Разработка ткацких заправочных рисунков — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Разработка ткацких заправочных рисунков

2020-02-15 1386
Разработка ткацких заправочных рисунков 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Чтобы начать тканеобразование на ткацком станке необходимо его наладить, то есть пробрать нити основы в галева ремизок, натянуть их, подготовить картон (карты), управляющий чередованием подъемов и опусканием отдельных ремизок. Последнее иногда сделать трудно, так как это выполняется лишь на основе структурного чертежа переплетения или образца ткани. Требуется дополнительное вспомогательное средство, которое показало бы, как следует пробирать нити основы в галева ремизок и как налаживать ткацкий станок для получения выбранного переплетения.

 

Анализ. Путем изучения (анализа) переплетения нитей образца ткани или его фотографии получают необходимые сведения, которые условно наносят на миллиметровку или канвовую бумагу.
В результате анализа получают ткацкий заправочный рисунок. Таким образом в него сведены все данные о переплетении, которые необходимы для выработки ткани.
Ниже будет показана разработка ткацких заправочных рисунков.
Вначале переплетение представляют как систему клеток. Его изображают в виде клеточного узора. При анализе и изображении узора необходимо концентрировать внимание на тех точках, где нити основы перекрываются нитями утка. Эти точки называются соединительными точками.

                                        


 
Основные перекрытия;

На миллиметровой или канвовой бумаге каждый вертикальный ряд клеток обозначает нить основы, а каждый горизонтальный ряд клеток — нить утка.

 

 
Порядок изображения переплетений;

 

Соединительные точки переплетения на миллиметровой бумаге закрашивают. Начинают построение узора с самого низа миллиметровой или канвовой бумаги (справа или слева) и берут последовательно по одной нити утка или основы. Регистрируют соединительные точки и наносят их на миллиметровую бумагу в виде закрашенных клеток. Ни рисунках ниже изображено последовательное нанесение рисунка переплетения.

 

Порядок изображения переплетений;

 

В этой системе закрашенные клетки показывают, где нити основы перекрывают нити утка. Не закрашенные клетки показывают, где нити утка являются видимыми на лицевой поверхности ткани. Такое схематическое изображение ткани называется рисунком переплетения.
Разработка схемы проборки. При наладке ткацкого станка требуется вспомогательное средство, которое могло бы показать, какие нити основы должны пробираться и в какие галева ремизок. Это не может быть определено непосредственно из узора переплетения. Необходимо составить схему проборки.
Над узором переплетения на листе миллиметровой бумаги помещают несколько горизонтальных рядов клеток.

 

Порядок изображения проборки;

 

Они обозначают ремизки на ткацком станке. Первая ремизка располагается дальше всех от ткача, а последняя — впереди, ближе к ткачу. На рисунке первая ремизка — самая верхняя, более удаленная от рисунка переплетения. Анализируя подъемы нитей основы, определяют, как они должны располагаться на ремизках.
Начинают с крайней правой нити основы и пробирают ее в галево 4-й ремизки, при этом необходимо точно следовать по вертикальному ряду.

 

Порядок изображения проборки;

 

Соединительные точки (перекрытия) на следующей нити основы располагаются по-иному, и эту нить следует размещать на 3-й ремизке.

 

Порядок изображения проборки;

 

Таким образом анализируют все нити основы по всему переплетению. Нити основы, которые ткутся по-иному, чем предыдущие нити, размещают на новые ремизки. Нити, которые ткутся одинаково, помещают на одну и ту же ремизку.
После размещения всех нитей основы на ремизки получают схему, которая называется схемой проборки. Из рисунка ниже видно, что для данного переплетения используются две ремизки.

 

Порядок изображения проборки;

 

На следующих рисунках приведены несколько иные переплетения, чем на предыдущем. Согласно этому рисунку переплетения, по-разному ткутся три группы нитей основы.
На следующем переплетаются по-разному четыре группы нитей.

 

Схема проборки двух различных переплетений;

 

При этом для данных переплетений используются соответственно три и четыре ремизки. Следовательно, всегда можно проанализировать переплетение и определить, как должны пробираться нити.
Разработка схемы подъема ремизок. По переплетению и схеме проборки нитей в ремиз можно определить, какую ремизку следует поднимать про каждой прокидке нити утка, путем исследования того, как нити основы располагаются в переплетении. Поступают так же, как при разработке схемы проборки. Справа от схемы проборки помещают схему расположения ремизок на станке, а под ней, справа от схемы переплетения, проводят горизонтальные ряды.

