Структура белорусского орнамента — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Структура белорусского орнамента

2020-02-15 379
Структура белорусского орнамента 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В самых элементарных образцах возможно предположить и выявить сложную многоступенчатую структуру с неоднозначными внутренними связями. Сухая схема образца — это еще не орнамент, а ее реализация в конкретном произведении всегда есть творческий процесс, который наделяет форму многими новыми смыслами.

 

Если рассматривается орнамент как явление искусства, а не только как геометрическая форма, в его анализе необходимо учитывать и обстоятельства, лежащие за пределами этой формы: отношения орнамента к традиции и современные тенденции художественного развития, меры оригинальности решения (цветового и масштабного).
Чтобы разобраться в художественном смысле орнамента, необходимо систематизировать все уровни этой сложной структуры.

Прежде всего, уровень порядка, разбиения и организации поверхности при помощи закономерного расписания и соотношения одного с другим тех или иных орнаментальных мотивов. Упорядоченность этих мотивов определяется законами симметрии. Группы симметрии играют в построении орнамента роль, которая аналогична роли вершатворных размеров в поэзии.

Симметрия нередко осуществляется в орнаменте со строгой математической полнотой. В отдельных случаях орнаментальное искусство позволяет вариации. Расстояния между узлами орнаментальной сетке могут быть не равными, симметрия чаще — приблизительна, а мотивы, которые располагаются симметрично — не одинаковыми. Вместо математического равенства возникает условное приравнивание одного элемента к другому, их взаимозаменяемость, эквивалентность. В цветочном орнаменте, например, какому-нибудь бутону может отвечать венчик другого рисунка или цвета, сгиб ветки может повторяться только приблизительно, расстояние между симметричными мотивами — варьироваться.

Благодаря этим нарушениям порядка, построение образца лишается своей автоматичности, становится результатом определенного выбора.

Так, в двух разных способах организации образца воплощают себе разнообразные отношения к идее порядка — догматично жестокое, которое отвергает свободную волю, и более широкое "либеральное", которое допускает при его выполнении часть свободы.

Математически "правильный" орнамент может быть развит из его элементарной клеточки, может быть восстановлен по небольшому фрагменту, сразу прослеживается неизменный закон его строения.
Орнамент, который допускает варианты — структура более сложная, она отличается неполной предсказуемостью в развитии своего мотивам. При этом мера и сам характер этой свободы могут быть довольно разнообразными. Существуют орнаменты, где вовсе нет фиксированной меры, где мотивы повторяются нерегулярно, выполняется только единственная плотность их размещения по поверхности.

Уровнем порядка не исчерпываются выразительные возможности орнаментального искусства. Одна и та же группа симметрии, одна ритмичная схема могут лежать в основе чрезвычайно разных по впечатлению орнаментов. Одна из наиболее важных, связанных с ритмикой характеристик образцов — структура образованной из них поверхности, мера ее разбиения и связанности.

На одном полюсе здесь построение лоскутного одеяла, где каждый элемент орнамента, который приравнен к соседнему по размеру, форме и расположению, противостоит остальным по фактуре, цвету или декоративной обработке поверхности. На другом полюсе — что-то вроде кружев — сплетение нитей, бесконечно перетекания, в котором один мотив возникает из другого и не отделен от него явным рубежом. Оба эти типа орнамента могут производиться в различных техниках и на единой по материалу цельной поверхности — на стенке сосуда, в набойке, в браном узоре и т.д.

Орнамент из полос — прямых, зубчатых или волнистых — демонстрирует слитность в направлении вдоль полосы и расчлененность, дискретность в поперечном. Узор из изолированных орнаментальных пятен на гладком фоне дискретный, но он лежит на слитной поверхности и поэтому несколько отделяется, отслаивается от нее. Фон с его цветом и фактурой — безусловно, неотъемлемая, значительная часть орнамента. Но его роль в восприятии несколько иная, чем у самого образца. Он ощущается как несколько относительная пустота, изображение же несет смысл. Орнамент из разделенных фоном и связанных между собой только ритмично раппортов воспринимается поэтому как расчлененный. Тем самым фон, который несет орнаментальные раппорты, оказывается не нейтральной поверхностью, а полем скрытого напряжения, которое пронизано невидимыми силовыми лентами ритмичных связей. Благодаря этому, именно узор из разделенных клейм оказывается нередко одним из самых напряженных по своему звучанию орнаментальных структур.

