Развитие государственно-частного партнерства таможни и бизнеса — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Развитие государственно-частного партнерства таможни и бизнеса

2020-02-15 147
Развитие государственно-частного партнерства таможни и бизнеса 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Государственно-частное партнерство (ГЧП) - совокупность форм средне- и долгосрочного взаимодействия государства и бизнеса для решения общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях.

Среди специалистов нет единого мнения о том, какие формы взаимодействия власти и бизнеса можно отнести к ГЧП. Широкая трактовка подразумевает под ГЧП конструктивное взаимодействие власти и бизнеса не только в экономике, но и в политике, культуре, науке и т.д.

В числе базовых признаков государственно-частных партнёрств в узкой (экономической) трактовке можно назвать следующие:

-  сторонами ГЧП являются государство и частный бизнес;

-  взаимодействие сторон закрепляется на официальной, юридической основе;

-  взаимодействие сторон имеет равноправный характер;

-  ГЧП имеет чётко выраженную публичную, общественную направленность;

-  в процессе реализации проектов на основе ГЧП консолидируются, объединяются ресурсы и вклады сторон;

-  финансовые риски и затраты, а также достигнутые результаты распределяются между сторонами в заранее определённых пропорциях.[8]

Как правило, ГЧП предполагает, что не государство подключается к проектам бизнеса, а, наоборот, государство приглашает бизнес принять участие в реализации общественно значимых проектов.

Государственно-частное партнерство как современная форма взаимодействия государства и бизнес-сообщества есть, прежде всего, проявление таможенных отношений во внешнеэкономической сфере.

Сам термин «государственно-частное партнерство» является дословным переводом распространенного во всем мире термина «public-private partnership» (РРР).

В настоящее время в отечественной научной литературе под ГЧП понимается институциональный и организационный альянс между государством и бизнесом в целях реализации общественно значимых проектов и программ в широком спектре отраслей - от промышленности до торговли и сферы услуг. В данный спектр отраслей попадает и таможенная служба России как федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела и обеспечивающий непосредственную реализацию задач по таможенному регулированию ВЭД.

Актуальность научной задачи использования ГЧП в России для повышения эффективности таможенной деятельности обусловлена следующими основными причинами:

-  в мировой практике в последние годы практически повсеместно наблюдается ряд проблем, вызванных ростом стоимости и сроков реализации многих бюджетных проектов в таможенной сфере. В этой связи использование смешанных вариантов реализации и управления проектами является одним из возможных вариантов снижения государственных расходов и сокращения сроков реализации проектов;

-  постоянное расширение границ национальных рынков, что влечет за собой масштабный рост трансграничных потоков. Таким образом, одним из возможных вариантов может быть ГЧП, направленное на создание эффективных и качественных условий функционирования инфраструктуры в приграничной зоне, и в том числе на таможенной границе;

-  чрезмерная транспортная нагрузка на крупные города России предполагает развитие транспортно-логистической инфраструктуры в крупных транспортных узлах, за пределами крупных городов с одновременным перераспределением таможенных операций между таможенными органами внутри страны и в приграничных субъектах РФ. В связи с этим развитие современной системы приграничного сервиса становится одной из приоритетных направлений ГЧП;

-  важную роль для инфраструктурного развития приграничных субъектов государства играет совершенствование нормативно-правовых основ организации таможенного оформления и таможенного контроля, принятия предварительных решений или оказания консультационно-информационных услуг в приграничных зонах России. Поэтому, решение данной задачи на принципах ГЧП создает правовую базу развития необходимой транспортно-логистической и таможенной инфраструктур, осуществления таможенных процедур па современном уровне;

-  развитие интегрированных информационных технологи" интернет-декларирования и других информационных инноваций в приграничных зонах также попадают в сферу ГЧП между таможней и бизнесом;

-  назрела необходимость создания системы оценок эффективности функционирования таможенно-логистических систем на принципах ГЧП;

-  упрощение таможенных формальностей и сокращение времени таможенного оформления должны сопровождаться комплексом мер по повышений эффективности антикоррупционной и правоохранительной деятельности таможенной службы РФ. Необходима активизация взаимодействия между таможенными и иными правоохранительными органами, органами местного самоуправления, общественными организациями и бизнес-сообществом в целях совершенствования правоохранительной и антикоррупционной деятельности местах, приближенных к Государственной границе РФ, что также попадает в сферу ГЧП;

-  обязательным условием реализации Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных Государственной границе Российской Федерации (далее - Концепция) является ее согласование с основными концепциями и стратегиями Российской Федерации. Наибольшего эффекта в решении этой задачи можно достичь при участии бизнес-сообщества, что также попадает в сферу ГЧП;

-  острейшие в условиях необустроенности приграничных субъектов РФ социально-бытовые проблемы, такие как отсутствие жилья для должностных лиц и членов их семей, низкий уровень оплаты труда, отсутствие объектов транспортной инфраструктуры и социально-культурной сферы, можно более эффективно решить за счет объединения усилий государства и бизнес- сообщества;

-  для перевода таможенного оформления в приграничные субъекты Российской Федерации необходима подготовка и переподготовка кадров (должностных лиц таможенных органов и специалистов в области таможенного дела). Решение данной задачи возможно исключительно во взаимодействии государственного и частного секторов, что позволит создать необходимый кадровый потенциал.

