Сущность понятия «коммуникативные навыки» — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Сущность понятия «коммуникативные навыки»

2019-12-26 220
Сущность понятия «коммуникативные навыки» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Явление и процессы коммуникации и общения пронизывают практически все сферы человеческого социума, сознания и взаимодействия. Понимание законов общения и владение его техниками приносит практическую пользу во всех областях жизни, приводя к успеху, позволяя добиваться поставленных целей.

Описывая данное явление, необходимо знать такие понятия, как «общение», «коммуникативные навыки», «коммуникативная деятельность» и «коммуникативная компетенция».

Как свидетельствуется в психологическом словаре, общениеможет восприниматься как:

1. Взаимодействие людей, их воздействие друг на друга.

2. Обмен между людьми познавательной или эмоциональной информацией, опытом, знаниями, умениями, навыками.

3. Физические или психологические контакты между людьми [17, с. 250].

Общение пронизывает всю человеческую жизнь и является такой же важной потребностью, как витальные потребности в еде, одежде, воде, жилище и т. п.

Социальный психолог Г. М. Андреева, занимаясь анализом элементов общения, выделила структуру, состоящую из следующих частей:

1. коммуникативная составляющая, которая является непосредственным обменом информацией;

2. интерактивная составляющая – взаимодействие людей;

3. социально-перцептивный аспект – восприятие и познание людьми друг друга [1].

Г. М. Андреева подчеркивает, что каждая из сторон общения не существует изолированно от двух других. Все они взаимосвязаны, и выделяются лишь для анализа.

В сотрудничестве с социальным психологом Б.Д. Парыгиным, Г.М. Андреева выделилиа три функции (стороны) общения:

1. коммуникативную (передача, получение и обмен информацией);

2. интерактивную (взаимодействие);

3. перцептивную (восприятие и понимание или взаимопонимание).

Коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле, выражается не просто движением информации, а взаимной её передачей между двумя или более индивидами-субъектами. С.Л. Рубинштейн рассматривает коммуникацию как сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека [22].

В зависимости от средств, в коммуникативном процессе обычно выделяют вербальную и невербальную коммуникацию. Вербальная коммуникация осуществляется посредством речевой деятельности: аудирование, чтение, письмо. Невербальная коммуникация выражается во взаимодействие между индивидами без использования слов: образами, жестами, интонацией, мимикой, пантомимикой и др.

Невербальная коммуникация является важной деталью при общении с другими людьми по ряду причин:

1. Приблизительно 70% информации воспринимается человеком именно визуально.

2. Сигналы невербального общения позволяют понять мысли и истинные чувства собеседника.

3. Отношение к партнёру или к собеседнику, как правило, формируется под влиянием самого первого взгляда и впечатления, а они, в свою очередь, являются конечным результатом воздействия различных невербальных факторов.

4. Невербальные сигналы особенно ценны, потому что они бессознательны и спонтанны и всегда искренне, в отличие от слов.

Вербальная коммуникация также является важным компонентом при общении. По своим коммуникативным возможностям она гораздо богаче всех остальных видов общения, но все же не может полноценно заменить невербальную коммуникацию.

Стоит заметить, что передача информации, вербальная и невербальная, возможна только в том случае, если и у информатора (коммуникатора) и принимающего (реципиента) имеется понимание друг друга. Если же имеется несоблюдение данного нюанса, то между людьми возникают коммуникативные барьеры, служащие причиной недопонимания собеседников. Именно поэтому коммуникация возможна только при наличии коммуникативных навыков.

Проанализировав все вышеперечисленные утверждения, мы выделили следующее определение понятия коммуникативных навыков.

Коммуникативные навыки – навыки, которые позволяют верно построить свое поведение, подбирать подходящий способ обращения к собеседнику.

Известны следующие группы коммуникативных навыков:

1. информационно-коммуникативные (вхождение в процесс общения, понимание партнера по общению, сопоставление средств невербального и вербального общения в процессе);

2. регуляционно-коммуникативные (связывание своих действий с установкой и потребностью партнера, умение использовать свой опыт в общей деятельности, просчитывать продукт общения);

3. аффективно-коммуникативные (выражение своего сопереживания) [1].

Удовлетворяя потребность к познанию и оценке других людей и себя, человек занимается коммуникативной деятельностью, предметом которой является другой человек – партнер по общению. Коммуникативная деятельность играет особую роль, т.к. с её помощью человек с одной стороны непосредственно изучает других участников общения, и с другой сам становится объектом собственного изучения.

Овладев видами коммуникативной деятельности, человек становится компетентным в плане коммуникации. Коммуникативная компетентность — знание культурных норм, этикета и ограничений в деловом общении.

В дальнейшем исследовании коммуникативной компетенции нами была рассмотрена эмпирическая модель М. Аргайла, известного британского социального психолога. В его модели по достижению коммуникативной компетентности у человека становятся выработаны:

1. умение давать и получать обратную связь;

2. умение говорить;

3. умение слушать;

4. умение награждать;

5. деликатность, умение давать коммуникацию «гладкой»;

6. знание правил [13].

Автором еще одной модели коммуникативной компетентности, во многом опирающейся на представления М. Аргайла, является российский психолог Ю. Н. Емельянов. Он выделяет следующие аспекты коммуникативной компетентности:

1. умения и навыки, которые «…служат индивиду при дальнейших контактах с окружающими»;

2. особенности личности индивида, т.е. наличие самоидентичности;

3. ситуативная адаптивность;

4. осознание деятельностной среды (социальной и физической), окружающей человека и способность воздействовать на неё для достижения своих целей, а также делать свои действия понятными для других;

5. свободное владение вербальными и невербальными средствами социального поведения.

Таким образом, мы выяснили определения «общение», «коммуникативные навыки», «коммуникативная деятельность» и «коммуникативная компетенция»; выделили структуру и стороны общения и коммуникации в частности, а также изучили модели коммуникативной компетентности.

Проанализировав все вышеперечисленное, мы можем сказать, что коммуникативные навыки необходимы для человека, так как при владении ими он становится подготовленным, полезным и полноценным членом социальной среды.

 

 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.