Краткий опус из истории центрально – азиатских (бухарских) евреев — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Краткий опус из истории центрально – азиатских (бухарских) евреев

2019-12-19 167
Краткий опус из истории центрально – азиатских (бухарских) евреев 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Завоевание Израильского царства в 722 г. до н.э. Ассирией и взятие Иерусалима в 586 г. до н.э. Вавилонским правителем Навуходоносором принято считать причиной рассеянья евреев по всему миру на долгие годы. (Есть данные, что миграция евреев имела место раньше. Например, в книге «Осетины – иранские евреи», Владикавказ, 2007г., автор Беньямин Каплан, указывает на поселения евреев на территории современной Грузии, существовавшие еще 3500 лет тому назад. Евреи смешались с аборигенным населением Кавказа и основали мощное государство Иверию).

После разрушения первого храма еврейский народ был расселен по 127 странам Персидской империи. В ее состав входила огромная территория, включая Современные Иран, Афганистан, Ирак, государства Центральной Азии.

Как повествует Танах в 6 веке до н. э. персидский царь Кир из династии Ахеменидов разрешил Вавилонским пленникам, евреям, вернуться в Иерусалим и отстроить храм. Однако, часть освобожденных из изгнания евреев, осталась в пределах Персидской империи, включая территорию Центральной Азии. 

Крупная еврейская община в Персии сформировалась уже к середине 1-го тысячелетия до н. э.

Многие исследователи связывают начало расселения евреев по странам Азии с открытием Великого Шелкового Пути. Предположительно он сформировался во 2 веке до н.э. и впервые был описан китайским дипломатом и разведчиком Чжан Цзяном, побывавшим в Бактрии.

Великий Шелковый Путь был связующим звеном между Западом и Востоком. По этому пути наряду с продвижением товаров, технологий и культур, осуществлялась также массовая этническая миграция.

Наиболее протяженным был участок, проходивший по территории Центральной Азии. На пути караванов стали возникать и развиваться города и поселения.

В исторических источниках упоминаются города Мерв (Туркменистан); Самарканд, Бухара, Ургенч, Хива (Узбекистан); Туркестан (Казахстан); Ош (Киргизия), где, начиная с возникновения, и на протяжении всей истории, в них, существовали еврейские общины. Это подтверждают, найденные в середине 20 столетия, в городах Мерв и Байрам – Али остатки древней синагоги и осколки глиняных черепков с еврейскими надписями, относящиеся к периоду 2 век до н.э. – 1 век н.э.

Присутствие евреев на территории Центральной Азии, в те далекие времена, подтверждает послание, отправленное в 1 веке Патриархом Гамалиилом 1 к евреям Персии и «всем прочим изгнанникам евреям», а также упоминание в Вавилонском Талмуде о еврее по имени Шмуель бар Бисна. Эпизод относится к первой половине 4 века, в котором подчеркивается, что он не считает вино, употребляемое жителями г. Мерв кашерным.

В 5-6 веках Иранские цари и зороастрийские жрецы усилили гонения на евреев Ирана, часть из которых, спасаясь от преследований, пополнила общины иудеев в городах Центральной Азии.

В 7-8 веках Арабский халифат завоевал земли, на которых, наряду с другими народами, проживали и евреи. К 9 веку ислам становится государственной религией аборигенов Центральной Азии.

В начальный период, своего владычества, арабы сохранили независимость еврейских общин и разрешили жить по законам Торы. Но вместе с тем, они ввели ограничения, известные, как «Законы Омара», ужесточавшиеся на протяжении столетий. По этим унизительным законам, евреи должны были: платить поголовный налог “jiziya”; платить налог на землю “kharadj”; носить одежду отличную от одежды мусульман; подпоясываться простой веревкой, а не платком; не ездить на лошадях и мулах (только на ослах); не носить оружия; не строить новых богослужебных домов; запрещалось приобретение рабов мусульман или нанимать мусульман в услужение; проживать в домах более высоких, чем дома мусульман и многое другое.

