У буфета при народе, часто марок не отдашь. — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

У буфета при народе, часто марок не отдашь.

2019-12-27 130
У буфета при народе, часто марок не отдашь. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Золотой век Ярославля

1. ФОТО Семеновской площади, ныне Красной.

    Свое название – Семеновская — площадь получила по одноименной церкви, впервые упоминающейся в 1630-м году. После пожара 3 мая 1711 года, по челобитной «приходских людей» и благословления епископа Ростовского и Ярославского Досифея был построен новый деревянный храм. Позднее, в 1723 году, на его месте был возведен каменный храм Семеновского прихода: летний во имя Симеона Столпника с приделом Дм. Ростовского – самого почитаемого святого в нашем крае. В 1738 году был освящен теплый храм этого прихода – церковь Введения Богоматери с приделом священномученика Харлампия (построен в 1756 году).
    Церкви прихода отличались богатством церковной утвари, которое в немалой степени пополнялось за счет «обилия усердия к храму купца Сорокина», владевшего несколькими предприятиями в Ярославле, в том числе и упоминавшимися свинцово-белильными.

    На западной стороне площади, в 1820-м году были сооружены пожарные депо и каланча – самая высокая постройка в Ярославле того времени. Рядом находился огороженный зеленью учебный платц. В 1880-х годах в составе пожарных был и знаменитый журналист конца XIX — начала 20-х годов XX века В. Гиляровский. Во время одного из пожаров, он, рискуя жизнью, за счет своей огромной физической силы спас своего непосредственного начальника от неминуемой гибели. Местные газеты так писали о действиях пожарной дружины: «Дозорный на каланче в системе оповещения оставался единственным и основным средством связи. Завидев «объект возгорания» вышковой сообщал категорию пожара, его район и направление движения пожарного обоза. Раздавались тревожные удары пожарного колокола, затем звучала команда готовности: «Трубный ход есть!». Брандмейстер в ответ подавал команду: «Открывай!» и горнист играл выезд». Впереди ехал вестовой верхом на лошади и трубил в рожок, прокладывая дорогу пожарному обозу, а ночью освещал путь факелом.

2.  Пробойная - Советская улица.

    Название улицы, которое существовало до апреля 1918 года гораздо больше отражает историю самой улицы. А вернее, названия, потому что их было несколько. В XVII веке улица называлась Пробойная. Впервые эта улица упоминается в «Переписной книге Ярославля» 1646 года. Тогда, в XVII веке, вдоль Пробойной улицы стояли торговые лавки, по ней в течение дня шло оживлённое движение: ярославцы везли товары, отправлялись за покупками. Именно в этой части города находились многие дворы зажиточных посадских людей, а среди жителей, как написано в переписных книгах Ярославля XVII века, было меньше «худших» людей, нищих.

    - О том, почему улица называлась Пробойная, у историков существует как минимум три версии. Первая версия — самая интересная. В начале XVII века в стране было смутное время. Пресеклась династия Рюриковичей, на престоле воцарялись разные проходимцы, а по русской земле бродили вооруженные отряды поляков. Один из таких отрядов, отряд польского гетмана Лисовского, осадил Ярославль.

    Граница Ярославля того времени – городской вал – проходила через Семеновскую (а теперь – Красную) площадь. Следы самого настоящего вала вокруг города видны до сих пор – это Первомайский бульвар и Первомайская-Комсомольская улицы, очерчивающие на карте современного Ярославля полукруг, внутри которого и находился в семнадцатом веке практически весь город. По этому полукругу проходили срытые и заваленные при Екатерине II ров и деревянная крепостная стена с каменными башнями. Эта стена шла от Угличской башни Спасо-Преображенского монастыря до Знаменской башни, дальше башня находилась примерно на месте Волковского театра, потом к Семеновской башне, и оттуда к Волжской башне. Вот через Семеновскую башню в далеком мае 1609 года и пробились в город поляки. Поляки ворвались, но пока деревянные крепостные стены сдерживали их натиск, горожане успели собраться в каменной крепости Спасо-Преображенского монастыря. И когда поляки, найдя слабое место, пробились-таки на территорию Ярославля, пограбить население они уже не смогли. После напряженного штурма деревянных укреплений их ожидали пустые дома и высокие каменные стены монастыря, на которых уже калили ядра и грели бочки с варом защитники города. Поскольку сил на новый штурм у отряда уже не было, поляки ушли восвояси. В память об этом весьма значительном событии Пробойная улица и получила свое имя, поскольку именно в этом месте поляки пробивались в город.

