Церковный календарь на октябрь — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Церковный календарь на октябрь

2019-12-27 120
Церковный календарь на октябрь 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

От редакции

На страницах нашего журнала вы найдете статьи, посвященные церковным праздникам месяца, истории Церкви, актуальным вопросам церковной жизни, изучению церковнославянского языка. В каждом номере публикуются периодические рубрики ― Православный паломник и Страничка библиотекаря, оригинальные рецепты к православному столу от повара храма. В наших ежемесячных выпусках мы стараемся осветить главные общецерковные и приходские новости, рассказываем о прошедших мероприятиях и публикуем анонсы на ближайший месяц. На страницах Вестника вы можете найти информацию о деятельности социальной службы храма, расписании богослужений, занятиях в воскресной школе для детей и в лектории для взрослых.

Всех желающих поучаствовать в выпуске следующих номеров (стать авторами и пр.) просим направлять свои предложения и пожелания на электронный адрес [email protected] или звонить по телефону: 8-906-083-76-36 (Анастасия Валерьевна Пискунова).

Читайте в этом номере:

· Церковь сегодня. Осторожно, красная нить!………………...…….3

· Страничка библиотекаря. Оптина пустынь.…………………….....6

· Записки путешественника. «Душе настало пробужденье»………..8

· Церковный календарь на октябрь. Пророческая книга Нового Завета....12

· Церковный календарь на октябрь. Покров – день поражения или торжество победы?............................................................................18

· Церковный календарь на октябрь. Святой воин из учебников......21

· Прошедшие мероприятия на приходе………………………….....23

· Анонс мероприятий на октябрь…………………………………...24

· Расписание занятий Воскресной школы………………………….28

· Расписание Библейского кружка………………………………….29

· Расписание богослужений на октябрь………………………….....30

Церковь сегодня

 

Осторожно, красная нить!

Обращали ли вы внимание на красную нить, которую многие носят на запястье левой руки? В последнее время этот аксессуар все чаще можно встретить в городской толпе у молодых людей, хотя еще совсем недавно владельцы подобных браслетов из ниток смотрели на нас лишь с голубых экранов. Простая красная нитка на запястье стала стильным украшением, благодаря примеру знаменитостей, таких как Мадонна, Бритни Спирс, Виктория Бекхэм, Эштон Катчер, Элизабет Тейлор, Деми Мур, Мариля Родович и Кайя. Вслед за медийными персонами этот браслет стали носить и обычные люди. Сегодня мы попробуем разобраться, что же из себя представляет эта красная нить и как к ней следует относиться православным людям.

Красная нить является не просто модным раскрученным трендом, это самый настоящий оберег, талисман, своими корнями восходящий к каббале и призванный предохранять от сглаза, порчи злых сил и вообще любых неприятностей. Согласно советам разных эзотерических сайтов, она должна быть привезена из Иерусалима и заготовлена со специальным чтением каббалистических молитв. Действительно, браслет из красной шерстяной нитки входит в десятку самых популярных сувениров, ежегодно покупаемых в Иерусалиме. Конечно, большинство людей в нашей стране не являются последователями Каббалы. Кто-то надевает браслет в силу своей суеверности, тяги к языческому прошлому наших предков, а кто-то слепо следует новоявленной моде. Мировые СМИ и знаменитости, где-то сами того не подозревая, способствуют распространению неоязыческих практик, не последнее место среди которых сегодня занимает ношение красного шерстяного браслета.

В нашем обществе можно встретить еще много атрибутики из языческого прошлого наподобие амулетов, оберегов, талисманов и заговоренных предметов, которые порой соседствуют бок о бок с христианством. Да, к сожалению, сегодня немало людей, регулярно посещающих храмы, вне его практикуют откровенно языческие обряды и страдают суевериями. Заметьте, речь идет не просто о тех людях, что приходят в храм яйца освятить на Пасху и воду взять на Крещение, нет, а о тех, кто регулярно посещает богослужения и участвует в церковных таинствах. К таким относятся и натирание лапы или морды у собаки на станции метро «Площадь революции» (как бы смешно это не казалось), и всевозможные милые соломенные домовёнки, и вышеупомянутые красные браслеты. Зачастую многие практикующие гадалки и эзотерики прикрываются православной атрибутикой: зажигают церковные свечи, используют иконы, святую воду, призывают имена святых или предлагают освятить тот или иной предмет в православном храме. Но тут хочется вспомнить один евангельский отрывок и спросить у этих гадалок и носителей пресловутых оберегов-талисманов: «Какою властью Ты это делаешь? И кто Тебе дал власть делать это?» (Мк. 11, 28). На первый взгляд безобидные игры в стеклянные шарики и карты, а также ношение этих «фенечек» на практике оказываются опасными для души. Важно помнить, что христиане не признают идолослужения, волшебства, магии, гадания, суеверия и колдовства. Ношение красной нити в качестве оберега - не что иное, как идолопоклонство, нарушение первой заповеди «Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим». Настоящий христианин не должен не только участвовать в магических обрядах, но и носить символику и атрибуты, связанные с нечистой силой. Ведь не придет же в голову сыну ветерана Великой Отечественной Войны одеть на себя фашистскую свастику и прийти к нему в гости, так как же мы можем являться в таком виде перед Отцом нашим Небесным?

