Регулирование оборонно-промышленного — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Регулирование оборонно-промышленного

2020-02-15 154
Регулирование оборонно-промышленного 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

С О Д Е РЖ А Н И Е

 

Введение………………………………………………………………...3

1 ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ В ИЗУЧЕНИИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА:……………………………………..5

1.1. Понятие, состав и состояние оборонно-промышленного комплекса……………………………………………………………...5

1.2. Финансирование ОПК……………………………………………….13

1.3. Особенности приватизации предприятий отраслей……………….16

2. АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И    УПРАВЛЕНИЯ ОПК РОССИИ……………………………………………26

3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА………………………………………………………………43

Заключение…………………………………………………………….48

Список используемой литературы…………………………………...50

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность выбранной мною темы заключается в том, что оборонно-промышленный комплекс является наиболее качественным, высокотехнологичным сек­тором экономики в котором сосредоточена наибольшая часть российского потенциала ин­новаций, т.е. он в значительной степени определяет развитие экономики страны, и который необходим для обеспечения гарантии стратегической стабильности и защиты национальных границ. Все выше перечисленные положения являются основными показателями развития страны и определения её положения среди других стран мира. Поэтому совершенствование и развитие оборонно-промышленного комплекса является весьма актуальным для отдельных отраслей промышленности и страны в целом.

Объектом исследования в данной работе является оборонно-промышленный комплекс.

Предметом моего исследования является изучение различных составляющих оборонно-промышленного комплекса.

Целью данной работы является, насколько это возможно, полное изучение оборонно-промышленного комплекса, его роли и значения для страны в целом.

Основными задачами моей работы являются: определение структуры оборонно-промышленного комплекса, его состояния на сегодняшний день и возможных вариантов дальнейшего развития.

Структура данной работы включает в себя 3 главы. Первая глава является теоретической, в ней рассматриваются основные положения данной темы. Во второй главе я провожу анализ государственного регулирования и управления оборонно-промышленным комплексом РФ. Третья глава посвящена рекомендациям по дальнейшему развитию оборонно-промышленного комплекса.

 

 

РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО

КОМПЛЕКСА

Финансирование ОПК

 

Одна из основных проблем комплекса заключается в недостаточ­ности финансирования. В этой сфере общепринятыми в мировой статистике являются показатели годовых военных расходов в расчете на одного военнослужащего и одного жителя страны. В 1997 г. военные расходы на одного военнослужащего равнялись (тыс. долл. США): в России приблизительно 14, Великобритании -200, Германии - 98, США - 176. В том же году военные расходы на душу населения составляли, долл. США: в России - 233, США -978, Великобритании - 578, Франции - 756, Греции - 517.

Затраты государственного бюджета РФ на оборонные нужды составили в 1993 г. - 4,4% ВВП; в 1994 г. - 5,6; в 1995 г. - менее 4; в 1996 г. - 2,7%. При этом сам объем ВВП непрерывно снижался.

Ограниченность возможностей финансирования государ­ственного оборонного заказа на поставку в Вооруженные Силы конкретных образцов ВВТ привели к идее сконцентрировать большую часть выделенных на эти цели ресурсов на НИОКР в области создания новых типов вооружений. Реализация идеи по­зволила бы создавать научно-технические и технологические за­делы для последующего перевооружения российских Вооружен­ных Сил на качественно новые системы ВВТ.

Сегодня для России отставание в этой сфере от ведущих в эко­номическом и военном отношении стран недопустимо. Мир на­ходится на пороге очередной военно-технической революции, ко­торая должна привести к значительному качественному рывку в модернизации действующих ныне образцов ВВТ, появлению принципиально новых видов оружия, которые будут базироваться на новых физических принципах и наукоемких технологиях. При­чем двойное назначение будет иметь гораздо больше технологий, чем те, которые применяются при производстве нынешнего воо­ружения.

Однако на практике реформирование военных НИОКР было не подкреплено соответствующими бюджетными ресурсами. Так, только за 1989-1995 гг. произошло более чем 10-кратное сниже­ние финансирования на НИОКР в области военного производ­ства. Сегодня в России из бюджета на это ассигнуется в долларо­вом исчислении фактически в 30 раз меньше средств, чем в США5 и в 10 раз меньше, чем в европейских странах НАТО. К тому же бюджетные ассигнования - это плановый показатель, который в последние годы - никогда не исполнялся. Процент реальных ас­сигнований на НИОКР оборонного характера значительно от­личается от первоначальных планов.