Иную структуру образует слитно, ажурный "кружевной" узор, который наложен поверх гладкого фона. Фон режется этим рисунком на части, но прослежевается под ним как целостная поверхность. Отдельные пятна фон легко объединяются глазом зрителя в нечто слитое. В этом случае фон наименее активен, чем в предыдущем варианте — связанность узоров используется "поверх" его, в самой системе его лент. Следует также обратить внимание на то, что в отношении поверхности орнамент может выступать зрительно как структура слоистая, где одно как бы лежит под другим, и этих слоев иногда бывает больше, чем два (не только образец и фон). При этом изображение может второй раз восприниматься не на, а под фоном, как бы "дырявить" его поверхность.
Существуют другие сложные случаи, когда одна и та же лента может читаться и как мотив узора (слитность), и как предел поверхностям (дискретность).

Характерный тип орнаментальной поверхности — плетенка, структура расчлененная и связанная, сцепленная попеременным взаимным наложением полос или лент, которые пересекаются. Применяя полосы разной ширины, разнообразной фактуры и цвета, усложняя порядок плетения, легко получить образцы, которые органично слиты с поверхностью и внедрены в ее материале и конструкции. Плетение очень хорошо проявляет свой метрический состав — поверхность его разбита на элементарные прямоугольники — основу орнаментального ритма.

Всякая ткань есть также вариант плетенки, и тканый узор образуется по законам плетения, с той лишь разницей, что малый диаметр нитей делает почти незаметной метрическую основу, "шаг" плетения. Поэтому и поверхность ткани воспринимается как более слитная.

Но вместе с плетением из прямых полос, которые образуют сплошную поверхность, возможно и плетение ажурное, образованное сгибом переплетенных лент или нитей. Они сами становятся лентами образца, их сгибы образуют его изображение. Свободные, богатые вариантами, такие орнаменты не требуют симметрии, чтобы выглядеть ритмичными, стройными и цельными. Сам принцип плетения — закономерное чередование "верхних" и "нижних" пересечений каждой ленты с другими — создает ритмично основу, которой достаточно для организации орнамента.

"Расчлененность и целостность". В этом случае принцип построения орнамента оказывается воплощением представлений о строении окружающего мира, о качестве вещей — их близости и обособленности.
Это антитеза определяет диапазон вариаций орнаментального искусства: простота и сложность (или, ясность и неясность склада).

Существуют орнаменты, построенные из более простых по рисунку и четко разнесенных по поверхности мотивов. Встречаются под прямыми углами разные по ширине полосы клетчатой ткани. В строгом порядке разнесены по поверхности четкие, четко обведены мотивы образца. В обоих случаях перед нами точно ясный орнамент. Мы сразу включаемся в его ритм, легко читаем изображение. Изображение не запутывает, не заставляет искать конец и начало. При крайней простоте подобный образец может быть сколь угодно четким и сильным, утонченно артистичным и стройным. Он помогает заражать своим ритмом и придавать ощущение организованности и конструктивности. Сама простота его — не свидетельство бедности фантазии, а особая художественная задача — воплощение идеи лаконичного, стройного порядка.

В другом образце ленты переплетенные и спутанные, один мотив незаметно перерастает в другой, границы между ними не выявлен. Этот орнамент подчинен тем же законам симметрии, в нем есть повторы форм и цвета, ритм его лишен четкости, кажется неотмеченным и текучим. Перенасыщенность изображения иногда совсем вытесняет фон, все его поле заполняется встык притиснутыми друг к другу цветами, цветными пятнышками и т.д. Образец этот дискретный, демонстрирует достаточно высокую степень расчлененности. Однако при его неотмеченной ритмике и мелком масштабе изображения он образует неожиданное ощущение слитности, связанной, несколько вибрирующей массы. Отдельные мотивы образуют каждый свою ритмично систему, повторяются по другим законам, чем соседние. Но каждый из них тонет в общей массе, не имеет возможности выделиться из нее.

