Реальное существование и жизнь в мире фантазии — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Реальное существование и жизнь в мире фантазии

2020-02-15 149
Реальное существование и жизнь в мире фантазии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Онейрический мир и мир бодрствования - две основные области сознания, которое совершает циклические колебания между этими двумя крайними состояниями. Как мы говорили в предыдущих главах, между ними нет четкой границы, и они различаются только уровнем сознания. Когда мы спим, уровень нашего сознания ниже, чем в состоянии бодрствования. Когда мы пробуждены, то обладаем большим сознанием. Однако это не означает, что во время бодрствования мы полностью пробуждены, поскольку существует столько же степеней бодрствования, сколько и степеней сна. Наше обычное состояние бодрствования характеризуется довольно низким уровнем сознания, и мы можем считать себя пробужденными лишь по отношению к глубокому сну, при котором сознание отсутствует.

Состояние, которое неверно называют сознанием, на самом деле - гипосознание. Наше обьгчное «я» также является гипосозна-тельным, и его следовало бы отнести к области подсознания.

В нашем разуме обычно действуют два «я»: высшее «Я» и низшее «я». Высшее «Я» - это сознание, а низшее «я» - гипосознание. Низшего «я» достаточно для повседневной жизни, и человек может прожить многие годы, вовсе не используя свое высшее «Я».

Давайте обобщим все, что касается «Я». Истинное «Я», как мы определяем его в данной книге, - это «Я» с большой буквы. Высшее «Я» - совокупность всего того, чему человек научился в результате сознательного размышления. Как уже говорилось, «Я» и «мы» противоположны. «Я» человека - его «собственное», а личность, то есть «мы», не является собственным, это навязанная структура, сформированная общественными стереотипами.

Давайте рассмотрим, в чем состоит истинное значение индивидуальности. Когда человек не хозяин себе, а полностью поддается диктату толпы, ее огромному культурному и эмоциональному влиянию, он перестает существовать как индивидуальность и становится частью толпы, нерациональное поведение которой мы уже анализировали. Подверженная инстинктам и эмоциям, бездумная толпа ментально живет в ирреальном мире, созданном коллективным бессознательным и коллективным сном, с присущим им низким уровнем сознания. Хотя антииндивидуальность называют «я», на самом деле это «мы». Привычное «я» человека в действительности - самозванец, псевдо-«я», всего лишь эмоционально-культурная проекция общества.

Антииндивид, находящийся во власти низшего «я» или «мы», на самом деле не существует, он является только отражением группы. ДЕЙСТВИТЕЛЬНО СУЩЕСТВОВАТЬ - означает реально осознавать себя как индивидуальность. Гамлетовский вопрос «быть или не быть» на самом деле несет в себе неожиданно глубокое психологическое и философское содержание.

Есть много факторов, которые мешают человеку реально существовать, но все они действуют одинаково: препятствуют развитию и проявлению высшего «Я». О реальности существования можно судить по тому, насколько человек существует как индивидуальность и может ли он сказать о себе «Я есть».

Вероятно, наиболее характерной чертой существования в мире фантазий является потерянность человека во времени. На уровне сознания мы соотносим нашу повседневную деятельность со временем, и у нас есть ощущение времени и пространства. Что касается подсознания, то в нем прошлое, настоящее и будущее существуют одновременно. Во сне фактор времени совершенно исчезает, и за тридцать секунд мы можем увидеть события всей нашей жизни.

Из-за влияния низшего «я», или подсознания, человек оказывается неспособным жить в настоящем моменте. Сознание проецируется на прошлое, на будущее или разделяется между ними. Неумение жить в настоящем - это неспособность к концентрации сознания именно на точке соединения прошлого и будущего.

Когда сознание человека не находится в настоящем, он как бы не существует, поскольку ЕДИНСТВЕННАЯ РЕАЛЬНОСТЬ - НАСТОЯЩИЙ МОМЕНТ ВРЕМЕНИ. Прошлое и будущее СЕЙЧАС реально не существуют. Привычным ментальным состоянием человека является проекция сознания на прошлое или будущее, поэтому его существование нереально и иллюзорно.

Комплексы - это яркое проявление проекции и фиксации сознания на прошлом, а нервное напряжение - проекции на будущее.

