ОП.11. Оркестр русских народных инструментов — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

ОП.11. Оркестр русских народных инструментов

2019-12-19 161
ОП.11. Оркестр русских народных инструментов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.11. Оркестр русских народных инструментов

 

 

2016

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО) по специальности/профессии  53.02.01 «Музыкальное образование» (базовый уровень), входящей в состав укрупненной группы входящей в состав укрупненной группы 53.00.00 Музыкальное искусство.

Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Магнитогорский педагогический колледж»

 

Разработчик:

Рыбаков Александр Анатольевич, преподаватель оркестра русских народных инструментов.

 

Рецензент:

Мовчан Н.М., преподаватель музыкальных дисциплин

 

Рассмотрена на заседании кафедры музыкально-теоретических и исполнительских дисциплин протокол № 10  от «20» июня 2016 г. Одобрена на заседании научно-методического совета ГБПОУ «Магнитогорский педагогический колледж» протокол № 1  от «14» сентября 20 16 г.

 

Согласовано: Чмеленко Е.Ю., директор МОУ СОШ № 65 им. Б.П.Агапитова г.Магнитогорска


СОДЕРЖАНИЕ

 

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………..4
  2. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…6
  3. условия реализации программы дисциплины…………………………………………………...11
  4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины…………………………………….13
 
   
   
   
   
   

 

Паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Анализ музыкальных произведений

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)  151
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)  103
в том числе:  
   - практические занятия  18
   - контрольные работы 4
   - зачет 2
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 48
в том числе:  
1. Практические вопросы оркестрового обучения        - анализ оркестровых и исполнительских трудностей и   последовательность работы над ними - анализ средств музыкальной выразительности - составление конспектов 2 2 2
2. Основы техники исполнения – развитие исполнительских навыков - разучивание  партии оркестрового произведения - развитие исполнительской техники - освоение схем тактирования   2 3 2 2
3. Работа над партией оркестрового произведения - план разучивания оркестровой партии - исполнительский анализ произведения - план репетиционной работы 2 2 2
4. Подготовка профессиональной деятельности - освоение репертуара ОРНИ - подбор исполнительского оркестрового репертуара в соответствии с возрастными особенностями - принципы и особенности подбора педагогического репертуара  - подготовить сообщение об авторе произведения 2 2 2 2
5. Исполнительский анализ -анализ художественного образа и средств музыкальной выразительности музыкального произведения - разработка плана репетиции - анализ исполнительских трудностей музыкального произведения 2 3 2
6. Анализ оркестровой партитуры - определение музыкальной формы произведения - определение принципов музыкального развития - составление плана динамического развития - работа над рефератом - индивидуальная творческая работа – переложение произведения для ОРНИ 2 2 2 2 4

Промежуточная аттестация в форме зачета (8 семестр)


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Оркестр русских народных инструментов»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект).

Объем часов

Уровень освоения

 
1

2

3

4

 
Раздел 1. ОРНИ как средство воспитания и развития

 

67

 

 

Тема 1.1.

Практические вопросы оркестрового обучения

 

 

Содержание учебного материала:

10

 

1

Роль ОРНИ в эстетическом воспитании.

2

2

2

2

 

 

2

2

 

2

Общие задачи оркестрового воспитания.

2

 

3

Содержание и формы работы.

2

 

4

Место и роль учебной дисциплины в системе профессиональной подготовки

2

 

5

Связь ученой дисциплины с другими дисциплинами музыкального цикла

2

 

Практические занятия

4

 

 

1

Постановка исполнительского аппарата.

2

 

Контрольная работа «ОРНИ как средство воспитания и развития»

2

 

Самостоятельная работа обучающихся:

6

 

Сделать анализ оркестровых и исполнительских трудностей и последовательность работы над ними.

2

 

2

2

 

Проанализировать средства музыкальной выразительности.

 

Составление конспектов

 

Тема 1.2.

Основы техники исполнения

Содержание учебного материала:

12

 

1

Техника исполнения и постановка исполнительского аппарата.

2

2

2

 

2

2

2

2

 

2

Обучение игре на народных инструментах.

2

 

Обучение игре на Детских шумовых  инструментах (ДШИ)

2

 

3

Основные метрические схемы тактирования.

2

 

4

Основные приемы игры на народных инструментах с использованием ритмоформул.

