Экспериментирование как средство развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Экспериментирование как средство развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

2019-12-26 474
Экспериментирование как средство развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Дипломная работа

ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

 

 

Филипповой Серафимы Михайловны

студентки 441 группы

специальность 44.02.04

«Специальное дошкольное образование»

 

 

Преподаватель:

Щербань Дарья Сергеевна

 

 

Санкт-Петербург

2018

Оглавление

 

Введение. 3

Глава I Теоретические аспекты использования экспериментирования как средства развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 7

1.1. Сущность понятия «коммуникативные навыки». 7

1.2. Особенности развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. 11

1.3. Сущность понятия «экспериментирование». 17

1.4 Методика организации и проведения экспериментов для развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в условиях дошкольного образовательного учреждения. 21

Глава II Организация экспериментальной работы по использованию экспериментирования как средства развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. 28

2.1 Выявление уровня развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. 28

2.2 Организация и реализация экспериментирований как средства развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. 36

2.3 Выявление уровня развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. 42

2.4 Методические рекомендации по использованию экспериментов для развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 45

Заключение. 52

Список использованной литературы.. 56

Приложение. 59

 


 

Введение

 

 

Коммуникация – это часть нашей жизни. Эффективное владение коммуникативными навыками является залогом успешной социализации человека, которая необходима для существования человека в окружающей его действительности. В связи с этим современная педагогика, опираясь на гуманистические концепции воспитания, ставит для себя задачей создать условия для всестороннего (в том числе и коммуникативного) развития личности и жизненного успеха.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, к требованиям для развития и образования дошкольников имеется социально-коммуникативное развитие, которое «направленно на развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; …развитие социального и эмоционального интеллекта, …формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками» [28]. Тем самым, важность коммуникативного развития стоит на федеральном уровне.

Наиболее остро проблема социально-коммуникативного развития стоит у дошкольников с общим недоразвитием речи, которое на настоящий момент является наиболее тяжелым и часто встречающимся дефектом у детей, нежели другие речевые патологии. К исследованию данной проблемы обращались такие научные деятели в области педагогики и психологии, как Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина и другие. По данным психолого-педагогических исследований, процесс личностного развития и самоопределения этих детей затруднен, что обусловлено незрелостью их эмоционально-волевой сферы, отставанием в формировании системы социальных отношений. В дальнейшем, если не обращаться за помощью к специалистам, во взрослой жизни у них не будет возможности стать полноценными членами общества. Недостаточное развитие коммуникативных умений, наличие речевой пассивности не способствуют развитию общения и негативно сказываются на общем развитии дошкольника. В связи с вышесказанным, формируется вывод о необходимости развития навыков коммуникации различными способами как в образовательной деятельности, так и в процессе совместной деятельности с воспитателем и сверстниками.

Наряду с традиционными методами и приемами по развитию коммуникативных навыков, стоит заметить такое средство как опытно-экспериментальную деятельность, которая занимает ведущее место в дошкольном возрасте. К старшему дошкольному возрасту заметно нарастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, экспериментальной активности, направленной на обнаружение нового.

Экспериментирования  не только дают возможность познать целостную картину окружающего мира, но также в ходе деятельности слушать и понимать получаемую информацию, вступать в активный диалог и ясно выражать свои мысли, задавать вопросы, регулировать свое поведение в соответствии с правилами ­– иными словами, активно вступать во взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Но проблема заключается в том, что часто ребенку преподносятся готовые истины, готовые выводы и обобщения. И вместо того, чтобы ребенку самому обследовать, наблюдать, экспериментировать, сравнивать, получать какой-либо результат, он вынужден выслушивать от воспитателей готовые сведения о том, как познавали мир другие люди. Такое обучение можно назвать пассивным, то есть ребенок пассивно слушает, запоминает, но сам в активном изучении объекта не участвует. Способом пассивного обучения у ребенка нет шансов развить высокую познавательную и коммуникативную активность. Следовательно, в будущем он не будет приспособлен к самостоятельному добыванию знания. В связи с вышесказанным, необходимо грамотно организовать педагогическую работу, в ходе которой воспитанник будет активно развивать свои коммуникативные навыки со взрослыми и сверстниками.