    По второй версии, название улицы связано с железоделательным промыслом, в котором применялся инструмент пробойник. В пользу того, что на Пробойной улице действительно существовал железоделательный промысел указывает наличие церкви Козьмы и Демьяна — покровителей кузнецов. За эту версию также говорит тот факт, что не только в Ярославле существовала улица с таким именем — в Ростове и Вологде того времени также были улицы Пробойные.

    Третья версия самая неубедительная, на мой взгляд. Во времена царствования Екатерины II в городе была введена регулярная планировка. Теперь дома строились не как бог на душу положит, а в строгом соответствии с высочайше утвержденным планом. И для того, чтобы этот план осуществить, необходимо было пробиться сквозь старую хаотическую, дорегулярную застройку города. И поскольку улица «пробивалась» через старую застройку при екатерининской перепланировке города, она и была названа «Пробойной». Однако, против этой версии говорит тот факт, что первое упоминание названия улицы приходится на XVII век, а екатериниская перепланировка проводилась в XVIII веке, когда название уже существовало. Но, быть может, просто существующему названию горожане придали новый смысл? Могло быть и такое, мне кажется.

    С новой, регулярной планировкой города связано и новое название улицы. Теперь она называлась улица Ильинская, по церкви Ильи Пророка, от которой начиналась улица. Однако наряду с официальным названием, улица сохранила и первоначальное название. Часть улицы — от церкви Ильи Пророка до Семеновской (Красной) площади — называлась по старой памяти Пробойной. Часть улицы от Семеновской площади до современного проспекта Ленина в XIX веке получило название улицы Лесной. Было оно связано с расположением здесь Лесной площади и Лесной площадки — мест для хранения сплавляемого по Волге леса. Но все вместе это была Ильинская улица.

Известным местом в Ярославле был расположенный недалеко от Красной площади кабак. Ярославские буфетчики, официанты в устах клиентуры прозывались целым рядом шутливых прозвищ-понятий – «ярославский фартух», «ярославский земляк». О некоторых из них сочинялись ходячие анекдоты, из уст в уста передавались невероятные были. Одной из таких знаменитейших фигур Егоровского трактира был половой Петр Кирилыч. Куплет из песенника «Ярославский половой» звучал:

«Петр Кирилов» нынче в моде,

И хоть строг хозяин наш

Ведь хозяин-то не бедный,

Что жалеть его карман,

Мне же всякий грошик медный

Дорог словно талисман.

- Петр Кириллов, благодаря которому были введены в трактирах для расчета марки, был действительное лицо, увековечившее себя не только в Москве, но и в провинции. Петр Кирилыч родился в сороковых годах в деревне бывшего Углицкого уезда. Десятилетним мальчиком был привезен в Москву и определен в трактир Егорова половым и посудомойкой. Наглядевшись на охотнорядских торговцев, практиковавших обмер, обвес и обман, он ловко применил их методы торгового дела к своей профессии.

Кушанья тогда заказывали на слово, деньги, полученные от гостя, половые несли прямо в буфет, никуда не заходя, платили, получали сдачу и на тарелке несли ее, тоже не останавливаясь, к гостю. Если последний давал на чай, то чайные деньги сдавали в буфет на учет и делили после. Кажется, ничего сделать нельзя, а Петр Кирилыч ухитрялся. Он прятал деньги за рукава, засовывал их в диван, куда садился знакомый подрядчик, который брал и уносил эти деньги, вел им счет и после, на дому, рассчитывался с Петром Кирилычем. И многие знали, а поймать не могли.

Уж очень ловок был. Даст, бывало, гость ему сто рублей разменять. Вмиг разменяет, сочтет на глазах гостя, тот положит в карман, и делу конец. А другой гость сам начнет пересчитывать:

- Чего ты принес? Тут пятишки нет, всего девяносто пять… Удивится

- Петр Кириллов. Сам пересчитает, положит деньги на стол, поставит сверху на них солонку или тарелку. Верно, не хватает пятишки! Сейчас сбегаю, не обронил ли на буфете. Через минуту возвращается сияющий и бросает пятерку.

- Ваша правда…На буфете забыл…

Гость доволен, а Петр Кирилыч вдвое. В то время, когда пересчитывал деньги, он успел стащить красненькую, а добавил только пятерку» (В. Гиляровский).

