Проявление лексических нарушений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Проявление лексических нарушений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

2020-02-15 351
Проявление лексических нарушений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПРОЯВЛЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Курсовая работа

 

Выполнил: студентка 2 курса

Чехлова Василина Николаевна

________________________

Специальность 050715 «Логопедия»

Форма обучения: заочная

 

 

Научный руководитель:

Чистобаева Анна Юрьевна,

Ст.преп.кафедры коррекционной педагогики «___»____________2011г.

 

 

НОВОСИБИРСК – 2011


СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Проявление лексических нарушений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

1.1.Закономерности нормального лексического развития детей (онтогенез)…………………………………………………………………………

1.2.Понятие и симптоматика лексических нарушений………………………….

1.3.Характеристика лексических нарушений при разных уровнях лексического развития детей…………………………………………………………………..

ГЛАВА 2. Анализ диагностических методик

2.1.Сравнительный анализ диагностических методик по обследованию лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи……….

Заключение………………………………………………………………………

Список использованных источников……………………………………………


 

ВВЕДЕНИЕ

Развитие словаря ребенка тесно связано, с одной стороны, с развитием мышления и других психических процессов, а с другой стороны, с развитием всех компонентов речи: фонетико-фонематического и грамматического строя речи. С помощью речи, слов ребенок обозначает лишь то, что доступно его пониманию. В связи с этим в словаре ребенка рано появляются слова конкретного значения, позднее — слова обобщающего характера.

Развитие лексики в онтогенезе обусловлено также развитием представлений ребенка об окружающей действительности. По мере того как ребенок знакомится с новыми предметами, явлениями, признаками предметов и действий, обогащается его словарь. Освоение окружающего мира ребенком происходит в процессе неречевой и речевой деятельности при непосредственном взаимодействии с реальными объектами и явлениями, а также через общение со взрослыми.

Л.С. Выготский отмечал, что первоначальной функцией речи ребенка является установление контакта с окружающим миром, функция сообщения. Деятельность ребенка раннего возраста осуществляется совместно со взрослым, и в связи с этим общение носит ситуативный характер.

В настоящее время в психологической и психолингвистической литературе подчеркивается, что предпосылки развития речи определяются двумя процессами. Одним из этих процессов является неречевая предметная деятельность самого ребенка, т. е. расширение связей с окружающим миром через конкретное, чувственное восприятие мира. Вторым важнейшим фактором развития речи, в том числе и обогащения словаря, выступает речевая деятельность взрослых и их общение с ребенком. Первоначально общение взрослых с ребенком носит односторонний и эмоциональный характер, вызывает желание ребенка вступить в контакт и выразить свои потребности. Затем общение взрослых переходит на приобщение ребенка к знаковой системе языка с помощью звуковой символики. Ребенок подключается к речевой деятельности сознательно, приобщается к общению с помощью языка. Такое «подключение» происходит, прежде всего, через простейшие формы речи, с использованием понятных слов, связанных с определенной, конкретной ситуацией.

В связи с этим развитие лексики во многом определяется и социальной средой, в которой воспитывается ребенок. Возрастные нормы словарного запаса детей одного и того же возраста значительно колеблются в зависимости от социально-культурного уровня семьи, так как словарь усваивается ребенком в процессе общения. Вопросу развития лексики ребенка посвящено большое количество исследований, в которых данный процесс освещается в различных аспектах: психофизиологическом, психологическом, лингвистическом, психолингвистическом.

У детей с нарушениями речи процесс овладения лексическим строем языка нарушен. Словарный запас таких детей, как правило ограничен, им трудно классифицировать слова по общему признаку, подобрать прилагательные и глаголы к заданному слову, они путают родственные слова (стакан-чашка, графин-кувшин и т.д.), заменяют слово на действие (кровать – спать) и т.д. Без помощи со стороны логопеда дети не овладевают этой стороной речи в полной мере. Грамотно построенная диагностика и коррекционная работа в данном направлении позволяет своевременно исправить имеющиеся нарушения.

Данная тема остается актуальной на сегодняшний день. Проводя много времени за компьютерными играми и просмотром телевизора, дети не общаются со своими родителями. А ведь именно общение со взрослыми является основой для овладения нормами родного языка.

