Организация санитарного надзора за питанием детей и подростков. — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Организация санитарного надзора за питанием детей и подростков.

2020-02-15 233
Организация санитарного надзора за питанием детей и подростков. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

*Организация санитарного надзора за питанием детей и подростков. надзор осущ. специалисты по гиг. питания и врачи по ГДП.

проведение мероприятий по оценке и рационализации питания. контроль за состоян. пищеблока, процесс приготовл. пищи, транспортировка прод. и условия хранения, соблюд. сроков реализац прод. и готов. блюд, режим питания и правил. распредел. рациона, проведение мед.осмотров работник. пищеблока.,контроль за проведен. комплекса сангиг мероприят.для профил.пищ. отравлений и забол., связ. с питанием.

*Основные направления контроля за фактическим питанием и пищевым статусом. 1) Оценка фактического питания: - контроль закладки продуктов в котел,-К. веса готовых порций, - органолептич. оценка кач. пищи,- анализ меню и расходов продуктов по накопит. ведомости.- лабор. анализ пищ. ценности гот. блюд.- методы популяц. мониторинга.

2) оценка пищевого статуса: - заболеваем. алиментарно обусловлен. заболеваниями, - показат. физ. развития,- физиолог. и б\х методы оценки адекватного питания

46. Вклад условий среды учебно-воспитательных учреждений в формирование здоровья детей и подростков. Нормативные документы по вопросам их планировки и строительства. Планировка сети детских учреждений в населенных пунктах. Гигиенические принципы их размещения.

*Вклад условий среды учебно-воспитательных учреждений в формирование здоровья детей и подростков.

В сохранении и укреплении здоровья имеет среда обитания, которая определяетя благоустройством и сан.состоянием учреждений. Гиг. требования базируются на данных о физиологич изменениях в организме в результ. взаимодействия его со средой.

*Нормативные документы по вопросам их планировки и строительства.

СанПиН 2.4.1.1249-03 «Сан-эпид требования к устройству, содержанию и организации режима работы ДОУ», СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гиг. требования к условиям обучения в общеобразовательном учреждении», СанПиН 2.4.3.1186-03 «Сан-эпид требования к организации учебно-производственного процесса в образовательных учреждениях начального профессионального образования»

*Планирование сети детских учреждений в населенных пунктах. ↓значимости техногенных факт, созд.благопр.м/кл, внутрикварт…

*Гигиенические принципы их размещения.

- объединен. помещ. по f назначению и удобные f связи между ними.- возрастная или групповая изоляция.- изоляция помещений (выделение в отдельный блок), являющихся источником шума и тд,- предпочтительная блочная-секционная композиция здания.- оптимальный воздушно-тепловой и световой режим.

В сохранении и укреплении здоровья подрастающего поколения очень большое значение имеет гигиенически полноценная среда обитания, которая определяется благоустройством и санитарным состоянием детских учреждений. Гиг. Требования к детским учреждениям базируются на данных о физиологических изменениях в организме в результате взаимодействия его со средой с учетом возраста детей и подростков, особенностей организации учебно-воспитательного режима в ДОУ, школе, ПТУ. Планировка и застройка населенных пунктов предусматривает создание наиболее благоприятных условий для жизни и здоровья детей и подростков. Предоставление земельных участков под строительство (реконструкцию, модернизацию) допускаются только при наличии заключения органов или учреждений гос сан-эпид службы.

Гиг принципы размещения детских и подростковых образовательных учреждений: 1) близость к месту жительства обслуживаемых контингентов, определяемая радиусом обслуживания, который устанавливается в зависимости от возраста детей, климатических особенностей местности и характера ее застройки; 2) удаленность от предприятий, загрязняющих воздух химическими веществами или являющихся источником шума, от шоссейных и железных дорог, гаражей, пожарных депо, рынков и др. на расстояние, позволяющее сохранять окр среду ДУ в пределах гиг нормативов; 3) земельный участок должен быть достаточным по размеру, соответствовать общесанитарным требованиям и позволять разместить все необходимые зоны в должных размерах.

Наиболее массовыми типами ДОУ являются детские ясли-сады. Их максимальная вместимость – не более 14 групп или 350 мест. Этажность ДОУ не более 3 этажей. Оптимальная вместимость городских школ – 1000 чел, наполняемость класса 25 чел. Этажность здания школ – 3 этажа, а для городов с плотной застройкой 4-5ти этажные.

