Мониторнг состояния здоровья детей и подр: понятие, виды, этапы. Цели и задачи динамич наблюдения за состоянием зд. Организация мониторинга зд в ЦГСЭН Свердл обл. — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Мониторнг состояния здоровья детей и подр: понятие, виды, этапы. Цели и задачи динамич наблюдения за состоянием зд. Организация мониторинга зд в ЦГСЭН Свердл обл.

2020-02-15 131
Мониторнг состояния здоровья детей и подр: понятие, виды, этапы. Цели и задачи динамич наблюдения за состоянием зд. Организация мониторинга зд в ЦГСЭН Свердл обл. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Соц-гиг мониторинг.Госуд.система наблюдения за сост.зд. и среды обитания, их анализа, оценки и прогноза, а также определение причинно-следственных связей между состоянием зд. населения, действием и воздействием факторов среды. Включает: Систему РПН, Гос.сист.экологич.мониторинга, Гос.систему контроля за радиац.обст. Всероссийский мониторинг соц.труд.сферы. Разделы СПМ (Цикл деят-ти): Сбор информации о состоянии зд, о факторах среды, Анализ, Обоснование оздоровит. Мероприятий, подготовка оздоровит. Программ, Оценка процессов эфф-ти, проф.мероприятия. Дети: Население à отдел СГМ, Дети, обучающиеся в орг.колективах. Методы анализа СПМ: Оценка уровня динамики и структуры заболеваемости, Оценка, соотношение возд-я факт.ср. гигиеническим нормативам, Оценка численности населения, подвергающимся неблагоприятному действию среды, Метод выявления причинно-следственных связей: А) корреляционно-регрессионный анализ Б) оценка абсолютн. и относит. риска В)Анализ временных рядов Г) методы многократного моделирования. Прогнозирование заболеваемости на основе многолетних данных. 18. Система факторов, формирующих здоровье детей и подростков. Приоритетные факторы риска и развития в учебно-воспитательных учреждениях. Факт, формирующие зд. (факторы риска): Медико-биологические факторы (Генетические, Репродуктивные, Возрастно-половые); Факт.мед.обслуживания; Факт.образа жизни (Индивидуальные, Коллективные, Семейные); Факт.окр.среды (Климато-географические, Загрязнение окр.среды) службы и ведомства, участв.в обеспеч.мониторинга – роспотребнадзор, поликли.служба (педиатры), здравоохр, соц.сл.(дети с огранич.возможн.). ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ: Определяющую роль в изменениях состояния здоровья детского населения играют три группы факторов: генотип популяции; образ жизни; состояние окружающей среды. Социальные и средовые факторы действуют не изолированно, а в сочетании с биологическими (в том числе наследственными) факторами. Это обусловливает зависимость заболеваемости человека как от среды, в которой он находится, так и от генотипа и биологических законов роста и развития. В литературе достаточно часто приводятся общие положения, сформулированные ВОЗ, согласно которым влияние социальных факторов на формирование здоровья составляет около 50 %, биологических факторов — около 20 %, антропогенныхфакторов — также около 20 % и медицинского обслуживания — до 10 %. Однако эти величины являются усредненными,не отражают возрастных особенностей роста и развития детей,формирования патологии в отдельные периоды их жизни, распространенности факторов риска. Роль тех или иных факторов в развитии неблагоприятных эффектов в состоянии здоровья различная в зависимости от пола и возраста индивидуума. Наибольшему риску развития хронических болезней подвержены дети с отягощенной наследственностью. В настоящее время внешнесредовые факторы по своему значению лишьнемногим уступают биологическим. Алкоголизм родителей,неполная семья, неблагоприятный микроклимат в семье и школе — нередко взаимозависимые психосоциальные факторы, повышающие риск развития хронической патологии. Важное значение имеют и факторы загрязнения среды. Риск развития некоторых заболеваний у детей, проживающих в загрязненных районах, повышается в 2—3 раза. Педиатры к числу экологических факторов относят также профессиональные вредности у родителей по меньшей мере в течение 2 лет перед рождением ребенка, курение матери во время беременности и курение дома в присутствии ребенка. Состояние здоровья детей зависит как от внутренних факторов (тип конституции, темпы физического развития, пол,возраст), так и факторов окружающей среды (суммарная школьная нагрузка, проживание в городских или сельскихусловиях, занятия спортом и др.). Имеются многочисленные данные по влиянию образования и социально-экономического статуса родителей на здоровье детей. В бедных семьях выше смертность детей от несчастных случаев, травм, выше уровень заболеваемости, уровень и средняя длительность госпитализации. Риск несчастных случаев среди детей уменьшается с ростом образования матери. Показатели здоровья детей, особенно раннего возраста,зависят от типа семьи (полная, неполная и т.д.). Заболеваемость детей в неполных семьях достоверно выше, чем в полных, и часто болеющих детей у них больше. Многочисленные исследования по проблеме «семья и болезнь» позволяют говорить об «уязвимых» детях — детях, которые в большей степени, чем другие, подвержены риску за-болеть. Это внебрачные дети, дети из неполных семей, из семей,проживающих в неблагоприятных социально-экономических условиях (низкий доход, плохое питание), детей из неблагополучных семей, в которых отмечаются алкоголизм, асоциальное поведение, небрежное отношение к воспитанию детей. Установлена выраженная корреляционная зависимость между здоровьем детей и режимом их дня. Среди недосыпающих школьников доля здоровых ниже, чем среди соблюдающих это требование режима. Школьники, которые ежедневно проводят на свежем воздухе 1 ч и менее, чаще страдают аномалиями рефракции глаза, ревматизмом и нарушениями обмена веществ. Особое значение для здоровья детей имеют условия обучения и воспитания в дошкольном учреждении и школе (вместимость и планировка здания, освещенность, воздухообмен,соответствие мебели анатомо-физиологическим особенностям детей). Распространенность острых респираторных заболеваний среди детей зависит от режима проветривания и площади учебно воспитательных помещений, а также от планировки здания. Установлено выраженное влияние на здоровье учащихся следующих факторов среды: климатических особенностей местности; загрязнений атмосферного воздуха; неудовлетворительных санитарно-гигиенических условий (в основном за счет превышения вместимости школьных зданий, двусменных занятий, недостаточных площадей учебных помещений, плохих жилищных условий); низкого материального уровня жизни семей; большой занятости на работе матерей; посещения вдошкольном возрасте ясель и в начальных классах групп продленного дня; злоупотребления алкоголем у отцов; большой суммарной нагрузки школьников; несоблюдения режима дня и особенно постоянного недосыпания. У детей в возрасте до 1 года среди социальных факторов решающее значение имеют характер семьи и образование родителей, в возрасте 1—4 лет значение этих факторов уменьшается, но все еще остается достаточно значимым. Однако уже в этом возрасте увеличивается роль жилищных условий и дохода семьи, содержания животных и курения родственников в доме. Важен такой фактор, как посещение ребенком дошкольного образовательного учреждения (ДОУ). Наибольшее значение он имеет именно в возрастной группе 1—4 года. В возрасте 7—10 лет наибольшую роль играют жилищные условия, доход, содержание животных и курение родственников в доме. Среди биологических факторов, оказывающих наибольшее влияние на заболеваемость, во всех возрастных группах детей основными являются заболевания матери во время беременности и осложнения течения беременности и родов. Значение факторов окружающей среды в развитии неблагоприятных эффектов в значительной степени зависит от возраста изучаемого контингента, характера заболевания и нозологической формы болезни, а также от профессиональной принадлежности родителей. Для каждого возраста характерны преобладание тех или иных факторов. Одни и те же факторы, одни и те же уровни и интенсивность их оказывают различное влияние на развитие заболеваемости в разных возрастных группах. Это определяет необходимость дифференцированного подхода к оценке роли факторов риска, планирования и осуществления профилактических и оздоровительных мероприятий.

