Арктика и Крайний Север (Арктике – внимание, Северу – льготы) — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Арктика и Крайний Север (Арктике – внимание, Северу – льготы)

2019-12-26 513
Арктика и Крайний Север (Арктике – внимание, Северу – льготы) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Говоря о границах Арктики, нельзя обойти вниманием соотношение Арктики и Севера (Крайнего Севера). Исторически сложилось так, что понятия «Арктика» и «Север», хотя частично и относятся к одной и той же территории, наделяются различным смыслом (об эволюции понимания терминов в СССР и России см. статью А.Н. Пилясова). Однако помимо культурных и политических коннотаций, Арктика и Крайний Север различаются юридически и, как следствие, экономически: если официальные границы Арктики подразумевают некие льготы, в основном, только в перспективе, то районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности (а именно так звучит полное официальное наименование Крайнего Севера в документах) – это территория, на которой с советского времени установлен особый экономический режим, зона действия особых «северных льгот». В Трудовом кодексе РФ (глава 50. Особенности регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях) закреплены следующие основные нормы:

- районные коэффициенты и процентные надбавки к заработной плате, размер которых устанавливается Правительством РФ (кроме того, возможны дополнительные региональные коэффициенты и надбавки для лиц, работающих в региональных и муниципальных органах власти из соответствующих бюджетов). Процентные надбавки выплачиваются за стаж работы на Севере. Размер районного коэффициента зависит от места проживания: чем севернее, тем больше, достигая 2 в регионах с наиболее суровым климатом – на Севере Якутии и на Чукотке.

Здесь будет город заложён

По легенде, при выборе местоположения будущего города Ноябрьска было учтено то обстоятельство, что на территории ЯНАО размер районного коэффициента выше, чем на территории ХМАО: город Ноябрьск был заложен чуть к северу от границы между округами, на территории ЯНАО.

- для женщин, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливается 36-часовая рабочая неделя, если меньшая продолжительность рабочей недели не предусмотрена для них федеральными законами. При этом заработная плата выплачивается в том же размере, что и при полной рабочей неделе;

- лицам, работающим в районах Крайнего Севера, предоставляются дополнительные (по отношению к отпуску, предоставляемому на общих основаниях) оплачиваемые отпуска продолжительностью 24 календарных дня, а лицам, работающим в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - 16 календарных дней.

- лица, работающие в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счёт средств работодателя стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно.

Законодательными актами РФ определены и другие дополнительные льготы, включая более ранний срок выхода на пенсию, повышенный размер пенсии и другие, менее значимые льготы.

«Северные льготы» - очень важный и дискуссионный вопрос в современном развитии Российской Арктики, причём основные проблемы здесь связаны с отпусками. В советское время при фиксированной в тарифной сетке оплате труда большую роль играли северные надбавки, обеспечивавшие получение доходов, значительно превышающих доходы на аналогичных должностях в основной зоне расселения страны. В результате Север был обеспечен стабильным миграционными потоком желающих поехать «за длинным северным рублём», как тогда говорили.

В современных условиях частные компании на Севере нередко устанавливают низкий исходный размер заработной платы, на который и начисляется коэффициент – в результате, разница в заработной плате на Севере и в основной зоне расселения уже не столь велика, а то и вовсе нивелирована (в бюджетном секторе «северные зарплаты» заметнее: коэффициент начисляется на ставки заработной платы, определённые единой тарифной сеткой – но базовые ставки в ней также невелики).

Очень важной мерой остаётся оплата проезда к месту проведения отпуска и обратно, а также существенно увеличенный размер отпуска: благодаря этим мерам даже население с низким уровнем дохода на Севере периодически выезжает в другие районы страны, и в целом, очень мобильно (по мнению многих северян, мобильность способствует расширению кругозора, распространению инноваций и т.д.). Однако оплата поездок и продолжительные отпуска тяжёлым бременем ложатся на работодателей. И если крупные компании более-менее справляются с нагрузкой, возложенной на них Трудовым кодексом, то для малого бизнеса существующие северные льготы, по сути, оборачиваются тормозом развития. Таким образом, северные льготы в современном варианте выглядят довольно странно: с одной стороны, они способствуют «закреплению» работающего населения в районах Крайнего Севера, с другой стороны – возможности трудоустройства этого самого «закреплённого» населения сужаются, потому что искусственно снижается конкурентоспособность местных компаний: обременённые льготами северные компании оказываются в заведомо худших условиях, чем их более южные конкуренты.

