Окрашивание пряжи в несколько цветов — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Окрашивание пряжи в несколько цветов

2020-02-15 193
Окрашивание пряжи в несколько цветов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Смотайте легко пряжу в клубки весом менее 50 г и сухими опустите клубки в раствор красителя. При этом краситель должен полностью покрывать клубки. При таком крашении нить в клубке получается с постепенным переходом тона от темного к более светлому. Пока пряжа не намокнет, она всплывает, поэтому ее следует прижать крышкой от кастрюли меньшего диаметра.

Если пряжа темная, и вы хотите получить более светлую окраску — отбелить с постепенным переходом тона, то пряжу перемотайте в пасму. Приготовьте мыльную воду. Перевесив пасму через палку, опустите часть мотка в мыльный раствор и «томите» 15—20 минут. Затем смените мыльную воду и, подняв выше на 5—10 см конец пряжи, находящийся в воде, снова выдерживайте пряжу 15—20 минут. Отбеливайте до тех пор, пока нить не станет нужного вам оттенка.

Красиво выглядит вязаная вещь из разноцветной пряжи. Пряжу смотайте в пасмы по 100 г каждая и легко перевяжите хлопчатобумажной ниткой. Приготовьте раствор красителя. Смочите 1/3 пасмы и опустите в краситель. Пасму перекиньте через палку так, чтобы сухой конец не попадал в краситель. Скрасив одну часть, пряжу прополощите и высушите. Затем приготовьте раствор красителя другого цвета. Смочите 1/3 пасмы с противоположной стороны и повторите процесс крашения. Таким образом, пряжа будет иметь три цвета, считая первоначальный.

Вы можете окрасить пряжу в любое количество цветов, уменьшая участок окраски с увеличением количества цветов. Растворы для окраски готовят из расчета веса окрашиваемой части пряжи (на 100 г пряжи 2—3 л раствора).

Начните свои эксперименты, например, с пижмы. Рецептура окраски приводится для 100 г пряжи.

Пижма (восемь оттенков из одного отвара!)

Замочить 150 г пижмы в 2 литрах холодной воды на 12 часов. Довести до кипения и «томить» на слабом огне 30—40 минут. Процедить. Жмыхи залить небольшим количеством воды. «Томить» 15 минут. Процедить. Соединить оба отвара. Количество воды довести до 3 литров (М = 30).

Разделить 100 г шерстяной пряжи на 8 небольших пасм. Каждую легко перевязать в 2—3 местах хлопчатобумажной нитью. Чистую намоченную пряжу (все 8 пасм) опустить в отвар пижмы. «Томить» 30 минут.

Затем приготовить однопроцентные растворы следующих протрав:
1. Алюмокалиевые квасцы,
2. Сернокислая медь,
3. Сернокислый цинк,
4. Двухлористое олово,
5. Хромокалиевые квасцы,
6. Бихромат калия,
7. Сернокислое железо (0,1-процентный раствор),
8. Железоаммониевые квасцы (0,1-процентный раствор).

Одну из пасм протравить в первом из приготовленных растворов, то есть выдержать 25 минут при температуре 60 °С. Следующую пасму протравить во втором растворе и т. д. Затем прополоскать (можно с добавлением уксуса для оживления цвета).

Таким образом, можно покрасить любые шелковые, шерстяные или целлюлозные ткани или пряжу.

СОКРАЩЕННЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ РАСТЕНИЙ, КОТОРЫЕ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ В КАЧЕСТВЕ КРАСИТЕЛЕЙ

Красящее вещество желтого цвета содержат:
Барбарис (кора, корни, древесина), береза (листья и молодая кора), василек (стебли и листья), вереск, волчеягодник (кора), гранат (корки), дуб (кора, желуди), ель (шишки), крапива жгучая, крушина (кора и ветки в свежем виде), липа (опавшие листья), лук репчатый (шелуха), орех грецкий (скорлупа), пижма, полынь, ревень (корни), ромашка (цветы), толокнянка (целиком растение), тысячелистник, чай, череда.

