Цель и принципы коррекционно-педагогической работы при нарушении функций опорно-двигательного аппарата. — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Цель и принципы коррекционно-педагогической работы при нарушении функций опорно-двигательного аппарата.

2019-12-19 471
Цель и принципы коррекционно-педагогической работы при нарушении функций опорно-двигательного аппарата. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тема 3. «Коррекция развития сенсорно-перцептивной сферы у детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата».

1. Основные задачи сенсорного воспитания детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.

2. Последовательность развития зрительного восприятия и коррекция его нарушений. Формирование знаний о сенсорных эталонах цвета, формы, величины предметов.

3. Развитие и коррекция слухового восприятия, слухоречевой памяти.

4. Формирование и коррекция пространственных представлений. Изучение схемы лица и тела.

5. Формирование временных представлений.

6. Развитие и коррекция тактильно-двигательного восприятия, проприоцептивной чувствительности. Формирование правильного захвата, умения удерживать и обследовать предмет. Развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук, коррекция мелкой моторики.

7. Стимуляция вкусовой и обонятельной чувствительности.

Основные задачи сенсорного воспитания детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.

      Сенсорное воспитание — это воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия ребенком окружающей действительности.

Сенсорное воспитание служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.

Сенсорное воспитание предполагает развитие всех видов восприятия, мышления ребенка.

Сенсорное воспитание предполагает развитие номинативной функции речи, способствует расширению и обогащению словаря ребенка.

У детей с церебральным параличом формирование процессов восприятия задерживается и нарушается в связи с органическим поражением мозга, двигательной депривацией, нарушением зрительном, слухового и двигательно-кинестетического анализаторов. У них патологически развивается схема положений и движений тела. Воспроизведение даже самого простого движения вызывает огромные трудности. В связи с двигательной недостаточностью у детей ограничена манипулятивно-предметная деятельность, затруднено восприятие предметов на ощупь. Сочетание этих нарушений с недоразвитием зрительно-моторной координации препятствует формированию полноценного предметного восприятия и познавательной деятельности. Чувственное познание уже с первых месяцев жизни ребенка развивается аномально. Это ведет к ограничению практического опыта и становится одной из причин нарушения формирования высших психических функций.

Основными задачами сенсорного воспитания детей с ДЦП являются:

1. Развитие всех видов восприятия (зрительного, слухового, тактильно-двигательного и т. д.).

2. Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины, временных и пространственных эталонов, мышечно-суставного чувства.

3. Формирование полноценных представлений об окружающем мире.

4. Развитие сенсорной культуры ребенка.

5. Развитие высших психических функций (внимания, мышления, памяти) и коррекция их нарушений.

6. Развитие речи, перенос полученных знаний на словесный уровень, обогащение словаря ребенка, в том числе расширение колоративной лексики.

Развитие и коррекция тактильно-двигательного восприятия, проприоцептивной чувствительности. Формирование правильного захвата, умения удерживать и обследовать предмет. Развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук, коррекция мелкой моторики.

У подавляющего большинства детей с церебральным параличом имеет место нарушение кинестетического восприятия и стереогноза. Необходимо иметь несколько наборов предметов, различных по форме, величине, тяжести, фактуре материала. Дети определяют предмет сначала более сохранной рукой, а затем пораженной. Образ предмета, полученный на основе тактильного восприятия, желательно потом воспроизвести в продуктивной деятельности — слепить, нарисовать

Постоянно стимулируем ребёнка к вытягиванию рук вперёд

Упражнения, формирующие умение двигать руками вперёд-назад:

1) «Волшебная книга». Чтобы научить ребёнка листать книгу, можно сделать свои книжки. Сначала на край странички прикрепляем пластиковые фишки, прищепки или другие уплотнители. На страницах наклеиваем забавные фото или картинки. Так легче листать.

2) Сенсорные жилеты, фартуки, коврики со звучащими игрушками разной формы, цвета, фактуры.

3) Игрушки-каталки.

4) Упражнение «Что в ящике?». Выдвигание ящиков, рассматривание предметов, спрятанных в нём.

5) Игра «Кто пришёл в гости?» Нарисовать смешную рожицу или животное на тыльной стороне ладони ребёнка и предложить рассмотреть, поздороваться с гостем, попрощаться.

6) Раскатывание теста.

7) Бросание мешочков с фасолью.

8) Игры с сыпучими материалами.

9) Открывание дверей шкафчика.

Движение вверх-вниз

Локтевой сустав может сгибать и разгибать предплечье в нескольких плоскостях: вперёд-назад, вверх-вниз, влево-вправо.