14. Морфо-функциональные особенности детей раннего и дошкольного возраста. Период новорожденности (первые 10 дней). Грудной возраст (длится до года). Происходит очень интенсивное физическое, нервно-психическое, моторное и интеллектуальное развитие. Дети раннего возраста (от 1 до 3 лет). Мышечная масса интенсивно ↑, к концу 2 года завершается прорезывание молочных зубов. Идет интенсивное формирование лимфоидной ткани носоглотки (миндалины, аденоиды) с часто возникающей их гиперплазией. Развивается типичный морфологический тип со свойственной ему картиной пропорций тела, цилиндрическим туловищеи и конечностями, округлыми очертаниями лица и неглубоким его рельефом. Двигательные возможности расширяются крайне стремительно – от ходьбы до бега, лазания до прыжков. В познании окружающего мира участвуют всевозможные анализаторы, в т. ч. Рецепторный аппарат ротовой полости. Многие дети к концу 3 года жизни говорят длинными фразами с хорошим грамматическим управлением, аргументировано рассуждают. С 3 лет ребенок начинает говорить Я (до этого от 3 лица). Отрицательные эмоции могут носить характер истерических бурь, доходить до аффективных припадков. Наблюдается проявление капризности, застенчивости, удивления, страха. Это период обучения трудовым навыкам через игру. Четко определяются индивидуальные черты характера и поведения. Воспитание является главным элементом ухода за детьми. Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет). Дети посещают ДОУ. Характерно первое физиологическое вытяжение, нарастание массы тела несколько замедляется, отчетливо увеличивается длина конечностей, углубляется рельеф лица. Постепенно выпадают молочные зубы и начинается рост постоянных. Идет дифференцировка строения различных внутренних органов. Иммунная защита уже достигает зрелости. Интенсивно развивается интеллект, значительно усложняется трудовая деятельность. К 5 годам свободно говорят на родном языке. Значительно улучшается память. В конце дош. Периода дети становятся способными к восприятию систематических знаний при обучении в школе. Игры приобретают абстрактный характер. Совершенствуются тонкие координированные движения. Тонус сгибателей преобладает над тонусом разгибателей. Начинаются проявляться различия в поведении мальчиков и девочек, активно формируются индивидуальные интересы и увлечения. Возникают сложные взаимоотношения с разными детьми и взрослыми, формируется самолюбие.