Разбив в середине 8 века китайские войска, арабы взяли под контроль всю Центрально-Азиатскую часть Шелкового пути, где к тому времени уже сформировались крупные еврейские общины.

В 9-10 веках наблюдается активизация участия еврейских купцов в караванной торговле.

С ростом товарооборота по Шелковому пути, у торговцев, при расчетах, чаще стала ощущаться нехватка наличных денег. Для разрешения этой проблемы, начиная с 10 века, наряду с бартерными сделками, в оборот вошли чеки (в переводе с персидского «чек» - «расписка»).

Система чеков могла работать эффективно, если менялы разных городов доверяли друг другу, будучи членами одного, какого - либо сообщества.

Наиболее действенным таким объединением, являлись евреи, исповедовавшие единую религию – иудаизм. Они имели, довольно, развитые тесные, родственные, внутриклановые и межклановые связи.

Во второй половине 12 века великий путешественник Вениамин из Туделы указывает на 30 тысячное еврейское население г. Самарканда. Евреи также проживали в Бухаре, Мерве, Ургенче, Термезе и др. азиатских городах.

К этому времени евреи достигают определенного общественного положения в исламском мире. Они являются ведущими врачами, учеными, управленцами, проводниками греческой культуры в арабскую среду.

До наших дней дошло имя Ben Iskhaka, переводчика трудов Гиппократа и Галена с греческого на арабский, и его исследования в области медицины.

Начало заката Центрально-Азиатского еврейства относится к 13 веку, с момента вторжения татаро - монгол. Армия Чингизхана, как саранча налетала на города круша все на свом пути, не щадя и людей. Были разгромлены еврейские кварталы в гг. Самарканда, Балха, Ургенча, Ходжента и др. После нашествия орды наиболее уцелевшей оказалась еврейская община г. Бухары  

В конце 14 века, после завоевания Азии Тимуром, произошел некоторый всплеск возрождения еврейской духовной культуры. Сам завоеватель благоволил к городам Шахризябсу(Кеше) и Самарканду. Первый, был город, в котором родился «железный хромец», а второй он сделал столицей своей империи, ввиду выгодного стратегического расположения.

В этих и некоторых других городах возрождаются еврейские общины.

В начале 16 века на территорию Центральной Азии пришли кочевые племена, представлявшие «осколки» распавшейся Золотой орды. Они смешались с местным населением и завершили формирование узбекской народности. Образовались Бухарское и Хивинское ханства (с конца 18 века прибавилось Кокандское ханство). Эти государства не имели национальной направленности. Во всех ханствах проживали узбеки и таджики, подавляющее большинство которых строго придерживалось догм ислама и враждебно относилось к представителям других вероисповеданий. Они создали свой собственный мир религиозного фундаментализма, и отгородились от остальных народов на 300 лет.

Такое положение крайне негативно сказалось на жизни иудеев. Евреи были лишены каких-либо прав, подвергались издевательствам со стороны фанатически настроенных властей и духовенства. Нередко их принуждали принимать ислам. Первое массовое насильственное обращение бухарских евреев в ислам, известное из исторических источников, произошло в середине 18 века, и получило продолжение в первой половине 19 века. В случае отказа им грозила мучительная смерть.

Часть евреев предпочитала уход в мир иной, чем измена вере отцов. Один из таких трагических случаев, о судьбе еврея Khudoiydoda, описан бухарско-еврейским поэтом   Ibrakhimom ibn Abi-l-Khairom в поэме Ba yodi Khudoiydod, 1809 г.

Но было немало случаев, когда евреи ради спасения членов семьи шли на формальное принятие ислама. Этих людей называли «chala», что в переводе с таджикского языка означает «ни то ни се» - уже не полноценный еврей, но еще не правоверный мусульманин. Они втайне соблюдали еврейские традиции и обряды, и в тоже время ходили в мечеть, чтобы мусульмане видели, что они соблюдают законы шариата. При первом же удобном случае «chala» возвращались в лоно родной религии.

