Упражнения и игры на развитие подражания — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Упражнения и игры на развитие подражания

2019-12-19 603
Упражнения и игры на развитие подражания 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Воспитание подражания начинается с подражания движениям рук (1—2 дня): поднять руки вверх, опустить на колени, сложить на столе, спрятать за спину, похлопать и т. п.

Очень эмоционально воспринимают дети упражнения на подражание бытовым движениям: «умываться», «вытираться», «стирать» и т. п. Все это делается эмоционально и осмысленно. Педагог следит, чтобы подражание не было механическим. Дети должны хорошо видеть за этими движениями подлинные действия.

Для упражнений на подражание используются игрушки. Детям раздаются погремушки, шарики, флажки. Педагог выполняет с этими игрушками различные действия: поднимает и опускает флажок, шарик, погремушку, помахивает ими, прячет за спину, постукивает перекладывает из руки в руку. Дети подражают каждому движению.

От этих движений переходят к более мелким: к движениям пальцев рук; к воспроизведению простейших таков дактильной азбуки (без сочетания с буквой); к подбору сходных букв, к воспроизведению видимой артикуляции. Смысл подобных упражнений заключается и том, чтобы приучать детей различать и воспроизводить отдельные дактильные знаки: различать буквы печатного шрифта, подражать артикуляции.

Хорошим приемом, заставляющим детей внимательно следить за педагогом, является поощрение детей, точно воспроизводящих движения. Им педагог предоставляет роль ведущего. Ведущий сидит на месте, где обычно сидит сам педагог. Он подражает движениям, которые ему подсказывает педагог из-за спины всех остальных детей. Дети копируют движения ведущего. Постепенно ребенок и сам начинает проявлять инициативу и показывать различные движения без помощи педагога. Для развития подражания используются игры. Например, игра «Зеркало»: дети сидят полукругом; педагог подходит к каждому и принимает какую-либо позу; ребенок, перед которым он стоит, точно ее воспроизводит.

На втором году обучения дети самостоятельно играют в «Зеркало». К этому времени они уже знают слово зеркало и игра наполняется для них новым смыслом.

Игра «Так можно — так нельзя» является одновременно игрой на развитие подражания и внимания. Проводить ее нужно не ранее чем через две недели — месяц после начала занятий с детьми (в зависимости от возраста). Сущность ее заключается в том, что дети должны подражать всем движениям, которые им показывает педагог, кроме одного, например — сложить руки на груди. В ответ на это движение педагога дети должны сложить руки на коленях. Повторивший движение педагога проиграл. Но в этот, ранний, период ребенка не выключают из игры, а только дают оценку (неверно, так нельзя), ребенок продолжает играть.

На первых порах игра проводится на основе показа ее при участии кого-либо из взрослых. После двух-трех повторений игры дается ее название по табличке «Так можно — так нельзя». Значение этих слов должно расширяться и углубляться изо дня в день в связи с разнообразной деятельностью детей, что и обеспечивает формирование важных понятий, выраженных в этих словах.

Строго разграничить упражнения на подражание и на внимание нельзя: они тесно связаны. Но имеются упражнения, рассчитанные преимущественно на развитие внимания. К ним относятся следующие.

«Мальчики с флажками». На таблице нарисовано 12 мальчиков с флажками в руках, один из предметов одежды каждого мальчика или флажок отличается от другого по цвету. Рядом с таблицей лежит набор 12 карточек, на каждой из которых изображено по одному мальчику. Каждый из этих мальчиков имеет своего «двойника» на таблице. Эти карточки надо соответственно подобрать к изображениям на таблице. Можно сразу вызвать двух-трех детей. Ребенок, сличая карточки с изображениями на таблице, отыскивает схожую карточку и накладывает ее на соответствующее изображение на таблице.

Можно нарисовать и девочек с разноцветными мячами, с разными лентами, шарами и т. п. (см. цветную вклейку).

Хорошим упражнением на внимание служит выкладывание фигур из счетных палочек по образцу, который находится перед глазами детей. В подготовительный период — это простые формы, предметы, буквы (не более трех форм в одно занятие).

Проводится занятие так. На стол ставится коробка со счетными палочками, скрепленными резинкой по десяткам, и кладется белая салфеточка. Педагог предлагает дежурному раздать детям, сидящим за столом, по одному десятку палочек, произнося при этом слово на. Педагогу дежурный подает салфеточку.

Педагог предлагает детям снять резинки и положить их в коробку. После этого он выкладывает какую-нибудь фигуру из трех палочек, обращая внимание детей на свою работу, закрывает фигуру салфеткой и предлагает детям сделать такую же фигуру (рис. 1).