Для робкого человека нет никакой разницы между унижением, переживаемым сейчас, и тем, которое было в детстве. Робость, испытываемая сегодня, возвращает его в прошлое, хотя его тело и находится в настоящем.

Нервное напряжение - это тревога по поводу течения времени. Человек проецирует свое «я» на будущее, пытаясь угадать, что произойдет, и заранее решить проблемы, которые могут возникнуть. Это становится вредной привычкой, и человек живет в постоянном ожидании того, что с ним случится, беспокоясь о неизвестном.

Приведем пример.

Иван завтракает в 8 часов утра. Он нервничает, потому что встал поздно и может опоздать на работу. Впереди у него трудный день, и он чувствует сильное эмоциональное напряжение из-за смутного подсознательного ожидания предстоящих дел. Скорее всего, он встанет из-за стола в пять минут девятого, поцелует жену и уедет на автомобиле. Он уже сейчас мысленно проделывает все это еще и еще раз, одновременно с другими предстоящими действиями. Тот реальный факт, что у Ивана есть автомобиль, сейчас не имеет значения, а в восемь часов утра единственная реальность - он завтракает. Сейчас его будущие дела - лишь планы. Все, что напрямую не имеет отношения к настоящему, - иллюзорно и нереально по отношению к «Я». Автомобиль, на котором Иван поедет в пять минут девятого, не существует для него, пока он в него не сядет, то есть пока время езды на автомобиле не совпадет с настоящим временем Ивана. Фактически его «я» полностью спроецировано на будущее и заставляет его жить в мире фантазии и не существовать в реальности.

Проанализируем еще один пример.

Петр, который обладает малым «я», сидит за столом на работе и пишет деловое письмо, как он это делал в течение многих лет. При этом он слабо осознает присутствие окружающих, ему очень жарко, и воротник рубашки сдавливает шею, ему неудобно сидеть, и он все еще находится под впечатлением утренней ссоры с начальником. Другая часть его ума активно работает, пытаясь разрешить денежную проблему, которая ему предстоит завтра, одновременно он чувствует себя несчастным и думает, что хорошо бы ему поменять работу. Сколько времени прошло? Быть может, менее секунды, но за это время Петр мысленно был спроецирован в прошлое, настоящее и будущее. Его «я» совершило это мысленное путешествие, отделившись от дел настоящего момента.

Мысли человека и внешние стимулы легко вводят его в состояние гипноза. Это вызывает сон, и «Я» перестает существовать в объективной реальности.

Мы уже говорили, что неспособность жить в настоящем вызвана тем, что человек не может сосредоточить на нем свое «Я». Этот факт позволяет установить еще одно отличие низшего «я» от высшего «Я»: ВЫСШЕЕ «Я» абсолютно интегрирование и представляет собой неделимое единство, а низшее «я» делится на бесконечное множество слабо интегрированных малых «я».

Низшее «я» проецируется на бесконечное множество областей, каждая из которых имеет свое направление мысли.

ВЫСШЕЕ «Я» - это «Я» ментальной концентрации, полностью сосредоточенное в настоящем моменте и воспринимающее вещи по порядку, а не одновременно.

Может показаться, что обдумывать будущее - значит отсутствовать в настоящем. На самом деле любая умственная деятельность, направленная на прошлое, настоящее или будущее, становится деятельностью настоящего, если человек сосредоточивает на ней свое «Я» и не делает больше ничего другого. Таким образом, для планирования будущего человек должен быть полностью сконцентрирован на настоящем.

Чтобы жить в настоящем, совершенно необходимо сосредоточить физическую и умственную деятельность на данном моменте. Думать о чем-либо во время механической физической работы нежелательно, поскольку при этом нарушается психофизиологическое единство; тело и разум выполняют два различных дела. Чтобы высшее «Я» смогло себя проявить, между деятельностью и мышлением должно быть полное единство.

 

Усталость и работа

Привычка делать одно и думать о другом очень вредна, поскольку это приводит к перерасходу нервной энергии из-за одновременного сосуществования двух противоположных тенденций. Перед принятием важных решений у человека неизбежно возникают сильные внутренние конфликты, поскольку, с одной стороны, он хочет чего-то достичь, а с другой - чего-то избежать. Сосуществование желания «достичь» и желания «избежать» приводит к столкновению двух противоположно направленных импульсов воли, что, в свою очередь, приводит к чрезмерной трате нервной энергии.