15. Морфо-функциональные особенности детей младшего и среднего школьного возраста. (7-11 лет). Происходит замена молочных зубов на постоянные, наблюдается четкий половой деморфизм физ. развития. Имеются различия между мальчиками и девочками как по типу роста и созревания, так и по формированию полоспецифического телосложения. Быстро развиваются сложнейшие координационные движения мелких мышц, благодаря чему возможно письмо. К 9-10 годам почти заканчивается увеличение массы мозга, достигающей к этому времени в среднем 1300г. В этот период кора головного мозга начинает все больше доминировать над подкорковой областью с ее вегетативными центрами. Улучшается память, повышается интеллект. Обучение в школе дисциплинирует детей, стимулирует их самостоятельность и волевые качества; расширяет круг интересов. Дети начинают жить интересами коллектива. Снижается время, проводимое на воздухе; часто нарушается режим питания, возрастают нагрузки на нервную систему и психику.

16. Морфо-функциональные особенности подросткового возраста. (с 12 до 17-18 лет). Он характеризуется резким изменением функции эндокринных желез. Это период бурного полового созревания у девочек и его начало у юношей. Происходит препубертатный ростовой скачок со свойственной ему некоторой дисгармоничностью, возникновением и развитием черт, характерных для пола. Это самый трудный период психологического развития, формирование воли, сознательности, нравственности. Нередко это достаточно драматические пересмотр своей системы жизненных ценностей, отношения к себе, к родителям, сверстникам и обществу в целом. Здесь крайние суждения, и крайние поступки, стремление к самоутверждению и конфликтам.  

Психофизиологические особенности подросткового возраста.

-Особенностью подросткового периода является "скачок" развития, в результа-
те которого в относительно короткие сроки происходит завершение ряда морфоло-
гических процессов, существенно отличающих подростков от детей и взрослых.

-Интенсивная перестройка нервно-регуляторных процессов и нейрогумораль-
ных отношений: снижается порог возбудимости, некоторая слабость тормозных про-
цессов, недостаточная дифференцировка раздражений, исходящих из внешней сре-
ды, максимальные реакции, неадекватные силе раздражителя, меньше сила нерв-
ных процессов, повышена утомляемость, характерна переоценка своих возможно-
стей, склонность к максимальным реакциям, следствие - повышенный уровень
травматизма.