«Chala» селились, отдельно, образовывая свою общину. Их жизнь была очень тяжелой. Им не доверяли бывшие свои, то есть евреи, и новые «единоверцы» мусульмане.

Описанию жизни «chala» посвятил свою повесть современный таджикский прозаик - Мансур Суруш.

Но были евреи, которые фактически порывали с иудаизмом и принимали новую религию. В настоящее время можно встретить представителей узбекского и таджикского народов, которые твердо знают, что они по происхождению евреи.

Автор книги, был свидетелем встречи бухарской еврейки - «chala» с братом, мусульманином. Произошло это в начале второй половины ХХ века. Женщина проживала в г. Бухаре, а ее сын, переехал жить в г. Самарканд. В один из приездов к сыну, ее пришел навестить брат - мусульманин. Женщина была одета в широко распространенное, в те годы, бухарско-еврейское платье с широченными рукавами, а мужчина в рубаху и штаны ниже колен, из белой бязи - khom surf - типичная летняя одежда, того времени, мужчины-мусульманина, пожилого возраста.

В 18-19 веках наблюдалось усиление религиозного фанатизма в исламских государствах – Иран, Афганистан, Турция. Евреи, спасаясь от преследований, бежали к своим соплеменникам в города Бухарского Эмирата, Кокандского и Хивинского Ханств, где наблюдалась относительная терпимость.

Несмотря на все унижения, которым подвергались бухарские евреи, они сумели, к 30-м годам 19 столетия, сосредоточить в своих руках ключевые позиции торговли в Бухарском Эмирате, и выступить активными посредниками в товарообмене с Россией. Это значительно повысило статус бухарских евреев. Эмиры назначали их министрами и советниками.

В 1843 году Эмир Nasrullo Bahadur дал разрешение, бухарским евреям города Самарканда, на покупку земли за 10000 серебрянных тенге. По тем временам это была довольно приличная сумма. Этот квартал был назван Makhallai Yakhudion, впоследствии переименованный в «Квартал Восток», куда переселились почти все бухарские евреи, проживавшие до этого, разрознено. Руководство квартала было поручено осуществлять старосте - kalontar.

С 1853 года Россия начала компанию по завоеванию земель принадлежащих ханствам. Бухарские евреи симпатизировали русским воинам, видя в лице России освободительницу от многолетних унижений и оскорблений, и всячески способствовали победе российских войск.

На захваченных территориях Кокандского и Хивинского ханств Россия создала Туркестанское генерал-губернаторство, отторгнув, так же, часть территории Бухарского эмирата.

В 1865 году, к моменту захвата Россией Ташкента, евреи компактно проживали в городах Бухаре, Кермине, Карши, Катта - Кургане, Самарканде, Хатырчах, Ташкенте, Коканде, Маргелане, Андижане, Намангане, Душанбе, Ходженте, Гиссаре, Мерве, Байрам Али, Чарджоу, Чимкенте, Оше.

Бухарские евреи одними из первых, на этих территориях, начали перенимать западную культуру. Они стали носить европейскую одежду, пользоваться российскими и английскими товарами, обучать детей русскому и иностранным языкам, приобщать к европейской классической музыке.

Заслуги бухарских евреев, во время захвата края, высоко оценил первый генерал - губернатор Туркестанского края Кауфман. Они были освобождены от тяжелых поборов, разного рода притеснений и дискриминаций.

В Туркестанский край начинают перемещаться бухарские евреи, проживавшие на территории Бухарского Эмирата, и особенно часть «евреев-мусульман», которые вновь пожелали вернуться в лоно иудейской религии. 

Тем, кто вступал в купеческие гильдии, автоматически представлялось Российское гражданство.

В период 1867-1917 гг., в эпоху Туркестанского генерал-губернаторства, наиболее полно раскрылись деловой и коммерческий таланты бухарских евреев. Их позиции в торговле еще больше укрепились. Многие стали промышленниками, крупными землевладельцами, участниками разработок угольных шахт, строительства электростанций, заняли ведущие позиции в хлопковом бизнесе. Заметно возросли их инвестиции на открытие банков, строительство железных дорог и гостиниц, заводов, фабрик, артелей, мастерских, магазинов. Часть бухарских евреев успешно занимались малым и средним бизнесом. Они были квалифицированными ювелирами, ткачами, сапожниками, красителями шелка, мастеровыми.

