МДК 02.03. «Теоретические и методические основы — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

МДК 02.03. «Теоретические и методические основы

2019-12-19 1475
МДК 02.03. «Теоретические и методические основы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Самостоятельная работа по ПМ.02.

МДК 02.03. «Теоретические и методические основы

Организации продуктивных видов деятельности

Детей дошкольного возраста»

специальность 44.02.01 «Дошкольное образование»

Курс заочное отделение

Г. Архангельск, 2017г.

Разработчики:

Преподаватель ГБПОУ АО «Архангельский педагогический колледж»   

 Машарина М.В.

 

                                   

 

 

Рассмотрено на кафедре теории и методики дошкольного образования

Протокол №5 от 16 января 2017г.

Зав.кафедрой_________________М.В. Машарина

Комплект материалов предназначен для самостоятельной работы по освоению  МДК 02.03. Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста.

В результате выполнения самостоятельной работы по  МДК. 02.03. у обучающихся должны быть сформированы следующие     профессиональные и общие компетенции:

Показатели оценки сформированности ПК

Профессиональные компетенции Показатели оценки результата
ПК 2.1. Планировать различные виды деятельности и общения детей в течение дня - проектирование различных видов деятельности и общения детей в соответствии с возрастом; - соответствие планирования различных видов деятельности с детьми (игровая, трудовая, продуктивная деятельность и общении) с учётом дидактических требований;
ПК 2.5. Организовывать продуктивную деятельность дошкольников (рисование, лепка, аппликация, конструирование) -соответствие организации продуктивных видов деятельности установленным требованиям (соответствие программе, целесообразность отбора методов, средств и форм работы) -использование художественных навыков при организации продуктивной деятельности дошкольников (рисование, лепка, аппликация, конструирование)

Таблица 2.

Тема 3.1. Продуктивная деятельность дошкольников в развитие детского творчества

1. Составить словарь понятий:  «творчество», «художественное творчество», «детское творчество»,  «детское художественное творчество», «детское изобразительное творчество», «развитие», «художественно-эстетическое развитие», «общие способности», «специальные способности», «способности к изобразительной деятельности», «сенсорные основы», «сенсорные основы изобразительной деятельности», «продуктивная деятельность», «изобразительная деятельность»,  «педагогические условия», «педагогические условия развития детского творчества»,   «художественно-эстетическая развивающая среда».  

2.Сделать анализ задач  образовательной программы «От рождения до школы», «Детство» по сенсорному воспитанию ребенка-дошкольника от 3 до 7 лет. Представить материал в таблице.

3. Сделать анализ исследований Г.Г. Григорьевой, Н.П. Сакулиной по проведению обсленования предметов с целью последующего избражения в рисовании, лепке. Записать план обследования. Самостоятельно составить и записать ход обследования  по плану  (двух  предметов (по выбору), натюрморта, скульптуры, декоративной игрушки).

(Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений – М.: Изд.центр «Академия», 2008. -344 с.;

 Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию / Под ред. Т.С. Комаровой. М., 1990)

 

Тема 3.2. Педагогические условия организации продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование) детей дошкольного возраста.

1. Организация продуктивной  деятельности дошкольников. Формы организации продуктивной деятельности, их характеристика (ННОД, НОД, занятия, совмесная деятельность взрослого и ребенка, самосотоятельная деятельность детей). Подготовка воспитателя к занятию, подготовка детей. Структура занятия, характеристика каждой части. Составить конспект  параграфов учебника. (Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений – М.: Изд.центр «Академия», 2008. -344 с.; Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию / Под ред. Т.С. Комаровой. М., 1990;  Погодина С.В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: уч. пособие для студ.сред. проф. учебных заведений / С.В. Погодина.-М.: Издательский центр «Академия», 2010.-352с.и др.)

 

Тема3.5. Знакомство детей с изобразительным искусством

Семинар «Значение изобразительного искусства в воспитании детей дошкольного возраста».

Вопросы для семинара:

1. Живопись. Средства выразительности в живописи. Жанры живописи: пейзаж, натюрморт, портрет, жанровая картина.

2.Задачи ознакомления детей с живописью. Анализ образовательных программ ФГОС ДО «Детство»,  «От рождения до школы», Т.С.Комаровой «Синтез искусств»,  М.Мацкевич «Войди в мир искусства». Образовательная область «художественно-эстетическое развитие» Озгнакомление дошкольников с искусством. Составить таблицу:

Возрастная группа

Жанр

Образовательная программа ФГОС ДО

«От рождения до школы ФГОС ДО «Детство» ФГОС ДО  «Синтез искусств» Т.С.Комаровой  «Войди в мир искусства» М.Мацкевич
  натюрморт -пейзаж -портрет -жанровая картина        

3.Своеобразие методики ознакомления детей с произведениями живописи разных жанров (пейзаж, натюрморт, портрет, жанровая картина). Записать этапам ознакомления с живописью детей дошкольного возраста по материалам  исследований Чумичевой P.M. «Дошкольникам о живописи»; Курочкиной Н.А.:«Знакомство с натюрмортом», «Знакомство с портретом», «дети и пейзажная живопись» и др.