Конечно, бюджетное финансирование не способно решить все экономические проблемы ОПК.

Например, ракетно-космическая деятельность финансирует­ся из разных источников:

· из государственного бюджета - государственными косми­ческими программами;

· такими государственными или внебюджетными структура­ми, например, как РАО «Газпром»;

· региональными органами власти;

· предприятиями-разработчиками;

· зарубежными заказчиками по контрактам.

Основными источниками финансирования и доходов предпри­ятий и организаций отрасли являются бюджетное финансирова­ние проектов со стороны Ракетно-космического агентства, Ми­нистерства обороны РФ и Российской академии наук. В 1998 г. объемы продаж космической продукции по зарубежным заказам составили 880 млн. долл. США.

Получившее широкое распространение международное парт­нерство, кроме эффекта мобилизации капитала, служит и сред­ством проникновения на зарубежные рынки. России для сохра­нения и роста ракетно-космического потенциала необходимы це­ленаправленная государственная научно-техническая политика, нормативно-правовая база, разработка стратегии развития от­расли.

Один из негативных итогов ухудшения финансового положе­ния оборонных предприятий - резкое устаревание оборудования. Недостаточный уровень капиталовложений в техническое пере­вооружение функционирующих и мобилизационных мощностей ведет к их быстрому физическому и моральному старению, что в ближайшее время неизбежно отразится на возможности произ­водить современное вооружение и военную технику. Анализ тех­нического состояния активной части основных производствен­ных фондов оборонной промышленности показывает, что в от­раслях наметилась негативная тенденция устаревания парка оборудования и может возникнуть ситуация, когда количество оборудования с возрастом более 20 лет составит почти 50%.

В результате сокращения текущего производства вооруже­ния и военной техники и сложного финансового положения предприятий комплекса ухудшается материальное положение трудовых коллективов. В оборонной промышленности резко снизилась средняя заработная плата: сегодня она на 30-40% ниже, чем в общепромышленном производстве. Эта тенденция связана с тем, что в ОПК уменьшение численности работающих происходит более медленно по сравнению с падением объемов производства, а также с большим количеством градообразую­щих предприятий.

В настоящее время на многих предприятиях ОПК существует значительная скрытая безработица. В комплексе значительно снизился кадровый потенциал рабочей силы. Так, средний воз­раст работника достиг 43 лет (в научно-исследовательских орга­низациях и конструкторских бюро - 45). Молодежь до 30 лет на предприятиях оборонной промышленности составляет только 16% персонала (в НИИ и КБ - 12%). Высок удельный вес женщин -52% и работающих пенсионеров - 11,5% (в НИИ и КБ - 15,5%). Общая численность докторов и кандидатов наук уменьшилась.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА.

 

Основной проблемой оборонно-промышленного комплекса является снижение возможности обеспечения национальной безопасности и обороноспособности страны, технического уровня, качества и конкурентоспособности военной и гражданской продукции.

Следовательно, для решения этой проблемы необходимо - обеспечение перспективных потребностей российских Вооруженных сил в вооружении, военной и специальной технике и расширение производства и экспорта гражданской высокотехнологичной продукции.

На мой взгляд, развития оборонно-промышленного комплекса должно осуществляться на основе использования его конкурентных преимуществ путем широкой интеграции с высокотехнологичным гражданским сектором промышленности. Это позволит создать технологическую основу решения основных задач, сто­ящих перед экономикой, и прежде всего формирование новой технологической базы для прорыва в развитии производства на­укоемкой продукции, определяющей темпы научно-техническо­го прогресса в национальной экономике. С другой стороны это позволит в какой-то мере устранить существующие проблемы не рационального использования ресурсов ОПК. Согласно расчетам специалистов, для решения оборонных проблем потребуется примерно '/4 предприятий, институтов и кон­структорских бюро нынешнего ОПК. Одновременно необходи­мо иметь детальную программу превращения остальной части ОПК в новый научно-технический комплекс при активной госу­дарственной поддержке. Другими словами вклад конверсии в оз­доровление экономики должен состоять не в прямом ограниче­нии финансирования ОПК, а в масштабном сбережении ресурсов в гражданских отраслях с чрезмерно высокой степенью загрузки военными заказами и резервированием мощностей.

