За кулисами и на сцене сельского театра. — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

За кулисами и на сцене сельского театра.

2019-12-19 213
За кулисами и на сцене сельского театра. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ИСТОРИЯ ОДНОГО ТЕАТРА

 

 

Работу подготовила:

Зубкова Варвара Викторовна

Учащаяся 9 «Г» класса

ГБОУ Кинель - Черкасской СОШ № 1

«Образовательный центр»

 

Научный руководитель:

Соколова Анна Евгеньевна,

Учитель истории и обществознания

ГБОУ Кинель - Черкасской СОШ № 1

«Образовательный центр»

 

с. Кинель - Черкассы

2019 г.

СОДЕРЖАНИЕ

I. ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...……..........3.

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ………………………………………………….........................

1. Это было в самом начале…………………………………………………………… 5

2. Режиссеры театра…………………………………......………....………................. 6

3.Действующие лица и исполнители (Артисты из народа)…………....................... 14

4. За кулисами и на сцене сельского театра………………………………................ 21

5.Кинель-Черкасский народный сегодня (Наш театр сегодня)………....................  26

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................................................................30.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ                                                                                        31

ПРИЛОЖЕНИЯ............................................................................................................. 32.

Театр, если в нем живет настоящее искусство,

 дает людям больше, чем все богатства мира.

(Алексей Дударев, белорусский драматург)

 

I. ВВЕДЕНИЕ

Великий историк и писатель Николай Михайлович Карамзин утверждал: «Россия сильна провинцией». В самом деле, она обильна природными богатствами, но самое главное – неиссякаема народными талантами. Неисчерпаем родник народного творчества. Он жив извечной тягой людей к искусству. Огромен их вклад в развитие отечественной истории и культуры. Как ручейки объединяются в широкие полноводные реки, питают их, так и провинциальные талантливые люди своим трудолюбием, терпением, творчеством способствуют развитию экономики и культуры всех народов всех российских земель. 2014 год был объявлен годом культуры в России, а особая роль в культуре принадлежит театру.

Театр – место для зрелищ. Актеры – носители судеб. Попав в театр, можно своими глазами увидеть великих людей разных времён, сказочных чудовищ, побывать во дворцах, лесах и иных мирах.

Я хочу рассказать о нашем Кинель-Черкасском народном театре, которому в 2019 году исполнилось 60 лет, о наиболее выдающихся его актерах и режиссерах и постановках.

Объектом исследования является театральное искусство Кинель-Черкасс.

Предметом исследования становлениеКинель-Черкасского народного театра

Цели исследования: восстановить историю Кинель-Черкасского народного театра

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач исследования:

§ Систематически изложить историю создания театра.

§ Вскрыть особенности деятельности театра, дать общее представление о репертуаре.

§ Показать роль актеров, режиссеров в работе театра.

§ Познакомиться самой и познакомить моих ровесников с ведущими актерами народного театра и молодежной студией «Вертикаль».

В ходе своей работы я постараюсь выяснить: с чего начиналась театральная жизнь нашего села,кто стоял у истоков создания самодеятельных театров, где проходили первые спектакли, кто входил в состав первых театральных трупп.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

§ Анализ литературных источников;

§ Работа с фото и видео источниками;

§ Беседы, встречи с руководителем народного театра Кузнецовой Т.Н., методистом Брецкой С.Е., актрисой театра Рябовой В. А,

 

       Чтобы получить ответы на возникшие вопросы, я обратилась в районный историко-краеведческий музей. Там в архивных фондах хранятся фотографии разных лет, на которых запечатлены сцены из спектаклей в разные годы жизни театра. Кроме фотографий, в музее есть еще один интересный экспонат – небольшая брошюра М. Барыкина «Приобщение к прекрасному». Она рассказывает о развитии театра и культуры в нашем селе и районе.

В ходе работы я побывала в районной библиотеке, где познакомилась с периодическими изданиями. Отдельные статьи газет «Трудовая жизнь» и «Волжская Коммуна» помогли собрать нужную информацию.

В книге «Кинель-Черкассы 1744-1994 г.» под редакцией А. Окружного подводятся итоги деятельности театра за 35 лет.

 В книге «Край родной – Кинель - Черкасский» говорится о театре в канун его пятидесятилетия, об успехах провинциальных артистов.