47.Гигиенические принципы планировки дошкольных учреждений. Требования вместимости, к планировке участка, этажности здания, набору помещений, их взаимному расположению. Обоснование планировочных решений групповой ячейки.

*Гигиенические принципы планировки дошкольных учреждения. Требования к планировке участка, здания, набору помещений, их взаимному расположению. -групповая изоляция (большая восприимчивость детей к инфекциям и отсутствием иммунной прослойки) и каждая группа д. иметь полный набор помещений.- условия для двигат. активности, - создание благоприятного воздушно-теплового режима (высокий обмен вещ. и несовершенствование терморегуляции), - обеспечение достаточного естественн. освещения(профил. нарушений рефракции+ полноценный рост), - создание условий для рационального питания.

Треб. К участку: сниж. Техноген.факт, благопр.м/кл. площадь доу до 100 мест 35м2 на 1р, >100 мест -40м2. Функц.зониров-е (з.застройки, озеленения (50%), хоз.з., з.игровой территории (групп.и физк.площадки)). Возраст. И групповая изоляция. Оборудов-е, покрытие физк.площ, разметка для обуч-я пдд, дорожки.

Треб.к зданию: оптим. вместимость —140мест (по СП < 350). Снижение риска: надо, чтобы дети реже встречались: блочная композиция. Этажность: 2 эт.

Основные группы помещений: групповые ячейки, физ. и муз залы, пищеблок, мед.пункт, служ-быт. Помещения, постирочная. Одъедин-е помещ-и по функц.назнач.и удобные функц.связи м/у ними, возраст и групп изол, в оборудовании индивидуальная изол.(кровать, горшок, шкаф), изол.помещ, являющ-ся источ.шума и загязн-я, предпочтительна блочно0секционная композиция, оптим возд-теплов, свет. Режим.

Обоснование планировочных решений групповой ячейки.

взаимосвязь всех помещений осуществлялась через групповую комнату, кот. функционально д.б. связана с раздевальной, спальней, туалетной и буфетной. все помещения на одном этаже.

Гиг основы проектирования ДОУ: создаются для детей от1 до 7 лет. Принципы: 1) групповая изоляция, каждая группа должна иметь полный набор помещений в здании и на участке; 2) обеспечение условий для двигательной активности; 3) создание благоприятного воздушно-теплого режима; 4) обеспечение достаточного естественного освещения и инсоляции; 5) создание условий для организации рационального питания.

В ДОУ дети получают физическое, интеллектуальное, нравственное, трудовое и эстетическое воспитание в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями. Количество и соотношение разных групп в здании следует определять по демографическим данным региона. Наиболее массовыми типами ДОУ являются детские ясли-сады. Их максимальная вместимость – не более 14 групп или 350 мест. Выбор участка для ДОУ должен проводиться с учетом обеспе5чения необходимых сан-гиг требований, инсоляции и аэрации территории. ДОУ размещают в местах, где уровень шума не превышает 45дБА. Оптимальное размещение ДОУ внутри квартала при обеспечении удобных подходов к зданию со стороны прилегающих транспортных коммуникаций. По условиям аэрации участки ДОУ во всех климат районах, кроме IV, должны размещаться в зоне пониженных скоростей преобладающих ветровых потоков, в аэродинамической (ветровой) тени, образующейся за ветрозащитным зданием. Размеры земельных участков ДОУ общего типа, размещаемых в жилой застройке, должны составлять на одно место при вместимости: до 100 чел – 40м2, свыше 100 – 35 м2; в комплексе яслей-садов свыше 500 мест – 30м. размеры земельных участков могут быть уменьшены на 30-40% в климатических подрайонах IА-IД и IIА; на 25% в условиях реконструкции, на 15% при размещении на рельефе с уклоном более 20%; на 10% в поселения-новостройках (за счет уменьшения площади озеленения). На земельных участках ДОУ размещают площадки – групповые, для занятий физкультурой, для выращивания овощных и ягодных культур, хозяйственная. Участок ДОУ имеет четкое функциональное зонирование, при котором групповые площадки лучше максимально приближать к выходам их помещений этих групп: пути следования детей не должны проходить через хоз площадку.

Озеленение должно составлять не менее 50% территории участка. Должно быть ограждение высотой от 0,75-1,6 м.

48. Гигиенические принципы планирования участка и здания школы. Требования к композиционной структуре здания, набору и взаимному размещению помещений. Оценка кабинетной системы. Обоснование планировочных решений класса, кабинета.

