Тема: Иммунитет. Виды и формы иммунитета. Иммунная система. Органы и клетки иммунной системы. — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Тема: Иммунитет. Виды и формы иммунитета. Иммунная система. Органы и клетки иммунной системы.

2019-12-27 324
Тема: Иммунитет. Виды и формы иммунитета. Иммунная система. Органы и клетки иммунной системы. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГАОУ ВО «КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени В. И. ВЕРНАДСКОГО»

МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ ИМЕНИ С.И.ГЕОРГИЕВСКОГО

 

Практические задания

По иммунологии

(учебно-практическое пособие)

Ф.И.О.     _______________________________________________________

Факультет _____________________________________________________

 

 Курс    ______________________________________________________

 Группа _______________________________________________________

Симферополь – 2019 г.


УДК 579: 578: 577.27 (075)

ББК 52.64

П 69

Практические задания по иммунологии (учебно-практическое пособие к практическим занятиям студентов) / Кафедра микробиологии, вирусологии и иммунологии медицинской академии им. С.И Георгиевского «Крымского Федерального университета имени В. И. Вернадского»

- Симферополь, 2018 г. - 90 с.

 

Учебно-практическое пособие «Практические задания по иммунологии» составлено доцентом, к.б.н. И.Б. Андроновской, старшим преподавателем Мясниковой О.Н.

Пособие предназначено для студентов медицинских факультетов и включает 17 тем занятий по иммунологии, в которых данные представлены и структурированы таким образом, чтобы обеспечить самостоятельную подготовку студентов и повысить эффективность освоения материала в процессе проведения практического занятия.

 

Пособие составлено в форме, которая поможет студенту после освоения теоретического материала и овладения практическими навыками самостоятельно создать конспект по иммунологии. Такой конспект облегчит подготовку студентов к контрольным работам по иммунологии и при подготовке к зачету по специальности «иммунология».

 

Пособие включает перечень вопросов, ответы на которые студент должен знать, и список практических навыков, которыми студент должен обладать.

 

Рекомендовано к изданию учебно-методической комиссией Медицинской Академии им С.И. Георгиевского.

ISBN 5 – 89481 – 118 – Х


                                                                                                       Дата _____________

Занятие 1

Тема: Иммунитет. Виды и формы иммунитета. Иммунная система. Органы и клетки иммунной системы.

 

 

Вопросы для обсуждения:

 

1. Иммунитет. Виды и формы иммунитета.

2. Органы иммунной системы.

3. Клетки иммунной системы.

4. Естественный (врожденный) иммунитет. Факторы неспецифической защиты.

5. Характеристика приобретенного (специфического) иммунитета.

6. Факторы специфического иммунитета.

 

Практические задания:

 

  1. Нарисовать схему классификаций типов и форм иммунитета.

Изучить схему развития клеток иммунной системы.

 

 

                                                     Подпись преподавателя ________________

                                                                                                      

 

 Дата _____________

Занятие 2

Тема: Естественный врожденный иммунитет. Механические и физиологические факторы врожденного иммунитета. Клетки врожденного иммунитета. Механизмы распознавания патогенов: паттерны микроорганизмов («чужое») и «измененное свое». Паттерн-распознающие рецепторы.

Вопросы для обсуждения:

1. Факторы неспецифической защиты организма (внешние барьеры, клеточные и гуморальные факторы).

2. Клетки врожденного иммунитета.

3. Фагоцитоз. Стадии фагоцитоза. Завершенный и незавершенный фагоцитоз.

4. Понятие о паттернах («образы», «маркеры»):

а) РАМР (pathogen associated molecular pattern) – патоген- ассоциированные молекулярные структуры – «чужое»;

б) DAMP (damage- associated molecular pattern)- молекулярные структуры, ассоциированные с повреждением собственных клеток и тканей – «изменённое своё».

5. Паттерн- распознающие рецепторы- PRRs (pattern recognition receptors): Toll-подобные, эндоцитозные, растворимые.