Красящее вещество зеленого цвета содержат:
Багульник, бузина (кустарниковая), вереск (листья и ягоды), зверобой, крапива жгучая, можжевельник (ягоды), полевой хвощ (стебли), тополь (кора, ветки, листья), черемуха (кора, ветки), щавель (листья).

Красящее вещество синего цвета содержат:
Басма, вайда (листья), василек (лепестки цветов), гречиха (листья), ежевика (ягоды), лакмусник, плаун (стебли), черника (ягоды), шалфей (стебли и листья).

Красящее вещество коричневого цвета содержат:
Вишня (ветки, листья), дуб (кора, желуди), конский щавель (корень, выкопанный осенью), крушина (сухая кора), лишайник, ольха (листья, кора), репчатый лук (шелуха), слива (ветки, листья).

Красящее вещество красного цвета содержат:
Бузина травянистая (спелые ягоды), волчеягодник (спелые ягоды), душица (экстракты), зверобой обыкновенный (цветы), калган, каштановое дерево (экстракт из коры веток), клен, крушина (молодые ветки и листья, спелые ягоды), мак (цветки), марена красильная, осина (опавшие листья), подмаренник.

Красящее вещество серого цвета содержат:
Багульник, дуб (кора), ель (шишки), орех грецкий (скорлупа), репейник (корни).

ВЫБОР ЦВЕТА

Цвета распространены в природе так широко, что уже первобытный человек подвергался влиянию их свойств, пытался обращаться к ним за помощью в содействии его счастью или при отвращении зла. Представляя различные стихии, цвета несли различные свойства, придавали эти свойства различным материалам.

 

Итак, рассмотрим самые основные цвета и их свойства.

Красный — очень сильный цвет. Огненный цвет. Придает людям мужественность и смелость, может придавать спокойствие и расчетливость. Если люди, носящие красное, раздражены, то цвет может вызывать у них и мстительность. Несет энергию, силу. Питает людей энергией, которую они могут использовать как в добрых, так и в злых целях. Красный цвет ошибочно считают символом грубой силы, хотя на самом деле это самый контролируемый цвет. Красный заключает в себе такие качества, как страсть, напористость, выносливость, оптимизм. Возбуждает, раздражает, стимулирует головной мозг, увеличивает аппетит. Создает ощущение телесного тепла. Стимулирует кровообращение, поддерживает здоровый цвет кожи.

Темно-бордовый несет жизнеспособность и силу, целеустремленность и сдержанность. Перед лицом невзгод помогает собрать все силы для борьбы. Этот цвет помогает при сотрудничестве в бизнесе, располагает партнеров. Если в цвете присутствует слишком много коричневого, он ориентирует своего обладателя на земные дела и эгоистичные поступки.

Малиновый дает оптимистичные и энергичные эмоции. Помогает в соперничестве и конкуренции, достижении успеха. Символизирует интеллектуальные активность и агрессивность, сама энергия малинового цвета подвигает человека на большие дела.

Алый — самый страстный оттенок красного цвета. Помогает в физической любви, однако нарушает глубину душевных чувств — они становятся слишком поверхностны. Недостаток целеустремленности тоже является недостатком, который дает этот цвет.

Розовый — цвет любви чистой и сердечной, в которой нет злобы и ревности. Освобождает людей от этих негативных эмоций, дает успокоение, легкость.

Оранжевый — цвет высокого стремления. Влияние огненной, солнечной энергии, которая передается и человеку. Несет гордость, независимый характер, благородство мыслей и поступков, честолюбие, общительность и популярность. Стимулирует чувства, создает ощущение веселья и благополучия, способствует лечению малокровия, дает половую энергию и силу, сексуальную потенцию.

