И тыих настоятелей новогородскиих: — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

И тыих настоятелей новогородскиих:

2019-12-27 187
И тыих настоятелей новогородскиих: 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Фому Назарьева и Луку Зиновьева.

    Богатыми Назарьевы остались и в Ярославле. Есть сведения, что Акиндин Назарьев в тяжелые для всей страны годы Смутного времени, когда поляки захватывали и разоряли русские города, и Ярославль тоже был под угрозой нападения, «стоял против них крепко и непоколебимо в твердости ума своего безо всякого сомнения и ни к каким воровским советам не приставал и Московскому государству во всем помогал, и малодушных людей от всякого дурна отговаривал». Видимо, тогда он и получил прозвище - Дружина. Вместе с другими ярославскими купцами в период Смутного времени начала XVII века Дружина и его брат Гурий Назарьевы активно поддерживали «Совет всея земли» и, затем, нового царя Михаила Романова. После воцарения Михаила Романова Гурий и Акиндин Назарьевы получили в 1613 году жалованную грамоту «против гостей» и заняли видное положение среди русского купечества. Купцы Назарьевы торговали с Сибирью, Астраханью, Казанью. Основателем богатства семьи был Гурий Назарьев. Дела Гурий Назарьев вёл с размахом - от Новгорода, Ярославля и Нижнего до устья Яика (ныне Урал).

    На устье Яика Гурий Назарьев решил наладить выгодный промысел ценной красной рыбы, не допуская ее вверх на нерест. Купец заручился поддержкой царского правительства и, уплатив дань Ногайскому ханству, владевшему рекой, с помощью астраханских воевод возвел у реки Яик деревянный острог, то есть укрепление. Острог назывался тогда Усть­Яицким городком.

    Спустя несколько лет хозяйство окрепло, и Гурий Назарьев отказался от уплаты дани Ногайскому ханству. На этот деревянный острог часто нападали живущие на берегу моря казаки – видели в нем угрозу своему рыболовному промыслу. Особенно не нравился новый рыбный промысел астраханцам. Пытались даже убить сыновей Гурия Назарьева.

    Деревянный острог был слишком ненадежной защитой от калмыцких и казачьих погромов. Поэтому сын Гурия Назарьева — Михаил Гурьев, представитель уже второго поколения этой династии, обратился к царю и в 1645 году получил грамоту на право постройки каменной крепости.

    Михаил Гурьев обещал построить каменную крепость за свой счет. Казна же обязалась ежегодно поставлять по 600 строителей. Правительство освободило Гурьевых на 7 лет от налога на промыслы. Из­ за недостатка средств и рабочих, а также опустошительных набегов казачьих отрядов и кочевых племен строительство затянулось. Выстроили каменный городок лишь через пятнадцать лет, в 1662 году, и обошелся он Гурьевым в кругленькую сумму. Но в результате город стал крупной пограничной крепостью. Крепость эта позже стала городом Гурьевым.

    На строительстве этой крепости Гурьевы разорились, и спустя 30 лет рыбные промыслы были переданы в ведение приказа Большого двора – из­ за неплатежеспособности обедневших купцов. Но это случилось позднее...

А город Гурьев носил имя ярославских купцов не одно столетие и лишь в 1992 году вошел в состав новообразованной Республики Казахстан, и был переименован в Атерау.

    Одна из центральных улиц Атерау до сих пор называется Гурьевской.

    Сыновья Гурия Назарьева именитые купцы Гурьевы Михаил и Иван могли себе позволить богатые хоромы; известно, что в 1671 году они уже жили в Москве в своих каменных палатах. Позднее этот двор в Успенском переулке был собственностью внука Михаила Гурьева – Алексея Афанасьевича, который в 1728 году продал его шталмейстеру Родиону Кошелеву.

У Гурьевых было достаточно средств для того, чтобы построить еще более богатый храм. Они внесли в первоначальный замысел существенные изменения. Размеры сооружения были значительно увеличены. К юго-западному углу церкви был пристроен Казанский придел, из-за этого западная галерея была удвоена. Придел завершается ажурным крестом, являющимся прекрасным образцом искусства ярославских кузнецов и медников.