 

Изображение чередования ремизок;

 

Каждый горизонтальный ряд соответствует образуемому зеву при каждой уточной прокидке. Отсчет зевов ведется снизу вверх. Каждый вертикальный ряд этой схемы соответствует порядку подъема определенной ремизки.
Исследуют подъем нитей основы по порядку, начиная с первой 9нижней) уточной нити. Подъем ремизки соответствует основному перекрытию, поэтому на каждом горизонтальном ряду отмечают точками подъем тех ремизок, нити основы которых должны быть подняты, а на рисунке переплетения на горизонтальных междустрочиях они закрашены, при прокидке первой уточной нити поднимается вторая ремизка, при прокидке второй — первая ремизка. Далее порядок подъема повторяется.
По данной схеме подбирают по профилю ремизоподъемные кулачки или насекают картон для ремизоподъемной каретки.
При анализе переплетений, показанных на рисунке ниже, видно, что они имеют несколько разнопереплетающихся групп нитей основы, на рисунке (а) — три разнопереплетающиеся группы нитей основы, а на рисунке (б) — четыре разнопереплетающиеся нити основы, поэтому порядок подъема ремизок для образования зева будет различным.

 

Чередование подъема ремизок для двух переплетений;

 

На рисунке (а) поднимается при каждой прокидке нити утка одна ремизка, а на рисунке (б) — две ремизки, что и видно на схемах картона.

РАППОРТЫ

Как из узора переплетения, так и из схем проборки и порядка подъема ремизок видно, что повторяются подъем нитей основы, проборка их в ремиз, а также порядок подъема ремизок. Каждый отдельный участок в схемах переплетений, проборки и подъема ремизок, который в дальнейшем повторяется, называется раппортом.

 

Раппорт проборки. На рисунке выделены две первые нити основы справа, порядок которых в проборке повторяется. Это и будет раппортом проборки. Все вариации проборки находятся в пределах раппорта.

 


Раппорт проборки

 

Раппорт подъема ремизок. На схеме порядка подъема ремизок также выделены два первых подъема ремизок, которые соответствуют двум прокидкам утка. Они составляют раппорт подъема ремизок.

Раппорт узора переплетения. Переплетение также имеет свой раппорт. Его можно определить, если выделить те соединительные точки в узоре переплетения, которые располагаются в пределах раппортов проборки и подъема ремизок. Этот участок повторяется по высоте и ширине и составляет весь узор переплетения. Он и является раппортом переплетения.

 

Раппорты переплетений: а — полотняного, б — саржи

 

Раппорт базового переплетения. Если выделить соединительные точки в раппорте узора, которые являются точками пересечения между разнопереплетающимися нитями основы и утка, то можно определить так называемый раппорт базового переплетения. Проще это делается следующим образом.
1. Черным цветом закрашивают те клетки в схеме подъема ремизок и схеме проборки нитей в пределах раппортов проборки и образования зева, которые имеют различные подъемы. Они представляют собой разнопереплетающиеся нити основы и утка.
2. В узоре переплетения проводят линии так, чтобы образовалось ограниченное поле. Это и есть раппорт базового переплетения. Основные перекрытия, то есть соединительные точки в раппорте, закрашивают черным цветом.
Часто в раппорте узора содержатся только разнопереплетающиеся нити, и тогда раппорт узора переплетения и раппорт базового переплетения совпадают друг с другом.

 

Раппорты переплетений, совпадающие с раппортами узора

 

Однако целый ряд переплетений в пределах раппорта узора имеет больше нитей, переплетающихся одинаково, и тогда раппорт базового переплетения отличается от раппорта узора

 

Раппорт переплетения, содержащий часть раппорта узора

 

У ряда различных переплетений раппорт базового переплетения не собран в одном месте в раппорте узора, а рассредоточен по нему, тем не менее, способ определения раппорта базового переплетения остается таким же.

 

Раппорт переплетения, рассредоточенный в двух местах

 

В некоторых случаях переплетающиеся одинаково нити основы по особым причинам размещаются в галевах различных ремизок. В раппорте переплетения учитывается столько нитей основы, сколько их пробрано в пределах раппорта проборки. Поэтому в раппорте переплетения представлены все ремизки.

 

Раппорт переплетения, рассредоточенный в двух местах

 

В этом случае раппорт базового переплетения содержит не одну, а больше переплетающихся одинаково нитей.

ТКАЦКИЙ ЗАПРАВОЧНЫЙ РИСУНОК

Клеточные диаграммы, представленные на рисунках ниже, называются ткацкими заправочными рисунками.

