О письменных работах и тетрадях учащихся — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

О письменных работах и тетрадях учащихся

2019-12-19 108
О письменных работах и тетрадях учащихся 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Требования к речи учащихся

 

Любое высказывание учащихся в устной и письменной форме (развернутый ответ на определенную тему, доклад, рецензия на ответ товарища, в т.ч. и по другим предметам, например, описание физического или химического опыта) следует оценивать, учитывая:

1) содержание высказывания;

2) логическое построение;

3) речевое оформление.

Учащиеся должны уметь:

— говорить и писать на тему, соблюдая ее границы;

— отбирать наиболее существенные факты и сведения для раскрытия темы и основной мысли высказывания;

— излагать материал логично и последовательно (устанавливать причинно-следственные связи между фактами и явлениями, делать необходимые обобщения и выводы);

— правильно и точно пользоваться языковыми средствами для оформления высказывания;

— строить высказывания в определенном стиле (научном, публицистическом, разговорном и др.) в зависимости от цели и ситуации общения (на уроке, конференции, собрании, экскурсии и т.д.);

— отвечать достаточно громко, чётко, с соблюдением логических ударений, пауз, правильной интонации, правил произношения;

— оформлять любое письменное высказывание с соблюдением орфографических и пунктуационных норм, чисто и аккуратно.

Речь учащихся должна быть выразительной, что достигается разнообразием словаря и грамматического строя, уместным использованием эмоционально окрашенных слов.

Для речевой культуры учащихся важны и такие умения, как умение слушать и понимать речь учителя и товарищей, внимательно относиться к высказываниям других, умение поставить вопрос, принять участие в обсуждении проблемы. Учащиеся должны владеть навыками беглого, выразительного, осмысленного чтения.

 

О письменных работах и тетрадях учащихся

 

Виды письменных работ

Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются обучающие работы, к которым относятся:

- упражнения обучающего характера,

- списывание,

- письменные ответы на вопросы,

- планы статей и материалов из учебников,

- составление аналитических таблиц и схем,

- конспекты первоисточников,

- рефераты,

- диктанты,

- сочинения и изложения и т.д.

Списывание. В 5-х классах списывание помогает выявить орфографическую, пунктуационную грамотность, грамматические знания, степень осмысления содержания, сформированность внимания.

В целях проверки проводится преимущественно осложненное списывание: с изменением форм слов, данных в скобках в начальной форме, с дописыванием частей слова (приставки, окончания), со вставкой в предложения пропущенных слов, данных отдельно (в начальной форме) или подбираемых каждым пишущим самостоятельно, на составление словосочетаний из отдельных слов.

Ответы на вопросы. Письменные ответы на вопросы проводятся как проверочные работы в 5—11-х классах. Этот вид работы в 5-м классе используется для проверки знания и понимания содержания текста, умения учащихся правильно строить предложения. В 6—11-х классах, помимо этого, ответы выявляют умение учащихся самостоятельно раскрыть существо вопроса, самостоятельно мыслить.

Вопросы для письменного ответа даются по прочитанному тексту, по темам, взятым из жизни, по содержанию картины (картина при выполнении задания должна находиться перед глазами учащихся), по кинофильмам и их фрагментам и т.п..

Ответы на вопросы по прочитанному материалу приближают этот вид работ к изложению. В этом случае порядок вопросов можно приравнять к плану изложения.

Письменные ответы на вопросы оцениваются с точки зрения:

а) содержания ответов по существу (точность, полнота);

б) правильности русской речи (соответствие литературным нормам).

Отметка ставится одна — по совокупности всех сторон работы.

Рекомендуемое общее количество контрольных работ

по русскому языкув 5-11 классах

 

Класс Виды работ, выполняемых в течение года Количество (примерное) Объём работы (примерный)

Класс

Диктанты с дополнительными заданиями 8 90 - 100 слов Изложения (подробные) 2 100 - 150 слов Сочинения (кл. / дом) 2 / 0 0,5 – 1 / 1 - 1,5 стр. Тесты 2 (из кол-ва диктантов)  

Класс

Диктанты с дополнительными заданиями 8 100 - 110 слов Изложения контрольные 2 / 0 150 - 200 слов Сочинения (кл. / дом) 2 1 - 1,5 / 1,5 -2 стр. Тесты 2 (из диктантов)  

Класс

Диктанты с дополнительными заданиями 6 110 - 120 слов Изложения (в т.ч. с элементами сочинения) 2 200 - 250 слов Сочинения (кл. / дом) 2 / 0 1,5 – 2 / 2 - 2,5 стр. Тесты 2 (из диктантов)  

Класс

Диктанты с дополнительными заданиями 5 120 - 150 слов Изложения (в т.ч. с элементами сочинения) 3   250 - 300 слов Сочинения (кл./дом) 2 / 1 2 – 3 / 2,5 - 3 стр. Тесты 2 - 3 (из диктантов)  

Класс

Диктанты с дополнительными заданиями 2 150 - 170 слов Изложения (в т.ч. с элементами сочинения) 5   300 - 350 слов Сочинения (кл./дом) 2 / 2 3 - 4 стр. Тесты 3  

Класс

(2 час. / нед.)