Рекомендуемая литература:

1. Зубарева Н.М. Дети и изобразительное искусство. — М., 1969.

2. Курочкина Н.А. Знакомство с натюрмортом. — С Пб., 1996.

3. Курочкина Н.А. Дети и пейзажная живопись.Времена года. учимся видеть, ценить, создавать красоту. – СПб:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.-272с.

4. Погодина С.В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: уч. пособие для студ.сред. проф. учебных заведений / С.В. Погодина.-М.: Издательский центр «Академия», 2010.-352с.

5. Чумичева P.M. Дошкольникам о живописи. — М., 1992.

Семинар «Книжная графика в работе с детьми дошкольного возраста».

Вопросы для семинара:

1. Своеобразие книжной графики, ее значение в худо­жественном воспитании детей.

2. Особенности восприятия детьми книжных иллюстраций.

3.Методика ознакомления детей с книжной иллюстрацией. Фор­мирование представлений о выразительных средствах ил­люстрации.

Задание:

 Подготовить реферат по теме «Художник – иллюстратор детской книги» (В. М. Конашевич, Е. Н. Рачев, Е. И.Чарушин, Ю.А. Васнецов, В. В.Лебедев, А. Ф. Пахомов и др.).

Примерный план реферата:

1. Краткие биографические сведения о художнике.

2. Особенности творчества художника.

3. Психолого-педагогическое обоснование доступности произведения и своеобразия воспитательного воздействия произведений данного художника на детей дошкольного возраста.

4. Отношение автора реферата к творчеству художника.

Примечание. Студенты самостоятельно находят материалы, составляют список литературы по теме и пишут реферат.

Рекомендуемая литература:

1. Дошкольникам о художниках детской книги/ Сост. Т. Н.Доронова.—М., 1991.

2. Кудрявцева Л.С. Художники детской книги. — М., 1998.

3. Курочкина Н.А. Детям о книжной графике. — СПб., 1997.

4.Погодина С.В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: уч. пособие для студ.сред. проф. учебных заведений / С.В. Погодина.-М.: Издательский центр «Академия», 2010.-352с.

 

Тема 3.6. Методика художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста в организованной образовательной деятельности по рисованию

1.Заполнить таблицу задач  обучения рисованию детей дошкольного возраста  в разных возрастных группах по образовательной программе  «От рождения до школы» ФГОС ДО

Возрастная группа

Вид

деятельности

 

 

Задачи программы

примерная
Образовательные +  развивающие   изобразительные (техника выполнения) воспитательные   тематика  
  предметное сюжетное декоративное              

 

2. Подготовить презентацию по одной из  нетрадиционных техник рисования (монотипия, кляксография, рисование ладонью, пальцем, ватными палочками, «по-сырому», свечой и т.д.).  (Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду: Досуг и творчество детей; Часть 1– М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2007. – 88 с. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду: Досуг и творчество детей; Часть 2 – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2007. –78 с.)

 

 

Тема 3.7. Методика художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста в организованной образовательной деятельности по лепке

1.Задачи обучения лепке детей дошкольного возраста в разных возрастных группах по образовательной программе  «От рождения до школы» ФГОС ДО

Возрастная группа

Вид

деятельности

 

 

Задачи программы

примерная
Образовательные +  развивающие   изобразительные (техника выполнения) воспитательные   тематика  
  предметное сюжетное декоративное              

 

2. Способы лепки. Сделать технологическую карту последовательности лепки предмета или народной игрушки.

3. Усложнение приемов обследования предметов для лепки от одной возрастной группы к другой. Составить таблицу.

4. Анализ детских работ по лепке с усложнением приемов в зависимости от возраста детей. Составить таблицу.    

 

Материалы II части ко второй сессии

Тема 3.8.. Методика художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста в организованной образовательной деятельности по аппликации

1. Задачи обучения аппликации детей дошкольного возраста  в разных возрастных группах по образовательной программе  «От рождения до школы» ФГОС ДО

Возрастная группа

Вид

деятельности

 

 

Задачи программы

примерная
Образовательные +  развивающие   изобразительные (техника выполнения) воспитательные   тематика  
  предметное сюжетное декоративное              

 

2. Особенности методики обучения аппликации. Составить  конспект  параграфа учебника Погодина С.В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: уч. пособие для студ.сред. проф. учебных заведений / С.В. Погодина.-М.: Издательский центр «Академия», 2010.-352с.