Одним из вариантов решения проблемы был бы перенос бремени северных льгот с плеч работодателя, которые бы вздохнули посвободнее, на «плечи» федерального бюджета, но по ряду причин это маловероятно.

Сложившаяся ситуация – результат длительной эволюции системы северных льгот. Изначально льготы предполагались только для переезжающих в определённые районы, в которых реализовывались значимые экономические проекты – иными словами, льготы изначально были призваны не компенсировать неудобство, а способствовать экономическому развитию определённых территорий (что-то вроде современного механизма поддержки территорий опережающего развития – но не в форме налогов, а за счёт обеспечения притока рабочей силы).

Изначально льготы предполагались только для переезжающих на Север – в качестве компенсации трудностей, связанных с переездом (например, Постановление ЦИК и СНК Союза ССР от 09.11.1927 «О компенсациях при переводах и при найме на работу в другие местности», Постановление ЦИК СССР и СНК СССР от 23.11.1931 №23/937 «О компенсациях и гарантиях при переводе, приёме вновь и направлении на работу в другие местности»[1]).

Потом льготы были установлены для районов с низким уровнем экономического развития (постановление ЦИК и СНК СССР от 12 августа 1930 г. о льготах для лиц, работающих в отдалённых местностях СССР и вне крупных городских поселений») – между прочим, в некоторой степени эта система напоминала систему поддержки периферийных районов в современном ЕС (см. ниже). Уже в 1932 году льготы, однако, были установлены отдельно для Крайнего Севера («Положение о льготах для лиц, работающих на Крайнем Севере РСФСР», утверждённое Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 10.05.1932). При этом выделялось три категории работников, и наибольшие преимущества имели «высший и средний административный персонал и специалисты высшей и средней квалификации промышленности, транспорта, связи, сельского и водного хозяйства, а также медицинский и ветеринарный персонал, работающий по борьбе с эпидемиями и эпизоотиями»[2].

Во время Великой Отечественной войны, в 1942 г. большинство северных льгот было отменено, однако уже с 1 августа 1945 г. они были частично восстановлены; тогда же было введено понятие «местности, приравненные к районам Крайнего Севера» (Указ Президиума Верховного Совета СССР 01.08.1945 «О льготах для лиц, работающих в районах Крайнего Севера» и Постановление СНК СССР от 02.09.1945 № 2262 «Об утверждении перечня местностей Крайнего Севера», а также Инструкции Наркомфина СССР и ВЦСПС по применению Указа Президиума Верховного Совета СССР от 1 августа 1945 года "О льготах для лиц, работающих в районах Крайнего Севера" (утверждено Постановлением СНК СССР от 2 сентября 1945 года N 2262):

Важным отличием льгот в 1940-50-е годы (и ранее) было то обстоятельство, что льготы предоставлялись только при переселении на Север, для местных жителей льготы не были предусмотрены – об этом внятно говорится в упомянутой инструкции Наркомфина: «Льготы предоставляются работникам… при условии, если место их прежнего постоянного жительства (до поступления на работу) отстоит от места работы на расстоянии не менее 1000 километров по железной дороге или 500 километров иными путями сообщения.

2. Льготы на Крайнем Севере не предоставляются:

а) работникам, направляемым на работу на срок менее года;

б) работникам, принятым на месте (http://docs.cntd.ru/document/901770949)

Таким образом, льготы служили цели привлечения на Север новых работников – но не компенсации проживания на Север, как сейчас принято считать. Кроме того, до 1960-х годов для работников разных отраслей устанавливались различные коэффициенты: эти льготы служили цели не компенсации северных трудностей «вообще», а насыщению Севера определёнными специалистами, ликвидации дефицита человеческого капитала, говоря современным языком. Сейчас такого рода льготы тоже существуют, и определяются преимущественно на местном или региональном уровне (например, льготы, ориентированные на привлечение на Север врачей, учителей и других ценных сотрудников могут включать особые условия предоставления жилья) – но это трудовые отношения уже вне системы так называемых «северных льгот». Проект «Земский доктор», предполагающий выплату существенной суммы врачу, проработавшему определённый срок в сельской местности, по духу тоже очень похож на ранние северные льготы.

Современная система северных льгот и районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей сложилась в 1960-е годы (указы Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. и от 26 сентября 1967 г. о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях, утверждённых постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. № 1029). В настоящее время ситуация регламентируется Постановлением Совмина СССР от 03.01.1983 N 12 (ред. от 27.02.2018) "О внесении изменений и дополнений в Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утверждённый Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. N 1029" (вместе с "Перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. и от 26 сентября 1967 г. о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях", утв. Постановлением Совмина СССР от 10.11.1967 N 1029).

