами и предметами труда и их размещению в определенном порядке. Целью совершенствования организации рабочих мест является обеспечение рабочего или группы рабочих всем необходимым для высокопроизводительного труда при возможно меньших физических нагрузках и оптимальном нервно-психическом напряжении.

Многие рабочие места на железнодорожном транспорте связаны с восприятием световых сигналов. Границы восприятия отдельных цветов в горизонтальной плоскости различны и составляют для зеленого и красного 60°, синего - 100°, желтого - 120°. В вертикальной плоскости эти оптимальные значения углов меньше примерно на 20-25%. Предел обзора вверх при свободном движении головы составляет 55-60°, а вниз - 70-75°, при фиксированном положении - соответственно 39° и 47°.

При размещении предметов и средств труда на рабочем месте следует руководствоваться следующими правилами: на рабочем месте в каждый момент должно быть все необходимое и не должно быть ничего лишнего; каждый предмет должен иметь свое постоянное место; то, что требуется при выполнении работы чаще, должно располагаться ближе к рабочему; то, что реже, - дальше; все, что берется левой рукой, должно располагаться слева, а то, что правой - справа; все предметы должны размещаться в зоне досягаемости рук рабочего. Зоны оптимальной досягаемости рук рабочего, рекомендуется при работе стоя с наклоном корпуса не более, чем на 30° вперед.

Под обслуживанием рабочего места понимают обеспечение его

средствами и предметами труда, а также услугами, необходимыми для

осуществления трудового процесса. Различают следующие функции обслуживания рабочих мест:

производственно-подготовительная (комплектование предметов труда, выдача производственного задания и технической документации, проведение производственного инструктажа);

инструментальная (обеспечение инструментом и приспособлениями, заточка и ремонт инструмента);

наладочная (наладка и подналадка оборудования и технологической оснастки);

контрольная (контроль качества продукции и соблюдение технологического режима, предупреждение брака, обслуживание и ремонт из

мерительного инструмента и контрольно-измерительной аппаратуры);

транспортно-складская (приемка, учет, хранение и выдача материалов, деталей, инструмента, доставка к рабочим местам предметов и средств труда, вывоз с рабочих мест готовой продукции);

поддержания в рабочем состоянии основного и вспомогательного оборудования, включая профилактическое его обслуживание, своевременный плановый и текущий ремонт;

энергетическая (обеспечение рабочего места всеми видами энергии - электричеством, сжатым воздухом, паром и т.д.);

ремонтно-строительная (текущий ремонт производственных помещений и оргоснастки);

хозяйственно-бытовая (систематическая уборка производственных помещений и территории, санитарно-гигиеническое и культурно-бытовое обслуживание).

На предприятиях железнодорожного транспорта применяют различные схемы обслуживания рабочих мест: централизованную, децентрализованную и смешанную.

При централизованной схеме обслуживание осуществляется едиными функциональными службами предприятия. Обособление отдельных видов работ в самостоятельные функции обслуживания рационально в тех случаях, когда суммарное время, затрачиваемое на выполнение тех или иных функций, не менее сменного фонда времени одного рабочего.

При децентрализованной схеме функции обслуживания рабочих мест частично или полностью выполняют сами производственные рабочие и вспомогательные рабочие, закрепленные только за данным цехом, участком или бригадой.

При смешанной (комбинированной) схеме одни функции обслуживания выполняются централизованно, другие-децентрализовано.

Обслуживание рабочих мест может быть дежурным, планово-предупредительным и стандартным. Дежурное обслуживание организуется в единичном и мелкосерийном производстве. Оно осуществляется по мере необходимости по вызовам с рабочих мест и сменно-суточным заданиям.

При планово-предупредительном обслуживании предусматривается выполнение всех соответствующих работ на основе календарных планов-графиков, увязанных с оперативно-производственными планами. Эта форма обслуживания получила широкое распространение в крупносерийном и серийном производстве.

Стандартное обслуживание предусматривает регулярное пополнение рабочих мест предметами труда, принудительную замену режущего и измерительного инструмента и приспособлений, наладку и под-наладку оборудования, а также вывоз с рабочего места готовой продукции по заранее разработанному стандарту-плану. При этой форме обслуживания основные производственные рабочие освобождаются от выполнения вспомогательных функций, что позволяет более рационально использовать их рабочее время. Стандартное обслуживание может быть применено в массовом производстве, при устойчивом производственном процессе и постоянном закреплении операции за рабочими местами.

При организации обслуживания необходимо учитывать следующие принципы: функциональность, т.е. построение обслуживания по функциональному признаку (по видам обслуживания); плавность - обязательно полная согласованность обслуживания с планом основного производственного процесса; комплексность - согласование и увязка регламентов по каждой функции с целью обеспечения полного обслуживания в комплексе; предупредительность - своевременность обслуживания, обеспечивающая бесперебойный ход производства;

оперативность - своевременное устранение выявленных в процессе производства неполадок, перебоев, неисправностей; высокое качество и надежность обслуживания; экономичность - организация обслуживания с наименьшими затратами материальных и трудовых ресурсов.

Организация обслуживания рабочих мест осуществляется в такой последовательности:

устанавливаются состав и объем функций обслуживания и их распределение между исполнителями, уточняется, какие операции по обслуживанию рабочего места сохраняются за основными рабочими. Отдельные функции обслуживания выделяются в самостоятельные виды работ, устанавливается профессионально-квалификационный состав вспомогательных рабочих, разрабатываются инструкции по выполнению ими функциональных обязанностей и балансы рабочего времени;

устанавливаются формы обслуживания и условия их применения;

рассчитываются нормы обслуживания и нормативы численности рабочих, обслуживающих производство;

разрабатывается регламент обслуживания, в котором указывается способ и последовательность выполнения работы. Регламент (т.е. графики, маршруты и расписания обслуживания) строится на основе четкой технологии вспомогательных работ как составной части комплексной технологии производства;

проектируются стационарные и передвижные рабочие места вспомогательных рабочих, обслуживающих основное производство, и разрабатываются основные элементы организации их труда.


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.