ТЕМА 1. Древнее Тверское княжество в экономическом, политическом и культурном отношении — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

ТЕМА 1. Древнее Тверское княжество в экономическом, политическом и культурном отношении

2019-12-27 468
ТЕМА 1. Древнее Тверское княжество в экономическом, политическом и культурном отношении 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

I. Аннотация

1. Наименование дисциплины - Книжность и книжники Древней Твери

2. Цель и задачи дисциплины (или модуля)

Целью освоения дисциплины является изучение ранних этапов возникновения и развития русской литературы и книжной культуры в Тверском регионе; выявление особенностей древнетверской литературы; изучение новых литературных форм и методов, возникших на их основе в более позднее время; формирование у студентов умений работы с текстами древнеписьменных источников и профессионального подхода к изучению принципов и методов редакторского мастерства в их историческом развитии.

      Задачи освоения дисциплины (или модуля) разделяются на профессиональные и образовательные.

Профессиональные задачи учебного курса

– овладение теоретическими знаниями, необходимыми для профессиональной оценки того или иного древнеписьменного источника с точки зрения его историко-литературной и содержательно-композиционной индивидуальности;

– формирование у студентов умения анализировать памятники древней книжности Твери с точки зрения их редакторской подготовки, соответствующей уровню развития редакторского дела того или иного периода;

– анализ текста источника с применением современных литературоведческих и лингвистических методик и на основе полученных навыков.

Образовательные задачи курса

-- ознакомление студентов с историей древнерусской книжности Тверского края;

– ознакомление студентов с существующими, известными на сегодня, памятниками древнетверской письменности и литературно-художественными текстами;

– осознание будущими специалистами по издательскому делу и редактированию феномена древнетверской книжности, ее ценности, роли и значения в формировании современных взглядов и представлений современного специалиста.

Учебный курс «Книжность и книжники Древней Твери» продолжает и дополняет собой курс «Книжность и книжники Древней Руси», изучаемый студентами в предыдущем семестре и формирующий представление о древней письменной культуре в аспекте редактирования. Древняя Тверь, столица древнерусского государства, была крупнейшим центром книжности Древней Руси. Изучение данной дисциплины играет важную роль в подготовке специалиста по издательскому делу.

3. Место дисциплины (или модуля) в структуре ООП

Дисциплина входит в обязательные дисциплины вариативной части учебного плана и является дисциплиной по выбору обучающегося. Дисциплина «Книжность и книжники Древней Твери» развивает в студенте научно-исследовательскую деятельность, подготавливая его к работе в научно-исследовательских институтах, в научно-педагогических организациях, в архивах.

 «Книжность и книжники Древней Твери» имеет логическую взаимосвязь с «Историей отечественной литературы» по выявлению историко-художественного и духовного потенциала русского литературного наследия, а также  содержательно-методические взаимосвязи  с «Историей книжной культуры», «Книжность и книжники Древней Руси» по методу познания ценности художественного произведения.

        Студент для овладения новыми знаниями должен иметь начальные знания среднего школьного образования, а также знания, полученные при изучения курса «Книжность и книжники Древней Руси», в области средневековой литературы, исторической реальности того времени, ориентироваться в системе этнических и нравственных ценностей, владеть методикой анализа художественных произведений, умением выявлять стилистические и индивидуальные приемы.

 Знания, полученные при изучении дисциплины «Книжность и книжники Древней Твери», помогут усвоению курса «Книговедение», «Литературное краеведение».

 

4. Объем дисциплины (или модуля):

- для студентов очной формы обучения 2014-2015 годов набора

3 зачетные единицы, 108 академических часов, в том числе контактная работа: лекции 18 часов, практические занятия 36 часов, самостоятельная работа 27 часа, контроль – 27 часов.

- для студентов очной формы обучения 2016-2017 годов набора

3 зачетные единицы, 108 академических часов, в том числе контактная работа: лекции 18 часов, практические занятия 36 часов, самостоятельная работа 18 часов, контроль – 36 часов.

- для студентов заочной формы обучения

3 зачетные единицы, 108 академических часов, в том числе контактная работа: лекции 4 часа, практические занятия 6 часов, самостоятельная работа 89 часов, контроль – 9 часов.

5. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (или модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы ПК-1 – способность владеть методами исторического познания книги и оценки исторической роли книги в системе мировой материально-духовной культуры

Планируемые результаты освоения образовательной программы (формируемые компетенции) Планируемые результаты обучения по дисциплине (или модулю)
ПК-1 способностью владеть методами исторического познания книги и оценки исторической роли книги в системе мировой материально-духовной культуры Владеть: методами анализа произведений древней  литературы в Твери в единстве содержания и формы; принципами изучения литературных произведений в широком историко-культурном и литературном контексте. Уметь: анализировать произведения древней тверской литературы в единстве содержания и формы; использовать различные методы литературоведческого анализа; соотносить понятия «литературное произведение» и «рукописная книга»; устанавливать различные формы преемственности между книжностью и литературой Древней Твери и общерусским литературным процессом. Знать: историю древней тверской литературы и книги X-XVII веков; основные источники; основные персоналии и литературные памятники; тенденции развития древнего тверского литературного процесса, место его в древнерусском; особенности рукописной тверской книги.

 

6. Форма промежуточной аттестации контрольная работа в конце каждого модуля, тестирование, экзамен.

7. Язык преподавания русский.

II. Содержание дисциплины (или модуля), структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

1. Для студентов очной формы обучения 2014-2015 /

                                                               2016-2017 годов набора

Наименование разделов и тем

Всего

Аудиторные занятия

Самостоя-тельная работа

Конт

роль

Лекции Практи-ческие занятия
Древнее Тверское княжество в экономическом, политическом и культурном отношении 6 1 2 1 2
Тверская литературная классика. Открытие шедевров древней письменности. Летописные источники 6 1 2 2/1 1/2
Нелетописные произведения тверской литературы в изданиях XIX и ХХ веков 6 1 2 1 2
Рукописное наследие Древней Твери 6 1 2 1 2
Оригинальные произведения тверской литературы в изданиях XX века. «Инока Фомы слово похвальное о благоверном великом князе Борисе Александровиче» 6 1 2 2/1 1/2
«Повесть о Михаиле Ярославиче Тверском» как стилеобразующее произведение тверской литературы 6 1 2 2/1 1/2
Цикл повестей об Александре Михайловиче 6 1 2 1 2
 Цикл повестей о Михаиле Александровиче 6 1 2 1 2
«Повесть об Андрее Ивановиче Старицком» и ее особенности 6 1 2 1 2
Вопрос о жанровом определении тверских повестей, посвященных женщинам 6 1 2 2/1 1/2
 «Житие Арсения Тверского» 6 1 2 2/1 1/2
«Житие Макария Калязинского» 6 1 2 1 2
Нил Столобенский и религиозная жизнь Руси XV-XVI веков 6 1 2 2/1 1/2
«Житие Ефрема Новоторжского» 6 1 2 2/1 1/2
Судьба тверского «Жития Анны Кашинской» 6 1 2 2/1 1/2
Проблема жанрового определения памятника «История о первом патриархе Иове» 6 1 2 2/1 1/2
Многообразие жанров тверской литературы. Монастырские летописцы 6 1 2 1 2
Современные подходы к редактированию и изданию древнетверских текстов. 6 1 2 1 2
ИТОГО 108 18 36 27 /18 27 /36

Учебная программа

ТЕМА 2. Открытие шедевров древней письменности. Летописные источники

Выход в свет в 1863 году тверского тома Полного собрания сочинений русских летописей (ПСРЛ). Летописный сборник, именуемый Тверской летописью (Тверской сборник). Отдельные летописные произведения тверских авторов в составе других, более ранних, летописей. «Повесть о Михаиле Ярославиче Тверском», опубликованная в составе Софийской первой летописи (1851). Отражение в ней борьбы за великокняжеский владимирский престол Юрия Даниловича Московского и Михаила Ярославича Тверского. «Хожение за три моря» Афанасия Никитина» (1853). Жанр памятника, его необычность. Новаторские формы изображения действительности и героя.

ТЕМА 3. Нелетописные произведения тверской литературы в изданиях XIX и ХХ веков

Появление в печати сказаний (повестей) о тверских чудотворных иконах – Выдропужской и Оковецкой. «Повесть о Выдропужской иконе Божией Матери», опубликованная Н.А. Лавровским. «Сказание об Оковецкой иконе Божией Матери» в издании архимандрита Леонида (Кавелина). Приемы изображения событий в памятниках, особенности построения текста. Отражение мировоззрения древнего книжника в памятниках.

