История зарубежной литературы — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История зарубежной литературы

2019-12-27 455
История зарубежной литературы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Тематика практических занятий

Практическое занятие № 1

 «Высокая комедия» Ж.Б. Мольера

1. «Странности пути комедиантской жизни» (М. Булгаков). Жизнь и творческая судьба Ж.Б. Мольера.

2. Театральная эстетика Мольера («Величайшее правило – нравиться», «здравый смысл» как главный критерий художественности). Основные принципы «высокой комедии».

3. Комедия «Тартюф»:

- скандал вокруг комедии;

- спор о Тартюфе: каков герой в восприятии других персонажей комедии?

- почему автор выводит главного героя на сцену только в III акте?

- пара Тартюф – Оргон: «плут» - «простак»; каковы классицистические принципы создания образов?

- какие приемы создания комического применяет Мольер? Укажите конкретные примеры из текста;

- прокомментируйте неоднозначный финал комедии: «Слава королю!» (М. Булгаков).

4. Комедия «Дон Жуан, или Каменный гость»:

- Дон Жуан – Сганарель: смысл сопоставления образов;

- философия донжуанства (проанализируйте монолог Дон Жуана в акте I, явлении 2);

- сцена в лесу: тема отрицания неба, либертинаж и арифметика безбожия;

- в чем миссия Командора?

- Индивидуальное сообщение: Судьба вечного образа в литературе (Пушкин, Байрон, Гофман, Шоу, Кьеркегор).

5. Комедия-балет «Мещанин во дворянстве»:

- история создания комедии. Жанровые признаки «комедии-балета»;

- дворянская мания буржуа, выявите ее комические и трагикомические планы («учеба» Журдена; сцена с портным, Дорантом и др.);

- раскройте злободневное и вечное в образе главного героя.

 

Литература

Основная:

  1. Мольер Ж.Б. Тартюф. Дон Жуан. Мещанин во дворянстве (любое издание).
  2. История зарубежной литературы XVII века: Учеб. для вузов/ Под ред. М.В. Разумовской. М., 2001.
  3. История зарубежной литературы XVII века / Под ред. З.И. Плавскина и др. // http://17v-euro-lit.niv.ru/17v-euro-lit/plavskin-uchebnik/index.htm

Дополнительная:

1. Мольер Ж.Б. Критика «Школы жен» // Литературные манифесты западноевропейских классицистов. М., 1980.

2. Бордонов Ж. Мольер / Пер. с фр. М., 1983.

3. Бояджиев Г.Н. Исторические пути формирования жанра высокой комедии. М., 1967.

4. Булгаков М.А. Жизнь господина де Мольера. М.,1962.

5. Смирнов А.А. Дон Жуан у Мольера // Смирнов А.А. Из истории западноевропейской литературы. М. – Л., 1965.

Практическое занятие № 2

«Фауст» И.В. Гёте

1. Творческая история «Фауста». Жанровые характеристики произведения.

2. Легенда о докторе Фаусте. Литературные предшественники героя Гёте.

3. «Театральное вступление»: «земной» пролог произведения. Спор об искусстве и его назначении.

4. «Пролог на небе»: суть пари Бога и Мефистофеля.

5. Часть I:- «малый мир»:

v образ Фауста, «бурного гения» и человека эпохи Просвещения;

v образ Мефистофеля;

v Фауст и Гретхен;

v Гётевская «дьяволиада» «Погребок Ауэрбаха», «Кухня ведьмы», «Вальпургиева ночь».

6. Часть II - «большой мир»:

v аллегоризм эпизода с Еленой Прекрасной;

v «эпизод моря», тема строительства, служения человечеству; проблема этической цены деяния (эпизод Филемона и Бавкиды);

v «прекрасное мгновение» Фауста и суд над героем.

 

Литература

Основная:

1. Гёте И.В. Фауст (пер. Б. Пастернака).

2. История зарубежной литературы XVIII века / Под ред. Л. В. Сидорченко // http://www.infoliolib.info/philol/izlxviii/#a

Дополнительная:

  1. Аствацатуров А. «Фауст» Гете: образы и идеи // http://lit-prosv.niv.ru/lit-prosv/articles-ger/astvacaturov-faust-gete.htm

2. Аникст А.А. «Фауст» Гёте: литературный комментарий. М., 1979.

