Методы и приёмы развития творческого воображения младших школьников. — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Методы и приёмы развития творческого воображения младших школьников.

2019-12-26 198
Методы и приёмы развития творческого воображения младших школьников. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Для каждого психического явления существуют свои наиболее благоприятные периоды развития: для младенческого возраста – ощущения, для раннего возраста – речь, для дошкольного – восприятие, для младшего школьника – мышление и воображение. Если ребенок недостаточно был в соответствующую для данного периода деятельность, то может наступить задержка психических образований данного периода, которая повлечет за собой отставание и других психических явлений и переход на следующий возрастной этап. Поэтому очень важно создать благоприятные условия для развития психики в соответствии с возрастными особенностями ребенка. Так у младших школьников проходит сенситивный период – это период развития мышления и воображения. Какую же форму это развитие приобретает на уроках изобразительного искусства? Форму творчества, через которую у детей учитель развивает творческое воображение различными педагогическими методами и приемами.

В начальных классах на уроках изобразительного искусства главным принципом обучения является наглядность и постепенность; широко используются словесные, наглядные, практические методы и игровые приемы, которые способствуют развитию творческого воображения. [6, с. 211] Рассмотрим в методы развития воображения:

1. Словесные методы:

-Вопросы (наводящие, поисковые)

-Рассказ (используется в первой части урока, должен быть кратким и соответствовать теме)

-Беседа (выступает в форме вопросов)

-Указания (общие и индивидуальные, используется на протяжении всего урока)

-Пояснения (направлены на последовательность проведения работы, на планирование конкретного материала)

-Художественное слово (используется на уроке в любой части, придает красочность и выразительность заданной теме)

Наглядные методы

-рассмотрение

-наблюдение

-показ (частичный)

3. Практические методы играют большое значение на уроках изобразительного искусства. Формы работы представляются ведением уроков (работа с натуры. Тематическое рисование, декоративно-прикладное, беседа). Отсюда следует, что учителю на уроке изобразительного искусства необходимо грамотно, используя выше перечисленные формы, методы и приемы работы с детьми, развивать творческое воображение у детей 1-3 классов, потому что за учебными столами не только будущие художники, но и зрители. Они зададут степень приобщённости к подлинным высотам искусства и от того, какие знания они получат, каким мастерством они овладеют, будет зависеть уровень художественной культуры общества в целом.

Создание образов при работе над рисунком осуществляется с помощью нескольких приемов:

  Первый прием - агглютинация, т.е. «склеивание» различных, несоединимых в повседневной жизни частей (например, «Кентавр» или «Феникс»).

  Второй прием - гиперболизация, т.е. невероятное увеличение или уменьшение предмета, или отдельных его частей («Гулливер», «Мальчик-с-пальчик», «Карлик Нос»).

Третий прием - схематизация, в этом случае отдельные представления сливаются, различия сглаживаются, отчетливо прорабатываются основные черты сходства (схематический рисунок).

Четвертым приемом является типизация, т.е выделение существенного, повторяющегося в однородных в каком-то отношении фактах и воплощение их в конкретном образе (образ врача, милиционера, пожарного).

Пятый прием - акцентирование, т.е. в создаваемом образе какая-то часть, деталь выделяется, особо подчеркивается (например, шарж; карикатура). Все приемы воображения работают как единая система. По этой причине при создании одного образа могут использоваться несколько из них. В большинстве случаев приемы создания образов плохо осознаются субъектом.   [18, с. 275]                                                                      

Правильное использование и варьирование методов и приёмов развития воображения плодотворно влияет на развитие творческих способностей учащихся. Учащемуся необходимо уметь по-разному создавать образы. Синтезирование абсолютно несоединимых вещей, мысленное увеличение или уменьшение вещей. При овладении приёмами работы создания рисунка ребёнку будет легче перенести созданный образ из «мысли» на лист, и его творчество сможет увидеть не только он, но и окружающие. Процесс создания работы для детей становится не только интересным, но и познавательным. Ребёнок вступает в обсуждение темы занятия с учителем, одноклассниками. Используя сразу несколько приёмов развития воображения на занятии, мы способствуем не только лучшему усвоению знаний, но и развитию воображения. Создание нового, образа происходит из отдельных частей увиденного, услышанного ранее ребёнком, будто на занятии или вне школы. Именно поэтому, при развитии творческого воображения особенно важно применять наглядные методы. [17, с. 58]

Таким образом, основной особенностью развития творческого воображения в младшем школьном возрасте является переход ко всё более правильному и полному отражению действительности, переход от простого произвольного комбинирования представлений к комбинированию логически аргументированному. Значение функции воображения в психическом развитии младшего школьника велико. Процесс развития творческого воображения будет более эффективным при целенаправленной работе в этом направлении, что повлечет за собой и расширение познавательных возможностей детей. Также, воображение является основной двигательной силой творческого процесса человека и играет огромную роль во всей его жизни. Воображение младшего школьника активно развивается в процессе игры, продуктивной деятельности, что зависит от условий его жизни, обучения и воспитания. Воображение проходит становление от непроизвольного, пассивного, воссоздающего к произвольному, творческому. Характерной особенностью творческого воображения у детей младшего школьного возраста является спонтанность, внутренний интерес к процессу, отсутствие ярко выраженного стремления к достижению высоких показателей в работе. [4, с. 498] Младший школьный возраст детей считаются наиболее благоприятными для развития творческого воображения. У детей необходимо развивать воображение в процессе учебной деятельности и обязательно руководить этим развитием. Это руководство должно всегда исходить из индивидуального подхода к детям.                                                                                                В следующей главе нашей дипломной работы мы определим роль нетрадиционных графических техник в развитии творческого воображения у младших школьников, также выделим основные виды нетрадиционных техник рисования.

 

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.