- близость к месту жительства, - удаленность от предприятий. – достаточный земельный участок.-д.б. блочная композиция.-нельзя размещать классы в подвалах, этажность не более 3. – учащиеся 1 ступени д. б. в отдельном блоке.- классная система обеспечивает преподавание всех предметов в закрепленном классе.- лучше создавать специализированные секции (естественно-математические, гуманитарные)., непроходные, тупикового типа с рекреацией зального типа.- при каждом кабинете д.б. лаборантская.

Основные группы помещений:учебные секции, учебно-физ. помещ, мастерские, столовая, мед.пункт.

В классах: рабочая зона, зона учителя, дополн. пространство для размещен. учебных пособий, зона для индивидуал. активной деятельности. конфигурация прямоуг., квадратная

*Оценка кабинетной системы. «-» увелич. перемещ. детей=> повыш. уровень шума, запыленности,меньше времени н отдых, невозможно рассадить детей в соответствии с ростом.

3 способа размещения кабинетов:-кафедральный, - возрастной(наиб. благоприят),- смешанный.

Расположение зданий ОУ осуществляется с учетом радиуса обслуживания, он составляет 0,3-0,5 км пешеходной доступности в зависимости от строительно-климатической зоны и школьного возраста. Допускается размещение ОУ на расстоянии транспортной доступности в одну сторону: для учащихся I ступени – 15 мин, для II и III ступени – не более 30 мин. Здания ОУ размещаются на внутриквартальных территориях микрорайона в отдалении от межквартальных проездов с регулярным движением транспорта на расстоянии 100-170 м, на самостоятельном земельном участке с расстоянием от здания школы до красной линии не менее 25 м. На земельном участке выделяется учебно-опытная зона, физкультурно-спортивная, отдыха, хозяйственная зоны. Участок должен быть озеленен из расчета не менее 50% площади его территории. При озеленении участка не должны использоваться деревья и кустарники с ядовитыми плодами. Композиция здания школы должна предусматривать удобную планировку с сохранением секционности. Этому требованию отвечает блочная композиция. Запрещается размещать учебные помещения в подвалах или цокольных этажах здания. Окна должны быть ориентированы на юг, юго-восток, восток. На север могут выходить кабинеты черчения, рисования и помещения кухни.

Состав помещений должен быть таким, чтобы имелись условия для изучения обязательных предметов, а так же дополнительных дисциплин по выбору учащихся в соответствии с их интересами. Учащиеся I ступени обучения должны обучаться в закрепленных за каждым классом учебных помещениях, выделенных в отдельный блок. Обучение II и III ступени осуществляется в классно-кабинетной системе. Она обеспечивает преподавание всех предметов в закрепленном классе кабинете, число которых зависит от числа старших классов. Целесообразно создавать специализированные секции, объединяющие кабинеты для естественно-научных и гуманитарных дисциплин. Наиболее благоприятные сочетания предметов: химия-биология, математика-черчение, черчение-рисование, история-география, литература-иностранный язык. В школьном здании также размещаются учебные мастерские, спортивный и актовый залы, библиотека, рекреации, столовая, медицинский пункт, санитарные узлы, административно-хозяйственные помещения. Учебные помещения должны включать: рабочую зону, рабочую зону учителя, дополнительное пространство для размещения учебно-наглядных пособий, ТСО, зону для индивидуальных занятий учеников и возможной активной деятельности.

49. Гигиеническая оценка полимерного окружения ребенка. Гигиенические требования к полимерным материалам, применяемым в строительстве образовательных учреждений, при изготовлении оборудования и предметов детского обихода.

-безопасность (Полимерные материалы, используемые для изготовления детской мебели, должны быть разрешены органами санитарно-эпидемиологической службы.), - Материалы должны обладать низкой теплопроводностью, (не более 0,46 Вт/м.К), быть стойкими к воздействию теплой воды, моющих и дезинфицирующих средств. Уровень запаха всех видов игрушек (игр) не должен превышать 2-х баллов. Декоративное или защитное покрытие должно быть стойким к действию слюны, пота. Из игрушек не должны выделяться мономеры, пластификаторы, ингредиенты резин и продукты их превращения в концентрациях, превышающих допустимые количества миграции (ДКМ) для изделий, контактирующих с пищевыми продуктами.

50. Воздушно- тепловой режим детских и подростковых учреждений. Обоснование и гигиенические нормы воздухообмена и микроклимата, организация вентиляции и отопления детских и подростковых учреждений.