Казанский придел нисколько не испортил внешний облик всего храма. Квадратный в плане башнеобразный придел, покрытый четырехскатной кровлей, усложнил композицию храма. Он сделал церковный ансамбль более свободным и живописным. Колокольня была отнесена в отдельное здание и соединена с западной галереей переходом.

На северо-западном углу храма опоры арочных пролетов подклета были тогда оформлены в виде великолепной пары мощных восьмигранных столбов. А с юго-западной стороны появились миниатюрные столбики галереи Казанского придела.

Получилось асимметричное, очень выразительное и интересное сооружение. Первоначально возведенное позакомарное покрытие еще более усиливало это впечатление. Отличает храм Рождества Христова от всех остальных ярославских церквей храмозданная надпись из поливных изразцов в верхней части четверика.

    Это был дерзкий поступок! На фасадах храма помимо обычных в таких случаях упоминаний имен светских и духовных правителей купцы Гурьевы запечатлели свои имена. И это купцы, которые в XVII веке считались все же простыми, незнатными людьми. Обычно такой чести удостаивались только князья и бояре. Надпись гласит: «Воздвигли сию церковь Анкидин а по прозванию Дружина да Гурий Назарьевы… а совершили церковь сию после отца своего Гурья Назарьева дети его Михайло да Андрей да Иван, а совершена сия церковь и освящена осьмыя тысячи 152 году месяца августа в 28 день».

    Выполнение такого заказа обошлось Гурьевым дорого. Каждый слог этой надписи требовал отдельного клише, их нужно было заказать очень много — надпись была длинной. Неровная бледно-зеленая полива букв, мало заметная на белом фоне, говорит об отсутствии у мастеров опыта. Изразцы для лучшей видимости букв впоследствии прописывали масляными красками. Всё это делает церковь Рождества Христова поистине уникальной достопримечательностью Ярославля.

  Особенно интересна в этом ансамбле колокольня. Она стояла над воротами ограды, окружавшей раньше церковь Рождества Христова в Ярославле. При этом колокольня устроена на четверике небольшой церкви Гурия, Самона и Авива, окруженном открытой галереей. Далее возвышается восьмерик колокольни, прорезанный большими «звонами» - проемами для колоколов. А над всем этим возносится ажурный, устремленный ввысь шатер.

  Колокольня – уникальный памятник, не имеющий аналогов в русской архитектуре. Колокольня при этом очень красива. Она вся как будто покрыта каменным кружевом. Особенно пышно оформлены "слухи" - проемы, сделанные в шатре для того, чтобы звон колоколов разносился как можно дальше.

  Обратите внимание на башенки с низкими четырехгранными шатрами с восточной, алтарной стороны надвратной церкви. Они украшены наличниками, имитирующими "слухи".

С западной стороны по углам расположены парные столбики с округлыми резными завершениями. Эти странные завершения напоминают минареты мечетей. Возможно, Гурьевы, не раз бывавшие на Востоке, видели там минареты и предложили зодчим использовать этот мотив. Во всяком случае, ни в одной другой церкви такого украшения не встречается.

Храм расписан в 1680-е гг. артелью мастеров, одним из руководителей которой был, предположительно, - Дмитрий Семенов, участвовавший до этого в создании фресок церкви Ильи Пророка.

О блик церкви Рождества Христова в Ярославле сильно искажен временем. Были разобраны четыре малые главы на основном объеме, аркада, ведущая к колокольне и т.д. В советское время храм был закрыт. Памятник принадлежит Ярославскому музею-заповеднику. Вокруг церкви построены современные здания, она «потерялась» в этом окружении, и уже не производит того впечатления.

А раньше храм Рождества Христова с оградой, с колокольней над воротами, выходившими на одну из центральных улиц посада, смотрелся очень величественно. Восточный фасад был решен скромнее, ведь он тогда был обращен к земляному валу, проходившему вдоль берега Волги.

              В 1989 году произошло несчастье − из иконостаса храма были похищены уникальные иконы. Православные иконы "Крещение Господне", "Сретение", "Преображение", "Воскрешение Лазаря", "Вход в Иерусалим", "Святая Троица - Гостеприимство Авраама", принадлежащие первоначальному убранству ярославской церкви Рождества Христова, входившие в иконостас принадлежат к периоду наивысшего расцвета ярославской школы иконописи.