  1. Бент М.И. Гёте и романтизм (проблема личности в «Фаусте» и драматургии Генриха Клейста). Челябинск, 1986.
  2. Володин Б. «Фауст» Гёте: история и жизнь // http://lit-prosv.niv.ru:80/lit-prosv/articles-ger/volodin-faust-gete.htm
  3. Гёте И.В. Поэзия и правда: из моей жизни. М., 2003.
  4. Жирмунский В. М. Легенда о докторе Фаусте // http://lit-prosv.niv.ru/lit-prosv/zhirmunskij-legenda-o-fauste/chast-2.htm
  5. Конради К.О. Гёте: Жизнь и творчество: В 2 т. / Пер. с нем. М., 1987. Эл. источник: http://lit-prosv.niv.ru:80/lit-prosv/konradi-gete-t2/posle-smerti-shillera.htm

http://lit-prosv.niv.ru:80/lit-prosv/konradi-gete-t2/dva-velikih-proizvedeniya.htm

  1. Филановский Г.Ю. Каким для меня пришел в XXI век «Фауст»? // ttp:// lit - prosv. niv. ru:80/ lit - prosv / articles - ger / filanovskij - xxi - vek - faust. htm

Практическое занятие № 3

Новеллистика Э.Т.А. Гофмана

1. Жизнь и «музыкальные страдания» капельмейстера и писателя Э.Т.А. Гофмана. Взгляды на искусство, синтез литературы, музыки, живописи и театра в произведениях Гофмана. Особенности системы персонажей: «энтузиасты» и «обыватели».

2. Тема музыки в новелле «Кавалюр Глюк».

3. Романтическое двоемирие и романтическая ирония в новелле «Золотой горшок».

4. «Песочный человек»: концепт безумия в романтической эстетике и творчестве Гофмана; мотив «глаз» и тема деформации зрения (видения мира).

5. Сатирическая сказка «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер».

 

Литература

Основная:

  1. Гофман Э.Т.А. Кавалер Глюк. Золотой горшок. Песочный человек. Крошка Цахес, по прозванию Циннобер.
  2. История зарубежной литературы ХIХ века / Под ред. Н.А.Соловьевой. // http://www.ae-lib.org.ua/texts/_history_of_literature_XIX__ru.htm

Дополнительная:

1. Берковский Н.Я. Э.Т.А. Гофман // Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. СПб., 2001.

2. Виткоп-Менардо Г. Гофман. Урал, 1998.

3. В мире Гофмана: Сб ст. Калининград, 1994.

4. Русский круг Гофмана. М., 2009.

5. Сафрански Р. Гофман. М., 2005. (ЖЗЛ).

 

 

Практическое занятие № 4

Творчество Э. По

1. Жизнь и литературная судьба Э. По.

2. Лирика Э. По: «грезы необычайной хрупкости». Инженерия стиха, принцип суггестивности и «эффекта», заклинание звука.

3. Мотивы смерти и трагические трансформации сознания в «страшных» рассказах Э. По. «Ужас души» и «хорошо организованный кошмар».

4. «Логические» рассказы Э. По («Убийство на улице Морг», «Тайна Мари Роже», «Похищенное письмо», «Золотой жук»).

 

Литература

Основная:

1. По.Э. Поэзия. Рассказы.

2. История зарубежной литературы ХIХ века / Под ред. Н.А.Соловьевой. // http://www.ae-lib.org.ua/texts/_history_of_literature_XIX__ru.htm

Дополнительная:

1. Ален Г. Эдгар По. М., 1987.

2. Апенко Е.М. Романтизм и рационализм в эстетической системе Эдгара По // Литературные традиции в зарубежной литературе XIX–XX вв. Пермь, 1983.

3. Зверев А.М. Эдгар Аллан По // История литературы США. М., 2000. Т. 2.

4. Ковалев Ю.В. Эдгар Аллан По, новеллист и поэт. Л., 1984.

5. Литературная история США. Пер с англ. / Под ред. Р. Спиллера и др. М., 1977-1978. Т.2.

6. Щогенцукова Н.А. Опыт онтологической поэтики. М., 1995. С. 42–66.

7. Эстетика американского романтизма: Сб. текстов / Сост. А.Н. Николюкин. М., 1977.