Таким образом,  проблема формирования коммуникативных навыков детей дошкольного возраста важна для изучения и реализации, особенно актуальна данная проблема для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Поэтому  важно подобрать правильное средство, которое будет способствовать всестороннему развитию личности ребенка.

Объект исследования — развитиекоммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Предмет исследования — экспериментирование как средство развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Исходя из актуальности,  была поставлена следующая цель и задачи исследовательской работы:

Цель дипломной работы: Выявление педагогических условий использования экспериментирования для развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Задачи дипломной работы:

1. Проанализировать понятие «коммуникативные навыки» и особенности их развития в старшем дошкольном возрасте у детей с общим недоразвитием речи.

2. Проанализировать понятие «экспериментирование», особенности его осуществления в группе детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

3. Провести опытно-экспериментальное исследование по развитию коммуникативных навыков путем реализации экспериментов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

4. В процессе исследования выявить и обосновать педагогические условия использования экспериментов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитие речи.

5. Разработать методические рекомендации по использованию экспериментов как способа развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

 

 


 

Вывод по I главе:

 

Коммуникативные навыки являются существенной частью жизни индивида в окружающей его действительности. Благодаря их наличию и развитости, человек способен познавать, оценивать, и понимать себя и других людей посредством общения – обмен информацией, опытом, знаниями и умениями. Без развитых коммуникативных навыков личность не способна взаимодействовать с обществом, поэтому их необходимо развивать.

Проблема с формированием коммуникативных навыков наиболее серьезно наблюдает у детей с общим недоразвитием речи – полиэтиологическим нарушением всех компонентов речи при сохранном слухе и интеллекте. У подобных детей наблюдается позднее начало развития речи, низкая речевая активность, скудность словарного запаса, дефекты произношения и фонемообразования и аграмматизм. В зависимости от степени (уровня) патогенеза дети могут быть практически без речи или же проявлять неяркую выраженность.

В старшем дошкольном возрасте проблема отставания в коммуникативном развитии у дошкольников с общим недоразвитием речи проявляется интенсивнее, так как в этот период дети дошкольного возраста чувствительнее к влиянию социума. Неспособность ребенка к организации процесса общения как со взрослыми, так и со сверстниками создает серьезные проблемы на пути их развития и обучения.

В качестве области коррекционной работы в социально-коммуникативной сфере нами было выбрано экспериментирование, основной особенностью которого заключается в том, что ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно – исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.

Использование экспериментирования способствует не только внутреннему развитию ребенка, но и пополнению его социальных и коммуникативных навыков за счет игровой деятельности и наглядности.

В наиболее полном, развернутом виде исследовательское обучение предполагает следующее:

1. ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо разрешить;

2. предлагает возможные решения;

3. проверяет эти возможные решения, исходя из данных;

4. делает выводы в соответствии с результатами проверки;

5. применяет выводы к новым данным;

6. делает обобщения.

То есть мы можем сказать, что дошкольник не только познает целостную картину окружающего мира, но также в ходе деятельности слушает и понимает получаемую информацию, вступает в активный диалог и ясно выражает свои мысли, задает вопросы, регулирует свое поведение в соответствии с правилами ­– иными словами, активно вступает во взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Для достижения поставленной нами цели необходимо оборудовать и организовать предметно-пространственную среду группы, в которую будут внесены демонстрационный и раздаточный материалы, подбираемые с учетом содержания непосредственной образовательной деятельности, и способствующие расширению кругозора ребенка, овладению предметно-практическими действиями с веществами, предметами и приборами, установлению причинно-следственных связей между явлениями, овладению образно-символическими действиями, знакомств с культурной деятельностью человека.