      Издание второй тверской летописи – Рогожского Летописца (1922). Отдельные самостоятельные произведения в составе Рогожского Летописца. Опубликование «Повести об Иулиании Вяземской» и, позднее, «Повести о Тверском Отроче монастыре» (1940). Опубликование «Повести о поимании князя Андрея Ивановича Старицкого» (1941). Опубликование в серии «Литературные памятники» «Хожения за три моря» Афанасия Никитина (1948), «Послания о Мономаховом венце Спиридона Саввы» (1955), «Повести о Софье Ярославне Тверской» (1972), пространной редакции «Повести о Михаиле Ярославиче Тверском» (1985; 1999) и других памятников тверской письменности.

ТЕМА 2. Открытие шедевров древней письменности. Летописные источники

Выход в свет в 1863 году тверского тома Полного собрания сочинений русских летописей (ПСРЛ). Летописный сборник, именуемый Тверской летописью (Тверской сборник). Отдельные летописные произведения тверских авторов в составе других, более ранних, летописей. «Повесть о Михаиле Ярославиче Тверском», опубликованная в составе Софийской первой летописи (1851). «Хожение за три моря» Афанасия Никитина» (1853).

ТЕМА 3. Нелетописные произведения тверской литературы в изданиях XIX и ХХ веков

Появление в печати сказаний (повестей) о тверских чудотворных иконах – Выдропужской и Оковецкой. «Повесть о Выдропужской иконе Божией Матери», опубликованная Н.А. Лавровским. «Сказание об Оковецкой иконе Божией Матери» в издании архимандрита Леонида (Кавелина).

      Издание второй тверской летописи – Рогожского Летописца (1922). Отдельные самостоятельные произведения в составе Рогожского Летописца. Опубликование «Повести об Иулиании Вяземской» и, позднее, «Повести о Тверском Отроче монастыре» (1940). Опубликование «Повести о поимании князя Андрея Ивановича Старицкого» (1941). Опубликование в серии «Литературные памятники» «Хожения за три моря» Афанасия Никитина (1948), «Послания о Мономаховом венце Спиридона Саввы» (1955), «Повести о Софье Ярославне Тверской» (1972), пространной редакции «Повести о Михаиле Ярославиче Тверском» (1985; 1999) и других памятников тверской письменности.

Словари и справочники

1. Библиография русского летописания / Сост. Р.Р. Дмитриева. – М. – Л. – 1962.

2. Литература и культура Древней Руси: Словарь-справочник / Под ред. В.В. Кускова. М., 1994.

3. Литература Древней Руси. Биобиблиографический словарь. – М. – 1966.

4. Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 1 (XI — первая половина XIV в.) / Отв. ред. Д. С. Лихачев. Л., 1987.

5. Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2 (вторая половина XIV — XVI в.). Ч. 1:А —К.Л., 1988.

6. Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2 (вторая половина XIV — XVI в.). Ч. 2: Л — Я. Л., 1989.

7. Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 3 (XVII в.). Ч. 1. А — З. СПб., 1992.

8. Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 3 (XVII в.). Ч. 2. И—О. СПб., 1993.

9. Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 3 (XVII в.). Ч. 3. П—С. СПб., 1999.

VI. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины (или модуля)

1. Научная библиотека ТвГУhttp://library.tversu.ru

2. ТОУНБ им. А.М. Горького www.tverlib.ru

3. Фундаментальная электронная библиотека. – URL: http://feb-web.ru/:

4. Шамбинаго С. К. «Хожение за три моря» Афанасия Никитина // История русской литературы: В 10 т. / АН СССР. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1941—1956. – URL: http://feb-web.ru/feb/irl/il0/il2/il2-2502.htm

5. http://www.tverlib.ru/tpd/2011/prince_of_tver.html - справочник известных личностей

6. Электронные публикации Института русской литературы (Пушкинского Дома) РАН. – URL: http://www.lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=2048: Словарь книжников и книжности Древней Руси. – URL:http://www.lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=2048

7. Словарь книжников и книжности Древней Руси. – URL:http://www.lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=2048

8. Электронный ресурс. Древнерусская культура: 4600 страниц текста, более 1400 цветных изображений. Литература и искусство - Москва, cop. 2004. - (Электронная библиотека ДМ. 26). - (Новый диск) – Зал искусств

 

VII. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (или модуля):

Содержание методических разработок:

А) ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Формы работы студентов на практических занятиях: развёрнутые ответы на вопросы плана практического занятия и дополнительные вопросы; самостоятельный анализ текстов древнерусских источников в их сопоставлении, сравнительной характеристике, историческом развитии, в аспекте местного колорита; участие в обсуждении наиболее сложных и проблемных сторон редакторской деятельности; доклады по темам.