Практическое занятие № 5

Литература

Основная:

1. Стендаль Ф. Красное и черное (любое издание).

2. История зарубежной литературы ХIХ века / Под ред. Н.А.Соловьевой. // http://www.ae-lib.org.ua/texts/_history_of_literature_XIX__ru.htm

Дополнительная:

  1. Вольперт Л.И. «Отмеченный божественным перстом…» (Наполеоновский миф Лермонтова и Стендаля) // Вольперт Л.И. Лермонтов и литература Франции. СПб., 2006. С. 194-213.
  2. Забабурова Н. В. Стендаль и проблема психологического анализа. Ростов н/ Дону, 1982. С. 51-112.
  3. Нерлих М. Стендаль: Пер. с нем. Урал, 1999.
  4. Старобинский Ж. ПсевдонимыСтендаля // Старобинский Ж. Поэзия и знание: Пер. с франц. М., 2002.
  5. Тимашова О.В. Стендаль. М., 1983.
  6. Цвейг С. Стендаль // Цвейг С. Три певца своей жизни: Казанова, Стендаль, Толстой. М., 1992. С. 117-223.

Практическое занятие № 6

Практическое занятие № 7

Литература

Основная:

  1. Флобер Г. Госпожа Бовари (любое издание).
  2. История зарубежной литературы ХIХ века / Под ред. Н.А.Соловьевой. М., 1991.

Дополнительная:

1. Белоусов Р. Дело мадам Бовари // Белоусов Р. Тайны великой любви. М., 2004. С. 471-488.

2. Иващенко А.Ф. Гюстав Флобер. Из истории реализма во Франции. М., 1955.

3. Модина Г.И. Мировоззрение Флобера и художественный мир романа «Госпожа Бовари» // Культурно-языковые контакты. Владивосток, 2000. Вып. 3. С. 222-229.

4. Набоков В. Флобер // Набоков В. Лекции по зарубежной литературе. М., 1998.

5. Реизов Б.Г. Творчество Флобера. М., 1955.

6. Реизов Б.Г. Французский роман XIX века. М., 1977.

7. Смирнов И.А. «Госпожа Бовари» Флобера: (опыт культурологического комментирования текста) // Мировая художественная культура в памятниках. СПб., 1997.

8. Турнье М. Подавленная мистика: мадам Бовари // Турнье М. Полет вампира. М., 2004.

9. Флобер Г. О литературе, искусстве, писательском труде: Письма, статьи. Т. 1-2. М., 1984.

Практическое занятие № 8

Английская литература XIX в. Викторианский период

(коллоквиум)

Темы сообщений:

1. Викторианство как культурный феномен.

2. Мир романов Дж. Остен. Влияние творчества Дж. Остен на викторианский роман.

3. Детская тема в романистике Ч. Диккенса («Приключения Оливера Твиста», «Лавка древностей»).

4. Жанр рождественской повести в творчестве Ч. Диккенса («Рождественская песнь в прозе»).

5. «Ярмарка тщеславия» У. Теккерея – роман без героя?

6. Художественная проза Элизабет Гаскелл (роман «Крэнфорд»).

7. Женские образы в романе Шарлотты Бронте «Джейн Эйр».

8. «Сфинкс» английской литературы XIX в.: Эмили Бронте. Готическая традиция в романе «Грозовой перевал».

Литература

Основная:

1. Ивашева В. Английский реалистический роман XIX в. в его современном звучании.М., 1974.

2. История зарубежной литературы XIX века: Учебное пособие / Под ред. Н.А. Соловьевой. М. 2007.

3. Михальская Н.П., Аникин Г.В. История английской литературы XIX в. М., 1998.

Дополнительная:

1. Вулф В. Избранное. М., 1989.

2. Елистратова А. Предисловие // Гаскелл Э. Крэнфорд. М., 1973.

3. Ремизов Б.Б. Элизабет Гаскелл: Очерк жизни и творчества. Киев, 1974.

4. Тугушева М. В надежде правды и добра. Портреты писательниц. М., 1990.

5. Тугушева М. Шарлотта Бронте: Очерк жизни и творчества. М., 1982.

6. Уилсон Э. Мир Ч. Диккенса. М., 1973.