Диктанты с дополнительными заданиями 4   170 - 180 слов Изложения с элементами сочинения 4   400 - 500 слов Сочинения (в т.ч. на литературные темы с выставлением оценки за грамотность на страницу русского языка в журнале) 6 5 - 7 стр. (на литерат. тему) Тесты 2 (из диктантов)  

Класс

(2 час. / нед.)

Диктанты с дополнительными заданиями 4 170 - 180 слов Изложения с элементами сочинения 6   400 - 500 слов Сочинения (в т.ч. на литературные темы с выставлением оценки за грамотность на страницу русского языка в журнале) 6 5 - 7 стр. (на литерат. тему) Тесты 2 - 3 (из диктантов)  

 

Примечания:

Сроки проведения контрольных работ и их количество соотносятся с реализуемыми программами и методическими рекомендациями к программным материалам.

К указанным параметрам учитель должен относиться как к примерным, так как объём творческой работы зависит от темы, стиля, жанра и т.п.

 

 

Оценка письменных работ

Оценка диктантов

Диктант — одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.

Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.

Объем диктанта устанавливается: для класса V – 90-100 слов, для VI класса 100-110, для VII – 110-120, VIII – 120-150, для IX – 150-170, X-XI классов – 170-200. (При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.)

До конца первой четверти (а в V классе – до конца первого полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.

 Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Объём контрольного словарного диктанта может состоять из следующего количества слов: для V класса –10-15 (15-20), для VI класса – 16-20 (20-25), для VII класса – 25-30, для VIII – IX – 30-35 (35-40), для X-XI классов –40-45 слов.

Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.

Примечания:

1 Слов с непроверяемыми орфограммами, правописанию которых ученики специально обучались, в диктантах должно быть в 5 классе ‒ до 5, в 6 - 7 классах ‒ до 7, в 8 - 9 классах ‒ до 10.

2 В тексты контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись не менее чем на двух ‒ трёх предыдущих уроках.

При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:

- в переносе слов;

- на правила, которые не включены в школьную программу;

- на еще не изученные правила;

- в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;

- в передаче авторской пунктуации.

Исправляются, но не учитываются описки (искажение звукового облика слова: рапотает; пропуски букв: роман стоится; перестановки, замены, добавление букв: пордуктов, лешендарное, дашже).

При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибок.

Среди ошибок следует выделять негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.

К негрубым относятся ошибки

орфографические:

1) в исключениях из правил;

2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;

4) в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;

5) в написании ы и и после приставок;

6)в случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто иной, как; ничто иное не...; не что иное, как и др.);

7)в собственных именах нерусского происхождения;

пунктуационные:

1) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

2) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

 

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в здании; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода — воды, рот — ротик, грустный — грустить, резкий — резок).

Первые три однотипные ошибки считаются за одну, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная. Если в одном слове с непроверяемыми орфограммами допущены 2 ошибки и более, то все они считаются за одну ошибку.

Диктант оценивается одной отметкой.

В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического и т.п.) задания, выставляются две оценки (за диктант и за дополнительное задание). При этом орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.

 

Отметки

Основные критерии оценки

содержание и речевое оформление грамотность «5» 1) содержание работы полностью соответствует теме; 2) фактические ошибки отсутствуют; 3) содержание излагается последовательно; 4) работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления; 5) достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В работе допускается 1 недочёт в содержании, 1-2 речевых недочёта Соотношение орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок – 1(негруб.) / или 1(негруб.) / или 1 «4» I) содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы); 2)содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности; 3) имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей; 4) лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен; 5) стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В работе допускается не более 2 недочётов в содержании, не более 3-4 речевых недочётов Соотношение орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок – 2 / 2 / 2 1 / 3 / 2 0 / 4 / 2   «3» 1) в работе допущены существенные отклонения от темы; 2) работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения; 4) беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление; 5) стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В работе допускается не более 4 недочётов в содержании, 5 речевых недочётов Соотношение орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок – 4 / 4/ 4 3 / 5 / 4 0 / 7 / 4    в 5 классе допускается 5 / 4 / 4 «2» 1) работа не соответствует теме; 2) допущено много фактических неточностей; 3) нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану; 4) крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления; 5) нарушено стилевое единство текста. В работе допущено более 6 недочётов в содержании, более 7 речевых недочётов Соотношение орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок – 7 и более / 7 и более / 7 и более  

 

Примечания:

1. При оценке сочинений необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного, речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.

