Порядок заправки нитей в вертикальный ткацкий станок — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Порядок заправки нитей в вертикальный ткацкий станок

2020-02-15 422
Порядок заправки нитей в вертикальный ткацкий станок 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вертикальный ткацкий станок представляет собой раздвижную раму (вроде пяльцев), которая состоит из вертикальных стоек-боковин, двух перекладин — валов, служащих для натяжения нитей основы.


Станок подготавливается к ткачеству заправкой (сновкой) основы. На валы снуется основа из толстых крученых льняных или хлопчатобумажных нитей вкруговую.

 

 

Для этого нужно конец от клубка нитей основы привязать к нижнему валу и передать клубок через верхнюю перекладину помощнику, стоящему сзади станка. Помощник должен вернуть клубок из-под нижней перекладины. Операция повторяется до тех пор, пока заправка не ширину изделия не будет закончена. Другой конец нити закрепляется тоже на нижнем валу. Для равномерного распределения нитей основы на верхнем и нижнем валах станка производят пометки — деления на определенное количество дециметров. Заправляя станок, нужное количество нитей, приходящихся на 1 дм, распределяют на одинаковом расстоянии друг от друга на нижнем и верхнем валах. Закончив сновку, следует еще раз тщательно посчитать количество пар нитей. На края обычно заправляются двойные нити.

Нити, расположенные на лицевой стороне, участвуют в тканье, а задние являются продолжением основы. Вращающиеся валы позволяют передвигать нити основы с изнаночной части на лицевую. Когда основа готова, на ней прокладывают зевообразовательную планку, которая разделяет нити на четные и нечетные.


 

Деление нитей основы на четные и нечетные дает определенное положение нитей — зев. Четные нити находятся спереди, а нечетные — сзади. Для переплетения

основы с утком нужно поменять положение четных и нечетных нитей, то есть сменить зев. Для смены зева служат полуремизки, которые изготавливаются следующим образом. Каждую нечетную нить охватывают отрезком нити основы, а его конца выводят вперед. Концы 10 — 20 отрезков связывают узлом. Полуремизки дают возможность легко оттягивать нити основы, образуя зев, противоположный зеву планки. Основа должна быть натянута так, чтобы смену зева можно было осуществить без излишних усилий. Для ткачества необходима колотушка. Она используется для прибивания уточной нити к опушке ткани. Зубья колотушки изготавливаются из стальных пластин с закругленными краями.

Для равномерного распределения нитей основы на пары следует сделать уравнительную цепочку.


Для этого к правой боковине привязывают нить, аналогичную по качеству основной. Свободный конец нити прокладывают позади нитей основы. Нить выводят на себя между очередной парой нитей основы. Образуется петля, охватывающая две нити основы. Набор таких петель по всей ширине основы составит цепочку, конец которой укрепляют на левой боковине станка. Такую же цепочку следует выполнить и под верхним валом станка. Уравнительные плетенки помогут удержать нужную ширину основы и лучше закрепить концевые части изделия. После чего выполняется узор.

Выше нижней косички полотняным переплетением зарабатывается полоска шириной 3-4 см — основание изделия. Каждая нить, участвующая в ткачестве начинается и заканчивается полуузлом, который выводится на лицевую сторону.
После того как выработано несколько сантиметров ткани и полуузел достаточно прочно прижат рядами утков, конец нити натягивается на себя и обрезается. Таким образом исключается наличие каких-либо узелков на изделии. Сначала уток прокидывается в зев слева направо, затем справа налево. Дальше можно использовать различные виды переплетения, но закончить обязательно нужно также полотняным.

                              

                                 Декор ткани

                                 Узорное ткачество

ВИДЫ УЗОРНОГО ТКАЧЕСТВА.

БРАНОЕ ТКАЧЕСТВО

Следующая ступень в овладении узорным ткачеством — ознакомление с браным народным ткачеством, в котором узор получается при помощи дощечки — бральницы. В этой статье рассматривается общая теория браного ткачества, а мастер-класс можно найти здесь.

 

 

По внешнему виду браные ткани напоминают вышивку вперед иглой: и там и здесь цветней нитке проходит то сверху, то снизу полотна, не включаясь в полотняное переплетение. Браный узор в ткани слегка рельефен: в том месте, где узорный уток делает настил с лицевой стороны, там он возвышается над тканью благодаря своей толщине, а там, где он прячется на изнанку, получается углубление. Этим браный узор отличается от закладного, совершенно гладкого, нерельефного.

 

Л.С. Пастухова. Коврик-дорожка. Полушерсть, хлопок, ремизное узорное ткачество, использован узор бранного ткачества. Ижевск, Удмуртия, 1971 г.


Браными узорами в старину любили украшать полотенца, в которых обычно выделялась кайма, часто очень широкая (60-70 см). Такие нарядные полотенца служили для подарков, для украшения дома. Рисунки чаще всего были геометрическими и состояли из горизонтальных полос, заполненных ромбами, треугольниками, розетками. Иногда попадаются и изображения животных, человеческих фигурок, чаще женских, в расклиненных треугольником юбках. Изображения всегда были геометризированными.


Фрагмент скатерти. Красные и белые хлопчатобумажные и льняные нити, браное ткачество. Узор «Бегущие курочки». Архангельская губ. Конец XIX — начало XX в.


