Основные теоретические компоненты проектной деятельности учащихся в начальной школе с целью достижения личностных результатов обучения. — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Основные теоретические компоненты проектной деятельности учащихся в начальной школе с целью достижения личностных результатов обучения.

2019-12-26 131
Основные теоретические компоненты проектной деятельности учащихся в начальной школе с целью достижения личностных результатов обучения. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Младший школьный возраст содержит в себе, как отмечает Р.С. Немов, значительный потенциал умственного развития детей, но точно определить его пока что не представляется возможным. Различные решения этого вопроса, предлагаемые учеными педагогами и практиками-преподавателями, почти всегда связаны с опытом применения определенных методов обучения и диагностики возможностей ребенка.

Изобразительная деятельность, имеет больше значение для всестороннего развития и воспитания ребенка. Постепенно расширяется запас знаний на основе представлений о разнообразных формах работы и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах. Развивается образная, связная речь ребенка, обогащается словарный запас. При проведении занятий создаются благоприятные условия для формирования таких качеств личности как пытливость, инициатива, умственная активность, самостоятельность [12].

Универсальные учебные действия – это умение учиться, то есть способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта[4].

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:

- личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

- смыслообразование, т.е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение, и какой смысл имеет для меня учение? И уметь на него отвечать.

- нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

Большое внимание уделяется духовно-нравственному воспитанию младшего школьника. На уровне создаются условия для воспитания: трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни, привитие детям ценностного отношения к прекрасному, формирования представлений об эстетических ценностях (знакомство обучающихся с художественно-ценными примерами материального мира, восприятие красоты природы, эстетическая выразительность предметов рукотворного мира, эстетика труда, эстетика трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов); развитие коммуникативной компетентности; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Младший школьный возраст - это начало осознанного восприятия мира, когда закладываются критерии красоты эстетической и духовной. Как в прошлые годы, так и сегодня в структуре содержания образования доля эстетического воспитания более чем скромна. Поэтому учителя - практики ищут и разрабатывают новые подходы к приобщению к искусству.

Одним из видов творчества является бумажная пластика. Бумажная пластика – это особый вид творческой деятельности, направленной на конструирование и создание работы из бумажного материала. В начале XX века стали появляться первые работы в технике бумажной пластики. Ее использовали в своих работах как зарубежные, так и российские художники. К концу 20-го столетия бумагопластику признали, как отдельный вид искусства. В настоящее время бумагопластику широко используют в дизайне интерьеров, создании авангардной моды и других направлениях.

Бумажная пластика помогает развить в ребенке его духовное восприятие, чувственно-эмоциональное отношение к миру и действительности и интеллектуально-творческий потенциал. Систематически занимаясь бумажной пластикой, можно улучшить многие важные качества, так как пространственное мышление, образное представление, логику, зоркость глаза, острое ощущение цвета. Это в дальнейшем поможет ребенку не только в творчестве, но и в любой другой сфере работы.

Не перечислить всех достоинств занятий по бумагопластике. Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное — безгранично творческим человеком.

Обучаясь бумагопластике, можно с легкостью овладеть различными видами вырезания, изучить коллаж, при включении в него элементов объема, что позволяет совершенствовать и углубить навыки работы с бумагой, развивает творческие способности, помогает пространственно мыслить, работать с формой в том или ином ее виде.

В основе техники лежит высокая пластичность бумаги. Основные конструктивные приемы в бумажной пластике: биговка, фальцовка, высечка и вырубка, склейка.

Биговка линейное продавливание и фальцовка (складывание) приемы трехмерного моделирования, формирующих конструктивный элемент ребро жесткости.

Приемы высечки и вырубки (прорезей и разрезов) предлагают мощные средства визуальной организации бумажной формы, придания формы.

Склейка способ монтажного соединения бумажных плоскостей. Существуют и некоторые экспериментальные способы конструирования и получения объемных художественных композиций: тиснение при помощи булек, выгибание, растягивание, скручивание.

Объектами для изображения в этой технике могут быть фрукты, цветы, насекомые, птицы, животные, рыбки, люди, модели машин, архитектурные элементы, упаковки, макеты [23].

 

Виды бумажной пластики

1) Оригами.

2) Модульное конструирование.

3) Симметричное вырезание.

4) Вырезание орнаментов.

5) Транспарантное вырезание.

6) Художественное вырезание.

7) Объемные модели из бумаги.

8) Торцевая пластика (квиллинг).

9) Плетение из бумаги.

10) Рельефные и полуобъемные композиции.

11) Макетирование.

 

Это искусство художественного моделирования из бумаги объемных композиций на плоскости и создания на основе моделей трехмерных бумажных скульптур. Другими словами, бумагопластка — это искусство художественного моделирования из бумаги.

Бумага широко используется художниками при создании различных изделий, макетов, упаковок. Однако не всякий знает пластические возможности этого распространенного материала. Занятия бумажной пластикой близки к скульптуре и могут быть очень полезны для начинающих художников, занимающихся в детских художественных школах.

Макетирование - процесс композиционного размещения соотносящихся друг с другом элементов. Конечный результат - макет. Создание макета, наверное, наиболее, увлекательный и творческий процесс.Изготовление макетов требует максимальной точности.

До сих пор, говоря о технике бумажной пластике, мы вели речь лишь о поделках из чисто белой бумаги и наблюдали, как белизна бумаги, преобразованной в объемную конструкцию, вбирает в себя тончайшие нюансы цветовых рефлексов окружающей среды. Стоило поднести к изделию лист цветной бумаги, как на нем появлялись рефлексы отраженного света данного цветного листа. Освещение изделия настольной лампой дает ему двустороннюю цветовую характеристику. Со стороны источника дневного света оно будет голубоватым, а со стороны лампы - оранжево-желтого оттенка.

