Тема: социально-медицинские аспекты социальной работы. — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Тема: социально-медицинские аспекты социальной работы.

2020-02-15 237
Тема: социально-медицинские аспекты социальной работы. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цель: Ознакомление с социально-медицинскими аспектами социальной работы

Социально-медицинская работа представляет собой одно из важных направлений в деятельности социальных учреждений и занимает особое место в практическом здравоохранении.

Увеличение доли пожилых и престарелых в структуре населения, числа больных хроническими заболеваниями, одиноких стариков с особенностями их образа жизни и вытекающими отсюда социаль­ными проблемами выдвигает новые требования к оказанию соци­ально-медицинской помощи. Пожилые и старые люди наряду с непосредственно медицинской помощью, обусловленной тем или иным хроническим заболеванием, не в меньшей степени нуждают­ся в мероприятиях социально-медицинской реабилитации.

В социально-медицинской защите нуждаются семьи, имеющие инвалидов и больных с тяжелыми хроническими заболеваниями, пострадавшие от радиоактивного загрязнения среды обитания, а также неполные, многодетные, опекунские, молодые, остронуждающиеся, получающие пенсию по потере кормильца и другие малообеспеченные семьи.

Медико-социальная помощь заключается в решении медицин­ских, социально-бытовых, психологических, юридических вопросов. Обеспечение инвалидов медикаментами, продуктами питания по льготным иенам, оформление и переоформление документов для направления больного на медико-социальную экспертизу при стойких ограничениях жизнедеятельности и трудоспособности также входят в круг обязанностей медико-социального работника. Больные с ограниченными возможностями должны быть трудо­устроены с использованием различных форм организации труда (надомный труд, неполный трудовой день и т.д.).

Социальный работник медицинской ориентации должен кури­ровать женщин после родов, особенно из неблагополучных семей. Молодые женщины в послеродовом периоде по различным при­чинам, часто социального характера, не обращают должного вни­мания на свое здоровье, что может способствовать развитию гине­кологических заболеваний и отразиться на репродуктивной функ­ции.

Рождение ребенка в неполной семье (внебрачный ребенок), рождение второго ребенка, прерывание беременности, продолже­ние учебы или се прекращение ввиду опасности осложнения бере­менности — все эти вопросы входят в компетенцию социального работника и должны решаться как на приеме у медико-социаль­ного врача, так и при индивидуальной, патронажной работе в семье с участием консультантов психолого-педагогического и социально-правового профиля.

Своевременное выявление детей из неблагополучных, асоци­альных семей, диспансерное наблюдение с момента рождения, направление в ясли, детский сад, при необходимости в санатории «Мать и дитя», туберкулезные санатории, школы для трудновос­питуемых или умственно отсталых позволяет избежать пагубных привычек (курение, алкоголизм, наркомания) и дает возможность внедрять и социальный жизненный процесс элементы здорового образа жизни.

Специалист медико-социального профиля формирует у насе­ления определенные правила поведения, здоровые привычки, что способствует предупреждению хронических неинфекционных за­болеваний, повторных обострений, прогрессирования уже име­ющегося заболевания, развития осложнений и неблагоприятных исходов.

Медико-социальная работа, которую проводит социальный ра­ботник, — это реальное воплощение медико-социальной защиты населения. Она направлена на оказание конкретной помощи лю­дям, в ней нуждающимся.

Служба медико-социальной помощи комплектуется специаль­но подготовленными работниками, исходя из поставленных перед ней задач. Утверждение соответствующих должностей социальных работников с медицинской ориентацией в лечебно-профилакти­ческих учреждениях, их квалификационная характеристика, отлаживание системы подготовки кадров для работы в практическом здравоохранении — основы организации медико-социальной службы.

Для оказания полноценной медико-социальной помощи насе­лению необходима трехуровневая система, предусматривающая работу специалистов с высшим, средним специальным образова­нием и персонала, помогающего ухаживать за престарелыми, оди­нокими, инвалидами, тяжелыми хроническими больными. Комп­лексный подход к оказанию медико-социальной помощи преду­сматривает одновременное участие специалистов всех трех уровней.

В компетенцию специалиста высшего уровня (социальный ра­ботник с высшим образованием — социально ориентированный врач) входит получение полной информации о социальном поло­жении населения, создание банка данных — социальной карты региона.

Основными функциями медико-социального работника среднего звена является непосредственная патронажная работа с семьями по реализации конкретных услуг: оказание первичной медико-са­нитарной помощи инвалидам, одиноким, больным хроническими заболеваниями; содействие в обеспечении медикаментами, пере­вязочными и гигиеническими средствами, продуктами питания через специальные магазины по льготным ценам; организация консультативной помощи правоведов, психологов, педагогов; санитарно-просветительная работа и обучение само- и взаимопомо­щи; выявление и пресечение аномальных явлений в семье; форми­рование здорового образа жизни у детей и подростков; осущест­вление социально-бытовой помощи одиноким престарелым и инвалидам; выявление нуждающихся в ортопедической технике, протезах.

