Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Топ:
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Интересное:
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Дисциплины:
2019-12-19 | 149 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
КОНФЛИКТЫ В ОРГАНИЗАЦИИ
Соотношение интересов в организации.
Организационные, трудовые
Особенности регулирования и управления
Конфликтами в организации
Управление конфликтом – это способность руководителя увидеть конфликтную ситуацию, осмыслить ее и осуществить направляющие действия по ее разрешению.
Управление конфликтом как сфера управленческой деятельности имеет следующие различные стадии:
1) восприятие конфликта и первичная оценка ситуации;
2) исследование конфликта и поиск его причин;
3) поиск путей разрешения конфликта;
4) осуществление организационных мер.
Конфликт в организации практически всегда виден, так как имеет определенные и внешние проявления: высокий уровень напряженности в коллективе; снижение работоспособности; ухудшение производственных и финансовых показателей; изменение взаимоотношений с поставщиками и покупателями и др.
Следует учитывать то, что объективный уровень конфликта и его восприятие должны быть адекватными, иначе могут возникать:
– псевдоконфликты (реально не существующие конфликты);
– переоценка или недооценка значимости конфликта;
– невосприятие, игнорирование существующего конфликта.
Любым практическим действиям предшествует анализ конфликтной ситуации, который предполагает:
1) выявление сути противоречия, установление не только повода, но и причины, которая нередко маскируется участниками конфликта; вскрытие так называемых «болевых точек» в организации и своевременное проведение работы по их устранению;
2) выяснение интересов и целей участников, их позиций (ибо могут быть цели не противоречивыми, но истолковываться по-разному). Здесь важно выделить черты характера, связанные с утверждением личных притязаний, и цели социального взаимодействия, связанные с решением коллективных задач и исполнением обязанностей;
|
3) оценка возможных исходов и последствий противоборства, альтернативных вариантов достижения цели;
4) поиск точек соприкосновения, общих целей и интересов конфликтующих.
Современная конфликтология выделяет два основных типа разрешения конфликта в организациях:
1. Авторитарный тип – разрешение конфликта через применение властных полномочий.Его основные черты заключаются в том, что:
– руководитель видит и слышит только себя. Считает, что сотрудники обязаны подчиняться, сомнения в правильности его решений недопустимы;
– руководитель считает, что должен «победить» любой ценой;
– конфликты рассматриваются как человеческие слабости;
– управление конфликтной ситуацией происходит в интересах организации, в сомнительных случаях должны «лететь головы». При данном типе разрешения конфликта используются следующие методы:
1) убеждение и внушение. Они практически неотделимы. Руководитель пытается использовать свое руководящее положение, авторитет, права и через диктат своей воли воздействовать на сознание, деятельность конфликтующих сторон силой логики, фактов, примера;
2) попытка согласовать непримиримые интересы – это одиниз приемов сближения конфликтующих сторон, он позволяет добиться взаимоприемлемого уравновешенного разговора, снятия напряженностиво взаимоотношениях;
3) метод «игры», когда одна из сторон стремится привлечь на свою сторону, например, руководство организации, а другая сторона – профсоюзы.
Основное преимущество авторитарного типа разрешения конфликта в том, что, как считают руководители, при его использовании экономится время. Его главный недостаток состоит в том, что конфликт при этом не разрешен, внешне задавлен и возможен его возврат.
2. Партнерский тип разрешения конфликта – разрешение конфликта через применение конструктивных способов. Его основные черты заключаются в том, что имеет место:
|
– конструктивное взаимодействие руководителя с конфликтующими сторонами. Чтобы аргументы руководителя организации были приняты или хотя бы выслушаны, руководителю необходимо вызвать к себе доверие, устранить негативные чувства, соблюдать этикет, корректность в обращении;
– восприятие аргументов противной стороны;
– готовность к компромиссу, взаимный поиск решений; выработка взаимоприемлемых альтернатив;
– стремление совместить личностный и организационный факторы;
– восприятие как нормальный фактор деятельности.
Партнерский тип конфликта имеет свои преимущества. Он ближе к реальному решению проблемы, позволяет найти объединяющие факторы, т. е. удовлетворить (может быть, не всегда полно) интересы сторон.
В заключение отметим, что в организации весьма важно стремиться к быстрому и полному разрешению конфликтов, иначе они могут стать перманентными. Немаловажное значение при этом имеет создание благоприятной атмосферы труда, доброжелательных межличностных отношений членов коллектива в процессе трудовой деятельности, умение отличать причины от поводов, выбирать наиболее верные способы разрешения конфликтов. Это одна из первейших задач руководителя организации. Ведь эффективно управлять – это в том числе и умение создавать такую обстановку, в которой с минимальными издержками реализовывались бы поставленные перед организацией задачи.
Содержание управления конфликтами в организации зависит от их конкретных типов. В целом для каждого из них могут быть применены различные варианты регулирования, но в процессе управления конфликтами внутри организации важно учитывать и некоторые особенности.