 

Семинар 2. Открытие шедевров древней письменности.

 Публикация летописных источников

План.

 

1. Обстоятельства и предпосылки выхода в свет в 1863 году тверского тома Полного собрания сочинений русских летописей (ПСРЛ).

2. Тверской сборник в контексте литературной ситуации.

3. Опубликование «Повести о Михаиле Ярославиче Тверском» (1851) и общественный отклик на него.

4. «Хожение за три моря» Афанасия Никитина» (1853). Жанр памятника, его необычность. Новаторские формы изображения действительности и героя.

5. Текстовый анализ.

 

Основная литература

 

1. Кусков В.В. История древнерусской литературы: учебник для студентов вузов. - 9-е изд., испр. и доп. - Москва: Юрайт, 2013. - 335, [1] с.

2. Исаков В. З. Тверская классика: исследования и переводы. Тверские летописи. [Повести, жития, сказания] // Собрание сочинений. Т. 2, 2011.

3. Смирнова Д. С. Литературоведческий подход к изучению "Хожения за три моря" Афанасия Никитина // TERRA LINGUAE: сб. науч. тр..- Тверь, 2011. - С.185-189.

4. Галинская И. Л., Афанасий Никитин // Культурология. - 2014. - № 2. - С. 141-142.

 

Дополнительная литература

 

  1. Конявская Е.Л. Книжная культура Твери XIV – XVвв. //Русская речь. – 1984. - № 5.
  2. Конявская Е.Л. «Повесть о Плаве» и летописные статьи тверского сборника за первое десятилетие XV в. // Древняя Русь: вопросы медиевистики. - № 2 (28). – 2007.
  3. Кучкин В.А. Судьба «Хожения за три моря» Афанасия Никитина в древнерусской письменности // Вопросы истории, 1969, №5.

4. Еремин И.П. Литература Древней Руси. (Этюды и характеристики). – М.; Л. – 1966.

5. История русской литературы X – XVII веков /Под ред. Д.С. Лихачева. – М. – 1980.

6. Лихачев Д.С. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина // Лихачев Д.С. Великое наследие. Классические произведения литературы Древней Руси. М., 1975.

7. Лурье Я.С. Летописец Рогожский. Летопись Тверская // Словарь книжников и книжности Древней Руси, вып. 2, ч. 2, Л-Я. Л.,1989.

8. Поздеева И.В. Вера и книга Древней Твери. – Тверь. – 2000.

  1. Приселков М.Д. История русского летописания XI – XV вв. – Л. – 1940.

10. Шамбинаго С.К. Литература Тверского княжества конца XIV – начала XVв. //История русской литературы. – М.-Л. – 1946. – Т. 2. – Ч. 1.

  1. Шахматов А.А. Разыскание о древнейших русских летописных сводах. – СПб. – 1908.

 

Семинар 3. Нелетописные произведения тверской литературы в изданиях XIX и ХХ веков.

План.

 

1.  «Повесть о Выдропужской иконе Божией Матери», опубликованная Н.А. Лавровским (1862).

2. «Сказание об Оковецкой иконе Божией Матери» в издании архимандрита Леонида (Кавелина) (1881).

3. Приемы изображения событий в повестях об иконах, особенности построения текста. Сила чудодейственных превращений тверских икон.

4. Издание второй тверской летописи – Рогожского Летописца (1922).

5. Публикация других нелетописных памятников тверской литературы.

Основная литература

 

1. Исаков В. З. Тверская классика: исследования и переводы. Тверские летописи. [Повести, жития, сказания] // Собрание сочинений. Т. 2, 2011.

2.Ивлев Д. М., По следам Выдропусской иконы - Москва, 2013.

3. Маркина Н. Ю., "Каждые ворота имеют <...> образ": Надвратные композиции Москвы и крестные ходы в XVI-XVII веках // Московский журнал. - 2014. - № 11. - С. 72-89. - (Об Оковецкой иконе)

4. Кулик В. Судьба Выдропусской иконы // Тверские ведомости. - 2012. - 11-17 мая (№ 19). - С. 21.