теплоснабжение от ТЭЦ, котельных.воздушно-тепловой режим обеспечивается системами отопления.В качестве отопит. приборов м. б. радиаторы, конвекторы и бетонные панели. отн.влажность-40-55%, t-21С.самостоят. вытяжные сис. следует проектировать от пищеблока, стиральной, бассейна. рециркуляция недопустима.

Здания ДОУ оборудуют системами центрального отопления и вентиляции в соответствии с требованиями, предъявляемыми к отоплению, вентиляции и кондиционированию воздуха в общественных зданиях и сооружениях.

2.6.2. Теплоснабжение зданий ДОУ следует предусматривать от тепловых сетей ТЭЦ, районных и местных котельных с резервным вводом. Допускается применение автономного или газового отопления.

В сельской местности в одноэтажных малокомплектных ДОУ по согласованию с учреждениями госсанэпиднадзора и пожарной инспекции допускается печное отопление. Не следует устанавливать железные печи.

2.6.3. В качестве нагревательных приборов могут использоваться: радиаторы, трубчатые нагревательные элементы, встроенные в бетонные панели.

2.6.4. Температура поверхности обогревательных приборов должна быть не более 80 град. С.

Во избежание ожогов и травм у детей отопительные приборы следует ограждать съемными деревянными решетками.

Не следует использовать ограждения из древесно-стружечных плит и др. полимерных материалов.

В угловых помещениях температура воздуха должна быть на 2 град. С выше.

2.6.5. В зимний период температура пола в групповых помещениях, расположенных на первых этажах здания, должна быть не менее 22 град. С.

2.6.6. Относительная влажность воздуха в помещениях с пребыванием детей должна быть 40 - 60%, в кухне и постирочной - 60 - 70%.

2.6.7. Все помещения ежедневно и неоднократно проветриваются в отсутствие детей. Наиболее эффективное — сквозное и угловое проветривание помещений.

Длительность проветривания зависит от температуры наружного воздуха, направления ветра, эффективности отопительной системы.

Сквозное проветривание проводят не менее 10 минут через каждые 1,5 часа. Проветривание проводят в отсутствие детей и заканчивают за 30 мин. до их прихода с прогулки или занятий.

При проветривании допускается кратковременное снижение температуры воздуха в помещении, но не более чем на 2 - 4 град. (с учетом возраста детей).

Широкая односторонняя аэрация всех помещений в теплое время года допускается в присутствии детей.

Проветривание через туалетные комнаты не допускается.

2.6.8. В помещениях спален сквозное проветривание проводят до укладывания детей.

В холодное время года фрамуги, форточки закрывают за 10 мин. до отхода ко сну детей; открывают во время сна с одной стороны и закрывают за 30 мин. до подъема.

В теплое время года сон (дневной и ночной) организуют при открытых окнах (избегая сквозняка).

2.6.9. Помещения с постоянным пребыванием детей (групповые, игровые, спальни, комнаты для музыкальных и физкультурных занятий и др.) следует обеспечивать чистым свежим воздухом. Кратность обмена воздуха в 1 час представлена в таблице 2.6.1.

Здания школы

Отопление, вентиляцию, кондиционирование воздуха в общеобразовательных учреждениях следует предусматривать в соответствии с гигиеническими требованиями к общественным зданиям и сооружениям.

Теплоснабжение зданий обеспечивается от ТЭЦ, районных или местных котельных. Паровое отопление не используется.

В качестве нагревательных приборов могут применяться радиаторы, трубчатые нагревательные элементы, встроенные в бетонные панели, а также допускается использование конвекторов с кожухами. Отопительные приборы ограждаются съемными деревянными решетками, располагаются под оконными проемами и имеют регуляторы температуры. Не следует устраивать ограждений из древесно — стружечных плит и других полимерных материалов. Средняя температура поверхности нагревательных приборов не должна превышать 80 град. С.

2.5.2. При проектировании в здании общеобразовательного учреждения воздушного отопления, совмещенного с вентиляцией, следует предусматривать автоматическое управление системами для поддержания в помещении в рабочее время расчетных уровней температуры и относительной влажности воздуха в пределах 40 - 60%.

Во внеучебное время в помещении поддерживается температура не ниже 15 град. С.

Температура воздуха, поддерживаемая в системе воздушного отопления, в рабочее время не должна превышать 40 град. С.

В учебных помещениях рециркуляция воздуха в системах воздушного отопления не допускается.