Такой образец вызывает аналогии с живописью, с его цельной, текучей и разработанной цветной поверхностью.
Если в первом типе орнаментов, который ориентированы на "простоту", математическая "правильность", ритмичный закон властвует, упрощает и ограничивает реальное пространство жизненных форм, то в другом, "сложном", утверждает себе многообразие форм и цветов мира и "натуральные" ритмы самой природы. Между этими крайними выражениями простоты и сложности есть еще много промежуточных, средних случаев.
Еще одна антитеза — "динамика" — "статика" — обретает свое воплощение в орнаменте. Может показаться, что орнаментальное искусство — область абсолютного покоя. Это распределение образов или символов на материальной поверхности, определение узлов некоей геометрической сети. Тем не менее, орнаментам свойственны определенные динамичные качества.

И наконец — динамика самой орнаментальной формы, которая задает направление и ритм движение нашего взора по поверхности, рифмуя резонанс этого движения, с бегом узора. Орнамент предлагается нашему взору весь сразу, одномоментно. И, тем не менее, он неизбежно "считывается" в некоторой последовательности, элемент за элементом.

С использованием материалов сайта uzor.iatp.by

 

СТЕБЛИ И ВЕТВИ

Излюбленной темой орнаментов многих стран мира являются растительные мотивы.

 

Это и понятно. Почти любое растение в своем строении орнаментально по своей природе. Оно построено по принципу повторения некоторых элементов (листья, цветы, усики), обладает радиальной или боковой симметрией, а плавные изгибы молодых побегов словно являются частями воображаемых воздушных окружностей.

Наиболее простые примеры растительных мотивов имеют боковую симметрию и без особого труда строятся с помощью вспомогательной решетки.

 

Более сложный прием — зеркальное отражение со сдвигом. В результате происходит последовательное чередование различных элементов.


 

Любопытно, что на свете существует множество растений, у которых листорасположение соответствует всем приведенным примерам.
В более пышных растительных орнаментах присутствуют обычно все приемы, о которых речь шла выше: сдвиги, повороты, зеркальные отражения, использование вспомогательных сеток и рисование деталей на основе дуг окружностей.


 


 

Овладев подобными методами, вы сможете самостоятельно сочинять достаточно сложные композиции, у которых будет право претендовать на авторские работы.


 

А пока можете использовать приведенные выше рисунки в качестве ковровых узоров.

С. Ю. Афонькин, А. С. Афонькина «Орнаменты народов мира»

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОКРУЖНОСТЕЙ

Мы уже упоминали, что путем вращения исходного элемента вокруг некоторого центра создаются разнообразные розетки. Что получится, если вращать при этом круг?


Предположим, точка вращения находится на его окружности. Тогда мы получаем розетку из кругов, каждый из которых касается соседнего в двух точках (в центре и одной из точек дуги).

 

На рисунке таких кругов четыре, и для удобства дальнейших построений они вписаны в круг большего диаметра.

Воспользуемся полученным рисунком как вспомогательной сеткой линий. Оставим лишь правые половинки окружностей.

В результате получается фигура, напоминающая древний индусский символ развития, в двадцатом веке более известный как свастика:


 

Если точка вращения находится вне круга, то в получившейся розетке образовавшиеся круги могут либо вообще не касаться друг друга, либо (как крайний случай) соприкасаться с соседним кругом только в одной точке:


 

Убрав части дуг как вспомогательные линии, получим красивую конструкцию, встречающуюся порой в готической архитектуре:


 

Количество вспомогательных кругов, полученных за счет вращения исходного, может быть разным. Например, три:


 

Если их всего два, легко построить фигуру, известную как древние восточные символы единства противоположных сущностей — Инь и Янь:


 

Во многих сложных и красивых орнаментах угадывается лежащий в их основе прием вращения окружностей.