-Возраст гормональных сдвигов: ведущим в эндокринной перестройке является
активация деятельности гипофиза и тесно связанной с ним гипоталамической об-
ласти - период гипофизарной доминанты. Следствием является многоплановые из-
менения гормонального статуса в подростковом возрасте: гиперинсулинемия, уси-
ленная продукция адреналина, норадреналина, увеличение содержания глюкокорти-
кодидов, минералокортикоидов, андрогенов; интенсивное развитие и функциональ-
ное созревание щитовидной железы, надпочечников, половых желез. Усиливается
влияние гипофиза и щитовидной железы на процессы роста костей и окостенения
хрящевой ткани, морфологическое развитие половых органов. Преходящие гормо-
нальные дисгармонии, половое созревание.

-Возраст полового скачка: наибольший после первых 5 лет жизни прирост в
росте и мускулатуры, формирование функции мышечной системы отстает от роста
—> снижение координации, равновесия, риск нарушений осанки, стопы, травматизма.

-Со стороны ССС: интенсивный рост сердечной мышцы (сопоставимый по тем-
пам только с 1-м годом жизни), однако несмотря на это темпы развития сердца от-
стают от темпов увеличения антропометрических показателей, поэтому следствием
является возрастание функциональной нагрузки на аппарат кровообращения, веро-
ятны преходящие функциональные нарушения (изменение возбудимости, проводи-
мости, автоматизма), изменения конфигурации сердца (юношеская гипертрофия,
капельное сердце, митральная форма сердца), нарушения функционального харак-
тера (функциональные шумы над сердцем и крупными сосудами). Эти изменения, не
будучи ассоциированы с органической патологией, относят к возрастным вариантам
нормы. Повышается тонус сосудов, сократительная способность сердечной мышцы,
увеличивается АД, рост артериальной системы (в т.ч. просвет артерий) отстает от
темпов роста сердца, часто возникают гипер- и гипотонические состояния (при на-
рушении взаимодействия сократительной способности сердца и тонуса сосудов).

-Система пищеварения: вследствие нейроэндокринной перестройки может из-
меняться секреторная и моторная деятельность желудка, чаще - наклонность к ги-
персекреции или гетерохилия (смена высоких показателей кислотности ни низкие и
вновь на высокие), спазмам гладкой мускулатуры (дискинезии желчевыводящих пу-
тей), слабость связочного аппарата > возможность птоза.

-Дыхание: интенсивный рост легочной ткани, нарастает диаметр главных брон-
хов, совершенствование функций - увеличение показателей внешнего дыхания;
лимфатические сосуды и узлы уменьшаются.

-Кожа: повышение активности сальных и потовых желез, кислая реакция кожи
сменяется на щелочную. Следствие - снижение сопротивляемости кожи, склонность
к нагноительным процессам.

-Зрение и слух: анатомическое формирование глаза завершается к 12-14 го-
дам, а органа слуха уже в раннем возрасте. Функциональное развитие продолжается
и в подростковом периоде. В зтом возрасте отмечается самая высокая слуховая
чувствительность.

-Гетерохронность в формировании органов и систем - основа приспособитель-
ных реакций и причина повышенной чувствительности и ранимости организма под-
ростка к неблагоприятным условиям внешней среды.

-Интенсивное умственное развитие: на смену детским формам познавательно-
сти деятельности приходят взрослые, развивается абстрактное мышление, форми-
руется модель мира, но фрагментарная, они совершенствуется до 20-21 года.

-У подростков большое количество деформаций восприятия, вследствие несо-
вершенства интегративной функции мозга (у взрослых 2-7% ошибок при восприятии
сигналов, у подростков - 50-90%).

-Социальное развитие: происходит адаптация к физиологическим и анатомиче-
ским изменениям, связанным с процессами созревания. Подросток должен осмыс-
лить новую схему своего тела. Идентификация себя как личности: от полной соци-
ально-экономической зависимости от взрослого к самостоятельности. Формирова-
ние вредных привычек становится непременной чертой взросления.

Особенности психики: переоценка своих возможностей, завышенная самооцен-
ка, повышена ранимость, чувствительность к критическим замечаниям.