7. Урнов М. В. Великий романист Ч. Диккенс // Диккенс Ч. Собр. соч.: В 10 т. – М., 1982.  Т. 1.

8. Эти загадочные англичанки…/ Сост. Е.Ю. Гениева. М., 1992.

Практическое занятие № 9

Литература

Основная:

1. Мериме П. Кармен (любое издание).

2. Мопассан Г. Пышка. Мадмуазель Фифи. Дуэль. Тетка Соваж. Пленные. Лунный свет. Исповедь. Счастье.На воде (любое издание).

3. История зарубежной литературы ХIХ века / Под ред. Н.А.Соловьевой. М., 1991.

Дополнительная:

По П. Мериме:

1. Бент М.И. «Оригинальный и острый писатель» // Литература в школе. 1978. №5.

2. Вайль П. Гений места. М., 2006.

3. Кирнозе З.Т. Образ Кармен в новелле Мериме // Кирнозе З.Т. Практикум по истории французской литературы. М., 1991.

4. Косиков Г.Г. Об «экзотических» новеллах Мериме // Мериме П. Маттео Фальконе. Таманго. Новеллы. М., 1978.

5. Проспер Мериме в русской литературе. М., 2007.

6. Смирнов А.А. Проспер Мериме – жизнь и творчество // Мериме П. Сочинения: В 3 т. Т. 1. М., 1995. С. 9-50.

7. Фрестье Ж. Проспер Мериме / Пер. с франц. М., 1984.

По Г. де Мопассану:

1. Владимирова М.М. Истоки и особенности пессимизма в мировоззрении и творчестве Мопассана // Филологические науки. 1993. № 1. С. 48-61.

2. Ерофеев В.В. Поэтика и этика рассказа (Стили Чехова и Мопассана) // Ерофеев В.В. В лабиринте проклятых вопросов. М., 1990. С. 402-419.

3. Лану А. Мопассан. М., 1992.

4. Флоровская О.В. Мопассан-новеллист. Кишинев, 1979.

 

 

Практическое занятие № 10

Английский эстетизм.

Литература

Основная:

1. Уайльд О. Портрет Дориана Грея (любое издание).

  1. Зарубежная литература конца XIX – начала XX века / Под ред. В.М.Толмачёва. М., 2003.

Дополнительная:

1. Аникин Г.В. Эстетика Джона Рескина в английской литературе ХIХ века. М., 1986.

3. Ланглад Ж. Оскар Уайльд. М., 1999. («ЖЗЛ»)

  1. Образцова А.Г. Волшебник или шут? Театр Оскара Уайльда. СПб., 2001.
  2. Пальцев Н. Художник как критик. Критика как художество. Эстетика Оскара Уайльда. // Уайльд О. Избранные произведения: В 2 т. М., 1993. Т. 2.

6. Соколянский М.Г. Оскар Уайльд: очерк творчества. Киев; Одесса, 1990.

  1. Чуковский К. Оскар Уайльд: Этюд // Уайльд О. Избранные произведения: В 2 т. М., 1993. Т. 1.

8. Эллман Р. Оскар Уайльд: Биография: Пер. с англ. М., 2000.

Практическое занятие № 11

«Новая драма»

(Г. Ибсен, Б. Шоу, М. Метерлинк)

1. Общая характеристика творчества Г. Ибсена, периодизация, основные темы.

2. Драма «Кукольный дом»:

- ретроспективная композиция и мотив «тайны»;

- образ Норы и символика «кукольности»;

- принцип дискуссии;

- открытый финал драмы.

3. Дж. Б. Шоу как представитель «новой драмы». Полемика с шекспировским театром, концепция пьесы-дискуссии («Квинтэссенция ибсенизма»).

4. Роман-фантазия «Пигмалион»: «миф Золушки».

5. «Статический театр» М. Метерлинка. «Сокровище смиренных» - эстетическая программа Метерлинка.

6. «Маленькие драмы» М. Метерлинка («Непрошеная», «Слепые»). «Двойной диалог», символистская поэтика пьес.

 

Литература:

Основная:

1. Ибсен Г. Кукольный дом (любое издание).

2. Метерлинк М. Непрошеная. Слепые (любое издание).

3. Шоу Б. Пигмалион (любое издание).

