Политическое положение Калининградской области как особого региона России — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Политическое положение Калининградской области как особого региона России

2020-02-15 526
Политическое положение Калининградской области как особого региона России 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение

Политическое положение Калининградской области как особого региона России

Внешнеполитическое положение Калининградской области

Внутриполитическое положение Калининградской области

Основные угрозы национальной безопасности России в направлении Калининградского региона

Основные направления российской политики по защите своих интересов в отношении Калининградской области

Мероприятия по обеспечению безопасности в Калининградском регионе

Перспективные политические и социально-экономические решения в обеспечении российских интересов в Калининградской области

Заключение

Список использованной литературы


Введение

 

Актуальность темы исследования состоит в том, что Калининградская область является предметом особого внимания федеральной власти. Географическая удаленность от России и близость Европейского Союза накладывают свой отпечаток, поэтому развитие российского эксклава традиционно рассматривается с точки зрения геополитики. С момента распада СССР область не имеет сухопутных и морских границ с основной территорией государства, а с расширением границ объединенной Европы в 2003 г. она стала российским эксклавом в Европейском Союзе (ЕС).

Уникальное положение Калининградской области было обусловлено, прежде всего, двумя обстоятельствами: ее эксклавным характером, а именно нахождением вне границ основной территории Российской Федерации, и статусом особой экономической зоны (ОЭЗ) как особой организационно-правовой формы управления региона. Тогда в «Доктрине» социально-экономическое развитие области рассматривалось как приоритетное для государства направление с точки зрения включения России в форматы европейского взаимодействия. Калининградской области отводилась миссия плацдарма согласования российских и европейских стандартов технологического, управленческого и культурного плана.

Географически Калининградская область принадлежит к так называемому Балтийскому поясу роста - одной из самых динамичных зон современной Европы, но спонтанно воспользоваться этим преимуществом она не в состоянии. Вместе с приграничными, наиболее бедными районами Польши и Литвы, область образует треугольник отсталого развития, где возможности успешного существования (не говоря уже о самостоятельном хозяйственном прорыве) изначально ограничены. Главной целью развития Калининградской области становится достижение областью глобальной (или, по меньшей мере, макрорегиональной) конкурентоспособности.

Объектом исследования выступает национальная безопасность как комплексное и системное явление современной общественно-политической жизни.

Предмет исследования - содержание, направленность и перспективы развития политических процессов в Калининградском регионе при условии обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

Цель исследования состоит в изучении содержания, состояния и особенностей политических процессов, протекающих в Калининградском регионе и определении влияния указанных процессов и тенденций на обеспечение национальной безопасности России.

Достижение этой цели осуществляется посредством постановки и решения ряда задач, главными из которых являются:

.   анализ исторических, политических, социально-экономических, международных и других процессов, характеризующих содержание и особенности жизнедеятельности Калининградской области как российского эксклава в ЕС;

.   выявление специфики и тенденций развития политических процессов в области как субъекте Российской Федерации в современных условиях и их влияния на региональную и национальную безопасность;

.   выявление перспективных решений, направленных на развитие системы национальной безопасности и безопасности Калининградской области как эксклава в ЕС.


Политическое положение Калининградской области как особого региона России

Основные направления российской политики по защите своих интересов в отношении Калининградской области

Жизнедеятельность калининградский политический безопасность


Заключение

 

Основной вывод по итогам исследования состоит в том, что в складывающихся условиях содержание и перспективы развития политических процессов в Калининградской области и вокруг нее становятся одним из факторов обеспечения национальной безопасности Российской Федерации на западном направлении, что представляет собой важнейшую особенность указанных процессов, системно влияющую на дальнейшее развитие региона.

Калининградская область как часть территории Российской Федерации привлекает особое внимание ряда европейских стран, стремящихся создать условия для ограничения суверенитета России над эксклавной российской территорией. Существенную роль в реализации такой перспективы развития области играют политические процессы, развертывающиеся в Российской Федерации, на территории самой области и вокруг нее. При этом уникальность Калининградской области как единственного субъекта Российской Федерации, имеющего эксклавный характер, предопределяет непосредственную взаимосвязь безопасного и устойчивого развития региона с проблемами обеспечения национальной безопасности внутри нее как субъекта Федерации.

Определяющее значение в развитии ситуации вокруг Калининградского региона в начале XXI в. стали играть не военно-стратегические, а экономические и социально-политические факторы, обусловленные сложившимися механизмами разрешения экономических и социально-политических проблем вокруг российского эксклавного субъекта. Между тем, указанные факторы во многом связаны с отсутствием в области единой и сплоченной политической и экономической элиты, способной интегрировать и отстаивать национальные интересы как в России, так и в ЕС, а также с тем, что регрессивное развитие области в предыдущие годы способствовало формированию у населения стереотипа «покинутой территории».

Последние 20 лет ресурсы развития Калининградской области извлекались в основном из сближения России и ЕС. Регион оказывался той точкой в пространстве, в которой энергия движения двух «стран-континентов» навстречу друг другу преобразовывалась в разного рода проекты. Область выступала площадкой для отработки моделей и направлений российско-евросоюзовского взаимодействия и получала в силу этого государственную поддержку с обеих сторон: финансовую и техническую помощь ЕС; налоговые, тарифные и таможенные преференции со стороны Российской Федерации.

За последние годы изменился характер взаимоотношений Российской Федерации и ЕС. После вхождения Польши и прибалтийских стран в ЕС, российский эксклав, по сути дела, стал анклавом ЕС. Изменилась и позиция России. Она стала одной из ведущих энергетических держав мира, существенным образом увеличив свой вес в мировой экономике. Россия и ЕС сформировали ряд крупных совместных транспортных и производственных проектов. И далеко не всегда в этих новых и ключевых для развития отношений между РФ и ЕС инициативах Калининградская область играет значительную роль. Между тем, регион пока не сформировал пакет собственных экономических и культурных проектов, которые могли бы оказать существенное влияние на хозяйственную систему и социально-культурную жизнь Балтийского региона в целом.

Очевидно, что будущее Калининградской области во многом будет определяться тем, какую роль станет играть регион на Балтике и в России.


Список использованной литературы

 

1. Винокуров Е. Ю. Калининград: между Россией и Европой // Мировая экономика и международные отношения. 2007. - №8. С.25-30

2. Винокуров Е. Ю. Теория анклавов. Калининград: Терра Балтика. 2007. - 120 с.

.   Винокуров Е.Ю. Проблемы создания Общего экономического пространства ЕС-Россия // Мировая экономика и международные отношения. 2006. - № 3. -C. 41-48.

.   Дударев М.М. Конституционные аспекты делегирования полномочий Калининградской области в сфере международной торговли //Вестник Уставного суда Калининградской области (2008-2009). - 2009. - №11-12. - С. 148 - 160.

.   Дударев М.М. Калининградская область в аспекте международного торгового сотрудничества России и Европейского союза //Исследования Балтийского региона/Вестник института Балтийского региона РГУ им. Канта. 2009. - №4. - с. 27-33.

.   Красовский А.М. Политический механизм обеспечения региональной и глобальной безопасности (на примере Калининградской области): Монография. - Калининград: Калининградский юридический институт МВД России, 2008. - 136с.

.   Красовский А.М. Расширение ЕС и безопасность Калининградской области как субъекта Российской Федерации// Государственная служба, № 4, 2007.- С.32-37.

8. Регионоведение /под ред. проф. Морозовой Т.Г. - М: Банки и Биржи, ЮНИТИ, 2009 - 328 с.

Введение

Политическое положение Калининградской области как особого региона России


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.