Педагогические особенности обучения живописи головы и портрета — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Педагогические особенности обучения живописи головы и портрета

2019-12-27 236
Педагогические особенности обучения живописи головы и портрета 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В настоящее время многие психологи и педагоги уделяют пристальное внима­ние проблеме повышения уровня профессиональной подготовки в высших учебных заведениях. Значительный вклад в разработку психолого-педагогического аспекта проблемы изображения внесли отечественные ученые Н.Н. Волков, Е.И. Игнатьев, B.C. Кузин, исследования которых имеют фундаментальное значение для методики обучения как науки. Вместе с тем многие вопросы, связанные с активизацией изоб­разительной деятельности студентов на занятиях по живописи, требуют дополни­тельных исследований.

В теоретической и учебно-методической литературе живопись рассматрива­ют с разных позиций.

С одной стороны, это академическая живопись, выполняемая с определенной учебной целью и обусловленная решением конкретных учебных задач, на основе из­вестных знаний. С другой—это целенаправленный процесс создания живописного произведения. При этом живопись опирается на исторически сформировавшиеся и объективно существующие закономерности построения изобразительного процес­са, и принципы организации творческой деятельности.

Таким образом, живописный процесс имеет две четко выраженные специфи­ческие стороны:

- своеобразный комплекс живописных изобразительных средств, основанный на знаниях художника конкретных закономерностей и приемов изображения, что служит наиболее полному, целостному и выразительному воплощению замысла;

- творческий процесс создания живописного произведения.

Специфика преподавания живописи в педагогическом вузе определяется общей профессиональной направленностью обучения. Поэтому здесь необходимо обращать внимание, прежде всего на формирование принципов изображения, так как при подготовке педагога-художника важно, чтобы он не только овладевал прак­тическими умениями живописного мастерства, но и ясно представлял себе возмож­ности творческого самовыражения в процессе обучения детей. Художнику-педагогу в первую очередь необходимо овладеть рациональной методикой поэтапной рабо­ты, всеми основными звеньями процесса живописи, это необходимо ему, чтобы пе­редавать знания и умения другим.

Особенностью обучения живописи на художественно-графическом факуль­тете педвузов является прежде всего то, что основное внимание уделяется актив­ной творческой деятельности студентов. Однако опыт показывает, что даже целе­направленное выполнение предлагаемых программой заданий, где главный упор часто делается на многократно повторяемые, однообразные практические действия студентов, не всегда приводит к желаемым результатам. Как правило, задания тако­го рода ослабляют интерес студентов к поставленной задаче, снижают умственную активность, не способствуют четкому восприятию и сосредоточенности в работе. В результате подобной организации учебной деятельности студентов происходит ус­воение знаний, формирование определенных навыков, но умение сознательно ис­пользовать их в практической деятельности, в разных условиях и ситуациях не выра-


Вестник 2

батывается. Многие важные закономерности и особенности живописного мастерства осваиваются студентами не в систематической последовательности в период обучения, а уже впоследствии, в длительном процессе накопления эмпирического опыта.

На художественно — графических факультетах педвузов обучение специаль­ным дисциплинам начинается с несложных натюрмортов из предметов быта. За­дача таких постановок направлена на изучение основ изобразительной грамоты и овладение техникой акварельной живописи. Постепенно осуществляется переход к изображению живой натуры, который осложняется еще и тем, что студентам при­ходится осваивать технику и технологию масляной живописи. Возникает сложная ситуация в учебном процессе, когда студенты испытывают большие психологичес­кие и практические трудности в процессе работы. По сути дела в учебном процессе возникает кризис, который особенно заметен в начале 3-го курса (5-й семестр), что показывают итоги академического просмотра.

В процессе обучения живописи трудности возникают при переходе от изобра­жения предметов натюрморта к изображению живой головы натурщика. Студентов «пугает» сложная форма головы и особенности, присущие живой модели. Типичные ошибки у студентов при изображении этюда головы заключаются в том, что они плохо передают объемную форму головы, не могут построить убедительную конс­трукцию и выявить характер, т.е. схожесть с моделью и т.д. Проблема заключается в том, что студенты не проводят аналогий между принципами передачи объемной формы, познанными в процессе изображения натюрморта, и сложной формой го­ловы человека, хотя они очевидны.

