Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Топ:
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Интересное:
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Дисциплины:
2019-12-27 | 236 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
В настоящее время многие психологи и педагоги уделяют пристальное внимание проблеме повышения уровня профессиональной подготовки в высших учебных заведениях. Значительный вклад в разработку психолого-педагогического аспекта проблемы изображения внесли отечественные ученые Н.Н. Волков, Е.И. Игнатьев, B.C. Кузин, исследования которых имеют фундаментальное значение для методики обучения как науки. Вместе с тем многие вопросы, связанные с активизацией изобразительной деятельности студентов на занятиях по живописи, требуют дополнительных исследований.
В теоретической и учебно-методической литературе живопись рассматривают с разных позиций.
С одной стороны, это академическая живопись, выполняемая с определенной учебной целью и обусловленная решением конкретных учебных задач, на основе известных знаний. С другой—это целенаправленный процесс создания живописного произведения. При этом живопись опирается на исторически сформировавшиеся и объективно существующие закономерности построения изобразительного процесса, и принципы организации творческой деятельности.
Таким образом, живописный процесс имеет две четко выраженные специфические стороны:
- своеобразный комплекс живописных изобразительных средств, основанный на знаниях художника конкретных закономерностей и приемов изображения, что служит наиболее полному, целостному и выразительному воплощению замысла;
- творческий процесс создания живописного произведения.
Специфика преподавания живописи в педагогическом вузе определяется общей профессиональной направленностью обучения. Поэтому здесь необходимо обращать внимание, прежде всего на формирование принципов изображения, так как при подготовке педагога-художника важно, чтобы он не только овладевал практическими умениями живописного мастерства, но и ясно представлял себе возможности творческого самовыражения в процессе обучения детей. Художнику-педагогу в первую очередь необходимо овладеть рациональной методикой поэтапной работы, всеми основными звеньями процесса живописи, это необходимо ему, чтобы передавать знания и умения другим.
|
Особенностью обучения живописи на художественно-графическом факультете педвузов является прежде всего то, что основное внимание уделяется активной творческой деятельности студентов. Однако опыт показывает, что даже целенаправленное выполнение предлагаемых программой заданий, где главный упор часто делается на многократно повторяемые, однообразные практические действия студентов, не всегда приводит к желаемым результатам. Как правило, задания такого рода ослабляют интерес студентов к поставленной задаче, снижают умственную активность, не способствуют четкому восприятию и сосредоточенности в работе. В результате подобной организации учебной деятельности студентов происходит усвоение знаний, формирование определенных навыков, но умение сознательно использовать их в практической деятельности, в разных условиях и ситуациях не выра-
Вестник № 2
батывается. Многие важные закономерности и особенности живописного мастерства осваиваются студентами не в систематической последовательности в период обучения, а уже впоследствии, в длительном процессе накопления эмпирического опыта.
На художественно — графических факультетах педвузов обучение специальным дисциплинам начинается с несложных натюрмортов из предметов быта. Задача таких постановок направлена на изучение основ изобразительной грамоты и овладение техникой акварельной живописи. Постепенно осуществляется переход к изображению живой натуры, который осложняется еще и тем, что студентам приходится осваивать технику и технологию масляной живописи. Возникает сложная ситуация в учебном процессе, когда студенты испытывают большие психологические и практические трудности в процессе работы. По сути дела в учебном процессе возникает кризис, который особенно заметен в начале 3-го курса (5-й семестр), что показывают итоги академического просмотра.
|
В процессе обучения живописи трудности возникают при переходе от изображения предметов натюрморта к изображению живой головы натурщика. Студентов «пугает» сложная форма головы и особенности, присущие живой модели. Типичные ошибки у студентов при изображении этюда головы заключаются в том, что они плохо передают объемную форму головы, не могут построить убедительную конструкцию и выявить характер, т.е. схожесть с моделью и т.д. Проблема заключается в том, что студенты не проводят аналогий между принципами передачи объемной формы, познанными в процессе изображения натюрморта, и сложной формой головы человека, хотя они очевидны.