Человек, верящий в обереги, может и не знать о власти Дьявола над ним, может даже искренне верить, что он христианин и не предает Господа. Однако, как говорил апостол Павел, невозможно «пить чашу Господню и чашу бесовскую» (1Коринфянам 10, 21). Мы самообманываемся, если носим красную нить или иные амулеты и думаем, что не согрешаем перед Господом. Сегодня благодаря средствам массовой информации интернету можно наблюдать, как ввод в наше мировоззрение совсем не христианских понятий, язычества на бытовом уровне и якобы возрождение культурных традиций наших предков, которые включают в себя суеверия, существования мелких божков, языческих праздников, приводят к постепенному отходу от веры, принятию в повседневной жизни элементов язычества, а, следовательно, идолопоклонству, медленно, небольшими шагами. Люди, особенно молодая часть населения, со временем начинают положительно относиться к многим языческим традициям и суевериям.

Но что же можно сказать тем, кто носит эту красную нить лишь отдавая дань моде, кто просто следует сегодняшнему тренду. Таких, возможно, даже больше, чем последователей Каббалы и суеверных людей, кто просто носит и не задумывается что, и как. Красная нить сегодня – модно. И все…Ход размышлений здесь примерно одинаковый у всех: ее носит Мадонна и многие другие представители современного бомонда, ее носят друзья, ее в конце концов носит девчонка(парень), который самый крутой в школе… Иными словами, это тренд. И все? Нет…Словами одного батюшки, «в результате следованию такому тренду можно оказаться невольным Фаустом, продавшим душу дьяволу за блага мира сего, ведь для этого не обязательно подписывать договор кровью». Так ли все безвинно и весело, правда ли эта вещь простая мода, очередная «фишка»?

Пискунова А. В.

(историк, аспирантка ИФ МГУ, молодежный работник храма)


Страничка библиотекаря

Здравствуйте, уважаемые читатели! Мы продолжаем обзор литературы приходской библиотеки нашего храма. В октябре Церковь празднует память прп. Амвросия, старца Оптинского (23 (10 ст.ст.) и Собора преподобных Оптинских старцев (24 (11 ст.ст). В связи с этим мы подготовили обзор книг из нашей приходской библиотеки, посвящённых просиявшим в Оптиной пустыни святым.

Оптина пустынь

Оптинские старцы оставили нам богатое наследие своих писем, бесед и наставлений. В библиотеке имеются сборники писем преподобных Амвросия, Макария, Илариона и Иосифа. Одни их письма адресованы монахам, другие – мирянам, и в некоторых сборниках это разделение прямо указано. Но, хотя эти письма различаются по темам и вопросам, все они написаны простым и понятным современному человеку языком и могут быть полезны читателю. Отдельно издано «Духовное наследие» прп. Варсонофия Оптинского, включающее в себя житие, беседы, келейные записки старца и воспоминания о нём духовных чад.

Другие издания содержат не полные тексты старцев, а подборки их высказываний, сгруппированные по темам. Таковы «Симфония по творениям прп. Амвросия Оптинского», книжки «Нужно жить нелицемерно…» и «Оптинский цветник». Присутствует и «Путеводитель по письмам оптинского старца Макария», но читать его самого по себе бесполезно: в нём не приводятся тексты, а только указываются тематические ссылки на письма старца к монашествующим.