 

 


Ткацкий заправочный рисунок


Они состоят из следующих элементов:

 

 

· узор переплетения с изображенным раппортом узора и раппортом базового переплетения;

 

· схема проборки нитей основы с изображенным раппортом проборки;

 

· схема расположения ремизок на станке;

 

· схема подъема ремизок (образования зева).

 

 

Ткацкий заправочный рисунок содержит все сведения, необходимые для выработки на ткацком станке ткани определенного переплетения.

 

Теория переплетения нитей

ГЛАВНЫЕ ПЕРЕПЛЕТЕНИЯ

В ткани нити основы и утка переплетаются друг с другом за счет того, что нити попеременно располагаются над и под друг другом. В результате получается структура, называемая переплетением.

 

Ткань может быть построена на одном базовом переплетении или на нескольких базовых переплетениях. Узор переплетения — это схематическое изображение ткани. Он показывает, какое переплетение или какие переплетения при этом использованы. Переплетения группируются исходя из системы построения, их сходств и различий. Теория переплетений рассматривает различные системы конструирования переплетений, использование этих систем для составления вариантов (разновидностей) переплетений.

Разнообразные переплетения разрабатывают на основе трех главных переплетений: полотняного, саржи, атласа. Эти главные переплетения построены по различным принципам, которые придают им характерное своеобразие по внешнему виду и свойствам, в результате чего главные переплетения легко отличить друг от друга.
Исходя из главных переплетений можно составить множество вариантов (разновидностей) переплетений.

Характерные особенности главных переплетений, а так же основные эффекты тканевой текстуры, которые можно получить при использовании того или иного переплетения можно узнать из следующих статей:

ПОЛОТНЯНОЕ ПЕРЕПЛЕТЕНИЕ

В полотняном переплетении соединительные точки (основные перекрытия) располагаются наиболее часто. Каждая соединительная точка касается лежащих вокруг точек. Нити основы и утка всегда проходят только над и под одной нитью противоположной системы, создается ткань с одинаковыми лицевой и изнаночной сторонами.

 

На рисунке изображены заправочный рисунок переплетения нитей основы и утка в ткани и схема полотняного переплетения.

 


Заправочный рисунок ткани полотняного переплетения (а) и ее схема (б)


Вариационные возможности в полотняном переплетении заключаются в выборе вида нитей, цветов, расстояний между нитями (плотности ткани по основе и утку), и эти возможности весьма обширны.

Множество тканей механического ткачества полотняного переплетения выпускаются под различными названиями в зависимости от вида сырья и областей использования. Например, к ним относятся холст для картин, неплотная ткань из джутовой пряжи; простынное полотно (беленое и небеленое) из хлопчатобумажной пряжи; бязь, миткаль из хлопчатобумажной пряжи; полотно для наперников; батист; брезентовое полотно; льняная канва различных типов для вышивок; марля и другие ткани.

Для выработки ткани полотняного переплетения требуется только две ремизки, отсюда и название «двухремизное переплетение». При выработке такой ткани наладка ткацкого станка самая простая. Ткань полотняного переплетения вырабатывается также с использованием четырех и шести ремизок.

Если необходимо вырабатывать очень плотную ткань, то проборку при полотняном переплетении необходимо производить более чем на две ремизки. Если производить проборку на две ремизки, то галева на них размещаются с большой плотностью, что приводит к значительному трению нитей.

В таких случаях целесообразно распределять проборку на 4 или 6 ремизок.
На рисунке показан заправочный рисунок ткани полотняного переплетения, вырабатываемой на двух, четырех, шести ремизках при различной проборке.

 

Заправочный рисунок ткани полотняного переплетения с различными схемами проборки и подъема реизок


Если необходимо скомбинировать полотняное переплетение с иным переплетением, то нити пробирают в галева нескольких ремизок, используя различные схемы проборки и подъема ремизок.

Основный и уточный эффект при полотняном переплетении
Если при полотняном переплетении проборку в бердо производить с большим расстоянием между нитями основы (с малой плотностью ткани по основе), то нити утка могут располагаться в ткани настолько плотно, что они будут полностью закрывать нити основы. Такое полотняное переплетение будет создавать уточный эффект, так как нити утка в ткани становятся доминирующими (полотняное переплетение с уточным эффектом).

Если, наоборот, пробрать в бердо нить основы с большой плотностью и добиться того, чтобы они закрыли нити утка полностью или частично, то такое переплетение можно назвать полотняным переплетением с основным эффектом.