Таким образом, работая с детьми старшей группы, нами были поставлены следующие задачи по развитию коммуникативных навыков в процессе исследовательской деятельности:

1. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, развивать поисковую деятельность.

2. Научить детей активно вступать во взаимодействие со сверстниками и взрослыми, способствовать становлению коммуникативных навыков и умений.

3. Слушать и понимать речь, задавать вопросы, ясно выражать свои мысли, пользоваться формами речевого этикета, регулировать своё поведение в соответствии с нормами и правилами.

В данной главе нами были рассмотрены теоретические основы для реализации нашего педагогического эксперимента. Мы раскрыли особенности развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, особенности экспериментирования и влияние опытно-экспериментальной деятельности на развитие личности ребенка, а также методику реализации экспериментирования в условиях дошкольного учреждения.

Используя полученные знания, мы можем приступить к планированию и апробации нашей дипломной работы, которые будут описаны в следующей главе.

 


Глава II Организация экспериментальной работы по использованию экспериментирования как средства развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

 

2.1 Выявление уровня развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

 

Перед началом организации экспериментальной работы были поставлены следующие цели и задачи.

Цель: Выявить в ходе экспериментальной работы эффективность использования экспериментирования как средства развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Задачи:

1. Провести диагностику уровня сформированности коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

2. Организовать и реализовать цикл занятий по экспериментированию с целью развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

3. Провести анализ и интерпретацию контрольной диагностики уровня развития коммуникативных навыков.

4. Разработать методические рекомендации по использованию экспериментирования как средства развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Опытно-экспериментальная работа была организованна и проведена в ГБДОУ №8 комбинированного вида Красногвардейского района г. Санкт-Петербурга. В детском саду функционирует 10 групп для детей от 3 до 7 лет. Из них: 3 группы общеобразовательные, 3 группы для детей с тяжелым нарушением речи, 1 группа для слабослышащих детей, 1 группа для детей с задержкой психического развития и 2 группы для детей со сложным дефектом.

Исследовательская работа проводилась в группе детей с общим недоразвитием речи. В данной группе 15 детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет, 10 мальчиков и 5 девочек. У всех детей имеется общее недоразвитие речи I, II или III уровня.

Было организованно и проведено экспериментальное исследование, которое состояло из 3 этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.

Констатирующий этап был направлен на изучение сформированности коммуникативных навыков у детей с общим недоразвитием речи с помощью трёх диагностик:

1. Наблюдение за межличностными отношениями дошкольников – Е. О. Смирновой, В. М. Холмогоровой (Приложение 1).

2. Диагностика изучения уровня речевой коммуникации – Ф. М. Даскаловой (Приложение 2).

3. Методика изучения умений вести диалог – И. А. Бизиковой (Приложение 3).

Подобранные диагностические методики проводились с группой дошкольников в течение месяца. Данный комплекс диагностик направлен на глубокое изучение разных сторон использования коммуникативных навыков в форме наблюдений как во время занятий, так и в свободной игровой деятельности детей. Во время исследования дети не знали, что за ними наблюдают, поэтому вели себя открыто и непринужденно.

В процессе формирующего эксперимента осуществлялась работа по развитию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством использования экспериментирования. Во время государственной практики было организованно и проведено восемь занятий два раза в неделю по лексическим темам «Профессии», «День Защитника Отечества», «Части суток», «Весна. 8 Марта».

Контрольный эксперимент был направлен на выявление эффективности проведенной работы. Для более точного анализа результативности были использованы диагностики с констатирующего этапа.

Длявыявления уровня сформированности коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с недоразвитием речи нами была использована методика Е. О. Смирновой и В. М. Холмогоровой «Наблюдение за межличностными отношениями дошкольников» [25], диагностика изучения уровня речевой коммуникации – Ф. М Даскаловой [6], а также методика изучения умений вести диалог И. А. Бизиковой [2].

