Обычаи и обряды бухарских евреев. — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Обычаи и обряды бухарских евреев.

2019-12-19 619
Обычаи и обряды бухарских евреев. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Повседневная жизнь евреев регулируется сводом традиций, обычаев, обрядов, норм поведения. Часть из них базируется на постулатах Торы, другая часть является результатом накопленного опыта многовекового общинного проживания.

Традиции, в основном, являющиеся религиозными постулатами, практически мало чем отличаются у евреев различных этнических групп. Более существенную разницу имеют обычаи и обряды, возникшие и вошедшие неотъемлемой частью образа жизни в изгнании. Длительное пребывание бухарских евреев в Центральной Азии наложило отпечаток на весь уклад их жизни от рождения до смерти. В данном разделе приведен сокращенный вариант некоторых обычаев и обрядов, сопровождающихся определенным характерным застольем.

С давних времен приготовление блюд на свадьбах, поминальных и др. крупных мероприятиях возлагался на специального человека (обычно женщину) - kaiyvonu

 

Гостеприимство - mekhmondori

 

       Гостеприимство - отличительная черта бухарских евреев. С этим связано множество ритуалов, обычаев и обрядов, корни которых уходят в глубокую древность.

Гостя не принято сразу спрашивать, зачем он пожаловал. Его принимают с улыбкой на лице, тёплыми словами приветствия. Накрывают на стол. Перед гостем выкладывают самые лучшие яства, фрукты, сладости.

Застолье начинается с разламывания хлеба-лепешки и пиалы чая. Первую пиалу чая хозяин наливает себе, а следующую предлагает гостью. Затем беседа плавно переходит в выяснение причин визита. При этом всё протекает в весьма тактичной и вежливой форме характерной восточным манерам.

В настоящее время часть перечисленных моментов предаётся забвению, но основной “скелет” обычая приёма гостей сохранён.

                       

Обрезание - misvo

 

Первая заповедь, которую получил праотец Авраам, была заповедь обрезания. Он исполнил её, сделав обрезание сначала себе, а затем сыну Ицхаку на восьмой день жизни. Считается, что Авраам, в награду за исполнение обряда обрезания, получил, в наследственное пользование всю землю Ханаан. Отсюда пошёл обычай, в этот день, дарить подарки родителям новорождённых мальчиков.

В наши дни гости, родственники, друзья, близкие преподносят подарки или конверт с деньгами.

В соответствии с бухарско-еврейским обычаем, отрезанную, крайнюю плоть младенца отдают на съедение петуху. Этот знак символизирует пожелание младенцу расти сильным, смелым, здоровым и задиристым (в хорошем смысле) как петух.

Завершается обряд обрезания, обычно, праздничным, обильным застольем с музыкой и танцами. Меню включает множество овощных и мясных салатов, рыбных и мясных блюд, пловы, фрукты, мучные и сладкие изделия, тонкие лепешки с бадьяном или тмином.

                       

Первая стрижка ногтей - nohun giron

 

Обряд первой стрижки ногтей младенца проводится в семейной обстановке. Накрывается праздничный стол.

Перед стрижкой ногтей, пальчики ребёнка окунают в ёмкость с мукой. Затем из этой муки делают пельмени, манты и др. мучные изделия, и угощают родственников и друзей.

                       

                   Проводы в школу - homlo ravon

 

Проводы ребёнка в школу считается значительным событием в жизни семьи. К этому дню приобретается новая одежда, закупаются школьные принадлежности. Вся семья пребывает в радужном настроении. Этот день в семье является праздником, и отмечается обильным застольем и весельем, сопровождаемое песнями и танцами. На стол подается множество овощей, фруктов, зелени, рыбные и мясные блюда, один из видов плова, сладкая выпечка, тонкие лепешки с тмином и бадьяном.

Масштабы застолья определяются экономическими возможностями семьи.

                       

«Бар мицва» - tfillin banon и «бат мицва»

 

В 13 лет еврейский мальчик становится “сын заповеди” (бар мицва); девочка в 12 лет становится “дочь заповеди” (бат мицва). Считается, что в этом возрасте они становятся взрослыми, достигают религиозного совершенолетия и должны отвечать за свои поступки.

Для проведения «бар мицва» собирается как минимум десять мужчин. Мальчика одевают в золотошвейный бухарский халат - joma и головной убор – тюбетейку - toppi. Он покрывает себя “сиситом” и произносит благословление. “Бар мицва” читает молитву на “тфиллин” одетый на голову, и на левую руку. Затем мальчика вызывают к Торе. После произнесения заключительного благословления, его осыпают конфетами. Их также раздают всем присутствующим.