Есть в нашей библиотеке книги и о самих Оптинских святых и подвижниках. Это «Жизнеописание в Бозе почившего Оптинского старца Амвросия», составленное современником старца схиархимандритом Агапитом (Беловидовым), и, предположительно, его же «Жизнеописания почивших скитян». Заслуживает внимания Дневник последнего Оптинского старца иеромонаха Никона (Беляева), ученика прп. Варсонофия, а также книга «Цветочки Оптиной пустыни» с воспоминаниями о старцах Анатолии и Нектарии.

Из современных книг об Оптиной пустыни и её подвижниках укажем на работы монаха Лазаря (Афанасьева) – «Древо чудоточное» и «Наставник и чудотворец». Первая из них посвящена различным чудесам и знамениям, связанным с Оптинскими святыми, и предваряется рассуждением о чудесах вообще на основе святоотеческой мысли. Вторая книга представляет собой жизнеописание прп. Нектария Оптинского, в котором обильно приводятся различные источники о Старце.

Перечисленными изданиями книги нашей библиотеки, посвящённые Оптиной пустыни, отнюдь не ограничиваются. У нас имеются и другие различные жития, сборники поучений и сочинения, с которыми можно ознакомиться в каталоге библиотеки или же спросить о них у библиотекаря в его рабочее время.

Всего Вам доброго, дорогие читатели!

Тел. библиотекаря: 89160668914

E-mail: [email protected]

Игумнов А. А.

(историк, аспирант ИФ МГУ, библиотекарь храма)


Заметки путешественника

 «Душе настало пробужденье» [1]

Творчество… «живое чудо» поэзии и музыки, живописи и архитектуры… Откуда берут они свое начало? Где таятся истоки вдохновения бессмертных строк, форм и созвучий? Один из ответов на этот вопрос – красота русской природы и атмосфера усадеб, в лоне которых они рождаются. Необыкновенный их дух и колорит, присущий творениям XIX века, удивительным образом сохранился, несмотря на перипетии последующего столетия. Доказательство тому – произведения Бориса Леонидовича Пастернака, написанные в Подмосковном Переделкино. До революции на этом месте были усадьбы: Измалково – графов Самариных и Лукино – баронов Боде-Калычевых. С XVII века здесь располагалась деревушка Передельцы. Семантика названия говорит сама за себя. Неподалеку от нее, на реке Сетуни, располагались судоремонтные верфи, на которых переделывали обветшалые суда. В конце XIX века около Лукино прошла Брянская железная дорога. Здесь же была обустроена станция «Шестнадцатая верста», которую в XX веке переименовали в Переделкино. Неподалеку от станции в 1933 году и возник поселок Переделкино, построенный по немецким проектам специально для литераторов. Это был некий, хотя и очень отдаленный, отголосок поэзии дворянских гнезд. Со всех сторон окруженный сосновым бором, он был поистине «приютом спокойствия, трудов и   вдохновенья». Здесь в разное время жили Борис Пастернак, Корней Чуковский, Булат Окуджава, Константин Паустовский, Белла Ахмадулина, Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский, Фазиль Искандер, Анатолий Рыбаков и многие другие писатели. Но именно с именем Бориса Пастернака в сознании многих людей связываются эти места. Сам он и его творчество неотделимы от «души» Переделкино, проникнуты природой, ощущаемой поэтом предельно остро. «О чем бы ни говорил Пастернак – о своем личном, притом сугубо человеческом, о женщине, о здании, о происшествии, – это всегда – природа, возвращение вещей в ее лоно», – писала о своем собрате по перу Марина Цветаева.

Именно здесь, в Подмосковном поселке, неподалеку от никогда не закрывавшегося Спасо-Преображенского собора – памятника архитектуры XVII века – его вновь, спустя десять лет, посетило вдохновение. По словам Анны Ахматовой, именно природа и сама атмосфера Переделкино «положили конец мучительно долгому антракту» в его творчестве. Цикл стихотворений «Переделкино», роман «Доктор Живаго» и стихи из романа, переводы Шекспира и Гёте, – все рождено в этой «усадьбе». Главный поэтический образ «переделкинского» цикла – преображение человека. Посредствам слияния с миром природы он не только рождается в мир, как созданный Богом из глины Адам, но и, подобно ему, получает необыкновенную способность пересоздавать, творить окружающую действительность. (См. стихотворение «Сосны»).