Анализ современной научно-методической литературы показывает не удовлетворительное положение с разработкой теоретических основ живописи головы и портрета. Конечно, координальные положения теории живописи, не потеряли своего актуального значения и по сей день, тем не менее, приходится констатировать, что, в отличие от академического рисунка, где разработаны различные методические установки построения головы, живопись головы и портрета таких методик не имеет. Существуют довольно подробные методические описания последовательности ведения работы над живописью этюдов головы и портрета с руками, однако методические особенности обучения живописи головы и создания художественного образа в портрете еще не определены, и об этом говорят известные художники-практики и педагоги.
Неразработанность вопросов теории—причина многих отрицательных явлений в содержании и общей методической направленности обучения живописи. Главное заключается в слабой теоретической подготовке, которую получают студенты в стенах художественных учебных заведений.
Тем не менее выведение законов «как вообще голову писать» является самым важным в науке живописи. В частности, П.П.Чистяков четко определяет характер изменения метода в связи с изображением человека: он живой, он резко отличается от окружающих его предметов. Именно здесь, по мысли выдающегося художника-педагога, ученик должен найти свой метод изображения, технику, прием в живописи. Вместе с тем проблема эффективного живописного изображения головы и портрета остается актуальной.
|
Изучение особенностей обучения живописи портрета связано с определенными трудностями, обусловленными прежде всего, его спецификой, где связь с индивидуальностью, влияние ее внешних черт, выразительных жестов и характерных действий человека, система формально-пластических отношений и специфический характер раз-
158
Вестник № 2
работки художественного образа в портрете сказывается и на особенностях построения и процессе создания портрета и его композиционной структуры.
Одним из существенных методических недостатков является подмена изучения вопросов специфических особенностей изображения портрета, работой над этюдом с натуры. Недостаточно учитываются связи между предметами специального цикла.
Занятиям живописью портрета на художественно-графических факультетах педагогических вузов отводится важное место, поскольку именно на этом этапе оттачиваются специальные умения и повышается профессиональное мастерство художника, обогащается цветовосприятие, формируется тонкое колористическое обобщение.
В исследованиях жанра портрета постоянно делаются попытки уточнения определения и понятия «портрет». Так, М.И. Андроникова, на основании своих исследований пришла к выводу, что «портрет есть образ реального конкретного человека». При этом «образ» она понимает как «художественное изображение, художественное претворение реальной личности реального конкретного человека».
Введение слова «образ» значительно расширило границы определения портрета. В учебно-методической литературе портрет рассматривается как изображение конкретного человека (или группы людей), в котором передан индивидуальный облик человека, а также раскрыт его внутренний мир и сущность характера.
Уточним специфику портрета как жанра, выделив четыре основные причины, определяющие общеструктурные принципы создания живописного образа в портрете.
|
1. Тематический отбор: тема в портрете часто воспринимается тождественной самой натуре, то есть темой портрета является человек, яркий индивидуальный феномен. В искусстве значительные портретные образы, в сущности, всегда являются тематическими.
2. Познавательная емкость жанра, как и объем материала действительности, подлежащего освоению в портрете, позволяет рассматривать портрет не только как жанровую структурную модификацию, но рассматривать его и на внутрижанровом уровне, разграничивая портрет на виды и формы (погрудный, поясной, поколенный) и одиночный, парный или групповой.
3. Аксиологический аспект как ценностная концентрация идейно-эмоционального содержания в портрете находит свое выражение в разграничении форм портрета на определенные типы: интимный, камерный, психологический, парадный и т.д.
4. Тип художественно-образной модели, в портрете выступает как проблема типического и индивидуального. Вначале художник имеет отвлеченное представление о персонаже как типе (рабочий, колхозница) и лишь затем, в результате работы с натурой, используя реальные прототипы, персонаж конкретизируется, обретая более или менее четкую индивидуализацию.
В процессе же хода творческой мысли художника-портретиста сознательно идет работа по индивидуализации изображения человека как данной конкретной и реально видимой личности, и лишь потом, на базе определенных ассоциаций, основанных на жизненном и профессиональном опыте, сообщаются портретному образу определенные типические черты.
