Франсиско-Хосе де Гойя-и-Лусьентес — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Франсиско-Хосе де Гойя-и-Лусьентес

2019-12-19 178
Франсиско-Хосе де Гойя-и-Лусьентес 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

(1746-1828)

Родился 30 марта 1746 года в Сарагосе. Франсиско был самым младшим из братьев. Юного Франсиско отдали учиться в мастерскую Лусана-и-Мартинеса.

Юноша не только легко усваивал уроки мастерства, но также приобщался к пению серенад и исполнению искромётных народных танцев. Франсиско был вспыльчивым и гордым молодым человеком, что стало одной из главных причин его частого участия в уличных побоищах.

В результате он вынужденно покинул город, чтобы скрыться от возможных преследований в Мадриде. После переезда Франсиско дважды пытался поступить в Художественную академию, но, поскольку удача ему так и не улыбнулась, молодой человек отправился странствовать.

За время скитаний Гойя посетил Рим, Парму и Неаполь. В 1771 году он получает вторую премию Пармской академии художеств. Что касается первой премии, о ней сегодня ничего не известно. Но этот успех позволил Франсиско поверить в себя, ведь академический совет в Мадриде молчаливо встречал картины юного художника на конкурсах и выставках.

Осенью 1792 года Франсиско поразила тяжелая болезнь, закончившаяся полной глухотой. И это минимальные последствия, всё могло бы было гораздо хуже, потому что художник постоянно чувствовал слабость, его мучали головные боли, он частично потерял зрение и некоторые время был парализован. Глухота сильно осложняла жизнь художника. С годами состояние художника становилось хуже, а его живопись – мрачнее. После смерти жены и женитьбы сына Гойя остался один.

В 1819 году художник отошел от дел и уединился в загородном доме «Кинта дель Сордо». Изнутри он расписывает стены мрачными фресками, которые представляли собой видения одинокого и уставшего от жизни человека.

 

 

Литература:

1. Белошапкина, Я. Франсиско Гойя. "Герцогиня Альба": детали и подробности / Я. Белошапкина // Искусство. – 2013. – № 7-8. – С. 13-17.

2. Левина, И. М. Гойя [Текст] / И.М. Левина. – Москва: Искусство, 1958. – 350 с.: ил.

3. Лихт, Ф. Гойя: [альбом] / Фред Лихт; [пер. с англ.: А.Н. Богомякова, Т.В. Козак, Н.Я. Фальковская]. – Москва: СЛОВО/SLOBO, 2003. – 359 с.: цв. ил. – ("Великие мастера")

4. Мари, Р. Франсиско Гойя  / Р. Мари, Р. Хаген. – Москва: АРТ-Родник, 2003. – 96 с.: ил.

5. Опимах, И. Франсиско Гойя "Расстрел повстанцев" / И. Опимах // Смена. – 2014. – № 5. – С. 65-73.

6. Ортега-и-Гассет, Х. Веласкес. Гойя / Х. Ортега-и-Гассет; пер. с исп. и вступ. ст. И.В. Ершовой, М.Б. Смирновой. – Москва: Республика, 1997. – 350 с.

7. Прокофьев, В.Н. Гойя в искусстве романтической эпохи / В.Н. Прокофьев. – Москва: Искусство, 1986. – 216 с.

8. Фейхтвангер, Л. Автобиографические заметки. Еврей Зюсс. Гойя, или тяжкий путь познания: романы; рассказы / Л. Фейхтвангер. – Москва: НФ "Пушкинская библиотека", 2003. – 1045 с.

9. Флекель, М.И. Великие мастера рисунка - Рембрант, Гойя, Домьс / М.И. Флекель. – Москва: Искусство, 1974. – 271 с.: ил.

10. Шнайдер, М. Франсиско Гойя: [пер. с нем.] / М. Шнайдер; [общ. ред., послесл. и примеч. Ф.В. Заничева]. – Москва: Искусство, 1988. – 286 с.: ил. – (Жизнь в искусстве)

11. Якимови, А. Гойя, Революция, Наполеон / А. Якимович // Собрание шедевров. – 2012. – № 4. – С. 8-19.

 

 

ФРИДА КАЛО ДЕ РИВЕРА

(1907-1954)

Фрида Кало де Ривера, или Магдалена Кармен Фрида Кало Кальдерон. В Мексике, Европе и США ее называли просто по имени. Эта яркая женщина была уникальным художником, чья жизнь, полная нескончаемых бед и побед, сделала ее национальной легендой Южной Америки.

В шесть лет Фрида переболела полиомиелитом, искалечившим ее правую ногу. В восемнадцать — в автобусе попала в аварию. Девушка была искалечена настолько, что врачи складывали ее из кусочков, словно фотомонтаж. С тех пор и до самой смерти в 47 лет (1954) Фрида не расставалась с болью. Она перенесла две сложнейшие операции, сменила 28 корсетов, и пока гипс высыхал, ее подвешивали, привязывая к ногам мешки с песком.

Художница создавала собрания народных мексиканских предметов, украшений, масок. Это был ее незыблемый остров в эфемерном мире. Вместе с Риверой они построили храм для коллекции доколумбовых идолов — божков ацтеков и майя. Фрида продала свою квартиру и вложила деньги в здание, укрепившее ее брак и ставшее национальным музеем.