Например, вы идете по улице, погрузившись в свои мысли, и несете пакет. Внезапно вы его роняете. В этот момент вы ощущаете две противоположные тенденции: с одной стороны, вы испытываете досаду по поводу того, что придется нагнуться, а вам этого не хочется делать, с другой стороны, вы знаете, что должны поднять пакет, и делаете это. Выполняя это простое на первый взгляд действие, вы расходуете огромное количество энергии, поскольку сделали его неохотно, по принуждению.

Этот пример показывает, на чем основывается закон расхода энергии и нарастанию усталости: чем больше физического и психического единства в какой-либо работе, тем меньше энергии расходуется и тем меньше человек устает, и наоборот.

Это объясняет, почему любая работа, которая выполняется неохотно, вызывает быструю усталость. Применение ментальной концентрации во время конкретной работы значительно отдаляет наступление усталости и увеличивает эффективность труда.

Многие люди, выполняющие рутинную работу, которая не требует больших усилий, в конце рабочего дня чувствуют переутомление, несмотря на то что работали не очень много. В то же время люди, занимающиеся творческой деятельностью, могут много работать, не чувствуя усталости, так как творчество требует особой концентрации умственных способностей. Любая работа, выполняемая с удовольствием, увеличивает ее эффективность и отдаляет наступление усталости. Однако удовольствие не может возникнуть спонтанно, лишь потому, что человек просто делает любимую работу. Часто оно возникает от сознания того, что работа делается хорошо. Когда человек безупречно выполняет какую-либо работу, то он получает удовольствие, особенно если это ценится другими людьми и вызывает у них одобрение. Например, профессиональный игрок в гольф получает удовольствие, потому что он может то, что не под силу большинству. Это позволяет ему ценить себя и завоевывать авторитет в коллективе. Здоровая самооценка - это одна из наиболее сильных потребностей человека, которая необходима для нормальной жизни в обществе.

Можно проделать интересный опыт: постараться ощутить удовольствие от работы, которая обычно нам не нравилась. Мы с удивлением обнаружим, что то, что ранее нас утомляло и действовало на нервы, теперь помогает отдохнуть и расслабиться.

Интерес помогает человеку правильно и легко выполнять любую работу вследствие объединения своего действия и мышления.

Человек тратит намного больше нервной энергии, чем следовало бы. Хроническая усталость, умственное истощение, физическая и нервная слабость, невроз и большинство астенических состояний в основном обусловлены недостатком энергии из-за чрезмерного ее расходования. Многие люди, которые живут размеренной жизнью, свободной от физического и умственного напряжения, постоянно чувствуют себя усталыми. Этот факт они обычно приписывают физическому недомоганию.

Основным недостатком многих людей является отсутствие контроля над воображением. Это ведет их к рассеянным и беспорядочным действиям, которые распыляют и опустошают их энергию.

Безусловно, низкий уровень сознания является первой и основной причиной большинства человеческих проблем.

 

РАССЛАБЛЕНИЕ

Чтобы заснуть, человек инстинктивно расслабляется. Без расслабления нельзя достичь спокойного и восстанавливающего силы сна.

Создателем научного метода расслабления является Эдмунд Якобсон. Его техника состоит в осознании напряжения мышц и их произвольном расслаблении.

Другой метод, разработанный немецким невропатологом Д. X. Шуль-цем и считающийся более совершенным и глубоким, основан на преднамеренном самогипнозе.

К достижению расслабления, как к научной методике, подошли только эти два автора, а также Э. Кречмер (создатель фракционного аффективного гипноза), хотя обычно упоминаются только методы Шульца и Якобсона.

Как правило, понятие расслабления связывают с практикой индийских йогов. Хотя возможно, что Якобсон и Шульц были вдохновлены обширной литературой о йоге, было бы грубой ошибкой отождествлять расслабление с этой системой, поскольку расслабление - побочный результат любых дисциплин, позволяющих достичь самоконтроля и повышения уровня сознания. Каждый, кто освоил технику самоконтроля, неосознанно использует расслабление. Животные расслабляются гораздо легче, чем человек. Например, кошка способна расслабляться, в то же время оставаясь настороже.