3, В последней трети XVIII века Ярославль занимал уже достаточно большое пространство и на его земле стояло более 200 каменных построек. Согласно плану —предписывалось, «в Земляном городе на Волге вокруг главной площади строить дома каменные, сплошные, высотой шестнадцать аршин, в три этажа». Заказчиками становились купцы и дворяне, причем от их сословной принадлежности зависели и особенности будущих зданий. Тогда-то и появилось вполне обычное, как мы бы сказали сегодня, «типовое» жилище на улице Пробойной. Сегодня мы знаем его как Дом офицеров.

    Здание Дома офицеров является характерным примером классицизма, адаптированного к достаточно скромным потребностям частного заказчика из провинции, жившего когда-то здесь помещика Шубина. Тогда здание было устроено по традиционному принципу и объединяло несколько помещений, перечень которых позволяет дать общее представление о внутреннем убранстве дома вплоть до конца XIX века. Сколько там было спален — неизвестно, но то, что не одна, а несколько, — это точно; кроме того в доме располагалась гостиная, столовая, буфетная, малая гостиная, бальная зала. Все эти помещения были связаны «паутиной» переходов, лестниц и катакомб.

    Дома этого стиля строились в Ярославле по петербургским образцам, фасады же использовались тверские, считавшиеся к тому времени образцовыми. Но из-за нехватки денег и строительного опыта, в том числе умения читать чертежи, «наши» дома отличаются от зданий северной столицы: специалисты считают, что они не придерживаются строгих предписаний того или иного стиля либо направления, сохраняя при этом свое особое очарование.

    Дом офицеров — это еще и исторический памятник, связанный с событиями обеих отечественных войн. Так, именно здесь в дни Отечественной войны 1812 года находился штаб ярославского ополчения («ярославской военной силы»).

4. Одним из первых советских гражданских сооружений в Ярославле стало здание, спроектированное архитектором С.В. Капачинским в 1936 году. Следуя социальному заказу и новым партийным установкам, он в короткие сроки создает проект жилого дома, построенного в 1937 году по улице Советской (д. 6). Для строительства было выбрано место, где ранее располагались две церкви Варваринского прихода 1668 и 1715 годов строительства, образовывавших ансамбль с храмом и колокольней Рождества Христова. Церковь Варвары Великомученицы, разобранная в 1931-1932 годах на кирпич, была активным композиционным элементом градостроительной ситуации. Являясь одной из высотных доминант двухэтажной застройки улицы Пробойной (ул. Советской), она одновременно акцентировала и завершала композиционную ось Варваринской улицы (ул. Трефолева). Поэтому дом, который проектировался на ее месте, своим силуэтом, объемным и пластическим решением должен был компенсировать композиционную утрату градостроительной структуры, что, в общем, удалось достигнуть не в полной мере.

    здание, так же как и дом на Моховой, не оставило никого равнодушным и понравилось заказчику и будущим жильцам. Его образ, ассоциирующийся с образом дворца, «идеального дома», с лучшей жизнью, которой достоин советский человек, вызывал положительные эмоции. Двухквартирная секция имела сквозное проветривание, двухстороннюю ориентацию, хорошие пропорции помещений и весь необходимый набор дополнительных помещений, который делал жизнь более комфортной и удобной. Причем, в структуре восьмисекционного здания предусмотрены все типы квартир, начиная от однокомнатной до четырехкомнатной, рассчитанные на разный состав семей.

5. Мы подошли к этому замечательному памятнику – церкви Рождества Христова в Ярославле.  Первый храм где изразцы. Она тоже была построена на средства ярославских купцов. Первыми ее заказчиками были Акиндин и Гурий Назарьевы. Начали строить храм Рождества Христова в 1636 году.

Купцы Назарьевы-Гурьевы

В Ярославль Назарьевы переселились из Новгорода, после захвата города Иваном Грозным. Род был богатый и достаточно знатный. Вот отрывок из былины "Садко":

Стал Садко поторговывать,

Тыих мужиков новогородскиих

Церковь Николы Надеина

Перед вами знаменитая церковь Николы Надеина в Ярославле.

«Ну и что!» - скажете вы. Мы видели гораздо более красивые храмы во время нашей прогулки. «Не очень-то она впечатляет! И что в ней знаменитого?»

Сейчас, зажатая со всех сторон современными зданиями, искаженная позднейшими перестройками, она действительно не очень впечатляет. А вот в XVII веке…

В XVII веке она была гордостью ярославского посада. Весь посад тогда был деревянным. Город только еще оправился от последствий Смутного времени. Совсем недавно людям было не до красоты. И вдруг среди деревянных домов, узких грязных улочек, небольших деревянных храмов (их быстро строили, но также быстро они и горели), выросла прекрасная каменная церковь.

