Место в обществе пожилых людей и инвалидов, его историческая эволюция — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Место в обществе пожилых людей и инвалидов, его историческая эволюция

2020-02-15 979
Место в обществе пожилых людей и инвалидов, его историческая эволюция 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Уважение к старикам и инвалидам — не только показатель куль­туры общества, но и традиция, определяющая его жизнеспособ­ность. Бережное отношение к пожилым и инвалидам свойственно большинству известных нам цивилизаций. При этом важно отме­тить тот факт, что наибольшего успеха и расцвета достигли те цивилизации, где это правило соблюдалось непреложно. Обще­ства с противоположными традициями, которые избавлялись от этих двух категорий населения, так и не получили территориального и численного преимущества, остались локальными социальными системами.

В течение тысячелетий становления и развития человечества сообщества людей чтили своих старых и престарелых членов. В больших семьях и родовых объединениях охотников и кочев­ников, а позднее — в сельскохозяйственных общинах пожилые пользовались непререкаемым авторитетом. Совет старейшин вы­носил самые важные решения, касающиеся жизни и судеб всего сообщества и отдельных его членов.

Высокое социальное положение стариков было связано с тем, что история рода или общины, опыт предков, накопленные поко­лениями знания передавались изустно, и хранителями этого край­не важного элемента культуры сообщества были старики. Помимо этого, жизнь родовой или сельскохозяйственной общины целиком зависела от умений и навыков вести хозяйство, добывать ресурсы, изготавливать орудия труда, строить жилища. Этими техническими умениями тоже владели старшие члены общества. Они передава­лись молодому поколению наглядным способом — из рук в руки.

Таким образом, старики выполняли функцию учителей и на­ставников молодого поколения. Они передавали жизненный опыт предыдущих поколений, обучали знаниям и умениям.

В течение длительного периода времени, охватывающего поч­ти всю эпоху эволюции человечества, за исключением двух по­следних веков — периода новой истории, — рождаемость была высокой, но и смертность во всех возрастных категориях также была очень высокой. Возрастной состав общества был молодым. Преобладали дети, молодежь и люди зре­лого возраста, а до старости доживали лишь немногие. Нередко следствием многочисленных эпидемий и не менее многочислен­ных войн становилось отсутствие стариков в данной общине, что вело к катастрофическим для нее последствиям, потому что неко­му было учить молодых.

Таким образом, бережное отношение к старикам было не прос­то проявлением гуманизма, а насущной потребностью общества, продиктованной реальными условиями его существования. С те­чением времени оформился взгляд на стариков как на олицетво­рение духа прародителей, тотема, что поддерживало сложившую­ся традицию, привнося в нее элементы культа предков.

Анализ дошедшей до нас в памятниках культуры исторической традиции показывает, что в большинстве известных сообществ культивировалось особое отношение к инвалидам как посредни­кам между людьми и божественным началом природы.

Уважительное отношение к инвалидам как составная часть культуры общества сформировалось в глубокой древности. Следу­ет отметить, что до взрослого состояния доживала лишь неболь­шая часть детей с отклонениями в развитии или нарушениями здоровья, но без специальных мер заботы никто бы из них не стал взрослым. Причины особой заботы о людях, которые, на первый взгляд, могли быть лишь обузой для сообществ в непростых усло­виях выживания, также имеют рациональный, а не отвлеченно-гуманистический характер.

Мотивы поддержки инвалидов заключаются прежде всего в том, что хотя инвалиды и не были заняты производительным тру­дом, отнимавшим основное дневное время у остальных членов сообщества, но зато у них была возможность освоить и развить духовную сторону культуры соплеменников. С этой точки зрения они были первыми интеллигентами, т.е. людьми, которые пере­давали обществу результаты интеллектуального труда.

Этот труд отличался своеобразием. Например, люди слепые от рождения и люди с органическим поражением центральной нерв­ной системы обладают высокой восприимчивостью к тем измене­ниям среды, которые обычные люди не ощущают. Такие инвали­ды выполняли функцию предсказателей: предсказывали погоду, дни и направление удачной охоты, предстоящие события. Это за­нятие приносило несомненную пользу сообществу.