Было разрешено свободное вероисповедание. В городах появилось множество общинных и семейных синагог.

С установлением Советской власти жизнь бухарских евреев круто изменилась. Началась национализация и конфискация частной собственности. Богатые евреи бросали заводы, фабрики, дома, бизнеса и др. ценности, и старались бежать в Палестину. Этот путь был долгим, тяжелым и опасным, и ни все достигали конечной цели.

Незначительная часть беженцев осели в странах Европы: Германия, Франция, Англия.

За малейшее подозрение в сокрытии сокровищ или в антисоветской деятельности новая власть арестовывала людей, ссылала в Сибирь и расстреливала.

В марте 1918 года, после неудачного похода на Бухару, красноармейцы обвинили евреев в контрреволюционной деятельности. При отступлении они учинили разгром в поселке Кермине (Узбекистан). Были разграблены магазины, лавки и дома; изнасилованы, в синагоге, молодые женщины. До этого, в истории бухарских евреев, никогда не было погромов и это конечно повергло их в шок.

Наблюдается разгул басмаческих банд, от рук которых погибло очень много евреев. В это смутное время, в еврейских кварталах, для защиты, были организованы отряды самообороны. 

Бухарские евреи служили в рядах Красной Армии и участвовали в боях за установление Советской власти.

Большевики принесли с собой голод и разруху. Новая власть не могла обеспечить население предметами первой необходимости и продуктами питания. Для улучшения обстановки, в 1921 году, Ленин ввел Новую Экономическую Политику (НЭП). Разрешалась мелкая торговля и кустарные промыслы. Многие бухарские евреи стали работать как, кустари одиночки, создавать цеха, торговые точки. Однако, разрешенная предпринимательская деятельность и власть коммунистов понятия несовместимые. Поэтому, уже начиная 1927 года, коммунистическая партия взяла курс на ликвидацию НЭПа.

В 1928 году началась кампания по сбору невыплаченных налогов, которые были увеличены в несколько раз. Результатом было полное разорение представителей новой буржуазии, конфискация и национализация имущества, аресты и высылка. Этот процесс коснулся многих бухарских евреев. В частности, у деда автора книги, Kimyagarova Beniamina, власти конфисковали магазины, дома, а его, вместе с семьей, в 1929 году, сослали на 8 лет в ссылку.

Развитие промышленности требовало квалифицированных рабочих рук. После установления Советской власти, бухарские евреи составляли значительную часть трудящихся на хлопкоочистительных заводах, на шелкоткацких и мыловаренных фабриках и др. производствах Советских Центрально-азиатских республик.

В вооруженных силах Советского Союза бухарские евреи служили в различных родах войск. Более 30 тыс. из них принимало участие в боях 2-й мировой войны. 10 тыс. полегли на полях сражений или пропали без вести.

Бухарские евреи принимали активное участие в общественной жизни Республик, областей, городов и сел. Они избирались депутатами Республиканских Верховных советов, а также областных, городских и районных советов, работали в органах и организациях коммунистической партии, имели представительство практически во всех отраслях народного хозяйства Советских Азиатских республик. Многие работали в торговле, в сфере бытового обслуживания.

Бухарские евреи занимали должности преподавателей высших и средних учебных заведений, медицинских и научных работников, инженеров, руководителей подразделений различного ранга.

Во времена правления Н.С. Хрущева (первый секретарь Центрального Комитета Коммунистической Партии Советского Союза 1953-1964 гг.) с новой силой расцвел «неофициальный» антисемитизм. Начали закрываться синагоги, преследовались лица, выполнявшие, иудейские обряды, введены ограничения для еврейской молодежи при поступлении в высшие учебные заведения. Негласно был установлен потолок государственных и партийных должностей, выше которых, представители еврейской национальности, не могли подниматься.

