Сравнительный анализ методик по обследованию лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Сравнительный анализ методик по обследованию лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

2020-02-15 1914
Сравнительный анализ методик по обследованию лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Одной из методик обследованию лексического строя речи является методика Н.В.Серебряковой. В данной методике исследование лексических операций предлагается проводить в два этапа: на первом этапе исследуется объем активного и пассивного словаря, а на втором – лексическая системность и структура значения слова. Методика позволяет довольно обширно и глубоко исследовать лексическую сторону речи ребенка, выявить имеющиеся нарушения, в последующем разработать подробную программу по исправлению лексических нарушений. Рассмотрим подробно систему заданий в данной методике. Для исследования объема активного и пассивного словаря используются предметные картинки по следующим лексическим темам: «Семья», «Домашние животные», «Дикие животные», «Домашние птицы», «Дикие птицы», «Рыбы», «Насекомые», «Фрукты», «Ягоды», «Овощи», «Цветы», «Деревья», «Игрушки», «Одежда», «Обувь», «Головные уборы», «Мебель», «Посуда», «Транспорт», «Инструменты», «Учебные вещи», «Времена года», «Время суток», «Жилище», «Профессия», «Инструменты», «Явления природы», «Части тела», «Части головы», «Части руки», «Части ноги», «Части туловища», «Части предметов». Наравне с существительными исследуются словарь прилагательных и глаголов: обозначения цветов, вкусовые ощущения, температура, вес, сила, величина, высота, толщина, длина, ширина, форма, тактильные ощущения, кто как передвигается, кто как кричит, кто что делает, что чем делают. Также исследуются наречия.

Исследование пассивного словаря проводится по следующей инструкции: «Сейчас я буду называть слова, а ты постарайся правильно показать картинку». Далее предлагается показать среди других групп картинок, где, например, семья или дикие животные и т.д. Перед началом исследования активного словаря дается следующая инструкция: «Сейчас я буду тебе показывать картинки, а ты постарайся их правильно назвать». При исследовании словаря прилагательных задается вопрос: «Это какой …(цвет и т.д.)?» При исследовании словаря глаголов логопед задает вопрос: «Что делает …?» или «Как кричит…?» и т.д. Далее предлагается назвать одним словом группу картинок: «Как назвать одним словом эти картинки?».

Развитие активного словаря оценивается по 5 уровням:

4 балла (высокий уровень) – правильное называние от 380 до 390 слов.

3 балла (уровень выше среднего) – правильное называние от 370 до 379 слов.

2 балла (средний уровень) – правильное называние от 340 до 369 слов.

1 балл (уровень ниже среднего) - правильное называние от 300 до 339 слов.

0 баллов (низкий уровень) - правильное называние менее 300 слов.

Исследование лексической системности и структуры значения слова включается в себя несколько подэтапов:

· исследование вербальных ассоциаций;

· классифицирование предметов (по картинкам);

· группирование слов по нескольким признакам;

· подбор синонимов к словам;

· подбор антонимов к словам;

· подбор антонимов к слову в контексте;

· объяснение значения слова;

· добавление одного общего слова к двум;

· дополнение к глаголу (исследование валентности глагола);

· задача Л.С. Выготского на переименование предметов;

· дополнение предложения словом;

Промежуточно оцениваются на данном этапе подбор синонимов и антонимов к слов (имеется такая же уровневая оценка как и при оценке развития активного словаря). Уровни выполнения заданий на подбор синонимов:

4 балла (высокий уровень) – правильное выполнение всех заданий.

3 балла (уровень выше среднего) – правильное выполнение 9-11 заданий.

2 балла (средний уровень) - правильное выполнение 6-8 заданий.

1 балл (уровень ниже среднего) - правильное выполнение 3-5 заданий.

0 баллов (низкий уровень) – неправильное выполнение всех заданий или правильное выполнение 1-2 заданий.

Добавление одного общего слова к двум словам и добавление предложения словом также имеют бально-уровневую оценку:

4 балла (высокий уровень) – правильное выполнение всех заданий.

3 балла (уровень выше среднего) – правильное выполнение 9-10 заданий.

2 балла (средний уровень) - правильное выполнение 6-8 заданий.

1 балл (уровень ниже среднего) - правильное выполнение 3-5 заданий.

0 баллов (низкий уровень) – неправильное выполнение всех заданий или правильное выполнение 1-2 заданий.