Плодотворными были встречи с методистом районного Дома культуры Брецкой Светланой Ефимовной, режиссером театра Кузнецовой Татьяной Николаевной, актерами Рябовой Верой Андреевной, Морозовой Светланой Алексеевной, Морозовым Владимиром Васильевичем, Шалаевой Валентиной Ивановной, Гусевой Натальей Борисовной, дочерью первого режиссера театра Голевой Светланой Николаевной и другими.

При выполнении работы использованы материалы семейного архива актеров Рябовых.

Во время ремонта РДК многие документы о народном театре затерялись. Снятый о нем фильм со временем испортился. Но супруги Рябовы имеют свой ценный семейный архив.

Изучение истории театра актуально и с точки зрения изучения истории родного края, так как его история является составной частью истории нашего села.


II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Это было в самом начале.

Первым росточком нашего театра был драматический кружок, созданный в далекие двадцатые годы двадцатого столетия. После окончания Гражданской войны в нашем селе, как и во всей стране, начали строить новую жизнь. Не остались в стороне и вопросы культуры. Сельская интеллигенция возглавила эту работу. Организатором кружка был учитель Леонид Васильевич Корышев. Со своими учениками и выпускниками школы они были первыми актерами этого кружка. Репетировали при свете керосиновой лампы в школе или в небольшом сельском клубе. Леонид Васильевич был страстным театралом, человеком передовых взглядов. Он прививал своим воспитанникам любовь к искусству, интерес к прекрасному. Сейчас не просто представить обстановку той поры, условия, в каких работал самодеятельный коллектив. Помещение во время зимы не всегда отапливалось, репетировали в пальто и в валенках. Декорации делали сами и перевозили их на лошадях.

Свои постановки показывали на небольшой сцене. Среди исполнителей были и неграмотные. Читать не умели, а роли запоминали на слух, память была хорошая. Иногда не все у них получалось, но это не останавливало молодых любителей сцены. Мечтали о настоящей сцене с большим зрительным залом.

Прошли годы. Не стало Леонида Васильевича, но память о нем свято берегли его ученики. Они же и продолжили его дело.

Село росло, развивалось. Районному центру нужен был новый клуб. Построили его только в 1959 году (см. приложение №1). Открытие нового Дома культуры стало большим событием не только для жителей села, но и всего Кинель-Черкасского района. Для коллектива драмкружка было огромной радостью, что актеры смогут выступать на большой сцене, а большой зрительный зал сможет вместить гораздо больше зрителей.

Осуществилась мечта Корышева. В селе появилась большая сцена и зрительный зал. На сцене Дома культуры играют ученики Леонида Васильевича, которые не мыслят свою жизнь без сцены. Они все свое свободное время отдают любимому занятию.

Конечно, если подходить к оценке работы актеров с позиции профессионального театра, то можно найти недостатки. В игре некоторых артистов чувствуется, что им не хватает мастерства. Но эти недостатки компенсируются непосредственностью, искренностью исполнения, неподдельной увлеченностью. Зрители-односельчане это понимают и ценят. Особенно близки и дороги им актеры - их соседи, друзья, сотрудники, знакомые, то есть люди, которые живут и работают рядом с ними. [1]

Чтобы порадовать зрителей, актеры шлифуют каждый жест, каждую фразу, стараясь показать героя более выразительным как внешне, так и внутренне, показать его душу.

Вывод. Несомненный талант этих людей, беззаветное служение сцене стали тем фундаментом, на котором в дальнейшем вырос и сформировался народный театр.


Режиссеры театра.

       Первым режиссером театра был Голев Николай Васильевич, учитель физики и математики. Он посвятил сцене более тридцати лет. Являясь учеником Леонида Васильевича Корышева, участвовал в драматическом кружке, а потом стал его режиссером (см. приложение №2). 

Николай Васильевич родился в 1915 году. Детство и юность провел в Кинель-Черкассах. Затем служил в вооруженных силах, участвовал в Великой Отечественной войне, был летчиком. После демобилизации вернулся в Кинель-Черкассы. Поступил в пединститут, начал работать учителем в Кинель-Черкасской школе №3. Из преподавателей школы и сельскохозяйственного техникума организовал драмкружок. Самые преданные, активные его участники, Краснов А., Хованов Е., Мятов В., Мухин М.  Сами были и актерами, и постановщиками, и художниками, и музыкальными оформителями.

Я встретилась с дочерью Николая Васильевича, Голевой Светланой Николаевной, которая хорошо помнит те времена (см. приложение №3). Она с теплотой вспоминала, как по вечерам в их доме собирались на репетиции, так как в клубе зимой было холодно. Допоздна готовили спектакль. А на утро шли в школу на работу.