Особое место в управлении такими конфликтами занимает их прогнозирование и предупреждение на основе контроля уровня социальной напряженности. В социологии конфликта разработана методика оценки конфликтности организации на основе выявления интегрального показателя социальной напряженности. Данный показатель выявляется с помощью факторного анализа по следующей формуле[5]:
К = Х1+Х2+…+Хn,
Р
где К – коэффициент социальной напряженности; Х 1+ Х 2+…+ Х n – факторы неудовлетворенности (заработной платой, условиями труда, стилем управления и т. д.); Р – количество факторов, вызывающих неудовлетворенность более чем у половины опрошенных.
|
На основе данной формулы была сформирована шкала оценки конфликтности:
1. К < 20 % – удовлетворительное состояние отношений;
2. 20 % ≤ К < 40 % – неустойчивое состояние отношений;
3. 40 % < К ≤ 70% – предкризисное состояние отношений;
4. К > 70 % – кризисное состояние отношений.
Признаки социальной напряженности могут быть выявлены и методом обычного наблюдения. Признаками назревающего конфликта в организации являются:
– стихийные минисобрания (беседы нескольких человек);
– увеличение числа прогулов;
– снижение производительности труда;
– увеличение числа локальных конфликтов;
– массовые увольнения по собственному желанию;
– распространение слухов;
– коллективный саботаж;
– стихийные митинги и забастовки.
Одной из наиболее важных особенностей управления организационными конфликтами является то, что их регулирование и разрешение основывается на прочной правовой базе (от Конституции РФ до отдельных приказов и распоряжений руководства организации). Одним из основных правовых документов, регламентирующих отношения в системе «работник – работодатель», является Закон «О порядке разрешения коллективных трудовых споров», а для отдельных организаций – коллективный договор, в котором, как правило, оговариваются возможные варианты урегулирования трудовых споров и конфликтов.
В заключение отметим, что в организации важно стремиться к быстрому и полному разрешению конфликтов, иначе они могут стать перманентными. Немаловажное значение при этом имеет создание благоприятной атмосферы труда, доброжелательных межличностных отношений членов коллектива в процессе трудовой деятельности, умение отличать причины от поводов, выбирать наиболее верные способы разрешения конфликтов. Это одна из первейших задач руководителя организации. Ведь эффективно управлять – это в том числе и умение создавать такую обстановку, в которой с минимальными издержками реализовывались бы поставленные перед организацией задачи.
|
Вопросы и задания для самопроверки
1. Назовите разные смыслы понятия «организация».
2. Перечислите основные признаки организации.
3. Что такое конфликт в организации? Каковы его структурные элементы?
4. Каковы основные причины конфликтов в организации?
5. Назовите и сравните виды конфликтов в организации.
6. Назовите основные особенности производственных конфликтов.
7. Дайте характеристику инновационному конфликту.
8. Что такое трудовой конфликт в организации? Какова его значимость сегодня?
9. Как можно управлять конфликтами в организации? Назовите возможные способы регулирования таких конфликтов.
[1] Пригожин А.И. Современная социология организаций. М. 1995. С. 79–90.
[2] Пригожин А.И. Современная социология организаций. М. 1995. С. 54, 78.
[3] Головин В.А. Отношение сотрудничества и социальная напряженность // Социальная напряженность на производстве. Обнинск, 1989. С. 27–31.
[4] Александрова Е.В. Социально-трудовые конфликты: пути разрешения. М. Луч, 1993. С. 75–76.
[5] Александрова Е.В. Социально-трудовые конфликты: пути разрешения. М. ПМБ РАУ, 1993. С. 78–79.
КОНФЛИКТЫ В ОРГАНИЗАЦИИ
Понятие организации – различные смыслы
Организация является основной ячейкой в социальной структуре современного общества. Социальная жизнь людей протекает в составе тех или иных организаций (производственных, финансовых, коммерческих, научных, образовательных, общественных и т. п.). Сложная система отношений в организации скрывает в себе возможность возникновения самых различных конфликтов, которые специфичны как по содержанию и динамике, так и по способам разрешения.
Сегодня организации, как и общество в целом, постепенно выходят из кризиса и переходят в качественно новую фазу своего существования – фазу развития. Интенсификация развития в организации, особенно производственной, может быть обусловлена более высокой степенью взаимодействия различных сил. Это, в свою очередь, неизбежно приводит к расширению базы конфликта и сокращению времени его вызревания.
В ходе поиска и внедрения новых организационных форм конфликт может принимать вид организационного конфликта. Такой конфликт является необходимым для развития любой организации. Подобные конфликты чаще всего проявляют себя в виде несоответствия между стоящими перед коллективом задачами и устаревшими формами организации, призванными обеспечитьих решение. Их субъектами могут выступать как группы работников, так и отдельные личности; как рабочие или служащие, так и представитель администрации. Так, допустим, организационный конфликт на заводе телефонной аппаратуры ярко выразил несоответствие между усложнившимися задачами, вставшими перед трудовым коллективом сегодня, и организационными формами вчерашнего дня. Принятые меры по преодолению конфликта позволили совершенствовать структуру организации, придать ей требуемое качество.
|
Например, в акционерном обществе реальное право на ведение хозяйства, распоряжение и пользование собственностью имеет правление во главе с председателем (им может быть генеральный директор, исполнительный директор, президент). Здесь возможны противоречия при пересечении полномочий и интересов правления, и совета директоров акционерного общества. Достаточно выраженные противоречия могут порождать конфликты.