Дом, в котором родились все эти лирические сюжеты, необыкновенно поэтичен. Как корабль, плывет он среди пропитанных солнцем сосен. Деревянный, уютный, со светлой верандой-эркером, он на последние двадцать лет стал для Пастернака творческой гаванью. Интерьер его был прост. В светлом кабинете с широким окном Пастернак писал о судьбе, жизни и смерти, природе и ее Божественной сути – расцвете, увядании и чудесном возрождении. На первом этаже был рояль, и там устраивали музыкальные вечера. Играли талантливые музыканты: Святослав Рихтер, Генрих и Станислав Нейгаузы. На светлой веранде принимали гостей, в числе которых были Анна Ахматова, Корней Чуковский, Евгений Евтушенко, вели долгие беседы, читали стихи. Дом Борис Леонидович окружил чудесным садом с яблонями, вишнями и кустами смородины, неподалеку посадил огород. Это для поэта было и необходимостью и своего рода творчеством…

До конца своих дней Пастернак преображал окружающий мир посредствам лирики. Его жизнь – «Образ мира, в слове явленный, И творчество, и чудотворство». 21 октября 1952 году Пастернак пережил инфаркт. Лежа в коридоре Боткинской больницы, он, прощаясь с жизнью, пишет одно из наиболее пронзительных стихотворений, своего рода монолог души, полной благодарности Всевышнему и благоговения пред Его промыслом.

«О Господи, как совершенны

Дела Твои, думал больной.

…Ты держишь меня, как изделье,

И прячешь, как перстень в футляр».

Впоследствии в письме Нине Табидзе он писал: «Господи, – шептал я, – благодарю тебя за то, что Ты кладешь краски так густо и сделал жизнь и смерть такими, что Твой язык – величественность и музыка, что Ты сделал меня художником, что творчество – Твоя школа, что всю жизнь Ты готовил меня к этой ночи”. И я ликовал и плакал от счастья». Умер поэт 30 мая 1960 года в небольшой комнате своего любимого дома.

Мне снилось, что ко мне на проводы

Шли по лесу вы друг за дружкой.

Когда-то так Пастернак описал в стихотворении «Август» свою будущую кончину. И действительно, дом его постепенно превратился в неофициальный музей. Приходили студенты, научные сотрудники, врачи, все, кто любил поэта. Родные всех принимали, много рассказывали о поэте. Так зародилась идея создания «живого дома-музея». Но 1984 году семью выселили, и пять лет переделкинский «корабль» пустовал, так как никто не решался в него вселиться. Официальный же музей был открыт только 10 февраля 1990 года по ходатайству академика Д. С. Лихачева и поэтов А. А. Вознесенского и Е. А. Евтушенко. Основателем музея стала его жена– Зинаида Николаевна, а его бессменным хранителем – Наталья Анисимовна Пастернак – жена младшего сына поэта. После ее смерти в 2012 году эстафету переняла ее дочь – Елена Леонидовна. В музее явственно ощущается присутствие живой души поэта. На стенах по-прежнему висят картины отца – Л. О. Пастернака, все так же устраиваются музыкальные вечера в «рояльной» и сохраняется обстановка и атмосфера, созданная при жизни поэта. Музей открыт для посещений, в нем проводят экскурсии и поэтические встречи. И это еще одна прекрасная возможность приобщиться духу того Времени и побывать в сохранившемся уголке XIX века.

Апяри М. В.

(филолог,выпускница ФФ МГУ)

О писателе апокалипсиса

Писатель Апокалипсиса сам называет себя «Иоанном». По общему верованию Церкви это был св. Апостол Иоанн, возлюбленный ученик Христов, за высоту учения своего о Боге Слове получивший отличительное прозвание «Богослова», вдохновенному перу которого принадлежит еще 4-е каноническое Евангелие и 3 соборных послания. Это верование Церкви оправдывается как данными, указываемыми в самом Апокалипсисе. Автор называет себя «Иоанном» в самом начале, говоря, что ему было дано «Откровение Иисуса Христа». Далее он говорит о себе, опять называя себя «Иоанном», что он был «на острове, называемом Патмос, за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа» (Откр. 1:9). Из Апостольской истории известно, что именно св. Иоанн Богослов подвергся заточению на о. Патмосе.

Октября

Воскресенье

8.40 9.00 Часы Божественная Литургия   18.00 Всенощное бдение.

Апостола Фомы.

19 октября Четверг 8.15 Часы. Божественная Литургия   20 октября Пятница 18.00 Вечерня. Утреня   

Прп. Пелагии.

21 октября

Суббота

8.15    Часы. Божественная Литургия              18.00 Всенощное бдение

Неделя 20-я по Пятидесятнице. Память святых отцов VII Вселенского собора.