Все живые существа, имеющие органический гомеостаз, также имеют врожденную способность к расслаблению, которая в действительности является средством гомеостаза. Таким образом, определим преднамеренное расслабление как произвольное и сознательное управление частью гомеостаза. Эта техника применяется при наличии напряжения, которое необходимо преодолеть, чтобы восстановить потерянное равновесие.

Метод Якобсона основан на мышечном расслаблении. Якобсон справедливо утверждал, что «невозможно физически испытывать напряжение в любой части тела, если эта часть полностью расслаблена». Он установил, что когда скелетные мышцы - контролируемые произвольно - в достаточной степени расслаблены, то мышцы внутренних органов также расслабляются. Кроме того, он указывает на различия между естественным и сознательным расслаблением, утверждая, что только с помощью последнего можно снять остаточное напряжение мышц, которое существует, даже если человек находится в состоянии полного спокойствия. Будучи физиологом, Якобсон ограничился изучением расслабления как исключительно мышечного явления, исключая его психологический аспект. В свою очередь, невролог Шульц обратил свое внимание на явление гипноза и разработал метод «саморасслабления при помощи концентрации».

Рассмотрим расслабление более полно и подчеркнем его важность как способа восстановления сил и поддержания органического, ментального и эмоционального гомеостаза. Расслабление - еще одно су-прасознательное психическое состояние, которое позволяет человеку достичь совершенной и полной самореализации. Помимо этого, мы постараемся подробно рассмотреть механизм, позволяющий человеку развить способность к расслаблению.

Расслабление является активным, а не пассивным процессом, как это принято считать. Когда речь заходит о расслаблении, у человека сразу же возникает мысль о чем-то, связанном с отдыхом и сном. Расслабленный человек представляется нам вялым и пассивным. Некоторые псевдометоды расслабления направлены на достижение состояния полной пассивности, но истинное «благородное» расслабление должно быть прежде всего активным процессом.

Эдуард Крапф в книге «Тревога, напряжение и расслабление» пишет: «...расслабление, которое играет такую важную роль для человеческого сна, является активным процессом». И далее: «...другими словами, расслабление далеко от вялости (на периферии) и является активным процессом, происходящим из самого человека (или из центра). Другими словами, расслабление так же отличается от паралитической «гипотонии» мышц, наблюдаемой обычно у переутомленного человека, как сон отличается от сопорозного состояния или от токсической комы».

Предлагаемый нами метод гипсосознания направлен прежде всего на пробуждение человека, а не на сон. Из объяснений о сущности уровней сознания, которые были даны в предыдущих главах, становится ясно, как функционирует гипсосознание.

Мы приняли термин «гипсосознание», потому что он наилучшим образом отражает суть этого метода: повышение УРОВНЯ СОЗНАНИЯ. Важно понять, что это в действительности означает, и не дутать с гипосознанием, являющимся обычным состоянием современных людей, некоторые последствия которого были частично определены ранее.

Гипсосознание - это гораздо больше, чем расслабление, которое скорее является естественным следствием состояния равновесия. Гипсосознание - это достижение зрелого, взрослого, стабильного, сильного, невероятно твердого «Я», способного противостоять влиянию толпы на человека и разрушительной гонке жизни. Обладать «Я» не означает быть «суперчеловеком», а означает стать человеком и обрести индивидуальность, что доступно очень немногим.

Вот некоторые преимущества повышения уровня сознания:

1) самоконтроль;

2) способность к произвольному расслаблению;

3) постоянное и стабильное состояние спокойствия;

4) полное и продуктивное использование собственной творческой силы;

5) улучшение здоровья и увеличение жизненной силы;

6) повышение работоспособности и уменьшение утомляемости;

7) повышение способности к адаптации и увеличение интеллектуальной гибкости;

8) освобождение от тревожных мыслей;

9) умение противостоять негативному влиянию окружающей среды;

10) замедление процесса старения; И) самоопределение;

12) намеренное использование разума для достижения успеха;

13) преодоление различных комплексов;

14) духовное, моральное и интеллектуальное совершенствование;

15) познание и достижение счастья.

Прочитав этот список, многие могут подумать, что расслабление Или гипсосознание является панацеей от всех проблем.