 

Дополнительная литература

 

1.Летописец Рогожский // ПСРЛ, т. XV.1. Пг., 1922.

2. Повесть о Выдропусской иконе Божией Матери - Тверь, 2009

3.Ермишкина О. К., Православные святыни села Выдропужск - Тверь, 2008.

4.Кучкин В.А. Особая редакция «Наказания» Симеона Тверского // Изучение русского языка и источниковедение. М., 1969.

5.Конявская Е.Л. Литература Твери XIV-XV вв. (Текстология, проблематика, жанровая структура). Автореферат кандидатской диссертации. М., 1984.

 

Руси XV-XVI веков

 

План

 

1. Религиозная жизнь Руси XV-XVI веков. Иосиф Волоцкий и Нил Сорский в русском сознании и сознании древнего книжника.

2. Нил Столобенский – тверской святой, сторонник исихазма.

3. «Житие Нила Столобенского», история создания

4. Художественное своеобразие памятника.

5. Духовная святыня на Селигере в наше время.

 

 

Основная литература

1. Исаков В. З. Тверская классика: исследования и переводы. Тверские летописи. [Повести, жития, сказания] // Собрание сочинений. Т. 2, 2011.

2. Православные святыни Тверской земли: учебное пособие для 5-10 классов общеобразовательных учреждений: в 3 частях - Москва, 2011

 

Дополнительная литература

1.  Мещерякова Л.Я. Древнерусская литература: тверские жития XVI – XVIII веков: учебное пособие / М-во образования и науки РФ, ГОУ ВПО «Твер.гос. ун-т». – Тверь, Тверской государственный университет, 2010.

2. Буланина Т.В. Нил. // Словарь книжников и книжности Древней Руси, вып. 2, ч. 2, Л-Я. Л.,1989.

3. Нило-Столобенская пустынь. Новые открытия: житие Нила  

Столобенского, статьи, фото / сост. Т.В. Барсегян. 2010.

  4. Годовицын В. В., Рассказы о Тверских святых - Тверь, 2012.

  5. Святыни Тверской земли / науч. ред. О.Н. Борисова - Тверь: Издатель

      Алексей Ушаков, 2010.

В) Вопросы к тестированию

 

Учебный тест-контроль состоит из двух этапов проверки усвоения студентами учебного материала и оценки знаний, умений и навыков. Представляет собой тестовые задания, предлагаемые студентам во время модульной недели. Задание заключается в том, чтобы выбрать один или несколько правильных вариантов ответов из приводимых.

1. Укажите, когда впервые возник интерес к литературе Древней Твери как к самостоятельной части древнерусской литературы?

А) в начале XIX века;

б) во второй половине XIX века;

в) в конце XVIII столетия;

г) в XX веке.

 

2. Издание какого документа положило начало многолетней работе по изучению древней тверской письменности?

А) ПСРЛ;

б) «Инока Фомы слово похвальное…»;

в) «Житие святого Арсения, епископа Тверского»;

г) Летописец Рогожский.

 

3. В каком году впервые было издано одно из самых необычных произведений тверской литературы – «Хожение за три моря» Афанасия Никитина?

А) 1908;

б) 1955;

в) 1948;

г) 1863.

 

4. Укажите год издания Н.П. Лихачевым «Инока Фомы слова похвального…»:

а) 1909;

б) 1922;

в) 1908;

г) 1972;

5. Центром греческой образованности в Твери начала XIV века являлся:

а) Желтиков монастырь;

б) Федоровский монастырь;

в) Отроч монастырь;

г) Афанасьевский монастырь.

6. Желтиков монастырь в Твери был основан:

а) Ефремом Новоторжским;

б) Михаилом Александровичем Тверским;

в) Михаилом Ярославичем Тверским;

г) Епископом Арсением.

7. «Хроника Георгия Амартола» представляет собой:

а) перевод византийской хроники с греческого языка;

б) исконно русское (тверское) повествование;

в) перевод с болгарского;

г) письменный источник тюркского происхождения.

8. Основным стилеобразующим произведением тверской литературы называют:

а) «Повесть о Шевкале»;

б) «Повесть о Михаиле Ярославиче Тверском»;

в) «Житие Анны Кашинской»;

г) «Житие Арсения Тверского.