Таким образом, в процессе исследования четко выявляются имеющиеся нарушения.

Следующей методикой с помощью, которой можно выявить нарушения в лексическом строе речи детей является методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи Г.А.Волковой. В данной методике обследование словаря проводится у детей с различными нарушениями речи. Приведем примеры заданий из данной методики. Исследование пассивного словаря начинается с исследования понимания обобщающих слов с деталями. Для детей 5 лет предлагается показать картинки с частями тела и деталями одежды; детям 6 лет – детали мебели, транспорта. Далее идет исследование понимания названий детенышей домашних и диких животных. Перед ребенком раскладываются картинки, логопед называет, а ребенок должен показать, то, что называет педагог. Исследование понимания слов с противоположным значением проводится точно по такой же схеме.

Исследование активного словаря начинается с называния ребенком предметных картинок по темам: игрушки, семья, посуда, одежда, обувь, части тела, мебель, животные, растения, люди разных профессий, транспорт, природа. Следующее задание в этом разделе это – назвать предметы по описанию. Логопед задает ребенку вопрос, описывающий тот или иной предмет и ребенок называет этот предмет. Затем необходимо подобрать родственные однокоренные слова к заданным слова, подобрать определения к словам, подобрать антонимы к словам. Исследование глагольной лексики начинается с задания – назвать действие по предъявленному предмету. Затем идет задание – сказать кто, как передвигается. Все исследование сопровождается показом соответствующих картинок.

Как мы видим, данная методика очень тесно перекликается с предыдущей. Отличие методики Г.А.Волковой заключается в отсутствии бально-уровневой оценки состояния словаря. При анализе результатов исследования логопед опирается на данные исследователей, изучавших развитие словаря у детей. Методика Н.В.Серебряковой более широко позволяет обследовать как импрессивный и экспрессивный словарь дошкольника. Так же в методике Н.В.Серебряковой можно оценить количественные и качественные нарушения более точно, опираясь на набранные ребенком баллы по результатам исследования. Все это является значительным преимуществом по сравнению с методикой Г.А. Волковой.


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Так как общее недоразвитие речи является системным нарушением, при котором нарушены все компоненты речи, помимо звукопроизношения, страдает словарный запас. Одной из выраженных особенностей речи детей с общим недоразвитием речи является расхождение в объеме пассивного и активного словаря: дети понимают значения многих слов, объем их пассивного словаря достаточен, но употребление слов в речи сильно затруднено. Бедность активного словаря проявляется в неточном произнесении многих слов. В глагольном словаре преобладают слова, обозначающие ежедневные бытовые действия. Трудно усваиваются слова, имеющие обобщенное значение, и слова, обозначающие оценку, состояние, качество и признак предмета. Слова и понимаются, и употребляются неточно, значение их неправомерно расширяется, или, напротив, оно понимается слишком узко. Отмечается задержка в формировании семантических полей.

Сравнительный анализ развития лексико-грамматического строя речи при нормальном и нарушенном речевом развитии представлен в работах Р. И. Лалаевой, Н. В. Серебряковой. Авторы подробно описывают нарушения лексики у детей с ОНР, отмечая ограниченность словарного запаса, расхождение объема активного и пассивного словаря, неточное употребление слов, вербальные парафазии, несформированность семантических полей, трудности актуализации словаря.

Своевременная и правильная диагностика лексических нарушений позволит разработать и реализовать коррекционные занятия, направленные на преодоление данных нарушений. В нашей работе мы проанализировали две методики по обследованию лексического строя языка дошкольников с общим недоразвитием речи. Наиболее полно исследовать лексические процессы позволяет методика Н.В.Серебряковой. В ней подробно расписаны задания для обследования лексики, что позволит начинающим логопедам правильно оценить состояние лексического строя речи ребенка с общим недоразвитием речи и разработать систему коррекционно-логопедических мероприятий. Методика Г.А.Волковой немного отличается от предыдущей тем, что она подходит для логопедов-практиков с большим стажем работы в данной специальности. В ней более обще описаны задания, отсутствует бально-уровневая система оценки лексических операций.

Подводя итог нашей работы, хотелось бы отметить, что лексические нарушения в системе общего недоразвития речи имеют стойкий характер. Коррекционная работа по преодолению этих нарушений должна вестись постоянно как со стороны специалиста, так и со стороны родителей.


 


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.