6. Toll-like рецепторы (TLRs) гранулоцитов, макрофагов, их роль в распознавании патогенов и активации механизмов врожденного иммунитета.

7. Естественные киллеры (ЕК): характеристика функций. Распознавание естественными киллерами клеток мишеней и механизмы цитотоксичности.

 

 

Практические задания:

1. Демонстрация незавершенного фагоцитоза. Промикроскопировать препараты из гнойного отделяемого уретры больного гонореей, окрашенные щелочным метиленовым синим и по Граму. Препараты зарисовать.

 

 

 

 

Рис. 1. Фагоцитоз гонококков.                               Окраска по Грамму Рис. 2. Фагоцитоз гонококков. Окраска щелочным метиленовым синим

                                                

2. Изучить основные мембранные рецепторы макрофага и указать их функции(рис.1).

 

 

3. Изучить основные паттерны микроорганизмов и толл-подобные рецепторы для их распознавания (рис.2).

 

    }   }              Паттерн-           распознающие  рецепторы.     Паттерны микроорганизмов

 

4. Изучить схему строения TOLL-подобных рецепторов и их клеточную локализацию (рис.3,4)

             

    Строение TOLL-подобных рецепторов

Внешний домен содержит повторяющиеся последовательности с высоким содержанием лейцина и цистеина; он обеспечивает взаимодействие рецептора с компонентом м/о.

 

TIR-домен (Toll/IL-1 receptor and resistance domain)- цитоплазматический (C-концевой) или внутренний домен – проводит сигнал от активированного TLR внутрь клетки

 

 

Рис.4. Локализация Toll-подобных рецепторов

 

Мембранные Toll-подобные рецепторы.

 

Эндосомные (внутренние) Toll-подобные рецепторы)

       

5. Изучить схему механизмов действия ЕК на клетки-мишени.

                       

Рис.5    

KIR – killer cell immunoglobulin-like receptor

 

Дополнительный материал.

Микробные паттерны и PRRs

Защита организма от патогенов осуществляется за счет скоординированной работы систем врожденного и адаптивного иммунитета. Из сотен тысяч представителей микромира (бактерии, грибы, простейшие, вирусы) примерно 3500 могут быть причиной инфекционных заболеваний. Распознавание «чужого» после инфицирования происходит быстро (минуты, часы). Это объясняется тем, что в строении микроорганизмов есть однотипные, консервативные молекулярные структуры, названные паттернами – образами (pathogen associated molecular patterns –PAMP). К микробным паттернам относят липополисахариды (ЛПС), липотейхоевые кислоты, пептидогликан, флагеллин, зимозан, мотивы нуклеиновых кислот бактерий, вирусов.   

 

Паттерны (патоген-ассоциированные молекулярные структуры – pathogen associated molecular patterns-PAMP) консервативные, присущие только патогенным и условно-патогенным микроорганизмам, молекулярные структуры: Липополисахарид, липопротеин, пептидогликан,липоарабиноманнан (гликолипид микобактерий), флагеллин, зимозан (грибов), однонитевая РНК вирусов (sRNK), двунитевая РНК вирусов (ssRNK), мотивы ДНК бактерий или вирусов – CPG (cytosine phosphate guanosin).

Эти «образцы» распознаются образраспознающими рецепторами (pattern recognition receptors – PRRs). PRRs являются носителями эволюционной памяти многоклеточных организмов о том, что такое «свое» и как оно отличается от чужого.

Группы PRRs:

1. рецепторы передачи сигналов;

2. рецепторы эндоцитоза;

3. секретируемые рецепторы.

1. Рецепторами передачи сигналов являются Тоll- рецепторы и Тоll-подобные – TLR (toll-like receptor, рецепторы «звонящие, сигнализирующие о появлении чужого»). TLR являются гомологами Тоll- рецепторов мух Drosophila, защищающих их от инфекций. Они имеются на мембранах макрофагов, нейтрофилов, дендритных клеток, В-лимфоцитов, эндотелиальных и эпителиальных клеток.

