Екатерина II Алексеевна Великая — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Екатерина II Алексеевна Великая

2019-12-27 259
Екатерина II Алексеевна Великая 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

императрица Всероссийская с 1762 по 1796 год

 

София Фредерика Августа Ангальт-Цербстская родилась 2 мая 1729 года в немецком городе Штеттине — столице Померании (ныне Щецин, Польша). 1 сентября 1745 года в шестнадцатилетнем возрасте Екатерина была обвенчана с Петром Фёдоровичем, которому исполнилось 17 лет и который приходился ей троюродным братом.

28 июня 1762 года Екатерина пришла к власти в результате дворцового переворота, свергнувшего с престола её непопулярного мужа Петра III. Свергнув с помощью гвардии супруга, она пробыла на престоле свыше 30 лет. Ровно через неделю после её воцарения Петра III не стало. Екатерина не только удержалась на престоле, на который не имела никаких  прав, но и оставила о себе благородную память.

При Екатерине Великой территория Российского государства существенно возросла за счёт присоединения плодородных южных земель — Крыма, Причерноморья, а также восточной части Речи Посполитой и др. Система государственного управления при Екатерине Второй впервые со времени Петра I была реформирована. В культурном отношении Россия окончательно вошла в число великих европейских держав, чему немало способствовала сама императрица, увлекавшаяся литературной деятельностью, собиравшая шедевры живописи и состоявшая в переписке с французскими просветителями.

В середине царствования была проведена административная (губернская) реформа, определившая территориальное устройство страны вплоть до административной реформы 1929 г., а также судебная реформа. Население возросло с 23,2 млн.                  (в 1763 г.) до 37,4 млн. (в 1796 г.), по численности населения Россия стала самой крупной европейской страной.

Екатерина II образовала 29 новых губерний и построила около 144 городов. Не забыла Екатерина II в шумной столице и Старую Руссу.

22 апреля 1763 года в Старой Руссе произошёл пожар, уничтоживший все деревянные постройки, после чего город застраивался по плану на правом берегу реки Полисть. Громадный пожар уничтожил средневековый облик города. Новая застройка стала производиться по плану, утверждённому Екатериной II, являвшемуся типовым проектом, обязательным для всех городов Российской империи. Эта планировка сохранилась до наших дней. Ею предусматривается строгое соблюдение параллельности улиц и их взаимная перпендикулярность. Среди улиц имеется осевая магистраль, проходящая через середину города с главной помощью в центре. По всей видимости, Екатерина II заимствовала опыт планировки Санкт-Петербурга. В середине XIX века город уже имел почти современную планировку, о которой журналист того времени П. И. Якушкин сказал, что «…город как город, все наши города на славный Питер сбиваются: улицы прямые, широкие и хорошо выстроенные с  магазинами.., набережные красиво отделаны».

Императрица Екатерина II повелела выдать погорельцам 100 000 руб. заимообразно без процентов на 10 лет и освободила от взноса подушной подати погоревших на 3 года. Неимущим повелела выдавать хлеб безденежно от казны. По журналу Сената от 15 мая 1763 года было определено строить в городе только каменные дома. Постройка же деревянных допускалась лишь в предместьях города и чтобы отделять дом от дома садами, огородами и переулками.

В конце мая 1780 года, во время поездки по западным губерниям,       Екатерина II решила часть пути посвятить великому пути «из варяг в греки»  с остановкой в древней Руссе. В 1780 году Императрица при посещении Старой Руссы останавливалась в доме городского головы Ивана Ивановича Попова. В знак своего благоволения она пожаловала Ивану Ивановичу свой портрет.                     А когда Екатерина II уезжала из города, то пожаловала на устройство школы 200 руб., бедным горожанам на дома 2 000 руб., мастеровым соляного завода 1 000 руб., четырём богадельням по 100 руб. и Спасо-Преображенскому монастырю 300 руб. В 1784 году Императрица пожаловала городу на улучшение школы 300 руб., а четырём больницам и богадельни по 300 руб.