Рассмотрим результаты проведенной диагностики «Наблюдение за межличностными отношениями дошкольников» Е. О. Смирновой и В. М. Холмогоровой (Приложение 1).

Результаты уровня развития коммуникативных навыков представлены в таблице 3.

Таблица 3 Результаты диагностики «Наблюдение за межличностными отношениями дошкольников».

  Имя Инициативность   Чувствительность к воздействиям сверстника   Преобладающий эмоциональный фон Баллы   Уровень
Артур А. 1 2 позитивный 3 средний
Даня А. 1 1 негативный 2 низкий
Надя В. 1 2 позитивный 3 средний
Настя Б. 1 2 позитивный 3 средний
Даша Н. 1 3 нейтрально-деловой 4 средний
Илья Р. 1 2 нейтрально-деловой 3 средний
Сережа С. 1 2 нейтрально-деловой 3 средний
Егор Ж. 2 2 нейтрально-деловой 4 средний

Как можно наблюдать на таблице 3 и рисунке 1, межличностные отношения дошкольников развиты в основном на среднем уровне. Дети поддаются воздействию сверстников, однако сами не пытаются организовать игру. Особое внимание стоит обратить на Даню А.: как будет видно в дальнейших диагностиках, уровень коммуникативных навыков у Дани в целом развит на среднем уровне, однако при общении со сверстниками Даня показывает резкую и сильную отстраненность и желание играть и работать самостоятельно. Таким образом, на формирующем этапе при работе с Даней необходимо будет уделить внимание именно на межличностной стороне общения.

Рисунок 1 – Наблюдение за межличностными отношениями дошкольников. Е. О. Смирновой и В. М. Холмогоровой.

Диагностика изучения уровня речевой коммуникации — Ф.М Даскаловой (Приложение 2).

В ходе диагностики уровня развития коммуникативных навыков особое внимание было обращено следующим, представленным в таблице 4, коммуникативным навыкам:

Таблица 4 Результаты диагностики «Изучение уровня речевой коммуникации».

 

Имя

Коммуникативные навыки

Вступать в диалог Поддерживать диалог Слушать собеседника Понимать собеседника Ясно выражать свои мысли Пользоваться формами речевого этикета Понимать настроение и чувства собеседника     Баллы
Артур А. + - - + - - - 2
Даня А. + - + + - + - 4
Надя В. - + + - - - + 3
Настя Б. - - + + - + - 3
Даша Н. - - + + - + - 3
Илья Р. + - - + - - - 2
Сережа С. - - + + - + - 3
Егор Ж. - + - + - + + 4

 

Данная диагностика наглядно показывает уровень сформированности коммуникативных навыков. Наименьшее количество баллов показали Артур А. и Илья Р., у них одинаково набралось два показателя: умение вступать в диалог и понимать собеседника. Два ребенка (Егор Ж. и Даня А.) показали наивысший для данной экспериментальной группы показатель: четыре балла из семи, что говорит о предпосылках для развития высокого уровня коммуникативных навыков. Большинство детей понимают и слушают собеседника, но сами не могут ясно выразить свои мысли и поддержать диалог.

Рисунок 2 – Диагностика изучения уровня речевой коммуникации

Ф. М. Даскаловой.

Методика изучения умений вести диалог – И. А. Бизиковой (Приложение 3).

Данная диагностика направлена на выявление речевой активности и самостоятельности дошкольников. Во время тестирования было обращено внимание на красноречивость передачи информации детьми, проявление инициативности в общение (сколько вопросов задают, какого они характера, делятся ли своими впечатлениями после ответа собеседника). Для этого взрослыми выбирались темы для беседы, которые они предлагали детям для обсуждения. Полученные результаты были занесены в таблицу 5.

Таблица 5 Результаты диагностики «Изучение умений вести диалог».