Общество как целостное образование характеризуется сложной системой отношений – экономических, социальных, политических, нравственных, родственных, духовных и др. В основе этих отношений лежат потребности и интересы людей. Если возникают помехи на пути реализации потребностей и интересов, целей и ожиданий, это приводит к обострению противоречий между людьми,ихсоциальными группами, рождает напряжение, кризисные ситуации, чреватые открытой конфронтацией, сознательным противоборством, конфликтами.
Особое место в ряду кризисных ситуаций занимают конфликты в организациях. Но прежде чем обращаться к анализу собственно конфликтов, необходимо определиться с самим понятием организации. Определение понятия «организация» связано с рядом сложностей. Этот термин используется зачастую в весьма различных контекстах разных отраслей знания: теории систем, кибернетики, биологии, экономики, социологии и др. Но, несмотря на различие смыслов, которыми наделяется данное понятие, можно выделить набор инвариантных признаков, свойственных организациям разной природы (техническим, биологическим, социальным). Это системность, наличие упорядоченной и достаточно стабильной структуры; функциональность системы и (или) ее элементов; иерархичность построения системы.
При рассмотрении организации как социального объекта А.И. Пригожин выделяет три различных смысла, «ипостаси» организации.
1. Организация как социальный институт, т. е. искусственное образование, занимающее определенное место в обществе и предназначенное для выполнения определенной функции.
2. Организация как процесс деятельности, связанной с сознательным воздействием на объект (распределение функций, налаживание устойчивых связей, координация). В этом смысле понятие «организация» частично совпадает с понятием «управление».
3. Организация как упорядоченность объекта, строение, тип связей как способ соединения частей в целое. В этом смысле организация выступает как атрибут, свойство объекта.
Типологические различия между социальными организациями весьма существенны, что делает сложным создание универсального определения, но в качестве рабочего можно предложить следующий вариант:
Организация – это объединение людей, связанных совместной деятельностью, общими целями деятельности, функциональным разделением труда и связанной с ним упорядоченной структурой.
Организация – это не только производственно-техно-логическое объединение людей и средств производства. Это также и коллектив тружеников, которые объединяют свои усилия и способности для развития производства, принимают активное участие в решении социально-экономических проблем. Организация – это такая совокупность людей, в которой индивиды объединены определенными связями и отношениями.
В обществе функционируют различные типы организаций: предприятия, учреждения, университеты, институты, финансовые структуры, общественные организации (например, политические партии, профсоюзы и др.), ассоциативные организации (например, семья). Организации структурно состоят из целого ряда подразделений: цехов, смен, отдельных служб, бригад и др. Эти объединения выступают как первичные группы, т. е. являются социальной средой, в которой человек непосредственно контактирует с другими людьми.
Организации выполняют разнообразные функции и отличаются друг от друга по роду деятельности их членов, уровню организации и сплоченности, количественному составу.
Типология организаций является весьма сложной и дифференцированной, очень подробно она представлена в работе А.И. Пригожина[1]. Но в данном случае можно ограничиться эмпирической типологией, основанной на отраслевом или «сферном» принципе.
1. Экономические организации (производственные, ком-мерческие, финансовые).
2. Организации первичной социализации.
3. Государственные организации, органы социального контроля.
4. Армия.
5. Организации по производству и распространению информации (СМИ, научные учреждения).
6. Организации по оказанию услуг.
7. Союзные организации (политические партии, общественные организации).
8. Ассоциативные организации (семья, неформальная группа).
Типологические особенности этих организаций связаны со структурно-функциональными характеристиками, степенью жесткости регламентации деятельности, наличию неформальных связей и структур, что оказывает существенное влияние на возможности возникновения конфликтов, их интенсивность, характер протекания.
Являясь важнейшей ячейкой общества, организация соединяет и координирует поведение людей, специализирующихся на разных типах деятельности, включает их в единый трудовой процесс, решает не только производственные задачи, но и создает условия для развития своих членов. Здесь, в среде непосредственного общения, закладываются первоначальные представления людей, формируются мнения, закрепляются привычки, проявляются склонности, утверждается общественная репутация работников.
Взаимные связи и отношения складываются не только на основе производственной деятельности, но и под влиянием реальных условий жизни: политических, психологических, нравственных и др. Людей сплачивают общие интересы, идеи, цели, нравственные нормы и принципы. Однако наряду с солидарностью в трудовом коллективе возникают и конфликтные ситуации.
|
|
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!