Раньше на этом месте стояла деревянная церковь Благовещенья. По традиции, при перестройке храма соблюдалась преемственность посвящения престола. Но эта церковь строилась на деньги ярославского купца. Да не простого купца. А богатейшего ярославского купца, государева гостя, лично знакомого с самим царем, поставлявшего товары для царского двора. Только очень немногим купцам за особые заслуги царь жаловал почетное звание государева гостя. Нередко ему приходилось далеко отлучаться по своим торговым делам.

Николай Угодник считается покровителем путешествующих. Вероятно, поэтому главный престол храма освятили в честь святого Николая Мирликийского – самого почитаемого на Руси святого.

Купца этого звали Епифаний Андреевич Светешников, но больше он известен под именем Надея. Надея Светешников был очень богат, поэтому и смог выделить немалые деньги на строительство этого храма. Ради него могли изменить традицию и переосвятить вновь построенную церковь.

Существует местное предание, которое как бы обосновывает законность такого переосвящения. Во время строительства храма, как свидетельствует предание, к берегу Волги напротив строящегося храма волнами прибило икону Николая Чудотворца. Икону внесли в церковь, и начали от нее случаться чудесные исцеления.

Это было истолковано, как Божия воля, и прихожане просили ростовского митрополита освятить только что построенный храм в честь Николая Чудотворца.

Строилась церковь Николы Надеина в Ярославле с 1620 по 1622 гг. Массивный куб храма поднят на высокий подклет. В XVII веке церковь имела пять глав. С трех сторон ее окружали тогда открытые галереи. Церковь имела еще башнеобразный Благовещенский придел, невысокую шатровую колокольню и стройное домообразное крыльцо на ползучих арках.

Церковь Николы Надеина нарушала законы, по которым строились храмы XVI века – она была асимметрична. Здесь свободно сочетались разновеликие объемы. Галерея, обходящая храм, завершалась приделом только с севера. С юга и запада галерея была открытой, и ее легкая аркада обогащала фасады игрой светотени. Северная галерея была закрытой изначально.

Раньше покрытие церкви было позакомарным, и это делало ее еще более живописной. Декор храма скромный, но очень выразительный. Фасады украшены поясами крупных ширинок — квадратных углублений с профилированными впадинами — и разного вида карнизами. Интересен также катушечный пояс, украшающий апсиды на востоке.

Великолепные росписи церкви Николы Надеина были сделаны спустя 20 лет после постройки храма, в 1640-1641 годах. Храм расписывали двадцать мастеров, в том числе ставшие впоследствии знаменитыми художники Василий Ильин и Севастьян Дмитриев. Руководили артелью старые, опытные и известные мастера − Любим Агеев из Костромы, Стефан Ефимиев из Ярославля и Иван Муравей из Нижнего Новгорода.

Дальнейшие перестройки сильно исказили первоначальный облик церкви. В конце XVII века были заложены арочные проемы галерей, надстроена колокольня, пристроен южный придел. В XIX веке боковые главы храма разобрали, позакомарное покрытие заменили на четырехскатное.

В 1930 году был упразднен Николо-Надеинский приход. Церковь передали музею.

По новому плану генеральной застройки Ярославля 20-30-х годов XX века вокруг церкви возвели многоэтажные жилые дома, в результате чего памятник совершенно потерял свою роль в городской застройке.

В 1959 году церковь Николы Надеина вошла в состав вновь образованного Ярославского музея-заповедника; с 1969 года она открыта для посетителей как храм-музей.

Церковь Николы Надеина в Ярославле стоит недалеко от волжского берега. В XVII веке вдоль берега Волги тянулись укрепления Земляного города. После того, как был принят план реконструкции Ярославля 1778 года, здесь стали строить свои дома богатые ярославцы. Но волжский берег был тогда почти не укреплен, его размывало вешней водой, поэтому решено было построить набережную. Набережная получилась одной из самых красивых в поволжских городах. Сейчас мы выйдем на нее, и вы сами в этом убедитесь.

       Епифаний Андреевич Светешников, более известный под именем Надея, был одним из самых богатых ярославских купцов XVII века. Епифаний — это его крещеное имя. Оно использовалось редко, в особых случаях, например, во вкладных надписях церковной утвари. Надея было другим именем Светешникова, именно именем, а не прозвищем. В большинстве документов Светешников фигурирует именно как Надея, а его сын Семен получает отчество Надеевич.