Начиная с 1960-х годов льготы стали распространяться на каждого жителя Севера, в том числе урождённых северян. В массовом сознании северные льготы получили примерно такую трактовку: люди, работая на Севере, выполняют государственную задачу (добыча ресурсов, обеспечивающих экономическую мощь страны, или стратегически значимое «удержание» территории), живут в суровых условиях – то есть как бы страдают за государство, и взамен получают от государства заслуженные льготы (очень колоритно эта позиция передана в поэме Е. Евтушенко «Северная надбавка»). Таким образом, из механизма обеспечения экономического развития определённых районов льготы превратились в довольно причудливый механизм психологической компенсации неудобства проживания в суровых условиях – причём за счёт преимущественно работодателя. Вопрос трансформации системы северных льгот неоднократно поднимался, в том числе на самом высоком уровне, однако адекватное решение пока не найдено.

Канада

Канада – ещё одна страна, где существуют собственно «северные» льготы, здесь они были введены в 1991 г. (http://publications.gc.ca/collections/collection_2010/bdp-lop/eb/prb0866-eng.pdf). Ситуация, однако, напоминает известную песню Александра Городницкого: хоть похоже на Россию, только всё же не Россия. На первый взгляд, льготы те же: за проживание на Севере и на проезд к месту проведения отпуска (https://www.canada.ca/en/revenue-agency/services/tax/individuals/topics/about-your-tax-return/tax-return/completing-a-tax-return/deductions-credits-expenses/line-255-northern-residents-deductions.html).

Здесь тоже две зоны – зона А (в некотором смысле аналог Крайнего Севера) и зона Б (можно сказать: местности, приравненные к районам Крайнего Севера), более детально: https://www.canada.ca/en/revenue-agency/programs/about-canada-revenue-agency-cra/corporate-reports-information/consultation-return-airfare.html.

Отличие канадских северных льгот от российских радикально: в Канаде предусмотрены не выплаты как таковые – это налоговые вычеты: северяне могут платить налоги с меньшей суммы, чем южане, -- и бремя нагрузки лежит на федеральном бюджете (он как бы недополучает налоги с северян), а не на работодателе. Тем самым полностью снята российская проблема дополнительных издержек северного бизнеса.

Процедура получения льгот предполагает заполнение довольно сложной налоговой декларации (похожую процедуру проходят граждане России, если, допустим, хотят вывести из-под налогообложения сумму, потраченную на покупку жилья, платные медицинские и образовательные услуги; в Канаде перечень льгот, аналогичных северным, насчитывает многие десятки позиций). В числе прочих льгот, в Канаде можно вывести из-под налогообложения определённую сумму за проживание на Севере – по 5,5 долларов за каждый день проживания в зоне Б («Промежуточная зона»), и по 11 долларов за каждый день проживания в зоне А («Зона Севера»), суммы даны по состоянию на 2018 год, год от года они могут меняться. Если гражданин проживает в частном доме один, то сумма повышается.

Зоны «северных вычетов» в Канаде. https://www.canada.ca/content/dam/cra-arc/corp-info/aboutcra/northern_zones_en.pdf

Понять, как работает система северных льгот на поездке, официальный сайт канадского правительства предлагает на примере:

«Кэти и её муж Джон переехали из Ванкувера, Британская Колумбия, в свой новый дом в Йеллоунайфе, Северо-Западные территории 15 марта 2018 года. Йеллоунайф, Северо-Западные территории, находится в зоне Севера – на основании утверждённого списка населённых пунктов Севера.

Кэти и Джон жили в зоне Севера в течение непрерывного периода не менее 6 месяцев подряд (с 15 марта 2018 года по 31 декабря 2018 года = 8,5 месяцев [292 дня]). Таким образом, Кэти и Джон каждый имеют право требовать вычета из налогооблагаемой суммы за 292 дней в 2018 году. Однако Джону не нужно требовать северных вычетов на 2018 год, поскольку у него в этом году вообще не было налогооблагаемого дохода.

