Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Топ:
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Интересное:
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Дисциплины:
2019-12-19 | 568 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Система взаимодействия государства и бизнеса в разных странах функционирует по-разному. Эти различия порождаются такими факторами, как исторически сложившимся характером отношений между обществом и государством, традициями разрешения деловых конфликтов, преобладающими типами экономического поведения населения, уровнем политической культуры, распределением ресурсов между различными институтами. Определенное соотношение данных характеристик и вытекающих из них способов взаимодействия в обществе составляют содержание понятия «модель взаимодействия бизнес-власть».
В современной литературе по исследуемому вопросу представлено несколько классификаций моделей взаимодействия «бизнес-власть».
Первая классификация получила распространение в мире в эпоху глобализации. Она выделяет две принципиально отличные друг от друга модели взаимодействия бизнеса и государства:
1) плюралистическая;
2) неокорпоратистская.
В действительности ни одна из них не действует в чистом виде. Существующие в мире конкретные экономики чаще всего представляют собой некие смешения и переплетения обеих моделей.
Плюралистическая модель взаимодействия бизнеса и государства базируется на англо-американской традиции, сформировавшейся в контексте следующих культурно-исторических особенностей:
· индивидуализм как преобладающий принцип социально-экономического поведения основной части населения;
· конкуренция рассматривается как непременное условие и движущая сила развития;
· прибыль рассматривается как основной показатель успешности;
· государство традиционно рассматривается как внешняя сила, роль которого заключается в выработке (совместно с бизнесом) правил регулирования, разрешении конфликтов, с которыми не может справиться само деловое сообщество (сильна тенденция к саморегулированию бизнеса), и поддержке национального бизнеса на международных рынках. Вмешательство государства в экономику как экономического агента категорически не приветствуется.
В плюралистической системе частный бизнес, наряду с государством является равным участником политического процесса. Большая часть взаимоотношений бизнеса и государства принимает форму сделок между частным бизнесом и властью в лице политиков и чиновников.
Конечно, существуют организации в плюралистических системах, которые представляют коллективные интересы различных групп бизнеса, однако, корпорации выбирают сами: становиться им членами каких-либо ассоциации или нет.
Корпоратистская или неокорпоратистская модель взаимодействия «бизнес-государство» сформировалась в контексте следующих культурно-исторических особенностей:
· ориентация на партнерство и сотрудничество различных профессиональных и социальных групп (капитализм кооперации);
· ориентация преимущественно на гарантии достигнутого уровня жизни, предотвращение возможных потрясений и потерь, стремление избежать неудач в бизнесе;
· сложившаяся деловая этика рассматривает обеспечение прибыльности компании как условие, но не исчерпывающую конечную цель бизнеса. Социальные обязательства считаются чрезвычайно важными, заслуживающими, в случае необходимости, того, чтобы внести изменения в ведение бизнеса;
· конкуренция рассматривается как важное условие развития, которое, однако, не исключает возможности и необходимости ее ограничения в определенных случаях для обеспечения интересов экономики в целом;
· государство в корпоратистской традиции является важным экономическим агентом, обеспечивающим выработку и соблюдение общих «правил игры», а также рассматривается как сила, несущая большие социальные обязательства перед обществом в целом, и имеющая, поэтому, право выдвигать соответствующие требования к бизнесу
Вопросами классификации взаимодействия государства и бизнеса посвящены работы И.Ивасаки. Он выделяет три типа моделей взаимодействия государства и бизнеса:
1) «Государство порядка» (order state), в котором бизнес-структуры находятся под жестким централизованным контролем и массовая приватизация не проводилась (поэтому вообще можно усомниться в существовании особых моделей взаимодействия государства и бизнеса). (Беларусь, Туркменистан и Узбекистан).
2) «Государство наказания» (punish state), ограничивающееся поддержанием институтов рынка и не вмешивающееся в механизмы управления корпорациями, а также не предпринимающее мер по предотвращению банкротства. (Страны Балтии).
3) «Государство-спасатель» (rescue state), в принципе предоставившее хозяйствующим субъектам возможность самостоятельно принимать решения, но сохранившее возможность вмешаться в определенных ситуациях, а также предотвратить банкротство предприятий. Вмешательство государства не ограничено четкими нормами и институтами и оставляет большой простор для коррупции и лоббизма.