Очень дружный был коллектив. Летом со своими семьями выезжали отдыхать на берег реки Большой Кинель. Здесь ловили рыбу, варили уху, купались, загорали, а иногда и репетировали.

Николай Васильевич от природы талантливый человек, поэтому к нему все тянулись, прислушивались к его добрым советам.

       Во всяком деле трудным бывает начало. В распоряжении театра были только тексты пьес. Театр нуждался в средствах, костюмах, париках, мебели. Упорная воля помогала Н. В. Голеву преодолевать трудности, добиваться успехов. Он много и плодотворно трудился на сцене и требовал это от коллег.

       В 1959 году в селе Кинель-Черкассы построили новый Дом культуры. Первый спектакль, который был показан на его сцене – «Сады цветут» (В. Масс и Н. Куличенко) (см. приложение №3).Постановщик-режиссер и актер – Н. В. Голев. За эту работу коллективу было присвоено звание «народный». Это был первый народный театр из глубинки в Куйбышевской области, о котором через несколько лет узнали за её пределами.[2]

Звание «Народный» театру просто так не дают. Для этого нужно поднять уровень самодеятельного коллектива практически до профессионального. Когда актер выходит на сцену, важно, чтобы зритель его видел, слышал и воспринимал. Такой контакт устанавливается только тогда, когда актер сам чувствует и понимает своего героя, его социальную роль и представляет на сцене всю глубину его образа. Это достигается не только умением владеть речью, жестами, мимикой, но и осознанием того, для чего актер выходит на сцену, что именно он должен донести до зрителя. У коллектива театра это получилось.

Всего же в области на тот момент было два народных театра. Вторым был театральный коллектив из Приволжья.

       Николаю Васильевичу предлагали переехать в Москву, чтобы там повысить свое мастерство и играть на сцене столичного театра. Но он не изменил своему театру и до последних дней не покидал сельскую сцену.

       В мае 1960 года Константин Александрович Гумеров получил предложение, переехать в Кинель-Черкассы и стал работать режиссером (см. приложение №4).

К. А. Гумеров – профессиональный актер. Еще до Великой Отечественной войны он работал в драмтеатре города Душанбе. После войны работал в Куйбышевском ТЮЗе. Получил звание актера первой категории. Окончил курсы повышения квалификации режиссеров народных театров при Ленинградском институте театра, музыки и кинематографии.

       Работал методистом Куйбышевского Дома народного творчества. В селах области создавал самодеятельные коллективы, проводил семинары режиссеров драматических кружков. Он не только учил людей, но и сам учился.

       С приходом К. А. Гумерова начался творческий расцвет Кинель-Черкасского народного театра. По-иному складывается работа в коллективе. Константин Александрович требовал от исполнителей правдивого создания образов, работу над которыми вел поэтапно. Талантливый педагог. Он сумел научить своих коллег по театру многому, что нужно знать и уметь актеру: пластично двигаться, правильно говорить, носить костюм любой эпохи и т. п.

       Новый режиссер, как никто другой, быстро завоевал доверие у артистов народного театра, люди поверили в его способности.

       Константин Александрович страстно любил театр и знал его. Все делал не формально, а добросовестно. В работе с актерами был терпелив. Иногда артист расстроится: «Не могу, не выходит, нет у меня таланта!». А режиссер спокойно предложит отойти, остыть, успокоиться. И снова начинает репетицию. И так добивался нужного результата. В некоторых спектаклях сам успешно играл.

      Он был не только талантливым педагогом, но и чутким психологом. Однажды актер Мятов на репетиции сказал, что уходит из театра, потому что возникают ссоры с женой из-за его частого отсутствия дома. Как-то вечером он неожиданно пришёл к Мятовым, посидели за чашкой чая. Когда собрался уходить, в присутствии жены попросил: «Виктор Петрович, не уходите из театра. Мне нужна Ваша помощь в работе с молодыми актерами». Конфликт в семье был исчерпан, актер продолжил работу в театре и был за это  благодарен режиссёру.

В 1960 году состоялась первая премьера спектакля, поставленного этим режиссером по пьесе Б. Лавренёва «Разлом», начал работу над которым Н.В. Голев (см. приложение №5). Спектакль выдержал двадцать четыре постановки.