Кэти может требовать вычеты за 11 долларов за каждый день, в течение которого она жила в Йеллоунайфе (292 дня), и дополнительные вычеты в размере 11 долларов в день, потому что она содержала дом (жильё) в течение 8,5 месяцев, и она является единственным человеком в её домохозяйстве, который (ввиду наличия дохода) требует вычеты из суммы налога. Кэти заполнит раздел «Зона А» в форме T2222».

https://www.canada.ca/en/revenue-agency/services/forms-publications/publications/rc4650/northern-residents-deductions-2016.html#cycdtb

Что касается проезда к месту проведения отпуска, то здесь ситуация ещё сложнее: вывести некоторую сумму из-под налогообложения можно, но только в том случае, если средства на проезд получены от работодателя в рамках «соцпакета» и оформлены именно как специальные выплаты на проезд – и то, как правило, только частично. Выплата работодателем своим сотрудникам специальных «транспортных» бонусов – популярная мера, однако это не закон, а социальная политика компании (подобно тому, как, например, некоторые крупные компании оплачивают сотрудникам проезд в общественном транспорте, телефон или спортклуб, но это уже решение самой компании). На севере Канады, получив от работодателя «проездные», гражданин может вывести часть из них из-под налогообложения – конкретно ту часть, которая эквивалентна минимальной стоимости авиабилета для перелёта из места проживания гражданина к ближайшему крупному городу (перечень определён: Ванкувер, Калгари, Эдмонтон, Саскатун, Виннипег, Норс-Бэй, Торонто, Оттава, Монреаль, Квебек, Монктон, Галифакс, Сент-Джон). Оставшуюся часть полученного от работодателя бонуса гражданин тратит на участок путешествия по территории с хорошей транспортной доступностью – при этом ещё и выплачивая с этой суммы подоходный налог (https://www.canada.ca/en/revenue-agency/services/forms-publications/publications/rc4650/northern-residents-deductions-2016.html#cycdtb).

Понять, как работает система северных льгот на поездке, официальный сайт канадского правительства предлагает на конкретном примере:

Кэти и Джон переехали из Ванкувера, Британская Колумбия, в свой новый дом в Йеллоунайфе, Северо-Западные территории 15 марта 2018 года. Йеллоунайф расположен в зоне Севера, определяемой на основе особого Списка жителей Севера.

Кэти начала работать в компании «Smith Co» в Йеллоунайфе и в 2018 году получила от компании Smith Co. надбавку на поездки в размере 5000 долларов. Пособие на поездку в размере 5000 долларов включено в налоговую декларацию (форма T4) Кэти 2018 года от компании Smith Co. 1 ноября 2018 года Кэти вылетела в Ванкувер, Британская Колумбия, чтобы навестить свою мать, и потратила 1500 долларов на командировочные расходы. Кейти предприняла одну поездку в 2018 году. Самая низкая цена билета на самолёт в тот момент была 400 долларов.

Первый шаг заключается в том, чтобы определить, подлежат ли расходы на проезд Кэти вычету льгот на поездки. Похоже, что все три условия выполнены:

- Кэти живет в зоне Севера не менее 6 месяцев подряд;

- Кэти не имеет родственных связей в компании «Смит Ко»;

- Пособие в размере 5000 долларов, полученное от Smith Co., включено в доход Кэти.

Второй шаг – рассчитать сумму, которую Кэти может потребовать в качестве вычета. Кэти заполняет 3-ю часть формы T2222 «Вычеты северных жителей». Она будет указывать своё имя в качестве лица, совершившего поездку, в «колонке 1» и цель своей поездки (семейные обстоятельства) в «колонке 2».

Сумма вычета для командировочных рассчитывается как самая низкая из следующих трёх сумм:

Стоимость пособия, полученного от Smith Co: 5000 долл. (столбец 3)

Фактическая сумма поездки Кэти: 1500 долларов США (столбец 4)

Самая низкая цена билета на самолёт в момент поездки Кэти между аэропортом Йеллоунайф и ближайшим к нему аэропортом, который называется Эдмонтон: 400 долларов (столбец 5).

Так как Йеллоунайф, Северо-Западные Территории, расположен в зоне Севера, Кэти введёт 400 долларов в качестве вычета из налогооблагаемой суммы.

https://www.canada.ca/en/revenue-agency/services/forms-publications/publications/rc4650/northern-res...

Чтобы определить, относится ли местожительства ко льготной зоне, предлагается проверить на специальном сайте: https://www.canada.ca/en/revenue-agency/services/tax/individuals/topics/about-your-tax-return/tax-return/completing-a-tax-return/deductions-credits-expenses/line-255-northern-residents-deductions/line-255-places-located-prescribed-zones.html


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.028 с.