TLR в оновном экспрессированы на поверхности клеток, а часть субпопуляции (TLR7, TLR8, TLR9 и в некоторых случаях TLR3) – во внутриклеточных компартментах (эндосомах). Наряду с TLR к сигнальным рецепторам относят NOD1- и NOD2 рецепторы (NOD – nucleotide-binding oligomerization domain), расположенные в цитоплазме и распознающие различные фрагменты пептидогликана.

TLR клеток активно реагируют на микробные лиганды: TLR4 является главным рецептором для бактериального липополисахарида ЛПС. TLR3 взаимодействует с двунитевой вирусной РНК, а TLR7 и TLR8 – с однонитевой вирусной РНК; TLR9 – связывает CPG-мотивы ДНК бактерий или вирусов; TLR5 распознает жгутиковый белок (флагелин) бактерий. Активация вирусами TLR3, TLR7 и TLR8 включает последовательные взаимодействия белков-посредников, что приводит к высвобождению β-интерферона (активация TLR3) α и β-интерферона (активация TLR7 и TLR8).

TLR могут активироваться компонентами организма (фибриногеном, белками теплового β-шока, β-дефенсином «и другими эндогенными материалами).

TLR, связавшись с патоген-ассоциированными молекулами микробов, проводят активационные сигналы внутрь клетки. Например, CD14 макрофага связав комплекс бактериального ЛПС и липосахарид связывающего белка (ЛСБ), взаимодействует с TLR4, соединенным с МD-2. В результате TLR4 проводит в клетку особый сигнал, происходит стимуляция NF-kB и синтез цитокинов. TLR индуцируют созревание макрофагов и дендритных клеток, а также экспрессию ими костимулирующих молекул типа CD80/CD86, которые способствуют презентации микробных пептидов Т-лимфоцитам. Так врожденный иммунитет «нанимает» факторы приобретенного иммунитета на специфическую борьбу с микробами и опухолевыми клетками.

Экспрессия TLR на клетках Лангерганса кожи снижена по сравнению с другими дендритными клетками, что может объяснить, почему бактерии-комменсалы постоянно не вызывают воспаление в коже. Так, ЛПС стимулирует созревание дендритных клеток, но не клеток Лангерганса.

2. Эндоцитозные, мембранные PRR  э кспрессированы на поверхности фагоцитов и отвечают за поглащение и транспорт веществ, некоторых бактерий и вирусов к лизосомам. К ним относятся рецептор для маннозы и рецепторы – «мусорщики» (рецепторы для «мусора»). Маннозный рецептор распознает маннозу некоторых бактерий и вирусов; рецепторы-«мусорщики» связывают вещества клеточной стенки бактерий (липопротеины, ЛПС, липотейхоевую кислоту и др.) и стареющие клетки, например, эритроциты.

3. Секретируемые, растворимые PRR являются опсонинами, которые, связываясь с поверхностью микробов, облегчают их фагоцитоз. К ним относятся C1q-комплемента, С-реактивный белок, липополисахаридсвязывающий белок, маннозосвязывающий лектин (mannose-binding lectin, MBL) и фиколины.

 

 

Рис. 3. Участие PRRs в распознавании микробных паттернов и запуске реакций врожденного и приобретенного иммунитета

Занятие 4

Тема: Антигены, их свойства. Антигены микроорганизмов. Антигены главного компдекса гистосовместимости (MHC-I, MHC-II). Механизмы процессинга эндо- и экзогенных антигенов.

                            

Вопросы для обсуждения:

1. Антигены, их свойства.

2. Классификация антигенов.

3. Антигены микроорганизмов.

4. Антигены организма человека. (Изоантигены, аллоантигены). Молекулы МНС- I и МНС- II классов.

5. Механизмы процессинга и презентации эндогенных антигенов.