Желтый — сильный, полный цвет. Цвет интеллекта, солнца. Помогает ученым, мистикам, актерам. Цвет творчества. Стимулирует нервные процессы, питает головной мозг, устраняет апатию и тревогу.

Зеленый — великий цвет природы, обновления, очищения. Священный цвет для мусульман. Помогает человеку адаптироваться к обстоятельствам, быть сострадательным, общительным, дружелюбным. Противоположность красного, поэтому несет сдержанность, постоянство самой природы. Зеленый цвет поддерживает силы душевные и физические. Черпает силы в земле и в природной зелени.

Изумрудный — наиболее подходит для поддержки в меняющихся обстоятельствах, например при переходе на новую работу или в командировке. Прекрасно сочетается с красным цветом по своим магическим (а не эстетическим) свойствам.

Оливковый — выводит человека из спорных ситуаций, помогает найти компромиссы.

Светло-зеленый — придает сентиментальность и способность к состраданию.

Цвет морской волны — несет могучую энергию, хитрость, целеустремленность и настойчивость.

Синий цвет — чрезвычайно разнообразен спектр свойств этого цвета. Может вселять энергию или настраивать на меланхолический лад, даровать вдохновение для творчества. Почти все оттенки синего символизируют преданность и общительность. Вместе с тем цвет следит за тем, чтобы человек, носящий его, оставался независимым. Черпает силы из стихии воды. Выводит из состояния страха и тревоги.

Лазурный или небесно-голубой цвет — небесный оттенок, помогает в благородных делах. Символ духовных поисков и духовных достижений. Облегчает боль, бессонницу.

Темно-синий цвет — сильный оттенок, несущий преданность, доверие и постоянство цели. При этом он дает независимость и успехи в сотрудничестве.

Фиолетовый — цвет великолепия и важности, очень сильный. Несет стремление к высоким идеалам. Фиолетовый цвет успокаивает, дает гармонию. Развивает способность к творчеству и воображение. Часто цвет решительности и действий. Помогает в работе сердца, легких и кровеносных сосудов.

Белый — символ чистоты, у многих народов — символ жизни, у многих — смерти. Дает аккуратность в деталях и манерах, понимание других, искренность, честность. Символ истинности, божественности. Во всех символических системах — позитивная сторона антитезы «черное — белое». Цвет многих ритуалов, таких как крещение, бракосочетание, конфирмация и т. д., ритуалов перехода в другое состояние.
Одеяние священников, как в христианстве, так и других религиях, часто было белого цвета, символизировавшего духовность и святость.
Связь между светом и радостью делает белый цвет праздничным.

Серый — цвет равновесия. Часто имеет негативную символику нерешительности, бессилия. Положительным становится, когда приближается к серебристому. Русский ученый В. И. Даль писал, что в русском народе бытует поверье, что для снятия судорог и оберегания от них надо зашить в науз что-нибудь серого цвета.

Черный — почти повсеместно выражает негативные эмоции и силы зла. Достаточно вспомнить выражения «черная кошка», «бросить черный шар», «черная магия» и т. д. В исламе черный — цвет мщения. С другой стороны, можно сказать, что это цвет высокого понимания и спокойствия. Несет достоинство без ложной гордости, внушает уважение.

Коричневый — цвет, помогающий в практических делах, способствует конкретному, довольно приземленному мышлению. Тусклый красноватый коричневый является символом чувственности. Коричневый цвет способствует трудолюбию, усидчивости, достижению постепенных успехов.

Цвет управляет эмоциями человека, помогает в работе над организмом, его здоровьем. Известно, что еще фараоны и царь Соломон боролись с болезнями при помощи использования разных цветов.

При болезнях, сопровождаемых высокой температурой, помогают холодные цвета: синий, фиолетовый и бирюзовый. При болезни же, вызванной переохлаждением тела, помогают теплые цвета — желтый, красный, оранжевый, алый. Их солнечная огненная энергия «отогревает» человека. Черный цвет подавляет воспалительные процессы в организме.