Для тех детей, которые не справляются, педагог снимает салфетку и еще раз показывает образец.

Следующий образец — буква, составленная из 3—4 палочек (А, О, У, П, Т, М, И, Н, Ж, Ш, К, С, Р, Б, Г).

Следующий образец — предмет, составленный из нескольких палочек (стол, стул, дом, забор, флаг, елка, окно).

Позднее можно составлять геометрические формы: квадрат, треугольник, звезду.

В конце второго года обучения дети могут выкладывать знакомые формы по заданию, без показа образца.

Таким образом, в работе со счетными палочками дети упражняются в развитии внимания, подражания, памяти, закрепляют и активизируют свой имеющийся словарь и приучаются к самостоятельной работе. Постепенно упражнение усложняется.

Усложнение может быть и в том, что детям показывают образец, а затем его убирают, и они складывают фигуры только по памяти. На втором году обучения ребята иногда конструируют фигуры по словесным заданиям: сложи дом с забором; сложи башню с флагом; сложи звезду.

Упражнением на внимание и одновременно на развитие пальцев служит нанизывание цветных бус по определенному образцу с чередованием цветов, выкладывание узоров из готовых фигур, одинаковых и разных по цвету.

Очень полезна для развития внимания и как подготовка к формированию понятий «цвет» и «форма» игра, которая называется «Подбери».

Изготовляются четыре таблицы по 4 клетки в каждой (размер клетки 5х8 см). На каждой таблице изображаются одни и те же предметы (стол, лампа, чашка, платье), раскрашенные разной краской: красный стол, синяя чашка и т. д.

Каждая новая таблица повторяет те же предметы в другом расположении и в другой комбинации цветов. Затем изготовляются 16 карточек того же размера, на которых эти предметы изображены в отдельности — четыре карточки с изображением стола: красный, синий, зеленый, желтый; четыре карточки с изображением чашки разного цвета и т. п. Принцип игры тот же, что и в лото: раздаются таблицы, а к ним подбираются карточки.

С данным пособием проводятся три варианта игры:

1) дети подбирают отдельные карточки к соответствующим рисункам таблицы изготовляются соответственно количеству детей в группе;

2) детям раздаются отдельные карточки, и они по желанию должны выбрать нужную. Сначала педагог показывает карточку, и тот из детей, у которого такие карточки, отдает их. Постепенно дети учатся исполнять задание по сигналу, данному в словесной форме: у кого чашка? Дети должны дать соответствующий предмет вне зависимости от цвета, т. е. отличать предметы по форме;

3) затем ставится другое требование: дайте все красные предметы. Дети учатся в этом варианте игры различать цвет независимо от формы предмета. По мере того как дети усвоят игру, она проводится в другом материале. Изготовляется такое же пособие, в клетках вместо предметов располагают геометрические фигуры (круг, квадрат, ромб, треугольник). (СНОСКА: Впоследствии это пособие используется на занятиях по формированию понятий «цвет» и «форма»). (см.цветную вклейку).

Для развития внимания используются и подвижные игры:

1. «Беги по сигналу». Для этого изготовляется приспособление, напоминающее светофор. При зеленом сигнале дети двигаются, при красном останавливаются.

2. «Кати шар». Дети выстраиваются в ряд. Им раздаются цветные шары. Напротив ставят цветные кегли или флажки. Дети должны прокатить свой шар к кегле или флажку соответствующего цвета.

3. «Запомни». Детей выстраивают в две колонны (лучше игру проводить на улице со всей группой). Стоящим в первой паре во главе колонны—«ведущим»— лаются игрушки. По сигналу (хлопку, взмаху флажком) дети расходятся. По следующему сигналу — должны построиться вновь в колонны, каждый за своим ведущим.

 

Рис.1. Образцы форм для складывания из палочек.

Материалл для упражнения по развитию внимания

«Запомни» (второй вариант). Детям раздаются различные игрушки, картинки, значки. По сигналу дети кладут их на свои стульчики и бегают по комнате. В это время воспитатель меняет картинки на стульчиках. По э тому сигналу дети должны найти свою картинку или значок и сесть на стул, где лежат эти предметы.

Внимание и подражание — необходимые условия для формирования речи, поэтому столь велико значение приведенных выше упражнений. Однако ими не исчерпывается подготовка к подлинному обучению речи как в общении, так и на занятиях.

Нужна некоторая техническая готовность ребенка к усвоению речи, к пользованию ею. В связи с этим мы приведем некоторые наиболее значимые подготовительные упражнения для совершенствования навыков, необходимых при формировании различных форм словесной речи.


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.