Цель исследования: выявление лексических нарушений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Объект исследования:  лексические нарушения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Предмет исследования: проявление нарушений лексики у детей старшего возраста с общим недоразвитием речи.

Гипотеза: правильно подобранная методика обследования лексического строя языка позволит разработать эффективную систему коррекционно-логопедических занятий по преодолению лексических нарушений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Задачи:

1. Изучить литературу психолого-педагогической направленности по данной проблеме.

2. Изучить закономерности развития лексического строя языка в онтогенезе.

3. Определить понятие и симптоматику лексических нарушений.

4. Охарактеризовать лексические нарушения у детей старшего дошкольного возраста.

5. Проанализировать имеющиеся методики по диагностике лексических нарушений у детей с общим недоразвитием речи.

6. Описать систему заданий в методиках обследования лексических операций.

Методологическая основа исследования:

· Учение Р.Е.Левиной об общем недоразвитии речи;

· Учение Л.С.Выготского о структуре дефекта;


 

ГЛАВА I

ГЛАВА II

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Так как общее недоразвитие речи является системным нарушением, при котором нарушены все компоненты речи, помимо звукопроизношения, страдает словарный запас. Одной из выраженных особенностей речи детей с общим недоразвитием речи является расхождение в объеме пассивного и активного словаря: дети понимают значения многих слов, объем их пассивного словаря достаточен, но употребление слов в речи сильно затруднено. Бедность активного словаря проявляется в неточном произнесении многих слов. В глагольном словаре преобладают слова, обозначающие ежедневные бытовые действия. Трудно усваиваются слова, имеющие обобщенное значение, и слова, обозначающие оценку, состояние, качество и признак предмета. Слова и понимаются, и употребляются неточно, значение их неправомерно расширяется, или, напротив, оно понимается слишком узко. Отмечается задержка в формировании семантических полей.

Сравнительный анализ развития лексико-грамматического строя речи при нормальном и нарушенном речевом развитии представлен в работах Р. И. Лалаевой, Н. В. Серебряковой. Авторы подробно описывают нарушения лексики у детей с ОНР, отмечая ограниченность словарного запаса, расхождение объема активного и пассивного словаря, неточное употребление слов, вербальные парафазии, несформированность семантических полей, трудности актуализации словаря.

Своевременная и правильная диагностика лексических нарушений позволит разработать и реализовать коррекционные занятия, направленные на преодоление данных нарушений. В нашей работе мы проанализировали две методики по обследованию лексического строя языка дошкольников с общим недоразвитием речи. Наиболее полно исследовать лексические процессы позволяет методика Н.В.Серебряковой. В ней подробно расписаны задания для обследования лексики, что позволит начинающим логопедам правильно оценить состояние лексического строя речи ребенка с общим недоразвитием речи и разработать систему коррекционно-логопедических мероприятий. Методика Г.А.Волковой немного отличается от предыдущей тем, что она подходит для логопедов-практиков с большим стажем работы в данной специальности. В ней более обще описаны задания, отсутствует бально-уровневая система оценки лексических операций.

Подводя итог нашей работы, хотелось бы отметить, что лексические нарушения в системе общего недоразвития речи имеют стойкий характер. Коррекционная работа по преодолению этих нарушений должна вестись постоянно как со стороны специалиста, так и со стороны родителей.


 

ПРОЯВЛЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Курсовая работа

 

Выполнил: студентка 2 курса

Чехлова Василина Николаевна

________________________

Специальность 050715 «Логопедия»

Форма обучения: заочная

 

 

Научный руководитель:

Чистобаева Анна Юрьевна,

Ст.преп.кафедры коррекционной педагогики «___»____________2011г.

 

 

НОВОСИБИРСК – 2011


СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Проявление лексических нарушений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

1.1.Закономерности нормального лексического развития детей (онтогенез)…………………………………………………………………………

1.2.Понятие и симптоматика лексических нарушений………………………….

1.3.Характеристика лексических нарушений при разных уровнях лексического развития детей…………………………………………………………………..

ГЛАВА 2. Анализ диагностических методик

2.1.Сравнительный анализ диагностических методик по обследованию лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи……….

