Геометрические (дробные) узоры — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Геометрические (дробные) узоры

2020-02-15 263
Геометрические (дробные) узоры 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Различные геометрические формы используют в качестве мотива и узора для получения самых разнообразных ткацких переплетений, например, составного переплетения клетчатой двухслойной ткани, переплетения с основным и уточным эффектами, тика и т.д.


Геометрические узоры можно делить на участки и поэтому их называют дробными узорами. При делении таких узоров на участки необходимо учитывать, что для узора с многими участками требуется большое число ремизок для выработки ткани на станке.

Число участков в узоре находят путем исследования узора как по горизонтали, так и по вертикали. Каждый клетчатый участок, отличающийся от предыдущего, является новым участком. Участки в направлении нитей основы изображают под узором, а участки в направлении нитей утка — справа от узора. При этом применяется тот же метод, что и при разработке заправочного рисунка. На бумаге получают порядок проборки и порядок чередования подъема ремизок. На узоре обрамляют поле, где имеются все участки. Это окажет помощь при разработке мотива для схемы соединения частей. Участки обычно нумеруют от единицы снизу вверх. Одна клетка в дробном узоре будет соответствовать одному или нескольким раппортам переплетения, которое должно использоваться. На рисунке ниже представлены различные варианты дробных узоров.

 

Два участка по основе и один участок по утку

 


Один участок по основе и два участка по утку

 


Два участка в обоих направлениях

 


Три участка в обоих направлениях

 


Четыре участка в обоих направлениях

ОБЪЕДИНЕНИЕ ОСНОВНОГО И УТОЧНОГО ЭФФЕКТОВ

Путем объединения основного и уточного эффектов одного и того же переплетения можно получить узор на поверхности ткани.


Узор создается благодаря тому, что перекрытия при основном эффекте располагаются противоположно перекрытиям при уточном эффекте. В результате свет от обеих поверхностей отражается неодинаково. Одна поверхность представляется светлой, другая — темной.

Если использовать нити с выраженным блеском, то эффект усиливается. Именно поэтому часто ткани тик и камку изготавливают из льняных нитей, так как их можно подвергать такой последующей обработке, которая делает поверхность льняной ткани весьма гладкой и блестящей.

В настоящее время часто используют в качестве основы и утка нити различных цветов.

 

ТИК И КАМКА

Если узор образует полосы, клетки или другие геометрические фигуры, то эта ткань называется тиком (рисунки а, в, г). Если ткань имеет свободный фигурный узор, то она называется камкой (рисунок б).

 

Тик и камка


Для того чтобы контуры узора были как можно более четкими, необходимо проследить за тем, чтобы образовывались резкие границы в переходах, т.е. примыкающие нити каждою различно ткущегося участка создавали противоположный эффект.

При этом всегда используются целые раппорты, число раппортов, добавляемых друг к другу в каждый геометрический элемент, может изменяться. На рисунках ниже показаны заправочные рисунки тканей соответственно с поперечным и продольным полосатым и клетчатым узорами на базе четырехнитной саржи с противоположным эффектом.


Заправочные рисунки дробных узоров с противоположными эффектами


Все разносторонние саржевые переплетения, перекрестные саржи и атласные переплетения можно использовать для получения узоров, однако учитывается ограничение числа ремизок.

Выше отмечалось, что исходной базой для тика является дробный узор. Для построения схем проборки и чередования подъема ремизок необходимо иметь мотивы для узоров (см. первый рисунок).

На основе разбивки на участки, сделанной на узоре, виден порядок проборки. Горизонтальные ряды клеток под дробным узором обозначают группы ремизок и являются основанием дня изображения проборки по участкам. Число ремизок, которое должно быть и каждой группе, определяется согласно используемому переплетению. Соответственно определяется и порядок чередования подъема ремизок. Следовательно, исходя из разбивки на участки, можно определить, сколько групп ремизок и групп чередования подъема их требуется для того, чтобы выработать данный узор.


Дробный узор (а) и заправочный рисунок ткани (б) на базе неправильного атласа


Если узор должен выполняться в виде двухгруппового типа, то общее число ремизок находят, умножая число ремизок в переплетении на число участков в схеме проборки, т.е. на 2 (рисунок а). В данном случае оно paвняется 8. Если бы использовали пятиремизный атлас в трехгрупповом тике, то необходимо было бы на станке иметь 15 ремизок.


Дробный узор (а) и заправочный рисунок ткани (б) на базе пятиремизного уточного и основного атласов


Аналогично можно рассчитать и раппорт чередования подъема ремизок.

Совместно с порядком проборки и порядком подъема ремизок на основании дробного узора составляют заправочный рисунок. Для образования переплетения необходимо определить назначение закрашенных клеток. В приведенных выше примерах в заправочном рисунке закрашены подъемы нитей основы.

На основе порядка проборки, порядка чередования подъема ремизок и мотива узора разрабатывается общая схема заправочного рисунка (узор переплетения, схема проборки нитей, схема чередования подъема ремизок). Теперь имеется достаточно данных для того, чтобы можно было заправить ткацкий станок и вырабатывать ткань с определенным клетчатым узором.

 

СОСТАВНЫЕ ПЕРЕПЛЕТЕНИЯ

Переплетение для получения определенного узора на поверхности ткани можно составлять из нескольких различных переплетений. Для этого располагают разные переплетения на более или менее значительной по размеру поверхности в полосатые и клетчатые узоры. Можно использовать разновидности как одного и того же главного переплетения, так и различных главных переплетений.