Профессионально значимые морфо-функциональные особенности:

1. Подростковый период—п-д гипофизарной доминанты --> функц.созревание гипофиза и гиполаламусаà повыш-е активности щит.железы, надпочеч, пол.жел, рост костей, разв-е половой системы

2. П-д ростового скачка—повыш.темпы роста и разв-я, завершаются морф.процессы созревания

3. Хар-на выраженная гетерохронность, нарвномерная скорость развития разных систем à чувствит-ть и ранимость организма

4. Цнс—перестройка нейрорегуляторных и нейрогуморальных отношений: сниж-е порога возбуд-ти, сниж. Силы нерв.проц. (тормозных в 1 очередь), реакции неадекватны силе раздражителя à большое кол-во ошибок в работе

5. Псих.сфера—интенсивное умств.разв-е, смена детских форм познавательной дея-ти на взрослые, абстрактное мышление, формиров-е в сознании модели мира (неполная, фрагментарная) идентификация себя, как личности. Большое кол-во деформаций восприятия вследствии несовершенства интегративной функции, неадекват.самооценка, повышенная ранимость, снижкритичность => запрещены работы с риском травматизма и высоким нервно-эмоц.напряжением

6. Ода: рост, масса мышц, сила, работоспособ-ть ↑, но они ещё не такие как у взр. Развитие мыш.сист.отстаёт от общего роста. Угловатость движ-й, ↓точности, риск наруш-я осанки

7. Ссс—темпы роста сердца отстают от темпа общ.роста--↑нагрузки на серд.мышцу—наруш-е функции автоматизма и проводимости+шумы, изм-е конфигурации сердца. Развивается сосудистая сеть, ↑ тонус, ↑ад и серд.выброс. хар-ны гипо, гипер.дистонические реакции. При работах с тяж.физич.нагрузкой, в усл.небл.микроклимата наблюд.неадекват.р-ции и длит.восстан-е. лёгкие нагрузки для взр—для детей сред.степени. средние для взр—тяжёлые

8. Пищ-я: меняется секреторная и моторная дея-ть жкт, ↓способность к детоксикации, слабость связочного аппарата=> ограничение физич.нагр. и токс.вещ-в

9. Дых: интенсив.рост лёгочной тк., ↑диаметр бронха=> запрещены работы в усл.дей-я фиброгенной пыли

10. Кожа: ↑акт. Сальных и потовых желёз, кислая р-ция кожи меняется на щелочную, ↓неспецифич.резистентности, ↑наклонность к нагноительным процессам=> огранич-е микрокл, пыль, токс вещ

11. Зрит. И слух. Анализаторы: анатомич.формир-е уже завершено, но функц.разв-е ещё продолжается. Для подр.возр.хар-на самая высокая слуховая чувств-ть. Более выражено спец.и неспец.дей-е шума=> огранич-е выполнения точных работ, освещённость, шум

17. Система факторов, формирующих здоровье детей и подростков. Приоритетные факторы риска и развития в учебно-воспитательных учреждениях.

