Сущность понятия воображение и его виды. — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Сущность понятия воображение и его виды.

2019-12-26 254
Сущность понятия воображение и его виды. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Одной из основных задач преподавания изобразительного искусства, как в массовой, так и в специальной (коррекционной) школе является развитие у учащихся творческой деятельности. Творческая деятельность человека, это создание нечто нового, будь то какая-нибудь вещь, чувство, эмоции, поступок.

Выделяют 3 типа воображения: воссоздающее, неуправляемое и творческое. Мы пришли к выводу, что одним из самых эффективных видов, способствующих развитию всех психических процессов, является творческое воображение. [2, с. 76]

 При этом виде воображения ребёнок создаёт образы и истории, вещи, не имеющих аналогов. Проявление и развитие творческих способностей учит ребенка не просто смотреть, а видеть, помогает ему стать неординарной, развитой личностью.

Воображение
пассивное
активное
преднамеренное
непреднамеренное
продуктивное
репродуктивное
творческое
воссоздающее
Таблица 1 «Виды воображения»

 

 

Непроизвольное, или пассивное, воображение. Оно является одним из самых простых видов воображения и состоит в возникновении и комбинировании представлений и их элементов в новые представления без определенного намерения со стороны человека, при ослаблении сознательного контроля с его стороны за течением своих представлений. Непроизвольное воображение часто наблюдается у детей младшего возраста.

Произвольное, или активное, воображение. Оно представляет собой преднамеренное построение образов в связи с сознательно поставленной задачей в том или другом виде деятельности. Такое активное воображение развивается уже в детских играх, в которых дети берут на себя те или другие роли (летчика, машиниста поезда, доктора и т. д.). Необходимость отобразить наиболее правильно в игре выбранную роль и приводит к активной работе воображения. [6, с. 364]

Продуктивным называют воображение, в образах которого имеется много нового (элементов фантазии). Продукты такого воображения обычно ни на что не похожи или очень мало похожи на то, что уже известно.

Репродуктивное — это воображение, в продуктах которого имеется немало уже известного, хотя есть и отдельные элементы нового. Таким, например, является воображение начинающего поэта, писателя, инженера, художника, которые поначалу создают свои творения по известным образцам, тем самым, обучаясь профессиональному мастерству. [6, с. 226]

Воссоздающее воображение. Оно имеет место в тех случаях, когда человек по одному описанию должен представить себе предмет, который никогда им раньше не воспринимался. Воссоздающее воображение создает то, что есть, что существует, и так, как оно существует.

Творческое воображение. Характерной особенностью этого вида воображения является создание новых образов в процессе творческой деятельности человека, будет ли это искусство, наука или техническая деятельность. [7, 320]                                                                       

В процессе учебной деятельности школьников, которая идет в начальных классах от живого созерцания, большую роль, как отмечают психологи, играет уровень развития познавательных процессов: внимания, памяти, восприятия, наблюдения, мышления.  Развитие и совершенствование творческого воображения будет более эффективным при целенаправленной работе в этом направлении, что и повлечет за собой расширение познавательных возможностей детей. [7, с. 158]

Преднамеренное пассивное воображение продуцирует специально создаваемые образы — грезы, не связанные с волей, которая могла бы способствовать их воплощению в жизнь.

Непреднамеренное пассивное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, при его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне.

Творческое воображение является крайне сложным по своему составу процессом. Он включает в себя три основных этапа:

1) накопление материала;

2) переработка накопленного материала (диссоциация и ассоциация впечатлений);

3) комбинация отдельных образов, приведение их в систему, построение сложной картины. [7, с. 346]

В самом начале этого процесса стоят всегда восприятия внешние и внутренние, составляющие его основу. То, что ребенок видит и слышит, является, таким образом, первыми опорными точками для его будущего творчества. Он накапливает материал, из которого впоследствии будет строиться его фантазия. Далее следует очень сложный процесс переработки этого материала. Важнейшими составными частями этого процесса являются диссоциация и ассоциация воспринятых впечатлений. Всякое впечатление представляет из себя сложное целое, состоящее из множества отдельных частей.      