Эти способы использования полотняного переплетения известны из ткачества войлочных половиков, гобеленов, настенных ковриков и тому подобных изделий, а также тесьмы.

САРЖЕВОЕ ПЕРЕПЛЕТЕНИЕ

Характерная особенность саржи состоит в том, что соединительные точки (перекрытия) смещаются на одну нить в сторону для каждой нити основы. Это дает косые (диагональные) полосы в структуре ткани.


                                   

 


 
Образец ткани саржевого переплетения (а) и рисунки переплетения (б)


В саржевых переплетениях нити основы и утка имеют меньше пересечений друг с другом, чем в полотняном переплетении. Нити основы и утка образуют удлиненные перекрытия, то есть они перекрывают более чем одну нить противоположной системы. Чем больше нитей имеется в перекрытии переплетения, тем меньше пересечений их друг с другом. Исходя из выбора материала и его плотности саржевыми переплетениями могут вырабатываться толстые, мягкие и эластичные ткани с хорошим застилом.

Типичными тканями саржевого переплетения являются, например, подкладочные ткани, обивочные ткани из шерстяной или хлопковой пряжи, грубое сукно и твил.

Минимально возможное число ремизок для получения саржевого переплетения — три. Их верхний предел зависит лишь от используемого на ткацком станке ремизоподъемного механизма (о ремизоподъемных механизмах можно узнать здесь).

Саржевые переплетения делят на две группы:

 

 

· Разносторонние — с разными лицевой и изнаночной сторонами ткани;

 

· Равносторонние (двусторонние) — с одинаковыми обеими сторонами ткани.

 

 

Разносторонняя саржа.
В разносторонней сарже нити основы или утка образуют на лицевой стороне длинные перекрытия, то есть нити основы или утка проходят более чем над одной нитью противоположной системы. Это дает основный эффект (нити основы становятся наиболее видимы) на одной стороне ткани и уточный эффект (наиболее видимы нити утка) на ее другой стороне. Лицевая и изнаночная стороны становятся противоположными друг другу. Отсюда и название «разносторонняя».

Саржевые переплетения часто называют по числу ремизок, которое требуется, и по эффекту, который имеют переплетения, например трехремизная уточная саржа (рис. а) или четырех ремизная основная саржа (рис.б).

 

Заправочные рисунки: а — трехремизной уточной саржи, б — четырехремизной основной саржи


На рисунке слева от основных рисунков переплетения изображена изнаночная сторона тканей. Для саржи часто используют цифровое изображение, например уточная саржа ½ (рис. а) или основная саржа 3/1 (рис. б). Числитель обозначает число основных, а знаменатель — число уточных перекрытий на лицевой стороне ткани.

В трех— и четырехремизных саржах можно получить только одну саржевую полосу в пределах раппорта переплетения. Начиная с пяти ремизок, соединительные точки могут распределяться так, что в пределах раппорта переплетения будет несколько саржевых полос (многополосная саржа).

 

Заправочные рисунки многополосной саржи: а — основной 2/1:1/1, б — основной 3/2:1/1


Равносторонняя саржа.
Равносторонняя саржа не имеет основного или уточного эффекта, так как она одинакова на обеих сторонах ткани, то есть в пределах раппорта нити утка и основы всегда перекрывают сверху и снизу одинаковое число нитей противиположной системы. Поэтому число нитей в раппорте переплетения и число ремизок для равностороннего саржевого переплетения может быть только четным.

 

Заправочные рисунки равносторонеей саржи: а — шестиремизной, б — восьмиремизной


Переплетения «батавия».
Среди равносторонних саржевых переплетений имеются такие, которые называются «батавия». Общее для этих переплетений состоит в том, что нити утка и основы каждый раз проходят над и под одинаковым числом нитей противоположной системы в раппорте переплетения.

 

Заправочные рисунки саржи "батвия": а — четырехремизная, б — шестиремизная

АТЛАСНОЕ ПЕРЕПЛЕТЕНИЕ

Типичная особенность атласа состоит в том, что нити утка или основы образуют длинные перекрытия, которые в ткани отчасти перекрывают точки взаимопереплетения нитей.


Для того чтобы длинные перекрытия по возможности полностью перекрывали точки взаимопереплетения, последние рассредоточены по поверхности ткани и не располагаются друг возле друга.

Кроме того, точки взаимопереплетения должны находиться примерно на одинаковом расстоянии друг от друга, чтобы структура ткани была как можно более единообразной.

В основном атласе точка взаимопереплетения соответствует соединительной точке уточного перекрытия, то есть незакрашенной клетке в узоре переплетения (рис.а). В уточном атласе это будет закрашенная клетка основного перекрытия в узоре переплетения (рис. б).