Анализ современной научно-методической литературы показывает не удов­летворительное положение с разработкой теоретических основ живописи головы и портрета. Конечно, координальные положения теории живописи, не потеряли своего актуального значения и по сей день, тем не менее, приходится констатиро­вать, что, в отличие от академического рисунка, где разработаны различные мето­дические установки построения головы, живопись головы и портрета таких методик не имеет. Существуют довольно подробные методические описания последователь­ности ведения работы над живописью этюдов головы и портрета с руками, однако методические особенности обучения живописи головы и создания художественно­го образа в портрете еще не определены, и об этом говорят известные художники-практики и педагоги.

Неразработанность вопросов теории—причина многих отрицательных яв­лений в содержании и общей методической направленности обучения живописи. Главное заключается в слабой теоретической подготовке, которую получают студен­ты в стенах художественных учебных заведений.

Тем не менее выведение законов «как вообще голову писать» является самым важным в науке живописи. В частности, П.П.Чистяков четко определяет характер изменения метода в связи с изображением человека: он живой, он резко отличается от окружающих его предметов. Именно здесь, по мысли выдающегося художника-педагога, ученик должен найти свой метод изображения, технику, прием в живопи­си. Вместе с тем проблема эффективного живописного изображения головы и пор­трета остается актуальной.

Изучение особенностей обучения живописи портрета связано с определенными трудностями, обусловленными прежде всего, его спецификой, где связь с индивидуаль­ностью, влияние ее внешних черт, выразительных жестов и характерных действий че­ловека, система формально-пластических отношений и специфический характер раз-

158


Вестник 2

работки художественного образа в портрете сказывается и на особенностях построения и процессе создания портрета и его композиционной структуры.

Одним из существенных методических недостатков является подмена изу­чения вопросов специфических особенностей изображения портрета, работой над этюдом с натуры. Недостаточно учитываются связи между предметами специально­го цикла.

Занятиям живописью портрета на художественно-графических факультетах педагогических вузов отводится важное место, поскольку именно на этом этапе оттачиваются специальные умения и повышается профессиональное мастерство художника, обогащается цветовосприятие, формируется тонкое колористическое обобщение.

В исследованиях жанра портрета постоянно делаются попытки уточнения оп­ределения и понятия «портрет». Так, М.И. Андроникова, на основании своих иссле­дований пришла к выводу, что «портрет есть образ реального конкретного человека». При этом «образ» она понимает как «художественное изображение, художественное претворение реальной личности реального конкретного человека».

Введение слова «образ» значительно расширило границы определения порт­рета. В учебно-методической литературе портрет рассматривается как изображение конкретного человека (или группы людей), в котором передан индивидуальный об­лик человека, а также раскрыт его внутренний мир и сущность характера.

Уточним специфику портрета как жанра, выделив четыре основные причины, определяющие общеструктурные принципы создания живописного образа в портрете.

1. Тематический отбор: тема в портрете часто воспринимается тождественной самой натуре, то есть темой портрета является человек, яркий индивидуальный фе­номен. В искусстве значительные портретные образы, в сущности, всегда являются тематическими.

2. Познавательная емкость жанра, как и объем материала действительности, подлежащего освоению в портрете, позволяет рассматривать портрет не только как жанровую структурную модификацию, но рассматривать его и на внутрижанровом уровне, разграничивая портрет на виды и формы (погрудный, поясной, поколен­ный) и одиночный, парный или групповой.

3. Аксиологический аспект как ценностная концентрация идейно-эмоци­онального содержания в портрете находит свое выражение в разграничении форм портрета на определенные типы: интимный, камерный, психологический, парад­ный и т.д.

4. Тип художественно-образной модели, в портрете выступает как проблема типического и индивидуального. Вначале художник имеет отвлеченное представле­ние о персонаже как типе (рабочий, колхозница) и лишь затем, в результате работы с натурой, используя реальные прототипы, персонаж конкретизируется, обретая бо­лее или менее четкую индивидуализацию.