На мой взгляд, перспективным направлением в конверсии ОПК могло бы стать создание вер­тикальных концернов, включающих производство, конструиро­вание, маркетинг, сбыт взаимоувязанных наборов инновацион­ных и конкурентоспособных видов продукции. При необходи­мости для широкомасштабного производства разнообразного оборудования можно было бы пойти и на образование трансна­циональных компаний, в первую очередь с участием предприя­тий, расположенных в странах ближнего зарубежья.

Так же перспективным направлением, на мой взгляд является образование центров, способных на научные открытия и создание новых высоких технологий для ис­пользования в различных отраслях национальной экономики. Некоторые в прошлом закрытые города, ориентированные на ядерные и другие военные исследования, могут быть перепрофи­лированы под такие центры. В них должна быть создана широ­кая сеть небольших, в основном частных, фирм, использующих и материальную базу ОПК, а также филиалов НИОКР для произ­водства новых гражданских товаров и технологий. Эта сфера преимущественно мелкого и среднего бизнеса считается весьма перспективным направлением преобразований ОПК, особенно на ближайшее будущее, пока ресурсы для крупных государствен­ных проектов долговременного характера ограничены.

Сложившаяся в Минобороны России система заказов и ценообразования на закупаемую продукцию и услуги слабо ориентирована на функционирование в условиях рыночной экономики. В кратчайшие сроки необходимо обеспечить законодательные основы реформирования системы государственных заказов в плане перехода к программно-целевому долгосрочному планированию, особенно в отношении авиационных и военно-морских вооружений, программы приобретения которых растягиваются на 20 и более лет. Планирование основных параметров приоритетных программ приобретения вооружения и военной техники, включая сроки, количество закупаемых образцов, общую стоимость НИОКР и закупок, должно осуществляться как минимум на период до 2025 г.

Следует отказаться от порочной практики многовариантности государственной программы вооружения, обеспечить полноценное государственное финансирование и придать ГПВ статус федерального закона. Планирование работ на один год не позволяет оптимизировать финансирование, организацию и планирование работ на серийных заводах и предприятиях-смежниках, что ведет к удорожанию работ, затягиванию сроков исполнения заказов и снижению качества продукции. В связи с этим настоятельно требуется ввести практику детализации росписи бюджетных средств по приоритетным программам вооружения как минимум на 5 лет, заключения пятилетних контрактов заказчика с головными исполнителями и выдачи головным исполнителям бюджетных полномочий на подписание контрактов со смежниками на тот же срок. В конечном счете, требуется построение принципиально новой системы управления оборонными проектами и потребными для их реализации ресурсами с существенным ростом ответственности Минобороны России и видов Вооруженных Сил. В частности, очевидна необходимость создания сводных дирекций программ вооружения новых поколений с включением в них ответственных представителей Минобороны, заинтересованных видов Вооруженных Сил и промышленности.

Кроме того не надо забывать, что в ОПК производятся военная техника, вооружение и боеприпасы, которые не только являются основой обеспечения национальной безопасности и обороноспособности страны, но и являются экспортноориентированной продукцией, приносящей не малый доход в бюджет страны. Следовательно, необходимо развивать и данное направление деятельности ОПК.

Конкретные рекомендации по совершенствованию и развитию оборонно-промышленного комплекса:

1. Создание крупных научно-производственных структур, повышение концентрации производства, совершенствование корпоративного управления, создание системы отраслевых и межотраслевых организаций, которые в перспективе могут взять на себя координацию работ по реализации крупных проектов (программ).

2. Поддержание и развитие критических технологий. Предусматривается разработка и реализация инновационных проектов в интересах различных сфер экономики с солидарным финансированием государства, предприятий и негосударственных инвесторов.

3. Форсированное техническое перевооружение научно-производственной базы ОПК, ориентированное, прежде всего, на обеспечение реализации государственной программы вооружения, развитие уникальной стендовой и испытательной базы.