Отдельные системы вытяжной вентиляции следует предусматривать для следующих помещений (групп помещений): классных комнат и учебных кабинетов (при отсутствии воздушного отопления), лабораторий, актовых залов, бассейнов, тиров, столовой, медпункта, киноаппаратной, санитарных узлов, помещений для обработки и хранения уборочного инвентаря.

Воздухообмен в столовых рассчитывается на поглощение теплоизбытков, выделяемых технологическим оборудованием кухни.

Использование асбестоцементных воздухопроводов не допускается.

2.5.3. Печное отопление допускается только в одноэтажных малокомплектных сельских учреждениях (не более 50 человек). Топка устраивается в коридоре.

Не следует устанавливать железные печи. Во избежание загрязнения воздуха помещений окисью углерода печные трубы закрываются не ранее полного сгорания топлива и не позднее чем за два часа до прихода обучающихся.

2.5.4. Площадь фрамуг и форточек в учебных помещениях должна быть не менее 1/50 площади пола. Фрамуги и форточки должны функционировать в любое время года.

2.5.5. Учебные помещения проветриваются во время перемен, а рекреационные — во время уроков.

До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание учебных помещений. Длительность сквозного проветривания определяется погодными условиями согласно таблице 2.

ДЛИТЕЛЬНОСТЬ СКВОЗНОГО ПРОВЕТРИВАНИЯ УЧЕБНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ

В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТЕМПЕРАТУРЫ НАРУЖНОГО ВОЗДУХА

Наружная температура ˚С

Длительность проветривания помещения, мин.

в малые перемены в большие перемены и между сменами
От +10 до +6 4 - 10 25 - 35
От +5 до 0 3 - 7 20 - 30
От 0 до -5 2 - 5 15 - 25
От -5 до -10 1 - 3 10 - 15
Ниже -10 1 - 1,5 5 - 10

В теплые дни целесообразно проводить занятия при открытых фрамугах и форточках.

2.5.6. Температура воздуха в зависимости от климатических условий должна составлять: - в классных помещениях, учебных кабинетах, лабораториях - 18 - 20 град. С при их обычном остеклении и 19 - 21 град. С — при ленточном остеклении;

- в учебных мастерских - 15 - 17 град. С;

- в актовом зале, лекционной аудитории, классе пения и музыки, клубной комнате - 18 - 20 град. С;

- в кабинетах информатики — оптимальная 19 - 21 град. С, допустимая 18 - 22 град. С;

- в спортзале и комнатах для проведения секционных занятий - 15 - 17 град. С;

- в раздевалке спортивного зала - 19 - 23 град. С;

- в кабинетах врачей - 21 - 23 град. С;

- в рекреациях - 16 - 18 град. С;

- в библиотеке - 17 - 21 град. С;

- в вестибюле и гардеробе - 16 - 19 град. С.

2.5.7. Уроки физкультуры следует проводить в хорошо аэрируемых залах. Для этого необходимо во время занятий в зале открывать одно — два окна с подветренной стороны при температуре наружного воздуха выше +5 град. С и слабом ветре. При более низкой температуре и большей скорости движения воздуха занятия в зале проводятся при открытых фрамугах, а сквозное проветривание — во время перемен при отсутствии обучающихся.

При достижении в помещении температуры воздуха в 15 - 14 град. С проветривание зала следует прекращать.

2.5.8. В помещениях общеобразовательных учреждений относительная влажность воздуха соблюдаться в пределах 40 - 60%.

2.5.9. В туалетных, помещениях кухни, душевых и мастерских оборудуется вытяжная вентиляция.

Вытяжные вентиляционные решетки следует ежемесячно очищать от пыли.

2.5.10. В мастерских для трудового обучения, где работа на станках и механизмах связана с выделением большого количества тепла и пыли, оборудуется механическая вытяжная вентиляция. Кратность воздухообмена составляет не менее 20 куб. м в час на 1 ребенка. Станки и механизмы должны отвечать требованиям санитарных норм и иметь соответствующие защитные приспособления.

51.Биологическое значение солнечного света для растущего организма. Гигиенические требования к
инсоляционному режиму естественному, совмещенному, искусственному освещению детских и
подростковых учреждений. Оценка гигиенических нормативов естественной и искусственной
освещенности.