6. Механизмы процессинга и презентации экзогенных антигенов.

Практические задания:

 

 

1. Изучить схему строения молекул МНС-I и МНС-II; указать расположение пептидосвязывающей бороздки (щель Бьоркмана) и отметить их функциональные отличия.

 

 

 

2. Изучить и дополнить механизмы процессинга и презентации экзогенных и эндогенных пептидных антигенов                                               

 

Подпись преподавателя _________________


Дата _____________

 

Занятие 5

Тема Адаптивный иммунитет. Иммунокомпетентные клетки. Этапы их созревания и их дифференцировки. Характеристика рецепторов, цитокиновый профиль и иммунологическая функция субпопуляций Т- и В-лимфоцитов.

Вопросы для обсуждения:

  1. Клетки иммунной системы: иммунокомпетентные, антиген-представляющие и антиген-неспецифической защиты, их характеристика.
  2. Антигены кластерной дифференцировки клеток (cluster of differentiation - CD), методы определения. Маркеры лейкоцитов человека.
  3. В- лимфоциты, этапы созревания и дифференцировки. В-клеточный рецептор (BCR). Субпопуляции В-лимфоцитов, их характеристика, функции.
  4. Т-лимфоциты: этапы созревания и дифференцировки. Популяции и субпопуляции Т-лимфоцитов.
  5. Типы Т-клеточного рецептора (ТСR) у Т-лимфоцитов: альфа/ бета (α,β)   и гамма/дельта (γ,δ), их функциональные различия.
  6. Характеристика основных субпопуляций Т-хелперов: CD-маркер и мембранные рецепторы клеток, цитокиновые профили, функции.
  7. Характеристика цитотоксических Т-лимфоцитов: CD-маркер и основные мембранные рецепторы клетки, синтезируемые цитокины, функция.
  8. Регуляторные Т-лимфоциты (Тreg): CD8+ CD28- и другие.

 

,

Практические задания:

Занятие 6

Тема: Кооперация клеток иммунной системы и формирование приобретенного гуморального иммунитета. Антитела, структура и функции. Моноклональные антитела

Вопросы для обсуждения:

1. Рецепторная и медиаторная кооперация антигенпредставляющих клеток (АПК), Т- и В- лимфоцитов при развитии гуморального иммунного ответа.

2. Первичный и вторичный иммунный ответ. Иммунологическая память.

3. Т-зависимый иммунный ответ

4. Т-независимый иммунный ответ

5. Генетическая регуляция синтеза антител.

6. Иммуноглобулины, классификация строение.

7. Эффекторные функции антител.

8. Моноклональные антитела, их получение.

Практические задания:

1. Нарисовать схему межклеточной кооперации при развитии гуморального иммунного ответа (ГИО).

Т-зависимый ГИО                                                      Т- независимый ГИО

 

2. Нарисовать схему строения иммуноглобулина, отметить структурные элементы.

 

3. Дополнить схему получения моноклональных антител.

Подпись преподавателя _________________

 

                                                                                                           

 

 

                                                                                                             

 

 

                                                                                                          Дата _____________

Занятие 7

Тема: Реакции антиген-антитело (Аг-Ат), их практическое применение. Реакция агглютинации. Реакции преципитации.

Вопросы для обсуждения:

1. Диагностическая реакция агглютинации (АГ), механизм.

2. Реагенты, использующиеся для реакций АГ.

3. Техника постановки РА на стекле и ее учет.

4. Техника постановки развернутой РА и ее учет.

5. Варианты РА: реакция непрямой агглютинации (РНГА), реакция обратной непрямой агглютинации (РОНГА), реакция коаглютинации.

6. Реакция преципитации. Ингредиенты, применяемые для постановки реакции преципитации. Механизм реакции.

7. Техника постановки реакции кольцепреципитации и реакции преципитации в геле.

8.  Практическое применение реакции преципитации.

