Положительные и отрицательные характеристики рынка. — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Положительные и отрицательные характеристики рынка.

2019-12-26 161
Положительные и отрицательные характеристики рынка. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Спрос, закон спроса.

Спрос – это форма выражения потребности. Это платежеспособная потребность, т.е. сумма денег, которую покупатели могут и намерены заплатить за нужный товар.

Различают индивидуальный и совокупный спрос.

Индивидуальный спрос представляет потребности покупателя, выраженные в денежной форме. Совокупный спрос – это платежеспособная потребность общества в целом, т.е. государства, предприятий и населения.

Рыночный спрос определяется путем суммирования величин спроса, предъявляемого каждым потребителем при разных ценах. Он обозначается буквой D.

Таким образом, спрос – это желание и способность покупателей приобретать товары и услуги по определенным ценам, что можно записать в виде формулы:

D = P * Q,

где Р – цена;

Q – количество товаров и услуг.

Закон спроса гласит: при прочих равных условиях величина спроса будет больше при низких ценах и меньше при высоких

 

  13.Спрос и величина спроса.

Спрос определяется желанием потребителей приобрести какой-то товар. Но определять спрос в экономике только на основе желаний покупателей практически невозможно и чревато серьезными ошибками. Кроме желания купить что – либо, надо располагать возможностью купить, а для этого необходимо иметь определенную сумму денег

СПРОС — это зависимость между количеством товара, который покупатели хотят и могут купить, и ценами на этот товар.

 Величина Спроса

англ. quantity demanded

количество конкретного товара или услуги, которое покупатель может купить по предлагаемой цене в течение определенного периода времени. В.с. зависит от доходов покупателей, цен на товары и услуги, ожиданий покупателей, их вкусов и предпочтений. В.с., как и величина предложения, - главные факторы формирования рыночных цен.

Словарь бизнес-терминов. Академик.ру. 2001.

Спрос не следует отождествлять с величиной спроса. От чего же зависит величина спроса? Прежде всего, величина спроса будет определяться уровнем цены.

Определяя величину спроса и ее зависимость от цены, мы имеем в виду установленное время и место. Если бы наше исследование проводилось в другой стране, регионе или в другое время, возможно, каждому уровню цены соответствовало бы другое значение величины спроса. Поэтому,
ВЕЛИЧИНА СПРОСА — это количество товара (услуг), которое покупатели готовы купить по данной цене в определенное время и в определенном месте.

Установленную зависимость между ценой и величиной спроса можно изобразить в виде графика.

Полученная на графике кривая DD (от англ, demand — спрос) называется кривой спроса. Каждая точка этой кривой отражает зависимость величины спроса от уровня цены, где Р — от англ, рrice — цена; Q — от англ, quantity — количество.

Рис.№1. Кривая спроса
 

Кривая спроса показывает, что повышение цены понижает величину спроса. Например, если цена повысится с 15 р. за штуку до 35 р., то величина спроса уменьшится с 40 до 15 штук.

Кривая спроса может быть рассмотрена с двух точек зрения:

1. для любой конкретной цены величина спроса показывает максимальное количество товара, которое покупатели желают и могут приобрести;

2. для любого конкретного объема спроса устанавливается максимальная цена, по которой продавцы смогут продать указанное количество товара.

И шкала спроса, и кривая спроса дают нам возможность определить, как зависит величина спроса от уровня цен.

 

 

Рыночная цена и ее функции.

 

Рыночная цена — это инструмент выравнивания интересов продавцов и покупателей, уравновешивающий спрос и предложение. В результате формирования рыночной цены покупатели приобретают то, что хотели бы иметь по данной цене, а продавцы продают все то, что хотели реализовать по этой цене.

В итоге сделки оказываются выгодными для обеих сторон. Сформировавшиеся под воздействием спроса, предложения и конкуренции рыночные цены оказывают огромное воздействие на все стороны хозяйственной жизни, выполняя ряд существенных функций!

Информативная функция. Динамика рыночных цен на потребительские товары и услуги, рабочую силу, инвестиционные товары и производственные услуги, на капитал и другие объекты рынка дает участникам производства, потребителям, посредникам объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве товаров и услуг, поставляемых на рынок, характеризует возможности производства, позволяет каждому субъекту рыночных отношений сверять собственные возможности с меняющимися условиями рынка.