Род Светешниковых, по местному преданию, происходил из Великого Новгорода. После разгрома Новгорода Иваном Грозным в 1569 году многие посадские семьи были насильно переселены в другие земли. Семья Светешниковых попала в бурно растущий и развивающийся Ярославль.

       В самом начале XVII века в правление Василия Шуйского Надея Светешников уже входил в число наиболее крупных местных купцов и имел значительный вес в общественной жизни Ярославля. Так в 1608 году при урегулировании сложных вопросов распределения государева тягля между посадской общиной и ловецкими крестьянами интересы посада представляли Надея Светешников и Григорий Никитников.

       Яркая сильная личность, человек феноменальной энергии Надея Светешников активно участвовал в политических событиях начала XVII века. Вместе с тем же Григорием Никитниковым, бывшим тогда земским старостой, Светешников организовал в Ярославле производство копий, рогатин и доспехов для ополчения Минина и Пожарского. Он был участником «Совета всея земли», фактически выполнявшего роль временного русского правительства весной-летом 1612 года.

Не удивительно, что новый царь Михаил Фелорович Романов оценил поддержку ярославских купцов. Восемь самых богатых купцов были награждены почетным званием государева гостя. Жалованную грамоту «на гостиной имя» Надея Светешников получил в 1613 году.

       Ярославский купец становится одним из крупнейших торговых агентов нового царя по закупке товаров для его обихода. Именно ему поручается приобретение заморских тканей для восстановления царского гардероба.

Неоднократно Надея Светешников привлекался для выполнения сложнейших казенных поручений. В 1624 году за выполнение одного из таких поручений царь пожаловал Надею Светешникова серебряным ковшом. В тот код ярославский гость принес казне 28 тысяч рублей дохода, наладив покупку икры в Астрахани и доставку ее в Архангельск для продажи иностранцам.

       Через 10 лет, в 1635 году, Надея Светешников был привлечен государством к организации добычи и выплавки меди.

При этом он вел и свою предпринимательскую деятельность, совершая грандиозные и дерзкие торговые операции. Нередко ярославский купец делал рискованные вложения денег, которые при удачном исходе приносили ему огромные прибыли. Наиболее крупные операции Светешникова были связаны с Сибирью, где он менял товары на пушнину. В Сибири тогда была острая нехватка денег, и Светешников, наряду с торговыми операциями широко практиковал дачу денег в рост.

       Еще одной сферой интересов Светешникова была организация добычи соли, которая требовала крупных финансовых вложений, но при большом объеме производства затраты окупались с лихвой. Иногда для этого приходилось осваивать новые территории (например, Усолье в Самарской Луке) в интересах Русского государства.

В 1644 году состояние Светешникова, не считая московской и ярославской недвижимости, оценивалось в 35500 тысяч рублей, т.е. около полумиллиона в золотых рублях начала XX века.

       При всем размахе его предпринимательской деятельности Надея Светешников не порывал связи с Ярославлем, во многом вопреки политике московских властей, которые стремились сконцентрировать в Москве все привилегированное купечество. В 1620 году по его инициативе и на его средства был возведен новый каменный храм в честь Николы Угодника. Очень скоро в название храма вошло имя заказчика. Церковь Николы Надеина сохранилась до наших дней. Усадьба Светешникова располагалась в Никольской сотне, недалеко от храма, до конца дней своих он остался ярославским жителем.

       Кончина Надеи Светешникова была трагична. В результате крупной неудачной операции один из самых видных и влиятельных купцов первой половины XVII века превратился в несостоятельного должника. В 1645 году он оказался не в состоянии расплатиться за забранную в долг пушнину на сумму в 6570 рублей и был поставлен в Москве на правеж. Будучи очень немолодым человеком, Надея Светешников умер, не выдержав пыток и публичного позора, так и не расплатившись с долгами. Похоронили его в южном подклете выстроенной им церкви Николы Надеина.

       Возможно, с трагической смертью Надеи Светешникова связан самый крупный ярославский клад XVII века.

  7. Церковь Ильи Пророка в Ярославле была заложена в 1647 году, освящена в 16 июня 1650 года. Она выстроена неизвестным зодчим на средства богатых ярославских купцов Вонифатия и Иоанникия Скрипиных.