2

 

5

Исполнительские трудности и их преодоление

2

 

Практические занятия:

4

 

 

1

Анализ исполнительских трудностей.

2

 

Тема 1.3.

Тема 2.1.

Освоение репертуара ОРНИ

 

Содержание учебного материала:

14

 

1

Подготовка исполнителя к практической деятельности.

2

2

 

2

 

2

 

2

 

2

 

2

3

 

2

Разучивание партий и партитуры оркестрового произведения.

 

3

 

3

Освоение партитуры для детского шумового оркестра.

 

3

 

4

Практическая работа над оркестровым произведением.

3

 

5

Практическая работа над оркестровым произведением с использованием ДШИ.

 

3

 

6

Определение уровня трудностей партии

3

 

7

Составление плана разучивания партии оркестрового произведения

3

 

Практические занятия:

6

 

 

1

Подбор и изучение концертного репертуара.

2

2

 

2

Иллюстрация репертуара.

 

Обобщающее занятие «Основные требования к подбору педагогического репертуара».

2

 

Самостоятельная работа обучающихся:

8

 

Подобрать исполнительский оркестровый репертуар в соответствии с возрастными особенностями детей.

2

 

2

 

2

2

 

Рассмотреть принципы и особенности подбора педагогического репертуара.

 

Подготовить сведения об авторе оркестрового произведения

 

Проанализировать форму оркестрового произведения

 

Тема 2.2.

Исполнительский анализ

 

 

Содержание учебного материала:

12

 

1

Составление исполнительского плана произведения для ОРНИ и ДШИ

2

2

2

 

2

2

2

2

 

2

Применение способов исполнения.

2

 

3

Управление ДШИ в составе ОРНИ.

2

 

4

Анализ способов исполнения. Анализ исполнительских трудностей.

2

 

5

Анализ главных и побочных тем оркестрового произведения

2

 

6

Анализ вступления и завершения произведения, приемов исполнения

2

 

Практические занятия:

4

 

 
1

Исполнение основных тем партитуры.

2

 

Обобщающее занятие по теме «Исполнительский анализ»

2

 

Самостоятельная работа обучающихся:

7

 

Проанализировать художественный образ и средства музыкальной выразительности музыкального произведения.

2

3

 

2

 

Разработать план репетиции.

 

Проанализировать исполнительские трудности музыкального произведения.

 

Тема 2.3.

Содержание учебного материала:

13

 

1

Анализ содержания оркестрового произведения.

2

2

2

2

 

2

 

1

2

2

 

2

Музыкально-теоретический анализ произведения

2

 

3

Принципы музыкального развития.

2

 

4

Этапы разучивания произведения

2

 

5

Анализ содержания оркестрового произведения

2

2

 

6

Анализ фактуры произведения

 

7

Концертное исполнение инструментального произведения с ДШИ

2

 

Практические занятия:

8

 

 

1

Составление исполнительского плана произведения.

2

2

 

2

Методический анализ этапов разучивания произведения

Контрольная работа «Переложение музыкального произведения для состава ОРНИ».

2

 

 

ЗАЧЕТ

2

 

Самостоятельная работа обучающихся:

12

 

Определить музыкальную форму произведения.

2

2

 

2

2

2

 

2

 

Определить принцип музыкального развития произведения.

 

Составить план динамического развития произведения.

 

Работа над рефератом

 

Индивидуальная работа – переложение произведения для ОРНИ (аналитическая творческая работа)

 

Индивидуальная работа – переложение произведения для ОРНИ (нотная запись)

 
 

Всего

151

 
                           

 


3. условия реализации программы дисциплины

Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета оркестровых занятий.

 

Оборудование учебного кабинета:

- рабочие места обучающихся и преподавателя;

- фортепиано;

- пульты для нот;

- инструменты народного оркестра (баяны, аккордеоны, домры, балалайки, ударные, духовые, гитара бас);

- картотека произведений и партитуры для оркестра русских народных инструментов;

- УМК  преподавателя.

           

Технические средства обучения:

- видеомагнитофон;

- микрофоны;

- музыкальный центр;

- усилительная аппаратура.

