Понятие, состав и состояние оборонно-промышленного комплекса — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Понятие, состав и состояние оборонно-промышленного комплекса

2020-02-15 146
Понятие, состав и состояние оборонно-промышленного комплекса 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Оборонно-промышленный комплекс России (ОПК), ранее называвшийся «военно-промышленный комплекс» (ВПК), представ­ляет собой наиболее качественный, высокотехнологичный сек­тор экономики. Наибольшая часть российского потенциала ин­новаций сосредоточена в оборонном комплексе. В него включены новейшие достижения страны как в организации производства, так и, особенно, в области технологии и лучшие кадры ученых, специалистов и рабочих.

На протяжении всех лет существования советской власти эко­номика испытывала бремя милитаризации. В военно-промышлен­ном комплексе разрабатывались программы, часто не связанные с реальными потребностями гражданской экономики.

В условиях перехода к рыночной экономике задачи, функции и результаты ОПК приобретают существенные изменения: меня­ется военная доктрина, повышается роль ОПК в распростране­нии высоких технологий в гражданские отрасли, увеличивается участие ОПК во внешнеэкономических связях и т.д.

Таким образом, ОПК начинает работать на реальную экономи­ку, а не только потребляет наиболее качественные материальные, трудовые ресурсы и приоритетное финансирование. Оборонная промышленность должна стать сферой рыночной и прибыльной.

Военная мощь Советского Союза опиралась на значительный общеэкономический фундамент. С точки зрения возможностей функционирования ВПК экономика была самодостаточной. Из­готовление новейших вооружений практически не зависело от внешних экономических связей. Показателями роли ВПК в эко­номической структуре государства являются удельный вес воен­ных расходов в ВВП, объем военного производства, численность занятых.

В СССР в 80-х гг. удельный вес оборонных расходов состав­лял 9-13% ВВП. В комплексе было занято 10 млн. человек. Отрас­левая структура и высокий научно-технический потенциал про­мышленности позволяли обеспечивать стратегический паритет с ведущей в экономическом и военном отношении страной мира – США (СССР имел приблизительно 1/3 американского объема ВВП). ВВП поглощал огромную долю все удорожающихся и ка­чественных ресурсов страны. На его развитие расходовалось 30-50% наиболее эффективных видов металлопродукции и пластмасс. На его нужды расходовалась и преобладающая часть интеллектуального потенциала страны.

Развитие военно-промышленного комплекса, гонка вооруже­ний стали совершенно несоизмеримы с экономическими возмож­ностями страны. Оборонная промышленность не знала ресур­сных и финансовых ограничений, которые возникали в других секторах экономики, что привело к технологическому отстава­нию гражданской промышленности.

Увеличенный в объеме удельный вес военного сектора был специфической чертой советской экономики. В результате этого ее отраслевая структура была деформирована и нуждалась в совершенствовании. Перенапряженность военными программами стала серьезным препятствием экономическому и социальному прогрессу страны.

По мнению многих специалистов, экономика СССР надорвалась на чрезмерной милитаризации хозяйства. Уже в начале 80-х гг. XX в. возникла настоятельная необходимость сокращения воен­ных усилий, что привело к снижению темпов военных расходов по сравнению с США. Так, за 1980 - 1986 гг. США увеличили военные расходы на 6,7%, а СССР – на 5,5%.

Россия унаследовала 80% оборонной промышленности СССР. Это означает, что степень милитаризованности экономики ока­залась более высокой по сравнению с остальными республиками бывшего Союза.

Оборонно-промышленный комплекс является важнейшей частью военного потенциала России. Основу ОПК составляют около 1280 предприятий и организаций, расположенных в 72 субъектах РФ.  58% из них являются федеральными государственными унитарными предприятиями (ФГУП), 19% – акционерными обществами (АО) с госпакетом акций не менее 59%, 23% АО – с долей государства менее 50%.

В состав ОПК входят следующие отрасли, подведомственные оборонной промышленности России:

· авиационная промышленность (АП);

· производство боеприпасов и спецхимии (БП и СХ);

· производство вооружений и военной техники (ВВТ);

· производство ракетно-космической техники (РКТ);

· промышленность средств связи (ПСС);

· судостроительная промышленность (СП);

· электронная промышленность (ЭП);

· радиопромышленность (РП).