Итак, о портретной установке художника, очевидно, необходимо судить в том случае, когда предметом его художественного познания становится целостная человеческая индивидуальность, в органическом единстве ее общественно значи-
159
Вестник № 2
мых качеств личности и неповторимых внешних черт и свойств. На основании этого первым и ключевым вопросом оценки портрета преимущественно считают вопрос о сходстве изображения с моделью, в чем и усматривают специфическую проблему этого жанра.
Внешнее сходство в портрете — это соответствие некоторых данных модели, способствующих узнаванию модели по изображению. При этом узнавание есть первоначальная форма осмысления предмета изображения. Осознание внешнего сходства происходит в процессе противопоставления индивидуальных и типических признаков. Причем найти внешнее сходство — значит выделить среди совокупности разнообразных индивидуальных и типических признаков сравниваемых элементов именно индивидуальные признаки и изображать их отвлекаясь от признаков типических.
|
Решение задачи внутреннего сходства проходит обязательно через воспроизведение индивидуальных внешних черт, так как внешний облик человека есть не только «природное формообразование», но и проявление внутренних свойств личности, ее характера, психологии, темперамента, духовной ориентации, манеры поведения и т.д. Этот физический облик человека как совокупность морфологических, функциональных и реактивных особенностей человеческого организма, сформировавшийся на основе определенной наследственности и в результате воздействия конкретной среды, всегда очевиден, но не в любой момент в облике отражаются грани характера — они-то и подлежат творческому обнаружению и выражению изобразительными средствами.
Можно выделить три основных направления в рассмотрении внешнего облика человека при формировании образа и представления о внешних и внутренних свойствах личности: физический аспект, функциональные признаки, реактивные осо бенности.
Физический облик человека характеризуется типом сложения, половыми признаками, возрастными особенностями и расовой принадлежностью.
Для создания более полного и глубокого образа восприятие человека должно быть направлено и на функциональные признаки портретируемого, т.е. на выразительность поведения, в котором отражается его характер.
Мера индивидуализации облика человека в портрете может быть разной. Поэтому решение проблемы внешнего и внутреннего сходства в портрете, в творческой практике художников-портретистов решается на следующих уровнях:
1. Обстоятельное, точное воспроизведение внешних примет портретируемого и передача его характера. Такого взгляда и творческого метода в искусстве придерживался художник И.Н. Крамской.
2. Раскрытие лишь некоторых черт личности, но существенных, главных, определяющих. Этот творческий прием был наиболее характерен для русского портретиста В. А. Серова.
3. Выделение путем извлечения из оригинала одного — двух характерных признаков внешности или доминирующих черт, определяющих выразительность внешнего сходства и характера изображаемого.
4. Сознательное преувеличение некоторых характерных черт изображаемого (гротеск, карикатура, сатирический портрет, дружеский шарж), где пропорции лица или фигуры человека нарушаются не произвольно, а так, чтобы только усилить их характерность и изобразить особенности лица легко узнаваемыми и смешными.
Структура портрета, наряду с диалектически емкими по глубине понимания
160
Вестник № 2
вопросами образа и сходства в портрете, должна включать в себя представление о характере человеческой, жизненной позиции художника, определяющей ценностную ориентацию его искусства.
Через освоение этой проблемы только и возможен выход к пониманию идеи портрета, которая выражает отношение художника к изображаемому и определяет решение им в портрете проблемы внешнего и внутреннего сходства и цельность художественного образа, а также использование композиционных, изобразительных и технических средств при решении темы в портрете.
ЛИТЕРАТУРА
1. Андроникова М. И. Портрет. От наскальных рисунков до звукового фильма. — М.: Искусство, 1980,—с. 422, ил.
161
Вестник № 2
Хворостов А. С,
профессор
ГИМН МОСКОВСКОМУ ХУДГРАФУ
Художники—очень эмоциональный народ. И это не Случайно. Ведь без куража невозможно написать не только картину, но даже самый простой этюд. Не поможет никакой профессионализм—все будет серо и скучно.