16 августа 1781 года Екатерина II пожаловала Старой Руссе герб в виде осенённого короною и разделённого пополам щита. В верхней части на серебряном поле повторялись элемент ы губернского герба: два медведя, меж ними золотое кресло с красной подушкою, на коей крестообразно поставлены скипетр и крест. Над спинкою кресла – подсвечник с тремя зажжёнными свечами. Снизу, на красном поле, кирпичная топящаяся печь со сковородой, на которую льётся из трубы струя воды. Герб символизировал основное занятие рушан – солеварение.

В 1784 году императрица снова проявила внимание к Старой Руссе, пожаловав 1 500 рублей на дальнейшее улучшение  заведённой в ней школы и четырёх богаделен.

21 апреля 1785 года Екатерина II даровала, вместе с другими городами,   городу Старая Русса общественное городское самоуправление. Первичным органом городского самоуправления стало городское собрание (собрание «Общества градского»), которое созывалось губернатором раз в три года. Городское собрание избирало городского голову и общую городскую думу – распорядительный  орган городского самоуправления. Выборы проводились в зимнее время.

Со своей стороны рушане не забыли высочайшего внимания. Соляные источники на Соборной стороне были названы в честь императрицы – Царицынский и Екатерининский. Существующий на Соборной стороне с 1863 года Царицинский колодец прорубили в том месте, где Екатерина изволила отдыхать в специально устроенном павильоне в 1780 году, при посещении солеваренного завода Боура. При бурении неподалёку второго, ему дали название Екатерининский.

 

 

ü Вязинин И. Н. Старая Русса в истории России. – Новгород: Изд-во «Кириллица», 1994. – 320 с., илл.

ü Дымова С. Государево око / С. Дымова // Старая Русса. – 1995. – 5 декабря. – С. 2

ü Куда  ступала ножка императрицы? //РуссаГрад. – 2009. - № 2. – С. 38 – 39

ü Полянский М. Город этот, несомненно, древнейший в России. Иллюстрированный очерк города Старой Руссы и Старорусского уезда (адаптированное издание). – СПб.: «Алаборг», 2009. – 224 с., 70 илл.

 

 

      

 

                   8 июля

             75-летие со дня рождения

Каморный Юрий Юрьевич

(1944 – 1981)

советский актёр театра и кино,

заслуженный артист РСФСР (1981)

 

 

 Юрий  Каморный  родился 8 июля 1944 года  в городе Алапаевск Свердловской области. Его детство и юность прошли в городе Кировске (Мурманская область), где будущий актёр окончил среднюю школу. Его мать преподавала в школе английский язык. После окончания школы Юрий Каморный, уже тогда мечтавший поступить в театральный институт, пошёл работать на кировский комбинат «Апатит» электриком-ремонтником, одновременно занимаясь в театральной студии местного Дворца культуры.

В 1962 году поступил в Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии. Начал сниматься в кино  будучи студентом. Его первой картиной стал советско-польский фильм «Зося» (1967), фильм имел большой успех у зрителей.

В 1967 году Юрий Каморный начал работать в Ленинградском Театре юного зрителя имени Брянцева. Параллельно много снимался в кинофильмах. Ушёл из театра в 1976 году, чтобы сосредоточиться на работе в кино. Снимался в фильмах «Освобождение» (1970), «Будни уголовного розыска» (1973), «Посейдон спешит на помощь» (1978), «Голубые молнии» (1979), «Правда лейтенанта Климова» (1981) и мн. др.

Погиб при невыясненных обстоятельствах 27 ноября 1981 года. Похоронен Юрий Каморный на Симоновском кладбище в г. Старая Русса.

 

ü Додукалов Р. «… и в Старой Руссе нашёл свой последний приют» / Роман Додукалов // Старая Русса курортная. – 2004. – 14 августа. – С. 6

ü Митрофанова Л. Тайна безымянной могилы / Людмила Митрофанова // Новгородские ведомости. – 2002. – 14 августа. – С. 6

ü У Юрия Каморного был прекрасный отец /\ Волхов. – 2008. – 6 февраля. – С. 5

Августа

Лет со дня рождения

Стасов Василий Петрович

(1769 – 1848)

русский архитектор

 

 

Василий Петрович Стасов родился 4 августа 1769 года в Москве в небогатой, хотя и принадлежавшей к одному из древнейших родов, дворянской семье. С детства он увлеченно занимался рисованием и черчением, знакомился с азами архитектуры. Эти знания пригодились в 1783 году, когда один за другим умерли его отец и старший брат. Подросток вынужден был сам зарабатывать себе на жизнь, и тут его выручили художественные способности.