Развитие ГЧП между таможней и бизнесом в России связано с рядом факторов и тенденций в таможенном деле. Например, в целях обеспечения экономической безопасности РФ, необходимости инфраструктурного развития приграничных субъектов и снижения транспортной нагрузки на крупные города РФ таможенные органы в пределах своей компетенции, по сути, приступили к реализации Концепции. В последние годы, начиная с 2009 г., многие таможенные посты были выведены за пределы кольцевых дорог крупных городов России, начинают строиться таможенно-логистические центры. Все это требует огромных вложений не только государства, но и бизнес-сообщества в целом.

В этой связи при реализации Концепции большое будущее видится за дальнейшим развитием партнерства в области электронного декларирования. Создание зональных, региональных и федеральных центров приема и обработки электронных деклараций вне зависимости от места нахождения лица. Декларирующего товары и самих товаров, может стать серьезным толчком на пути оптимизации таможенного оформления и таможенного контроля в целом, одним из возможных вариантов реализации концепции.

Многое из того, что необходимо для перевода таможенного оформления в приграничные субъекты РФ, в большей или меньшей степени, уже реализовано, начиная с законодательных норм, совершенствования информационной и биологической составляющих процесса таможенного оформления и таможенного контроля, строительства и реконструкции пунктов пропуска через Государственную границу РФ, строительства приграничных таможенно-логистических комплексов (складов временного хранения) и заканчивая применением новых эффективных технических средств таможенного контроля.

Одной из задач развития в области таможенной инфраструктуры является разработка региональных программ развития, в том числе и инфраструктурного, в рамках ГЧП коммерческих видов деятельности, включая:

-  создание и реконструкцию таможенно-логистических терминалов, складов для хранения и обработки таможенных грузов, предприятий по переработке товаров на таможенной территории;

-  организацию магазинов беспошлинной торговли и магазинов по продаже таможенных конфискатов, платных стоянок для автотранспорта и бензозаправок, гостиниц и других предприятий сервиса.

Мировой опыт государственно-частного партнерства подтверждает реальность перспектив и экономическую эффективность осуществления проектов на основе ГЧП (в том числе концессий) в транспортно-логистической сфере. В России эта форма сотрудничества одобрена на уровне Президента и Правительства как основа развития и модернизации транспортно-логистической инфраструктуры.

Целями участия таможенной службы от имени государства в государственно-частном партнерстве являются:

-  реализация социально значимых проектов в сфере таможенного дела и таможенной политики;

-  привлечение частных инвестиций в экономику России;

-  обеспечение эффективности использования имущества, находящегося в собственности государства (таможенной службы);

-  повышение качества таможенных услуг.

В целях развития института государственно-частного партнерства в сфере ВЭД в первую очередь посредством развития таможенно-логистической и транспортной инфраструктур необходимо реализовать следующие мероприятия:

-  разработать концепцию и стратегии государственно-частного партнерства в сфере ВЭД;

-  разработать программу инвестиций в таможенно-логистическую инфраструктуру на среднесрочную перспективу;

-  разработать нормативно-правовую базу для применения механизмов государственно-частного партнерства в таможенной сфере;

-  создать систему управления и организационно-экономический механизм государственно-частного партнерства з транспортном и таможенном секторах;

-  определить сегменты таможенной инфраструктуры, для развития которых целесообразно применение механизмов государственно-частного партнерства;

-  обеспечить права и ответственность участников процесса государственно-частного партнерства в природоохранных и экологических аспектах реализации крупных проектов:

-  создать систему информирования общества и обеспечения обсуждения проектов, реализация которых осуществляется с применением форм государственно-частного партнерства;

-  разработать механизм распределения ресурсов, прав, обязанностей, рисков и доходов при реализации проектов на основе государственно-частного партнерства;

-  разработать общие требования к выбору частного партнера, а также условий государственно-частного партнерства;

-  разработать требования к участникам конкурса на право заключения соглашения (в том числе концессионного);

-  разработать требования к конкурсной документации и ключевые критерии конкурса;

-  разработать и ввести в действие стандартную документацию по процедуре выбора частного партнера, распространить практику и рекомендации в области осуществления государственно-частного партнерства в таможенной сфере.