Взгляните внимательно на следующий пример.


 

Каждый из четырех кругов этого орнамента получен путем зеркального отражения соседнего круга. Внутри кругов вы без труда обнаружите элементы дуг, преобразованных в линии растительного мотива. Работает только что описанный прием!

Сдвигая круги и кольца по горизонтали легко получить звенья одной цепи.


 

Изменяя диаметры колец, нетрудно получить достаточно сложные переплетения.


 

Наконец, применяя прием вертикального и горизонтального сдвига, а также работая со вспомогательной решеткой, можно заполнить переплетенными кольцами все пространство листа.


 

Подобные приемы нередко используются при составлении наборных паркетов.

Отдельные колечки часто также встречаются как дополнительные декоративные элементы в различных орнаментах.


 

С. Ю. Афонькин, А. С. Афонькина «Орнаменты народов мира»

 

ПЛЕТЕНКИ

С помощью вспомогательных решеток удается строить достаточно сложные элементы орнаментов, представляющие собой переплетающиеся ленты.

 

Сначала на основе частой сетки строится плоское изображение (на рисунке решетка показана не полностью; изображена только ее часть, что находится внутри лент.

 

Затем выбирается последовательность прохождения одних полос под или над другими, а решетка стирается.


 

Ниже приведены примеры деталей орнаментов в виде переплетенных лент. При их вычерчивании также была использована решетка.


 


 


 

(Такие плетенки хороши и как схемы ковровых узоров).

Некоторые узоры, в основе которых лежат переплетающиеся полосы, без особого труда строятся на основе «квадратной» решетки.


 

Для рисования других бывает полезно разделить квадраты решетки горизонтальными ли вертикальными линиями пополам.


 


 

Помните, что за счет деформации исходной решетки в горизонтальном или в вертикальном направлениях любой орнамент, в том числе и «плетеный», удается растягивать в том им ином направлении.

Для вырисовывания двух взаимно переплетающихся лент часто бывает достаточно использовать всего четыре горизонтальные вспомогательные линии.


 

Края лент также вычерчиваются с помощью линейки, помогающей рисовать параллельные линии. Затем все ненужные вспомогательные линии убираются.

Некоторые извивы полос можно получить в результате горизонтального сдвига с поворотом, однако и в этом случае удобно пользоваться вспомогательными решетками.


 

А вот примеры построения волнообразных плавных линий с помощью сетки:


 

Порой бывает полезно выработать отдельные элементы плетеных орнаментов с помощью сетки.


 

Затем включить их как детали в более сложные композиции.


 

С. Ю. Афонькин, А. С. Афонькина «Орнаменты народов мира»

 

РЕШЕТКИ

Полезным вспомогательным приемом при построении орнаментов является предварительное вычерчивание решеток.


На листе бумаги их совсем нетрудно воспроизвести с помощью специальной линейки с вращающимся внутри цилиндром. Такой несложный приборчик позволяет без труда чертить серии параллельных линий.

 

Простейшая решетка создается за счет вертикального и горизонтального сдвигаквадрата. При этом элементы орнамента могут располагаться в разных квадратиках решетки, что значительно облегчает рисование их на листе бумаги.

Если получившуюся решетку «сжать» по вертикали или горизонтали, квадраты превращаются в прямоугольники. Соответственно будут деформироваться и вписанные в них элементы.

К примеру, круги превратятся в овалы, а весь орнамент вытянется в длину или ширину.


 

Еще один прием трансформации исходной решетки — превращение составляющих ее квадратиков в ромбы:


 

Такое действие легко представить себе, если вообразить, что ребра решетки сколочены из деревянных реечек. Она получится при этом не абсолютно жесткой; ее удается деформировать. Весьма интересный случай ромбической решетки получится, когда каждый ромб представляет собой пару правильных равносторонних треугольников.