 

ПОДГОТОВКА К ОКРАШИВАНИЮ

Пространство для процесса окрашивания может быть как специально оборудованным помещением, с вентиляцией и освещением, так и ограничиться простой кухонной утварью и плитой.

 

Готовим место и инструменты

Кастрюля должна быть достаточно большой, чтобы окрашиваемый материал можно было свободно двигать внутри. Еще она должна быть химически инертной — стальной или эмалированной. Алюминиевой посудой тоже можно пользоваться, но она может выщербится протравой и отмывать ее будет гораздо труднее, хотя это и не повлияет на качество окрашивания пряжи. Избегайте использовать железную или медную посуду — и та и другая может изменить цвет окраски. Чтобы избежать проблем со здоровьем, лучше использовать отдельную посуду для еды и для окрашивания.

Для того, чтобы окрасить материал, вам понадобится источник тепла. Если материала мало, для этой цели отлично послужит пароварка. Микроволновка и электрическая плита также неплохо справятся с этой задачей.

В качестве освещения лучше использовать искусственное, так как качество солнечного освещения слишком от многого зависит. Лучше если в процессе окрашивания светить вам будет лампа накаливания или флуоресцентная лампа.

Что еще нам пригодится:

• Палочки и большие деревянные или нержавеющие ложки, чтобы помешивать и поднимать мотки пряжи из кастрюли.
• Сито любого размера и из любого материала для сырого волокна или фильтрации натуральных красителей.
• Пластиковое ведро для замачивания волокна и мотков пряжи перед окрашиванием или стиркой.
• Пластиковая скатерть — а вдруг что прольётся.
• Старые салфетки, полотенца и полотняные сумки для удобства стирки и полоскания мотков и волокна. В полотняных сумках удобно стирать волокно. А слой салфеток или полотенец в стиральной машине соберет излишек влаги.
• Вешалки для сушки пряжи. Для сушки волокна понадобится полотенце.
• Могут пригодится весы, особенно для натуральных красителей и для взвешивания волокна, которое вы хотите окрасить.
• Вафельное полотенце, губки, моток полиэтиленовой веревки или пластиковый контейнер. Свяжите пряжу или волокно полиэтиленовой веревкой или поместите ее в пластиковый контейнер, если окрашиваете в микроволновке.

Готовим пряжу или волокно

Перед окрашиванием волокно необходимо выстирать. Окрашивание производится в воде и даже если волокно и пряжа чистые, нужно учесть еще несколько моментов для качественного результата.

Моток пряжи следует связать в четырех местах белой хлопчатой нитью или полосками белой ткани, чтобы моток не спутался в процессе окрашивания. Связывайте свободно — нить и повязки разбухнут в воде.
Плотная повязка оставит неокрашенный след, так как краска не сможет добраться до пряжи. Этот интересный эффект выглядит лучше, когда сделан с определенной целью, а не происходит случайно. Этот эффект носит называние «узелковое окрашивание», и хорошо известен по всему миру.

Волокно-сырец можно замачивать как оно есть или поместить в сетку. Можно также завязать несколько полосок ткани на волокне, для удобства дальнейшего передвижения.
Для предварительного замачивания сырца наполните посуду теплой водой и добавьте немного моющего средства. Пусть пряжа или волокно помокнет, по крайней мере, полчаса, или больше, если волокно очень тонкое, как например, кашемир, шелк или хлопок.

По материалам книги Джудит МакКензи МакКуин «Самоучитель в картинках. Прядение»

 

ВИДЫ КРАСИТЕЛЕЙ

Какое действо можно назвать более волшебным чем то, когда моток белой шерсти опускается в кастрюльку, а вынимается оттуда уже цветным? В этом есть что-то от средневековой алхимии.