В 14-летнем возрасте он поступил в Экспедицию архитектурных дел, где за 11 лет прошел путь от «архитектуры капрала» (самого нижнего чина) до помощника архитектора. Огромную роль в его становлении сыграло знакомство с семьей Хлебниковых — обладателей одной из самых роскошных библиотек России. Через них он обзавелся полезными связями, познакомившись с Г. Р. Державиным и Н. М. Карамзиным, а также с ректором Академии художеств А.Н. Олениным.

В 1794 году Стасов поступил в Преображенский полк, но спустя год вышел в отставку в чине подпоручика. В 1801 году Василия Стасова привлекли к подготовке коронации Александра I. Архитектора представили императору, и Василий Петрович произвел на государя самое благоприятное впечатление. В результате он получил высочайшее соизволение выехать в Европу для «усвоения архитектурных древностей». За границей Стасов пробыл до 1808 года. Первые два года жил в Париже, затем — в Италии. Он стал вторым русским, удостоенным почетного звания члена римской Академии живописи святого Луки (первым был В. И. Баженов).

После возвращения жил и работал в Петербурге. В браке с супругой Марией Абрамовной у Василия Петровича Стасова родилось семеро детей. Сын – Владимир Васильевич Стасов стал знаменитым искусствоведом и критиком, он стоял у истоков «Могучей кучки», к нему как к непререкаемому авторитету на протяжении десятилетий обращались в литературных спорах. Дочь архитектора – Надежда Васильевна Стасова внесла огромный вклад в развитие женского образования. Еще один сын, Дмитрий, был известнейшим адвокатом.

В 1808 году, 26 апреля, В. П. Стасов получил диплом римской Академии живописи, скульптуры и архитектуры Святого Луки. Со 2 октября 1808 года Стасов — архитектор императорского Кабинета. За конкурсный проект памятника над могилой погибших в Полтавской битве Стасов 1 сентября 1811 года был избран академиком Петербургской Академии художеств.

Творчество Василия Стасова лежит в русле классицизма, зодчий является одним из выдающихся мастеров этого стиля. Среди его работ такие шедевры как Троице-Измайловский и Преображенский соборы, Павловские казармы, Императорский дворец в Вильне, многие здания в Царском Селе. Василий Петрович плодотворно трудился и в Новгородской губернии: в 1830 году по проекту Стасова был возведён Путевой дворец в Коростыни, церковь  Екатерины в Броннице, несколько зданий в усадьбе А. Аракчеева Грузино. Он же проектировал и руководил строительством крупных военных комплексов в Селищах, Муравьях, Медведе, Кречевицах, Новоселицах.

  В г. Старая Русса по проекту В. П. Стасова был перестроен Воскресенский собор. В 1827 году церковные власти задумали новую перестройку собора, мотивируя это ветхостью приделов и недостаточной вместимостью здания. Проектные работы и руководство строительством были поручены Василию Стасову, занимавшему в этот период также должность главного архитектора военных поселений. В июне 1827 года проект Стасова был утверждён императором Николаем I, и вскоре (вероятнее всего в 1828 году) начались строительные работы. Сам император добавил 16,5 тысяч рублей к сумме, собранной прихожанами.

В результате «реконструкции» памятник изменился до неузнаваемости: разобраны все древние части, заново возведены восточная стена, столбы, арки, своды, барабаны, галерея, северная и южная стены храма несколько удлинены. Древние окна заложены, новые пробиты со смещением вверх и к востоку (кроме западной стены, где новые проёмы наложены на старые). Фасады были оштукатурены и окрашены охрой с выделением белых деталей. Одновременно с работами на соборе перестроена и колокольня. Проект перестройки колокольни (1830 г.) также принадлежит В. П. Стасову. Был надстроен верхний ярус, увенчанный куполом со шпилем. Работы на колокольне были завершены в 1835 году.

После перестройки Стасова Воскресенский собор представляет собой одно из лучших произведений  классицизма. В Новгородской губернии, отличается монументальностью, изысканным силуэтом, удачными пропорциями и изящными сочными деталями.