 

Шесть смежных треугольников образуют правильный шестиугольник (выделен серым тоном), С помощью чередования шестиугольников и треугольников, вычерченных на такой решетке, удается получить самые разнообразные «мозаичные» рисунки. На основе правильных шестиугольников часто строятся весьма замысловатые орнаменты некоторых исламских стран.

Простейший, но весьма неожиданный результат удается получить, если вписать большой квадрат в девять маленьких квадратиков вспомогательной решетки.


 

В результате все поле листа заполняется как бы сдвинутыми относительно друг друга квадратами, между которыми располагаются ромбы:


 

После того, как сетка убрана, понять прием вычерчивания такого мозаичного орнамента непросто.

А вот пример построения более сложного мозаичного орнамента на основе сетки:


 

Внимательно рассмотрите приведенные ниже рисунки.


 


 

Все эти красивые мозаичные орнаменты сделаны с помощью частой вспомогательной сетки. Попробуйте сами определить, через какие точки сетки должны проходить линии, чтобы получились соответствующие узоры.

Любопытные результаты удается получать, если на основе стандартной «квадратной» сетки сделать ряд дополнительных построений. Обратите внимание, как простое пересечение линий превращается в замысловатый элемент орнамента.


 


 

Попробуйте придумать свои варианты подобных орнаментов.

С. Ю. Афонькин, А. С. Афонькина «Орнаменты народов мира»

 

ЗЕРКАЛЬНЫЕ ОТРАЖЕНИЯ

Следующий любопытный прием, который не сводится к комбинации уже описанных, — зеркальные отражения.


Нагляднее всего его можно представить, вообразив, что наш элемент как бы отражается в зеркале:

 

Нетрудно проверить, что ни вращением, ни боковым переносом образовавшуюся копию не получить. Она зеркально симметрична относительно исходной. Положение плоскости, в которой отражается элемент орнамента может быть достаточно произвольным. Необходимо лишь получить одну-единственную зеркальную копию элемента. Все иные отражения, произведенные с помощью иначе расположенных плоскостей, можно получить путем вращения первой зеркальной копии относительно некоторого центра. Нетрудно увидеть, что правое зеркальное отражение элемента на следующем рисунке получается поворотом нижнего зеркального отражения на предыдущем рисунке:


 

Зеркально отразить можно целый ряд:


 

Получив одну «зеркальную пару, в свою очередь, можно получить ее зеркальное отражение:


 

Комбинируя сдвиги и зеркальные отражения, удается получить интересное решение линейного орнамента:


 

В последнем случае один элемент нельзя вывести из другого просто поворотом.

Наконец, прием зеркального отражения можно применять при создании розеток. В этом случае вначале необходимо получить пару зеркально отраженных секторов, а затем вращать их вокруг центра.


 

Само собой разумеется, что в случае последнего приема общее количество секторов, на которые разбит круг розетки, обязательно должно быть четным.

С. Ю. Афонькин, А. С. Афонькина «Орнаменты народов мира»

 

ВРАЩЕНИЕ

За счет переноса элемента орнамента только по вертикали и горизонтали невозможно получить повернутое изображение. Для выполнения такого приема, очень часто используемого в создании орнаментов, произвольный элемент надо начать вращать относительно выбранного центра на определенное число градусов.

 

В этом случае возможны несколько вариантов. Например, центр вращения может находиться на одном из краев фигурки:

 

В результате получается розетка — фигурка, обладающая радиальной симметрией:


 

С радиусами мы впервые сталкиваемся на уроках геометрии. Радиусы похожи на спицы колеса. Из центра круга их можно провести бесконечно много. Предполагается, что при создании розеток мы поворачиваем элемент изображения так, чтобы все углы поворота были равны, и при делении 360 градусов на угол поворота получалось целое число — 3, 5, 8, 12 и др. Другими словами, круг при этом делится на определенное число секторов, в каждом из которых находится элемент розетки. Обычно так розетки и строятся — с помощью циркуля, линейки и транспортира.