И факультет, где готовят художников—педагогов—очень необычный факультет. Одно то, что он был основан в декабре 1941 года, когда немец стоял под Москвой,—говорит само за себя. Казалось бы, речь должна была идти об отражении врага, о создании отрядов добровольцев, а тут, вдруг,—Приказ Наркомпроса о создании факультета по подготовке... учителей рисования (!)
Это было шоком!
Так родился первый и тогда единственный в России и в Советском Союзе художественно—графический факультет.
Педагогами начального периода жизни факультета и были как раз художники—тот эмоциональный народ, который заложил основы художественно-педагогического образования. Не называя персонально «лучших ученых, художников», можно лишь сказать, что нынешние «профессора, академики» во главе с Е. В. Шо-роховым—это внучатое поколение тех, кто начинал обучение первых студентов в далеком 1941.
Среди талантливых «внуков» и рано ушедший из жизни академик B.C. Кузин, который «профессоров, академиков в собственной кузне ковал». И Ломов СП. и Корешков В.В.,- «худграфа наследники», и многие другие.
Ну как же такой эмоционально насыщенный факультет может обойтись без гимна? Точнее,- как он обходился все 65 лет без собственной песни? И вот, как только мы это обнаружили (а произошло это во время дружеской встречи в июне 2006 года), Евгений Васильевич Шорохов поручил автору этих строк к юбилейному декабрю подготовить текст такой песни. Выбор пал на данную кандидатуру, так как иногда у нее в стихах что-то получалось и порой озвучивалось.
Началась счастливая и трудная пора. Надо было определиться как написать (форма, размер, ритм и т. д.) и о чем. Вначале была попытка привязаться к «Школьному вальсу». Помните: «Давно, друзья веселые простились мы со школою...». Но ничего не получалось, не удавалось положить серьезный текст на такой напевный мотив.
Неожиданно вспомнилась песня (а так часто бывает—ищешь, и само находится), которую очень не любит женская половина населения. Но ее мелодия и размер стихов показались подходящими для решения задачи. Авторов музыки и слов никогда не слышал, в сборниках эту песню не встречал, но на слуху она была: «Часто сижу я и думаю, как мне тебя называть,..».
На найденную мелодию хорошо ложились слова с содержанием. А содержание—это наш образ жизни, ведь из 65-ти лет более полувека мы напрямую связаны с факультетом. Мы—это и автор, и его сокурсники—профессора: Е.В. Шорохов, В. С. Кузин, Н. С.Боголюбов и многие друзья и коллеги.
Помнится, Владимир Высоцкий говорил, что когда он работал над очередной новой песней, она преследовала его везде—и на работе, и в транспорте, и на отдыхе—он везде искал образы и рифмы.
Так было и здесь—два месяца (июнь и июль 2006 года), всегда имея при себе
162
Вестник № 2
карандаш или ручку и бумагу, автор не расставался с родным худграфом. Сначала шло что-то литературно-беллетристическое, вроде: «Лето пройдет, отпуск кончится, снова увидим мы свет, снова нам, братцы, захочется вместе придти на Совет...». Но этот период закончился скоро. Удалось поймать кураж (как и в живописи, в стихах без него нельзя), и пошли образы. Именно через символы и образы можно было передать суть жизни и борьбы этого необычного, столь эмоционального факультета и его славного коллектива. Получилось это или нет, судите сами:
Что касается мелодии, то, думается, она сыграла свою роль при написании слов песни. Но для полнокровной самостоятельной жизни гимну нужна собственная музыка.
Композиторы, отзовитесь!
Гимн московскому худграфу
Встанем, друзья и соратники, Вместе споем про худграф, Вспомнив дела его ратные, Должную славу воздав. 2 раза
В лютые дни сорок первого Он зародился в огне. Значит в годину военную Нужно искусство стране. 2 раза
Лучших ученых, художников В мощный кулак собирал. Профессоров, академиков В собственной кузне ковал. 2 раза
Учителя рисования
стали худграфу детьми.