 

Основные источники:

1. Андриевская И.В. Методика обучения игре на инструменте [Электронный ресурс]: учебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки 53.03.02 (073100.62) «Музыкально-инструментальное искусство», профиль «Оркестровые струнные инструменты» (по видам инструментов – скрипка, альт, виолончель, контрабас), квалификация (степень) выпускника «бакалавр» / И.В. Андриевская. — Электрон. текстовые данные. — Кемерово: Кемеровский государственный институт культуры, 2015. — 43 c. — 2227-8397. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/55792.html

2. Князев А.М. Изучение оркестровых инструментов [Электронный ресурс]: учебно-методический комплекс по направлению подготовки 53.03.02 (073100.62) «Музыкально-инструментальное искусство», профиль «Баян, аккордеон и струнные щипковые инструменты (по видам инструментов – домра, балалайка, гитара, гусли)», квалификация (степень) выпускника «бакалавр» / А.М. Князев. — Электрон. текстовые данные. — Кемерово: Кемеровский государственный институт культуры, 2015. — 31 c. — 2227-8397. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/55766.html

3. Аккордеон и оркестр русских народных инструментов. Концертные пьесы для аккордеона и оркестра русских народных инструментов [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие. Аранжировка для аккордеона Б.А. Арона / Н. Паганини [и др.]. — Электрон. текстовые данные. — Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова, 2015. — 132 c. — 979-0-706385-36-5. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/54392.html

 

 

Дополнительные источники:

 

 

1. Алексеев, И. Методика преподавания игры на баяне: учеб. пособие / И. Алексеев. – М.,1960. – 154с.

2. Андрюшенков,Г.И. Начальное обучение игре на балалайке / Г.И. Андрюшенков. - Л.: Музыка,1983. – 112с.: ил.

3. Барсова, М. Книга об оркестре / И. Барсова.– М.: Музыка, 1969. – 231с.

4. Безбородова, Л.А. Дирижирование: учеб. пособие / Л.А. Безбородова. - М.: Просвещение, 1990. - 155с.

5. Вертков, К. Русские народные музыкальные инструменты / К. Вертков. – Л.: Музыка, 1975. – 280с.

6. Иванов-Радкевич, А.П. Пособие для начинающих дирижеров: для учащихся муз. и культ.-просвет. училищ / ред. и вступит. статья Е.Я. Рацера. - М.: Музыка, 1977. - 119 с.

7. Каргин, А. Работа с самодеятельным оркестром русских народных инструментов. – М.: Музыка,1987. – 160 с.

8. Колесникова, Н. А. Основы теории и методики обучения дирижированию: учеб.-

9. Лавришин В.И. Методические рекомендации для руководителей оркестров и ансамблей народных инструментов. - Челябинск, 1991.

10. Медынь, Я.Г. Методика преподавания дирижерско-хоровых дисциплин: учеб. пособие / Я.Г. медунь. – М.: Музыка, 1978. – 135 с.

11. метод. пособие / Н. А. Колесникова; Владим. гос. ун-т имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. – Владимир: Изд-во ВлГУ, 2012 – 351 с.

12. Ольхов, К. Теоретические основы дирижерской техники: метод. пособие / К. Ольхов. – М.: Музыка, 1984. – 160 с.

13. Попонов, В.Б. Русская народная инструментальная музыка / В.Б. Попонов. – М.: Знание, 1984. – 120с.

14. Раабен, Л. Скрипка / Л. Раабен. - М.: Музыка,1963. – 96с.

15. Ставицкий, З. Начальное обучение игре на домре /З. Ставицкий. - Л.: Музыка,1984. – 62с.

16. Тихомиров, Г. Инструменты русского народного оркестра / Г. Тихомиров. – М.: Муз. изд-во,1962. – 120с.

17. Факультет народных инструментов Российской академии музыки им. Гнесиных: сб. статей и материалов / сост. Б.М. Егоров. - М.: РАМ им. Гнесиных,2000. – 335с.: ил.

18. Шишаков, Ю.Н. Инструментовка для русского народного оркестра / Ю.Н. Шишаков. – М.: Музыка, 2005. – 272с.