Заключение………………………………………………………………………

Список использованных источников……………………………………………


 

ВВЕДЕНИЕ

Развитие словаря ребенка тесно связано, с одной стороны, с развитием мышления и других психических процессов, а с другой стороны, с развитием всех компонентов речи: фонетико-фонематического и грамматического строя речи. С помощью речи, слов ребенок обозначает лишь то, что доступно его пониманию. В связи с этим в словаре ребенка рано появляются слова конкретного значения, позднее — слова обобщающего характера.

Развитие лексики в онтогенезе обусловлено также развитием представлений ребенка об окружающей действительности. По мере того как ребенок знакомится с новыми предметами, явлениями, признаками предметов и действий, обогащается его словарь. Освоение окружающего мира ребенком происходит в процессе неречевой и речевой деятельности при непосредственном взаимодействии с реальными объектами и явлениями, а также через общение со взрослыми.

Л.С. Выготский отмечал, что первоначальной функцией речи ребенка является установление контакта с окружающим миром, функция сообщения. Деятельность ребенка раннего возраста осуществляется совместно со взрослым, и в связи с этим общение носит ситуативный характер.

В настоящее время в психологической и психолингвистической литературе подчеркивается, что предпосылки развития речи определяются двумя процессами. Одним из этих процессов является неречевая предметная деятельность самого ребенка, т. е. расширение связей с окружающим миром через конкретное, чувственное восприятие мира. Вторым важнейшим фактором развития речи, в том числе и обогащения словаря, выступает речевая деятельность взрослых и их общение с ребенком. Первоначально общение взрослых с ребенком носит односторонний и эмоциональный характер, вызывает желание ребенка вступить в контакт и выразить свои потребности. Затем общение взрослых переходит на приобщение ребенка к знаковой системе языка с помощью звуковой символики. Ребенок подключается к речевой деятельности сознательно, приобщается к общению с помощью языка. Такое «подключение» происходит, прежде всего, через простейшие формы речи, с использованием понятных слов, связанных с определенной, конкретной ситуацией.

В связи с этим развитие лексики во многом определяется и социальной средой, в которой воспитывается ребенок. Возрастные нормы словарного запаса детей одного и того же возраста значительно колеблются в зависимости от социально-культурного уровня семьи, так как словарь усваивается ребенком в процессе общения. Вопросу развития лексики ребенка посвящено большое количество исследований, в которых данный процесс освещается в различных аспектах: психофизиологическом, психологическом, лингвистическом, психолингвистическом.

У детей с нарушениями речи процесс овладения лексическим строем языка нарушен. Словарный запас таких детей, как правило ограничен, им трудно классифицировать слова по общему признаку, подобрать прилагательные и глаголы к заданному слову, они путают родственные слова (стакан-чашка, графин-кувшин и т.д.), заменяют слово на действие (кровать – спать) и т.д. Без помощи со стороны логопеда дети не овладевают этой стороной речи в полной мере. Грамотно построенная диагностика и коррекционная работа в данном направлении позволяет своевременно исправить имеющиеся нарушения.

Данная тема остается актуальной на сегодняшний день. Проводя много времени за компьютерными играми и просмотром телевизора, дети не общаются со своими родителями. А ведь именно общение со взрослыми является основой для овладения нормами родного языка.

Цель исследования: выявление лексических нарушений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Объект исследования:  лексические нарушения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Предмет исследования: проявление нарушений лексики у детей старшего возраста с общим недоразвитием речи.

Гипотеза: правильно подобранная методика обследования лексического строя языка позволит разработать эффективную систему коррекционно-логопедических занятий по преодолению лексических нарушений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Задачи:

1. Изучить литературу психолого-педагогической направленности по данной проблеме.

2. Изучить закономерности развития лексического строя языка в онтогенезе.

3. Определить понятие и симптоматику лексических нарушений.

4. Охарактеризовать лексические нарушения у детей старшего дошкольного возраста.

5. Проанализировать имеющиеся методики по диагностике лексических нарушений у детей с общим недоразвитием речи.

6. Описать систему заданий в методиках обследования лексических операций.

Методологическая основа исследования:

· Учение Р.Е.Левиной об общем недоразвитии речи;

· Учение Л.С.Выготского о структуре дефекта;


 

ГЛАВА I


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.