Стимулирующая функция. Сущность ее выражается в том, что цены могут оказывать поощрительное или сдерживающее воздействие на производство и потребление различных видов товаров и услуг. Цены стимулируют научно-технический процесс, экономию затрат факторов производства, улучшение качества продукции, совершенствование структуры производства и потребления.

Распределительная функция. С помощью цен осуществляются распределение и перераспределение национального дохода между отраслями, различными формами собственности, регионами, фондом накопления и фондом потребления, социально-экономическими группами. Рост цен — это сигнал к расширению производства, падение — сигнал к его сокращению. В результате изменения цен стихийные действия предпринимателей приводят к установлению более или менее оптимальных экономических пропорций.

Учетная функция. Цены показывают, во что обходится обществу удовлетворение конкретной потребности. В этой функции цена служит средством исчисления всех стоимостных показателей, как количественных (валовой внутренний продукт, национальный доход, объем капиталовложений, объем товарооборота, объем продукции фирм и др.), так и качественных (рентабельность, производительность, фондоотдача и др.).

См. также: Типы рынков Преимущества и недостатки рынка

Функция сбалансирования спроса и предложения. Через цены осуществляется связь между производством и потреблением, предложением и спросом.

Санирующая функция цены. Эта функция сводится к вымыванию неконкурентоспособных предприятий и свертыванию неэффективных производств.

 

Мгновенный период

Мгновенный период характеризуется следующими факторами:

§ количество произведенных ресурсов (факторов производства) не меняется, т.е. все факторы являются постоянными.

§ продавец лишен возможности приспосабливать величину предложения к объему спроса и равновесная цена определяется только кривой спроса

§ как следствие, кривая предложения, является либо строго вертикальной линией (для товаров, не подлежащих хранению), либо имеет возрастающий отрезок (для скоропортящихся товаров).

Краткосрочный период

В краткосрочном периоде:

§ часть факторов производства является постоянной, а часть переменной.
Продавец может приспосабливать величину предложения в соответствии с рыночным спросом, но только в пределах производственных мощностей предприятия.

§ кривая предложения состоит из двух участков, где Q* — максимально возможный объем производства при данных мощностях.

§ рыночная цена определяется взаимодействием спроса и предложения на возрастающем отрезке кривой предложения, и только спросом — на вертикальном отрезке кривой SS.

Долгосрочный период

Для долгосрочного периода характерно то, что:

§ все факторы производства являются переменными, что предполагает возможность изменения масштабов производства.

§ в зависимости от динамики издержек (затрат) производственная кривая предложения может иметь вид:
горизонтальной линии — издержки являются постоянной величиной, и рост равновесного объема происходит без изменения равновесной цены.
возрастающей линии — издержки увеличиваются, например. из-за роста цен на ресурсы, и рост равновесного объема сопровождается ростом равновесной цены.
убывающей линии — издержки сокращаются, и рост равновесного объема сопровождается ростом равновесных цен.

Равновесие по Маршаллу

Процесс взаимодействия спроса и предложения по Маршаллу описывается уравнением:

§ ∆P(Q) — превышение ценой спроса цены предложения при данном объеме продаж Q.

Если данное превышение есть величина положительная, то объем предложения возрастает. Если отрицательная, то объем сокращается. Условием равновесия будет равенство ∆Qd(p)= 0.

Равновесие при нулевой цене

Случай свободных ресурсов.

Неопределенность равновесия

Наличие у линий спроса и предложения общего сегмента — либо горизонтального, либо вертикального.

Экономическое равновесие

Общая теория равновесия базируется на следующих постулатах:

§ основным инструментом жизни общества служит регулируемый рынок, а важнейшим видом деятельности является производство товаров и услуг;

§ экономическая деятельность осуществляется в условиях свободной конкуренции под контролем государства, а цены складываются под влиянием спроса и предложения;

§ цель производителей — получение максимальной прибыли;

§ цель потребителей — получение максимальной полезности при минимальных затратах в удовлетворении своих потребностей;

§ макроэкономическое равновесие выступает как результат совместных действий государства и бизнеса, факторов производства, спроса и предложения.