22 октября Воскресенье 8.40 9.00 Часы Божественная Литургия. 25 октября Среда  18.00 Великая вечерня. Утреня с полиелеем              

 

Расчетный счет 40703810038170100426

В ПАО Сбербанк

Г. Москва

БИК 044525225

Кор. счет 30101810400000000225

ИНН 7710068768

КПП 770301001

ОКВЭД 94.91.

От редакции

На страницах нашего журнала вы найдете статьи, посвященные церковным праздникам месяца, истории Церкви, актуальным вопросам церковной жизни, изучению церковнославянского языка. В каждом номере публикуются периодические рубрики ― Православный паломник и Страничка библиотекаря, оригинальные рецепты к православному столу от повара храма. В наших ежемесячных выпусках мы стараемся осветить главные общецерковные и приходские новости, рассказываем о прошедших мероприятиях и публикуем анонсы на ближайший месяц. На страницах Вестника вы можете найти информацию о деятельности социальной службы храма, расписании богослужений, занятиях в воскресной школе для детей и в лектории для взрослых.

Всех желающих поучаствовать в выпуске следующих номеров (стать авторами и пр.) просим направлять свои предложения и пожелания на электронный адрес [email protected] или звонить по телефону: 8-906-083-76-36 (Анастасия Валерьевна Пискунова).

Читайте в этом номере:

· Церковь сегодня. Осторожно, красная нить!………………...…….3

· Страничка библиотекаря. Оптина пустынь.…………………….....6

· Записки путешественника. «Душе настало пробужденье»………..8

· Церковный календарь на октябрь. Пророческая книга Нового Завета....12

· Церковный календарь на октябрь. Покров – день поражения или торжество победы?............................................................................18

· Церковный календарь на октябрь. Святой воин из учебников......21

· Прошедшие мероприятия на приходе………………………….....23

· Анонс мероприятий на октябрь…………………………………...24

· Расписание занятий Воскресной школы………………………….28

· Расписание Библейского кружка………………………………….29

· Расписание богослужений на октябрь………………………….....30

Церковь сегодня

 

Осторожно, красная нить!

Обращали ли вы внимание на красную нить, которую многие носят на запястье левой руки? В последнее время этот аксессуар все чаще можно встретить в городской толпе у молодых людей, хотя еще совсем недавно владельцы подобных браслетов из ниток смотрели на нас лишь с голубых экранов. Простая красная нитка на запястье стала стильным украшением, благодаря примеру знаменитостей, таких как Мадонна, Бритни Спирс, Виктория Бекхэм, Эштон Катчер, Элизабет Тейлор, Деми Мур, Мариля Родович и Кайя. Вслед за медийными персонами этот браслет стали носить и обычные люди. Сегодня мы попробуем разобраться, что же из себя представляет эта красная нить и как к ней следует относиться православным людям.

Красная нить является не просто модным раскрученным трендом, это самый настоящий оберег, талисман, своими корнями восходящий к каббале и призванный предохранять от сглаза, порчи злых сил и вообще любых неприятностей. Согласно советам разных эзотерических сайтов, она должна быть привезена из Иерусалима и заготовлена со специальным чтением каббалистических молитв. Действительно, браслет из красной шерстяной нитки входит в десятку самых популярных сувениров, ежегодно покупаемых в Иерусалиме. Конечно, большинство людей в нашей стране не являются последователями Каббалы. Кто-то надевает браслет в силу своей суеверности, тяги к языческому прошлому наших предков, а кто-то слепо следует новоявленной моде. Мировые СМИ и знаменитости, где-то сами того не подозревая, способствуют распространению неоязыческих практик, не последнее место среди которых сегодня занимает ношение красного шерстяного браслета.