              Иконы были вывезены за границу и проданы на аукционе в Германии в 1995 году. Их купил наш соотечественник, коллекционер из Саратова Владимир Рощин, по его словам, "для личного пользования, а не для коллекции". Приобрел всего за 200 тыс. долларов, хотя в настоящее время они оцениваются экспертами в 1 млн. 200 тыс. долларов.

Узнав об истории своего приобретения, он принял решение возвратить иконы музею, с тем, чтобы их отреставрировали и поставили туда, где им и должно быть.

Церковь Николы Надеина

Перед вами знаменитая церковь Николы Надеина в Ярославле.

«Ну и что!» - скажете вы. Мы видели гораздо более красивые храмы во время нашей прогулки. «Не очень-то она впечатляет! И что в ней знаменитого?»

Сейчас, зажатая со всех сторон современными зданиями, искаженная позднейшими перестройками, она действительно не очень впечатляет. А вот в XVII веке…

В XVII веке она была гордостью ярославского посада. Весь посад тогда был деревянным. Город только еще оправился от последствий Смутного времени. Совсем недавно людям было не до красоты. И вдруг среди деревянных домов, узких грязных улочек, небольших деревянных храмов (их быстро строили, но также быстро они и горели), выросла прекрасная каменная церковь.

Раньше на этом месте стояла деревянная церковь Благовещенья. По традиции, при перестройке храма соблюдалась преемственность посвящения престола. Но эта церковь строилась на деньги ярославского купца. Да не простого купца. А богатейшего ярославского купца, государева гостя, лично знакомого с самим царем, поставлявшего товары для царского двора. Только очень немногим купцам за особые заслуги царь жаловал почетное звание государева гостя. Нередко ему приходилось далеко отлучаться по своим торговым делам.

Николай Угодник считается покровителем путешествующих. Вероятно, поэтому главный престол храма освятили в честь святого Николая Мирликийского – самого почитаемого на Руси святого.

Купца этого звали Епифаний Андреевич Светешников, но больше он известен под именем Надея. Надея Светешников был очень богат, поэтому и смог выделить немалые деньги на строительство этого храма. Ради него могли изменить традицию и переосвятить вновь построенную церковь.

Существует местное предание, которое как бы обосновывает законность такого переосвящения. Во время строительства храма, как свидетельствует предание, к берегу Волги напротив строящегося храма волнами прибило икону Николая Чудотворца. Икону внесли в церковь, и начали от нее случаться чудесные исцеления.

Это было истолковано, как Божия воля, и прихожане просили ростовского митрополита освятить только что построенный храм в честь Николая Чудотворца.

Строилась церковь Николы Надеина в Ярославле с 1620 по 1622 гг. Массивный куб храма поднят на высокий подклет. В XVII веке церковь имела пять глав. С трех сторон ее окружали тогда открытые галереи. Церковь имела еще башнеобразный Благовещенский придел, невысокую шатровую колокольню и стройное домообразное крыльцо на ползучих арках.

Церковь Николы Надеина нарушала законы, по которым строились храмы XVI века – она была асимметрична. Здесь свободно сочетались разновеликие объемы. Галерея, обходящая храм, завершалась приделом только с севера. С юга и запада галерея была открытой, и ее легкая аркада обогащала фасады игрой светотени. Северная галерея была закрытой изначально.

Раньше покрытие церкви было позакомарным, и это делало ее еще более живописной. Декор храма скромный, но очень выразительный. Фасады украшены поясами крупных ширинок — квадратных углублений с профилированными впадинами — и разного вида карнизами. Интересен также катушечный пояс, украшающий апсиды на востоке.

Великолепные росписи церкви Николы Надеина были сделаны спустя 20 лет после постройки храма, в 1640-1641 годах. Храм расписывали двадцать мастеров, в том числе ставшие впоследствии знаменитыми художники Василий Ильин и Севастьян Дмитриев. Руководили артелью старые, опытные и известные мастера − Любим Агеев из Костромы, Стефан Ефимиев из Ярославля и Иван Муравей из Нижнего Новгорода.