Диссоциация заключается в том, что это сложное целое как бы рассекается на части, отдельные части выделяются преимущественно по сравнению с другими, одни сохраняются, другие забываются. Для того чтобы соединять впоследствии различные элементы, человек должен раньше всего нарушить ту естественную связь элементов, в которой они были восприняты. Выделение отдельных черт и оставление без внимания других и может быть по праву названо диссоциацией. Диссоциация, таким образом, является необходимым условием для будущей деятельности фантазии. Этот процесс крайне важен во всем умственном развитии человека, он лежит в основе абстрактного мышления, в основе образования понятий. Данное умение выделить отдельные черты сложного целого имеет огромное значение для всей решительно творческой работы человека над впечатлениями. [7, с. 352]

За процессом диссоциации следует процесс изменения, которому подвергаются эти диссоциированные элементы. Этот процесс изменения или искажения основан на динамичности наших внутренних нервных возбуждений и соответствующих им образов. Следы от внешних впечатлений не складываются неподвижно в нашем мозгу, как вещи на дне корзины. Эти следы представляют собой процессы, они движутся, изменяются, живут, отмирают, и в этом движении лежит залог их изменения под влиянием внутренних факторов, искажающих и перерабатывающих их. В качестве примера такого внутреннего изменения можно привести имеющий огромное значение для воображения вообще и для воображения ребенка в частности процесс преувеличения и преуменьшения отдельных элементов впечатлений. Данные в действительности впечатления видоизменяются, увеличивая или уменьшая свои естественные размер. И, наконец, заключительным моментом предварительной работы воображения является комбинация отдельных образов, приведение их в систему, построение сложной картины. Но на этом деятельность творческого воображения не заканчивается. Полный круг этой деятельности будет завершен тогда, когда воображение воплощается, или кристаллизуется, во внешних образах. [7, с. 377]            

Деятельность воображения зависит от опыта, от потребностей и интересов, в которых эти потребности выражаются. [3, с. 241] Легко понять также, что оно зависит от комбинаторной способности и упражнения в этой деятельности, воплощения продуктов воображения в материальную форму; зависит далее от технического умения и от традиций, т. е. от тех образцов творчества, которые влияют на человека. Все это факторы огромной важности, но настолько очевидные и простые. Гораздо менее заметно и поэтому гораздо более важно действие третьего фактора, именно окружающей среды. Обычно творческое воображение представляют, как исключительно внутреннюю деятельность, не зависящую от внешних условий или в лучшем случае зависимую от этих условий одной стороной именно постольку, поскольку эти условия определяют материал, лад которым, работает воображение. Самые же процессы воображения, направление его с первого взгляда кажутся руководимыми только изнутри чувствами и потребностями самого человека и поэтому обусловленными субъективными, а не объективными причинами. На самом деле это не так. В психологии был установлен закон, согласно которому стремление к творчеству всегда бывает обратно пропорционально простоте среды.        

Изучив работы М.В. Ермолаевой, мы выделили следующие психологические механизмы воображения:

Варьирование

Моделирование

Схематизация

4) детализация  

5) комбинирование. [17, с. 57]

Таким образом, можно сделать вывод: воображение сочетает в себе признаки и чувственного, и логического познания, сохраняя при этом свою специфику, воображение находится в отношениях тесной связи и взаимозависимости со всеми познавательными процессами и речью. Воображение является одним из самых важных психических процессов, влияющих на развитие ребёнка. Творческое воображение способствует развитию познавательных процессов 

Понятие "воображение" близко по смыслу понятиям творческое мышление и креативность. Часто эти понятия используют как синонимы, понимая под творческим (креативным) мышлением способность видеть вещи в новом свете и находить необычные решения проблемных задач. Единого мнения, что такое креативность, в науке сегодня нет. [7, с. 127]

 В следующем параграфе мы рассмотрим возрастные особенности творческого воображения младшего школьного возраста, а также его функции.

 


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.