9. Повесть «Об обновлении соборной церкви Спаса Вседержителя» запечатлела событие:

а) 1375 года;

б) 1399 года;

в) 1408 года;

г) 1539 года.

 

10. «Повесть о Выдропусской иконе Божией Матери» опубликовал в 1862 году:

а) Н.М. Лихачев;

б) архимандрит Леонид (Кавелин);

в) Н.А. Лавровский;

г) М.О. Скрипиль.

Ключ

1. б).                         6. г).

2. а).                         7. а).

3. в).                         8. б).

4. в).                         9. б).

5. б).                        10. в).

Г) Вопросы к экзамену очного отделения

1. Связь древнего Тверского княжества с Владимиро-Суздальским. Отражение этого в древнетверских письменных источниках.

2. Расцвет тверской литературы, зодчества в первой половине XV века. Наиболее значительные памятники этого времени.

3. Обстоятельства и предпосылки выхода в свет (в 1863 году) тверского тома Полного собрания сочинений русских летописей (ПСРЛ). Отклик современников на это событие. Открытие шедевров древней письменности.

4. Основные летописные произведения тверских авторов в их художественном своеобразии.

5. Нелетописные произведения тверской литературы в изданиях XIX века.Появление в печати сказаний (повестей) о тверских чудотворных иконах – Выдропужской и Оковецкой. Отражение мировоззрения древнего книжника в памятниках.

6. Издание второй тверской летописи – Рогожского Летописца (1922). Отдельные самостоятельные произведения в составе Рогожского Летописца.

7. История публикации «Повести об Иулиании Вяземской», «Повести о Тверском Отроче монастыре», «Повести о поимании князя Андрея Ивановича Старицкого», «Хожения за три моря» Афанасия Никитина, «Послания о Мономаховом венце Спиридона Саввы».

8. История публикации «Повести о Софье Ярославне Тверской», пространной редакции «Повести о Михаиле Ярославиче Тверском». Другие памятники тверской письменности.

9. Федоровский монастырь в Твери XIV века – центр греческой образованности. «Устав церковный» (1317), созданный в монастыре святых великомучеников Феодора Тирона и Феодора Стратилата. Тверской список «Хроники Георгия Амартола» (XIII-XIV в.).

10. Сборник древнерусского права «Мерило праведное» (XIV в.). Пергаменный список Киево-Печерского патерика» (1406) в Арсениевской редакции. Другие сохранившиеся рукописные источники Древней Твери.

11. Издание Н.П. Лихачевым «Инока Фомы слова похвального о благоверном великом князе Борисе Александровиче» (1908) и его значение. Своеобразие, стиль, пафос памятника.

12. Литературные образцы «Инока Фомы слова похвального…»: «Слово о житии и преставлении Дмитрия Ивановича», «Житие Александра Невского», анонимное сказание о Борисе и Глебе», «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона. Время создания и жанр произведения.

13. «Повесть о Михаиле Ярославиче Тверском» как стилеобразующее произведение тверской литературы. Жанр повести, существование ее в двух редакциях: в виде повести и в виде жития.

14. Тип героя в «Повести о Михаиле Ярославиче Тверском» и его отличие от героев произведений русской средневековой литературы. Влияние «Повести…» на всю дальнейшую тверскую литературу.

15. Повести об Александре Михайловиче Тверском в разных источниках: из состава Никоновской летописи, из состава Летописца Рогожского.

16. Народное восстание в Твери 1327 года и его отражение в летописной «Повести о Шевкале». Повести «О взятии града Торжка», «О тверской войне» и «Об обновлении соборной церкви Спаса Вседержителя». Нравственный идеал древнего книжника.

17. «Житие князя Михаила Александровича Тверского». Варианты рассказа о Михаиле Александровиче: похвальное слово, рассказ о его смерти, житие. Время создания, жанрово-композиционные особенности памятника. 

18. «Повесть о Софье Ярославне Тверской» и «Повесть об Иулиании Вяземской» среди повестей о тверских князьях. Вопрос об отнесении памятников к жанру повести или жанру жития во временном аспекте. Сюжет повестей, способы выражения авторской мысли, изобразительные приемы.

19. Содержание и общий смысл текста памятника «Повесть об Андрее Ивановиче Старицком». Художественно-изобразительные, сюжетно-композиционные особенности произведения. Отражение позиции автора.