В настоящее время существует достаточно много моделей макроэкономического равновесия, специфику которым придают авторские взгляды на проблему и попытки кристаллизовать в них главные экономические интересы субъектов экономической деятельности. Из всей их совокупности можно выделить некоторые основополагающие модели.

Наиболее известные модели экономического равновесия и их авторы:

§ Ф. Кенэ — описал простое воспроизводство на примере экономики Франции XVIII столетия;

§ К. Маркс — составил схему простого и расширенного капиталистического общественного производства и обращения (воспроизводства);

§ В. Ленин — расширил схему капиталистического расширенного воспроизводства за счет изменения органического строения капитала;

§ Л. Вальрас — предложил модель общего экономического равновесия в условиях действия закона свободной конкуренции;

§ В. Леонтьев — описал модель "Затраты — выпуск";

§ Дж. М. Кейнс — создал модель краткосрочного экономического равновесия;

§ Дж. Нейман — предложил модель равновесной расширяющейся экономики.

Различаются следующие виды равновесия: частичное, общее, реальное и устойчивое. Наиболее известная и подробная модель равновесия в условиях государственного регулирования экономики разработана Дж. М. Кейнсом.

Еще заметнее позиция Кейнса при обсуждении им общеэкономических государственных вопросов. Традиционно считалось, что богатство нации определяется его ресурсами и сбережениями. Однако Кейнс считал, что богатство нации определяется её возможностями тратить. Не следует бояться потратить активы, которые могут превратиться в хлам. Отсюда основная идея кейнсианства: надо тратить и тратить, прежде всего, в виде инвестиций. Именно это обеспечивает экономический рост и соответственно ликвидацию безработицы и бедности.

Экономическая наука в значительной степени связана с количеством товаров или факторов производства и их ценами. Факторы производства и товары продаются и покупаются на рынках. Рассмотрим рынок какого-либо определенного товара или фактора производства и одно агрегирование, то есть объединение продавцов в одну группу и покупателей в другую. Данный вид агрегирования определяет проблемы оценки, а также суммирования произведений количеств на цены.

Паутинообразная модель представляет собой простую динамическую модель, которая характеризуется затуханием колебания, итогом которого является получение равновесия.

Допустим, рынок какого-либо определенного товара характеризуется данными функциями спроса и предложения:

Для того чтобы поддерживать существование равновесия, цена должна быть такой, чтобы рассматриваемый товар на рынке был распродан, то есть

Динамическая модель образуется при отставании предложения или спроса. Простейшая модель в дискретном анализе содержит отставание или неизменное запаздывание на один интервал:

Dt=D(Pt) и

Это может произойти в том случае, если для изготовления рассматриваемого товара необходим конкретный период времени, взятый за интервал. Действие модели таково, что при данном Pt–1 предыдущего периода величина предложения на рынке в текущем периоде будет , и объем Pt должен быть такой, чтобы был распродан весь объем предложенного товара. Таким образом, Pt и величина продаж и покупок Xt задается уравнением

Таким образом, имея исходную цену P0, посредством заданных уравнений мы можем приобрести значения P1 и X1. Далее, используя существующую цену P1, из данных уравнений извлечем значения X2 и P2. В итоге изменение Pt определяется разностным уравнением 1-го порядка:

Решение можно пояснить с помощью диаграммы, которая проиллюстрирована на рисунке, где D и S-кривые предложения и спроса, а положение равновесия совпадает с точкой их пересечения Q. В динамической модели D имеет то же значение, что и в статистической, но в данном случае ордината кривой S характеризует величину предложения в конкретный промежуток времени. Цена в первоначальный момент времени будет равна P0. Точка Q0 на кривой D с той же самой ординатой, что и Q0. Во 2-й промежуток времени движение осуществляется по вертикали к точке S на кривой от точки Q1, дающей X2, далее по горизонтали – на кривой D к точке Q2. Дальнейшее продолжение данного процесса формирует график паутины, рассмотренный на рисунке.

