Проблема игры как ведущей деятельности в исследованиях отечественных и зарубежных психологов и педагогов — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Проблема игры как ведущей деятельности в исследованиях отечественных и зарубежных психологов и педагогов

2020-02-15 224
Проблема игры как ведущей деятельности в исследованиях отечественных и зарубежных психологов и педагогов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Курсовая работа

"Роль игры в психическом развитии дошкольника"


Введение

Актуальность темы определяется необходимостью изучения игровой деятельности современных детей для разработки адекватной стратегии дошкольного образования. Как показывают исследования Л.С. Выготского, Л.И. Божович, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, А.П. Усовой, Д.Б. Эльконина и др. именно сюжетно-ролевая игра дошкольника определяет формирование главных новообразований этого возраста, задает личностные смыслы, побуждающие к деятельности. Как отмечал Л.С. Выготский, в игре все внутренние процессы даны во внешнем действии. Особое значение имеет игра для становления мотивационной сферы и произвольности ребенка. Дошкольный возраст является сензитивным периодом формирования мотивационной сферы, когда возникают личностные механизмы поведения, складывается соподчинение мотивов, складываются предпосылки к самоконтролю и саморегуляции. Наиболее интенсивно и эффективно становление мотивационной сферы и произвольности происходит в сюжетно-ролевой игре. [5. 10,13,26]

В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что она удовлетворяет его основные потребности; в недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности; игра в наибольшей степени способствует психическому развитию, развитию произвольности. [9]

Однако классические исследования игры проводились в 50-60-х годах прошлого века, когда общественные отношения и общество в целом во многом были другими. С тех пор произошли значительные изменения в жизни взрослых людей, в условиях жизни детей и в отношениях между ними. Сегодня стало актуальным исследование тех преобразований, которые претерпевает детство в связи с изменениями в современном обществе. Д.Б. Эльконин в своих научных дневниках писал, что закономерности и периодизация детства существенно меняются в процессе развития общества. С этой точки зрения, данные, полученные на детях 30-60 гг. не всегда корректно применять по отношению к современным детям. [6,14,26]

Культурно-исторические изменения в обществе не могли не отразиться на детской игре. За последние 5-6 лет произошли определенные изменения в играх дошкольников. Однако эти изменения остаются не исследованными и не проанализированными. Характер этих изменений чрезвычайно важно понять, поскольку особенности игры современных дошкольников отражают своеобразие их психического развития, их интересов, ценностей, представлений и пр. Игра, в силу ее особой чувствительности к сфере человеческих отношений, отражает положение ребенка в обществе и специфику самого этого общества. [15]

В последнее время наблюдается повышенное внимание к различным видам обучения дошкольников, что неизбежно ведет к вытеснению игровой деятельности. Исследование особенностей сюжетно-ролевой игры современных дошкольников и ее влияние на их личностное развитие является крайне актуальной задачей.

Цель настоящей работы заключается в изучении особенностей сюжетно-ролевой игры современных дошкольников и ее влияния на приобретение опыта из профессиональной деятельности взрослого.

В качестве объекта настоящего исследования выступает сюжетно-ролевая игра старших дошкольников.

Предмет исследования реальный социальный и профессиональный опыт из жизни взрослого, который приобретает дошкольник процессе сюжетно-ролевой игры.

Гипотеза исследования: изменение социо-культурных условий жизни детей влечет за собой изменение содержания сюжетно-ролевой игры, а также уровня ее развития.

Задачи исследования заключались в следующем:

1. Анализ научной литературы по проблеме игры.

2. Выявление специфики сюжетов и содержания сюжетно-ролевой игры у современных дошкольников.

3. Понять, понимают ли дети специфику профессий нового времени.

4. Выявить уровень развития сюжетно-ролевой игры у современно дошкольника.

Исследование проводилось в дошкольном образовательном учреждении ГОУ ЦРР №2543 в 2008 году. В работе участвовало 25 детей старшей группы

 

 


Проблема игры как ведущей деятельности в исследованиях отечественных и зарубежных психологов и педагогов

 

Протокол №2.