Дальнейшие перестройки сильно исказили первоначальный облик церкви. В конце XVII века были заложены арочные проемы галерей, надстроена колокольня, пристроен южный придел. В XIX веке боковые главы храма разобрали, позакомарное покрытие заменили на четырехскатное.

В 1930 году был упразднен Николо-Надеинский приход. Церковь передали музею.

По новому плану генеральной застройки Ярославля 20-30-х годов XX века вокруг церкви возвели многоэтажные жилые дома, в результате чего памятник совершенно потерял свою роль в городской застройке.

В 1959 году церковь Николы Надеина вошла в состав вновь образованного Ярославского музея-заповедника; с 1969 года она открыта для посетителей как храм-музей.

Церковь Николы Надеина в Ярославле стоит недалеко от волжского берега. В XVII веке вдоль берега Волги тянулись укрепления Земляного города. После того, как был принят план реконструкции Ярославля 1778 года, здесь стали строить свои дома богатые ярославцы. Но волжский берег был тогда почти не укреплен, его размывало вешней водой, поэтому решено было построить набережную. Набережная получилась одной из самых красивых в поволжских городах. Сейчас мы выйдем на нее, и вы сами в этом убедитесь.

       Епифаний Андреевич Светешников, более известный под именем Надея, был одним из самых богатых ярославских купцов XVII века. Епифаний — это его крещеное имя. Оно использовалось редко, в особых случаях, например, во вкладных надписях церковной утвари. Надея было другим именем Светешникова, именно именем, а не прозвищем. В большинстве документов Светешников фигурирует именно как Надея, а его сын Семен получает отчество Надеевич.

Род Светешниковых, по местному преданию, происходил из Великого Новгорода. После разгрома Новгорода Иваном Грозным в 1569 году многие посадские семьи были насильно переселены в другие земли. Семья Светешниковых попала в бурно растущий и развивающийся Ярославль.

       В самом начале XVII века в правление Василия Шуйского Надея Светешников уже входил в число наиболее крупных местных купцов и имел значительный вес в общественной жизни Ярославля. Так в 1608 году при урегулировании сложных вопросов распределения государева тягля между посадской общиной и ловецкими крестьянами интересы посада представляли Надея Светешников и Григорий Никитников.

       Яркая сильная личность, человек феноменальной энергии Надея Светешников активно участвовал в политических событиях начала XVII века. Вместе с тем же Григорием Никитниковым, бывшим тогда земским старостой, Светешников организовал в Ярославле производство копий, рогатин и доспехов для ополчения Минина и Пожарского. Он был участником «Совета всея земли», фактически выполнявшего роль временного русского правительства весной-летом 1612 года.

Не удивительно, что новый царь Михаил Фелорович Романов оценил поддержку ярославских купцов. Восемь самых богатых купцов были награждены почетным званием государева гостя. Жалованную грамоту «на гостиной имя» Надея Светешников получил в 1613 году.

       Ярославский купец становится одним из крупнейших торговых агентов нового царя по закупке товаров для его обихода. Именно ему поручается приобретение заморских тканей для восстановления царского гардероба.

Неоднократно Надея Светешников привлекался для выполнения сложнейших казенных поручений. В 1624 году за выполнение одного из таких поручений царь пожаловал Надею Светешникова серебряным ковшом. В тот код ярославский гость принес казне 28 тысяч рублей дохода, наладив покупку икры в Астрахани и доставку ее в Архангельск для продажи иностранцам.

       Через 10 лет, в 1635 году, Надея Светешников был привлечен государством к организации добычи и выплавки меди.

При этом он вел и свою предпринимательскую деятельность, совершая грандиозные и дерзкие торговые операции. Нередко ярославский купец делал рискованные вложения денег, которые при удачном исходе приносили ему огромные прибыли. Наиболее крупные операции Светешникова были связаны с Сибирью, где он менял товары на пушнину. В Сибири тогда была острая нехватка денег, и Светешников, наряду с торговыми операциями широко практиковал дачу денег в рост.