Биологическое значение солнечного света для растущего организма. Выработка витамина Д (для развития опорно-двигательного аппарата), зрение, профилактика УФнедостаточности. Значение освещения в охране зрения. Плохое освещение - риск развития миопии.  Гигиенические требования к инсоляционному режиму. достаточность, равномерность, отсутствие блесткости, 3х часовая непрерывная инсоляция с22.03 по 22.09, ориентация должна обеспечивать оптимальный (ю-в, ю-з) или умеренный (ю,в,з) инсоляционный режим, минимальный КЕО 1,5, оптимальный КЕО 2,5, сочетание спектров искусственного освещения должно быть приближено к естественному, светильники по рядам параллельно светонесущей стене, лампы должны выключаться по рядам, естественный свет должен преобладать 2:1, если глубина больше 6 м необходимо 2х стороннее естественное освещение, оптимальный уровень иск освещения для детей шк возраста 600-1200лк, искусственное должно быть общим+равномерным+местным у доски, светильники рассеянного или отраженного света, освещение доски при помощи софитов и 2х установленных на 0,3 выше доски зеркальных светильников. 

52. Физиологическое обоснование правильного положения тела ребенка при различных видах занятий и работы. Гигиенические требования к учебной мебели и оборудованию, их размещению. Прямоугольна ориентация кабинета. При оборудовании учебных помещений соблюдаются следующие размеры проходов и расстояния между предметами оборудования в см:- между рядами двухместных столов — не менее 60;- между рядом столов и наружной продольной стеной — не менее 50 - 70;- между рядом столов и внутренней продольной стеной (перегородкой) или шкафами, стоящими вдоль этой стены, - не менее 50 - 70;- от последних столов до стены (перегородки), противоположной классной доске, - не менее 70, от задней стены, являющейся наружной, - не менее 100, а при наличии оборотных классов - 120;- от демонстрационного стола до учебной доски — не менее 100;- от первой парты до учебной доски - 2,4 - 2,7 м;- наибольшая удаленность последнего места обучающегося от учебной доски - 860;- высота нижнего края учебной доски над полом - 80 - 90;- угол видимости доски (от края доски длиной 3 м до середины крайнего места обучающегося за передним столом) должен быть не менее 35 градусов для обучающихся II — III ступени и не менее 45 градусов для детей 6 - 7 лет. Требования к рассаживанию детей в классе: по росту, с миопией на первую парту не зависимо от роста, с ревматизмом и часто болеющих на средний ряд, мебель должна быть соответствующего размера. Ширина сиденья определяется размерами межбугровой дистапции к которой добавляется допуск для обеспечения возмож­ности боковых движений; плоское сиденье предпочтительнее, чем мягкое или изог­нутое, ввиду необходимости изменений положения. Же­лательно придавать наклон кзади 3—5°; наиболее удобный способ подняться со стула состоит в переносе стоп под туловище, так как в этом случае умень­шается мышечное усилие при движении. Ввиду этого ка­тегорически противопоказано помещать между ножками стула или впереди него цельные поперечные планки или встроенные подставки для ног; опора, поддерживающая спину, уменьшает мышечную активность туловища; однако она не должна снижать под­вижности позвоночника и верхних конечностей (ее сле­дует располагать ниже лопаток); если опора для спины чрезмерно низка, она приходит в соприкосновение с крестцом, что мешает удобно сидеть и вызывает соскальзывание вперед. Таким образом, поло­жение опоры для спины имеет границы как сверху, так и снизу. Оптимальна регулируемая высота поясничной опо­ры, ее наклон должен составлять величину порядка 105°; стол и стул должны составлять единое целое и констру­ироваться на основании антропометрических данных де­тей. Под столом должно быть достаточное пространство для нижних конечностей. Расстояние между подстольным пространством и сиденьем должно быть больше макси­мальной высоты бедра. Ширина пространства для голе­ней под столом также должна быть достаточной; в целях безопасности стул должен быть прочным и ус­тойчивым; этому требованию лучше всего