 

Образец ткани и схемы атласного переплетения а — основный, б — уточный


Атлас имеет гладкую и однородную поверхность без выступающей структуры с наиболее видимыми нитями утка или основы. Если на лицевой стороне ткань имеет уточный эффект (уточный атлас), то на изнаночной стороне она имеет основный эффект. Если на лицевой стороне ткань имеет основный эффект (основный атлас), то на изнаночной образуется уточный эффект.

Поэтому атласное переплетение позволяет изготавливать ткани:

 

 

· Гладкие и однородные, так как их противоположная система проявляется слабо;

 

· Мягкие и эластичные вследствие больших расстояний между точками взаимопереплетения;

 

· Плотные и прочные, так как нити могут располагаться в ткани с большой плотностью.

 


Эти свойства ткани можно подчеркивать выбором сырья и цветом нитей.

В качестве примеров тканей атласного переплетения могут быть подкладочные атласы и сатины, тик, обивочные ткани из хлопчатобумажных, шерстяных и шелковых нитей, мебельные ткани и др.

В ткани атласного переплетения стремятся к тому, чтобы противоположная система нитей оказалась видимой в минимально возможной мере, то есть практически так, чтобы в пределах раппорта переплетения в основном атласе была опущена только одна нить основы для каждой уточной нити. При выработке уточного атласа только одна нить основы будет поднята для каждой уточной прокидки.

Чтобы выработать ткань атласного переплетения, требуется минимум пять ремизок. В обоих направлениях нити проходят над четырьмя и под одной нитью противоположной системы. Можно изготовить ткань атласного переплетения, в которой перекрытия проходят над несколькими нитями прежде, чем они пройдут под одной.

 

Заправочные рисунки пятиремизного атласа: а — основного, б — уточного


При вычерчивании рисунка атласного переплетения можно использовать в качестве вспомогательного средства шаговый коэффициент (сдвиг перекрытия). Этот коэффициент показывает, на сколько нитей должны переместиться точки взаимного переплетения в сторону для каждой нити утка, чтобы эти точки были равномерно распределены в раппорте переплетения. Когда используют шаговый коэффициент при построении переплетения, точки взаимопереплетений рассредоточиваются регулярно и на поверхности ткани возникают малозаметные косые полосы (либо вправо, либо влево).

Для шагового коэффициента можно использовать любое число, которое меньше числа нитей в раппорте, за исключением единицы; числа нитей в раппорте, уменьшенного на единицу; числа, имеющего общий множитель с числом нитей в раппорте. В таблице приведены шаговые коэффициенты для пяти-, шести-, семи-, и восьмиремизного атласа.

Число ремизок Шаговые коэффициенты Число пригодных шаговых коэффициентов
5 1, 2, 3, 4, 5 2
6 1, 2, 3, 4, 5, 6 0
7 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 4
8 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 2

С помощью шаговых коэффициентов можно вычерчивать рисунки атласных переплетений, вырабатываемых на различном числе ремизок. Это производится следующим образом (для уточного атласа):

 

 

· Обрамляют место, где должен вычерчиваться раппорт переплетения (число клеток по высоте и ширине соответствует числу нитей в раппорте атласного переплетения);

 

· Закрашивают первую соединительную точку в самом нижнем левом углу;

 

· Закрашивают остальные соединительные точки, определенные согласно выбранному шаговому коэффициенту.

                                      

 
Семиремизный атлас с шаговым коэффициентом: а — 2, б — 3


На рисунке ниже приведены заправочные рисунки для уточного семи — и восьмиремизного атласа. При вычерчивании рисунка основного атласа можно исходить из построения уточного атласа, но закрашивать клетки, которые являются пустыми.

 

Заправочные рисунки уточного атласа: а — семиремизного, б — восьмиремизного

 

Неправильный атлас

Для раппорта переплетения из шести нитей нельзя определить постоянный шаговый коэффициент атласного переплетения, поэтому нельзя использовать рассмотренную систему для построения заправочного рисунка неправильного атласа. Заправочный рисунок шестиремизного атласа (рис. а) разрабатывают с помощью симметричного раппорта пятиремизного атласа (рис. б) путем добавления одной соединительной точки в углу одного вертикального и горизонтального междустрочья (рис. в)

 

Неправильный шестиремизный атлас


Перекрестная четырехремизная саржа часто обозначается и используется как неправильный четырехремизный атлас.

 

Заправочный рисунок четырехремизного атласа

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.