Исследователи Моисеев В.В., Ницевич В.В., Ницевич В.Ф., Шуртухина Е.А. выделяют 5 основных моделей взаимодействия государства и бизнеса:
Модель «партнерства». Такая модель подразумевает создание партнерских (равноправных) отношений с целью социально-экономического развития страны (региона), повышения инвестиционной привлекательности, формирования благоприятного инвестиционного климата. Решения по всем экономическим вопросам, касающимся бизнеса, принимаются властью после консультации с заинтересованными сторонами. В модели партнерства между субъектами происходит обмен ресурсами (экономические, политические, административные и информационные ресурсы государства, и, финансовые, экспертные и инновационные ресурсы бизнеса).
Модель «патронажа» чаще характерна для регионов. Она подразумевает опекание высшим должностным лицом региона (его заместителями) крупного бизнеса. Поэтому, как правило, происходит сращивание крупного бизнеса и власти. Такая модель выгодна как для бизнеса (избавляет от многих проверок, возможность получения госзаказов, обеспечивает победу в конкурсах и тендерах, другие возможности для получения средств бюджета), так и для государства (получение откатов и крупных взяток от бизнесменов, поддержка в региональных законодательных собраниях).
Модели «подавления и принуждения». Такие модели подразумевают административное давление. Региональная власть, используя методы принуждения, требует от бизнеса вклад ресурсов в реализацию социальных и экономических проектов и программ.
Модель «невмешательства» власти. Органы государственной власти не принимают никакого участия в отношении социальной политики, проводимой бизнесом.
В модели «социального партнерства» происходит сочетание интересов власти и бизнеса.
Основным направлением развития взаимодействия власти и бизнеса является тенденция усиления сотрудничества власти и бизнеса, как в развитых, так и в развивающихся странах. Преимущественно такое сотрудничество проявляется в общественно значимых отраслях экономики: электроэнергетика, транспорт, социальная инфраструктура (здравоохранение и образование), аграрный комплекс. Это связано с тем, что предприятия данных отраслей, как правило, имеют стратегическое значение и не могут быть полностью приватизированы, но, в то же время, государство не всегда обладает достаточными ресурсами и управленческим опытом, необходимыми для их развития.
Между властью и бизнесом всегда было, есть и будет противоречие и противостояние, и именно преодоление этого противостояния и разрешение всякого рода противоречий и есть движущая сила прогресса общества. Мощная государственная структура, с одной стороны, в лице своих институтов: министерств и ведомств, органов управления, силовых структур и других, противостоит рискованному бизнесу, с другой стороны. Поэтому бизнес заинтересован в создании всякого рода союзов, ассоциаций, советов, ведущих диалог с органами власти.
Как уже было сказано выше важным принципом взаимодействия власти с бизнесом, развития механизма государственно-частного партнерства является принцип баланса интересов. Проблемы организации и совершенствования взаимодействия органов государственной власти и бизнес-сообщества особенно актуальны в складывающейся в настоящее время социально-экономической ситуации в России.
Так, например, государство, осуществляя свою деятельность, проводит целый ряд мероприятий для развития бизнес-среды и вовлечения бизнеса в процесс социально-экономического развития страны. При этом, власть рассчитывает на то, что после проведения таких мер, получит своего рода «feedback» (обратная связь, отдача). Представители бизнеса, в свою очередь, также в своей деятельности рассчитывают на то, что их успешное взаимодействие с государством принесет свои плоды. Основные инструменты привлечения бизнеса к разработке и реализации целевых программ представлены на рисунке 1.
Рисунок 7.1. Инструменты привлечения бизнеса к разработке и реализации целевых программ |
Выделяют восемь видов взаимодействия власти и бизнеса:
- финансовое взаимодействие (власть и предпринимательские структуры взаимодействуют при разработке и реализации финансовых программ и планов; бизнес взаимодействует с властью в рамках финансирования целевых программ);
- материальное взаимодействие (взаимодействие в сфере поставок товаров и услуг для государственных нужд);
- пространственное взаимодействие (операции с земельными участками и недвижимостью и пр.);
- проектно-управленческое взаимодействие (взаимодействие органов власти и бизнеса в рамках разработки программ развития, определенных стратегий, при этом бизнес зачастую рассматривается в качестве инвестора);
- «стратегический аутсорсинг» (подразумевает передачу стороннему подрядчику некоторых бизнес-функций или частей бизнес-процесса компании);
- создание совместных предприятий бизнесом и государством;
- конкурсные методы взаимодействия бизнеса и власти (компания выигрывает конкурс, организованный по специальной разработанной схеме государством; выполнение муниципального заказа и муниципального гранта и др.);
- взаимодействие в рамках законотворческого процесса.
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!