В нашем обществе можно встретить еще много атрибутики из языческого прошлого наподобие амулетов, оберегов, талисманов и заговоренных предметов, которые порой соседствуют бок о бок с христианством. Да, к сожалению, сегодня немало людей, регулярно посещающих храмы, вне его практикуют откровенно языческие обряды и страдают суевериями. Заметьте, речь идет не просто о тех людях, что приходят в храм яйца освятить на Пасху и воду взять на Крещение, нет, а о тех, кто регулярно посещает богослужения и участвует в церковных таинствах. К таким относятся и натирание лапы или морды у собаки на станции метро «Площадь революции» (как бы смешно это не казалось), и всевозможные милые соломенные домовёнки, и вышеупомянутые красные браслеты. Зачастую многие практикующие гадалки и эзотерики прикрываются православной атрибутикой: зажигают церковные свечи, используют иконы, святую воду, призывают имена святых или предлагают освятить тот или иной предмет в православном храме. Но тут хочется вспомнить один евангельский отрывок и спросить у этих гадалок и носителей пресловутых оберегов-талисманов: «Какою властью Ты это делаешь? И кто Тебе дал власть делать это?» (Мк. 11, 28). На первый взгляд безобидные игры в стеклянные шарики и карты, а также ношение этих «фенечек» на практике оказываются опасными для души. Важно помнить, что христиане не признают идолослужения, волшебства, магии, гадания, суеверия и колдовства. Ношение красной нити в качестве оберега - не что иное, как идолопоклонство, нарушение первой заповеди «Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим». Настоящий христианин не должен не только участвовать в магических обрядах, но и носить символику и атрибуты, связанные с нечистой силой. Ведь не придет же в голову сыну ветерана Великой Отечественной Войны одеть на себя фашистскую свастику и прийти к нему в гости, так как же мы можем являться в таком виде перед Отцом нашим Небесным?

Человек, верящий в обереги, может и не знать о власти Дьявола над ним, может даже искренне верить, что он христианин и не предает Господа. Однако, как говорил апостол Павел, невозможно «пить чашу Господню и чашу бесовскую» (1Коринфянам 10, 21). Мы самообманываемся, если носим красную нить или иные амулеты и думаем, что не согрешаем перед Господом. Сегодня благодаря средствам массовой информации интернету можно наблюдать, как ввод в наше мировоззрение совсем не христианских понятий, язычества на бытовом уровне и якобы возрождение культурных традиций наших предков, которые включают в себя суеверия, существования мелких божков, языческих праздников, приводят к постепенному отходу от веры, принятию в повседневной жизни элементов язычества, а, следовательно, идолопоклонству, медленно, небольшими шагами. Люди, особенно молодая часть населения, со временем начинают положительно относиться к многим языческим традициям и суевериям.

Но что же можно сказать тем, кто носит эту красную нить лишь отдавая дань моде, кто просто следует сегодняшнему тренду. Таких, возможно, даже больше, чем последователей Каббалы и суеверных людей, кто просто носит и не задумывается что, и как. Красная нить сегодня – модно. И все…Ход размышлений здесь примерно одинаковый у всех: ее носит Мадонна и многие другие представители современного бомонда, ее носят друзья, ее в конце концов носит девчонка(парень), который самый крутой в школе… Иными словами, это тренд. И все? Нет…Словами одного батюшки, «в результате следованию такому тренду можно оказаться невольным Фаустом, продавшим душу дьяволу за блага мира сего, ведь для этого не обязательно подписывать договор кровью». Так ли все безвинно и весело, правда ли эта вещь простая мода, очередная «фишка»?

Пискунова А. В.

(историк, аспирантка ИФ МГУ, молодежный работник храма)


Страничка библиотекаря

Здравствуйте, уважаемые читатели! Мы продолжаем обзор литературы приходской библиотеки нашего храма. В октябре Церковь празднует память прп. Амвросия, старца Оптинского (23 (10 ст.ст.) и Собора преподобных Оптинских старцев (24 (11 ст.ст). В связи с этим мы подготовили обзор книг из нашей приходской библиотеки, посвящённых просиявшим в Оптиной пустыни святым.

Оптина пустынь

Оптинские старцы оставили нам богатое наследие своих писем, бесед и наставлений. В библиотеке имеются сборники писем преподобных Амвросия, Макария, Илариона и Иосифа. Одни их письма адресованы монахам, другие – мирянам, и в некоторых сборниках это разделение прямо указано. Но, хотя эти письма различаются по темам и вопросам, все они написаны простым и понятным современному человеку языком и могут быть полезны читателю. Отдельно издано «Духовное наследие» прп. Варсонофия Оптинского, включающее в себя житие, беседы, келейные записки старца и воспоминания о нём духовных чад.

Другие издания содержат не полные тексты старцев, а подборки их высказываний, сгруппированные по темам. Таковы «Симфония по творениям прп. Амвросия Оптинского», книжки «Нужно жить нелицемерно…» и «Оптинский цветник». Присутствует и «Путеводитель по письмам оптинского старца Макария», но читать его самого по себе бесполезно: в нём не приводятся тексты, а только указываются тематические ссылки на письма старца к монашествующим.