       Еще одной сферой интересов Светешникова была организация добычи соли, которая требовала крупных финансовых вложений, но при большом объеме производства затраты окупались с лихвой. Иногда для этого приходилось осваивать новые территории (например, Усолье в Самарской Луке) в интересах Русского государства.

В 1644 году состояние Светешникова, не считая московской и ярославской недвижимости, оценивалось в 35500 тысяч рублей, т.е. около полумиллиона в золотых рублях начала XX века.

       При всем размахе его предпринимательской деятельности Надея Светешников не порывал связи с Ярославлем, во многом вопреки политике московских властей, которые стремились сконцентрировать в Москве все привилегированное купечество. В 1620 году по его инициативе и на его средства был возведен новый каменный храм в честь Николы Угодника. Очень скоро в название храма вошло имя заказчика. Церковь Николы Надеина сохранилась до наших дней. Усадьба Светешникова располагалась в Никольской сотне, недалеко от храма, до конца дней своих он остался ярославским жителем.

       Кончина Надеи Светешникова была трагична. В результате крупной неудачной операции один из самых видных и влиятельных купцов первой половины XVII века превратился в несостоятельного должника. В 1645 году он оказался не в состоянии расплатиться за забранную в долг пушнину на сумму в 6570 рублей и был поставлен в Москве на правеж. Будучи очень немолодым человеком, Надея Светешников умер, не выдержав пыток и публичного позора, так и не расплатившись с долгами. Похоронили его в южном подклете выстроенной им церкви Николы Надеина.

       Возможно, с трагической смертью Надеи Светешникова связан самый крупный ярославский клад XVII века.

  7. Церковь Ильи Пророка в Ярославле была заложена в 1647 году, освящена в 16 июня 1650 года. Она выстроена неизвестным зодчим на средства богатых ярославских купцов Вонифатия и Иоанникия Скрипиных.

  Скрипины принадлежали к верхушке русского торгового мира. Иоанникий Скрипин входил в группу самой привилегированной части русского купечества - был государевым гостем. Братья Скрипины занимались торговлей мехами, церковной утварью и драгоценными камнями, были поставщиками товаров для царского и патриаршего двора. Они были лично знакомы с царями Михаилом Федоровичем и Алексеем Михайловичем Романовыми и пользовались их расположением.

  Имея огромный доход от своих торговых операций, Скрипины могли позволить себе возвести посреди своей усадьбы вот такой великолепный храм.

  Церковь Ильи Пророка в Ярославле – четырехстолпный, пятиглавый храм на подклете, с трех сторон окруженный двухъярусной галереей. Храм имеет три придела. К юго-восточному углу храма примыкает теплый Покровский придел. В этом приделе Покрова Богоматери проходили службы зимой.

  У северо-восточного угла расположен придел покровителей семейного очага Гурия, Самона и Авива. Это была домовая церковь купцов Скрипиных. В подклете придела находится усыпальница рода Скрипиных. Он имеет редкое для Ярославля и очень живописное завершение в виде многоярусных кокошников.

  Самый красивый придел – Ризположенский. Он был построен позже других. В честь завершения строительства храма и в знак особого благорасположения Патриарх Московский и Всея Руси Иосиф с разрешения царя Алексея Михайловича поднес братьям Скрипиным уникальную святыню – частицу ризы Господней. Для хранения этой редкой культовой реликвии и был построен шатровый Ризположенский придел. Все архитектурные детали придела призваны подчеркнуть его легкость и устремленность ввысь. Обратите внимание на пирамидальное расположение окон четверика. Группы из трех пирамидально расположенных кокошников смягчают переход к четверику. А выше два ряда кокошников оформляют мягкий переход к шатру. Шатер глухой, монотонность больших гладких плоскостей его граней смягчают горизонтальные выступы-перехваты на его ребрах.

  К северо-западному углу храма примыкает шатровая колокольня. Строгий и глухой восьмерик нижней части колокольни служит основанием для ажурной легкой аркады и шатра, прорезанного слухами, обрамленными нарядными наличниками.

  На галереи ведут два нарядных, домообразных крыльца. Перед нами западное крыльцо – центральный вход. Похожее крыльцо находится с севера.