Играют Рома (5,6) Слава (5,7), Артем (6,0). Мальчики некоторое время строят из конструктора Лего роботов. Артем: А у меня будет вот такой радар, он будет мне светить, когда будет темно в пещере» (показывает ребятам, какое устройство сделал). Я придумал, он будет у меня на голове (приделывает своему роботу на голову радар). Слава: И у меня будет радар, ой, а тут больше такой красненькой детальки нет. Тогда он будет у меня желтый, (делает такое же устройство и пристраивает его на голову робота). Рома (говорит другим голосом): Эй вы, смотрите какой у меня электрический меч, я могу им разрубить монстров, которые будут на нас нападать.

Дуф-дуф, дж-дж (показывает меч, размахивая им). Еще несколько минут ребята готовятся к игре, придумывая разные устройства для борьбы с монстрами. Артем: Я буду красным роботом. Давай ты (показывает на Славу) желтым, а ты электрическим братом. Все пошли, я уже вижу страшных монстров, они хотят на нас напасть (выходят на середину группы и встают друг другу спиной). Мальчики начинают сражаться с воображаемыми монстрами. «Стреляют» в них.

игра дошкольник развитие сюжетный

Заключение

 

Результаты проведенных исследований в целом подтвердили нашу гипотезу: изменение социокультурных условий жизни детей, которое интенсивно происходит в последнее время, повлекло за собой изменение сюжетов и содержания сюжетно-ролевой игры, а также уровня ее развития.

В ходе исследования обнаружилось, что у современных детей профессиональные и общественно политические сюжеты «вытесняются» телевизионными. Это говорит о том, что реальный опыт современных дошкольников ограничивается с одной стороны повседневным бытом, а с другой - сюжетами, связанными с боевиками или виртуальными персонажами, пришедшими с экрана телевизора. Реальная социальная и профессиональная жизнь взрослых становится закрытой для детей.

Отсутствие соответствующего опыта и вытекающих из него представлений образа взрослости является препятствием для развития профессиональных и общественных сюжетов, связанных с жизнью взрослых.

Полученные данные побуждают поставить вопрос о формировании более серьезного и ответственного отношения к игре дошкольников - как у педагогов и родителей, так и на уровне государственной образовательной политики. Редукция игры в дошкольном возрасте может иметь самые печальные последствия для личностного развития подрастающего поколения.

Проведенное исследование по данной проблеме позволило сделать следующие выводы:

. Сюжеты игр современных дошкольников отражают преимущественно бытовую сторону жизни и телевизионную тематику. Профессиональные и общественные сюжеты представлены минимально.

2. У большинства современных дошкольников игра не достигает своей развитой формы.

3. Многим детям трудно наладить контакт в сюжетно-ролевой игре, взять на себя роль лидера, не отступиться от правил игры.

4. Уровень развития игры современных дошкольников значительно ниже, чем у их сверстников середины прошлого века.


Литература

1. Антонова Т.В. Анализ возрастной динамики общения детей в игре // Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста. М, 1993. с. 84-93.

. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. М, 1992. С. 7-44.

. Венгер Л.А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста. М., 1988.

. Винникотт Д. Игра и реальность. М., 2004.

. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966. №6. С. 62-76.

. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М., 1979.

. Ю. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и

методические рекомендации. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. - 128 с.

. Добринская Е.И., Соколов Э.В. Свободное время и развитие личности. -

Л., 1983.

. Дошкольная педагогика: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений /

С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - 5-е изд., испр. - М., 2004. - 416 с.

. Запорожец А.В. Игра и развитие ребенка // Психология и педагогика игры

дошкольника. М., 1966.

. Кириллов И.П. Индивидуально-стилевые особенности самостоятельного

развертывания сюжета игры детьми старшего дошкольного возраста:

Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1990.

. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики М., 1972 с. 476.

. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры // Избр.

психол. произв.: В 2 т. Т. 1. М., 1983. С. 303-323.

. Лурия А.Р. Развитие речи и формирование психических процессов //

Психологическая наука в СССР. - Т. 1. М., 1989.

. Медведева И.Я. Дети нашего времени. М., 2005.

. Павленко Г.В. Педагогические условия развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1998.

. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка: Пер. с фр. М.; Л., 1982. 412 с.

. Репина Т.А. Отношение между сверстниками в группе детского сада. М., 1978.

. Славина СЛ. О развитии мотивов игровой деятельности в дошкольном возрасте // Известия АПН РСФСР, 1988. Вып. 14.

. Смирнова Е.О. Психология ребенка. М., 2004.

особенности игры и психического развития // Дошкольное воспитание.

, №3. с. 60-71 (ч. 2).