График паутины

Объемы и цены в последующие промежутки времени выступают координатами точек на кривой спроса D. В данном случае последовательность ряда точек стремится к Q. Точки последовательно размещаются на левой и правой стороне от Q

Итак, характеристики цены Pt стремятся к располагаясь последовательно по обе стороны от . Точно так же дело обстоит и объемами продаж и покупок. Допустим, что D стремится вниз, а S – вверх. Соответственно, движение с затухающими колебаниями появляется в том случае, если кривая D в точке равновесия Q опускается к оси абсцисс OP. Когда углы наклона D и S равны, образуются регулярные колебания. Для случая линейных функций предложения и спроса, можно получить следующее алгебраическое решение:

Значения равновесия и будут определяться уравнениями

,

то есть

, . (1)

Дискретная динамическая модель определяется уравнением

. (2)

Для начала найдем решение, дающее равновесие. Для этого положим и для всех значений t:

. (3)

Извлекаем те же значения и , что и в (1). Если в каком-либо периоде имелись цены и объемы, создающие условия равновесия, то в динамической модели (2) они сохранятся и будущих периодах. Статистическое равновесие соответствует этой модели. Вычтем уравнение (3) на (2) и положим . Тогда

. (4)

Уравнения (4) подобны (2), помимо того, что они характеризуют отклонения от уровней равновесия. Эти уравнения являются разностными уравнениями 1-го порядка. Положим и подставим его в уравнение (4), так что разностное уравнение относительно Pt будет

При данном значении P0 в момент решение легко получается путем итерации:

или

Объемы продаж и покупок в каждый период можно определить из уравнения (4). Чаще всего кривая спроса идет вниз , а кривая предложения напротив идет вверх , то есть В данном случае положим так что r будет положительно. Тогда

и последовательные значения pt при t=0,1,2,3,…, будут соответственно так что pt принимает поочередно положительные и отрицательные значения. Таким образом, чередуются и знаки Pt которые поочередно будут располагаться выше и ниже .

Существуют 3 возможности:

угол наклона S (к OP) больше, ежели угол наклона D.

В данном случае r>1 и ряд последовательных значений pt является бесконечно возрастающим по абсолютной величине. Соответственно, и имеет место взрывное колебание.

2) углы наклона D и S равны. В рассматриваемом случае r=1, и ряд значений Pt будет состоять из чередования p0 и (–p0) Поэтому Pt будет последовательно больше и меньше P на одну и ту же величину, которая будет равна начальному расхождению то есть в данном случае имеет место регулярное колебание.

3) угол наклона D (к OP) больше, нежели S. В данном случае r<1, и поочередные Pt уменьшаются по абсолютной величине. Следовательно, последовательно справа и слева, то есть стремится к уровню равновесия с затухающими колебаниями.

В случае (3), чем больше будет – a по отношению к b, то есть чем более круче D по сравнению с S, тем быстрее будут затухать колебания и тем быстрее Pt будет стремиться к . Первоначальные возмущения также оказывают наибольшее влияние на амплитуду колебания. Чем дальше P0 от , тем больше будет размах колебаний и тем длительнее период времени, необходимый для их прекращения. Следует заметить, что случай (2) с длительными и наиболее правильными колебаниями очень редок, поэтому его можно понимать почти как тривиальным – на его базе не допускается построение никакой теории цикла. Наиболее интересным является случай (3), несмотря на возможное возражение, состоящее в том, что затухающие колебания «невозможны». Но есть наиболее простое развитие модели (3) с затухающими колебаниями, позволяющее представить движение Pt с длительными колебаниями во времени. Для этого вместо кривых предложения и спроса, которые неизменны во времени, возьмем кривые, изменяющиеся под воздействием внешних сил во времени циклично или регулярно, либо случайно и т.д. В таком случае еще до прекращения колебаний, описанных на рисунке, какой-либо сдвиг в кривой D или S приведет к возмущению, в этом случае колебания появятся снова. Например, Q0 могла быть в точке равновесия или вблизи нее до сдвига вверх кривой D к положению, который показан на рисунке. Тогда колебания будут появляться представленным ранее образом, продолжаясь, предположим, до точки Q3, в которых колебательное движение будет нарушено сдвигом вверх кривой S. В итоге, возникает колебательное движение с еще большей амплитудой, постепенно прекращающийся до возникновения какого-нибудь нового возмущения. Для линейной модели допустимо алгебраическое истолкование в случае параллельного перемещения кривых спроса и предложения. Уравнение (2) в таком случае будет иметь вид:

где включают сдвиги в момент t=0,1,2,3,… Разностным уравнением относительно цены будет

(5)

Для того чтобы решить уравнения (5), нужно определить разность сдвигов во времени предложения и спроса. Рассмотренная паутинообразная модель чаще всего дает решение, в условиях которой цены в последующие промежутки времени попеременно принимают значения, располагающиеся ниже или выше точки равновесия. Это колебание завершается на протяжении 2-х интервалов, иными словами при наличии двойного запаздывания на стороне предложения. Скорость приспособления к изменившейся обстановке убывает пропорционально увеличению продолжительности запаздывания.

Таким образом, одним из подходов, который объясняет механизм образования рыночного равновесия, можно считать паутинообразную модель, относящаяся к числу динамических (учитывающих фактор времени). Паутинообразная модель описывает процесс формирования равновесия в условиях, когда воздействие участников сделок на изменяющиеся условия рынка растянута по времени.

Положительные и отрицательные характеристики рынка.

 

Как и у всякого явления, у рынка есть свои преимущества и недостатки. К преимуществам рынка относится:

— эффективное распределение ресурсов – рынок направляет ресурсы на производство необходимых обществу товаров;

— гибкость, высокая адаптивность (приспособляемость) к изменяющимся условиям. Так, когда в начале 1970-х гг. резко повысились цены на энергоносители, рынок ответил на это разработкой альтернативных источников энергии, внедрением ресурсосберегающих технологий, введением режима жесткой экономии энергоресурсов;

— оптимальное использование результатов научно-технического прогресса. Стремясь максимизировать прибыль, предприниматели идут на риск, разрабатывают и производят новые товары, внедряют в производство новейшие технологии, что позволяет им иметь временные преимущества перед конкурентами;

— свободу выбора и действий потребителей и производителей. Они независимы в принятии своих решений, заключении различных сделок, найме рабочей силы и т.п.;

— способность к удовлетворению разнообразных потребностей, повышению качества товаров и услуг.

Но рынок имеет и негативные стороны:

· не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов;

· не имеет экономического механизма защиты окружающей среды; только законодательные акты могут заставить предпринимателей вкладывать средства в создание разного рода экологически чистых производств;

· не создает стимулы для производства товаров коллективного пользования – таких, как пожарная охрана, дорожная разметка, уличное освещение, армия, милиция и т.д.;

· не гарантирует право на труд и доход, не обеспечивает перераспределение дохода. Экономическим субъектам приходится самим принимать решения, чтобы изменить свое материальное положение. Рынок воспроизводит существующее неравенство;

· не обеспечивает самоокупаемость фундаментальных исследований в науке;

· подвержен нестабильному развитию с присущими этому инфляционными процессами и безработицей.

Решение перечисленных выше проблем, решить которые рыночная система не в состоянии, берет на себя государство.

Важнейшим аргументом критиков рыночной системы является то обстоятельство, что рынок допускает и даже стимулирует угасание своего главного регулирующего механизма – конкуренции. Они выделяют два основных довода при обосновании своей позиции:

— конкуренция досаждает индивидуальному производителю своим жестким повседневным воздействием. Предприниматели, стремясь получить максимальную прибыль и улучшить свое экономическое положение, пытаются освободиться от действия конкурентных отношений. Недобросовестные действия предпринимателей и монополизация рынков способствуют ослаблению конкуренции. А.Смит сформулировал этот тезис следующим образом: «Представители одной и той же отрасли редко встречаются друг с другом, но когда такая встреча происходит, беседа между ними завершается сговором против публики или каким-то маневром с целью повысить цены»;

— предполагается, что сам технический прогресс, который рыночная система поощряет, способствует упадку конкуренции. Новейшая технология, как правило, требует: а) использования больших объемов инвестиций; б) крупных рынков; в) богатых и надежных источников сырья. Такого рода технология предопределяет существование огромных по своим масштабам фирм-производителей, которые обеспечивают своей продукцией целые регионы, страны и международные рынки. Иными словами, достижение максимальной эффективности производства на основе применения новейшей технологии часто требует существования небольшого числа относительно крупных фирм, а не большого числа относительно малых.