Скажем, что для успешного применения этой системы исключительную важность имеют индивидуальные мозговые схемы, другими словами, нормы, ранее записанные в нейронах мозга.

Например, решающее значение имеет невротическое сопротивление гипсосознанию, которое проявляется как сильное иррациональное и инстинктивное недоверие к этой системе. Это не значит, что одной лишь «веры достаточно, чтобы делать чудеса», как говорил Иисус. Мы утверждаем, что в любом начинании важно иметь истинное и глубокое желание достичь успеха.

Некоторые Люди одержимы сильным инстинктом саморазрушения из-за комплекса вины. Им будет труднее применять метод гипсосознания и нужно будет приложить больше усилий, чтобы сломать этот внутренний барьер.

Некоторые личные качества способствуют успеху в овладении методом, в то время как другие мешают ему. Черты, благоприятствующие успеху: динамизм, положительный ментальный настрой, реальный и глубокий интерес, открытое и лишенное предубеждений мышление, определенный культурный уровень, сильное желание овладеть этой техникой, самодисциплина, дух преодоления и воля к победе.

Препятствиями для достижения успеха являются: инертность, негативизм, невротическое сопротивление, апатия, умственная лень, недостаток интеллектуальной любознательности, предрассудки, нежелание совершенствоваться, неспособность к размышлению и анализу.

У большинства людей имеется целый набор разных черт, но в большей степени, чем от характера, позиция человека зависит от личного настроя, который и определяет положительное или отрицательное отношение к повышению уровня сознания.

В системе гипсосознания, рассматривающей человека в целом, расслаблению (по крайней мере, в традиционном смысле) отводится второстепенное место, а главное место принадлежит гораздо более глубокому механизму общего действия, то есть достижению высшего уровня сознания. Такое понимание расслабления выходит за рамки «антропологической физиотерапии», как его определял Крапф. Тем не менее гипсосознание бесполезно, когда у человека нет глубокого желания достичь поставленной цели, поскольку невозможно вылечить больного, который не хочет выздороветь. Свобода воли как глубокое желание человека - очень мощный фактор, влиянием которого нельзя пренебрегать.

Повышение уровня сознания требует методичности и воли, поэтому система гипсосознания не может применяться для лечения психоза, хотя может использоваться для лечения психоневрозов.

Гипсосознание - это техника, которая позволяет человеку изменить себя и дает результаты только при соответствующих и постоянных личных усилиях. Кроме того, желательна помощь эксперта, который поможет преодолеть трудности в понимании, а также приспособит данный метод к конкретному человеку. Нельзя загонять людей в жесткие рамки, которые могут разрушить их глубинную структуру поведения. Желательно в определенной мере принимать в0 внимание индивидуальные особенности каждого. Другими слова-мИ, эксперт должен помочь найти необходимую мотивацию, чтобы полное понимание метода и правильное выполнение упражнений проникли в психику человека и признались им как необходимое средство для достижения желаемого. Это совсем не означает, что данная техника не может применяться самостоятельно, без помощи эксперта. В таком случае рекомендуется глубоко изучать теорию, пока не будет достигнуто полное понимание.

Когда упражнения выполняются под руководством специалиста, они могут применяться в группе, но не более чем из пятнадцати человек. Если же кто-то решит выполнять упражнения сам, то это нужно делать в одиночестве, чтобы ни родственники, ни друзья не отвлекали его.

Доктор Якобсон советует применять расслабление при следующих расстройствах:

· мышечный гипертонус (нервозность);

· хроническое нейромышечное напряжение (неврастения);

· состояние усталости и истощение;

· слабость;

· до- и послеоперационное состояние;

· токсический зоб;

· расстройство сна;

· кишечные колики;

· пептическая язва;

· хронический туберкулез легких;

· врожденные и приобретенные болезни сердца;

· повышенное артериальное давление;

· циклотимия;

· алкоголизм;

· некоторые виды головной и невралгической боли;

· энурез;

· дисменорея.

· В свою очередь, доктор Шульц составил следующий список:

· слишком сильное эмоциональное возбуждение;

· повышенная раздражительность и нервная возбудимость;

· нервные тики, заикание, спазмы и нарушения двигательной системы;

· расстройство сна;

· спазмы желудочно-кишечного тракта, колиты;

· повышенная секреция желудка;

· болезни сердца;

· гипертония;

· депрессия;

· зуд;

· токсикомания; 

· головные и ревматические боли;

· энурез;

· дисменорея;

· бронхиальная астма.