В процессе же хода творческой мысли художника-портретиста сознательно идет работа по индивидуализации изображения человека как данной конкретной и реально видимой личности, и лишь потом, на базе определенных ассоциаций, осно­ванных на жизненном и профессиональном опыте, сообщаются портретному обра­зу определенные типические черты.

Итак, о портретной установке художника, очевидно, необходимо судить в том случае, когда предметом его художественного познания становится целостная человеческая индивидуальность, в органическом единстве ее общественно значи-

159


Вестник 2

мых качеств личности и неповторимых внешних черт и свойств. На основании этого первым и ключевым вопросом оценки портрета преимущественно считают вопрос о сходстве изображения с моделью, в чем и усматривают специфическую проблему этого жанра.

Внешнее сходство в портрете — это соответствие некоторых данных моде­ли, способствующих узнаванию модели по изображению. При этом узнавание есть первоначальная форма осмысления предмета изображения. Осознание внешнего сходства происходит в процессе противопоставления индивидуальных и типических признаков. Причем найти внешнее сходство — значит выделить среди совокупности разнообразных индивидуальных и типических признаков сравниваемых элементов именно индивидуальные признаки и изображать их отвлекаясь от признаков типи­ческих.

Решение задачи внутреннего сходства проходит обязательно через воспроиз­ведение индивидуальных внешних черт, так как внешний облик человека есть не только «природное формообразование», но и проявление внутренних свойств лич­ности, ее характера, психологии, темперамента, духовной ориентации, манеры по­ведения и т.д. Этот физический облик человека как совокупность морфологических, функциональных и реактивных особенностей человеческого организма, сформи­ровавшийся на основе определенной наследственности и в результате воздействия конкретной среды, всегда очевиден, но не в любой момент в облике отражаются гра­ни характера — они-то и подлежат творческому обнаружению и выражению изобра­зительными средствами.

Можно выделить три основных направления в рассмотрении внешнего об­лика человека при формировании образа и представления о внешних и внутренних свойствах личности: физический аспект, функциональные признаки, реактивные осо­ бенности.

Физический облик человека характеризуется типом сложения, половыми признаками, возрастными особенностями и расовой принадлежностью.

Для создания более полного и глубокого образа восприятие человека должно быть направлено и на функциональные признаки портретируемого, т.е. на вырази­тельность поведения, в котором отражается его характер.

Мера индивидуализации облика человека в портрете может быть разной. По­этому решение проблемы внешнего и внутреннего сходства в портрете, в творчес­кой практике художников-портретистов решается на следующих уровнях:

1. Обстоятельное, точное воспроизведение внешних примет портретируемого и передача его характера. Такого взгляда и творческого метода в искусстве придер­живался художник И.Н. Крамской.

2. Раскрытие лишь некоторых черт личности, но существенных, главных, оп­ределяющих. Этот творческий прием был наиболее характерен для русского портре­тиста В. А. Серова.

3. Выделение путем извлечения из оригинала одного — двух характерных при­знаков внешности или доминирующих черт, определяющих выразительность вне­шнего сходства и характера изображаемого.

4. Сознательное преувеличение некоторых характерных черт изображаемого (гротеск, карикатура, сатирический портрет, дружеский шарж), где пропорции лица или фигуры человека нарушаются не произвольно, а так, чтобы только усилить их характерность и изобразить особенности лица легко узнаваемыми и смешными.

Структура портрета, наряду с диалектически емкими по глубине понимания

160


Вестник 2

вопросами образа и сходства в портрете, должна включать в себя представление о характере человеческой, жизненной позиции художника, определяющей ценност­ную ориентацию его искусства.

Через освоение этой проблемы только и возможен выход к пониманию идеи портрета, которая выражает отношение художника к изображаемому и определяет решение им в портрете проблемы внешнего и внутреннего сходства и цельность ху­дожественного образа, а также использование композиционных, изобразительных и технических средств при решении темы в портрете.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андроникова М. И. Портрет. От наскальных рисунков до звукового фильма. — М.: Искусство, 1980,—с. 422, ил.

161


Вестник 2

Хворостов А. С,

профессор

ГИМН МОСКОВСКОМУ ХУДГРАФУ

Художники—очень эмоциональный народ. И это не Случайно. Ведь без кура­жа невозможно написать не только картину, но даже самый простой этюд. Не помо­жет никакой профессионализм—все будет серо и скучно.