    Василий Петрович Стасов умер 24 августа (5 сентября) 1848 года в Петербурге, его похоронили в Александро-Невской Лавре.

 

ü Вязинин И. Н. Старая Русса в истории России. Новгород. Изд-во «Кириллица», 1994. – С. 73, 117, 122, 247-248, 284, 288

ü  Лёгкий Д. М. Дмитрий Васильевич Стасов / Д. М. Лёгкий // Вопросы истории. – 2003. - № 7. – С. 54 – 73

/О сыне Василия Петровича Стасова – Дмитрии  Васильевиче Стасове (1828 – 1918), русском общественном деятеле, адвокате/

ü Ядрышников В. А.  Архитектура Старой Руссы XII – начала XX века. – М.; СПб: «Альянс-Архео», 2010. – С. 229 – 240

 

Октября

Лет со дня смерти

Фёдоров Василий Алексеевич

(1938 – 2009)

 

 

Василий Алексеевич Федоров – старорусский художник, родился 22 августа (как говорил сам: «Я двоечник!») 1938 года  в д. Теребыни Старорусского района. Впервые художественные задатки проявил в четырёхлетнем возрасте (как записал Глеб Алёхин со слов матери художника), выводя на люльке линии, соединяя простреленные фашистским лётчиком дырочки. Детство и юность прошли в послевоенной Старой Руссе. Художественное образование получил во всемирно известном центре древнерусской живописи — Палехе, обучаясь и работая там с 1957 по 1968 годы. С 1974 по 1990 годы работал в художественно-производственных мастерских Новгородского отделения художественного фонда РСФСР. 15 лет       (с 1974 года) руководил изостудией Старорусского городского Дома культуры, воспитывал своих учеников. С 1975 года увлёкся акварелью, перовым рисунком, оформил несколько книг местных авторов. С 90-х годов обратился к иконе, работая в храмах Старой Руссы. Постоянно занимался лаковой миниатюрой. Многие работы акварелью, маслом, декоративные панно и миниатюры находятся в коллекциях россиян и зарубежных ценителей искусства.

Василий Фёдоров – участник многочисленных выставок, оформитель старорусских музеев, выставок, банкетных залов, кафе, комнаты молодожёнов в загсе и вестибюля городской бани, поликлиник, оставил о себе память в замечательных палехских росписях, в сказочных и былинных сюжетах, которые украшают старорусские стены, и поистине стал «народным». Василий Алексеевич в своё время помогал в реставрационных работах, поновляя росписи Георгиевского храма.

Скончался Василий Алексеевич 2 октября 2009 года на 72-м году. Похоронен в Старой Руссе.

 

ü Мягкова Н. Памяти «народного» художника Старой Руссы / Н. Мягкова // Старая Русса. – 2015. – 21 августа. – С. 1

ü Жизнь быстротечна. Творчество бессмертно // РуссаГрад. – 2009. - № 2. – С. 37

 

 

Лет со дня смерти

Евгений Иванович Куров

 (1932 – 2009)

поэт, учитель литературы и русского языка,

диктор местного радио, коренной житель Старой Руссы

 

 

Когда началась Великая Отечественная война, Евгению Курову было 9 лет. С врагами бился и пал на поле сражения его отец.

После Евгений Куров войны работал слесарем на авиаремонтном заводе, работал в райкоме комсомола заведующим организационным отделом. После службы в армии по путёвке комсомола Евгений Куров на три года уехал поднимать целину.

Евгений Иванович Куров любил природу, спорт, русскую литературу, поэзию. Свои стихи он начал писать в зрелом возрасте. Литература стала его профессией – по окончании Новгородского пединститута Евгений Иванович работал учителем литературы и русского языка. В полувековой биографии 30 лет отданы школе: 19 из них – вечерней, 10 лет – первой средней и один год – Пинаевогорской школе. Как журналист во всесоюзном конкурсе юмористических работ, объявленных журналом «Крокодил», занял почётное третье место.