  Скрипины принадлежали к верхушке русского торгового мира. Иоанникий Скрипин входил в группу самой привилегированной части русского купечества - был государевым гостем. Братья Скрипины занимались торговлей мехами, церковной утварью и драгоценными камнями, были поставщиками товаров для царского и патриаршего двора. Они были лично знакомы с царями Михаилом Федоровичем и Алексеем Михайловичем Романовыми и пользовались их расположением.

  Имея огромный доход от своих торговых операций, Скрипины могли позволить себе возвести посреди своей усадьбы вот такой великолепный храм.

  Церковь Ильи Пророка в Ярославле – четырехстолпный, пятиглавый храм на подклете, с трех сторон окруженный двухъярусной галереей. Храм имеет три придела. К юго-восточному углу храма примыкает теплый Покровский придел. В этом приделе Покрова Богоматери проходили службы зимой.

  У северо-восточного угла расположен придел покровителей семейного очага Гурия, Самона и Авива. Это была домовая церковь купцов Скрипиных. В подклете придела находится усыпальница рода Скрипиных. Он имеет редкое для Ярославля и очень живописное завершение в виде многоярусных кокошников.

  Самый красивый придел – Ризположенский. Он был построен позже других. В честь завершения строительства храма и в знак особого благорасположения Патриарх Московский и Всея Руси Иосиф с разрешения царя Алексея Михайловича поднес братьям Скрипиным уникальную святыню – частицу ризы Господней. Для хранения этой редкой культовой реликвии и был построен шатровый Ризположенский придел. Все архитектурные детали придела призваны подчеркнуть его легкость и устремленность ввысь. Обратите внимание на пирамидальное расположение окон четверика. Группы из трех пирамидально расположенных кокошников смягчают переход к четверику. А выше два ряда кокошников оформляют мягкий переход к шатру. Шатер глухой, монотонность больших гладких плоскостей его граней смягчают горизонтальные выступы-перехваты на его ребрах.

  К северо-западному углу храма примыкает шатровая колокольня. Строгий и глухой восьмерик нижней части колокольни служит основанием для ажурной легкой аркады и шатра, прорезанного слухами, обрамленными нарядными наличниками.

  На галереи ведут два нарядных, домообразных крыльца. Перед нами западное крыльцо – центральный вход. Похожее крыльцо находится с севера.

  Как вы видите, получилась асимметричная постройка. Каждый фасад храма абсолютно непохож на другой. Но при этом, с какой бы точки вы ни посмотрели, все объемы строго уравновешены. Своими разнообразными формами церковь немножечко напоминает живописные хоромы XVII века.

  Заказчиками церкви были купцы – люди, близкие к народной среде, и, поэтому, в оформлении фасадов первоначально открытых галерей и крылец проявилось стремление к узорочью и красочности. Зодчие обильно украсили фасады сложно профилированными квадратными кессонами-ширинками, бусинами и белокаменными резными вставками, на которых искусно вырезан двуглавый орел, цветок "розан", крылатый грифон и т.д.

  Храм Ильи Пророка в Ярославле был расписан артелью из 15 костромских и ярославских художников. Возглавляли ее знаменитые изографы костромичи Гурий Никитин и Сила Савин.

  Ильинские росписи представляют собой одно из высших достижений русского искусства. Стенописи центрального храма хорошо сохранились, так как были выполнены на высоком по качеству уровне.

  Храм Ильи Пророка в Ярославле ценен еще тем, что он почти полностью сохранил свой первоначальный облик. Практически без изменений сохранился и интерьер Ильинского храма, поновления живописи происходили преимущественно в теплом Покровском приделе.

  В 1920 г. церковь Ильи Пророка в Ярославле была закрыта. В послевоенные годы храм отреставрировали, он был открыт для посетителей как музейный объект. В 1989 г. главный престол церкви был вновь освящен, и с этого времени в летний сезон в храме Ильи Пророка в Ярославле проводятся церковные службы по большим христианским праздникам.

  В XVII веке вместе с хоромами Скрипиных, торговыми лавками, домами духовенства, древней оградой с башнями церковь представляла единый ансамбль. По плану реконструкции города 1778 года, она стала центром вновь созданной площади. От площади лучами расходятся улицы, и церковь Ильи Пророка замкнула перспективу каждой из них. Она стала главным архитектурным сооружением центра Ярославля.