При работе над макетом у учащихся развиваются такие психические процессы как внимание, мышление, воображение и т.д. На начальном этапе обучения детей хорошо использовать макет для развития глазомера, моторики рук, координации движений, формирования представлений о приемах рациональной работы, совершенствования приемов разметки, вырезания, работы с клеем и ножницами. Работа над макетом помогает воспитать аккуратность и терпеливость [12].

Занятия бумажной пластикой для создания макета способствуют развитию мелкой моторики рук и тактильных ощущений.

Как пишет М.А. Поваляева в своей книге: «Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь» [14, с.135].

 

Одним из эффективных методов формирования универсальных учебных действий на уроках технологии, является проектное обучение, которое предполагает высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся, формирует развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий. В ходе выполнения проектов формируются и отрабатываются: навыки сбора, систематизации, классификации, анализа информации, навыки публичного выступления, умения представить информацию в доступном, эстетичном виде, умение выражать свои мысли, доказывать свои идеи, делать выводы, умение работать в группе, в команде, умение работать самостоятельно, делать выбор, принимать решение.

Метод проектов – это система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий – проектов[21, с.14-15].

Большинство авторов, дающих определение проекта, выделяют ряд характерных особенностей этого метода обучения. Прежде всего, это наличие проблемы, которую предстоит решить в ходе работы над проектом. Причем проблема должна иметь личностно значимый для автора проекта характер, мотивировать его на поиски решения. Проект обязательно должен иметь ясную, реально достижимую цель. В самом общем смысле целью проекта всегда является решение исходной проблемы, но в каждом конкретном случае это решение имеет собственное, неповторимое воплощение. Этим воплощением является проектный продукт, который создается автором в ходе его работы и также становится средством решения проблемы проекта. Итак, выяснение исходной проблемы, формулирование цели и создание умозрительного образа проектного продукта – первые характерные особенности проекта. Еще одно отличие проекта – предварительное планирование работы. Весь путь от исходной проблемы до реализации цели проекта необходимо разбить на отдельные этапы со своими промежуточными задачами для каждого из них; определить способы решения этих задач и найти ресурсы для этого; разработать подробный график работы с указанием сроков реализации каждого этапа.

Осуществление плана работы над проектом, как правило, связано с изучением литературы и других источников информации, отбора информации; возможно, с проведением различных опытов, экспериментов, наблюдений, исследований, опросов; с анализом и обобщением полученных данных; с формулированием выводов и формированием на этой основе собственной точки зрения на исходную проблему проекта и способы ее решения. Для воплощения найденного способа решения проблемы проекта создается проектный продукт. Проектный продукт должен обладать определенными потребительскими свойствами, т.е. удовлетворять потребности любого человека, столкнувшегося с проблемой, на решение которой и был направлен данный проект.

Проект обязательно должен иметь письменную часть – отчет о ходе работы, в котором описываются все этапы работы (начиная с определения проблемы проекта), все принимавшиеся решения с их обоснованием; все возникшие проблемы и способы их преодоления; анализируются собранная информация, проведенные эксперименты и наблюдения, приводятся результаты опросов и т.п.; подводятся итоги, делаются выводы, выясняются перспективы проекта. Непременным условием проекта является его публичная защита, презентация результата работы. В ходе презентации автор не только рассказывает о ходе работы и показывает ее результаты, но и демонстрирует собственные знания и опыт в решении проблемы проекта, приобретенную компетентность. Элемент самопрезентации – важнейшая сторона работы над проектом, которая предполагает рефлексивную оценку автором всей проделанной им работы и приобретенного в ее ходе опыта[17, с7-8].

Проект – это работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы учащихся, но только как способов достижения результата проекта[17, с.6].

В новом Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования большое внимание уделяется проектной деятельности как решающему фактору в формировании у школьника умения учиться. В основе метода проектов лежит развитие познавательных возможностей учащихся, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

В настоящее время происходит постепенный процесс переориентации системы школьного образования к преимущественно компетентностной модели, которая предполагает не только наличие необходимых знаний, но и умение их использовать. Важнейшей педагогической задачей является формирование у школьников умений ориентироваться в расширяющемся информационном пространстве, добывать и применять знания, пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач. Важной задачей является обучение школьников умению планировать свои действия, тщательно взвешивать принимаемые решения, сотрудничать со сверстниками и старшими.

Введение в учебный процесс методов и технологий проектной деятельности должны помочь ученикам приобрести выше перечисленные навыки. Предполагается, что выполняя проектную работу, школьники станут более инициативными и ответственными, повысят эффективность учебной деятельности, приобретут дополнительную мотивацию. Поэтому обретение опыта проектной деятельности является одним из требований ФГОС.

В процессе проектной деятельности ученика формируются следующие учебные действия:

проектировочные (осмысливание задачи, планирование этапов предстоящей деятельности, прогнозирование ее последствий); исследовательские (выдвижение предположений, установление причинно-следственных связей, поиск вариантов решения проблемы);

информационные (самостоятельный поиск необходимой информации (в энциклопедиях, библиотеке, Интернете), структурирование информации, выделение главного); кооперативные (взаимодействие с участниками проекта, оказание взаимопомощи в группе в решении общих задач, поиск компромиссного решения);

коммуникативные (умения слушать и понимать других, вступать в диалог, задавать вопросы, участвовать в дискуссии);

экспериментальные (организация рабочего места, подбор необходимого оборудования и приготовление материалов, проведение собственного эксперимента, наблюдение за его ходом, измерение параметров, осмысление полученных результатов);

рефлексивные (осмысление собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов), осуществление самооценки); презентационные (построение устного сообщения о проделанной работе, выбор различных средств наглядности при выступлении, ответы на незапланированные вопросы) [16, c.10].

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.