Есть в нашей библиотеке книги и о самих Оптинских святых и подвижниках. Это «Жизнеописание в Бозе почившего Оптинского старца Амвросия», составленное современником старца схиархимандритом Агапитом (Беловидовым), и, предположительно, его же «Жизнеописания почивших скитян». Заслуживает внимания Дневник последнего Оптинского старца иеромонаха Никона (Беляева), ученика прп. Варсонофия, а также книга «Цветочки Оптиной пустыни» с воспоминаниями о старцах Анатолии и Нектарии.

Из современных книг об Оптиной пустыни и её подвижниках укажем на работы монаха Лазаря (Афанасьева) – «Древо чудоточное» и «Наставник и чудотворец». Первая из них посвящена различным чудесам и знамениям, связанным с Оптинскими святыми, и предваряется рассуждением о чудесах вообще на основе святоотеческой мысли. Вторая книга представляет собой жизнеописание прп. Нектария Оптинского, в котором обильно приводятся различные источники о Старце.

Перечисленными изданиями книги нашей библиотеки, посвящённые Оптиной пустыни, отнюдь не ограничиваются. У нас имеются и другие различные жития, сборники поучений и сочинения, с которыми можно ознакомиться в каталоге библиотеки или же спросить о них у библиотекаря в его рабочее время.

Всего Вам доброго, дорогие читатели!

Тел. библиотекаря: 89160668914

E-mail: [email protected]

Игумнов А. А.

(историк, аспирант ИФ МГУ, библиотекарь храма)


Заметки путешественника

 «Душе настало пробужденье» [1]

Творчество… «живое чудо» поэзии и музыки, живописи и архитектуры… Откуда берут они свое начало? Где таятся истоки вдохновения бессмертных строк, форм и созвучий? Один из ответов на этот вопрос – красота русской природы и атмосфера усадеб, в лоне которых они рождаются. Необыкновенный их дух и колорит, присущий творениям XIX века, удивительным образом сохранился, несмотря на перипетии последующего столетия. Доказательство тому – произведения Бориса Леонидовича Пастернака, написанные в Подмосковном Переделкино. До революции на этом месте были усадьбы: Измалково – графов Самариных и Лукино – баронов Боде-Калычевых. С XVII века здесь располагалась деревушка Передельцы. Семантика названия говорит сама за себя. Неподалеку от нее, на реке Сетуни, располагались судоремонтные верфи, на которых переделывали обветшалые суда. В конце XIX века около Лукино прошла Брянская железная дорога. Здесь же была обустроена станция «Шестнадцатая верста», которую в XX веке переименовали в Переделкино. Неподалеку от станции в 1933 году и возник поселок Переделкино, построенный по немецким проектам специально для литераторов. Это был некий, хотя и очень отдаленный, отголосок поэзии дворянских гнезд. Со всех сторон окруженный сосновым бором, он был поистине «приютом спокойствия, трудов и   вдохновенья». Здесь в разное время жили Борис Пастернак, Корней Чуковский, Булат Окуджава, Константин Паустовский, Белла Ахмадулина, Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский, Фазиль Искандер, Анатолий Рыбаков и многие другие писатели. Но именно с именем Бориса Пастернака в сознании многих людей связываются эти места. Сам он и его творчество неотделимы от «души» Переделкино, проникнуты природой, ощущаемой поэтом предельно остро. «О чем бы ни говорил Пастернак – о своем личном, притом сугубо человеческом, о женщине, о здании, о происшествии, – это всегда – природа, возвращение вещей в ее лоно», – писала о своем собрате по перу Марина Цветаева.

Именно здесь, в Подмосковном поселке, неподалеку от никогда не закрывавшегося Спасо-Преображенского собора – памятника архитектуры XVII века – его вновь, спустя десять лет, посетило вдохновение. По словам Анны Ахматовой, именно природа и сама атмосфера Переделкино «положили конец мучительно долгому антракту» в его творчестве. Цикл стихотворений «Переделкино», роман «Доктор Живаго» и стихи из романа, переводы Шекспира и Гёте, – все рождено в этой «усадьбе». Главный поэтический образ «переделкинского» цикла – преображение человека. Посредствам слияния с миром природы он не только рождается в мир, как созданный Богом из глины Адам, но и, подобно ему, получает необыкновенную способность пересоздавать, творить окружающую действительность. (См. стихотворение «Сосны»).