удовлетворя­ют стулья на 4 ножках. Гигиенические требования, предъявляемые к детской меб, основываются на современных данных антропометрии, экологии, эргономики и способствуют гармоничному физичес­кому развитию детей, выработке у них правильной осанки длительному сохранению работоспособности, профилактике нарушений зрения и опорно-двигательного аппарата. Одним из основных требований является соответствие размеров мебели длине тела и пропорциям ребенка. При нарушения этого требования увеличивается наклон туловища, ухудшается осанка, нарушается зрение. При сидении должна быть обеспечена возможность изме­нения положения; масса тела должна поддерживаться главным образом се­далищными буграми, для этого прежде всего необходи­мо, чтобы сиденье было относительно твердым; высота сиденья не должна превышать минимальной дли­ны голени детей соответствующего роста; необходимо соблюдать достаточное расстояние между икрами и краем сиденья во избежание дискомфорта в ре­зультате давления сиденья на заднюю поверхность голе­ней. Максимальная глубина сиденья, соответствующая комфортности, определяется длиной бедер; минимальная ширина сиденья определяется потребнос­тью опоры для седалищных бугров. Вопросы подбора мебели в соответствии с длиной тела детей, ее маркировки, расстановки в учебных помещениях, рассаживания детей в соответствии с состоянием зрения и слуха, оценка посадки детей являются важной составной частью де­ятельности медицинских и педагогических работников по обес­печению санитарно-эпидемиологического благополучия детс­кого населения. Для детей дошкольного возраста используются различных размеров детские столы, стулья, кровати, предназначенные для ДОУ и домашних условий. Изготавливаются детские столы четырех типов: I — стол четырехместный для детей 1,5—5 лет; 2 — стол двухместный с изменяющимся наклоном крышки и ящиками для учебных пособий для детей 5—7 лет; III — стол двухместный трапециевидной формы для детей 1,5— 4 лет (дополнительный); IV — стол одноместный для использования в быту. В помещениях для детей в возрасте от 1 года до 4 лет дол­жны быть четырехместные столы; для средней, старшей и под­готовительной групп детского сада используются двухместные столы. Столы размещают не более чем с 2 ряда и таким обра­зом, чтобы свет падал слева. Оптимальная зона видения в вер­тикальной плоскости для детей 2—7 лет — 57 см, максималь­ная зона — 125—150 см. Основная школьная мебель (парты, столы и стулья учени­ческие) имеет различные размеры, зависящие от показателей длины тела детей. Каждый школьник обеспечивается удобным рабочим местом за партой или столом в соответствии с дли­ной его тела, состоянием зрения и слуха. Рассаживание уча­щихся за партами (столами) производится с учетом их длины тела (в обуви). В каждом классе (учебном кабинете) следует иметь парты или столы и стулья нескольких групп в зависимости от потреб­ности. Запрещается использовать табуреты и ска­мейки. Мебель должна иметь цифровую и цветовую маркировку. Цве­товая маркировка школьной мебели должна быть видна со стороны прохода между рядами; ее наносят на обеих сторонах стола (парты), тула в виде круга диаметром 22 мм или горизонтальной полосы шириной 20 мм, Школьники должны сами знать необходимые для них груп­пы мебели. Для этого рекомендуется в вестибюле школы выве­сить цветную мерную линейку, на которой соответственно| группам мебели наносят цветные полосы. По этой линейке школьники могут самостоятельно изме­рить свою длину тела и определить маркировочный цвет необ­ходимой мебели. В тех случаях, когда мебель не имеет фабричной маркиров­ки, ее проводит медицинский персонал. Для этого с помощью сантиметровой ленты (метра, рулетки) измеряют основные размеры парты или стола и стула и сравнивают полученные Данные с соответствующим ГОСТом. Прежде всего обращают внимание на совпадение размеров высоты стола и стула, а затем и всех остальных размеров. Зная длину тела школьника (данные находятся в индиви­дуальной карте — форма № 26) и прибавив к ней 2 см на каблук, можно определить необходимую для него группу парты или стола, стула.