Факт, формирующие зд. (факторы риска): Медико-биологические факторы (Генетические, Репродуктивные, Возрастно-половые); Факт.мед.обслуживания; Факт.образа жизни (Индивидуальные, Коллективные, Семейные); Факт.окр.среды (Климато-географические, Загрязнение окр.среды) ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ: Определяющую роль в изменениях состояния здоровья детского населения играют три группы факторов: генотип популяции; образ жизни; состояние окружающей среды. Социальные и средовые факторы действуют не изолированно, а в сочетании с биологическими (в том числе наследственными) факторами. Это обусловливает зависимость заболеваемости человека как от среды, в которой он находится, так и от генотипа и биологических законов роста и развития. В литературе достаточно часто приводятся общие положения, сформулированные ВОЗ, согласно которым влияние социальных факторов на формирование здоровья составляет около 50 %, биологических факторов — около 20 %, антропогенныхфакторов — также около 20 % и медицинского обслуживания — до 10 %. Однако эти величины являются усредненными,не отражают возрастных особенностей роста и развития детей,формирования патологии в отдельные периоды их жизни, распространенности факторов риска. Роль тех или иных факторов в развитии неблагоприятных эффектов в состоянии здоровья различная в зависимости от пола и возраста индивидуума. Наибольшему риску развития хронических болезней подвержены дети с отягощенной наследственностью. В настоящее время внешнесредовые факторы по своему значению лишьнемногим уступают биологическим. Алкоголизм родителей,неполная семья, неблагоприятный микроклимат в семье и школе — нередко взаимозависимые психосоциальные факторы, повышающие риск развития хронической патологии. Важное значение имеют и факторы загрязнения среды. Риск развития некоторых заболеваний у детей, проживающих в загрязненных районах, повышается в 2—3 раза. Педиатры к числу экологических факторов относят также профессиональные вредности у родителей по меньшей мере в течение 2 лет перед рождением ребенка, курение матери во время беременности и курение дома в присутствии ребенка. Состояние здоровья детей зависит как от внутренних факторов (тип конституции, темпы физического развития, пол,возраст), так и факторов окружающей среды (суммарная школьная нагрузка, проживание в городских или сельскихусловиях, занятия спортом и др.). Имеются многочисленные данные по влиянию образования и социально-экономического статуса родителей на здоровье детей. В бедных семьях выше смертность детей от несчастных случаев, травм, выше уровень заболеваемости, уровень и средняя длительность госпитализации. Риск несчастных случаев среди детей уменьшается с ростом образования матери. Показатели здоровья детей, особенно раннего возраста,зависят от типа семьи (полная, неполная и т.д.). Заболеваемость детей в неполных семьях достоверно выше, чем в полных, и часто болеющих детей у них больше. Многочисленные исследования по проблеме «семья и болезнь» позволяют говорить об «уязвимых» детях — детях, которые в большей степени, чем другие, подвержены риску за-болеть. Это внебрачные дети, дети из неполных семей, из семей,проживающих в неблагоприятных социально-экономических условиях (низкий доход, плохое питание), детей из неблагополучных семей, в которых отмечаются алкоголизм, асоциальное поведение, небрежное отношение к воспитанию детей. Установлена выраженная корреляционная зависимость между здоровьем детей и режимом их дня. Среди недосыпающих школьников доля здоровых ниже, чем среди соблюдающих это требование режима. Школьники, которые ежедневно проводят на свежем воздухе 1 ч и менее, чаще страдают аномалиями рефракции глаза, ревматизмом и нарушениями обмена веществ. Особое значение для здоровья детей имеют условия обучения и воспитания в дошкольном учреждении и школе (вместимость и планировка здания, освещенность, воздухообмен,соответствие мебели анатомо-физиологическим особенностям детей). Распространенность острых респираторных заболеваний среди детей зависит от режима проветривания и площади учебно воспитательных помещений, а также от планировки здания. Установлено выраженное влияние на здоровье учащихся следующих факторов среды: климатических особенностей местности; загрязнений атмосферного воздуха; неудовлетворительных санитарно-гигиенических условий (в основном за счет превышения вместимости школьных зданий, двусменных занятий, недостаточных площадей учебных помещений, плохих жилищных условий); низкого материального уровня жизни семей; большой занятости на работе матерей; посещения вдошкольном возрасте ясель и в начальных классах групп продленного дня; злоупотребления алкоголем у отцов; большой суммарной нагрузки школьников; несоблюдения режима дня и особенно постоянного недосыпания. У детей в возрасте до 1 года среди социальных факторов решающее значение имеют характер семьи и образование родителей, в возрасте 1—4 лет значение этих факторов уменьшается, но все еще остается достаточно значимым. Однако уже в этом возрасте увеличивается роль жилищных условий и дохода семьи, содержания животных и курения родственников в доме. Важен такой фактор, как посещение ребенком дошкольного образовательного учреждения (ДОУ). Наибольшее значение он имеет именно в возрастной группе 1—4 года. В возрасте 7—10 лет наибольшую роль играют жилищные условия, доход, содержание животных и курение родственников в доме. Среди биологических факторов, оказывающих наибольшее влияние на заболеваемость, во всех возрастных группах детей основными являются заболевания матери во время беременности и осложнения течения беременности и родов. Значение факторов окружающей среды в развитии неблагоприятных эффектов в значительной степени зависит от возраста изучаемого контингента, характера заболевания и нозологической формы болезни, а также от профессиональной принадлежности родителей. Для каждого возраста характерны преобладание тех или иных факторов. Одни и те же факторы, одни и те же уровни и интенсивность их оказывают различное влияние на развитие заболеваемости в разных возрастных группах. Это определяет необходимость дифференцированного подхода к оценке роли факторов риска, планирования и осуществления профилактических и оздоровительных мероприятий.