Дом, в котором родились все эти лирические сюжеты, необыкновенно поэтичен. Как корабль, плывет он среди пропитанных солнцем сосен. Деревянный, уютный, со светлой верандой-эркером, он на последние двадцать лет стал для Пастернака творческой гаванью. Интерьер его был прост. В светлом кабинете с широким окном Пастернак писал о судьбе, жизни и смерти, природе и ее Божественной сути – расцвете, увядании и чудесном возрождении. На первом этаже был рояль, и там устраивали музыкальные вечера. Играли талантливые музыканты: Святослав Рихтер, Генрих и Станислав Нейгаузы. На светлой веранде принимали гостей, в числе которых были Анна Ахматова, Корней Чуковский, Евгений Евтушенко, вели долгие беседы, читали стихи. Дом Борис Леонидович окружил чудесным садом с яблонями, вишнями и кустами смородины, неподалеку посадил огород. Это для поэта было и необходимостью и своего рода творчеством…

До конца своих дней Пастернак преображал окружающий мир посредствам лирики. Его жизнь – «Образ мира, в слове явленный, И творчество, и чудотворство». 21 октября 1952 году Пастернак пережил инфаркт. Лежа в коридоре Боткинской больницы, он, прощаясь с жизнью, пишет одно из наиболее пронзительных стихотворений, своего рода монолог души, полной благодарности Всевышнему и благоговения пред Его промыслом.

«О Господи, как совершенны

Дела Твои, думал больной.

…Ты держишь меня, как изделье,

И прячешь, как перстень в футляр».

Впоследствии в письме Нине Табидзе он писал: «Господи, – шептал я, – благодарю тебя за то, что Ты кладешь краски так густо и сделал жизнь и смерть такими, что Твой язык – величественность и музыка, что Ты сделал меня художником, что творчество – Твоя школа, что всю жизнь Ты готовил меня к этой ночи”. И я ликовал и плакал от счастья». Умер поэт 30 мая 1960 года в небольшой комнате своего любимого дома.

Мне снилось, что ко мне на проводы

Шли по лесу вы друг за дружкой.

Когда-то так Пастернак описал в стихотворении «Август» свою будущую кончину. И действительно, дом его постепенно превратился в неофициальный музей. Приходили студенты, научные сотрудники, врачи, все, кто любил поэта. Родные всех принимали, много рассказывали о поэте. Так зародилась идея создания «живого дома-музея». Но 1984 году семью выселили, и пять лет переделкинский «корабль» пустовал, так как никто не решался в него вселиться. Официальный же музей был открыт только 10 февраля 1990 года по ходатайству академика Д. С. Лихачева и поэтов А. А. Вознесенского и Е. А. Евтушенко. Основателем музея стала его жена– Зинаида Николаевна, а его бессменным хранителем – Наталья Анисимовна Пастернак – жена младшего сына поэта. После ее смерти в 2012 году эстафету переняла ее дочь – Елена Леонидовна. В музее явственно ощущается присутствие живой души поэта. На стенах по-прежнему висят картины отца – Л. О. Пастернака, все так же устраиваются музыкальные вечера в «рояльной» и сохраняется обстановка и атмосфера, созданная при жизни поэта. Музей открыт для посещений, в нем проводят экскурсии и поэтические встречи. И это еще одна прекрасная возможность приобщиться духу того Времени и побывать в сохранившемся уголке XIX века.

Апяри М. В.

(филолог,выпускница ФФ МГУ)

Церковный календарь на октябрь

Пророческая книга Нового Завета

9 октября (26 сентября по ст. ст.) Церковь вспоминает Преставление апостола и евангелиста Иоанна Богослова, автора единственной канонической пророческой книги Нового Завета – Апокалипсиса. Почему эта книга вызывала всегда столь живой интерес у верующих, какова цель ее написания, почему она никогда не звучит во время Богослужения, а также, как правильно подходить к ее прочтению – все эти вопросы мы постараемся рассмотреть на примере книги архиепископа Аверкия (Таушева) «Апокалипсис или откровение святого Иоанна Богослова»

  Значение апокалипсиса и интерес к нему

Апокалипсис, или в переводе с греческого Откровение Святого Иоанна Богослова, есть единственная пророческая книга Нового Завета. Она является естественным завершением всего круга новозаветных священных книг. В книгах законоположительных, исторических и уч


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.096 с.