Внешние эффекты. Внешний эффект имеет место, когда производство или потребление товара оказывает непосредственное воздействие на производителей или потребителей, не вовлеченных в процесс купли-продажи данного товара, и когда его побочные эффекты не находят полного отражения в рыночных ценах. Например, предприниматель, стремясь избежать дополнительных расходов на очистные сооружения, при производстве своей продукции загрязняет окружающую среду. Загрязненная атмосфера и неочищенные стоки оказывают вредное воздействие на всех жителей данной местности, в том числе и на тех, которые не имеют отношения к сделкам купли-продажи произведенного предпринимателем продукта. Другими словами, издержки производства в данном случае перекладываются на людей, не вовлеченных в процесс производства или торговли; таким образом, процесс для них будет внешним.

 

Спрос, закон спроса.

Спрос – это форма выражения потребности. Это платежеспособная потребность, т.е. сумма денег, которую покупатели могут и намерены заплатить за нужный товар.

Различают индивидуальный и совокупный спрос.

Индивидуальный спрос представляет потребности покупателя, выраженные в денежной форме. Совокупный спрос – это платежеспособная потребность общества в целом, т.е. государства, предприятий и населения.

Рыночный спрос определяется путем суммирования величин спроса, предъявляемого каждым потребителем при разных ценах. Он обозначается буквой D.

Таким образом, спрос – это желание и способность покупателей приобретать товары и услуги по определенным ценам, что можно записать в виде формулы:

D = P * Q,

где Р – цена;

Q – количество товаров и услуг.

Закон спроса гласит: при прочих равных условиях величина спроса будет больше при низких ценах и меньше при высоких

 

  13.Спрос и величина спроса.

Спрос определяется желанием потребителей приобрести какой-то товар. Но определять спрос в экономике только на основе желаний покупателей практически невозможно и чревато серьезными ошибками. Кроме желания купить что – либо, надо располагать возможностью купить, а для этого необходимо иметь определенную сумму денег

СПРОС — это зависимость между количеством товара, который покупатели хотят и могут купить, и ценами на этот товар.

 Величина Спроса

англ. quantity demanded

количество конкретного товара или услуги, которое покупатель может купить по предлагаемой цене в течение определенного периода времени. В.с. зависит от доходов покупателей, цен на товары и услуги, ожиданий покупателей, их вкусов и предпочтений. В.с., как и величина предложения, - главные факторы формирования рыночных цен.

Словарь бизнес-терминов. Академик.ру. 2001.

Спрос не следует отождествлять с величиной спроса. От чего же зависит величина спроса? Прежде всего, величина спроса будет определяться уровнем цены.

Определяя величину спроса и ее зависимость от цены, мы имеем в виду установленное время и место. Если бы наше исследование проводилось в другой стране, регионе или в другое время, возможно, каждому уровню цены соответствовало бы другое значение величины спроса. Поэтому,
ВЕЛИЧИНА СПРОСА — это количество товара (услуг), которое покупатели готовы купить по данной цене в определенное время и в определенном месте.

Установленную зависимость между ценой и величиной спроса можно изобразить в виде графика.

Полученная на графике кривая DD (от англ, demand — спрос) называется кривой спроса. Каждая точка этой кривой отражает зависимость величины спроса от уровня цены, где Р — от англ, рrice — цена; Q — от англ, quantity — количество.

Рис.№1. Кривая спроса
 

Кривая спроса показывает, что повышение цены понижает величину спроса. Например, если цена повысится с 15 р. за штуку до 35 р., то величина спроса уменьшится с 40 до 15 штук.

Кривая спроса может быть рассмотрена с двух точек зрения:

1. для любой конкретной цены величина спроса показывает максимальное количество товара, которое покупатели желают и могут приобрести;

2. для любого конкретного объема спроса устанавливается максимальная цена, по которой продавцы смогут продать указанное количество товара.

И шкала спроса, и кривая спроса дают нам возможность определить, как зависит величина спроса от уровня цен.

 

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.096 с.