В 1962 году сельские артисты едут в Москву на Всероссийский смотр народных театров со спектаклем «Женитьба Белугина» по пьесе А. Н. Островского и возвращаются с Дипломом I степени Министерства культуры РСФСР (см. приложение №6).

У этого спектакля был особый успех – он выдержал шестьдесят шесть постановок!

Это исключительное достижение молодого коллектива.

После этого спектакля в Москве на ВДНХ в 1964 году в павильоне «Культура» оборудуется стенд, посвященный Кинель-Черкасскому народному театру. Коллектив театра получает серебряную медаль и Диплом второй степени ВДНХ. Министерство культуры РСФСР наградило коллектив автобусом, на котором они выезжали со спектаклями. На автобусе была сделана надпись большими буквами «Кинель-Черкасский народный театр». [3]

У талантливого режиссера и дружного коллектива следовала одна творческая удача за другой. Так в 1967 году состоялась новая премьера по пьесе И. Прута «Князь Мстислав Удалой». На этот раз они выступали в Москве, в театре имени Маяковского во время Всесоюзного фестиваля самодеятельного искусства. Это был единственный сельский коллектив. Театру было присвоено звание Лауреата и присужден Диплом I степени.

Режиссер театра К. А. Гумеров был удостоен звания лауреата смотра.

За это время театр, его актеры изменились, достигли того, во что трудно было поверить в 1959 году. Артисты театра – лауреаты Всероссийского конкурса. Лауреаты – это звучит гордо и убедительно!

У К. А. Гумерова часто спрашивали, почему он оставил профессиональный театр ради народного, почему сменил город на деревню. Константин Александрович отвечал, что здесь его хорошо приняли и он нашел новое, более сильное призвание. Хотя уровень художественного мастерства у актеров ниже, но талантливые люди отдаются игре на сцене бескорыстно.

Будучи актером, он влиял на зрителей только сам, своей игрой. А став режиссером стал влиять через многих, через коллектив, и это было вдвойне приятно.

Его деятельность в народном театре оценена высокой правительственной наградой – медалью «За трудовое отличие».

Когда театру исполнилось 10 лет, Гумеров К. А. уже не был режиссером театра, но невидимые нити связывали его с ним. Это чувствуется по письму, которое он прислал в театр, поздравив коллектив с юбилейной датой. Текст письма, напечатан с оригинала: «Кинель – Черкассы

Народный театр

Дорогие товарищи! Примите мои самые горячие поздравления в связи с славным юбилеем 10-летия народного театра. За прошедшие десять лет вами вложен большой труд в достижения и творческий рост коллектива.

Ваш труд высоко оценен, вы дважды получили звание лауреатов и встали в ряд ведущих народных театров РСФСР. Уверен, что коллектив театра никогда не сдаст занятых позиций, порадует своими творческими успехами своих зрителей и внесёт новый вклад в развитие самодеятельного искусства.

Желаю от всего сердца крепкого здоровья и настоящего творческого задора.

Вперёд – только вперёд.

Обнимаю вас

Ваш К. Гумеров» (см. приложение №7). 

В 1973 году он снова возвращается в театр и продолжает работу над пьесой В. Молько «Пламя над Кинелём», начатую М.Г. Яковлевым. Последний спектакль, поставленный им в 1974 году «Волки и овцы» по пьесе А,Островского. В феврале этого года он трагически погиб.

В 1969 году новым главным режиссером театра становится Михаил Георгиевич Яковлев (см. приложение №8). По образованию профессиональный актер, приехал в Кинель-Черкассы из города Северодвинска с семьей. Его супруга тоже актриса, играла в ТЮЗе Северодвинска.

С первых работ они проявили свою изобретательность. Спектаклем «Хлеб и розы» театр открыл седьмую театральную весну в городе Куйбышеве. Самое первое впечатление от спектакля убедительно подтвердило известную мысль о том, как важно для любого творческого коллектива найти свою пьесу.

За спектакль «Хлеб и розы» коллективу народного театра был вручен Диплом I степени областного управления культуры и областного отделения Всероссийского театрального общества. [4]

Пьеса А. Афиногенова «Машенька» была поставлена на сцене Куйбышевского драматического театра имени М. Горького. Это замечательная, талантливая работа режиссера театра, серьезная удача всех самодеятельных мастеров сцены. Режиссер рисковал, включая в работу над спектаклем школьников. Он сумел с исполнителями добиться успеха в самом главном – создании живых человеческих характеров, естественной атмосферы жизни. Михаил Георгиевич не только верно, увлеченно прочел пьесу, но и сумел заразить этой увлеченностью всех актеров. Спектакль отличается ясной, реалистической направленностью, точным исполнением каждого этюда. Мысль и чувство слиты воедино. Зрители почувствовали нравственную чистоту и лиризм пьесы.