 

1. Поставить реакцию агглютинации (РА) на стекле исследуемой чистой культуры с диагностическими сальмонеллезными монорецепторными сыворотками, учесть и зарисовать полученные результаты. Определить вид исследуемой культуры с помощью табл.1.

Антитела к антигенам сальмонелл О - 9 О - 12 Vi Hd Hgm 0,85% NaCl (контроль)
     

Результаты постановки РА на стекле

Выводы: на основании полученных результатов постановки РА на стекле чистой культуры диагностическими сальмонеллезными монорецепторными сыворотками установлено, что исследуемая культура бактерий относится к __________________________________________________________________

Таблица 1.

Классификация сальмонелл по антигенной структуре (фрагмент)

Серогруппа, вид или серовар

О-антиген

Н-антиген

фаза -1 фаза- 2 Серогруппа А S. paratyphi A   1,2,12   a   (1,5) Серогруппа B S. schottmuеlleri S. typhimurium   1,4,(5),12 1,4,(5),12   b i   1,2 1,2 Серогруппа C S. cholerаesuis   6,7   c   1,5 Серогруппа D S. typhi S. enteritidis S. dublin S. moscow   9,12,Vi 1,9,12 1,9,12 9,12   d g,m g,p b,g   - (1,7) - -

 

2. Произвести учет развернутой реакции АГ для определения титра антител в сыворотке крови больного с подозрением на брюшной тиф. Зарисовать полученные результаты.                                                              

                                                                                          Разведения сывороток

     1-я сыворотка

     2-я сыворотка  

1:100 1:200 1:400 1:800 1:1600 1:3200 ………….     К сыв Каг

Выводы: титр антител к О-антигену Salmonella typhi в сыворотке крови больного составляет 1) 1: _______;

                               2) 1:________

Полученный результат позволяет/не позволяет подтвердить диагноз болезни (нужное подчеркнуть). Объяснить почему: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3. Поставить реакцию кольцепреципитации для выявления термостабильного антигена возбудителя сибирской язвы. Учесть и зарисовать полученные результаты.

Реакция кольцепреципитации: а – контроль, отрицательный результат; в – опыт, положительный результат.

                                                     

                                а                           в

4. Определить токсигенность Corynebacterium diphtheriae с помощью реакции преципитации (иммунодиффузия) в геле. Учесть результаты.                 

                    

Выводы: ________________________________________________

___________________________________________________________

Подпись преподавателя _________________

                                                                                                           

 

 

                                                                                                         Дата _____________

Занятие 8

Тема: Формирование приобретенного клеточного иммунитета. Эффекторные функции Т- цитотоксических лимфоцитов и Т- эффекторов воспаления (ГЗТ). Противоопухолевый и трансплантационный иммунные ответы. Реакция преципитации.

Вопросы для обсуждения:

1. Клетки, участвующие в формирование клеточного иммунного ответа (КИО). Рецепторная и медиаторная кооперация антигенпредставляющих клеток и популяций Т- лимфоцитов в развитии клеточной формы иммунного ответа.

2. Эффекторная функция цитотоксического Т-лимфоцита (Т-киллер): распознавание мембранных антигенов клетки- мишени и механизм реализации цитотоксичности.

3. Эффекторная функция Тгзт-Lm в иммунном воспалении. Медиаторы иммунного воспаления.

4. Классификация онкогенных антигенов по локализации и генезу.

5. Механизм развития антиопухолевого иммунного ответа.

6. Трансплантанционный иммунитет.

Практические задания:

1. Изучить молекулы, участвующие в кооперации основных лимфоидных клеток, свойства молекул (антигенов) I и II классов главного комплекса гистосовместимости и феномен HLA – рестрикции.

Таблица 1.

Занятие 9

Тема: Иммунный ответ при бактериальных и грибковых инфекциях. Реакция связывания комплемента (РСК).

Вопросы для обсуждения:

1. Особенности иммунитета при бактериальных инфекциях.