                   Братья Иоанникий Иванович и Вонифатий Иванович Скрипины — богатые именитые ярославские купцы. Скрипины были выходцами из Новгорода, переселившимися в Ярославль после захвата города Иваном Грозным. В Ярославле XVII века для предприимчивых купцов были все возможности для успешной торговли. Скрипины торговали жемчугом, мехами, церковной утварью. Они являлись поставщиками товаров для царского и патриаршего двора. Свои товары продавали не только в Москве, но смогли наладить торговлю и с Западной Европой. Скрипины были крупнейшими скупщиками сибирской пушнины, получая от ее продажи огромные прибыли.

Они, несомненно, были очень богаты. Усадьба купцов Скрипиных находилась в центральной части ярославского посада, на оживленной Пробойной улице, неподалеку от обширной торговой площади. В городе они пользовались огромным авторитетом. Иоанникий Скрипин в 1640-х годах был земским старостой и возглавлял борьбу посада против власти Спасского монастыря.

       Несметные богатства Скрипиных вынуждали считаться с ними даже царя и патриарха. В одной из своих челобитных Иоанникий Скрипин многозначительно напоминал царю, что только с его сибирских промыслов «идет в казну пошлина на год на 1000 рублей и больше».

Между 1646-1650 годами ему был пожалован высокий чин государева гостя.

На своей усадьбе Скрипины строят великолепную церковь Ильи Пророка, которая стала жемчужиной ярославской архитектуры. Для ее росписи приглашают ведущих художников того времени. Помимо этого они украсили храм и приделы огромным количеством икон – больших и малых, постоянно одаривали церковь самоцветами, жемчугом, парчой, шелками, кружевами. К завершению строительства Скрипины получили в дар от патриарха Иосифа и царя Алексея часть Ризы Господней. В честь получения святыни они пристроили отдельную церковь – придел Ризоположения.

Семья Скрипиных была очень религиозна. Об этом свидетельствует сам факт строительства храма. Также известно, что брат их был иноком, а сестра схимонахиней.

Братья Скрипины были образованными людьми. В «Книге церковного строения», составленной ими по окончанию строительства Ильинского храма, сохранились поправки и добавления, сделанные их рукой. В этой книге они отмечают не только иконы, но и имена художников, их создавших. Чувствуется, что Скрипины были наделены и художественным чутьем и вкусом и знакомы с творчеством мастеров из разных городов страны.

Род Скрипиных рано угас. Нет никаких упоминаний о наследниках богатейших ярославских купцов. Из детей Скрипиных известна только рано умершая дочь Вонифатия. Нет их детей и в фамильном склепе под северным приделом храма.

 

8. ВЕЧНЫЙ ОГОНЬ. Раньше здесь была овальная Соборная площадь, окруженная зданиями. А еще раньше, когда кремль еще существовал, впереди нас находилась бы деревянная стена с башней и воротами. Далее проходил ров, через который был перекинут мост. В XVIII веке мост этот называли Фроловским. Это название дала мосту каменная церковь Флора и Лавра, возведенная по другую сторону рва тоже в XVIII веке. В XIX веке ее разобрали за ветхостью, какой была эта церковь, неизвестно.

Вот мы покинули территорию кремля. Что здесь было в средние века? Здесь проходила древняя улица Пробойная, которая тянулась отсюда аж до современной Красной площади. Здесь и начинался древний ярославский торг.

По плану реконструкции Ярославля 1778 года на месте средневековых Пробойной и Никольской улиц, а также городского торга была разбита широкая парадная площадь, соединяющая Ильинскую площадь с кремлем.

Площадь эта использовалась как плац для воинских строевых занятий, смотров, парадов, отсюда и ее название – Плац-парадная. На фотографии виден Демидовский сквер и, если присмотреться, памятник П.Г. Демидову, а дальше уже церковь Ильи Пророка на Ильинской площади.

В 1918 году Соборная и Плац-парадная площади были объединены и переименованы в площадь Мира. Это название-символ, связанный как с основными положениями большевистской идеологии, так и с конкретными шагами нового правительства в 1917-1918 гг. – Декретом о мире и Брестским мирным договором.

В 1933 году было принято решение переименовать площадь Мира в площадь Комсомола в ознаменование 15-й годовщины со дня 1-го Съезда Коммунистического Союза Молодежи, но уже в следующем году она была переименована в площадь Челюскинцев. Но это скорее похоже на бульвар или сквер, поэтому с мая 1976 года существует и другое название – бульвар Мира.

На самой границе Рубленого города в 1968 году был установлен монумент в честь боевых и трудовых подвигов ярославцев в годы Великой Отечественной войны (скульптор Л.Е. Кербель, архитектор Г. А. Захаров). Между двумя гранитными горельефами с изображениями воина и женщины-труженицы горит Вечный огонь. Он зажжен от огня на могиле Неизвестного солдата в Москве.