4. Ликвидация острых проблем в отдельных отраслях. Проблемными сегментами являются промышленность боеприпасов и спецхимии, специальные материалы и электронная компонентная база.

5. Развитие экспортного потенциала ОПК, включая создание благоприятных условий для реализации международных проектов в сфере вооружений и военной техники.

6. Диверсификация производства, обеспечение создания и продвижение на рынки импортозамещающей и экспортноориентированной высокотехнологичной продукции гражданского назначения.

7. Проведение эффективной политики обеспечения управления качеством продукции ОПК. Для этого необходимо обеспечить реализацию соответствующей комплексной межведомственной программы, а также организовать разработку и реализацию межведомственной инновационной программы развития ИПИ-технологий.  

8. Сохранение и развитие кадрового потенциала ОПК, включая совершенствование системы подготовки (переподготовки) кадров, стимулирование привлечения высококвалифицированных специалистов в ОПК.

Всё выше перечисленное должно способствовать приведению в соответствие научно-производственного потенциала ОПК и его организационной структуры задачам по обеспечению обороноспособности страны и модернизации Вооруженных Сил Российской Федерации; обеспечение устойчивого финансово-экономическое развития организаций ОПК; опережающие по сравнению с динамикой ВВП темпы роста объемов производства в ОПК; преодоление технологического отставания отечественной промышленности от ведущих стран мира, формирование конкурентоспособного высокотехнологичного сектора гражданского машиностроения страны.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом можно сказать, что состояние оборонно-промышленного комплекса во многом определяется общим положением в экономике, развитием промышленности, технологий и научно-образовательной сферы. Реформирование ОПК в 1992-2001 гг. носило нерегулярный и бессистемный характер, привело к резкому снижению доли продукции, выпускаемой в обрабатывающих отраслях. Уменьшение объема государственного оборонного заказа за 10 лет почти в 100 раз привело к деградации производственной базы многих оборонных предприятий и даже целых подотраслей.

Значительная часть предприятий ОПК не может расплатиться с долгами и подпадает под процедуру банкротства только потому, что в свое время не получили денег, заработанных при выполнении государственного оборонного заказа. Для российской экономики характерно широкое распространение и использование устаревших технологий, их доля превышает 80% используемого технологического потенциала. Устаревание является функцией технологической конкуренции и спроса, а не только физического состояния основных фондов. Поэтому при возобновлении спроса устаревание фондов может прекратиться.

Выживают лишь те предприятия, которые смогли наладить экспортные поставки продукции и завоевавшие место на внутреннем рынке гражданской продукции, успешно осуществив конверсионные программы. Однако в условиях недостаточного и нерегулярного бюджетного финансирования эти относительно благополучные предприятия в значительной степени утратили возможность по созданию и производству новой военной техники и современной продукции военного назначения.

Объемы производства военной и гражданской продукции, в целом по ОПК, примерно равны. Производственные мощности, ранее использовавшиеся для выпуска вооружения и военной техники, с той или иной степенью эффективности переоснащаются на производство продукции двойного или чисто гражданского назначения. Так, в авиационной промышленности осуществляется выпуск газотурбинных установок и газоперекачивающих агрегатов, нефтепромыслового оборудования, металлорежущих станков с автоматизированными системами управления. В электронной промышленности производятся интегральные микросхемы, электровакуумные и полупроводниковые приборы, контрольно-измерительная аппаратура. Судостроительная промышленность выпускает противопожарные суда, буксиры, рыболовные судна (преимущественно на экспорт). На предприятиях ракетно-космической промышленности развивается производство медицинской аппаратуры и аппаратуры для многофункционального мониторинга окружающей среды. Эти успехи достигнуты ценой значительного сокращения объема выпуска вооружения и военной техники, и полного прекращения производства некоторых видов военной продукции.