В тяжких, лихих испытаниях
Вместе взрослели они. 2 раза
Осень, зима, дни весенние Тонут в трудах и борьбе. Все мы худграфа наследники Все благодарны судьбе. 2 раза
Нет у нас глупого гонору, Мы отвечаем за всех, Дружно мы все делим поровну Трудность, удачу, успех. 2 раза
Главные вехи наметили. Все в наших крепких руках. Славься, ты в новых столетиях, Первый в России худграф! 2 раза
Орел-Шахово июнь-июль 2006 г.
Вестник № 2
Что касается мелодии, то, думается, она сыграла свою роль при написании слов песни. Но для полнокровной самостоятельной жизни гимну нужна собственная музыка.
Композиторы, отзовитесь!
С уважением, выпускник художественно-графического факультета (набор 1957 года), профессор А.С. Хворостов
164
Вестник № 2
Содержание
Шорохов Е.В.,
Современное состояние и перспективы художественно-педагогического
образования.......................................................................................................................... 3
Медведев Л.Г.,
О проблемах художественно-педагогического образования......................................... 8
Иванова Н. С,
Художественное образование в современных условиях развития школы
(на примере Тульского региона)...................................................................................... 11
Игнатьев С.Е.,
Линия в рисунках детей................................................................................................... 14
Кармазина М.В.,
Роль упражнений в процессе преподавания живописи и рисунка............................. 24
Неретина Л.В.,
Роль интеграции в соблюдении принципа преемственности
в преподавании предметов художественного цикла в образовательных
учреждениях разного типа............................................................................................... 31
Соколова М. С,
Особенности моделей подготовки мастера и художника
декоративноприкладного искусства............................................................................... 36
Савельева О.П.,
Вопросы профессиональной подготовки специалиста в системе
непрерывного художественного образования г. Магнитогорска................................ 41
Жданова Н. С,
Проблемы становление региональных школ дизайна.................................................. 48
Тарасова О.А.,
Индивидуализация обучения как условие успешной самореализации
студентов в графической подготовке............................................................................. 52
ЛиН.Г.,
Обучение рисунку на архитектурном факультете технического вуза.
Состояние, проблемы и перспективы............................................................................. 56
Дроздов А.П.,
Роль художественного восприятия в процессе подготовки учителей
изобразительного искусства............................................................................................. 60
Шаляпин О.В.,
Пути активизации творческой деятельности студентов
при изображении портрета............................................................................................... 66
Соколинский В.М.,
Метод и стиль в живописи пейзажа................................................................................ 71
Никитин СБ.,
Развитие художественной наблюдательности у студентов ХГФ
на занятиях живописью пейзажа как основа формирования
образного мышления......................................................................................................... 75
Макарова М.Л.,
Мметоды развития чувства целостности студентов на занятиях
живописью......................................................................................................................... 80
Вестник № 2
БолычеваТ.В.,
Развитие образного мышления студентов 4—5 курсов средствами
колористического решения эскиза живописной сюжетной композиции.................. 84
Абишева СИ.,
Особенности формирования колористических способностей в системе
архитектурно-дизайнерской профессиональной подготовки...................................... 88
МаловаТ.В.,
Образ организатора в искусстве общества художников станковистов (оста)............ 92
Башкатов И.А.,
Взаимосвязь обучения рисунку и скульптуре в специальной подготовке
художника-педагога........................................................................................................ 100
Дроздов С.А.,
К вопросу о преподавании композиции на занятиях декоративно-
прикладным искусством................................................................................................. 106
Даутова О.Г.,
Художественно-образная природа стилизованного изображения
в процессе обучения декоративному искусству.......................................................... 114
Лихачев А.Ю.,
Создание архитектурных построений средствами
компьютерныхпрограмм................................................................................................ 116
АторвинаН.А.,
Искусство гобелена как средство формирования профессиональных
умений у студентов художественно графических факультетов................................. 119
Авдеева Е.Н.,
Формирование экологической культуры студентов при обучении в вузе............... 123
Павельева И.Н.,
Эколого-эстетическое воспитание на уроках изобразительного искусства
(фитодизайн в школе)..................................................................................................... 127
КоханикА.С,
Проблема активизации творческой деятельности студентов
художественно-графического факультета в процессе работы
над тематическим портретом......................................................................................... 131
Григорьева Н.В.,
Зарождение монетного и медальерного искусства на Руси....................................... 134
Головачева Н.П.,
Некоторые особенности обучения рисованию студентов начальных курсов.......... 142
Кожагулов Т.М.,
О формировании композиционного восприятия........................................................ 145
Костенко В.И.,
Взаимодействие конструктивных и пластических основ
в процессе скульптурной лепки.................................................................................... 148
Скрипникова Е.В.,
Развитие цветовосприятия у студентов начальных курсов
на занятиях по живописи............................................................................................... 153
Шаляпин О.В., Костенко В.И.,
Педагогические особенности обучения живописи головы и портрета.................... 157
Хворостов А.С.,
Гимн московскому худграфу......................................................................................... 162
Вестник № 2
Для публикации научных работ в выпусках серий «Вестника МГОУ» принимаются статьи на русском языке. При этом публикуются научные материалы преимущественно докторантов, аспирантов, соискателей, преподавателей вузов, докторов и кандидатов наук.