Употребляли браные узоры и для украшения скатертей, а также деталей женской одежды. Цвета в русском браном ткачестве использовались очень яркие, контрастные. Чаще всего это было классическое сочетание красного с белым (белый в фоне, красный в узоре), иногда к ним добавлялось немного какого-нибудь другого цвета. И только в отдельных районах России любили многоцветные пестрые узоры. Самыми богатыми по колориту, разнообразию цветов были удмуртские узорные ткани, в которых браное ткачество часто сочетается с пестрядью; цветовая гамма этих тканей порой напоминает ковер.

Как же выполняется браный узор? Для его выработки, как уже говорили, нужна вспомогательная деталь — дощечка-бральница. Дощечка эта должна быть длиной чуть больше ширины станка, шириной около 3-4 см и толщиной 2-3 мм. С одной стороны бральница заострена наподобие клина.


Набор нитей на дощечку-бральницу при обычном браном ткачестве


Сущность работы на дощечке сводится к следующему. Одна или две прокидки делаются полотняным (фоновым) переплетением, уток должен быть такого же цвета, как основа, зев образуется от поднятия ремизок. После этого должна быть прокинута узорная уточная нить другого цвета, раза в 2-3 толще, чем фоновая. Чаще полотно ткется белым, узор — красным или другим цветом, каждая вторая или третья прокидка — узорная.

Зев для пробрасывания узорного утка образуется от дощечки-бральницы, при помощи которой нити основы разделяются по группам на верхние и нижние. Делается это дующим образом. Дощечку берут в правую руку, заостренной стороной влево, и вводят в основу недалеко от опушки ткани справа налево так, что часть нитей оказывается наверху, а часть внизу, под ней. Делается это строго по счету нитей, согласно заранее задуманному рисунку, рассчитанному по нитям. При этом, как и в закладном ткачестве, берется уступ в несколько нитей, исходя из которого и рассчитывается рисунок. Когда таким образом все нити основы набраны на дощечку, последнюю ставят на ребро, а в образующийся при этом зев пробрасывают толстый цветной уток.

Теперь, прежде чем вынуть дощечку, нужно зафиксировать узорный зев, для чего в образовавшийся позади ремизок маленький зев вставляют тонкий пруток (или шнур) и отодвигают назад, к ценам (если цены сняты, то к навою). Затем снова делают одну-две полотняные прокидки, а потом набирают дощечку для следующей прокидки узорного утка, уже по новому счету, согласно рисунку.

Обычно в браном узоре делают не по одной, а по нескольку одинаковых узорных прокидок, чередуя их с полотняными прокидками, так чтобы получился уступ по утку. Все эти одинаковые прокидки образуют от той же дощечки с помощью отодвинутого назад прутка (после полотняных прокидок пруток пододвигают к ремизкам и поднимают, а в образующийся перед ремизками маленький зев вставляют дощечку и ставят ее на ребро для увеличения зева).

Так работают до середины браного узора. Начиная с середины работают в обратном порядке, пользуясь прутками, заложенными позади ремизок. Получается узор, имеющий горизонтальную ось симметрии. Если узор не имеет такой симметрии, тогда его нужно набирать до конца узорной полосы. Сделав таким образом кайму изделия (полотенца, салфетки, дорожки), среднюю часть ткут гладким полотном или поперечными полосками. В конце делают вторую кайму, пользуясь теми же приемами, снова набирают узор на дощечки, работают до середины узорной полосы, потом в обратном порядке, вынимая использованные прутки. Если в первой кайме узор был не симметричным по горизонтали, то пользуются прутками, набранными при тканье первой каймы. Чем шире полоса браного узора, тем большего труда требует она для своего выполнения. Широкие узоры в народном ткачестве выполнялись иногда на 20-30 и даже более дощечках (точнее, 20-30 и более раз требовалось набирать нити основы на дощечку и соответственно фиксировать зев прутками).

Способ этот трудоемкий. Браное ткачество — процесс длительный и кропотливый. Работают обычно вдвоем: один собственно ткет, набирает узор на дощечку, прокладывает узорный уток, другой помогает, закладывая прутки позади ремизок, поднимая их в нужный момент, а потом вынимая. Поэтому браным способом, за редкими исключениями, выполняют не все изделие целиком, а только кайму. В том случае, когда хотят выполнить несколько изделий с одинаковым рисунком, прибегают к следующему приему. Пруток не закладывают в зев позади ремизок, а делают петли — полуремизки, обвивая их вокруг каждой группы поднимающихся рядом нитей и закрепляя каждую петлю на прутке так, чтобы пруток находился сверху, над основой.


Фиксация узорного зева с помощью прутка с петельками


Таким образом фиксируют каждый узорный зев, набирая нужное количество прутков. Прутки должны лежать на основе позади ремизок, ближе к ценам или навою. Когда нужно получить узорный зев, прутки пододвигают к ремизкам, поднимают тот из них, который в данный момент нужен, вместе петлями, в полученный при этом небольшой зев перед ремизками вставляют дощечку и ставят ее на ребро. Таким образом получается зев для узорного утка.

Способ этот имеет то преимущество, что дощечка набирается лишь один раз, а потом уже зев получается от прутков, которые можно использовать многократно, не вынимая, недостатком является то, что узор при этом способе получается один и тот же, лишь с очень небольшими вариантами (если менять порядок чередования прутков), в то время как при первом способе можно в каждом следующем изделии делать новый узор.



Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.