Другая его работа - спектакль по пьесе Д. Щеглова «Пурга» был показан по Куйбышевскому телевидению.

М. Яковлев участвовал в работе Всероссийской конференции режиссеров народных театров в городе Горьком. На конференции присутствовали три тысячи делегатов. Были подведены итоги одиннадцатилетней деятельности народных театров, поиски и пути дальнейшего развития этой высшей формы самодеятельного искусства. Особое внимание уделялось работе сельских народных театров, как наиболее активного проводника культуры на селе. Здесь был продемонстрирован фильм о Кинель-Черкасском народном театре, который произвел на присутствующих очень большое впечатление. Заместитель министра культуры РСФСР М. В. Стриганов назвал наш театр одним из лучших театров Российской Федерации за то, что он сумел дать вторую жизнь многим пьесам, почти уже сошедшим с подмостков сцены, как, например, спектакль «Князь Мстислав Удалой».

Творческая биография коллектива богатая, но в его жизни наступил трудный момент, когда не было постоянного режиссера. Какое-то время театр держался на приезжих руководителях.  Иногда ведущие актеры театра становились режиссёрами, чтобы не распался театр.

С 1974 по 1975 годы режиссером театра был Константин Иванович Кузовкин. Под его руководством коллектив включился в работу над спектаклем, посвященным славной дате – 30-летию Великой Победы. Пьеса драматурга А. Штейна «Гостиница «Астория»» рассказывает о советских людях, об их мужестве и героизме, проявленном в осажденном Ленинграде в первые месяцы войны. В спектакле показаны люди, разные по характеру и возрасту, но объединенные одной высокой целью, - сдержать натиск фашистской армии, а затем разгромить её.

Этот спектакль был юбилейным – тридцатая премьера в творческой работе коллектива. В постановке заняты наряду с ветеранами театра и недавно пришедшие в театр актеры. Шефы из Куйбышева оказали помощь при постановке спектакля, особенно народный артист РСФСР С. И. Пономарев.

 Кроме этого спектакля была поставлена комедия А. Софронова "Павлина", с которой актеры объехали весь район. Были еще в планах пьеса В. И. Молько «Смертный враг» по Донским рассказа М. Шолохова и трагедия Шиллера «Коварство и любовь». Но поставить их не удалось.

Режиссер приезжал на репетиции из Куйбышева, снимал квартиру в Кинель-Черкассах. Частые поездки утомляли, поэтому он не задержался надолго в этом театре. Поиски его фотографии оказались безрезультатными: ни в архиве Рябовых, ни в театре её нет. Но остались программы спектаклей с его проникновенными словами, обращёнными к актёрам (см. приложение №9).

Его сменила Зинаида Сергеевна Чистякова (см. приложение №10). В 1976 году был поставлен спектакль по пьесе Н. Погодина «Цветы живые». Чистякова сумела воплотить образ Ленина на сцене, роль которого замечательно сыграл А. Краснов. Это была единственная постановка этого режиссера. Актеры вспоминают доброту этой женщины, её преданность сцене, уважительное отношение к сельским актерам. В своих воспоминаниях они рассказали об её душевных качествах и таланте режиссера, однако биография её неизвестна. [5]

В 1977 году в театр назначен новый режиссер Лев Данилович Пузаков. Я встретилась с его внучкой Алиной Сергеевной Дорошенко, которая поделилась своими воспоминаниями об этом разностороннем человеке (см. приложение №11).

 На первый взгляд, его биография обычная. Родился Лев Данилович 17 апреля 1932 года в Оренбургской области. Затем родители переехали в Кинель-Черкассы, здесь он обучался в школе №1. После окончания школы поступил в сельскохозяйственный институт, где получил диплом по специальности инженера-механика. По распределению был направлен в Кировскую область, работал инженером-испытателем.

В 1960 году со своей семьёй приехал вновь в Кинель-Черкассы. Преподавал в сельскохозяйственном техникуме электротехнику, работал в колхозе имени Ленина инженером по трудоемким процессам, в школе №1 – учителем по автоделу и был актёром народного театра.