Если ребёнок научился правильно выводить руки вперёд, можно предложить ему несколько игр для движений предплечья вверх-вниз. Игра и обучение здесь являются синонимами.

1) Игры с воздушными шарами и мыльными пузырями. Сначала ребёнок будет только смотреть на них и тянуться к ним, а позже постарается поймать и удержать.

2) Игры со звучащими браслетами. Можно надеть ребёнку на запястья и щиколотки – это прекрасный способ помочь ребёнку музицировать и одновременно двигаться.

3) «Прятки с игрушкой».

4) «Музыкальный молоток».

5) Упражнение «Музыкальная ложка». Ребёнок стучит ложкой по столу.

6) Открывание и закрывание кастрюль.

Движение влево-вправо

Для формирования движений влево-вправо использую следующие игры:

1) Игры с машинками. Если ребёнок любит играть с машинками, то ему подойдёт такая машинка, которую нужно прижать к поверхности и откатить немного назад, чтобы она поехала. Можно сделать машинку-каталку.

2) Упражнения на сортировку. Вариации бесконечны.

3) Упражнение на перемещение «Горка», «Стаканчики» (вкладываются друг в друга).

4) Рисование у мольберта.

5) Игра на пианино.

Удерживаем предмет

Каждому ребёнку нужен свой друг- игрушка. Дети с двигательными нарушениями с трудом удерживают его. Чтобы любимая игрушка всегда была рядом, можно привязать её к пояску, а можно, проделав отверстие для руки, надеть игрушку на руку ребёнка, и он будет прижимать её к себе.

Часто ребёнок с ДЦП хаотичными движениями сбрасывает игрушки. Чтобы предотвратить это, можно пользоваться контактными лентами.

Упражнение «Липкая рукавичка». На рукавичку нашита контактная лента. На предметы, которые значимы для ребёнка и вызывают желание действовать с ними, прикреплена утолщающая насадка так же с контактной лентой. Когда ребёнок берёт предмет, контактная лента помогает удержать предмет в ладони

Умение отпускать

Отпустить – намеренно дать предмету выскользнуть из рук.

Ребёнку с церебральным параличом очень сложно высвободить игрушку из сжатых в кулак ладоней. Существует несколько способов помощи ребёнку.

  • Удержать запястье ребёнка на поверхности стола.
  • Встряхнуть предплечье.
  • Слегка согнуть запястье, наклонив кисть вниз.
  • Опереть запястье ребёнка на ёмкость.
  • Слегка надавить пальцем на тыльную сторону ладони ребёнка.

Сначала, чтобы отпустить игрушку, нужно, чтобы его поддержали или помогли удержать его запястье на поверхности стола.

Когда мы встряхиваем предплечьем ребёнка, его кисть падает, и это автоматически приводит к разжиманию пальцев, и он выпускает игрушку.

Если поначалу малышу трудно отпустить игрушку, нужно взять ребёнка за запястье и легонько согнуть его, наклонив кисть вниз. Его пальцы разожмутся, и он выпустит игрушку.

Вот несколько упражнений, которые нравятся детям:

1. Можно упражняться во время купания или игр с водой: выпускать игрушки из рук так, чтобы они падали в ванночку.

2. Бросаем резиновые игрушки на столик-поднос или на пол Можно бросать игрушки так, чтобы их падение сопровождалось каким-нибудь звуком, например, таким, который возникает при попадании чего-то в металлический сосуд.

Обычно младенец начинает играть, когда находится в положении лежа на спине. Большинство детей впервые встречаются с игрушками, когда лежат на спине в кровати или на полу. Это наихудшая позиция для ребенка с церебральным параличом. Некоторые дети не могут вывести свои руки вперед и свести их вместе. Другие в состоянии вытянуть руки вперед, но только для того, чтобы крепко удерживать их над своей грудью, согнутыми в локтевых суставах и со сжатыми кулачками, которые они не в состоянии разжать, чтобы достать игрушку.

Но дети с двигательными нарушениями, которые не могут поднять голову, лежа на животе, получают больше возможностей, когда лежат на спине.

Например, полусогнутое положение поможет ребёнку расслабиться и почувствовать себя удобнее. Это положение помогают принять «рисовая змея», валики под бёдра. Опора для тела помогает создать такое положение для головы и плеч ребёнка, которое позволит ему поднимать руки. Над манежем ребенка мы повесили яркие простые игрушки, которые побуждают его поднимать руки.

Играть лёжа на животе

Играть лёжа на животе естественно для большинства детей. Для детей с двигательными нарушениями эта поза особенно хороша, т. к. даёт возможность для многих поучительных моментов.