  Имя Умение задавать вопросы Умение отвечать на вопросы Умение сообщать собеседникам свое мнение Умение выражать просьбы, советы, предложения Умение сообщать о своих чувствах, делиться новостями Умение вести диалог в соответствии с правилами речевого этикета   Баллы
Артур А. 2 2 2 3 2 2 2
Даня А. 3 3 4 3 4 4 3,5
Надя В. 3 3 3 3 4 3 3
Настя Б. 2 2 2 3 2 2 2
Даша Н. 2 3 2 2 2 3 2
Илья Р. 2 3 2 2 2 3 2
Сережа С. 2 3 2 3 2 3 2,5
Егор Ж. 3 3 3 4 4 4 3,5

 

По результатам можно сделать следующие выводы:

Наиболее высокие результаты умения вести диалог в целом показали Даня А. и Егор Ж.: они хорошо сообщают о своих чувствах, могут ответить на поставленные вопросы и пользуются правилами речевого этикета. Наиболее низкий результат показала Настя Б.. Именно у неё наблюдается по Л.Г. Соловьевой второй тип нарушения общения: она замечает за собой свои речевые дефекты больше остальных, ввиду этого при попытке вести с ней диалог она замыкается и по большей части не отвечает на поставленные вопросы.

Рисунок 3 –  Методика изучения умений вести диалог

И. А. Бизиковой.

Итоговый анализ констатирующих диагностик уровня развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, входящих в экспериментальную группу:

Сводная таблица по итогу всех диагностик:

Таблица 6 Сводная таблица по итогу всех констатирующих диагностик

Имя Результат 1 диагностики Результат 2 диагностики Результат 3 диагностики Итоговое количество баллов
Артур А. 3 2 2 7
Даня А. 2 4 3,5 9,5
Надя В. 3 3 3 10
Настя Б. 3 3 2 8
Даша Н. 4 3 2 9
Илья Р. 3 2 2 7
Сережа С. 3 3 2,5 8,5
Егор Ж. 4 4 3,5 11,5

 

Максимальное возможное количество баллов по итогам трёх диагностик — 11,5 баллов.

Подводя итоги по полученным данным диагностик, нами была составлена диаграмма уровня коммуникативного развития экспериментальной группы, которую можно увидеть на рисунке 4.

Рисунок 4 – Итоговый анализ констатирующих диагностик.

Анализируя данную диаграмму, мы можем сделать следующие выводы:

1. 50% экспериментальной группы имеют низкий уровень развития коммуникативных навыков для своего возраста: они не вступают в активный диалог и ведут больше индивидуальную игру.

2. 50% воспитанников имеют средний уровень: они ищут общения с другими и проводят совместную игровую деятельность, проявляют интерес к партнеру и к окружающему, но чаще всего проявляют неуверенность и пассивность в принятии решений, рассчитывая, что другой ребенок возьмет на себя роль ведущего в общении.

3. В группе преобладают следующие проблемы в развитии коммуникативных навыков: доминирование пассивного слушания получаемой информации над активным, нежелание подчиняться правилам и инструкциям, слабо развитое взаимодействие воспитанников в совместной игровой деятельности, проблемы с высказыванием и аргументированием своих мыслей и чувств.

На основе проведенных диагностик было выявлено, что экспериментальная группа содержит 50% детей низким уровнем развития коммуникативных навыков, 50% детей со средним уровнем развития коммуникативных навыков.

 

 

Заключение

Сформированность коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитие речи – одна из главных проблем их обучения и воспитании в дошкольных образовательных учреждениях. 

Благодаря анализу психолого-педагогичсекой литературы мы смогли сделать вывод, что именно в старший период дети дошкольного возраста чувствительнее к влиянию социума. Неспособность ребенка к организации процесса общения как со взрослыми, так и со сверстниками создает серьезные проблемы на пути их развития.

Наше теоретическое исследование было организованно с целью изучения специфики усвоения коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. А также выявить, в ходе экспериментальной работы, эффективность использования экспериментирования как средства развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Решая первую задачу дипломной работы, мы определили сущность понятия «коммуникативные навыки» и особенности их развития в старшем дошкольном возрасте у детей с общим недоразвитием речи, которые заключаются в: снижении потребности в общении, обедненных вербальных средствах общения, отсутствии диалогической и монологической речи, низким уровнем заинтересованности в контакте, неумением ориентироваться в ситуации общения, негативизмом.