 Но есть в судьбе этого человека, щедро одаренного природой, многогранными талантами, неожиданный поворот.  Инженер по образованию, но всегда его неумолимо тянула сцена. Концертные номера с его интермедиями в 70-е годы прошлого столетия были самыми интересными. Агитбригада, выступавшая на смотре в Пензе – его заслуга. Он мастерил характерные маски, и они оживали в руках мастера. Неуспокоенность в поиске привела его к решению поступить в институт культуры.

 Коллектив театра в то время был без руководителя, и Лев Данилович, любя театр, решил сменить профессию. В 43 года он поступает на заочное обучение на кафедру режиссуры в Куйбышевский институт культуры. В 48 лет успешно его заканчивает, совмещая при этом учебу и творческую работу в театре. 

       Его первая работа «Самая счастливая» по пьесе Э. Володарского принесла успех на смотре в Ульяновске. Коллектив был награжден Дипломом I степени.

Более двадцати лет дарил свое творчество народный театр с этим режиссером. Много талантливых работ увидели жители Кинель-Черкасс и их гости. [6]

Зрители аплодировали, плакали, смеялись, волновались. А за всем этим были труд, умноженный на бессонные ночи и глубокие переживания талантливого режиссера.

       Шесть спектаклей были сыграны на сцене академического театра драмы имени Горького в Самаре. Но театральное искусство определяется не количеством спектаклей. Коллектив достиг творческих высот благодаря кропотливой работе каждого актера и его руководителя, который продолжал играть на сцене.

Лев Данилович говорил: «С театром связанны мои лучшие годы. Он для меня и родной дом, и друг, и любимая. Театр подарил мне признательность и уважение зрителей, постоянное ощущение своей нужности людям. А это, поверьте, – великое счастье!».

В 1987 году Президиум Верховного Совета РСФСР присвоил Льву Даниловичу Пузакову почетное звание «Заслуженный работник культуры РСФСР». Театр подарил ему признательность и уважение зрителей. 

Лев Данилович особо обращал внимание на преемственность поколений. Основное ядро составляют опытные актеры-любители, глубоко преданные театру. В коллектив влилась молодежь, которая тянулась к самодеятельному искусству и училась мастерству у старших актеров. Л. Пузаков старался привлекать в театр людей разных профессий. По его словам для театра разнородность профессий – это счастье! Он до конца своих дней был предан сцене как актер и режиссер. В нем живет настоящий поэт:

Пусть рампа бьет в лицо лучами,

Нам всё на свете нипочем,

Ведь мы с тобой, ты всюду с нами,

Театр наш – вечный отчий дом.

   Здоровья, радости, успехов,

    Оваций, тишины кулис,

    И пусть всегда, как солнце светит,

    Святое звание – АРТИСТ!

У него была идея создать при театре молодежную студию, но он не успел.

       С 1998 года в театре новый режиссер. Немалый вклад в развитие народного театра внесла ученица Льва Даниловича Зотова Светлана Кузьминична, продолжив его традиции. После окончания обучения в Куйбышевском институте культуры на режиссерском отделении она приехала в Кинель-Черкассы (см. приложение №12). Руководила детской театральной студией, играла в спектаклях, помогала Льву Даниловичу в постановках нескольких пьес, а затем возглавила народный театр. Новые работы, новые успехи. Теперь  театр можно назвать «семейный», т. к. на сцене успешно работали супруги, и их дети.

       По её мнению главная цель режиссера – сохранить нравственную личность, чувствующую свою связь с другими людьми, обществом, временем. Став режиссером, она перестала играть на сцене. Режиссеру нужно думать, как поставить новый спектакль, провести репетицию, организовать выездной спектакль, какие костюмы пошить, музыку подобрать, декорации. Думать о том, кто и по какой причине, не пришел на репетицию, и как из этого положения выйти. Все это нелегко совместить с актерской деятельностью.

Светлану Кузьминичну можно назвать человек-оркестр. Жена водителя, мать двоих взрослых сыновей, она успевает везде и всюду. Театр для неё – святое. Ибо на сцене храма искусств Зотова дает ответы на вечные вопросы, волнующие человечество. [7]  

В 2001-2002 гг. со спектаклем по пьесе А. Н. Островского «Свои люди – сочтемся!» выступали на областном фестивале в городе Похвистнево и получили Диплом Лауреата.

Диплом за лучшую мужскую роль получили Евгений Рожков, сыгравший роль Подхолюзина и Вячеслав Зотов (её сын), за роль Рисположенского. Самому юному актеру, Сергею Рожкову, был вручен диплом за роль Тишки.