 

При создании составных переплетений необходимо следить за тем, чтобы не использовалось слишком много ремизок. Кроме того, схемы проборки и чередования подъема ремизок должны быть как можно более простыми.

Трудно сказать, какие свойства будет иметь готовая ткань, когда для ее выработки использовано несколько разных переплетений. Однако можно полагать, что ткани, выработанные саржевым и атласным переплетениями, будут усаживаться больше после снятия со станка, чем ткани полотняного переплетения. Может быть и так, что какой-то эффект в одном случае является желательным, в другом — ненужным. Поэтому важно оценить качество будущей ткани, определяемое тем или иным переплетением, прежде чем заправлять ткацкий станок для выработки ткани.

Разработка схем проборки и чередования подъема ремизок для составных переплетений осуществляется обычным образом.

Узоры с поперечными полосами. Для выработки составных переплетений, которые образуют полосы поперек ткани, можно взять все известные переплетения, нити которых пробираются на одно и то же число ремизок. Например, выбирают четыре ремизки и рисуют различные переплетения, которые можно на них выработать.

На рисунке ниже приведены некоторые из известных переплетений, которые можно вырабатывать при рядовой проборке на четырех ремизках.

 

Заправочные рисунки тканей различных переплетений при рядовой проборке нитей на 4 ремизках: 1 — полотняного, 2, 3 — уточного репса, 4 — рогожки, 5 — сложной рогожки, 6 — уточной саржи, 7 — основной саржи, 8 — саржи «батавия», 9 — неправильного уточного атласа (перекрестной саржи), 10 — неправильного основного атласа, 11 — крепового переплетения


Схемы чередования подъема ремизок различны для всех переплетений. Исходя из этого видно, что каждое переплетение имеет свои раппорты чередования подъема ремизок для того, чтобы вырабатывать различные переплетения друг за другом в одной и той же ткани.

На рисунке ниже показаны примеры составных переплетений, которые образуют поперечные полосы.


Заправочные рисунки тканей составных переплетений с поперечными полосами на базе: 1 — полотняного переплетения и уточного репса, 2 — полотняного переплетения и сложной рогожки, 3 — саржи «батавия» и уточного репса, 4 — полотняного переплетения и рогожки (панамы), 5 — уточного репса и рогожки, 6 — полотняного переплетения и неправильного уточного атласа, 8 — основной и уточной саржи


Если проанализировать переходы от одного переплетения к другому, то видно, что нити основы во многих случаях переплетаются противоположно друг другу. Этим и создаются резкие границы между различными переплетениями. По возможности следует предусматривать образование резких границ, так как они обеспечивают наиболее хорошо очерченный переход от одного переплетения к другому.

Узоры с продольными полосами. Вырабатывают также составные переплетения, которые образуют полосы вдоль ткани. Каждое переплетение, входящее в составное, имеет свою схему проборки. Как правило, для каждого переплетения требуются свои ремизки. Только в редких случаях переплетения могут комбинироваться на одних и тех же ремизках. Очень важно при формировании продольных составных переплетений оценить качество ткани, которое обеспечит составное переплетение. Если переплетения сильно отличаются друг от друга в отношении мест пересечения в пределах раппорта, на отдельных участках могут образовываться утонения ткани. Это может принести к появлению свободных (провисающих) нитей в основе. Для этого необходима большая плотность нитей основы в полосах с основным эффектом, т.е. нити основы будут иметь больше мест пересечении и уработка их увеличится.

Если необходимы резкие границы между переплетениями, то следует это обстоятельство учитывать при разработке узора переплетения. На рисунке ниже показаны примеры формирования составных переплетений в продольном направлении.


Заправочные рисунки тканей составных переплетений с продольными полосами на базе: а — саржи 2/2 «батавия» и рогожки; б — полотняного переплетения и обратной саржи


Клетчатые узоры. Когда поперечные и продольные полосы встречаются одновременно в составном переплетении, образуется клетчатый узор. Очевидно, для этого необходим в качестве исходной базы мотив или эскиз узора (дробный узор). Он показывает, какой клетчатый узор должно образовывать такое сочетание переплетений. Далее определяют, сколько нитей или раппортов узора должна обозначать каждая клетка в мотиве, и на основании этого разрабатывают узор всего переплетения.

При формировании клетчатых составных переплетений как бы снимается проблема утонения ткани, потому, что переплетения в узоре меняются местами. Это действительно для мелкоузорчатых составных переплетений. При формировании составных переплетений, поверхность которых значительна, учитывают появление различных утонений ткани.

На рисунке ниже показаны примеры заправочных рисунков и фотоообразцов ткани составных переплетений с клетчатым узором.


Составные переплетения в виде клетчатого узора: а — заправочный рисунок ткани полотняного переплетения и уточного репса, б — полотняного переплетения и рогожки, в, г — основного и уточного репса с различной проборкой нитей основы, д — образец ткани основного и уточного репса, е — полотняного переплетения и уточного репса


Свободные узоры в комбинированных переплетениях. Для выработки ткани со свободными узорами составных (комбинированных) переплетений необходимо заправлять ткацкий станок так, чтобы можно было ткать два и более различных переплетений по ширине ткани. Этого можно достигнуть, переключая чередование подъема ремизок от одного переплетения к другому. Такой способ тканеобразования можно использовать для изготовления каймы, бордюров или для получения мотива. В дополнение к смене переплетений можно использовать смену цветов.


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.