Вновь начали вытаскивать на свет средневековые наветы о ритуальных убийствах. Эти инсинуации имели место, в начале 60-х годов ХХ века, в гг. Ташкенте, Маргилане. К счастью эта ложь быстро раскрывалась.

 

                                          Культура и просвещение

 

В еврейских энциклопедиях отмечается имя Khivi kha-Balkh из Балха, поэта и толкователя Библии, творившего во второй половине 9 века

Достаточно весомую роль сыграли евреи в развитии классической персидско-таджикской литературы и становлении, иудейско-таджикской поэзии.

Наиболее значимыми фигурами являются: Mavlana Shohin Shirazi, автор книги о жизни Моисея - «Musaname», 1326 г.; Shlomo Ben Shmuel Guranji, составитель словаря «Книга Красноречия» - «Sefer ha-Miliza», 1339г.; Khodzhai Buhori, написавший о жизни Даниила - «Danielname», 1606 г.; Ragib Samarkandi, которому принадлежит сочинение «Принц и дервиш» - «Shahzade va sufi», 1680г. и др.   

Постепенный отрыв бухарских евреев от основных центров еврейской культуры, отсутствие знатоков иудейской религии и агрессивное обращение в ислам грозило их полной ассимиляцией.

В 1793 году в г. Бухару из Палестины прибыл уроженец Марокко рабби Iosef Mamon Magribi, который приложил немало усилий для возрождения еврейской духовной жизни среди бухарских евреев, улучшению преподавания в религиозных школах - khomlo.

Проживая на территории Персидской империи, евреи приобщились к языку фарси. С годами, у центрально – азиатских евреев, он трансформировался в бухарско - еврейский язык, являющийся, по мнению некоторых лингвистов, диалектом современного таджикского языка.

Основоположником литературного языка бухарских евреев считается Shimon Khakham (1843 – 1910 гг.), который написал и перевел на этот язык более 30 книг, в том числе «Пасхальная Агада», «Сновидения и их предсказания», повесть «Амнун и Тамар».   

Во второй половине 19 века началось, возвращение евреев Центральной Азии в Ерец Израиль. Это событие ознаменовалось образованием в 1892 году, в Иерусалиме, бухарского квартала «Шхунат Хабухарим». На этой территории они создали типографию, где печатались книги на бухарско-еврейском языке и доставлялись в Туркестан.

В 1910 - 1916гг., в г. Skoblev (Fergana) под редакцией просветителя, поэта и писателя, Asarie Uysupova, деда супруги автора издавалась бухарско-еврейская газета «Милосердие» - Rahamim на ивритской графике.

В г. Коканде, сформировавшемся культурном центре бухарских евреев Ферганской долины, печатались книги о жизни, быте и культуре бухарских евреев.  

С установлением Советской власти началась борьба за ликвидацию безграмотности. В 1920-1930 гг. были открыты бухарско - еврейские средние и высшие школы во многих городах. В них прошли обучение тысячи бухарских евреев. Самым известным был институт просвещения (ИНПРОС), функционировавший в г. Ташкенте с 1920 года.

Выросла целая плеяда педагогов и организаторов народного образования - Rahmin Badalov, Isaak и David Mavashevy  и др. Долгие годы проработали директорами школ Aron Baturov, Boruhaiy Kataev, Zalmon Kimyagarov, Gavriel Normatov, Uyriy Faiyzakov, Avner Fazylov, Boruhaiy Uysupov и многие др.

Директора школ и учителя пользовались большим авторитетом и уважением среди населения. Наряду с педагогической работой, они нередко выступали общинными «судьями», улаживали конфликтные ситуации в семьях, и между членами общины.  

Из стен учебных заведений вышли талантливые химики, физики, математики, строители, инженеры, ученые, медики, юристы и представители множества других специальностей.