Перед тем как продолжить, хочу указать на основные различия между гипсосознанием и аутогенной тренировкой Шульца, хотя они и похожи. Вся техника расслабления должна основываться на повышении сознания человека. Постепенное расслабление Якобсона направлено именно на осознание различных групп мышц для достижения полного волевого контроля над ними. Саморасслабление Шульца, основанное на концентрации, базируется на том же принципе, состоящем в осознании определенных характеристик тела, таких, как вес и тепло.

Шульц определяет свою систему как технику самогипноза и признает, что был вдохновлен работами по гипнозу Оскара Вогта. Самовнушение играет важную роль в этом методе. В своей работе Шульц, в частности, говорит: «Мы используем опыт, теорию и практику аутогенного лечения».

Хотя я и признаю эффективность аутогенной тренировки и точность исследований Шульца, необходимо отметить фундаментальное отличие между его утверждениями и нашей теорией уровней сознания, на которой основано гипсосознание. Это различие состоит в самогипнозе. В соответствии с нашей системой ошибочно было бы считать аутогенную конмутацию процессом самогипноза, по крайней мере в том значении, которое обычно придается этому термину. Скорее, конмутацию следует определить как процесс разгипнотизи-рования, поскольку он ведет к повышению уровня сознания. Логично было бы спросить: больше или меньше пробужден человек в процессе конмутации, чем обычно. Основываясь на моем собственном опыте и на наблюдении поведения окружающих, я сделал вывод, что во время этого процесса уровень сознания человека повышается. Иначе не может и быть, поскольку осознание своего тела ведет человека к состоянию самосознания, которое мы должны определять как проявление «Я», в котором возникает гипсосознание. Гипноз же, наоборот, - временное исчезновение «Я» с последующим падением уровня сознания.

То, что Шульц называет «эффективностью суггестивных состояний» - не что иное, как волевое влияние «Я» на воображение. Гипноз же - это коэрцитивное (принудительное) влияние «Я» одного человека на воображение другого. Таким образом, самогипноз - это влияние своего «Я» на собственное подсознание. Термины «суггестия» и «самогипноз» обычно неверно применяются в большинстве работ, поскольку ни в одной из них эти понятия не рассматриваются как состояние, близкое или подобное сну, а наоборот. Если же один человек гипнотизирует другого, то в этом случае механизм сна оказыватся задействован.

Не следует забывать, что изучение гипноза находится лишь на начальной стадии и что многие образованные люди все еще рассматривают его как мошенничество. Пока полностью не окажется раскрытой тайна сна, механизм гипноза не будет понят до конца. Гипноз -это пассивный процсс для гипнотизируемого. Суггестия - также пассивный процесс для внушаемого. И наоборот, самогипноз и самосуггестия подразумевают активное влияние человека на себя самого.

Далее мы дадим теоретическое обоснование тем достижениям гип-сосознания, о которых мы уже упоминали. Не будучи специалистом в медицине, я не буду давать клинических указаний, но могу утверждать, что гипсосознание может приносить такие же или даже большие результаты при самолечении заболеваний, указанных ранее. Благодаря долгому наблюдению во время курсов по гипсосознанию, которые я вел, мне удалось зафиксировать большое количество случаев, когда ученики вылечивали сами себя от астмы на нервной почве, тахикардии, различных нарушений пищеварения, нервных тиков, гипертонии, аллергии, мигрени, депрессии, хронической усталости, бессонницы, мании самоубийства, неврастении на почве секса, навязчивых идей и других нарушений. Я также доказал, что многие неприспособленные к обществу люди, которые чувствовали себя несчастными и недовольными жизнью, научились ощущать радость жизни и хорошо приспособились к обществу.

В качестве приложения к этой главе представлю некоторые научные и философские взгляды на йогу и назову ее отличия от гипсосо-знания. Многие спрашивают, основано ли гипсосознание на йоге и имеет ли вообще к ней какое-то отношение. Отвечу вкратце на эти вопросы, особенно в связи с тем, что большинство людей отождествляют йогу с расслаблением.