4. Ковалева Т.В. История зарубежной литературы (Вторая половина XIX-начало XX века) // http://www.ae-lib.org.ua/texts/_history_of_literature_XIX-XX__ru.htm

Дополнительная:

1. Адмони В.Г. Генрик Ибсен: очерк творчества. Л., 1989.

2. Неустроев В.П. Литература скандинавских стран (1870-1970). М., 1980.

3. Храповницкая Г.Н. Ибсен и западноевропейская драма его времени М., 1979.

Рекомендуемая:

1. Аникст А.А. Теория драмы на Западе во второй половине XIX века. М., 1988.

2. Зингерман Б.И. Очерки истории драмы XX века. М., 1979.

3. Морис Метерлинк в России Серебряного века. М., 2001.

4. Надеждин Н.Я. Бернард Шоу: «насмешливый господин Шоу» / Н.Я. Надеждин. М., 2008.

5. Образцова А.Г. Бернард Шоу. М., 1997.

6. Образцова А.Г. Бернард Шоу и европейская театральная культура на рубеже XIX – XX веков. М., 1974.

7. Пирсон Х. Бернард Шоу / Пер. с англ. М., 1998.

8. Творчество Хенрика Ибсена в мировом культурном контексте. СПб., 2007.

9. Чернышева В. Бернард Шоу. Скандал заказывали? М., 2007.

10. Шкунаева И.Д. Ранний театр М. Метерлинка // Бельгийская драма от М. Метерлинка до наших дней. М., 1973.

Практическое занятие № 12

Роман Дж. Джойса «Улисс»

1. «Одиссея» публикации романа «Улисс» и отзывы современников.

2. Архитектоника романа «Улисс». Современный и мифологический планы.

3. «Улисс» как энциклопедический нарратив.

4. Система персонажей: Стивен, Блум, Молли Блум.

5. Тема Дублина и пронизывающая топографичность романа.

 

Литература

Основная:

1. Джойс Дж. Улисс (любое издание).

2. Зарубежная литература XX века: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. В.М. Толмачёва. М., 2003.

Дополнительная:

1. Гарин И.И. Век Джойса // Эл. ресурс: http://www.james-joyce.ru/articles/vek-joyce.htm

2. Днепров В. Идеи времени и формы времени. Л., 1980.

3. Ивашова В.В. Литература Великобритании XX в. М., 1984.

4. Хоружий С.С. «Улисс» в русском зеркале // Дж. Джойс «Улисс». М., 1994.

5. Жизнь и творчество Дж. Джойса. Эл. ресурс: http://www.james-joyce.ru/

Практическое занятие № 13

Литература модернизма. Роман Ф. Кафки «Процесс»

1. Франц Кафка: мир вины и «онтологической неуверенности» (Ж.-П. Сартр).

2. Роман-символ «Процесс»:многообразие трактовок (социологическая, религиозная, экзистенциальная).

3. Образ Йозефа К. и его процесс как поиски контакта с Законом.

4. Притча о Вратах Закона – параллель к основному сюжету.

5. Сновидческая поэтика Кафки.

Литература

Основная:

1. Кафка Ф. Процесс (любое издание).

2. Зарубежная литература XX века: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. В.М. Толмачёва. М., 2003.

3. Зарубежная литература XX века / Под ред. Л.Г. Андреева. М., 1996.

Дополнительная:

1. Батай Ж. Литература и зло. М., 1994.

2. Беньямин В. Франц Кафка. М, 2000.

3. Брод М. О Франце Кафке. СПб., 2000.

4. Затонский Д.В. Австрийская литература в ХХ столетии. М., 1984.

5. Затонский Д.В. Франц Кафка и проблемы модернизма. М., 1972.

6. Камю А. Надежда и абсурд в творчестве Франца Кафки // Дудова Л.В., Михальская Н.П., Трыков В.П. Модернизм в зарубежной литературе. М, 2000.

Карельский А. Лекция о творчестве Франца Кафки // Иностранная ли

Практическое занятие № 14

Литература

Основная:

1. Оруэлл Дж. «1984» и эссе разных лет / Пер. с англ. М., 1989.

2. Безансон А. Оруэлл, или оправдание зла // Безансон А. Извращение добра: Соловьев и Оруэлл. М., 2002. С. 82-161.

