Тема 9. Стадии конституционного судебного процесса — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Тема 9. Стадии конституционного судебного процесса

2019-12-27 156
Тема 9. Стадии конституционного судебного процесса 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тема 9. Стадии конституционного судебного процесса

Предварительное изучение обращения судьёй (судьями) Конституционного Суда.

Заседание Конституционного Суда по решению вопроса о принятии обращения к рассмотрению. Основания отказа в принятии обращения к рассмотрению.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН ОТ 21.07.94 N 1-ФКЗ (РЕД. ОТ 02.06.2009) "О КОНСТИТУЦИОННОМ СУДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

СТАТЬЯ 41. ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОБРАЩЕНИЯ СУДЬЯМИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Председатель Конституционного Суда Российской Федерации в порядке, установленном Конституционным Судом Российской Федерации, поручает одному или нескольким судьям предварительное изучение обращения, которое должно быть завершено не позднее двух месяцев с момента регистрации обращения. Предварительное изучение обращения судьей (судьями) является обязательной стадией производства в Конституционном Суде Российской Федерации. Заключение судьи (судей) Конституционного Суда Российской Федерации по результатам предварительного изучения обращения докладывается в пленарном заседании Конституционного Суда Российской Федерации.

Статья 42. Принятие обращения к рассмотрению

Решение по вопросу о принятии обращения к рассмотрению принимается Конституционным Судом Российской Федерации в пленарном заседании не позднее месяца с момента предварительного изучения обращения судьей (судьями).

О принятом Конституционным Судом Российской Федерации решении уведомляются стороны.

В случаях, не терпящих отлагательства, Конституционный Суд Российской Федерации может обратиться к соответствующим органам и должностным лицам с предложением о приостановлении действия оспариваемого акта, процесса вступления в силу оспариваемого международного договора Российской Федерации до завершения рассмотрения дела Конституционным Судом Российской Федерации.

Статья 43. Отказ в принятии обращения к рассмотрению

Конституционный Суд Российской Федерации принимает решение об отказе в принятии обращения к рассмотрению в случаях, если:

1) разрешение вопроса, поставленного в обращении, не подведомственно Конституционному Суду Российской Федерации;

2) обращение в соответствии с требованиями настоящего Федерального конституционного закона не является допустимым;

3) по предмету обращения Конституционным Судом Российской Федерации ранее было вынесено постановление, сохраняющее свою силу.

В случае, если акт, конституционность которого оспаривается, был отменен или утратил силу к началу или в период рассмотрения дела, начатое Конституционным Судом Российской Федерации производство может быть прекращено, за исключением случаев, когда действием этого акта были нарушены конституционные права и свободы граждан.

Статья 44. Отзыв обращения

Обращение в Конституционный Суд Российской Федерации может быть отозвано заявителем до начала рассмотрения дела в заседании Конституционного Суда Российской Федерации. В случае отзыва обращения производство по делу прекращается.

Назначение дела к слушанию. Основания для назначения дела к рассмотрению без слушания. Подготовка дела к слушанию (к рассмотрению дела без слушания). Судья-докладчик, его права и обязанности.

После принятия обращения к рассмотрению Конституционный Суд РФ ставит его в график рассмотрения дел. Решение о назначении дела к слушанию на заседании Конституционного Суда РФ принимается Судом не позднее чем через месяц после принятия обращения к рассмотрению.

В решении указывается очередность слушания дел, как правило, исходя из последовательности поступления обращений. В случаях, не терпящих отлагательства, очередность дел может быть изменена. Например, для скорейшего восстановления конституционных прав заявителя возможно внеочередное слушание дела.

Суд может отложить рассмотрение вопроса о назначении дела к слушанию, к разрешению дела без проведения слушания либо перенести дату рассмотрения назначенного дела при наличии уважительных причин, которые указываются в протоколе заседания Суда.

Суд вправе принять решение об объединении дел в одно производство при условии, что обращения касаются одного и того же предмета.

На заседании докладывается заключение судьи о результатах предварительного изучения обращения. Все присутствующие на заседании судьи изучают обращение и приложенные к нему документы, обсуждают заключение судьи и решают, принимать или не принимать обращение к рассмотрению.

Мнения ученых

По существу, в этой стадии вновь разрешается вопрос о допустимости жалобы и подведомственности спора Конституционному Суду РФ[1].

Решение по вопросу о принятии обращения к рассмотрению принимается Конституционным Судом РФ не позднее месяца с момента завершения предварительного изучения обращения судьей (судьями).

На данной стадии Суд может прийти к выводу о наличии оснований (условий) для рассмотрения дела без проведения слушания. В этом случае в решении Суда о принятии обращения к рассмотрению указывается, что Суд предполагает разрешить дело без проведения слушания.