Светлана Кузьминична получила звание «Заслуженный работник культуры России».

К шестидесятилетию Победы в Великой Отечественной войне был поставлен спектакль «Запомните нас веселыми» по пьесе А. Салынского и показан на областном театральном фестивале в городе Самара.

В завершение её творческой карьеры была поставлена современная комедия по пьесе А. Галина «Сирена и Виктория». Было так, что режиссёр уходил, а спектакль продолжал жить. Так произошло с этим спектаклем. Зотова С.К. «передала» этот спектакль Козловой (Кузнецовой) Татьяне Николаевне. Больше нет режиссёров в театре со стороны, коллектив вырастил своего режиссёра.

С 2006 года и по настоящее время режиссером театра является Кузнецова Татьяна Николаевна. С 1986 года она была актрисой театра, затем стала режиссером (см. приложение №13). Подробно об её творческой деятельности в 5  части.

       Вывод. Многие режиссеры были не только руководителями тетра, но и его актерами. Они стремились к высокому уровню постановки спектаклей, чтобы актеры сохранили свое увлечение и постоянно находились в творческом поиске. Каждый режиссер, работавший с народным коллективом, внес свою лепту в историю развития Кинель - Черкасского народного театра.


3.Действующие лица и исполнители (Артисты из народа)

В год юбилея народного театра хочется рассказать о его людях, имеющих каждый свою профессию и в то же время объединенных большой и искренней любовью к искусству театра. По зову сердца они сходятся в районный Дом культуры на репетиции очередного спектакля.

Так кто же они, актеры народного театра? Что за люди? За что так самозабвенно и бескорыстно любят театр? Ведь приходя три раза в неделю после рабочего дня на репетиции спектаклей, бросая дома своих близких людей и не получая за это ни копейки, не смотря ни на какие кризисы, они выносят, выходя на сцену, частичку теплоты своего сердца. Им ничего не надо взамен признательности зрителей и их бурных аплодисментов. Они не могут жить, не слыша, как перед началом спектакля зал наполняется каким-то особенным, театральным шумом, негромким гулом голосов, а потом замирает перед первым появлением актеров на сцене. Они не могут жить, не наслаждаясь этим.

Волнующее ожидание. Тихий говор, медленное угасание света – все это настоящая увертюра чувств, вслед за которой начинаются самозабвенные переживания. И если человек, придя в театр, сумеет забыть о себе, о собственных тревогах и переживаниях, целиком отдастся тому, что видит на сцене, значит все не напрасно. И стоит того, чем актер пожертвовал ради любви к великой магии театра.

В коллективе театра представители разных профессий: учителя, медики, работники сельского хозяйства, повара, работники банка и прокуратуры, рабочие – люди, увлеченные искусством.

Разница между профессиональными артистами и участниками самодеятельности не существует. И те, и другие должны жить на сцене, а не играть. Многие ошибаются, когда переигрывают. Подобные ошибки были в творчестве наших артистов. Не все артисты жили жизнью своих героев, они что-то изображали на сцене. И только в процессе большой работы всего коллектива, его режиссеров, театру удалось исправить эти ошибки.

Самодеятельному актеру некогда кропотливо заниматься ролью. Два-три часа после работы – это слишком мало для настоящего творчества. Вот поэтому иногда репетиции затягивались далеко за полночь. А иногда, режиссер не мог ничего «вытянуть» из уставшего человека, и дело приходилось откладывать. Тут нужен большой педагогический такт режиссера. Скажешь актеру, что он неправильно ведет себя на сцене – обидится. Значит нужно постепенно учить его работать над образом. [8]

Каждый из актеров интересен не только своими ролями, но и собственной человеческой судьбой, своим отношением к жизни, к любимому искусству.

Одним из организаторов самодеятельного драматического кружка в 1956 был Виктор Петрович Мятов, который с четырнадцати лет работал у Леонида Васильевича Корышева. Вместе с Николаем Васильевичем Голевым они заново создавали коллектив кружка. Им принадлежит заслуга в том, что театр получил звание народного. У них оказался большой круг единомышленников. Они не совсем умели двигаться по сцене, у них не был поставлен голос, не все умели читать стихи и прозу, но у них было огромное желание иметь свой театр. Они твердо знали, что селу и району театр необходим. Виктор Петрович тоже был в этом уверен. Он не выбирал себе излюбленных драматических героев. Если требовалось, он воплощался и в военного, и в немощного старика.