2. Особенности поверхностной структуры грибов. Особенности противогрибкового иммунитета.

3. Методы оценки напряженности специфического иммунитета.

4. Реакция гемолиза, ее практическое применение.

5. Ингредиенты, необходимые для постановки РСК, их получение.

6. Механизм РСК.  Практическое применение РСК.

Практические задания:

1. Изучить ингредиенты, необходимые для постановки реакции связывания комплемента, их получение и предшествующую подготовку.

2. Поставить по схеме  реакцию связывания комплемента и произвести предварительный учет ее результата.

Таблица 1.

Первая система

Вторая система

Ингредиенты

(в мл)

Пробирки

Ингредиенты

(в мл)

Я

Про-бирка

1-я опыт-ная 2-я контроль сыворот-ки 3-я контроль антигена Исследуемая сыворотка, разведенная 1:5 0,5 0,5 -

Гемолитическая сыворотка в тройном титре

Мл

Антиген в рабочей дозе 0,5 - 0,5 Комплемент в рабочей дозе 0,5 0,5 0,5 3% взвесь эритро-цитов барана 2,0 мл 0,85% раствор NaCl - 0,5 0,5

Пробирки ставят в термостат при t 37ºС на 30 минут

Пробирки ставят в термостат при t 37ºС на 1 час

  1,0 1,0 1,0

← смешивание ингредиентов

 

После смешивания ингредиентов 1-й и 2-й систем, пробирки ставят в термостат при tº 37ºС на 1 час

Результат учитывают предварительно после извлечения пробирок из термостата и окончательно после пребывания их в течение 18-20 часов в холодильнике.

 

3. Ознакомиться с учетом результатов РСК (демонстрация отрицательной и различной степени интенсивности положительной реакции).

  Интенсивность реакции оценивают следующим образом:

“ ++++ “ - полная задержка гемолиза: жидкость над эритроцитами не окрашена, эритроциты в осадке;
“ +++ “ - неполная задержка гемолиза: жидкость над эритроцитами слабо-розового цвета, значительный осадок эритроцитов;
“ ++ “ - частичная задержка гемолиза: жидкость красная, небольшой осадок эритроцитов;
“ + “ - слабая задержка гемолиза: жидкость интенсивно красная, осадок эритроцитов незначительный;
“ – “ - полный гемолиз (лаковая кровь).

4. Нарисовать схему взаимодействия комплемента с комплексом АГ + АТ при положительном (а) и отрицательном (б) результате РСК.                                            

а) положительная (отсутствие гемолиза) б) отрицательная (гемолиз).                                                                                                                                    

5. Зарисовать результаты разной степени положительной РСК и отрицательной РСК.

6.  Заполнить таблицу основных защитных механизмов врожденного и приобретенного иммунитета, возникающих при бактериальных и грибковых инфекциях.

Тип МО/поверхностные антигены Факторы врожденного иммунитета Факторы приобретенного иммунитета Механизмы уклонения МО от иммунитета
Бактерии      
Грибы      

                                                      Подпись преподавателя ________________

 

                                                                                           Дата _____________

Занятие 10

Тема: Иммунный ответ при вирусных инфекциях. Особенности иммунитета при протозойных инвазиях и гельминтозах. Реакции торможения гемагглютинации (РТГА), реакции нейтрализации.

Вопросы для обсуждения:

1. Протективный иммунитет при вирусных инфекциях.

2. Особенности иммунитета при протозойных инвазиях.

3. Значение биологических особенностей простейших в формировании иммунитета.

4. Особенности иммунитета при глистных инвазиях.

5. Значение биологических особенностей гельминтов в формировании иммунитета.

6. Реакции торможения гемагглютинации (РТГА), практическое применение.

7. Реакции нейтрализации вирусов, практическое применение.

Практические задания:

1. Заполнить таблицу основных защитных механизмов врожденного и приобретенного иммунитета, возникающих при вирусных инфекциях, инвазиях простейших и гельминтов.