Ярославцам есть чем гордиться, есть что вспомнить. В годы Великой Отечественной войны тысячи и тысячи жителей города сражались на фронтах Великой Отечественной войны. Более 220 ярославцев заслужили высокое звание Героя Советского Союза. Среди них летчики М.П. Жуков, В.М. Голубев, Б.Д.Щапов, танкист А.Ф. Наумов, партизанка Е.Ф. Колесова и многие другие. Уроженцами Ярославской области были прославленные полководцы маршал Ф.И. Толбухин и генерал армии П.И. Батов. Конструктор легендарного танка Т-34 М.И. Кошкин родился в деревне Брынчаги Переславского уезда.

А разве можно забыть о самоотверженности женщин, сумевших в суровые годы войны выстоять духом, заменить на заводе и в поле тех, кто ушел сражаться на фронт, да еще приютить после снятия блокады полмиллиона ленинградцев, поделившись с ними теплом души и последним куском хлеба.

ПОЧТИМ ЖЕ МИНУТОЙ МОЛЧАНИЯ ПАМЯТЬ ЯРОСЛАВЦКВ, НЕ ВЕРНУВШИХСЯ С ВОЙНЫ.

ПОМЯНЕМ ДОБРЫМ СЛОВОМ РУССКУЮ ЖЕНЩИНУ – ГРАЖДАНКУ, ТРУЖЕНИЦУ, МАТЬ.

 

        

 

 

Золотой век Ярославля

1. ФОТО Семеновской площади, ныне Красной.

    Свое название – Семеновская — площадь получила по одноименной церкви, впервые упоминающейся в 1630-м году. После пожара 3 мая 1711 года, по челобитной «приходских людей» и благословления епископа Ростовского и Ярославского Досифея был построен новый деревянный храм. Позднее, в 1723 году, на его месте был возведен каменный храм Семеновского прихода: летний во имя Симеона Столпника с приделом Дм. Ростовского – самого почитаемого святого в нашем крае. В 1738 году был освящен теплый храм этого прихода – церковь Введения Богоматери с приделом священномученика Харлампия (построен в 1756 году).
    Церкви прихода отличались богатством церковной утвари, которое в немалой степени пополнялось за счет «обилия усердия к храму купца Сорокина», владевшего несколькими предприятиями в Ярославле, в том числе и упоминавшимися свинцово-белильными.

    На западной стороне площади, в 1820-м году были сооружены пожарные депо и каланча – самая высокая постройка в Ярославле того времени. Рядом находился огороженный зеленью учебный платц. В 1880-х годах в составе пожарных был и знаменитый журналист конца XIX — начала 20-х годов XX века В. Гиляровский. Во время одного из пожаров, он, рискуя жизнью, за счет своей огромной физической силы спас своего непосредственного начальника от неминуемой гибели. Местные газеты так писали о действиях пожарной дружины: «Дозорный на каланче в системе оповещения оставался единственным и основным средством связи. Завидев «объект возгорания» вышковой сообщал категорию пожара, его район и направление движения пожарного обоза. Раздавались тревожные удары пожарного колокола, затем звучала команда готовности: «Трубный ход есть!». Брандмейстер в ответ подавал команду: «Открывай!» и горнист играл выезд». Впереди ехал вестовой верхом на лошади и трубил в рожок, прокладывая дорогу пожарному обозу, а ночью освещал путь факелом.

2.  Пробойная - Советская улица.

    Название улицы, которое существовало до апреля 1918 года гораздо больше отражает историю самой улицы. А вернее, названия, потому что их было несколько. В XVII веке улица называлась Пробойная. Впервые эта улица упоминается в «Переписной книге Ярославля» 1646 года. Тогда, в XVII веке, вдоль Пробойной улицы стояли торговые лавки, по ней в течение дня шло оживлённое движение: ярославцы везли товары, отправлялись за покупками. Именно в этой части города находились многие дворы зажиточных посадских людей, а среди жителей, как написано в переписных книгах Ярославля XVII века, было меньше «худших» людей, нищих.

    - О том, почему улица называлась Пробойная, у историков существует как минимум три версии. Первая версия — самая интересная. В начале XVII века в стране было смутное время. Пресеклась династия Рюриковичей, на престоле воцарялись разные проходимцы, а по русской земле бродили вооруж<


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.112 с.