18.Деятельность - фактор роста и развития детей и подростков, ведущие виды деятельности и сенситивные периоды развития. Этапы и ступени образования. Гигиенически значимые факторы обучения и воспитания. Роль органов Роспотребнадзора в обеспечении безопасности образовательной деятельности.

Организация на основе саморегуляции: Постепенное вхождение в работу (пн, сентябрь, начало урока – небольшие нагрузки), Чередование нескольких видов учебной деятельности и преподования, работы и отдыха, физкультурные и эмоциональные разрядки, Достаточность нагрузки (на предмет возможности), Работа до утомления, Систематичностьпостепенное увеличение объёма нагрузки. Биоритмы: Суточные: 1. Период, 2. Амплитуда, 3. Средний уровень функц.нормиров,                 4. Акрофаза (мин и макс.).

2

3                                   .... 4                                    4

1

Факторы рассогласования биоритмов: Смена пояса, Переход на зимнее-летнее время, Болезни, Статические нагрузки и низкая физическая активность. Проявление рассогласования=десинхроз à астенический синдром. Борьба с десинхронозом = пути синхронизации: Режим дня; Сложные новые виды работы должны приходиться на период высокой работоспособности, отдых – на период снижения; Достаточный уровень двигательной активности, не меньше 1/3 в период максим.акрофазы; Достаточный ночной сон; Водная гимнастика. С учётом этих особенностей разработан режим дня.Режим дня рассчитан на жаворонков. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ: Воспитание и обучение обеспечивается деятельностью детей, разнообразной по форме, содержанию и продолжительности. Деятельность является основным фактором развития растущего организма. Виды деятельности в зависимости от энергетических затрат и величины двигательного компонента условно можно разделить на деятельность с относительно небольшой тратой энергии — от 50 до 100 ккал/ч в зависимости от возраста детей и характера занятий, и деятельность со средним и большим калорическим эффектом. Первый вид деятельности составляет основу умственной работы (учебные занятия в дошкольном учреждении, школе и Дома, чтение, просмотр телепередач, спокойные настольные игры и др.). Деятельность, требующая значительных энергетических затрат, превышающих 100 ккал/ч, составляет основу различных видов физического воспитания и трудового обучения. Двигательный компонент более представлен при выполнении физических видов деятельности, требующих перемещения тела и преодоления различных сопротивлений, чем при выполнении умственной работы. Теоретической основой гигиенического нормирования различных видов деятельности детей являются представление о саморегуляции функций организма, принципы формирования функциональных систем (П.К.Анохин, К.В.Судаков). С позиций теории функциональных систем целенаправленное поведение человека определяется не только внешними воздействиями на организм, а связано, кроме того, с удовлетворением внутренних потребностей и направлено на получение полезного результата поведенческой деятельности, в том числе познавательной. Функциональные системы организма — это динамические саморегулирующиеся организации, избирательно объединяющие различные органы и уровни нервной и гуморальной регуляции для достижения полезных результатов. Любая функциональная система независимо от уровня сложности ее организации имеет однотипную центральную архитектонику. Принципиальная схема общей архитектуры функциональной системы включает афферентный синтез, принятие решения и формирование акцептора результата действия, поведенческую деятельность, результат поведения, метаболические сдвиги в организме и сигнализацию о внутренних потребностях. С точки зрения теории функциональных систем в поведенческом акте выделяют следующие стадии: афферентного синтеза; принятия решения; формирования акцептора результатов действия (АРД); эфферентного синтеза; целенаправленного поведения; санкционирующую. В связи с особенностями морфофункционального созревания организма детей в разные периоды жизни ребенка отдельные компоненты функциональных систем (память, мотивации различных видов образовательной деятельности, формирование АРД) оказываются недостаточно сформированными, что, естественно, не может не сказываться на результатах их деятельности. Для обеспечения оптимальных условий деятельности детей важен такой компонент функциональной системы, как обстановочная и пусковая афферентация. Условия воспитания и обучения, как правило, адекватны требованиям, необходимым для формирования основных функциональных систем деятельности ребенка. В условиях образовательной деятельности часто пусковая афферентация представляет собой не единичный сигнал, а ситуацию определённого характера, т.е. здесь пусковой сигнал и обстановочная информация сливаются. Сам фактор времени может выступать в качестве пускового раздражили той или иной поведенческой функциональной системы. Все это, как писал академик П.К.Анохин,сводит до минимума абсолютное значение стимула в целенаправленной деятельности. Одни и те же элементы образовательной деятельности повторяются неоднократно. При постоянстве условий, стабильном периодическом ее повторении удовлетворение однотипных потребностей приобретает стереотипный характер. В случае повторных удовлетворений потребностей при однотипных условиях поведение строится уже по постоянной жесткой программе. При этом значение внешних пусковых раздражителей отодвигается на задний план и ведущей причиной поведения становится индивидуально приобретенная программа поведения, основанная на закрепленных механизмах памяти. Такая форма деятельности, как известно, была впервые выявлена И.П.Павловым и названа им динамическим стереотипом. Формированию динамического стереотипа, обеспечивающего более «экономичное» функционирование основных систем и органов, способствует рациональный режим дня детей. Значительную роль в рациональной организации режима дня учащихся играют также биоритмологические принципы. Под биологическим ритмом принято понимать самоподдерживающееся изменение интенсивности функционирования организма,осуществляемое в определенный отрезок времени и повторяющееся по его истечении. Важнейшей характеристикой ритма является его период, т.е. отрезок времени, по истечении которого состояние организма повторяется. Базисным ритмом организма человека считают циркадианный, или циркадный, ритм, имеющий продолжительность периода 20—28 ч и частоту повторяемости цикла 1 раз в сутки. Этот ритм присущ большинству физиологических функций человека: температуре тела, гормональной активности надпочечников, ЧСС, процессу восприятия и переработки информации. Несовпадение по фазе циркадианных ритмов организма получило название десинхроноза. Основные его причины —стрессорные воздействия на организм (изменение временной среды при перелетах, исключение датчиков времени, воздействие повреждающих агентов и др.). Развитие десинхроноза имеет типичные черты общего адаптационного синдрома. В естественных условиях жизнедеятельности человека существенную роль в развитии десинхроноза отводят эмоционально-психическому напряжению и утомлению. Для обеспечения высокого уровня работоспособности и снижения утомляющего воздействия учебной нагрузки на организм школьников необходимо соблюдать биоритмологический принцип рациональной организации их учебной деятельности. Главный биоритмологический принцип рациональной организации учебной деятельности школьников — совмещение учебных занятий с временем биоритмологического оптимума их физиологических функций. При существующей в школе организации учебных занятий необходимое совмещение фаз функций психического и соматического процессов у учащихся не обеспечивается. Учебное утомление оказывает десинхронизирующее влияние на систему циркадианных ритмов. Необходимое совмещение времени учебной деятельности с оптимумом физиологических функций достигается с помощью повышения двигательной активности детей в учебном процессе и за счет их участия в спортивно-массовой работе и физическом труде в свободное от занятий время.