  Как вы видите, получилась асимметричная постройка. Каждый фасад храма абсолютно непохож на другой. Но при этом, с какой бы точки вы ни посмотрели, все объемы строго уравновешены. Своими разнообразными формами церковь немножечко напоминает живописные хоромы XVII века.

  Заказчиками церкви были купцы – люди, близкие к народной среде, и, поэтому, в оформлении фасадов первоначально открытых галерей и крылец проявилось стремление к узорочью и красочности. Зодчие обильно украсили фасады сложно профилированными квадратными кессонами-ширинками, бусинами и белокаменными резными вставками, на которых искусно вырезан двуглавый орел, цветок "розан", крылатый грифон и т.д.

  Храм Ильи Пророка в Ярославле был расписан артелью из 15 костромских и ярославских художников. Возглавляли ее знаменитые изографы костромичи Гурий Никитин и Сила Савин.

  Ильинские росписи представляют собой одно из высших достижений русского искусства. Стенописи центрального храма хорошо сохранились, так как были выполнены на высоком по качеству уровне.

  Храм Ильи Пророка в Ярославле ценен еще тем, что он почти полностью сохранил свой первоначальный облик. Практически без изменений сохранился и интерьер Ильинского храма, поновления живописи происходили преимущественно в теплом Покровском приделе.

  В 1920 г. церковь Ильи Пророка в Ярославле была закрыта. В послевоенные годы храм отреставрировали, он был открыт для посетителей как музейный объект. В 1989 г. главный престол церкви был вновь освящен, и с этого времени в летний сезон в храме Ильи Пророка в Ярославле проводятся церковные службы по большим христианским праздникам.

  В XVII веке вместе с хоромами Скрипиных, торговыми лавками, домами духовенства, древней оградой с башнями церковь представляла единый ансамбль. По плану реконструкции города 1778 года, она стала центром вновь созданной площади. От площади лучами расходятся улицы, и церковь Ильи Пророка замкнула перспективу каждой из них. Она стала главным архитектурным сооружением центра Ярославля.

                   Братья Иоанникий Иванович и Вонифатий Иванович Скрипины — богатые именитые ярославские купцы. Скрипины были выходцами из Новгорода, переселившимися в Ярославль после захвата города Иваном Грозным. В Ярославле XVII века для предприимчивых купцов были все возможности для успешной торговли. Скрипины торговали жемчугом, мехами, церковной утварью. Они являлись поставщиками товаров для царского и патриаршего двора. Свои товары продавали не только в Москве, но смогли наладить торговлю и с Западной Европой. Скрипины были крупнейшими скупщиками сибирской пушнины, получая от ее продажи огромные прибыли.

Они, несомненно, были очень богаты. Усадьба купцов Скрипиных находилась в центральной части ярославского посада, на оживленной Пробойной улице, неподалеку от обширной торговой площади. В городе они пользовались огромным авторитетом. Иоанникий Скрипин в 1640-х годах был земским старостой и возглавлял борьбу посада против власти Спасского монастыря.

       Несметные богатства Скрипиных вынуждали считаться с ними даже царя и патриарха. В одной из своих челобитных Иоанникий Скрипин многозначительно напоминал царю, что только с его сибирских промыслов «идет в казну пошлина на год на 1000 рублей и больше».

Между 1646-1650 годами ему был пожалован высокий чин государева гостя.

На своей усадьбе Скрипины строят великолепную церковь Ильи Пророка, которая стала жемчужиной ярославской архитектуры. Для ее росписи приглашают ведущих художников того времени. Помимо этого они украсили храм и приделы огромным количеством икон – больших и малых, постоянно одаривали церковь самоцветами, жемчугом, парчой, шелками, кружевами. К завершению строительства Скрипины получили в дар от патриарха Иосифа и царя Алексея часть Ризы Господней. В честь получения святыни они пристроили отдельную церковь – придел Ризоположения.

Семья Скрипиных была очень религиозна. Об этом свидетельствует сам факт строительства храма. Также известно, что брат их был иноком, а сестра схимонахиней.