Дополнительная:

1. Баталов Э. В мире утопии: пять диалогов об утопии, утопическом сознании и утопических экспериментах. М., 1989.

2. Сарнов Б. Бывают странные сближения: «Медный всадник». Взгляд их двадцать первого века // Вопр. лит. 2002. №5. С. 45-74.

3. Утопия и антиутопия ХХ века. М., 1990.

4. Чаликова В. Неизвестный Оруэлл // Иностранная литература. 1992. №2.

5. Чаликова В. Утопия и свобода. М., 1994.

6. Шацкий Е. Утопия и традиция. М ., 1990.

 

 

Практическое занятие № 15

Литература

Основная:

1. Эко У. Имя розы (любое издание).

2. Зарубежная литература XX века: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. В.М. Толмачёва. М., 2003.

Дополнительная:

1. Затонский Д. Постмодернизм в историческом интерьере //Вопросы литературы. 1996. №3. с. 182-205.

2. Лотман Ю. Выход из лабиринта //Эко У. Имя розы. М., 1989. с. 468-481.

3. Рейнгольд С. « Отравить монаха» или человеческие ценности по Умберто Эко //иностранная литература. 1994. №4. с. 269-274.

4. Эко У. Заметки на полях «Имени розы» //Имя розы. М., 1989. с. 425-467.

2 вариант

Роман Дж. Фаулза «Волхв»

1. География романа: Англия – Греция (остров Праксос) – «Австралия мысли и чувства».

2. Образ Николаса Эрфе и тема «английскости».

3. Вилла Бурани – пространство игры. «Истории жизни» Кончиса.

4. Ситуация экзистенциального выбора и проблема свободы в главе «Элефтерия» (гл.53).

5. Постмодернистская игра с читателем: «двойное кодирование», литературная реминисцентность («Буря» Шекспира). Идея поливариантности прочтения (произведение – «кляксы Роршаха»).

6. Открытость финала.

 

Литература

Основная:

1. Фаулз Дж. Волхв (любое издание).

2. Киреева Н.В. Постмодернизм в зарубежной литературе. М., 2004.

Дополнительная:

1. Бушманова Н. Дерево и чайка в открытом окне. Беседа с Джоном Фаулзом // Вопр. лит. 1994. №1.

2. Ватченко С.А., Максютенко Е.В. Феномен постмодернизма и поэтика «Мага» Джона Фаулза // От барокко до постмодернизма: Сб. Днепропетровск: ДГУ, 1997. С. 127-132.

3. Гиль О. Английский интеллектуальный роман ХХ века. Омск, 2001.

4. Ивашева В.В. Литература Великобритании ХХ века. М, 1984.

 

XVII – XVIII вв.

Ж.Б. Мольер. Тартюф. Дон Жуан.

Д. Дефо. Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо.

Дж. Свифт. Путешествия Гулливера.

Вольтер. Кандид.

И.В. Гёте. Лирика. Фауст.

Х IХ век

                                                                                                                            

Байрон Дж. Г. Паломничество Чайльд Гарольда (1,2 песни). Манфред.

Бальзак О. Отец Горио.

Бодлер Ш. Цветы зла.

Верлен П. Сб. стихов «Сатурнические стихотворения», «Романсы без слов».

Гофман Э.Т.А. Золотой горшок. Песочный человек.

Гюго В. Собор Парижской Богоматери.

Ибсен Г. Кукольный дом.

Мериме П. Кармен.

Метерлинк М. Непрошеная.

Мопассан Г. Рассказы.

По Э. Лирика. Рассказы.

Рембо А. Стихотворения «Пьяный корабль», «Гласные». Сб. «Озарения».

Стендаль Ф. Красное и черное.

Флобер Г. Госпожа Бовари.

Уайльд О. Портрет Дориана Грея.

ХХ век

Джойс Дж. Улисс.

Ионеско Э. Лысая певица (или по выбору - Беккет С. «В ожидании Годо»).

Кафка Ф. Превращение. Процесс.

Камю А. Посторонний.

Маркес Г.Г. Сто лет одиночества.

Оруэлл Дж. 1984.

Пруст М. В сторону Свана.

Ремарк Э. М. На западном фронте без перемен.

Хемингуэй Э. И восходит солнце. Прощай, оружие (1 на выбор). Старик и море.

Эко У. Имя розы (или по выбору - Фаулз Дж. «Волхв»).