Этапы и ступени образования: 1) общее: дошк и школ. Напрвлено на формирование общ.культуры личн, адаптации к жизни в обществе, созд-е условий для выбоа и и послед.освоения профессии. 2) профессион: начальн, сред, высшее, последипломное. 3) дополнительное—возмож-ти для расширения образов-я.

Гигиенически значимые факторы обучения и воспитания. Роль органов Роспотребнадзора в обеспечении безопасности образовательной деятельности.

Факт.риска, гигиенически значимые: 1. Высокая напряж.деят-ти. 2. Психоэмоц.стресс (3 осн.прич.: завшен.требов-я к ребёнку, неприятие коллективом и учителями, экзамены). 3. Зрит-ные нагрузки (ЭВМ, освещ). 4. Статич.нагр (сидя, низк.физич.акт.). 5. Изм-е парам-в внеш.ср. (антропогенное загрязнение) => образоват.деят.потенциально опасна для зд. Ст.28 фз о сэбн «с-эп.треб к усл восп и обуч». 1 раз в 5 лет с-гиг эксп в усл-х лицензиров-я и аккредитации

Возрастные особенности высшей нервной деятельности детей и подросткв, их значене в нормировании учебной, трудовой деятельности. Принципы нормирования умственной деятельности детей, основные нормативные документы.

Возрастные особ-ти ВНД: Чем меньше ребёнок, тем меньше выносливость нервн.кл. à меньше ур.работоспособности (требования к продолжительности урока), Преобладают проц.возбуждения над проц.торможения. Тормозные реакции—запреты, они не желательны. П


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.046 с.