Открывались бухарско – еврейские, культурные центры, клубы и театры, начался выпуск периодической печати. Вышли в свет газеты и журналы «Свет» - Roshnoi, главным редактором которой был известный просветитель Aron Saidov, «Знамя Труда» - Baiyroqi Mihnat, «Рабочая Жизнь» - Hayoti Mihnat, «Советская Литература» - Adabiyoti Soveti.

При советской власти бухарско - еврейская письменность на ивритской графике, была заменена на латиницу, а затем на кириллицу.

В 1938 году вся культурная деятельность бухарских евреев, как и многих других «малых народов» по указанию Сталина, была свернута.

Начиная, с 1985 года, после объявленной перестройки, в СССР, стали возрождаться духовные ценности еврейского народа. Открылись бухарско – еврейские, культурные центры, театры, публикуются материалы о евреях.

С более чем полувековым перерывом возобновилась периодическая печать. В январе 1992 года вышел первый номер газеты «Шофар», орган Культурного центра бухарских евреев г. Самарканда. Главным редактором и организатором газеты выступил двукратный Чемпион мира по шашкам, победитель трех первенств СССР по шашкам, гроссмейстер Markiel Fazilov.

Из среды бухарских евреев вышло немало именитых музыкантов, актеров, художников, композиторов, деятелей кино и телевидения, переводчиков, журналистов и представителей др. профессий культурного фронта.

Они внесли значительную лепту в становлении и развитии классической музыкальной системы «Shashmakom». Имеются, достоверные сведения, что еще при дворе бухарского эмира пели, известные в прошлом музыканты, бухарские евреи Barukh Kalkhot (1837-1897 гг.), обращенный в ислам и Levi Babakhanov (1873-1926 гг.).

В 20 веке, наиболее видными, продолжателями этого народного музыкального жанра являлись мастера классического «Shashmakom» Ner’e Aminov and Barno Iskhakova.

Поистине, всенародную любовь завоевали известные во многих странах мира, народные артисты Узбекистана, братья Mikhoel’ и Gabriel’ Mullokandovy; народные артисты Таджикистана, братья Mikhoel’, Gabriel’ и Rafoel’ Tolmasovy; супруги Il’yas Mallaev и Mukhkhabat Shamaeva; Ezro Malakov; Shoista Mullojanova, которую народ любовно называет соловей Памира, за сладкий голос и манеру исполнения; Isaak Kataev; Iosif Shalomaev; Abram Tolmasov и многие другие.

Мировой славой пользуются имена Sarajan Yusupovoiy, первой женщины геолога из бухарских евреек достигшей высокой академической степени, Академика; композиторов Suleiymana Yudakova, написавшего гимн Таджикистана, Yakhielya Sabzanova и др.

Bension Kimyagarov, кинорежиссер мирового уровня, Лауреат Государственной премии СССР, народный артист Таджикистана, внесший огромный вклад в развитие Таджикского кинематографа. За высокие творческие достижения его имя, еще при жизни, было занесено в Большую Советскую Энциклопедию.

Многие бухарские евреи в качестве ведущих артистов принимали участие в различных театральных трупах, музыкальных и танцевальных ансамблях.

Писатели и поэты Yakhiel’ Akilov, Mordukhaiy Bachaev (Mukhib), Aron Shalomaev, Yunatan Kuraev (Korgar), Mikhoel’ Zavulunov (Zavul), Eduard Aminov (чей дар поэта и художника в полной мере раскрылся в США) и другие внесли достойный вклад в интеллектуальную копилку еврейского и мирового наследия.

 

                                          Спорт

 

Бухарские евреи, защищали честь городов, областей и республик на спортивных площадках в составе соответствующих сборных команд и в личных зачетах. Медали и заслуженную славу завоевали Abokhaiy Akbashev – чемпион СССР по ручному мячу; Ruben и Il’ya Davidovy, Boris Niyazov, Mikhail Yagudaev - неоднократные чемпионы Узбекистана по боксу; David Zaurov - неоднократный чемпион Узбекистана по фехтованию; Eduard Paltielov - неоднократный чемпион Таджикистана по вольной борьбе; Nison Aronov - неоднократный чемпион Таджикистана по настольному теннису и многие другие.