Интернет-ресурсы:

1. Квашнин К.А. Вопросы методики обучения игре на духовых инструментах [Электронный ресурс]: учебное пособие / К.А. Квашнин. — Электрон. текстовые данные. — Нижний Новгород: Нижегородская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки, 2014. — 100 c. — 2227-8397. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/29739.html

2. Князева Н.А. Инструментоведение [Электронный ресурс]: учебное пособие по направлению подготовки 53.03.02 (073100.62) «Музыкально-инструментальное искусство», профиль «Баян, аккордеон и струнные щипковые инструменты» / Н.А. Князева. — Электрон. текстовые данные. — Кемерово: Кемеровский государственный институт культуры, 2015. — 147 c. — 978-5-8154-0316-1. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/55769.html

3.Д. В. Аверин, Ю. В. Морозко. Современные тенденции исполнительства на русских народных инструментах низкого тембра [Электронный ресурс] – режим доступа:  http://www.aveclassics.net/

4. Рассказы о русских народных инструментах [Электронный ресурс] – режим доступа: http://www.pandia.ru/

Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, контрольных работ, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

 

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Уметь:  
У 1.Исполнять произведения инструментального жанра для детской аудитории; - экспертная оценка на практическом занятии;  оценка выполнения индивидуальных заданий; экспертная оценка на зачете
У2. читать с листа партии инструментов, входящих в состав ОРНИ, - оценка выполнения индивидуальных заданий;
У3. определять и грамотно объяснять задачи исполнения; - устный опрос
У4. использовать различные технические и художественные приемы оркестрового дирижирования при управлении детским ОРНИ; - оценка выполнения индивидуальных заданий
У5. проводить анализ и самоанализ дирижерской деятельности; - оценка выполнения индивидуальных заданий
У6. применять методические приемы работы с ОРНИ; - экспертная оценка на практическом занятии
У7. анализировать звучание оркестровой партитуры; - экспертная оценка на практическом занятии
У8. анализировать музыкальный материал и работать с репертуаром дошкольного и школьного возраста; -устный опрос; - экспертная оценка на практическом занятии
У9. исполнять инструментальные произведения педагогического репертуара разных жанров, стилей, форм; - оценка выполнения индивидуальных заданий  
У10. аккомпанировать голосу, хоровым коллективам, различным видам ритмических движений; - экспертная оценка на практическом занятии
У11. инструментовать произведения для ОРНИ разных составов. - экспертная оценка на практическом занятии; -экспертная оценка контрольной работы
Знать:  
З1. основные принципы и специфику оркестрового исполнительства;   - устный опрос; - экспертная оценка контрольной работы
З2.разносторонний по содержанию и жанрам репертуар ОРНИ; - экспертная оценка на практическом занятии
З3. теоретические основы и методику работы с ОРНИ;   - экспертная оценка на практическом занятии; - экспертная оценка контрольной работы
З4. классификацию инструментов, входящих в состав ОРНИ;   - устный опрос; - экспертная оценка контрольной работы
З5. основы, технические и художественные приемы оркестрового дирижирования;   - оценка выполнения индивидуальных заданий; - экспертная оценка на практическом занятии;
З6. методы анализа произведений инструментального жанра;   - экспертная оценка на практическом занятии; - экспертная оценка контрольной работы
З7. основные принципы аранжировки (переложения) произведений для различных составов ОРНИ;   - экспертная оценка контрольной работы; - экспертная оценка на практическом занятии;
З8. основы исполнительства на русских народных инструментах;   - экспертная оценка на практическом занятии; оценка выполнения индивидуальных заданий
З9. педагогический инструментальный музыкальный репертуар для обеспечения образовательного процесса. - устный опрос

 



 

ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.11. Оркестр русских народных инструментов

 

 

2016

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО) по специальности/профессии  53.02.01 «Музыкальное образование» (базовый уровень), входящей в состав укрупненной группы входящей в состав укрупненной группы 53.00.00 Музыкальное искусство.

Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Магнитогорский педагогический колледж»

 

Разработчик:

Рыбаков Александр Анатольевич, преподаватель оркестра русских народных инструментов.

 

Рецензент:

Мовчан Н.М., преподаватель музыкальных дисциплин

 

Рассмотрена на заседании кафедры музыкально-теоретических и исполнительских дисциплин протокол № 10  от «20» июня 2016 г. Одобрена на заседании научно-методического совета ГБПОУ «Магнитогорский педагогический колледж» протокол № 1  от «14» сентября 20 16 г.

 

Согласовано: Чмеленко Е.Ю., директор МОУ СОШ № 65 им. Б.П.Агапитова г.Магнитогорска


СОДЕРЖАНИЕ

 

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………..4
  2. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…6
  3. условия реализации программы дисциплины…………………………………………………...11
  4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины…………………………………….13
 
   
   
   
   
   

 

Паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.161 с.