Решая вторую задачу, нами было проанализировано понятие «экспериментирование» и особенности его осуществления в группе детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Реализация экспериментирования для детей с общим недоразвитием речи имеет ряд плюсов: оно развивает познавательную инициативу воспитанников, позволяет им освоить причинно-следственные отношения, культурные формы упорядочения опыта, развивает восприятие, мышление и речь в процессе активного поиска информации, расширяет их кругозор, способствует мощному проявлению инициативности и самостоятельности. Помимо этого у детей развиваются социально-коммуникативные навыки, так как в процессе рассуждения и высказываний гипотез развивается диалогическая речь, умение работать сообща, аргументировать свою точку зрения, принимать чужую точку зрения и приходить к компромиссу.

При решении третьей задачи, реализации экспериментов для развития коммуникативных навыков, нами были разработаны три этапа экспериментального исследования: констатирующий, формирующий и контрольный.

На констатирующем этапе была проведена диагностическая работа по определению уровня развития коммуникативных навыков у экспериментальной группы. В ходе исследования выяснилось, что из восьми обследованных детей четыре ребенка имеют средний уровень и четыре ребенка показали низкий уровень. Наблюдаемые особенности коммуникативной среды были следующими:

· преобладание пассивного слушания получаемой информации над активным;

· нежелание подчиняться правилам и инструкциям;

· слабо развитое взаимодействие воспитанников в совместной игровой деятельности;

· проблемы с высказыванием и аргументированием своих мыслей и чувств.

По результатам констатирующего эксперимента было составлено и организовано планирование экспериментирования, направленного на развитие коммуникативных навыков у детей, входящих в экспериментальную группу. Реализация экспериментирования содержала в себе комплекс экспериментов по четырем блоками явлении неживой природы: «Вода», «Свет», «Время», «Тепло». Блоки были разработаны с целью оптимального сочетания темы блока с проходимой лексической темой для создания причинно-следственного понимания у дошкольников.

Добиться решения четвертой задачи дипломной работы мы смогли на контрольном обследовании развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. На данном этапе эксперимента уровень развития коммуникативных навыков у детей показал, что после апробации экспериментальной работы шесть воспитанников имеют средний уровень, один ребенок повысил уровень развития коммуникативных навыков до высокого, один ребенок остался на низком уровне. У детей появился интерес к построению межличностных отношений, они способны самостоятельно объяснить различные природные явления, а также стараются самостоятельно найти способы познания окружающей действительности. Благодаря выявленной динамике коммуникативной активности, мы можем утверждать, что выстроенная нами работа по использованию экспериментирования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи дает эффективные результаты и решает разработанные нами задачи по достижению цели педагогического эксперимента.

После этого мы приступили к решению пятой задачи. На основе полученного практического опыта нами были разработаны методические рекомендации по использованию экспериментов как способа развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Данные рекомендации включают в себя шаги по грамотному планированию экспериментов в группе, схему логичной организации занятий, подход при общении с воспитанниками и способы разнообразия предметно-пространственной среды. Мы считаем, используя данные рекомендации, можно получить хорошие результаты в развитии и скреплении межличностных отношений в группе.

Таким образом, задачи, поставленные в начале работы, были решены, цель исследования достигнута. Проведенное исследование позволило наметить направление дальнейшей работы в рамках развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста в условиях общеобразовательного дошкольного учреждения.

 

 


Список использованной литературы

 

1. Андреева, Г.М. Социальная психология: 5-е издание. – М.: Аспект Пресс, 2014.

2. Бакунова, И.В. Межличностное общение у детей дошкольного возраста с речевым недоразвитием // Образование. Наука. Научные кадры. – 2015. – № 5.