Главной и животрепещущей темой в творчестве Евгения Ивановича была война, его яркие детские впечатления, которые отразились в большинстве его стихотворений. Мечтой поэта было издание книги собственных стихов. Но при жизни мечта поэта не сбылась: в октябре 2009 года Евгения Курова не стало. Книга вышла в свет силами Центра культуры «Русич» в феврале 2012 года как подарок городу и горожанам к Дню освобождения от немецко-фашистских захватчиков.

 

 

ü Ветрова Т. «Здесь грамм свинца на грамм земли» / Татьяна Ветрова  // Старая Русса. – 2006. – 5 мая. – С. 4

ü Евгений Куров: судьба и стихи // РуссаГрад. – 2009. - № 6. – С. 36

ü Куров Е. Город родной: стихотворение / Евгений Куров // Старая Русса. – 2001. – 13 ноября. – С. 3

ü Куров Е. И. Поэт, учитель, гражданин. – ЦК «Русич», 2012

ü Смирнова О. Учитель, журналист, поэт / Ольга Смирнова // Старая Русса. – 2012. –                     11 февраля. – С. 4

/О выходе нового поэтического сборника Евгения Курова/

 

Октября

Лет со дня рождения

Аракчеев Алексей  Андреевич

 (1769-1834)

русский государственный и военный деятель

 

Родился Алексей Андреевич Аракчеев в Бежецком уезде Тверской губернии в мелкопоместной дворянской семье. Его восхождение к вершинам государственной  власти началось благодаря дружбе с великим князем Павлом Петровичем (будущим императором Павлом I). С 1796 занимал различные высокие должности. В 1798 году возведен в графское достоинство (девиз «Без лести предан» вписал в его герб сам Павел I).

  В 1799 году  Алексей Андреевич уволен в отставку, в 1803 году  назначен императором Александром I инспектором всей  русской артиллерии. В 1808 году — занимал пост военного министра. С 1815 года сосредоточил в своих руках руководство Государственным советом, Комитетом Министров и Собственной его императорского величества канцелярией, был единственным докладчиком царя по боль­шинству ведомств.

Его активное участие в разработке и осуществлении одиозного проекта воен­ных поселений, в сочетании с грубостью и жестокостью при наличии незаурядной воли, энергии и преданности императо­ру, обусловило крайне негативные оцен­ки этой личности у большинства совре­менников и позднейших исследовате­лей. Слово "аракчеевщина" стало синонимом государственного произво­ла, казарменного уклада, вторжения в личную жизнь системой строгих мелоч­ных предписаний. В царствование Нико­лая I занимал пост начальника военных поселений. После 1827 года проживал в сво­ем имении.

Умер Алексей Аракчеев 21 апреля 1834 года во время пасхального крестного хода вокруг Андреевского собора в Грузине. Похоронен в соборе рядом с любимой женщиной Настасьей Минкиной. Надпись на гробовой камень заготовил он сам: «На сем месте погребён русский новгородский дворянин граф Алексей Андреевич Аракчеев».

 

 

ü Валов Д. Ужасный граф. Преданный без лести!  / Д. Валов  // Волхов. – 2009. - № 18. – С. 8

/Биография А. А. Аракчеева. Военные поселения в Новгородской губернии. Любовь                  А. Аракчеева и Н. Минкиной/

ü Митрофанова Л. «Предан без лести»  / Л. Митрофанова  // Новгородские ведомости. – 1996. – 19 апреля

ü Михеев Г. Полная аракчеевщина / Г. Михеев  // Семья. – 2006. - № 5. – С. 12 – 13

/Жизнь А. Аракчеева в деревне Грузино (Чудовский район)/

ü Папешин В. Без лести предан  / Валентин Папешин  // Чело. – 2000. - № 1. – С. 22 – 28

/Краевед из г. Чудово Новгородской области о графе А. А. Аракчееве/

ü Папешин В. Библиотека графа Алексея Андреевича   / Валентин Папешин   // Чело. – 2000. - № 1. – С. 84 – 89

/О личной библиотеке графа Аракчеева/

ü Трояновский С. Останки всесильного графа / Сергей Трояновский // Чело. – 2000. -                № 1. – С. 29 – 30

/Известный новгородский археолог об археологических раскопках в селе Грузино, поместье графа Аракчеева Чудовского района в 1999 году, в результате которых были найдены останки графа А. А. Аракчеева/

Октября

Лет со дня смерти


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.062 с.