    При написании данной работы мною были изучены теоретические аспекты данной темы, а так же проведён анализ государственного регулирования и управления ОПК России и выработал рекомендации по дальнейшему развитию оборонно-промышленного комплекса РФ.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. «Оборонно-промышленный комплекс в системе национальной безопасности Российской Федерации: состояние и проблемы законодательного обеспечения» А.И.Витковский. Законодательное обеспечение стратегии экономического развития/ Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. -2005. -№ 02 (254)

www.budgetrf.ru

2. «О состоянии промышленного производства и розничной торговли в январе-октябре 2009 года»

www.minprom.gov.ru

 

3. А.Николаев. Многие наши беды от несовершенства законодательства. Журнал “Российская Федерация сегодня”. 2002, №15. Стр. 33-35. Е.Никитенко. О нормативно-правовом обеспечении развития системы вооружений. Вооружения. Политика. Конверсия. №3-5, 1998.Стр.21-22.

4. Бабашкина А.М. «Государственное регулирование национальной экономики»: учебное пособие. – М.: финансы и статистика, 2001г. – 480 стр.

5. В.Пименов. О стратегии реформирования ОПК на современном этапе экономического развития России. Актуальные проблемы свободы вероисповеданий. -М., 2002. Стр. 72.

6. З.Пак. Приоритеты законодательного обеспечения стабильного функционирования оборонной промышленности Российской Федерации. Аналитический вестник Государственной Думы. 1997, №11.

7. И.Авсеенко. О ходе реформирования промышленности обычных вооружений. Вооружение. Политика. Конверсия. №2, 2003. Стр.13. Сайт

8. Информация с сайта www.vpk.ru

9. Озеров. Неужели бюрократы сильнее нашей “оборонки”? Российская Федерация сегодня. №5, 2004. Стр. 12.

10. ОПК надо поставить “на эффективные рельсы”. РТР-Вести. 04.07.2003. www.radiomayak.ru

11. По мнению свердловских оборонщиков, программа реформирования ОПК не полностью проработана. Екатеринбург. 21.03.2003. www.apiural.ru

12.  Принятие закона о холдингах ускорит процесс создания в ОПК интегрированных структур. Г.Райков. Интерфакс-АВН. 04.08.2003. www.mfit.ru

13.  Программа вооружений на период до 2010 г. и планы реструктуризации ОПК. Иностранная печать. Серия: Экономический и научно-технический потенциал: Информационный бюллетень. ВИНИТИ. №8, 2002. Стр. 29-30.

14.  С.Гук. Локомотив без топлива. Время МН. 27.02.2002.

 

 

С О Д Е РЖ А Н И Е

 

Введение………………………………………………………………...3

1 ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ В ИЗУЧЕНИИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА:……………………………………..5

1.1. Понятие, состав и состояние оборонно-промышленного комплекса……………………………………………………………...5

1.2. Финансирование ОПК……………………………………………….13

1.3. Особенности приватизации предприятий отраслей……………….16

2. АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И    УПРАВЛЕНИЯ ОПК РОССИИ……………………………………………26

3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА………………………………………………………………43

Заключение…………………………………………………………….48

Список используемой литературы…………………………………...50

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность выбранной мною темы заключается в том, что оборонно-промышленный комплекс является наиболее качественным, высокотехнологичным сек­тором экономики в котором сосредоточена наибольшая часть российского потенциала ин­новаций, т.е. он в значительной степени определяет развитие экономики страны, и который необходим для обеспечения гарантии стратегической стабильности и защиты национальных границ. Все выше перечисленные положения являются основными показателями развития страны и определения её положения среди других стран мира. Поэтому совершенствование и развитие оборонно-промышленного комплекса является весьма актуальным для отдельных отраслей промышленности и страны в целом.

Объектом исследования в данной работе является оборонно-промышленный комплекс.

Предметом моего исследования является изучение различных составляющих оборонно-промышленного комплекса.

Целью данной работы является, насколько это возможно, полное изучение оборонно-промышленного комплекса, его роли и значения для страны в целом.

Основными задачами моей работы являются: определение структуры оборонно-промышленного комплекса, его состояния на сегодняшний день и возможных вариантов дальнейшего развития.

Структура данной работы включает в себя 3 главы. Первая глава является теоретической, в ней рассматриваются основные положения данной темы. Во второй главе я провожу анализ государственного регулирования и управления оборонно-промышленным комплексом РФ. Третья глава посвящена рекомендациям по дальнейшему развитию оборонно-промышленного комплекса.

 

 

РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО

КОМПЛЕКСА


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.063 с.