Научно-технический комплекс России и сейчас по своей эффективности превосходит США, если количество научных результатов оцени­вать на единицу финансирования, например на 1 долл. США. Сегодня Россия на один вложенный в промышленность доллар производит в 4 раза больше продукции, чем в США.

Предприятия ОПК крайне неравномерно расположены на территории большинства субъектов РФ. Некоторые районы и более 70 городов-заводов, включая закрытые административно-территориальные образования, полностью зависят от работы комплекса, так как в них практически отсутствуют другие сферы применения труда.

Наиболее сложно эта ситуация складывается в Удмуртской Республике (55,3% занятого населения работает на предприяти­ях оборонной промышленности), Саратовской (50,9%), Новоси­бирской (43,5%) областей, Северо-Западном и Уральском регио­нах (по 30,7%).

Регионы с высокой долей занятых на предприятиях ОПК фор­мируют большой потенциал массовой миграции рабочей силы в другие районы, что при отсутствии достаточных инвестиций в производственную и жилищно-коммунальную сферу создает эко­номическую и социальную напряженность. Поэтому в данных регионах важно учитывать местные возможности для трудоуст­ройства высвобождающихся из оборонных отраслей работников. С 1991 г. выпуск военной продукции в стране упал почти на 90%. Государственные закупки вооружения сократились на ту же величину. Фактически безрезультатными оказались проведенные три этапа государственной конверсии ОПК. С этого периода на­чался развал уникальнейшего в мире научно-технического потен­циала.

В 1992 г. оборонный сектор был лишен заказа. Правитель­ство резко снизило ему инвестиции и таким образом оставило ОПК без средств к существованию и перспективы.

Сокращение военных расходов, прежде всего, сказалось на за­купках ВВТ и заказах на НИОКР, уменьшение которых в 1991-1997 гг. ежегодно составляло в среднем около 30% (только за один 1993 г. - 68%). В результате расходы на закупки ВВТ снизились в 14, а на военные НИОКР - 13 раз. Это, естественно, автоматиче­ски повлекло уменьшение государственных закупок у военной промышленности. Годовой оборонный заказ в этот период ни разу не превышал 10% уровня 1991 г. Продажа оружия на внеш­нем рынке не изменила, да и не могла изменить ситуации. Экс­порт военной продукции длительное время сокращался одновре­менно с внутренним спросом.

В результате создалась ситуация, при которой практически невозможно было осуществлять соответствующую реструктури­зацию оборонной промышленности. Мировая практика показы­вает, что нормальная реструктуризация, т.е. адаптация к граж­данскому рынку, происходит при уменьшении объемов выпуска ВВТ не более чем на 5-7% в год. В России темп был в несколько раз больше, к тому же только за 1991-1992 гг. конверсии подверг­лось 1238 предприятий комплекса и из него было уволено 1,08 млн. человек.

Главные причины трудностей в ОПК были обусловлены:

· непродуманной конверсией;

· неэффективной приватизацией объектов ОПК;

· недостаточным финансированием;

· несовершенством управления.

В январе-октябре 2009 г. объем производства продукции ОПК составил 103,8% к соответствующему периоду 2008 года. Прирост объемов производства продукции гражданского назначения наблюдался только в судостроительной промышленности. В остальных отраслях комплекса отмечается значительное падение объемов производства гражданской продукции.

 

Финансирование ОПК

 

Одна из основных проблем комплекса заключается в недостаточ­ности финансирования. В этой сфере общепринятыми в мировой статистике являются показатели годовых военных расходов в расчете на одного военнослужащего и одного жителя страны. В 1997 г. военные расходы на одного военнослужащего равнялись (тыс. долл. США): в России приблизительно 14, Великобритании -200, Германии - 98, США - 176. В том же году военные расходы на душу населения составляли, долл. США: в России - 233, США -978, Великобритании - 578, Франции - 756, Греции - 517.

Затраты государственного бюджета РФ на оборонные нужды составили в 1993 г. - 4,4% ВВП; в 1994 г. - 5,6; в 1995 г. - менее 4; в 1996 г. - 2,7%. При этом сам объем ВВП непрерывно снижался.