20. Наиболее ранние жития тверских святых. Житие основателя Желтикова монастыря в Твери епископа Арсения: «Житие Арсения Тверского». Духовная связь епископа Арсения с великим князем Михаилом Ярославичем Тверским в народном сознании. Художественные особенности и своеобразие текста.

21. Историческая фигура Макария Калязинского и тип литературного героя в «Житии Макария Калязинского». Житийные традиции в произведении. Сюжетно-композиционное своеобразие.

22. Религиозная жизнь Руси XV-XVI веков. Иосиф Волоцкий и Нил Сорский в русском сознании и сознании древнего книжника. Нил Столобенский – тверской святой, сторонник исихазма. «Житие Нила Столобенского» и его художественное своеобразие.

23. Ефрем Новоторжский – основатель древнейшего на Тверской земле Новоторжского Борисоглебского монастыря. Взаимосоотношение «Жития Ефрема Новоторжского» и «Жития Бориса и Глеба» в аспекте их содержательных и сюжетно-композиционных особенностей.

24. Время создания «Жития Анны Кашинской». Жанр и стиль произведения. Особенности характеристики героини жития. Неоднозначность оценок «Жития…».

25. Проблема жанрового определения памятника «История о первом патриархе Иове». Идеализированные и реальные черты характера героя. Художественное своеобразие памятника.

26. Основные жанрово-видовые определения древних тверских документов: наставления, послания, грамоты, слова, проповеди. Самый ранний памятник Твери «Наставление тверского епископа Симеона». «Написание монаха Акиндина», адресованное Михаилу Ярославичу. «Послание» Спиридона Саввы и его литературная взаимосвязь со «Словом…» инока Фомы.

27. «Похвальное слово» тверскому епископу Акакию знаменитого Максима Грека. «Духовная память» (завещание) первого строителя Ниловой пустыни иеромонаха Германа. «Поучение» Палладия (1702) – начало новой эпохи в литературе.

28. Монастырские летописцы и их распространение в XVII веке. Традиции ведения летописных записей в «Летописцах».

29. Современные подходы к редактированию и издательству древнетверских текстов.

30. Современные тверские издания древней литературы.

Вопросы к экзамену заочного отделения

1. Становление Тверского княжества. Связь с Владимиро-Суздальским.

2. Обстоятельства и предпосылки выхода в свет (в 1863 году) тверского тома Полного собрания сочинений русских летописей (ПСРЛ).

3. Издание второй тверской летописи – Рогожского Летописца (1922). Отдельные самостоятельные произведения в составе Рогожского Летописца.

4. Федоровский монастырь в Твери XIV века – центр греческой образованности. «Устав церковный» (1317), созданный в монастыре святых великомучеников Феодора Тирона и Феодора Стратилата. Тверской список «Хроники Георгия Амартола» (XIII-XIV в.).

5. Сборник древнерусского права «Мерило праведное» (XIV в.). Пергаменный список Киево-Печерского патерика» (1406) в Арсениевской редакции.

6. История публикации «Хожения за три моря» Афанасия Никитина.

Жанровое своеобразие.

7. «Повесть о Михаиле Ярославиче Тверском» как стилеобразующее произведение тверской литературы. Жанр повести, существование ее в двух редакциях: в виде повести и в виде жития.

8. Цикл повестей, посвященных Александру Михайловичу Тверскому.

9.  Цикл повестей, посвященных Михаилу Александровичу Тверскому.

10. Издание Н.П. Лихачевым «Инока Фомы слова похвального о благоверном великом князе Борисе Александровиче» (1908) и его значение. Своеобразие, стиль, пафос памятника.

11. Содержание и общий смысл текста памятника «Повесть об Андрее Ивановиче Старицком». Исторические предпосылки написания.

12. «Повесть о Софье Ярославне Тверской». Вопрос об отнесении   

памятника к жанру повести или жанру жития во временном аспекте.

13. История публикации «Повести об Иулиании Вяземской», этапы создания памятника.

14. Наиболее ранние жития тверских святых. Житие основателя Желтикова монастыря в Твери епископа Арсения: «Житие Арсения Тверского». Духовная связь епископа Арсения с великим князем Михаилом Ярославичем Тверским в народном сознании.

15. Историческая фигура Макария Калязинского и тип литературного героя в «Житии Макария Калязинского». Житийные традиции в произведении. Сюжетно-композиционное своеобразие.