2. Если объем сочинения в полтора-два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2—3—2, 2—2—3; «3» ставится при соотношениях: 6—4—4, 4—6—4, 4—4—6. При выставлении отметки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.

3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям сочинение написано удовлетворительно.

4. На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях.

 

2.2 Оценкаобучающих работ

 

При оценке письменных обучающих работ учитываются:

- степень самостоятельности учащегося;

- этап обучения;

- объём работы;

- чёткость, аккуратность, каллиграфия.

Обучающие работы (различные виды упражнений и диктантов неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы. Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, отметки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из отметок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчёркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объём диктантов для данного класса, для отметки «4» допустимо два исправления ошибок. (Исправлять ошибку рекомендуется ручкой: аккуратно зачёркивается буква (слово) и надписывается нужная (-ое).)

Проверенные в классе работы (классные и домашние) просматриваются, но, по усмотрению учителя, могут не оцениваться.

Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.

Классные и домашние работы (упражнения) по новому материалу, который ещё недостаточно закреплен, учитель проверяет, но не оценивает.

 

Составитель Гвоздинская Л.Г., преподаватель кафедры филологического образования СПб АППО

Требования к речи учащихся

 

Любое высказывание учащихся в устной и письменной форме (развернутый ответ на определенную тему, доклад, рецензия на ответ товарища, в т.ч. и по другим предметам, например, описание физического или химического опыта) следует оценивать, учитывая:

1) содержание высказывания;

2) логическое построение;

3) речевое оформление.

Учащиеся должны уметь:

— говорить и писать на тему, соблюдая ее границы;

— отбирать наиболее существенные факты и сведения для раскрытия темы и основной мысли высказывания;

— излагать материал логично и последовательно (устанавливать причинно-следственные связи между фактами и явлениями, делать необходимые обобщения и выводы);

— правильно и точно пользоваться языковыми средствами для оформления высказывания;

— строить высказывания в определенном стиле (научном, публицистическом, разговорном и др.) в зависимости от цели и ситуации общения (на уроке, конференции, собрании, экскурсии и т.д.);

— отвечать достаточно громко, чётко, с соблюдением логических ударений, пауз, правильной интонации, правил произношения;

— оформлять любое письменное высказывание с соблюдением орфографических и пунктуационных норм, чисто и аккуратно.

Речь учащихся должна быть выразительной, что достигается разнообразием словаря и грамматического строя, уместным использованием эмоционально окрашенных слов.

Для речевой культуры учащихся важны и такие умения, как умение слушать и понимать речь учителя и товарищей, внимательно относиться к высказываниям других, умение поставить вопрос, принять участие в обсуждении проблемы. Учащиеся должны владеть навыками беглого, выразительного, осмысленного чтения.

 

О письменных работах и тетрадях учащихся

 

Виды письменных работ

Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются обучающие работы, к которым относятся:

- упражнения обучающего характера,

- списывание,

- письменные ответы на вопросы,

- планы статей и материалов из учебников,

- составление аналитических таблиц и схем,

- конспекты первоисточников,

- рефераты,

- диктанты,

- сочинения и изложения и т.д.

Списывание. В 5-х классах списывание помогает выявить орфографическую, пунктуационную грамотность, грамматические знания, степень осмысления содержания, сформированность внимания.

В целях проверки проводится преимущественно осложненное списывание: с изменением форм слов, данных в скобках в начальной форме, с дописыванием частей слова (приставки, окончания), со вставкой в предложения пропущенных слов, данных отдельно (в начальной форме) или подбираемых каждым пишущим самостоятельно, на составление словосочетаний из отдельных слов.

Ответы на вопросы. Письменные ответы на вопросы проводятся как проверочные работы в 5—11-х классах. Этот вид работы в 5-м классе используется для проверки знания и понимания содержания текста, умения учащихся правильно строить предложения. В 6—11-х классах, помимо этого, ответы выявляют умение учащихся самостоятельно раскрыть существо вопроса, самостоятельно мыслить.

Вопросы для письменного ответа даются по прочитанному тексту, по темам, взятым из жизни, по содержанию картины (картина при выполнении задания должна находиться перед глазами учащихся), по кинофильмам и их фрагментам и т.п..

Ответы на вопросы по прочитанному материалу приближают этот вид работ к изложению. В этом случае порядок вопросов можно приравнять к плану изложения.

Письменные ответы на вопросы оцениваются с точки зрения:

а) содержания ответов по существу (точность, полнота);

б) правильности русской речи (соответствие литературным нормам).

Отметка ставится одна — по совокупности всех сторон работы.


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.073 с.