И факультет, где готовят художников—педагогов—очень необычный факуль­тет. Одно то, что он был основан в декабре 1941 года, когда немец стоял под Моск­вой,—говорит само за себя. Казалось бы, речь должна была идти об отражении вра­га, о создании отрядов добровольцев, а тут, вдруг,—Приказ Наркомпроса о создании факультета по подготовке... учителей рисования (!)

Это было шоком!

Так родился первый и тогда единственный в России и в Советском Союзе ху­дожественно—графический факультет.

Педагогами начального периода жизни факультета и были как раз художни­ки—тот эмоциональный народ, который заложил основы художественно-педаго­гического образования. Не называя персонально «лучших ученых, художников», можно лишь сказать, что нынешние «профессора, академики» во главе с Е. В. Шо-роховым—это внучатое поколение тех, кто начинал обучение первых студентов в далеком 1941.

Среди талантливых «внуков» и рано ушедший из жизни академик B.C. Ку­зин, который «профессоров, академиков в собственной кузне ковал». И Ломов СП. и Корешков В.В.,- «худграфа наследники», и многие другие.

Ну как же такой эмоционально насыщенный факультет может обойтись без гимна? Точнее,- как он обходился все 65 лет без собственной песни? И вот, как толь­ко мы это обнаружили (а произошло это во время дружеской встречи в июне 2006 года), Евгений Васильевич Шорохов поручил автору этих строк к юбилейному де­кабрю подготовить текст такой песни. Выбор пал на данную кандидатуру, так как иногда у нее в стихах что-то получалось и порой озвучивалось.

Началась счастливая и трудная пора. Надо было определиться как написать (форма, размер, ритм и т. д.) и о чем. Вначале была попытка привязаться к «Школьному вальсу». Помните: «Давно, друзья веселые простились мы со школою...». Но ничего не получалось, не удавалось положить серьезный текст на такой напевный мотив.

Неожиданно вспомнилась песня (а так часто бывает—ищешь, и само нахо­дится), которую очень не любит женская половина населения. Но ее мелодия и раз­мер стихов показались подходящими для решения задачи. Авторов музыки и слов никогда не слышал, в сборниках эту песню не встречал, но на слуху она была: «Часто сижу я и думаю, как мне тебя называть,..».

На найденную мелодию хорошо ложились слова с содержанием. А содержа­ние—это наш образ жизни, ведь из 65-ти лет более полувека мы напрямую связаны с факультетом. Мы—это и автор, и его сокурсники—профессора: Е.В. Шорохов, В. С. Кузин, Н. С.Боголюбов и многие друзья и коллеги.

Помнится, Владимир Высоцкий говорил, что когда он работал над очередной новой песней, она преследовала его везде—и на работе, и в транспорте, и на отды­хе—он везде искал образы и рифмы.

Так было и здесь—два месяца (июнь и июль 2006 года), всегда имея при себе

162


Вестник 2

карандаш или ручку и бумагу, автор не расставался с родным худграфом. Сначала шло что-то литературно-беллетристическое, вроде: «Лето пройдет, отпуск кончится, снова увидим мы свет, снова нам, братцы, захочется вместе придти на Совет...». Но этот период закончился скоро. Удалось поймать кураж (как и в живописи, в стихах без него нельзя), и пошли образы. Именно через символы и образы можно было пе­редать суть жизни и борьбы этого необычного, столь эмоционального факультета и его славного коллектива. Получилось это или нет, судите сами:

Что касается мелодии, то, думается, она сыграла свою роль при написании слов песни. Но для полнокровной самостоятельной жизни гимну нужна собствен­ная музыка.

Композиторы, отзовитесь!

Гимн московскому худграфу

Встанем, друзья и соратники, Вместе споем про худграф, Вспомнив дела его ратные, Должную славу воздав.  2 раза

В лютые дни сорок первого Он зародился в огне. Значит в годину военную Нужно искусство стране. 2 раза

Лучших ученых, художников В мощный кулак собирал. Профессоров, академиков В собственной кузне ковал. 2 раза

Учителя рисования

стали худграфу детьми.