Йога - это одна из многих философских систем Индии; ее мистической целью является единение с Богом. Доктрины йоги были впервые изложены в «Афоризмах» Патанжали за два века до нашей эры. Согласно системе йоги, на пути к блаженству есть восемь ступеней: ЯМА (самоконтроль), НИЯМА (религиозные размышления), АСАНА (соответствующие позы), ПРАНАЯМА (регулирование дыхания), ПРАТЬЯХАРА (управление физическими ощущениями), ДХАРАНА (ментальная твердость), ДХИАНА (медитация) и САМАДХИ (глубокое созерцание).

Йога сформировалась на основе различных систем; некоторые из них уделяют особое внимание физическому телу (ХАТХА ЙОГА), другие разуму (РАДЖА ЙОГА), а третьи направляют эмоции и религиозные устремления человека к поклонению божественному. Настоящая йога - это мистическое эзотерическое учение, которое передается в Индии в тайных обществах. Вероятно, йога, вместе с персидскими, халдейскими, китайскими, японскими, ассирийскими, греческими и другими эзотерическими традициями, происходит из общего источника - египетской герметической философии. Многие позы йоги сильно напоминают позы, которые встречаются в древнеегипетских скульптурах и гравюрах.

Мирча Элиаде в работе «Техника йоги» говорит: «Возможно, ни одна восточная техника не требует такой трудной и длительной подготовки, как йога... При ее использовании на Западе естественная сущность йоги была утеряна, и она стала обрастать мистериями непонятного происхождения. Ее смысл и истинность терялись тем больше, чем больший успех она приобретала... Существенные элементы практики йоги не всегда можно изложить словами или на бумаге... Некоторые читатели, несмотря на предупреждения, упрямо продолжали делать упражнения без контроля, подвергаясь опасности серьезных несчастных случаев. Бесконтрольное занятие ритмическим дыханием часто являлось причиной серьезных травм легких». Далее автор пишет: «Корень слова «йога» - YUJ (объединять, сдавливать, подчинять). Этот термин обычно используется для обозначения аскетической техники или способа созерцания. Любое другое определение кроме этого применимо лишь к разновидностям йоги».

Невозможно отрицать наличие мистического и аскетического аспекта йоги, теологическая сторона которой тесно связана с теорией реинкарнации. В действительности йога стремится к освобождению человека от страдания, которое приносит нескончаемая череда последовательных перевоплощений. Конечная цель йоги состоит в том, чтобы перестать перевоплощаться и достичь вечной нирваны. Для-осуществления этого йога проповедует освобождение от желаний (поскольку они вызывают перевоплощение), соблюдение моральных предписаний и растворение «я». Философия йоги очень точно описана в речах V и VI Бхагавад Гиты (священной книги индусов с диалогами между Кришной и Арджуной):

 «В этой системе человек не испытывает ни ненависти, ни жела-йий--- он свободен от противоположностей.... он понимает, что органы чувств направляются от одного объекта к другому... он видит все с точки зрения вечности, отказываясь от привязанностей... он мысленно отвергает все действия... он не радуется, получая то, что ему нравится, и не расстраивается из-за неприятного... он способен противостоять силе желаний и страстей... он свободен от надежд и амбиций, он ничего не жаждет... он спокойно отказывается от всех желаний, рожденных воображением...»

Чтобы оценить истинную важность системы йоги, необходимо рассмотреть социальные и культурные различия между людьми Востока и Запада. Никто не сомневается в том, что йога благотворна и полезна для индусов, поскольку она дает им религиозные ориентиры и глубокое утешение в надежде на лучшее существование после смерти. Многие восточные народы рассматривают свою жизнь как подготовку и короткий миг перехода к смерти. Индус презирает материальное ради абстрактного. Его философия помогла вынести веками длившееся господство чужестранцев, жестокое порабощение, тиранию каст и власть Махараджей. Таким образом, йога для индуса не только мистическая и религиозная система, но и необходимый спутник в его жизни.

Анализируя практическую важность йоги для западного человека, мы должны также отметить значительные различия в психологии людей Востока и Запада. Восточные люди презирают жизнь и «влюблены» в смерть, то есть в потустороннее. Они презирают материальный мир и все, что с ним связано, в том числе научно-технический прогресс. Такая система жизни, в которой время не имеет никакого значения, позволяет им посвящать себя неспешной медитации и созерцанию Высшего существа. Это приводит к тому, что они игнорируют борьбу за существование, которая так важна на Западе.