Когда ребенок увереннее держит голову и верхнюю часть тела, он начинает учиться управлять своими руками более активно. Он тянется ко всему, что вызывает его любопытство. Сначала ему трудно удержать предмет, но постепенно это делать все легче.

Он учится хватать, позднее крепко держать, а уже потом притягивать к себе игрушку и манипулировать ей.

Примеры простых игр и занятий.

1) Игры с водой.. Игры в воде откроют ребёнку свойства жидкости. Напустим в воду пену для ванн – играя с пузырьками и разыскивая в пене игрушки, ребёнок будет использовать руки автоматически.

2) Игры с песком. Предложите ребёнку найти спрятанную в песке игрушку.

3) Игры с тестом.

4) Игры с бумагой.

5) Рисование пальцами.

Эти упражнения являются хорошими примерами того, как стимулировать ребёнка, у которого ограничены возможности манипулировать руками.

Играть лёжа на боку

Если ребенку трудно лежать на боку, то подложите подушки под спину и живот, чтобы он не перевернулся. Проследите, чтобы нога внизу не была ущемлена. Тогда ребенок лежит стабильно, и ему легче двигать головой. Меняйте положение с бока на бок.

Лёжа на боку, ребёнок поднимает руки перед своим лицом. В этом положении ребёнок может сложить руки и посмотреть на них, не противодействуя силе тяжести.

 

Цель и принципы коррекционно-педагогической работы при нарушении функций опорно-двигательного аппарата.

Основной целью коррекционной работы при ДЦП является оказание детям комплексной помощи: медицинской, психолого-педагогической, логопедической, социальной, обеспечение максимально полной социальной адаптации, общего и профессионального образования.

Основными принципами являются следующие:

- Комплексный характер коррекционно-развивающей работы,

- Раннее начало онтогенетически последовательного поэтапного коррекционно-развивающего воздействия, опирающегося на сохранные функции.

- Коррекционная работа строится не с учетом возраста, а с учетом индивидуального уровня развития ребенка.

- Коррекционно-педагогическая работа, основанная на тесном единстве с лечебными мероприятиями, направленными на развитие двигательных функций.

- С целью подбора наиболее эффективных и адекватных приемов коррекции важно учитывать взаимосвязь двигательных, психических и речевых расстройств при ДЦП, общность поражения общей моторики, функции рук и артикуляционной моторики.

- Коррекционная работа организуется в рамках ведущей деятельности.

 - Развитие скоординированной системы межанализаторных связей, опора на все анализаторы с обязательным включением двигательно-кинестетического анализатора.

- Динамическое наблюдение за психофизическим развитием ребенка в течение длительного времени.

- Гибкое сочетание различных видов и форм коррекционной работы.

- Тесное взаимодействие с родителями и всем окружением ребенка, которое является залогом эффективности коррекционно-развивающего воздействия.

- Необходима такая организация среды (быта, воспитания), которая могла бы максимальным образом стимулировать развитие ребенка, сглаживать негативное влияние заболевания на его психическое состояние.

- Ежедневный учет психофизического состояния ребёнка при определении режима нагрузок.

 

2. Комплексный характер коррекционно-педагогической работы. Требования к организации и проведению занятий с детьми с ДЦП в зависимости от формы двигательных нарушений.

Двигательные нарушения, определяющие специфику коррекционно-воспитательного процесса детей с ДЦП, являются не только следствием повреждения моторных зон, но и недоразвитием сенсорно-двигательных координаций (визуально-двигательные: «глаз–рука», «глаз–нога»; аудио- двигательные), операций анализа и синтеза в пространственном мышлении.

В каждой форме ДЦП фиксируются кинестезии – нарушения ощущений движения, серьезно нарушается восприятие пространства:

· при гемиплегии нарушается боковая ориентация,

· при диплегии ориентация по вертикали,

· при тетраплегии саггитальная ориентация в направлении сзади вперед.

Исходя из этого, целесообразно вводить занятия по развитию двигательной мобильности, включая координацию движений, ориентировку в пространстве, организовывать занятия по сенсорной интеграции для стимуляции работы анализаторов в условиях координации различных органов чувств.

Метод сенсорной интеграции является динамическим: зрительные, слуховые, тактильные и прочие ощущения и представления возникают в процессе движения. Основная идея коррекционных технологий, основанных на сенсорной интеграции, – обеспечить возникновение сенсорных импульсов и контролировать их, особенно импульсы от вестибулярной системы, мышц, суставов и кожи в таком виде, чтобы ребенок самостоятельно и непринужденно формировал необходимые реакции в ответ на сенсорные раздражители. Цель – наладить процесс слаженной совместной работы различных отделов нервной системы, тем самым расширить компенсаторные возможности высшей нервной деятельности.