В тяжких, лихих испытаниях

Вместе взрослели они.   2 раза

Осень, зима, дни весенние Тонут в трудах и борьбе. Все мы худграфа наследники Все благодарны судьбе. 2 раза

Нет у нас глупого гонору, Мы отвечаем за всех, Дружно мы все делим поровну Трудность, удачу, успех.  2 раза

Главные вехи наметили. Все в наших крепких руках. Славься, ты в новых столетиях, Первый в России худграф! 2 раза

Орел-Шахово июнь-июль 2006 г.


Вестник 2

Что касается мелодии, то, думается, она сыграла свою роль при написании слов песни. Но для полнокровной самостоятельной жизни гимну нужна собствен­ная музыка.

Композиторы, отзовитесь!

С уважением, выпускник художественно-графического факультета (набор 1957 года), профессор А.С. Хворостов

164


Вестник 2

Содержание

Шорохов Е.В.,

Современное состояние и перспективы художественно-педагогического

образования.......................................................................................................................... 3

Медведев Л.Г.,

О проблемах художественно-педагогического образования......................................... 8

Иванова Н. С,

Художественное образование в современных условиях развития школы

(на примере Тульского региона)...................................................................................... 11

Игнатьев С.Е.,

Линия в рисунках детей................................................................................................... 14

Кармазина М.В.,

Роль упражнений в процессе преподавания живописи и рисунка............................. 24

Неретина Л.В.,

Роль интеграции в соблюдении принципа преемственности

в преподавании предметов художественного цикла в образовательных

учреждениях разного типа............................................................................................... 31

Соколова М. С,

Особенности моделей подготовки мастера и художника

декоративноприкладного искусства............................................................................... 36

Савельева О.П.,

Вопросы профессиональной подготовки специалиста в системе

непрерывного художественного образования г. Магнитогорска................................ 41

Жданова Н. С,

Проблемы становление региональных школ дизайна.................................................. 48

Тарасова О.А.,

Индивидуализация обучения как условие успешной самореализации

студентов в графической подготовке............................................................................. 52

ЛиН.Г.,

Обучение рисунку на архитектурном факультете технического вуза.

Состояние, проблемы и перспективы............................................................................. 56

Дроздов А.П.,

Роль художественного восприятия в процессе подготовки учителей

изобразительного искусства............................................................................................. 60

Шаляпин О.В.,

Пути активизации творческой деятельности студентов

при изображении портрета............................................................................................... 66

Соколинский В.М.,

Метод и стиль в живописи пейзажа................................................................................ 71

Никитин СБ.,

Развитие художественной наблюдательности у студентов ХГФ

на занятиях живописью пейзажа как основа формирования

образного мышления......................................................................................................... 75

Макарова М.Л.,

Мметоды развития чувства целостности студентов на занятиях

живописью......................................................................................................................... 80


Вестник 2

БолычеваТ.В.,

Развитие образного мышления студентов 4—5 курсов средствами

колористического решения эскиза живописной сюжетной композиции.................. 84

Абишева СИ.,

Особенности формирования колористических способностей в системе

архитектурно-дизайнерской профессиональной подготовки...................................... 88

МаловаТ.В.,

Образ организатора в искусстве общества художников станковистов (оста)............ 92

Башкатов И.А.,

Взаимосвязь обучения рисунку и скульптуре в специальной подготовке

художника-педагога........................................................................................................ 100

Дроздов С.А.,

К вопросу о преподавании композиции на занятиях декоративно-
прикладным искусством................................................................................................. 106

Даутова О.Г.,

Художественно-образная природа стилизованного изображения

в процессе обучения декоративному искусству.......................................................... 114

Лихачев А.Ю.,

Создание архитектурных построений средствами

компьютерныхпрограмм................................................................................................ 116

АторвинаН.А.,

Искусство гобелена как средство формирования профессиональных

умений у студентов художественно графических факультетов................................. 119

Авдеева Е.Н.,

Формирование экологической культуры студентов при обучении в вузе............... 123

Павельева И.Н.,

Эколого-эстетическое воспитание на уроках изобразительного искусства

(фитодизайн в школе)..................................................................................................... 127