Учебники и учебные пособия

1.Брыкина Е.К. Творчество детей в работе с различными материалами. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 147 с.

2.Волынкина В.Н. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников: учебное пособие/ Волынкина В.И. – Ростов-н/Д: Феникс,2007.-441 с.

3. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду: Досуг и творчество детей; Часть 1– М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2007. – 88 с. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду: Досуг и творчество детей; Часть 2 – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2007. –78 с.

4.Дрезнина М.Г. Каждый ребенок - художник: обучение дошкольников рисованию. - М.: Издательство «Ювента», 2002. - 200с.: ил.

5.Епачинцева Н.Д. Планирование организации развивающей среды в ДОУ // Начальная школа плюс до и после.-2004. №4. – С.66-73.

6.Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. – М.: Мозаика-синтез,2005. – 120 с.

7.Комарова Т.С. Зырянова О.Ю. Преемственность в формировании художественного творчества детей в детском саду и начальной школе. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 160 с.

8.Комарова Т.С., Размыслова А.В. Цвет в детском изобразительном творчестве. -М.: Педагогическое общество России, 2002. - 144 с.

9.Колдина Д.Н. Лепка с детьми 5-6 лет. Конспекты занятий – М.:Мозаика-Синтез, 2010 –48 с.

10.Короткова Н. Предметная развивающая среда: подход к взаимодействию детского сада с семьей. // Ребенок в детском саду. – 2004. №2 – С.28-31.

11. Курочкина Н.А. Дети и пейзажная живопись.Времена года. учимся видеть, ценить, создавать красоту. – СПб:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.-272с.

12..Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду.- М.: Мозаика-синтез, 2006.- 206 с.

13.Куцакова Л.В. Ручной труд в детском саду и дома, пособие для педагогов и родителей. Занятия с детьми 4-7 лет.- М.: Мозаика-синтез, 2007.- 112 с.

14.Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты, методические рекомендации. Младшая группа – М.: Изд-во «Карапуз-Дидактика», 2007. – 192 с.

15.Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты, методические рекомендации. Средняя группа – М.: Изд-во «Карапуз-Дидактика», 2010. -144 с.

16.Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты, методические рекомендации. Старшая группа М.:Изд-во «Карапуз-Дидактика», 2009. – 208 с.

17.Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты, методические рекомендации. Подготовительная группа – М.: Изд-во «Карапуз-Дидактика», 2008. -208 с.

18.Лыкова И.А. Мы лепили, мы играли: Учебно-методическое пособие – М.: Изд-во «Карапуз-Дидактика», 2007. – 80 с.

19.Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения, развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» – М.: Изд-во «Карапуз-Дидактика», 2007. – 176 с.

20.Малышева А.Н. Аппликация в детском саду/Малышева А.Н., Н.В. Ермолаева – Ярославль: Академия развития, 2006. -144с.

21.Парамонова Л.А. Теория и методика творческого конструирования  / Л.А. Парамонова. - М.: Академия, 2002.- 278 с.

22Пищикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике: Учебное пособие.- М.: «Скрипторий 2003», 2006. – 54 с.

23.Потапова Е.В. Изобразительная деятельность и художественный труд с использованием современных материалов в ДУ – С-Пб.: Детство-Пресс, 2012.

24.Проснякова Т.Н. Забавные фигурки. Модульные оригами. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2010.–104 с.

25.Примерная основная общеобразовательная программа «От рождения до школы» / под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой – М.: Мозаика-Синтез 2010. – 304 с.

26.Художественная культура. Интегрированные занятия с детьми 5-7 лет: книга для воспитателей дошкольных учреждений, педагогов дополнительного образования и учителей начальных классов/Под ред. Т.С. Комаровой. – 2-е изд. – М:АРКТИКА, 2003.-96с.

27.Художественно-эстетическое воспитание дошкольников/Под ред. Н.В. Микляевой. – М.: ТЦ Сфера, 2003.-192с.

28.Чумичева Р.М. Дошкольникам о живописи. М., 1992.-126с.

29.Швайко Т.В. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Программа, конспекты- М.: ВЛАДОС, 2005. – 144 с.

Интернет-ресурсы

1.http://ripo.unibel.by/umosso/obespecheniekmo.shtml (республиканский портал «Профессиональное образование»

2.http://metodsovet.su/dir/musik/ (Методический портал)

3.http:// standart/edu/ru//cataloq/aspx? Catalogld=223. (сайт «Федеральный государственный образовательный стандарт»).

4.http://www:shool/tdu/ru - Российский образовательный портал.

5.http://www:pt dlib/ru- библиотека.

6.http://www:/nfer -pedagogika/ru - сайт создан для преподавателей, родителей и студентов.

 

 

Самостоятельная работа по ПМ.02.

МДК 02.03. «Теоретические и методические основы


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.067 с.