Если центр вращения находится не с краю, а в пределах элемента


 

При вращении левая и правая части элемента (расположенные по разные стороны от точки вращения) образуют свои розетки:


 

Наконец, в случае, когда центр вращения находится за пределами элемента


 

В центре получившейся розетки оказывается свободное пространство, которое можно заполнить иным изображением или вписать туда другую розетку:


 

Сочетая приемы поворота и горизонтального сдвига, можно получить линейный ряд изображений, каждое из которых будет повернуто относительно среднего:


 

Комбинирование горизонтальных и вертикальных сдвигов с поворотами часто приводит к любопытным и красивым результатам:


 

С. Ю. Афонькин, А. С. Афонькина «Орнаменты народов мира»

 

ПЕРЕНОСЫ

Представим себе некоторую фигурку, у которой правая половинка не является зеркальным отражением левой.

 

Простейший прием создания орнаментального ряда — копирование фигурки и ее сдвиг по горизонтали:


 

Таким образом, мы получим один ряд изображений. Создавая различные промежутки между копиями, можно добиваться различного ритма в пределах ряда — например, сдвигать фигурки парами:


 

Или чередовать пары с одиночными изображениями:


 

Ведь ритмами пронизана вся жизнь природы. Ритм волн на морском берегу, ритм гребней на песчаных плоскостях пустыни, суточный, годовой и лунный ритмы. Значение подобной ритмики во многом остается неясным, мы лишь начинаем приоткрывать таинственную завесу, скрывающую ее роль в нашей жизни. Художники древности пытались чутко уловить ритмику природы и отражать ее в своих произведениях. И именно поэтому она так часто воплощалась в народных орнаментах.

Следующий шаг — сдвиг изображения по вертикали:


 

Такой прием нередко используется при создании многорядных орнаментов. Сдвинув вертикально вверх или вниз весь ряд, получим два абсолютно одинаковых ряда:


 

Он может быть сплошным или с определенными интервалами между изображениями:


 

Возникающие пустоты можно заполнить другими элементами орнамента:


 

Чередование горизонтальных и вертикальных сдвигов, выполненных в определенном ритме, создает основу для извилистой линии, объединяющей элементы орнамента. Возникающие промежутки могут быть при этом заполнены иными элементами орнамента:


 

Наконец, многократный сдвиг горизонтальных рядов по вертикали (или вертикальных по горизонтали) позволяет заполнить изображениями всю декорируемую плоскость.

При подобных сдвигах ассиметричных элементов вся заполненная изображениями плоскость также не обладает двусторонней симметрией. Иная картина получается при использовании других приемов пространственного переноса — вращении и зеркальных отражениях.

С. Ю. Афонькин, А. С. Афонькина «Орнаменты народов мира»

 

ЗАКОНЫ ОБРАЗОВАНИЯ ДРЕВНЕРУССКИХ ОРНАМЕНТОВ

Имея инструмент (дощечки), зная, в каком порядке заправлялись нити, была предпринята попытка реконструкции внешнего вида текстильных изделий XII-XIII веков. С этой целью были проанализированы древнерусские орнаменты на предмет выявления возможности перевода их в тканый вариант. Оказалось что практически все геометрические орнаменты, состоящие из ромбов, диагоналей и гребней технологичны, т. е. подчиняется законам образования переплетения тканей.

 

На основе структурного анализа тканей были составлены схемы переплетения, выявлены определенные правила составления наиболее рациональных схем. Выполнение рисунка переплетения возможно несколькими способами, при помощи различных комбинаций поворотов дощечек в ту или иную сторону.