 

 

В годы перестройки, произошел резкий всплеск национализма и антисемитизма - волнения в Ферганской долине в конце 80-х годов и гражданская война в Таджикистане в 90-х годах прошлого века. К этому добавился спад экономики; уровень жизни населения начал катастрофически падать.

Все эти негативные процессы подстегнули к массовой эмиграции бухарских евреев из республик бывшего СССР.

В настоящее время история бухарских евреев нашла свое продолжение в Израиле, США, Канаде, Австрии, Австралии, Германии и др. странах свободного мира. Но это уже новейшая история мирового еврейства

 

                              Информация об авторе

 

Амнун Кимьягаров – кандидат технических наук, доцент. Имеет 30 летний стаж работы педагога в Самаркандском кооперативном институте.

В настоящее время является Президентом Американского отделения Международной Академии по развитию технологий - the Аmerican branch of “International Academy for Development of Technologies”. Творческий коллектив занимается вопросами развития нанотехнологии в различных областях, исследованием возможности использования альтернативных источников энергии – солнце, ветер, а также получение биотоплива.

Автором опубликовано более 120 работ, из которых 13 признано изобретением. Научные интересы охватывают исследования теплообмена и гидродинамики однофазных и двухфазных рабочих тел в замкнутых полостях при различных энергетических нагрузках. 

А. Кимьягаровым проведен комплекс работ по установлению количественных актинометрических характеристик являющихся основой для создания опорно-расчетных материалов при проектировании гелиоустановок. Им разработаны, созданы и исследованы серия аппаратов для тепловой обработки материалов животного и растительного происхождения, использующих в качестве энергоносителя газ, электричество и солнечную энергию.

Хобби автора- изучение истории Центрально-азиатских евреев, включая особенности традиций и обрядов, рецептуры и технологии приготовления блюд, относящиеся к этой этнической группе.

 

 

                                          Заключение

 

Эта книга написана Президентом Американского отделения Mеждународной Академии по развитию технологий A. Kimyagarov, в рамках выполнения программы по изучению культуры, новых, быстро развивающихся, общин США.

Mеждународная Академия по развитию технологий является non-profit организацией. В настоящее время её членами готовится к опубликованию следующая литература:

 

- Англо - бухарско- еврейский - русский словарь наиболее употребительных слов и выражений;

 

- Толерантный Самарканд;

 

- Диван Эммануэля;

 

- Путешествие в настоящее и будущее;

 

- В поисках истины;

 

- Эмануэльчик.

                                                                                       

Американский филиал Международной Академии по развитию технологий приглашает спонсоров и меценатов принять участие в осуществлении этих проектов.

Расчетный счет 9964122636 СITIBANK. Контактные телефоны: 718. 897-9759,

917. 587-6771. 

 

                                          На семейную книжную полку

                                                                                 

Весьма приятно, что домашняя библиотека бухарских евреев пополнилась нужной книгой для каждой семьи. Автор книги Амнун Кимьягаров прислал из США, прекрасно оформленный цветной фолиант: “Classic Central Asian (Bukharian) Jewish Cuisine and Customs” {Классические кулинария и традиции центрально – азиатских (бухарских) евреев}.

Краткая справка.

 Амнун Кимьягаров, президент американского отделения международной Академии по развитию технологий, канд.техн.наук, доцент, многие годы возглавлял кафедру оборудования «Самаркандского кооперативного института», автор более сотни статей и изобретений, ряда монографий и книг. В 1996 году в соавторстве с Рабби Шломо -Хай Ниязовым им опубликована книга «Кухня и быт бухарских евреев» на русском языке.

 

Сравнивая ренее изданную книгу на русском языке, с новой, сразу бросается в глаза, что она не является её переводом, а представляет совершенно новый труд, наполненный многими ранее неизвестными фактами и иллюстрациями.