Следует отметить, что ГЧП является эффективным инструментом объединения усилий государственной власти и бизнеса для решения современных проблем общества. В данном партнерстве особо нуждается приграничная региональная экономика в связи с коренными изменениями в методах, используемых государственными и муниципальными органами власти и требующими объединения усилий с бизнесом для решения проблем внешней торговли. Частный бизнес и государство все активнее начинают вступать в сотрудничество в поисках новых путей решения задач общества на условиях партнерства. Вместе с тем развитие ГЧП на основе создания эффективных институтов взаимодействия бизнеса и государства, пока слабо используется в качестве инновационного инструмента содействия внешней торговле, способного повлиять па товарооборот и качество таможенной инфраструктуры.

Формирование ГЧП в приграничных регионах сдерживается отсутствием ряд нормативно-правовых документов, административными барьерами, отсутствие высококвалифицированных кадров и что, немаловажно, недостаточным уровнем взаимного доверия между сторонами и низким уровнем их активности. Кроме того, это партнерство все еще не создает условий для успешного перевода оформления в приграничные субъекты РФ, слабо способствует финансированию стратегических программ, концепций и инвестиционных проектов с привлечением частных инвестиций, не обеспечивает эффективное использование концессионных, лизинговых и франчайзинговых механизмов в сфере обустройства и развития таможенно-логистических центров.

Таким образом можно сделать следующие выводы:

-  развитие ГЧП по взаимодействию между бизнесом и таможней является весьма актуальной задачей;

-  необходимость в развитии заинтересованности государства и бизнеса, в обеспечении жизнеспособности национальной экономики, условий для ее устойчивого и стабильного роста, а также конкурентоспособности на мировом рынке.

 


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

таможенный бизнес политика союз

Выбирая идеологию содействия бизнесу в складывающихся условиях, таможенная служба в дальнейшем должна оптимизировать свою организацию и технологии, должна найти свое место на рынке бизнес-услуг, определить ту нишу, тот сектор услуг, который не занимают в настоящее время различного рода брокерские конторы и консультационные фирмы.

В настоящее время ФТС России осуществляет взаимодействие с бизнес-структурами в рамках:

-  Консультативного совета по реализации таможенной политики;

-  регулярных встреч с участниками Консультативного совета по иностранным инвестициям;

-  встреч руководства службы с руководителями крупных отечественных и зарубежных компаний;

-  участия сотрудников ФТС России в семинарах, конференциях, круглых столах и иных подобных мероприятиях;

-  Управления Таможенного Сотрудничества ФТС России.

Примеры новых наиболее важных направлений эффективного взаимодействия таможенных органов и бизнес-структур, которые целесообразно развивать в дальнейшем, определяли эксперты-таможенники. В число таковых специалисты включили:

-  мониторинг ВЭД, выявление национальных интересов и интересов российского бизнеса во внешней торговле;

-  создание законодательства, способствующего развитию партнерских отношений, широкое издание правовых актов, регулирующих ВЭД, законопослушность участников ВЭД;

-  подготовку качественного пакета правовых документов, определяющих взаимоотношения таможенных органов и бизнеса, участие бизнеса в законотворческой деятельности;

-  широкое внедрение современных информационных технологий в процесс взаимодействия таможенных органов с участниками ВЭД;

-  упрощение таможенных процедур, внедрение системы управления рисками, значительное сокращение времени таможенного оформления ГТД;

-  стабильный доход и систему социальных гарантий таможенников.

Еще одна форма реализации взаимодействия бизнес-структур и таможенных органов - государственное частное партнерство. Взаимодействие государства и частного сектора для решения общественно значимых задач имеет давнюю историю, в том числе и в России. Однако наиболее актуальным ГЧП стало в последние десятилетия. С одной стороны, усложнение социально-экономической жизни затрудняет выполнение государством общественно значимых функций. С другой стороны, бизнес заинтересован в новых объектах для инвестирования. ГЧП представляет собой альтернативу приватизации жизненно важных, имеющих стратегическое значение объектов государственной собственности.

Анализируя все вышесказанное, можно сделать вывод о том, что таможенные органы играют огромную роль в экономическом развитии страны и взаимодействие с деловыми кругами в целом. Взаимодействуя с представителями бизнес-структур, таможенная служба на современном этапе исходит из того, что ускорение перемещения товаров через таможенную границу ведет к снижению трансакционных издержек компаний, в связи с чем они готовы идти не только на передачу таможне необходимой информации, но и на финансовые вложения в этой области.

Грамотная таможенная политика государства по взаимодействию с деловыми кругами дает возможность всем экономическим субъектам этого государства развиваться и укрепляться на мировой экономической арене.

 


 


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.