Тип МО/поверхностные антигены Факторы врожденного иммунитета Факторы приобретенного иммунитета Механизмы уклонения МО от иммунитета
Вирусы      
Простейшие      
Гельминты      

2. Изучить компоненты и схему постановки РТГА.

Занятие 11

Тема: Реакции Аг-Ат  с использованием меченых Аг или Ат (РИФ, РИА, ИФА, ИБ). Иммунный статус человека.

Вопросы для обсуждения:

1. Метки, применяемые в реакциях Аг-Ат.

2. Преимущества иммунологических реакций с метками.

3. Варианты постановки РИФ и ее учет.

4. Сущность РИА, его недостатки.

5. Варианты постановки ИФА. Иммуноблотинг

6. Метод проточно-лазерной цитофлуориметрии и его применение в иммунологии.

7. Иммунный статус организма и факторы, влияющие на него.

8. Оценка иммунного статуса организма: тесты 1-го и 2-го уровня.

Практические задания:

1. Нарисовать схемы вариантов реакций (РИФ), РИА, ИФА, ИБ.

А.    

                        

Схема прямой РИФ.

 

  Б.    

                             

Схема непрямой РИФ.

 

  С.  

Схема прямого варианта ИФА (ELISA)  типа «сэндвич»                             

 

  Д.  

Схема варианта ИФА типа «конкурентный»                              

2. Изучить схему постановки иммуноблоттинга для определения специфичности анти-ВИЧ антител.

3. Используя схему расположение АГ ВИЧ на нитроцеллюлозной полоске (а), определить специфичность антител в сыворотке крови больного с подозрением на ВИЧ-инфекцию (б).

 

- gp 160  
- gp 120  
- gp 41  
- р 24  
- р 17/18  
- р 7/9  
а    б

Заключение: у больного с подозрением на ВИЧ-инфекцию выявлены АТ к следующим антигенам ВИЧ: ____________________________________.

4. Рассмотреть и объяснить схему работы проточного цитофлуориметра.

Меченные МкАт к CD маркерам
размер клетки
Гранулярность цитоплазмы

 

5. Внести в таблицу тесты 1-го и 2-го уровней определения иммунного статуса.

 

Иммун-ный статус

Тесты 1-го уровня Тесты 2-го уровня
   

 

Подпись преподавателя ________________


 

                                                                                           Дата _____________

Занятие 12

Тема: Контроль знаний студентов по теме «Основы иммунологии» (занятия 1-11).

I. Тестовый контроль.

II. Устный ответ.

Контрольные вопросы для устного ответа к итоговому занятию:

 

1. Врожденный иммунитет. Факторы неспецифической защиты организма.

2. Воспаление как универсальная защитная реакция организма от патогенов.

3. Понятие о паттернах («образы»):

а) РАМР (pathogen associated molecular pattern) – патоген-ассоциированные молекулярные структуры – «чужое»;

б) DAMP (damage associated molecular pattern) – молекулярные структуры, ассоциированные с повреждением собственных клеток и тканей – «измененное свое».

4. Паттерн-распознающие рецепторы – PRRs (pattern recognition receptors): Toll-подобные: мембранные, эндоцитозные; растворимые.

5. Toll-like рецепторы (TLRs) гранулоцитов, макрофагов, их роль в распознавании патогенов и активации механизмов врожденного иммунитета.

6. Фагоцитоз. Характеристика клеток, участвующих в реакциях фагоцитоза. Сис-темы внутриклеточного киллинга фагоцитов. Завершенный и незавершенный фагоцитоз.

7. Естественные киллеры (ЕК): характеристика функций. Распознавание ЕК клеток-мишеней и механизмы цитотоксичности.

8. Система белков комплимента. Пути его активации и эффекторные биологичес-кие функции.

9. Интерфероны. Классификация и свойства. Механизмы противовирусного дей-ствия α-интеферона. Применение интерферонов в медицине.