Требования к оформлению статей
—документ MS Word (с расширением doc);
—файл в формате rtf;
—текстовый файл в DOS или Windows-кодировке (с расширением txt).
Файл должен содержать построчно:
на русском языке | НАЗВАНИЕ СТАТЬИ — прописными буквами Фамилия, имя, отчество (полностью) Полное наименование организации (в скобках — сокращенное), город (указывается, если не следует из названия организации) Аннотация (1 абзац до 400 символов) под заголовком Аннотация |
на английском языке | НАЗВАНИЕ СТАТЬИ — прописными буквами Имя, фамилия (полностью) Полное наименование организации, город Аннотация (1 абзац до 400 символов) под заголовком Abstract |
на русском языке | Объем статьи — от 15 000 до 40 000 символов, включая пробелы Список использованной литературы под заголовком Литература |
Формат страницы — А4, книжная ориентация. Шрифт Arial, цвет шрифта черный, размер не менее 14 пунктов, междустрочный интервал — полуторный. Форматирование текста:
— запрещены любые действия над текстом («красные строки», центрирование, отступы, переносы в словах и т.д.), кроме выделения слов полужирным, подчеркивания и использования маркированных и нумерованных (первого уровня) списков;
— наличие рисунков, формул и таблиц допускается только в тех случаях, если описать процесс в текстовой форме невозможно. В этом случае каждый объект не должен превышать указанные размеры страницы, а шрифт в нем — не менее 12 пунктов. Возможно использование только вертикальных таблиц и рисунков. Запрещены рисунки, имеющие залитые цветом области, все объекты должны быть черно-белыми без оттенков. Все формулы должны быть созданы с использованием компонента Microsoft Equation или в виде четких картинок;
— запрещено уплотнение интервалов;
— при нарушении требований объекты удаляются из статьи.
Абзацы должны быть отделены друг от друга пустой строкой (дополнительным «Enter»).
Обращаем особое внимание на точность библиографического оформления произведений печати в «Примечаниях» (литература в конце текста), на выверенность статей в компьютерных наборах и полное соответствие файла на дискете и бумажного варианта!
Редакционная коллегия оставляет за собой право на редактирование статей, хотя с точки зрения научного содержания авторский вариант сохраняется. Статьи, не соответствующие указанным требованиям, решением редакционной коллегии серии не публикуются и не возвращаются (почтовой пересылкой).
В случае принятия статьи условия публикации оговариваются с ответственным редактором.
Ответственный редактор серии «Методика обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству» — заведующий кафедрой живописи МГОУ, член-корр. РАО, доктор педагогических наук, профессор Ломов Станислав Петрович.
Адрес редколлегии серии «Методика обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству» «Вестника МГОУ»: 105005, г. Москва, ул. Радио, д.Юа, МГОУ, кафедра живописи. Телефон 8(495) 581-10-10. E-mail: [email protected]
Вестник № 2
ВЕСТНИК
Московского государственного областного университета
|
|
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!