 


1. Рисунок орнамента должен строится на различных вариантах комбинаций диагоналей и ромбов.
2. Схема переплетения должна строиться на числе поворотов кратном двум. Следовательно, количество квадратов одного цвета в узоре должно быть кратно двум.
3. Направление движения дощечек должно соответствовать изображаемому орнаменту, подчиняться пластике построения орнаментальных мотивов.
4. Переломы в рисунке образуются за счет поворотов дощечек в обратную сторону.
5. Количество поворотов дощечек должно быть как можно меньше в раппорте переплетения. Чем меньше число поворотов, тем легче текстиль в изготовлении.
6. Целесообразно поворачивать дощечки по нескольку штук сразу (парами).
7. Отдавать предпочтение варианту, при котором поворачиваются все дощечки вместе.

Схема переплетения состоит из рисунка переплетения и схем: порядка установки дощечек и порядка поворота дощечек. Все узорные дощечки заправляются одинаково: две нити узора и две нити фона. Перед работой дощечки необходимо установить в определенном порядке по схеме. Две нити узора в каждой дощечке устанавливаются таким образом, чтобы занять верхнее положение, боковое или нижнее. Все отверстия дощечки обозначены цифрами А, Б, В, Г.



Отверстия А и Г находятся вверху, Б и В — внизу. Первая дощечка устанавливается таким образом, чтобы узорные нити заняли боковое заднее положение, вторая — цветные нити в верхнем положении, третья — цветные нити в боковом переднем положении, четвертая — в нижнем положении, пятая — в боковом заднем положении, и все оставшиеся дощечки устанавливаются далее в зеркальном отображении. Сначала поворачиваем все дощечки вместе от себя, образуем пять рядов, прокидывая каждый раз уток. Затем поворачиваем по схеме 1, 2, 3, 4 дощечки на себя, 5, 6, 7 — от себя, 8, 9 к себе, формируя четыре ряда. Продолжаем ткачество пояса, сообразуясь со схемой порядка поворота дощечек.

Такому структурному анализу были подвергнуты 50 древнерусских орнаментов и выполнены текстильные образцы. Оказалось, что все они укладываются в предложенную схему ткачества поясов, подчиняются законам образования тканей, отмеченным выше, что не может быть простым совпадением. Подобный метод использования схем переплетения при реконструкции можно применять и для фрагментов археологического текстиля. Таким образом, были воссозданы ткань из литовского могильника в Парагаудне и ткань из кургана Смоленский области Дрогобужского района Благодаря предпринятой реконструкции появилась возможность приоткрыть еще одну забытую страничку древнерусской культуры.


Савенкова М. М.

 

Ведические схемы

БОГОВНИК


Здесь же вы можете найти схемы для браного ткачества на ниту (сволочке) или бердышке, а также соткать его на ткацком стане. Значение символа можно узнать из материала «Значение ведических символов».

Ближайший по внешнему виду символ — Родовик. Схемы для ткачества символа Родовик смотрите тут.

Схемы для бранного ткачества на ниту (сволочке) или на бердышке:
Схема 1.

 

ВСЕСЛАВЕЦ


Здесь же вы можете найти схемы для браного ткачества на ниту (сволочке) или бердышке, а также соткать его на ткацком стане. Значение символа можно узнать из материала «Значение ведических символов».

Ближайший по внешнему виду символ — Радинец. Схемы для ткачества символа Радинец смотрите тут.

Схемы для бранного ткачества на ниту (сволочке) или на бердышке:
Схема 1.

 

ДУХОБОР

Здесь же вы можете найти схемы для браного ткачества на ниту (сволочке) или бердышке, а также соткать его на ткацком стане. Значение символа можно узнать из материала «Значение ведических символов».

Ближайший по внешнему виду символ — Зайчик. Схемы для ткачества символа Зайчик смотрите тут.

Схемы для бранного ткачества на ниту (сволочке) или на бердышке:
Схема 1.

 

Схема 2.

 

 

 

ЗАЙЧИК

Здесь же вы можете найти схемы для ткачества на дощечках, браного ткачества на ниту (сволочке) или бердышке, а также соткать его на ткацком стане. Значение символа можно узнать из материала«Значение ведических символов».

Ближайший по внешнему виду символ — Дохобор. Схемы для ткачества символа Дохобор смотрите тут.


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.