Даже поверхностное ознакомление с содержанием позволяет сделать вывод, что книга будет востребована, особенно молодежью. Потребность в ней для нашей общины назрела уже давно. В книге довольно сжато и лаконично изложены почти все стороны жизни бухарских евреев, связанные с их обычаями и традициями.

Книга представляет красочное, цветное издание на английском языке, содержащее

(254 стр., 208 фотографий, включая 175 цветных).

Материал, условно, может быть разделен на две части. Первая часть описывает рецептуру и технологию приготовления блюд, свойственных только кулинарии бухарских евреев, связанную с их культурой питания в период проживания в республиках Центральной Азии. Во второй части даны многие обычаи и традиции бухарских евреев: от рождения и до ухода в мир иной и связанные с этим траурные обряды. Молодежь, покинувшая места проживания их предков, познакомится в этой книге с их содержанием. Этот материал изложен в разделе «Обычаи и обряды бухарских евреев (Bukharian Jewish Customs and Celebration)».

Материал сопровождается красочными современными фотографиями, а также фотографиями, имеющими историческую ценность. Здесь можно найти основные положения по проведению традиций: брит - мила, бар- и бат- мицва, помоловка, первое прореживание бровей невесток, кидуш, свадебные мероприятия, поминальные вечера и многое другое.

В бухарско-еврейской традиции отводиться значительное внимание праздничным застольям. Изложенный материал выступает, как бы в роли путеводителя по их проведению; представлен перечень необходимых продуктов с учетом требований иудаизма и сложившихся бухарско – еврейских обычаев.

Довольно интересным является исторический опус, приведенный автором в конце книги, где вкратце, в хронологической последовательности приводяться этапы проживания бухарских евреев в городах Центральной Азии, через которые проходил Великий Шелковый путь. В подтверждение того, что евреи существовали на территории Центральной Азии, начиная со 2 века до н. э. в книге приведены исторические документы и археологические находки. Приводится также материал о евреях «чала», об ограничениях для евреев, проживавших на территории исламских государств и многие другие факты из истории бухарских евреев.

Теперь хочется вернуться к вводной части книги, где с первых строчек автор показывает сформировавшиеся к настоящему времени три этнические группы евреев и дает пояснения, почему евреев, проживавших в республиках Центральной Азии, называют бухарскими, и это представляет несомненный интерес для подрастающего поколения.

 В первой части книги показан кухонный инвентарь, используемый в сегодняшней повседневной жизни и также много лет назад. Дана краткая характеристика наиболее часто употребляемых продуктов и специй, особенности технологических приемов бухарско – еврейской кухни.

Образ жизни в окружении местного населения заставил хранительниц еврейского очага разработать специальные блюда, которые были универсальны в приготовлении, как в домашних условиях, так и во время длительных поездок по торговым делам. К таким относятся, например, блюда, приготовленные в мешке.

Очень ценным в книге является то, что приготовление блюд сопровождается иллюстрациями. Кроме того, автор приводит довольно интересные факты из истории появления некоторых манипуляций, с целью улучшения качества блюд. Например, обогащение супов белком с помощью специальной добавки, основанной на яйцах, был известен на Востоке за несколько веков до новой эры. Бухарские евреи за время своего изгнания сумели сохранить кулинарные секреты. Например яичный суп на праздник песах: «суп с мацой (Oshi masozgoshak)».

Прекрасно выполненные иллюстрации и красочное оформление книги позволяет получить эстетическое наслаждение, от этого издания. Хорошо продумана и оформлена обложка включающая элементы восточного орнамента с атрибутами еврейской религии и бухарско еврейской кухни.

Эту книга может послужить прекрасным подарком молодоженам, мальчикам и девочкам, достигшим возраста бар – мицвы и бат-мицвы, а также друзьям и родственникам в дни различных торжеств.

А перевод её на иврит, при поддержке Всемирного конгресса бухарских евреев, послужил бы еще одним шагом в сохранении наших корней.

Книга может служить прекрасным учебным пособием для учащихся йешив и других еврейских учебных заведений.

 

                   

 

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.092 с.