Братья Скрипины были образованными людьми. В «Книге церковного строения», составленной ими по окончанию строительства Ильинского храма, сохранились поправки и добавления, сделанные их рукой. В этой книге они отмечают не только иконы, но и имена художников, их создавших. Чувствуется, что Скрипины были наделены и художественным чутьем и вкусом и знакомы с творчеством мастеров из разных городов страны.

Род Скрипиных рано угас. Нет никаких упоминаний о наследниках богатейших ярославских купцов. Из детей Скрипиных известна только рано умершая дочь Вонифатия. Нет их детей и в фамильном склепе под северным приделом храма.

 

8. ВЕЧНЫЙ ОГОНЬ. Раньше здесь была овальная Соборная площадь, окруженная зданиями. А еще раньше, когда кремль еще существовал, впереди нас находилась бы деревянная стена с башней и воротами. Далее проходил ров, через который был перекинут мост. В XVIII веке мост этот называли Фроловским. Это название дала мосту каменная церковь Флора и Лавра, возведенная по другую сторону рва тоже в XVIII веке. В XIX веке ее разобрали за ветхостью, какой была эта церковь, неизвестно.

Вот мы покинули территорию кремля. Что здесь было в средние века? Здесь проходила древняя улица Пробойная, которая тянулась отсюда аж до современной Красной площади. Здесь и начинался древний ярославский торг.

По плану реконструкции Ярославля 1778 года на месте средневековых Пробойной и Никольской улиц, а также городского торга была разбита широкая парадная площадь, соединяющая Ильинскую площадь с кремлем.

Площадь эта использовалась как плац для воинских строевых занятий, смотров, парадов, отсюда и ее название – Плац-парадная. На фотографии виден Демидовский сквер и, если присмотреться, памятник П.Г. Демидову, а дальше уже церковь Ильи Пророка на Ильинской площади.

В 1918 году Соборная и Плац-парадная площади были объединены и переименованы в площадь Мира. Это название-символ, связанный как с основными положениями большевистской идеологии, так и с конкретными шагами нового правительства в 1917-1918 гг. – Декретом о мире и Брестским мирным договором.

В 1933 году было принято решение переименовать площадь Мира в площадь Комсомола в ознаменование 15-й годовщины со дня 1-го Съезда Коммунистического Союза Молодежи, но уже в следующем году она была переименована в площадь Челюскинцев. Но это скорее похоже на бульвар или сквер, поэтому с мая 1976 года существует и другое название – бульвар Мира.

На самой границе Рубленого города в 1968 году был установлен монумент в честь боевых и трудовых подвигов ярославцев в годы Великой Отечественной войны (скульптор Л.Е. Кербель, архитектор Г. А. Захаров). Между двумя гранитными горельефами с изображениями воина и женщины-труженицы горит Вечный огонь. Он зажжен от огня на могиле Неизвестного солдата в Москве.

Ярославцам есть чем гордиться, есть что вспомнить. В годы Великой Отечественной войны тысячи и тысячи жителей города сражались на фронтах Великой Отечественной войны. Более 220 ярославцев заслужили высокое звание Героя Советского Союза. Среди них летчики М.П. Жуков, В.М. Голубев, Б.Д.Щапов, танкист А.Ф. Наумов, партизанка Е.Ф. Колесова и многие другие. Уроженцами Ярославской области были прославленные полководцы маршал Ф.И. Толбухин и генерал армии П.И. Батов. Конструктор легендарного танка Т-34 М.И. Кошкин родился в деревне Брынчаги Переславского уезда.

А разве можно забыть о самоотверженности женщин, сумевших в суровые годы войны выстоять духом, заменить на заводе и в поле тех, кто ушел сражаться на фронт, да еще приютить после снятия блокады полмиллиона ленинградцев, поделившись с ними теплом души и последним куском хлеба.

ПОЧТИМ ЖЕ МИНУТОЙ МОЛЧАНИЯ ПАМЯТЬ ЯРОСЛАВЦКВ, НЕ ВЕРНУВШИХСЯ С ВОЙНЫ.

ПОМЯНЕМ ДОБРЫМ СЛОВОМ РУССКУЮ ЖЕНЩИНУ – ГРАЖДАНКУ, ТРУЖЕНИЦУ, МАТЬ.

 

        

 

 


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.062 с.