Социально-медицинская работа третьего уровня выполняется, как правило, добровольцами: лицами из числа верующих, предста­вителями Общества Красного Креста и других организаций, кото­рые по убеждению или из чувства сострадания и сочувствия ока­зывают непосредственную посильную физическую, моральную, психологическую помощь людям, нуждающимся в посторонней помощи (сиделки у тяжелобольных, одиноких людей, сопровож­дающие слепых, инвалидов и т.д.).

медицин­ской подготовки социальных работников,

Социальный работник медицинского профиля (бакалавр, спе­циалист, магистр), владея знаниями не только в области медици­ны, но и таких дисциплин, как психология, педагогика, социальная защита, право, обеспечивает (путем координации деятельности всех служб) медико-социальную помощь и защиту отдельных лиц, семей и населения в целом.

Залог успеха медико-социального работника учреждения здра­воохранения в том, что в своей профессиональной деятельности по социальной защите и поддержке населения он не ограничива­ется задачами и возможностями одного ведомства, а руководству­ется одновременно медицинскими и социальными нормативными требованиями как основополагающей базой, способствующей со­хранению и укреплению здоровья.

Медицинский социальный работник, находящийся в структуре медицинского учреждения, высвобождает лечащего врача от не­профильной работы: приема больных, обращающихся для решения медико-социальных вопросов (оформление справок, медицинских карт, выписывание рецептов лекарственных препаратов по соци­альным показаниям и т.д.).

Медико-социальный работник находит применение своим зна­ниям и умениям е таких структурах, как дневной стационар при поликлиниках, стационар на дому для наблюдения за больными после так называемой «ранней» выписки из хирургического ста­ционара, как отделения для долечивания, реабилитационные цен­тры, медицинские учреждения медико-социального обеспечения и др.

В своей работе социальный работник руководствуется как за­просами самого населения, так и целесообразностью и полезностью их осуществления в конкретных условиях. Медико-социальные услуги должны быть несложными организационно, доступными для всех слоев населения и социально гарантированными по объему и качеству. Немаловажно заинтересовать и вовлечь само население в проведение социальных программ, а также обеспечить участие в их реализации представителей добровольных и благотворительных организаций, фондов, ассоциаций, служителей церкви.

Важным направлением работы отделений медико-социальной помощи следует считать создание благоприятных условий и реаль­ных возможностей для поддержания здоровья и благополучия тех, кто временно оказался в затруднительном положении экономиче­ского или социального характера (предоставление рабочих мест, организация производства на дому и т.д.).

Нормативная нагрузка медико-социального работника первого уровня рассчитывается исходя из обшей численности обслужива­емого населения. Следует, однако, иметь в виду, что критериями оценки работы может служить не столько общая численность на­селения, проживающего на участке, сколько количество конкрет­ных семей, более того, неполных семей, семей, имеющих инвали­дов, наркологических больных, т.е. семей высокого социального риска. Работа с таким контингентом населения очень сложна, тре­бует настойчивости, усердия, психологического напряжения. Эти факторы, несомненно, усложняют работу социального работника и должны учитываться при определении ежедневной нагрузки.

В то же время расчет нагрузки по количеству проживающих се­мей в чистом виде применяться не должен, так как это чревато негативными последствиями. Необходимость констатации неиз­менного числа неблагополучных семей на участке (с целью сохра­нения прежней нагрузки) не будет способствовать их уменьшению или изменению социальной напряженности другим путем.

Медико-социальный работник второго уровня выполняет не­посредственную патронажную работу в семьях, оказывая практи­ческие медико-социальные услуги, поэтому его нагрузка зависит от конкретной деятельности с отдельными пациентами, семьей или коллективом. Нагрузку в этом случае рассчитывают исходя из ко­личества обслуживаемых пациентов (престарелые, одинокие, ин­валиды, дети-сироты и т.д.), их жилищных условий, количества семей высокого социального риска, криминогенное™ обстановки района обслуживания.

Нагрузка социально-медицинского работника третьего уровня определяется гражданской ответственностью лиц, добровольно изъявивших желание в свободное от работы время помогать нуж­дающимся. Работа добровольных организаций по предоставлению социальных услуг рассматривается как пример милосердия, край­не важный для общества.

В оказании социальной помощи населению значительная роль отводится медицинскому социальному работнику. Дальнейший поиск приемлемых вариантов сотрудничества медицинских и со­циальных работников будет способствовать комплексной реали­зации программы оказания медико-социальных услуг населе­нию.

В этом плане немаловажную роль может сыграть реализация национального проекта в области здравоохранения (принятого в 2005 г.), предусматривающего укрепление материально-техниче­ской базы в данной сфере и повышение заработной платы отдель­ным категориям медицинских работников.

Литература:

1. Павленок П.Д. Основы социальной работы: Учебник. – М.:ИНФРА-М, 2007. — 560 с.

2. Курбатов В.И. Основы социальной работы: Учебное пособие. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. — 480 с.

3. Технологии социальной работы: Учебник под общ. ред. проф. Е.И. Холостовой. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 400 с.

Контрольные вопросы:

  1. Социально-медицинская работа;
  2. Социально-медицинская защита;
  3. Медико-социальная помощь;
  4. Служба медико-социальной помощи.

 

Лекция № 3

 


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.