В любой роли он был прекрасен. Иногда не все получалось. Но это не останавливало любителя сцены. Он продолжал упорно работать над образами. Зрителям он хорошо известен как в довоенные, так и в послевоенные годы. В военные годы он доблестно защищал Родину, о чем говорят его медали и ордена.

На сцене Виктору Петровичу удалось возвыситься до уровня зрелого и профессионального исполнителя. Роли самые разные, одна не похожа на другую: то доктор Цибульский в пьесе «После разлуки», то художник Богутовский в спектакле «Страницы дневника», Но, пожалуй, неожиданно для многих зрителей и артистов раскрылся талант Мятова в «Живом портрете» Моретто, где он играет старика Дона Педро. Словно другой стороной раскрылся в этой роли Виктор Петрович.

И сразу же после этой роли режиссер предлагает ему работу над новым, совершенно непохожим ни на один из сыгранных до этого образов Вожака в «Оптимистической трагедии» В. Вишневского.

Областная газета «Волжская коммуна» писала об исполнителе роли Вожака: «Образ вожака, созданный Мятовым, - бесспорная творческая удача исполнителя этой роли и спектакля в целом».

Всем запомнился новый образ - генерал Мамонтов из пьесы «Князь Мстислав Удалой» (см. приложение №14).  

Любовь к искусству захватила Виктора Петровича всецело. Но с годами здоровье стало подводить. Врачи не разрешали играть из-за высокого давления. И, вопреки всем запретам, он снова работает над образами, создавая незабываемые, неповторимые характеры. И роли у него ответственные: Сатин из пьесы М. Горького «На дне», Портной из пьесы Галиева «Игла и штык» и другие.

В минуты откровения Виктор Петрович говорил: «Не знаю, как кому, а мне лично наш народный театр помог стать человеком. Научил меня, деревенского парня, разбираться в музыке, в живописи, в театральном искусстве, остро чувствовать современность и правильно оценивать события. Спасибо ему за все!».

Виктор Петрович был учеником В. В. Корышева и успешно осуществлял его мечты. Создал около сотни образов на сцене.

Его называли трижды ветераном. Ветеран труда, потому что всю свою сознательную жизнь был в работе: директором пищепрома, работал в райкоме, был заведующим отделом писем районной газеты «Трудовая жизнь» (см. приложение №14).

Ветеран Великой Отечественной войны, кавалер орденов и медалей. И, конечно же, ветеран самодеятельной сцены.

Посильный вклад в развитие театра внес Сергей Борисович Миронов. О его творчестве можно сказать так: человек рожден для сцены и полностью отдан ей. С восхищением зрители смотрели его игру в пьесе В. Шишкова «Угрюм-река». Он играл главную роль Прохора Громова. Роль сложная, полная драматизма, но он успешно с ней справился и стал любимцем зрителей.

Как же пришел Миронов на сцену? Путь его был сложным, хотя трудовая деятельность началась именно на сцене: окончив шесть классов в Куйбышеве, Сергей был рабочим сцены в местном театре. Его интересовали актеры, образы, которые они создавали.

Хотелось видеть себя на месте такого героя, быть им.

Потом Сергей работал слесарем на заводе. Затем переехал с родителями в Кинель-Черкассы, где продолжил работу слесаря.

Четыре года служил в пограничных войсках. Здесь-то и вовлекли его в художественную самодеятельность. Вскоре он начал заниматься в драмкружке. После службы в армии вернулся в Кинель-Черкассы, поступил в училище механизации сельского хозяйства. Потом работал трактористом. Именно в это время он стал артистом народного театра.

Сам ли он пришел в театр?

Нет, сам не очень-то верил в свои способности. Его друг по училищу видел, как Сергей играл в драмкружке училища, и посоветовал ему вступить в коллектив сельского театра. Он рассказал о таланте Миронова режиссеру, и тот пригласил его в театр.

Сергей начал упорно трудиться, тяжеловато порой приходилось, но он не покидал сцены. Добросовестно учил роли, внимательно относился к указаниям режиссера, помогал в оборудовании сцены.

Очень длинным оказался бы список ролей, сыгранных Мироновым, если перечислить их все. Была бы, наверное, целая галерея. В работе над каждой из них были и бессонные ночи, и затянувшиеся допоздна репетиции, и кропотливая работа с текстом. Он берется за самые разные, непохожие и сложные образы. И это, пожалуй, лучшее средство от штампов, повторений. Поиск и только п


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.115 с.