Ограниченность возможностей финансирования государ­ственного оборонного заказа на поставку в Вооруженные Силы конкретных образцов ВВТ привели к идее сконцентрировать большую часть выделенных на эти цели ресурсов на НИОКР в области создания новых типов вооружений. Реализация идеи по­зволила бы создавать научно-технические и технологические за­делы для последующего перевооружения российских Вооружен­ных Сил на качественно новые системы ВВТ.

Сегодня для России отставание в этой сфере от ведущих в эко­номическом и военном отношении стран недопустимо. Мир на­ходится на пороге очередной военно-технической революции, ко­торая должна привести к значительному качественному рывку в модернизации действующих ныне образцов ВВТ, появлению принципиально новых видов оружия, которые будут базироваться на новых физических принципах и наукоемких технологиях. При­чем двойное назначение будет иметь гораздо больше технологий, чем те, которые применяются при производстве нынешнего воо­ружения.

Однако на практике реформирование военных НИОКР было не подкреплено соответствующими бюджетными ресурсами. Так, только за 1989-1995 гг. произошло более чем 10-кратное сниже­ние финансирования на НИОКР в области военного производ­ства. Сегодня в России из бюджета на это ассигнуется в долларо­вом исчислении фактически в 30 раз меньше средств, чем в США5 и в 10 раз меньше, чем в европейских странах НАТО. К тому же бюджетные ассигнования - это плановый показатель, который в последние годы - никогда не исполнялся. Процент реальных ас­сигнований на НИОКР оборонного характера значительно от­личается от первоначальных планов.

Конечно, бюджетное финансирование не способно решить все экономические проблемы ОПК.

Например, ракетно-космическая деятельность финансирует­ся из разных источников:

· из государственного бюджета - государственными косми­ческими программами;

· такими государственными или внебюджетными структура­ми, например, как РАО «Газпром»;

· региональными органами власти;

· предприятиями-разработчиками;

· зарубежными заказчиками по контрактам.

Основными источниками финансирования и доходов предпри­ятий и организаций отрасли являются бюджетное финансирова­ние проектов со стороны Ракетно-космического агентства, Ми­нистерства обороны РФ и Российской академии наук. В 1998 г. объемы продаж космической продукции по зарубежным заказам составили 880 млн. долл. США.

Получившее широкое распространение международное парт­нерство, кроме эффекта мобилизации капитала, служит и сред­ством проникновения на зарубежные рынки. России для сохра­нения и роста ракетно-космического потенциала необходимы це­ленаправленная государственная научно-техническая политика, нормативно-правовая база, разработка стратегии развития от­расли.

Один из негативных итогов ухудшения финансового положе­ния оборонных предприятий - резкое устаревание оборудования. Недостаточный уровень капиталовложений в техническое пере­вооружение функционирующих и мобилизационных мощностей ведет к их быстрому физическому и моральному старению, что в ближайшее время неизбежно отразится на возможности произ­водить современное вооружение и военную технику. Анализ тех­нического состояния активной части основных производствен­ных фондов оборонной промышленности показывает, что в от­раслях наметилась негативная тенденция устаревания парка оборудования и может возникнуть ситуация, когда количество оборудования с возрастом более 20 лет составит почти 50%.

В результате сокращения текущего производства вооруже­ния и военной техники и сложного финансового положения предприятий комплекса ухудшается материальное положение трудовых коллективов. В оборонной промышленности резко снизилась средняя заработная плата: сегодня она на 30-40% ниже, чем в общепромышленном производстве. Эта тенденция связана с тем, что в ОПК уменьшение численности работающих происходит более медленно по сравнению с падением объемов производства, а также с большим количеством градообразую­щих предприятий.

В настоящее время на многих предприятиях ОПК существует значительная скрытая безработица. В комплексе значительно снизился кадровый потенциал рабочей силы. Так, средний воз­раст работника достиг 43 лет (в научно-исследовательских орга­низациях и конструкторских бюро - 45). Молодежь до 30 лет на предприятиях оборонной промышленности составляет только 16% персонала (в НИИ и КБ - 12%). Высок удельный вес женщин -52% и работающих пенсионеров - 11,5% (в НИИ и КБ - 15,5%). Общая численность докторов и кандидатов наук уменьшилась.

 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.027 с.