 

ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Тематика практических занятий

Практическое занятие № 1

 «Высокая комедия» Ж.Б. Мольера

1. «Странности пути комедиантской жизни» (М. Булгаков). Жизнь и творческая судьба Ж.Б. Мольера.

2. Театральная эстетика Мольера («Величайшее правило – нравиться», «здравый смысл» как главный критерий художественности). Основные принципы «высокой комедии».

3. Комедия «Тартюф»:

- скандал вокруг комедии;

- спор о Тартюфе: каков герой в восприятии других персонажей комедии?

- почему автор выводит главного героя на сцену только в III акте?

- пара Тартюф – Оргон: «плут» - «простак»; каковы классицистические принципы создания образов?

- какие приемы создания комического применяет Мольер? Укажите конкретные примеры из текста;

- прокомментируйте неоднозначный финал комедии: «Слава королю!» (М. Булгаков).

4. Комедия «Дон Жуан, или Каменный гость»:

- Дон Жуан – Сганарель: смысл сопоставления образов;

- философия донжуанства (проанализируйте монолог Дон Жуана в акте I, явлении 2);

- сцена в лесу: тема отрицания неба, либертинаж и арифметика безбожия;

- в чем миссия Командора?

- Индивидуальное сообщение: Судьба вечного образа в литературе (Пушкин, Байрон, Гофман, Шоу, Кьеркегор).

5. Комедия-балет «Мещанин во дворянстве»:

- история создания комедии. Жанровые признаки «комедии-балета»;

- дворянская мания буржуа, выявите ее комические и трагикомические планы («учеба» Журдена; сцена с портным, Дорантом и др.);

- раскройте злободневное и вечное в образе главного героя.

 

Литература

Основная:

  1. Мольер Ж.Б. Тартюф. Дон Жуан. Мещанин во дворянстве (любое издание).
  2. История зарубежной литературы XVII века: Учеб. для вузов/ Под ред. М.В. Разумовской. М., 2001.
  3. История зарубежной литературы XVII века / Под ред. З.И. Плавскина и др. // http://17v-euro-lit.niv.ru/17v-euro-lit/plavskin-uchebnik/index.htm

Дополнительная:

1. Мольер Ж.Б. Критика «Школы жен» // Литературные манифесты западноевропейских классицистов. М., 1980.

2. Бордонов Ж. Мольер / Пер. с фр. М., 1983.

3. Бояджиев Г.Н. Исторические пути формирования жанра высокой комедии. М., 1967.

4. Булгаков М.А. Жизнь господина де Мольера. М.,1962.

5. Смирнов А.А. Дон Жуан у Мольера // Смирнов А.А. Из истории западноевропейской литературы. М. – Л., 1965.

Практическое занятие № 2

«Фауст» И.В. Гёте

1. Творческая история «Фауста». Жанровые характеристики произведения.

2. Легенда о докторе Фаусте. Литературные предшественники героя Гёте.

3. «Театральное вступление»: «земной» пролог произведения. Спор об искусстве и его назначении.

4. «Пролог на небе»: суть пари Бога и Мефистофеля.

5. Часть I:- «малый мир»:

v образ Фауста, «бурного гения» и человека эпохи Просвещения;

v образ Мефистофеля;

v Фауст и Гретхен;

v Гётевская «дьяволиада» «Погребок Ауэрбаха», «Кухня ведьмы», «Вальпургиева ночь».

6. Часть II - «большой мир»:

v аллегоризм эпизода с Еленой Прекрасной;

v «эпизод моря», тема строительства, служения человечеству; проблема этической цены деяния (эпизод Филемона и Бавкиды);

v «прекрасное мгновение» Фауста и суд над героем.

 

Литература

Основная:

1. Гёте И.В. Фауст (пер. Б. Пастернака).

2. История зарубежной литературы XVIII века / Под ред. Л. В. Сидорченко // http://www.infoliolib.info/philol/izlxviii/#a

Дополнительная:

  1. Аствацатуров А. «Фауст» Гете: образы и идеи // http://lit-prosv.niv.ru/lit-prosv/articles-ger/astvacaturov-faust-gete.htm

2. Аникст А.А. «Фауст» Гёте: литературный комментарий. М., 1979.