. Теплицкая И.Б. Игра и взаимоотношения детей раннего возраста // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста. 2001. С. 111-116.

. Усова А.П. Воспитание общественных качеств у ребенка в игре // Психология и педагогика игры дошкольника. М, 1966. С. 38-48.

. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. М» 1976. 96 с.

. Эльконин Д.Б. Детская психология. М, 2000. 328 с.

. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989.

. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1999. с. 29, 34, 217.

. Эльконинова Л.И. О единице сюжетно-ролевой игры // Вопросы

. Эриксон Э. Детство и общество. (Сокр. пер. с англ. Бельчугова С.Ю.) М., 1992.

Курсовая работа

"Роль игры в психическом развитии дошкольника"


Введение

Актуальность темы определяется необходимостью изучения игровой деятельности современных детей для разработки адекватной стратегии дошкольного образования. Как показывают исследования Л.С. Выготского, Л.И. Божович, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, А.П. Усовой, Д.Б. Эльконина и др. именно сюжетно-ролевая игра дошкольника определяет формирование главных новообразований этого возраста, задает личностные смыслы, побуждающие к деятельности. Как отмечал Л.С. Выготский, в игре все внутренние процессы даны во внешнем действии. Особое значение имеет игра для становления мотивационной сферы и произвольности ребенка. Дошкольный возраст является сензитивным периодом формирования мотивационной сферы, когда возникают личностные механизмы поведения, складывается соподчинение мотивов, складываются предпосылки к самоконтролю и саморегуляции. Наиболее интенсивно и эффективно становление мотивационной сферы и произвольности происходит в сюжетно-ролевой игре. [5. 10,13,26]

В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что она удовлетворяет его основные потребности; в недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности; игра в наибольшей степени способствует психическому развитию, развитию произвольности. [9]

Однако классические исследования игры проводились в 50-60-х годах прошлого века, когда общественные отношения и общество в целом во многом были другими. С тех пор произошли значительные изменения в жизни взрослых людей, в условиях жизни детей и в отношениях между ними. Сегодня стало актуальным исследование тех преобразований, которые претерпевает детство в связи с изменениями в современном обществе. Д.Б. Эльконин в своих научных дневниках писал, что закономерности и периодизация детства существенно меняются в процессе развития общества. С этой точки зрения, данные, полученные на детях 30-60 гг. не всегда корректно применять по отношению к современным детям. [6,14,26]

Культурно-исторические изменения в обществе не могли не отразиться на детской игре. За последние 5-6 лет произошли определенные изменения в играх дошкольников. Однако эти изменения остаются не исследованными и не проанализированными. Характер этих изменений чрезвычайно важно понять, поскольку особенности игры современных дошкольников отражают своеобразие их психического развития, их интересов, ценностей, представлений и пр. Игра, в силу ее особой чувствительности к сфере человеческих отношений, отражает положение ребенка в обществе и специфику самого этого общества. [15]

В последнее время наблюдается повышенное внимание к различным видам обучения дошкольников, что неизбежно ведет к вытеснению игровой деятельности. Исследование особенностей сюжетно-ролевой игры современных дошкольников и ее влияние на их личностное развитие является крайне актуальной задачей.

Цель настоящей работы заключается в изучении особенностей сюжетно-ролевой игры современных дошкольников и ее влияния на приобретение опыта из профессиональной деятельности взрослого.

В качестве объекта настоящего исследования выступает сюжетно-ролевая игра старших дошкольников.

Предмет исследования реальный социальный и профессиональный опыт из жизни взрослого, который приобретает дошкольник процессе сюжетно-ролевой игры.

Гипотеза исследования: изменение социо-культурных условий жизни детей влечет за собой изменение содержания сюжетно-ролевой игры, а также уровня ее развития.

Задачи исследования заключались в следующем:

1. Анализ научной литературы по проблеме игры.

2. Выявление специфики сюжетов и содержания сюжетно-ролевой игры у современных дошкольников.

3. Понять, понимают ли дети специфику профессий нового времени.

4. Выявить уровень развития сюжетно-ролевой игры у современно дошкольника.

Исследование проводилось в дошкольном образовательном учреждении ГОУ ЦРР №2543 в 2008 году. В работе участвовало 25 детей старшей группы

 

 


Проблема игры как ведущей деятельности в исследованиях отечественных и зарубежных психологов и педагогов

 


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.032 с.