3. Бизикова, О.А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре. – М.: 2014.

4. Волкова, Л.С. Логопедия: Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических высш. учеб. заведений. – М.: Владос, 2009.

5. Горошилова, Е.П. Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников 3-7 лет: Перспективное планирование / Е.В. Шлык.  – СПб.: Детство-пресс, 2018.

6. Даскалова, Ф.Г. Диагностика речевого развитии детей дошкольного возраста как объект воздействия при обучении родному языку в детском саду. – М.: 2014.

7. Двуреченская, О.Н. Особенности общения детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста // Проблемы современного педагогического образования. – 2016. – № 52-5.

8. Дмитриева, Е.Е. Особенности коммуникативной компетентности у старших дошкольников с общим недоразвитием речи / Я.И. Ветрова. // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1.

9. Дмитриева, Е.А. Детское экспериментирование. Карты-схемы для проведения опытов со старшими дошкольниками / С.А. Калиниченко, О.Ю. Зайцева. – М.: Сфера, 2018.

10. Исаева, Н.Ю. Возможности формирования коммуникативных навыков в процессе познавательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / А.А. Братчина. // Инновационные компетенции и креативность в психологии и педагогике. – 2017.

11. Исакова, Н.В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность. – СПб.: Детство-пресс, 2015.

12. Колодовская, Е.А. Игровой аспект развития навыков общения у детей с общим недоразвитием речи // Наука 21 века: вопросы, гипотезы, ответы. – 2015. –№5 (14).

13. Краева, А.А. Особенности развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста / С.Е. Привалова.  // Педагогическое образование в России. – 2017. – №8.

14. Куликовская, И.Э. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст: Учеб. пособие / Н.Н. Совгир. – М.: Педагогическое общество России, 2014.

15. Муравьева, О.И. Психология коммуникативной компетентности: Учебник. – Томск: Изд-во Том, ун-та, 2012.

16. Муталлапова, Е.Г. Трудности межличностного общения у детей дошкольного возраста с онр // Актуальные направления научных исследований: от теории к практике. – 2016. – № 1 (7).

17. Немов, Р.С. Психологический словарь – М.: Владос, 2007. 

18. Нищева, Н.В. Вариативная примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с 3-7лет: 3-е изд., перераб и доп. –  СПб.: Детство-пресс, 2015. 

19. Нищева, Н.В. Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника: Опыты, эксперименты, игры // Дошкольная педагогика. – СПб.: Детство-пресс, 2017.

20. Панфилова, А.П. Психология общения: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М.: Академия, 2013.

21. Погодаева, А. В. Особенности общения со сверстниками детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями // Молодой ученый. — 2017. — №15.

22. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2015.

23. Рыжова, Л.В. Методика детского экспериментирования. – СПб.: Детство-пресс, 2017.

24. Самохвалова, А.Г. Специфика коммуникативной активности ребенка как субъекта затрудненного общения // Сибирский педагогический журнал. – 2013.

25. Смирнова, Е.О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция / В.М. Холмогорова. // Психология для всех. – М.: Владос, 2013.

26. Стебелева, Е.А. Специальная дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2013.

27. Тугушева, Г.П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие / А.Е. Чистякова.  – СПб.: Детство-пресс, 2016.

28. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – М.: Центр педагогического образования, 2014.

29. Филичева, Т.Б. Основы дошкольной логопедии / О.С. Орлова, Т.В. Туманова  – М.: Эксмо, 2015.

30. Филичева, Т.Б. Формирование коммуникации дошкольников с общим недоразвитием речи в игровой деятельности / Т.В. Туманова, О.М. Елисеенкова. // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – №3 [Электронный ресурс]. URL: https://www.science-education.ru. (Дата обращения: 16.11.2018).

 

Дипломная работа

ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

 

 

Филипповой Серафимы Михайловны

студентки 441 группы

специальность 44.02.04

«Специальное дошкольное образование»

 

 

Преподаватель:


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.