Западный человек любит жизнь и боится смерти, поэтому старается получить от жизни все возможные материальные блага. Прогресс, экономика, техника, наука, время - все это имеет для него огромное значение. Он не заинтересован в том, чтобы убить свои желания, наоборот, он стимулирует их, наслаждаясь материальным комфортом.

По этой причине на Западе предпочтение отдается Хатха йоге, которая ограничеивается контролем над физическим телом и не касается моральных или теологических аспектов. Однако, как признает Шульц, различные «асаны» на самом деле представляют собой средства самогипноза, чем и объясняется их стабилизирующее влияние на людей. Основные возражения, которые могут возникнуть в отношении Хатха йоги, связаны с тем фактом, что овладение этой техникой требует многолетней практики, и для людей определенного возраста большинство поз оказывается недоступным, если только человек не является профессиональным гимнастом. В Индии Хатха йоге обучают с ранних лет, поскольку только так можно достичь необходимой гибкости суставов и мышц. Огромное количество «асан» свидетельствуют о том, что эта система рассчитана на всю жизнь и требует ежедневных многочасовых занятий. Говорят, что существует столько же поз, сколько видов живых существ во вселенной. Тем не менее признанными являются 84 основные позы, из которых практически используются лишь 32.

Хатха йога не ставит задачей высшую интеграцию личности человека путем понимания определенных явлений его природы. В целом йога направлена на физическую и эмоциональную сторону человека и не придает большого значения интеллектуальному аспекту, кроме ментальной концентрации.

Гипсосознание и йога схожи лишь в том, что обучают дисциплине, позволяющей достичь самоконтроля. Во всех системах тренировки самоконтроля есть схожие моменты, основанные на способностях, присущих биологической и психологической структуре всех людей. Так, несмотря на различие техники, и йога, и гипсосознание рекомендуют умственную концентрацию.

Гипсосознание - это система, предназначенная для западных людей. Она ведет человека не ко «сну наяву», которое препятствует зарабатыванию на жизнь, а напротив, к высшему состоянию пробуж-денности. Состояние «ментальной бдительности» неотделимо от гипсосознания. Оно направлено на расширение сознания и его настройку, на восприятие в первую очередь качества, а не интенсивности и количества. Цель гипсосознания - повысить уровень сознания, пробудиться, стряхнуть летаргию затуманенного ума.

Цель йоги - растворение «Я», цель гипсосознания - формирование «Я». Йога утверждает: «Существовать - значит страдать, каждое действие формирует новые кармические круги причины и следствия». Это может показаться определенной формой эскапизма, бегства от реальной жизни ради обретения прибежища в состоянии вечного сна, называемом «нирваной».

Гипсосознание - практическое и действенное учение. Оно направлено на разумную часть интеллекта человека в целях осознания им причины своих проблем и полного использования своего творческого разума. Поэтому для освоения этой техники человек должен иметь определенную интеллектуальную подготовку. Однако часто бывает достаточно обладать живым и любознательным умом, поскольку гип-сосознание учит человека правильно мыслить, чтобы познать истину.

Самым важным для человека является правильное функционирование его разума. «Нервное расстройство означает одновременно и умственное расстройство», - говорит Якобсон. Производительность разума - функциональная способность нервной системы - в огромной степени зависит от эмоционального равновесия человека. В то же время, чем правильнее человек сознательно использует свой ум, тем лучше функционирует его нервная система. Совершенное владение мыслительной способностью позволяет достичь эмоционального равновесия. Если бы человек мог использовать свой ум сознательно и целенаправленно, он не был бы подвержен нервным расстройствам.

Упражнения по гипсосознанию являются в основном ментальными. Благодаря им человек учится контролировать свое воображение и использовать его для собственной пользы.

Обобщим основные различия между йогой и гипсосознанием:

Гипсосознание

1. Направлено на разум.

2. Целью является формирование сильного и зрелого «Я».

3. Психологическая техника, направленная на достижение личного совершенства.

4. Техника, специально разработанная для западных людей.

Йога

1. Направлена на физическое тело и эмоции.

2. Целью я


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.113 с.