До момента рассмотрения дела на заседании Конституционного Суда РФ заявитель вправе отозвать свое обращение и производство по делу будет прекращено.

Определение Суда об отказе в принятии обращения к рассмотрению должно быть мотивированным.

Если обращение принимается к рассмотрению, то судья, проводивший его предварительное изучение, становится, как правило, судь- ей-докладником по делу, осуществляющим подготовку дела к судебному разбирательству. Для подготовки к слушанию особо сложных дел, изложения материалов дела в ходе заседания Суда и составления проекта итогового решения может быть назначено несколько судей (ст. 49 ФКЗ о Конституционном Суде). Судья-докладчик обладает следующими правами и обязанностями, необходимыми для подготовки дела к слушанию, создания условий для эффективного слушания дела в ходе заседания Конституционного Суда РФ:

· • истребовать необходимые документы и иные материалы, направлять запросы;

· • вызывать стороны и их представителей, разъяснять их права и обязанности, привлекать необходимых лиц к сбору доказательств;

· • организовывать проведение экспертиз, получение консультаций специалистов;

· • координировать работу сотрудников Секретариата Суда при подготовке справок и заключений, контролировать сроки исполнения поручений;

· • совместно с председательствующим определять круг лиц, подлежащих приглашению и вызову на заседание, давать распоряжения об оповещении о месте и времени заседания, а также о направлении участникам процесса необходимых материалов;

· • готовить доклад по делу, которым открывается судебное заседание;

· • готовить проект решения Суда, а также перечень вопросов, подлежащих, по его мнению, обсуждению и разрешению в ходе совещания судей по принятию итогового решения.

Мнения ученых

Поручения судьи-докладчика имеют характер требований Конституционного Суда РФ, от имени которого он действует, и обязательны к

исполнению всеми органами, организациями и лицами, которым оно

направлено[2].

Стороны и другие участники процесса заблаговременно уведомляются о времени и месте заседания Конституционного Суда РФ. Объявления о заседаниях Конституционного Суда РФ публикуются в СМИ, размещаются на сайте Конституционного Суда РФ.

Если Конституционный Суд РФ принял решение о рассмотрении дела без проведения слушаний (при наличии оснований, определенных в ст. 47' ФКЗ о Конституционном Суде), копии обращения заявителя и приложенных к нему документов и материалов направляются судьей-докладчиком в орган, издавший (должностному лицу, подписавшему) оспариваемый акт, для представления письменного отзыва в Суд. Отзыв, представленный в Суд, направляется заявителю для ознакомления и подачи возражений на него.

Если в Конституционный Суд РФ поступил документ с возражением против разрешения дела без проведения слушания, судья-докладчик на ближайшем заседании Суда докладывает о наличии такого документа. Если такой документ является ходатайством, влекущим невозможность разрешения дела без проведения слушания, Суд принимает решение о проведении слушания по делу, а при наличии возможности одновременно назначает дело к слушанию.

Для справки

К ходатайствам, влекущим невозможность разрешения дела без проведения слушания, относятся:

· 1) ходатайство с возражением против применения некой процедуры, поданное Президентом РФ, Советом Федерации, Государственной Думой, Правительством РФ или органом государственной власти субъекта РФ, когда предполагается разбирательство дела о соответствии Конституции РФ принятого каким-либо органом нормативного правового акта;

· 2) ходатайство, поданное заявителем, когда проведение слушаний необходимо для обеспечения его прав.

Согласно ст. 50 ФКЗ о Конституционном Суде все органы, организации и лица, к которым обращается Конституционный Суд РФ, обязаны выполнять его требования:

· • о предоставлении текстов нормативных и других правовых актов, документов и их копий, дел, сведений и других материалов;

· • заверении документов и текстов нормативных актов;

· • проведении проверок, исследований, экспертиз об установлении определенных обстоятельств;

· • привлечении специалистов;

· • даче разъяснений, консультаций и об изложении профессиональных мнений по рассматриваемым делам.

Требования Конституционного Суда РФ должны быть рассмотрены и ответ по результатам их рассмотрения должен быть направлен Суду в течение месяца со дня получения этих требований, если иной срок не указан Судом.

Расходы, связанные с выполнением государственными органами и организациями требований Конституционного Суда, несут эти органы и организации. Расходы иных организаций и лиц возмещаются из средств федерального бюджета в порядке, установленном Правительством РФ.

Отказ или уклонение от рассмотрения либо исполнения, нарушение сроков рассмотрения либо исполнения, неисполнение или ненадлежащее исполнение требований Конституционного Суда РФ, а также умышленное введение его в заблуждение влекут установленную законодательством РФ ответственность.