 

Существуют три типа окрашивания, которые используют сегодня: слабокислое окрашивание животных волокон, окрашивание растительных волокон химическими красками и природные красители, которые окрашивают различные виды волокон. Помните, что окрашивание даже природными красителями — это химический процесс, а он требует аккуратности.

В слабокислом окрашивании используется уксус или лимонная кислота для закрепления краски на волокне. Они недороги, легки в использовании и мало токсичны.
Такой тип окрашивания используется в основном для окрашивания волокон животного происхождения, таких как овечья или собачья шерсть, шелк, альпака или кашемир, а также на волокнах, выработанных из сои. Такие краски также пригодны для окрашивания кости, скорлупы и казеинового волокна или нейлона.
Слабокислые краски нужно нагревать, чтобы зафиксировать на волокне. Их можно использовать как методом погружения — в кастрюлю с водой — так и методом росписи или распыления краски.

Краски для растительных волокон
Чтобы закрепить краски на растительном волокне используют соду или соль.
Такие краски работают на всех видах растительных волокон, включая лен, рами (китайская крапива), коноплю и хлопок. Они также окрашивают некоторую синтетику и при некоторых стараниях ими можно окрасить и белковые волокна.
Краски можно использовать как в холодном виде, так и нагревая их. Помните, когда пользуетесь этими красками, строго следуйте инструкции.

Природные красители
Для приготовления природных красителей используют растения, минералы и даже насекомых и в результате имеют поразительно широкую палитру цветов. С помощью природных красителей можно окрашивать различные виды волокон, в том числе и синтетические. Для некоторых красителей требуется протрава — химическая соль — чтобы закрепить краски на волокне.
Можно нарвать растения подходящие для крашения или даже вырастить их в своем саду. Уже готовые, покупные экстракты также подойдут, к тому же они дадут более предсказуемые оттенки.

 

ЗНАЧЕНИЕ КРАСНОГО ЦВЕТА

Давно задавалась вопросом: почему практически все славянские орнаменты выполнены красным цветом. Ни синим, ни зеленым или желтым, а именно красным. Что такого особенного несет в себе этот цвет? Какое значение имел он для наших предков?

 

Перечитав множество исследовательских материалов по традициям ткачества славян, наткнулась на трактовку, которую и приведу в этой статье.В связи с изготовлением ритуальных предметов необходимо отметить также особую значимость цветового кода, который является одним из важнейших элементов, при помощи которого создается модель мира. Цвет имеет постоянные символические характеристики, обычно дополняемые символическим значением реалий — носителей цвета.В рамках славянской традиции можно с уверенностью утверждать, что красный цвет является доминантным в семантической структуре ритуала. Маркировка красным цветом — наиболее архаичный и универсальный способ моделирования ритуальных объектов. Это наглядно выражено в функциях красной нити, красного пояса, маркировки ритуальных полотенец, в структуру которых обязательно включена красная нить.Семантика красного цвета реализуется в универсальной оппозиции белое-черное, которая трансформируется в динамическую трехчастную структуру белое-красное-черное. Эта триада составляет инвариант цветовой классификации, на основании которой строится система отношений семантики цвета в традиционной модели мира. Ритуальное значение красного цвета обеспечивает его позиция, как среднего члена триады, маркирующая границы в системе двоичных представлений. Промежуточная позиция красного между белым и черным идентична позиции тени в триаде свет-тень-мрак, где тень противопоставлена свету, но в тоже время не совпадает с мраком. Эта своеобразная амбивалентность красного цвета и составляет основу его характеристик в качестве ритуального символа. Во временном коде день-утро/вечер-ночь красному цвету соответствует утро/вечер, в календарном цикле лето-осень/весна-зима соответственно весна/осень. В пространственном коде красному цвету соответствуют пограничные зоны: порог дома, ворота, изгороди — суть границы внутреннего и внешнего, своего и чужого пространства.

 

                                       Ковроткачества


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.049 с.