Завершается обряд обильным застольем и увеселительно - развлекательным мероприятием. Масштаб зависит от индивидуальных вкусов и экономических возможностей семьи. От скромного угощения в синагоге до грандиозного пиршества на дворовых участках.

В последние годы подобные торжества, нередко, достигают неимоверно крупных размеров и проводятся чаще всего в ресторанах.

Меню включает изобилие овощных, рыбных, мясных блюд как холодных, так и горячих. К закускам подается большое разнообразие алкогольных напитков.

До недавнего времени, по поводу достижения девочкой возраста “бат мицва” никаких праздничных церемоний не проводилось. Это связано с тем, что женщины не участвуют в общих молитвах вместе с мужчинами.

Однако, в настоящее время, родители и родственники, в большинстве своем, стараются, каким – то образом, отметить это важное событие в жизни девочки. Реализуются эти желания по - разному. Начиная от скромного угощения в узком кругу, до застолья, с приглашением большого количества гостей, и проводимого с широким размахом в специально арендованном помещении.

 

                   Сватовство - qand khuri

 

Одним из значимых обычаев у бухарских евреев является комплекс торжеств, посвящённые бракосочетанию, начиная от сватовства - qand khuri до разрешения новобрачным посещения родительского дома невесты – povokunon, после всех свадебных мероприятий.

 

Дословно перевод с бухарско-еврейского языка “qand”- сахар, “khuri”-кушать, по сути, является договором между родителями жениха и невесты о согласии на брак молодых. (В былые времена договаривались о размере выкупа - kalym, который просуществовал, у бухарских евреях, некоторых регионов, до последней трети 20 века. Обычай получения выкупа за невесту широко распространен у народов Центральной Азии исповедующих ислам, среди которых долгое время проживали бухарские евреи).

Родители или представители жениха приносят в дом невесты поднос - “lali” с комковым сахаром или сахаром рафинадом, и смешивают с сахаром, который заготовлен стороной невесты. Подносы ставят на стол. Все присутствующие берут, как минимум, по два кусочка сахара, затем обмениваются между собой и едят с пожеланиями будущей паре сладкой жизни, как вкус сахара. В доме невесты по этому случаю накрывают чайный стол. Часто чайному столу предшествует обильная обеденная трапеза со спиртными напитками. В меню включают холодные и горячие закуски, рыбные и мясные блюда, тестовые изделия с начинкой, фрукты и овощи, выпечку и множество сладостей.

 

                   Помоловка - shirini khuri

 

Первое представительное знакомство родственников жениха и невесты осуществляется при проведении помоловки - “shirini khuri”, которую организовывают родители невесты. Перевод с бухарско - еврейского языка, “shirini”-сладкое, “khuri”-кушать. В этот день положено кушать сладкое с пожеланиями сладкой жизни новой семье. Сторона жениха преподносит определённое количество подносов - “lali”  или больших блюд -“langiri” со сладостями. Подносы заполняются следующими продуктами - комковым сахаром; кристаллическим сахаром – Rock candy - “navat”; засахаренным миндалем - “qandolot”; халвой -“lavz”; различными конфетами; фисташками; солёными абрикосовыми косточками - “shorak”; свежими фруктами отличного качества (груши, яблоки, виноград и т. д.); сухофруктами.

Каждый поднос со сладостями дополняется, как минимум, одним персональным подарком для невесты. Это могут быть отрезы на платье, готовая верхняя одежда, элементы нижнего белья, парфюмерия и т. п. Родители жениха также дарят невесте ювелирные изделия и деньги на приобретение свадебных нарядов, а родители невесты дарят жениху деньги на приобретение верхней одежды (свадебный костюм, туфли и т. д.) и нижнего белья.

Часто, во время проведения Engagement party, в присутствии собравшихся, осуществляют раскрой материи для пошива постели молодоженам. Выбранные, по одной женщине, со стороны жениха и невесты, выходят к столу с материей, вымеряют и надрезают её. После чего разрез материала продолжают женщины из числа близких родственников с обеих сторон. При чем, для выполнения этой процедуры вызывают преимущественно женщин, живущих в счастливом браке.