16. Религиозная жизнь Руси XV-XVI веков. Иосиф Волоцкий и Нил Сорский в русском сознании и сознании древнего книжника.

17. Нил Столобенский – тверской святой, сторонник исихазма. «Житие Нила Столобенского» и его художественное своеобразие.

18. Ефрем Новоторжский – основатель древнейшего на Тверской земле Новоторжского Борисоглебского монастыря. Взаимосоотношение «Жития Ефрема Новоторжского» и «Жития Бориса и Глеба» в аспекте их содержательных и сюжетно-композиционных особенностей.

19. Время создания «Жития Анны Кашинской». Жанр и стиль произведения. Особенности характеристики героини жития. История канонизации святой.

20. Современные тверские издания литературы Древней Твери.

2) Требования к рейтинг-контролю:

Рейтинговый контроль знаний студентов осуществляется в соответствии с Положением о рейтинговой системе оценки качества учебной работы студентов ТвГУ, утверждённым Учёным советом университета 10 мая 2017 года (протокол № 10). Качество усвоения студентами учебной дисциплины «Книжность и книжники древней Твери»  оценивается по 100-балльной системе. Из них 60 рейтинговых баллов составляет оценка учебной работы студента в течение семестра, 40 рейтинговых баллов на экзамене.

 

Оценка текущей работы студента:

посещение (конспектирование) лекций – 1 балл,

выступления на семинаре: «отлично» – 3 балла, «хорошо» – 2 балла, «удовлетворительно» – 1 балл, дополнения – 0,5-1,5 балла;

выступления с рефератом: «отлично» – 5 баллов, «хорошо» – 4 балла, «удовлетворительно» – 3 балла, дополнения – 0,5-1,5 балла;

контрольные работы по окончанию каждого модуля: «отлично» – 5 баллов, «хорошо» – 4 баллов, «удовлетворительно» – 3 балла;

тестирование: от 3 до 5 баллов;

VIII. Перечень педагогических и информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (или модулю), включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (по необходимости)

  В процессе освоения дисциплины используются следующие образовательные технологии, способы и методы формирования компетенций: лекция традиционная и проблемная, практические занятия, метод малых групп, дискуссия, научная конференция, разработка оригинальных проектов, подготовка мультимедийных презентаций.

 

IX. Материально-техническая база, необходимая для осуществления образовательного процесса по дисциплине(или модулю)

   Компьютерный класс, материалы презентаций, ОРК научной библиотеки ТвГУ. Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки.

Х. Сведения об обновлении рабочей программы дисциплины (или модуля)

№п.п. Обновленный раздел рабочей программы дисциплины (или модуля) Описание внесенных изменений Дата и протокол заседания кафедры, утвердившего изменения
1.      
2.      

 

 

 

I. Аннотация

1. Наименование дисциплины - Книжность и книжники Древней Твери

2. Цель и задачи дисциплины (или модуля)

Целью освоения дисциплины является изучение ранних этапов возникновения и развития русской литературы и книжной культуры в Тверском регионе; выявление особенностей древнетверской литературы; изучение новых литературных форм и методов, возникших на их основе в более позднее время; формирование у студентов умений работы с текстами древнеписьменных источников и профессионального подхода к изучению принципов и методов редакторского мастерства в их историческом развитии.

      Задачи освоения дисциплины (или модуля) разделяются на профессиональные и образовательные.

Профессиональные задачи учебного курса

– овладение теоретическими знаниями, необходимыми для профессиональной оценки того или иного древнеписьменного источника с точки зрения его историко-литературной и содержательно-композиционной индивидуальности;

– формирование у студентов умения анализировать памятники древней книжности Твери с точки зрения их редакторской подготовки, соответствующей уровню развития редакторского дела того или иного периода;

– анализ текста источника с применением современных литературоведческих и лингвистических методик и на основе полученных навыков.

Образовательные задачи курса

-- ознакомление студентов с историей древнерусской книжности Тверского края;

– ознакомление студентов с существующими, известными на сегодня, памятниками древнетверской письменности и литературно-художественными текстами;

– осознание будущими специалистами по издательскому делу и редактированию феномена древнетверской книжности, ее ценности, роли и значения в формировании современных взглядов и представлений современного специалиста.

Учебный курс «Книжность и книжники Древней Твери» продолжает и дополняет собой курс «Книжность и книжники Древней Рус


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.205 с.