При других отклонениях, приводящих к нарушениям психо­физического развития, например при синдроме Дауна, развива­ются телепатические способности. Эта категория инвалидов осу­ществляла связь между соплеменниками, находящимися на дале­ких расстояниях друг от друга, сообщала о событиях, происходя­щих очень далеко.

Профессиональными певцами и музыкантами обычно стано­вились инвалиды, они же осуществляли профессиональную дея­тельность, требующую существенных затрат интеллекта, напри­мер становились жрецами.

В истории человечества был длительный период, в течение ко­торого религиозные конфессии выполняли цивилизаторскую роль, хранили и развивали фундаментальные знания о природе и человеке. Вследствие своих врожденных особенностей инвалиды часто представляли эти конфессии и в этом качестве приносили пользу обществу.

Все приведенные обстоятельства послужили основой для фор­мирования воззрений, что инвалиды ближе к богу, чем обычные люди.

Постоянный уход за нуждающимися в нем стариками и инва­лидами в эпоху развития и расцвета родового строя был обязан­ностью рода. Род выделял для выполнения этой обязанности оп­ределенных людей или уход выполняли попеременно все семьи рода.

Когда родовой строй сменила феодальная система, основной социальной единицей стали сельские общины и городские общи­ны-марки. Общины брали на себя функцию заботы о стариках и инвалидах, если их не могли выполнить родственники. Как при родовом строе, так и в этот период религиозные конфессии ак­тивно поощряли традиции общественной заботы о беспомощных, и они вошли во многие религиозные доктрины.

Мощный технический прогресс, которым сопровождалось развитие капитализма, принес резкое изменение жизненного ук­лада и идеологии тех обществ, где капитализм сменил феодаль­ные отношения. Городские и сельские общины распадались. Распадались и большие трехпоколенные семьи с патриархаль­ным укладом, которые были безопасной основой для рождения и воспитания детей, для содержания старых и больных родст­венников.

Одновременно развитие образования и всеобщая грамотность изменили способ и процесс передачи знаний и умений. Источни­ком знаний стали учебники, а их распространителями — профес­сиональные педагоги. Молодое поколение начало приобретать профессиональные знания в специализированных учебных заве­дениях.

Следствием технического прогресса стало также увеличение продолжительности жизни людей и снижение смертности, осо­бенно в младенческом и детском возрасте. Одновременно снизи­лась и рождаемость. Двухпоколенные нуклеарные семьи, состоя­щие только из родителей и детей, которые пришли на смену боль­шим семьям, не относятся к разряду многодетных. Количество детей в большинстве таких семей не более одного-двух. Семьи с тремя и более детьми составляют 10 — 25%. Причиной является непрочность самих семей и занятость обоих родителей. В резуль­тате средний возраст людей значительно повысился. Детей стало мало, а стариков — много. Часто родители оказывались ненужны­ми своим взрослым детям, потому что воспитание внуков те осу­ществляли сами.

Отпала и необходимость привлекать инвалидов к той полезной деятельности, которую они традиционно выполняли: прогнозиро­вание и коммуникации стали функциями приборов и специали­стов, получивших соответствующее профессиональное образова­ние.

Таким образом, социальные роли и функции, которые издрев­ле осуществляли старики и инвалиды, в новых условиях оказа­лись невостребованными. О них мало-помалу забыли. В настоя­щее время о существовании этих социальных ролей и функций напоминают только культурные традиции и религиозные воззре­ния.

Нуклеарные семьи далеко не всегда могут осуществлять посто­янный уход за родственниками. В связи с этим для стариков и инвалидов, нуждающихся в уходе, стали создавать стационарные учреждения социального обслуживания, которые фактически и по сию пору во многом остаются учреждениями призрения лиш­них для общества людей.

 


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.