53. Физиолого-гигиеническое обоснование и гигиенические требования к игрушкам. игрушки подразделяются на 5 групп: игрушки для детей до года (ранний), от 1 года до 3 лет (ясельный), от 3 до 6 лет (дошкольный), от 6 до 10 лет (младший школьный), от 10 до 14 лет (средний школьный). Детская игрушка должна быть безопасной и гигиеничной, со­ответствовать возрастным и умственным способностям ре­бенка. Гигиенические требования, предъявляемые к играм и иг­рушкам, касаются материалов, из которых они изготовляют­ся, конструкции и отдельных характеристик игр и игрушек, а также производства и реализации игрушек. Действующим санитарным законодательством регламенти­руются сырье и материалы, разрешенные для изготовления игру­ шеек. используются полимер­ные материалы (полистирол, полиэтилен, полипропилен, ПХВ, дакрил, сэвилен, винилискожа, фторлон и др.), поли­мерные пленки (поливинилхлоридная, полиэтиленовая, поли-этиленполиамидная, целлофан и др.), резина, каучук, а так­же лаки, краски, эмали, другие материалы, включенные в «Перечень сырья и материалов, разрешенных для изготовле­ния игрушек» или получившие гигиеническую оценку и под­твержденные соответствующим заключением. При изготовлении игрушек допускается использование про­изводственных отходов материалов (вторичная переработка). Ис­пользование производственных отходов, поступающих с пред­приятий, не специализирующихся на выпуске детских игрушек, Допускается по согласованию с органами санитарно-эпидемиологической службы. Для изготовления игрушек не допускаются Утиль, натуральный мех и кожа (для игрушек, предназначен­ных для детей до 3 лет), древесная кора. Детали музыкальных духовых игрушек, предназначенные для соприкосновения с губами детей, и погремушки должны изготавливаться из легко дезинфицирующихся материалов, не впитывающих влагу. Содержание тяжелых металлов (барий, кадмий, хром, сви­нец, ртуть, селен) в игрушках регламентируется гигиеничес­кими требованиями. Из игрушек не должны выделяться мономеры, пластифи­каторы, ингредиенты резин и продукты их превращения в концентрациях, превышающих допустимые количества мигра­ции для изделий, контактирующих с пищевыми продуктами или ПДК для атмосферного воздуха. Регламентируется и лету­честь химических веществ, выделяющихся из игрушек в воз­душную среду. В условиях динамического равновесия1 выделе­ние летучих химических веществ не должно превышать ПДК соответствующих веществ (формальдегид, фтолатьг, стирол, этилбензол, акрилонитрил) для атмосферного воздуха. При оценке выделяющихся из игрушек в водную среду химических веществ (фтолаты, формальдегид, стирол, метилметакрилат, тиурам) концентрации определяемых веществ сравнивают с санитарными нормами допустимых количеств миграции (ДКМ) химических веществ, выделяющихся из полимерных и других материалов, контактирующих с пищевыми продуктами. СанПиН 2.4.7.007-93 «Производство и реализация игр и ифушек» содержит сведения о материалах, которые нельзя использовать в производстве игрушек. Это отдельные виды ре­зины, полиэтилена, медные трубы, оцинкованная сталь, бе­лая жесть и др. Детали музыкальных духовых игрушек, предназначенных для соприкосновения с губами детей, погремушки должны быть изготовлены из легко дезинфицирующихся материалов. Гигиенические требования к конструкции и особенностям игрущек относятся к органолептическим нормативам, оформле­нию, устойчивости как покрытий ирушек, так и полимерных материалов, используемых для изготовления иф и ифушек. Игрушки должны иметь гладкую, сухую поверхность, быть нелипкими. Игрушки всех видов не должны пахнуть. Допусти­мый уровень запаха составляет 2 балла, что соответствует воз­можности обнаружить запах неопытным специалистом (дегус­татором), если на это обратить его внимание. Декоративное или защитное покрытие ифушек должно быть стойким к воздействию слюны, пота и влажной обработки. Ги­гиенические требования к стойкости покрытия игрушек по отношению к действию слюны и пота распространяются на все игрушки, за исключением мягконабивных. Нормируется уровень звука, издаваемый игрушкой.В настольно-печатных играх текст должен быть напечатан контрастным для фона цветом. Цифровые и буквенные обозна­чения должны иметь черную окраску или черный рельеф. оптимальные цвета для фона: голубой, зеленый, желто-зеленый, желтый, оранжевый, оранжево-красный. Высота букв в настольно-пе­чатных играх, предназначенных для чтения детьми в возрасте до 10 лет, должна быть не менее 2,3 мм и не менее 1,75 мм — для детей старше 10 лет. Профилактике травматизма и охране здоровья детей содей­ствует требование к прочности крепления отдельных деталей игрушек (нос, звуковое устройство и др.). Усилий ребенка для этого должно быть недостаточно. Все эти детали не должны отрываться при усилии в 10 кг. Предприятия по производству игр и игрушек для детей дол­жны гарантировать выпуск продукции, безопасной для здо­ровья ребенка, подтвержденной наличием соответствующе го заключения. Работники, непосредственно связанные с изготовлением и реализацией игрушек, не должны иметь противопоказаний к работе на этом производстве, в учреждении по состоянию здо­ровья в соответствии с действующими нормативными докумен­тами. На потребительской упаковке или вкладыше должен быть указан возраст детей, для которых предназначена конкретна игра или игрушка. При несоответствии игрушек требованиям санитарных пра­


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.083 с.