Фрида постоянно носила платья женщин древнего мексиканского племени, славившихся величавостью и силой. Их костюмы были очень красивы и удачно скрывали физические изъяны Фриды. Где бы художница ни появлялась, она производила сенсацию.

Работы Фриды Кало пользовались бешеным успехом. В годы депрессии в Нью-Йорке раскупили половину полотен с ее выставки. Среди почитателей таланта Фриды были Нельсон Рокфеллер, Поль Элюар, Пикассо. Генри Форд подарил ей эксклюзивное авто. Кандинский плакал над ее картинами.

 

 

Литература:

1. Леклезио, Жан Мари Гюстав. Диего и Фрида: роман / Жан-Мари Леклезио; пер. с фр. Нины Кулиш. – Москва: Иностранка, 2003. – 206 с.

2. Фрида Кало / [авт. текста М.Н. Гордеева]. – Москва: Комсомольская правда: Директ-Медиа, 2015. – 71 с.: ил., цв. ил., портр. – (Лучшие современные художники; т. 2).

3. Хессе, Мария. Фрида Кало: биографический роман / Мария Хессе; [пер. с исп. А. Козловой]. – Москва: Э, 2018. – 143 с.: цв. ил.; 26 см. – (Биографический роман).

4. Эррера, Хейден. Фрида Кало / Хейден Эррера; [пер. с англ. Киры Сошинской]. – Москва: Эксмо, 2011. – 538 с.: ил.

5. Фрида Кало. Живопись и графика из собраний Мексики: [выставка] / культурно-исторический фонд "Связь времен", Музей Фаберже. – Санкт-Петербург: Культурно-исторический фонд "Связь времен": Музей Фаберже, 2016. – 167 с.: ил.

 

 

РУССКИЕ СКУЛЬПТОРЫ

ГОРЕНШТЕЙН ПОЛИНА

(ЛИНА ПО)

(1899-1948)

Родилась 18 января 1899 года в городе Екатеринославе (нынешний Днепропетровск). В 14 лет она серьезно увлеклась хореографией, однако, еще раньше у нее появилась тяга к рисованию. Полина обнаружила недюжинные способности к изобразительному искусству. В частности к ваянию.

Но совмещать эти два увлечения становилось все труднее – ведь серьезные занятия требовали полной самоотдачи. Пришлось выбирать между скульптурой и балетом. Сцена оказалась притягательнее.

Потом занятия в хореографическом училище Воронкова и в 1919 году, на театральных подмостках Мариуполя, Харькова и Киева появилась обаятельная танцовщица Лина По. в 1921-м году Лина перебирается в Москву, где она поступает в Высшие хореографические мастерские при Большом театре. Однако страсть к изобразительному искусству вновь дает о себе знать, и девушка поступает еще и в Высшие художественно-технические мастерские, - более известные, как ВХУТЕМАС, на отделение скульптуры. К сожалению, через полгода Лине вновь пришлось выбирать: художники за мольбертом и балерины за станком должны трудиться по 10-12 часов в день. Времени просто не хватало. И снова предпочтение отдано балету.

В течение 10 лет она успешно выступала со своими хореографическими программами. Но вот тяжелое осложнение гриппа - энцефалит.

Специалистов особенно встревожило, что заболевание с первых же дней приняло неблагоприятное течение. Появились такие опасные симптомы, как потеря музыкального слуха, музыкальной памяти, известная в невропатологии под названием амузия, поражение зрительных нервов.

Заболевание у Лины По протекало длительно. И хотя ряд тяжелых симптомов, таких, как амузия и параличи ног и рук, были устранены, неотвратимо пришла беда: Лина По потеряла зрение. В больнице по мере восстановления двигательных функций Лина начала лепить из хлебного мякиша. В этом порыве ее поощрял доктор Шамбуров. Он же принес ей дощечку с пластилином, убедил вернуться к лепке профессионально.

Постепенно Лина возвращает навыки юности, особенно ей удаются танцы, фигуры балерин и танцоров. Она показывает свои работы Михаилу Васильевичу Нестерову, который высоко их оценивает и всемерно поддерживает По.

Лина продолжала творить. Ее скульптуры воплощали в бронзе и мраморе. Она делала и бытовые сценки, в эвакуации родилась серия с восточными танцами. Лина лепила образы партизан и солдат, женщин и детей…. Она творила всего 12 лет, большего, к сожалению, ей не дала болезнь.

 

Литература:

1. Каталог выставки скульптуры Лины По. – [Б. м.]: [б. и.], 1946. – 4, [4] с.: портр.

2. Музей Лины По: [каталог]. – Москва: Всерос. о-во слепых, 1980. – 31 с.: ил.; 17 см.

3. Миннигулова, Фарида Муслимовна. Искусство скульптуры Башкортостана второй половины ХХ века. История, тенденции, мастера: монография / Фарида Муслимовна Миннигулова. – Уфа: Уфимский государственный ун-т экономики и сервиса, 2014. – 292 с.: ил.

 

РУССКИЕ УЧЕНЫЕ


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.