  1. Бент М.И. Гёте и романтизм (проблема личности в «Фаусте» и драматургии Генриха Клейста). Челябинск, 1986.
  2. Володин Б. «Фауст» Гёте: история и жизнь // http://lit-prosv.niv.ru:80/lit-prosv/articles-ger/volodin-faust-gete.htm
  3. Гёте И.В. Поэзия и правда: из моей жизни. М., 2003.
  4. Жирмунский В. М. Легенда о докторе Фаусте // http://lit-prosv.niv.ru/lit-prosv/zhirmunskij-legenda-o-fauste/chast-2.htm
  5. Конради К.О. Гёте: Жизнь и творчество: В 2 т. / Пер. с нем. М., 1987. Эл. источник: http://lit-prosv.niv.ru:80/lit-prosv/konradi-gete-t2/posle-smerti-shillera.htm

http://lit-prosv.niv.ru:80/lit-prosv/konradi-gete-t2/dva-velikih-proizvedeniya.htm

  1. Филановский Г.Ю. Каким для меня пришел в XXI век «Фауст»? // ttp:// lit - prosv. niv. ru:80/ lit - prosv / articles - ger / filanovskij - xxi - vek - faust. htm

Практическое занятие № 3

Новеллистика Э.Т.А. Гофмана

1. Жизнь и «музыкальные страдания» капельмейстера и писателя Э.Т.А. Гофмана. Взгляды на искусство, синтез литературы, музыки, живописи и театра в произведениях Гофмана. Особенности системы персонажей: «энтузиасты» и «обыватели».

2. Тема музыки в новелле «Кавалюр Глюк».

3. Романтическое двоемирие и романтическая ирония в новелле «Золотой горшок».

4. «Песочный человек»: концепт безумия в романтической эстетике и творчестве Гофмана; мотив «глаз» и тема деформации зрения (видения мира).

5. Сатирическая сказка «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер».

 

Литература

Основная:

  1. Гофман Э.Т.А. Кавалер Глюк. Золотой горшок. Песочный человек. Крошка Цахес, по прозванию Циннобер.
  2. История зарубежной литературы ХIХ века / Под ред. Н.А.Соловьевой. // http://www.ae-lib.org.ua/texts/_history_of_literature_XIX__ru.htm

Дополнительная:

1. Берковский Н.Я. Э.Т.А. Гофман // Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. СПб., 2001.

2. Виткоп-Менардо Г. Гофман. Урал, 1998.

3. В мире Гофмана: Сб ст. Калининград, 1994.

4. Русский круг Гофмана. М., 2009.

5. Сафрански Р. Гофман. М., 2005. (ЖЗЛ).

 

 

Практическое занятие № 4

Творчество Э. По

1. Жизнь и литературная судьба Э. По.

2. Лирика Э. По: «грезы необычайной хрупкости». Инженерия стиха, принцип суггестивности и «эффекта», заклинание звука.

3. Мотивы смерти и трагические трансформации сознания в «страшных» рассказах Э. По. «Ужас души» и «хорошо организованный кошмар».

4. «Логические» рассказы Э. По («Убийство на улице Морг», «Тайна Мари Роже», «Похищенное письмо», «Золотой жук»).

 

Литература

Основная:

1. По.Э. Поэзия. Рассказы.

2. История зарубежной литературы ХIХ века / Под ред. Н.А.Соловьевой. // http://www.ae-lib.org.ua/texts/_history_of_literature_XIX__ru.htm

Дополнительная:

1. Ален Г. Эдгар По. М., 1987.

2. Апенко Е.М. Романтизм и рационализм в эстетической системе Эдгара По // Литературные традиции в зарубежной литературе XIX–XX вв. Пермь, 1983.

3. Зверев А.М. Эдгар Аллан По // История литературы США. М., 2000. Т. 2.

4. Ковалев Ю.В. Эдгар Аллан По, новеллист и поэт. Л., 1984.

5. Литературная история США. Пер с англ. / Под ред. Р. Спиллера и др. М., 1977-1978. Т.2.

6. Щогенцукова Н.А. Опыт онтологической поэтики. М., 1995. С. 42–66.

7. Эстетика американского романтизма: Сб. текстов / Сост. А.Н. Николюкин. М., 1977.

Практическое занятие № 5


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.267 с.