 

                                          (Фото)    

 

В последние годы помоловку проводят в ресторанах. Первыми в ресторан входят родственники невесты с подарками и рассаживаются по одну сторону зала. Затем торжественно входят жених со своими родственниками, с подарками и рассаживаются по другую сторону зала.

Через определённое время, в разгар торжественного мероприятия, жениха с невестой приглашают на середину зала, и специальный человек объявляет и передаёт с рук родителей и других дарителей подарки жениху и невесте. Весь вечер сопровождается народными песнями, танцами и обильным застольем. Столы ломятся от изобилия еды - салатов, рыбных и мясных блюд, фруктов, овощей и зелени, выпечки, сладостей и алкогольных напитков.

Во время проведения помоловки каждому приглашённому вручается небольшой целлофановый мешочек, наполненный компотом сладостей, как свидетельство обручения молодой пары.

 

                   Выщипывание бровей - qoshchinon

 

Неотъемлемым атрибутом помоловки является обряд, первого в жизни невесты, выщипывания бровей. Её сажают на стул посередине зала, набрасывают на голову национальный свадебный платок - “rumoli palakcha”. Он представляет собой платок белого, серебристого или желтого цвета усеянный тонкими металлическими кружочками золотистого цвета, подобно «чешуе». Поэтому иногда эти платки называют «чешуйчатыми».

Специальная женщина – qoshchin проводит чистку бровей. Гости, по одному, подходят и проводят денежной купюрой любого достоинства над головой невесты, благословляют её и отдают деньги qoshchin.

 

                   Первый приём будущего зятя - domot daroron

 

Для более близкого знакомства с будущим зятем и его друзьями, сторона невесты делает специальное приглашение и устраивает для них, обильное застолье, с участием певцов и музыкантов. Стол накрывается лучшими яствами, овощными, рыбными и мясными блюдами, подаются различные спиртные напитки.

 

                   Венчание - kidush, свадебный контракт - ktuba

 

Церемонию венчания, до недавнего времени, обычно, проводили в доме невесты, в узком кругу представителей семей жениха и невесты с участием Раббая, под свадебным балдахином - “khupa”.

В соответсвии с бухарско-еврейскими обычаями, жених надевал золотошвейный халат - “joma”  и ковровую кипу - “toppi”, невеста также надевала золотошвейный халат, а голову покрывала чешуйчатым платком - “rumoli palakcha”.

Структура процедуры венчания выглядела следующим образом. Жених и невеста становятся под свадебный балдахин, перед Раббаем. Приглашённые встают вокруг, поднимая обе руки вверх. Одной рукой стараются держаться (а если достаточно места, то двумя) за край балдахина. Кроме того, развязывают все узлы на одежде - от галстука до шнурков на ботинках. Делается это для того, чтобы исключить, якобы, возможные “колдовские действия” - “bastan” со стороны присутствующих, которые отрицательно могут сказаться на будущей судьбе молодоженов (здоровье, деторождаемость, мир в семье и т. п.).

В настоящее время жених идет под хупу в строгом тёмном костюме, белой сорочке, галстуке, кипе, а невеста в свадебном платье и фате.

Раббай читает соответствующие благословления, жених надевает кольцо на палец невесты и произносит на иврите слова, что она посвящается ему по закону Моше и Израиля. Раббай читает вслух текст контракта - ktuba, подписанный двумя свидетелями и вручает его невесте. С этого момента молодых объявляют мужем и женой. Ритуал завершается разбиванием женихом стеклянного сосуда в память о разрушении Храма.

 

                   Свадьба - toiy

 

После венчания проводятся два свадебных вечера: в доме невесты - “qudobini”, второй, основной вечер, в доме жениха. Начало свадебного вечера у жениха отмечается танцами невесты и жениха, родственников и друзей, вокруг костра – “alanga”, под звуки бубен - “doiyra”.

В последние годы стороны жениха и невесты договариваются о проведении одного совместного свадебного мероприятия в ресторанах или арендованных помещениях. Перед началом свадьбы, с большой помпезностью, проводится “хупа”, больше похожая на публичный церемониал.

В самый разгар свадебного вечера, родственники со стороны жениха и невесты выходят в центр зала на зажигательный бухарско - еврейский танец. Женщины в платьях, из яркой материи с рисунками восточного арнамента, прошитые золотой ниткой. Платья имеют характерные широченные рукава - “ostin kalon”. Голову повязывают блестящими платками - “roiymoli zarin” или покрывают  тюбетейками с блестками - “toppi tos”. Мужчины облачаются в золотошвейные халаты - “joma”  и яркие тюбетейки - “toppi”.