10. Иммунитет. Виды и формы иммунитета. Центральные и периферические орга-ны. Лимфоидная ткань, ассоциированная со слизистыми оболочками МALT (SALT, BALT, GALT).

11. Клетки иммунной системы: иммунокомпетентные, антиген-представляющие и антиген-неспецифической защиты, их характеристика.

12. Антигены. Характеристика. Основные свойства. Полные антигены и гаптены. Антигены бактерий и вирусов. Группоспецифические, видоспецифические, типоспецифические антигены микроорганизмов.

13. Антигены организма человека. Геномная организация главного комплекса гистосовместимости (Major Histocompatibility Complex - MHC). Антигены MHC I и MHC II классов, их значение в иммуногенезе.

14. Антигены кластерной дифференцировки клеток (cluster of differentiation – CD), методы определения. Маркеры лейкоцитов человека.

15. В-лимфоциты, этапы созревания и дифференцировки. В-клеточный рецептор (BCR).

16. Т-лимфоциты, этапы созревания и дифференцировки. Популяции и субпопу-ляции Т-лимфоцитов.

17. Типы Т-клеточного рецептора (ТCR) у Т-лимфоцитов: α/β и γ/δ. Их функцио-нальные различия.

18. Характеристика основных субпопуляций Т-хелперов- Th1, Th2: CD- маркер и основные мембранные рецепторы клетки, синтезируемые цитокины, функция.

19. Механизм процессинга и презентации экзогенных (фагоцитированных и эндоцитированных) пептидных антигенов. Процессинг и презентация эндогенных (синтезируемых на рибосомах клетки) пептидных антигенов.

20. Природа антител. Классы иммуноглобулинов человека, их характеристика. Молекулярное строение иммуноглобулина класса G. Функции отдельных его структурных компонентов.

21. Структурно-функциональные особенности иммуноглобулинов различных классов. Механизмы реализации эффекторных функций антител.

22. Моноклональные антитела. Получение, применение.

23. Рецепторная и медиаторная кооперация антиген-представляющих клеток (АПК), Т- и В-лимфоцитов при развитии гуморального иммунного ответа. Генетическая регуляция синтеза антител.

24. Первичный и вторичный иммунный ответ. Иммунологическая память. Т-зави-симый и Т-независимый иммунный ответ

25. Реакции антиген-антитело (АГ-АТ), их практическое применение. Реакции агглютинации (РА). Компоненты, необходимые для ее постановки. Техника постановки РА.

26. Серологические реакции, основанные на феномене преципитации. Характеристика компонентов. Реакция кольцепреципитации. Иммунодиффузия в геле. Реакция иммуноэлектрофореза. Применение в медицинской практике.

27. Формирование приобретенного клеточного иммунитета, характеристика и кооперация клеток в иммунном ответе.

28. Особенности иммунитета при бактериальных инфекциях.

29. Иммунитет при вирусных инфекциях.

30. Характеристика противогрибкового иммунитета.

31. Противоопухолевый иммунитет.

32. Характеристика противогельминтного иммунитета. 

33. Противопротозойный иммунитет.

33. Иммунный статус организма человека и факторы, влияющие на него. Тесты, применяемые для оценки иммунного статуса.

39. Реакция связывания комплемента (РСК). Ингредиенты для постановки РСК. Схема постановки и ее учет. Практическое применение.

40. Реакция иммунофлюоресценции (РИФ). Варианты постановки реакции и ее учет. Практическое применение.

41. Иммуноферментный анализ (ИФА). Сущность метода. Варианты постановки ИФА и ее учет. Практическое применение. 

42. Иммуноблотинг (ИБ). Схема постановки реакции и ее учет. Преимущество ИБ при сравнении его с ИФА. Практическое применение.

43. Реакции нейтрализации (токсинов, вирусов).

44. Реакция торможения гемагглютинации.

 

Дата _____________

Занятие 13

Тема:


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.228 с.