У большинства детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата выявляются речевые нарушения. Чаще всего – различные формы дизартрии. В самых тяжелых случаях может наблюдаться анартрия.

В Положении о специальной общеобразовательной школе (школе- интернате) для детей с особенностями психофизического развития (Постановление Министерства образования Республики Беларусь 26 мая 2005 г. № 41) подчеркивается, что учащиеся с трудностями в обучении, нарушениями зрения, интеллектуальной недостаточностью, нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, имеющие речевые нарушения, получают логопедическую помощь, оказываемую учителем-дефектологом (учителем-логопедом) на специально организуемых групповых или индивидуальных занятиях. Деятельность учителя-дефектолога (учителя- логопеда) осуществляется в порядке, установленном актами законодательства Республики Беларусь (пункт 51). Задачами психолого-педагогической помощи детям с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата являются коррекция нарушения поведения, стимуляция эмоциональной, интеллектуальной, речевой и социальной активности, мотивации учения, приобретения навыков самообслуживания и соответствующих возрасту трудовых умений.

Обучение должно идти впереди развития, и строиться не только на завершѐнных циклах развития, а прежде всего на тех физических и психических функциях, которые ещѐ не созрели. Коррекцию, как правило, связывают с развитием ребѐнка. К огда речь идѐт о коррекционно-педагогической работе, то ее нельзя искусственно вычленить из триединой схемы образования: обучение – воспитание – развитие.

  1. Коррекционное обучение – усвоение знаний о путях и средствах преодоления недостатков психического и физического развития.

2. Коррекционное воспитание – это воспитание типологических свойств личности, качеств, позволяющих адаптироваться в социальной среде.

3. Коррекционное развитие – преодоление недостатков умственного и физического развития, совершенствование психических и физических функций, сохранной сенсорной сферы и нейродинамических механизмов компенсации дефекта.

 

3. Основные направления и формы коррекционно-педагогической работы в разных возрастных периодах.

Формы работы специалистов с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата: индивидуальные, подгрупповые и фронтальные; возможен лабильный подход к уровню усвоения материала разными детьми. Формы коррекционной работы с учащимися определяются общеобразовательным учреждением в соответствии с медицинскими показаниями.

Наиболее приемлемым видом образовательного учреждения для учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата является специальная коррекционная школа-интернат. В этих учреждениях обеспечивается безбарьерная среда жизнедеятельности, используются специальные образовательные программы и методы обучения.

Рассматривая положительные аспекты данной модели, следует учитывать и некоторые негативные моменты:

- отрыв от семьи;

- отрыв от нормально развивающихся сверстников;

- постоянное пребывание среди детей, имеющих аналогичные отклонения в развитии.

При отсутствии специальных (коррекционных) образовательных учреждений по месту жительства ребенка возможны разные варианты организации обучения такого ребенка в массовых общеобразовательных учреждениях:

а). Обучение на дому.

б). Частичная интеграция в массовые школы. Для этого варианта обучения необходимы следующие условия:

- наличие оборудования – рабочее место (стол, стул, специальные приспособления для письма),

- соблюдение ортопедического режима и режима охраны зрения,

- дозирование интеллектуальных и физических нагрузок; психологическое сопровождение,

- повышение квалификации педагогов школы.

 в). Полная интеграция в массовые общеобразовательные школы.

При наличии речевых нарушений ребенок должен получать логопедическую помощь.

Интеграция ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата будет успешна при условии или при наличии:

- учета психофизических особенностей детей с двигательной патологией;

- специально приспособленного здания;

- специальной мебели;

- специальных приспособлений для обучения;

- соблюдения ортопедического, двигательного режима и режима нагрузок.

Интеграция детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в условиях гибких классов возможна только при сочетании двигательной патологии с задержкой психического развития или неотягощенной умственной отсталостью.

Нецелесообразно интегрировать следующие группы учащихся с двигательными нарушениями:

- с тяжелой или средней степенью выраженности двигательной патологии в сочетании с умственной отсталостью;

- с тяжелой двигательной и речевой патологией или неразборчивой речью;

- с двигательной патологией в сочетании с эписиндромом;

- с тяжелой двигательной патологией в сочетании с нарушениями зрения или слуха;

- с выраженными эмоционально-волевыми и поведенческими нарушениями.

Важным направлением работы является включение семьи ребенка с двигательной патологией в реабилитационный процесс и поэтапное обучение родителей коррекционно-развивающим технологиям.

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.