Свадьба сопровождается обильным угощением и танцами. Трапеза включает множество овощных и фруктовых салатов, рыбных и мясных холодных закусок, разнообразные горячие рыбные и мясные блюда, спиртные напитки.

Среди бухарско-еврейской молодежи США, в последние годы, внедряется новый обычай. Проведение венчания и свадьбы на берегу океана, на карибских островах (Санкун, Аруба, Доминиканская республика и др.)           

 

Встреча невесты после свадьбы - poiytakh

 

Торжественная встреча невесты после свадьбы организовывается и проводится стороной жениха в первую субботу. Накрывается богатый чайный стол с множеством восточных сладостей и фруктов, за которым собираются женщины. Торжество сопровождается весёлой музыкой, песнями и танцами. В знак большой радости, прихода в дом невесты и подтверждения её девственности, мать жениха преподносит ей памятный подарок. Этот обычай называется смотрины лица - “robinon”.

В середине веселья специальная женщина - “sozanda”, объявляет и демонстрирует гостям подарки сделанные молодой жене мужем и его роднёй.

 

                   Первое послесвадебное посещение родительского дома - povokunon

 

После свадьбы, нежелательно, посещение невестой родительского дома, в течение 40 дней. Считается, что этот обычай помогает молодой жене быстрее адаптироваться к новым условиям проживания, в семье мужа. По истечению этого срока, новобрачных приглашают родители невесты. Они накрывают обильный стол и преподносят подарки жениху и невесте. Этот обычай называют “povokunon” и его смысл передается, как «открывание дверей дома»

“Povokunon” - устраивают, также, ближайшие родственники и друзья молодой пары. Кроме того, если молодожены посещают дома родственников или друзей, по случаю каких-либо радостных застолий, молодым также преподносят подарки и объявляют присутствующим, что эта пара впервые посетила их дом после бракосочетания.

 

Перечисленные выше обряды широко отмечались бухарскими евреями, когда они проживали в Центрально - Азиатских республиках. В настоящее время, часть вышеуказанных мероприятий стирается.

 

                   Смерть и траур

 

       Обычаи, которых придерживаются бухарские евреи при проведении похоронных и траурных мероприятий преследуют цель оказания достойного уважения ушедшему в мир иной и облегчения душевной горести близких и родных усопшего.

У евреев Центральной Азии перед началом траурного митинга играли музыканты и исполняли обрядовые похоронные песни. До настоящего времени существует обряд, «плачущий голос, стенание» -  “shaiydu ovos”. Для его исполнения на женскую половину приглашается специальная женщина, плакальщица - “goyanda”.

В память о потере близкого человека, в течение недели, проводятся ежедневные поминальные мероприятия - “yushvo”. Их называют «кампания» - “oshi aval”.

В первый месяц проводят еженедельные поминки, и затем каждый месяц в течение года. Отмечают годовщину и далее проводят каждый год поминки.

В соответствии с еврейской традицией в поминальные дни читают соответствующие молитвы, зажигают свечи и посещают могилу усопшего, если она в пределах досягаемости.

Бухарские евреи, в дополнение к этому, организовывают застолье. На поминальные мероприятия собираются родственники, близкие, знакомые и друзья, количество которых нередко превышает 200 человек.

Все, кто приходит почтить память покойного, первый раз, в течение первого года, оказывают посильную помощь, то есть вносят определённую сумму денег, в счёт расходов на поминальные мероприятия.

По обычаю, в начале мероприятия, на стол подают сахар-рафинад, изюм, хворост и чай. После завершения молитвы, в соответствии с установившейся очередностью, на стол выставляют хлеб, тонкие мучные лепешки, овощные салаты, жареную рыбу, мясное горячее блюдо, один из видов плова.

Из спиртных напитков употребляют, в небольших количествах, только водку.

На субботние трапезы (в пятницу вечером и в субботу днем) предшествующие поминальным датам, обычно, собираются вместе близкие родственники и друзья.

В США, всё, кроме горячих блюд, выставляют на стол заблаговременно. Поминки отмечаются в первый день, в первую неделю, годовщину и затем каждый год.

Мероприятия сопровождаются выступлениями Раббаев, ученых, известных людей общины, родственников, которые рассказывают об иудаизме, о жизненном пути умершего, освещая его положительные черты характера и деяния. Всё это, несомненно, оказывает благотворное влияние на молодежь.

 


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.04 с.