В случаях, не терпящих отлагательства, Конституционный Суд РФ может обратиться к соответствующим органам и должностным лицам с предложением о приостановлении действия оспариваемого акта до завершения рассмотрения дела Судом. Такая необходимость может быть обусловлена потребностью предотвратить серьезный ущерб политического, экономического, социального или иного характера, который может быть причинен продолжением действия этого акта.

Судебное разбирательство при рассмотрении дела в порядке устного производства, его этапы. Председательствующий в судебном заседании, его права и обязанности. Подготовительная часть судебного разбирательства. Определение порядка рассмотрения вопросов дела. Изучение вопросов дела по существу. Заключительные выступления сторон. Возобновление рассмотрения дела после заключительных выступлений сторон. Отложение рассмотрения дела. Окончание слушания дела.

Провозглашение, вступление в силу и опубликование итогового решения Конституционного Суда. Опубликование и вступление в силу постановления Конституционного Суда, принятого по итогам рассмотрения дела без слушания. Исправление неточностей в решении.

Решение Конституционного Суда Российской Федерации, вынесенное по итогам рассмотрения дела, за исключением постановления, принятого без проведения слушания, провозглашается в полном объеме в открытом заседании Конституционного Суда РФ немедленно после его подписания.

Постановления и заключения КС РФ не позднее чем в двухнедельный срок со дня их подписания направляются:

- судьям Конституционного Суда Российской Федерации;

- сторонам;

- Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, Государственной Думе, Правительству Российской Федерации, Уполномоченному по правам человека;

- Верховному Суду Российской Федерации, Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации, Генеральному прокурору Российской Федерации, Председателю Следственного комитета Российской Федерации, министру юстиции Российской Федерации.

Решения КС РФ могут быть также направлены другим государственным органам и организациям, общественным объединениям, должностным лицам и гражданам.

Постановления и заключения Конституционного Суда Российской Федерации подлежат незамедлительному опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, которых касается принятое решение. Решения КС РФ публикуются также в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации", а при необходимости и в иных изданиях.

Решение КС РФ окончательно и не подлежит обжалованию. Решение Конституционного Суда Российской Федерации, вынесенное по итогам рассмотрения дела, назначенного к слушанию в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, вступает в силу немедленно после его провозглашения. Постановление КС РФ, принятое без проведения слушания, вступает в силу со дня его опубликования. Иные решения Конституционного Суда Российской Федерации вступают в силу со дня их принятия.

Решение КС РФ действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Юридическая сила постановления Конституционного Суда Российской Федерации о признании акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого же акта.

Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; признанные не соответствующими Конституции Российской Федерации не вступившие в силу международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению. Решения судов и иных органов, основанные на актах или их отдельных положениях, признанных постановлением КС РФ неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях.

В случае, если решением Конституционного Суда Российской Федерации нормативный акт признан не соответствующим Конституции РФ полностью или частично либо из решения Конституционного Суда Российской Федерации вытекает необходимость устранения пробела в правовом регулировании, государственный орган или должностное лицо, принявшие этот нормативный акт, рассматривают вопросо принятии нового нормативного акта, который должен, в частности, содержать положения об отмене нормативного акта, признанного не соответствующим Конституции РФ полностью, либо о внесении необходимых изменений и (или) дополнений в нормативный акт, признанный неконституционным в отдельной его части. До принятия нового нормативного акта непосредственно применяется Конституция Российской Федерации.

Позиция КС РФ относительно того, соответствует ли Конституции Российской Федерации смысл нормативного правового акта или его отдельного положения, придаваемый им правоприменительной практикой, выраженная в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации, в том числе в постановлении по делу о проверке по жалобе на нарушение конституционных прав и свобод граждан конституционности закона, примененного в конкретном деле, или о проверке по запросу суда конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле, подлежит учету правоприменительными органами с момента вступления в силу соответствующего постановления Конституционного Суда Российской Федерации.

Статья 80 ФКЗ подробно регламентирует действия государственных органов и должностных лиц по приведению законов и иных нормативных актов в соответствие с Конституцией Российской Федерации в связи с решением Конституционного Суда Российской Федерации и соответствующие сроки.

Неисполнение, ненадлежащее исполнение либо воспрепятствование исполнению решения Конституционного Суда Российской Федерации влечет ответственность, установленную федеральным законом.

Копия решения Конституционного Суда, принятого в ходе осуществления конституционного судопроизводства, и тексты особого мнения или мнения судьи по делу (при их наличии) направляются также для размещения в электронных базах данных (справочных правовых системах) и в базе данных информационной системы Конституционного Суда.

Тема 9. Стадии конституционного судебного процесса


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.037 с.