КоханикА.С,

Проблема активизации творческой деятельности студентов

художественно-графического факультета в процессе работы

над тематическим портретом......................................................................................... 131

Григорьева Н.В.,

Зарождение монетного и медальерного искусства на Руси....................................... 134

Головачева Н.П.,

Некоторые особенности обучения рисованию студентов начальных курсов.......... 142

Кожагулов Т.М.,

О формировании композиционного восприятия........................................................ 145

Костенко В.И.,

Взаимодействие конструктивных и пластических основ

в процессе скульптурной лепки.................................................................................... 148

Скрипникова Е.В.,

Развитие цветовосприятия у студентов начальных курсов

на занятиях по живописи............................................................................................... 153

Шаляпин О.В., Костенко В.И.,

Педагогические особенности обучения живописи головы и портрета.................... 157

Хворостов А.С.,

Гимн московскому худграфу......................................................................................... 162


Вестник № 2

Для публикации научных работ в выпусках серий «Вестника МГОУ» принимаются статьи на русском языке. При этом публикуются научные материалы преимущественно докторантов, аспиран­тов, соискателей, преподавателей вузов, докторов и кандидатов наук.

Требования к оформлению статей

—документ MS Word (с расширением doc);

—файл в формате rtf;

—текстовый файл в DOS или Windows-кодировке (с расширением txt).

Файл должен содержать построчно:

 

на русском языке НАЗВАНИЕ СТАТЬИ — прописными буквами Фамилия, имя, отчество (полностью) Полное наименование организации (в скобках — сокращенное), город (указывает­ся, если не следует из названия организации) Аннотация (1 абзац до 400 символов) под заголовком Аннотация
на английском языке НАЗВАНИЕ СТАТЬИ — прописными буквами Имя, фамилия (полностью) Полное наименование организации, город Аннотация (1 абзац до 400 символов) под заголовком Abstract
на русском языке Объем статьи — от 15 000 до 40 000 символов, включая пробелы Список использованной литературы под заголовком Литература

Формат страницы — А4, книжная ориентация. Шрифт Arial, цвет шрифта черный, размер не менее 14 пунктов, междустрочный интервал — полуторный. Форматирование текста:

запрещены любые действия над текстом («красные строки», центрирование, отступы, пере­носы в словах и т.д.), кроме выделения слов полужирным, подчеркивания и использования маркиро­ванных и нумерованных (первого уровня) списков;

наличие рисунков, формул и таблиц допускается только в тех случаях, если описать процесс в текстовой форме невозможно. В этом случае каждый объект не должен превышать указанные разме­ры страницы, а шрифт в нем — не менее 12 пунктов. Возможно использование только вертикальных таблиц и рисунков. Запрещены рисунки, имеющие залитые цветом области, все объекты должны быть черно-белыми без оттенков. Все формулы должны быть созданы с использованием компонента Microsoft Equation или в виде четких картинок;

запрещено уплотнение интервалов;

при нарушении требований объекты удаляются из статьи.

Абзацы должны быть отделены друг от друга пустой строкой (дополнительным «Enter»).

Обращаем особое внимание на точность библиографического оформления произведений печа­ти в «Примечаниях» (литература в конце текста), на выверенность статей в компьютерных наборах и полное соответствие файла на дискете и бумажного варианта!

Редакционная коллегия оставляет за собой право на редактирование статей, хотя с точки зре­ния научного содержания авторский вариант сохраняется. Статьи, не соответствующие указанным требованиям, решением редакционной коллегии серии не публикуются и не возвращаются (почто­вой пересылкой).

В случае принятия статьи условия публикации оговариваются с ответственным редактором.

Ответственный редактор серии «Методика обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству» — заведующий кафедрой живописи МГОУ, член-корр. РАО, доктор педагогических наук, профессор Ломов Станислав Петрович.

Адрес редколлегии серии «Методика обучения изобразительному и декоративно-при­кладному искусству» «Вестника МГОУ»: 105005, г. Москва, ул. Радио, д.Юа, МГОУ, кафедра живописи. Телефон 8(495) 581-10-10. E-mail: [email protected]


Вестник № 2

ВЕСТНИК

Московского государственного областного университета


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.175 с.