Современные технологии реабилитации детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата. — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Современные технологии реабилитации детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата.

2019-12-19 793
Современные технологии реабилитации детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Коррекционно-развивающее воздействие осуществляется на основе использования разнообразных практических, наглядных и словесных методов. В специальных образовательных учреждениях используются следующие методы:

Практические методы и приемы обучения ( Постановка практических и познавательных задач; Дидактические игры и т.д.)

Наглядные методы ( обследование предметов; рассматривание предметных и сюжетных картин, фотографий и т.д.)

Словесные методы ( речевая инструкция, беседа, описание предмета и др.)

Двигательно-кинестетические методы ( дифференцированный (в том числе логопедический) массаж; пассивная гимнастика; искусственная локальная контрастотермия)

В процессе коррекционной работы используются современные образовательные технологии, и, прежде всего, широкие реабилитационные возможности полифункционального оборудования «сенсорной комнаты» («светлой»– мягкой игровой и «темной»).

Специально организованная полифункциональная интерактивная среда «темной» сенсорной комнаты стимулирует познавательную активность и интерес к сотрудничеству со взрослым и сверстниками, а также является превосходным средством для активизации всех сенсорных процессов детей с ДЦП.

Сочетания сенсорных стимулов различной модальности (цвета, музыки, запахов), их длительность и интенсивность оказывает определенное воздействие на эмоциональное и психическое состояние ребенка – тонизирующее, стимулирующее, укрепляющее или же, наоборот, расслабляющее и успокаивающее. В условиях сенсорной комнаты используется массированный поток информации на каждый анализатор. Таким образом, восприятие становится более активным. Такая активная стимуляция всех анализаторных систем приводит не только к повышению активности восприятия, но и к ускорению образования межанализаторных связей.

Одним из эффективных методов коррекционно-развивающей работы с детьми являются занятия в «мягкой игровой комнате», направленные на формирование двигательной, познавательной и речевой активности у детей. Особенностью «мягкой игровой комнаты» является наличие различных мягких модулей в виде «леса» из круглых колонн, ступенек, «сухого бассейна», заполненного цветными шариками, а также наличие мягкого покрытия пола и стен комнаты, предотвращающих травматизм детей и уменьшающих чувство страха падения, что особенно важно для детей с двигательной патологией. Занятия в условиях «мягкой игровой комнаты» проводятся как в индивидуальной, так и в подгрупповой форме. При этом используются специальные игры, направленные на совершенствование имеющихся двигательных навыков, освоение новых этапов двигательного развития, манипулятивной деятельности, зрительно-моторной координации, тренировку вестибулярного аппарата, развитие познавательной активности и мотивации (в том числе речевой), развитие ощущений себя в пространстве.

В последнее время большую популярность получил еще один метод коррекционно-педагогической работы с детьми с ДЦП – «кондуктивная педагогика». Кондуктор – специалист, знающий проблемы медицины, педагогики, лечебной физкультуры, логопедии, психологии. Он является единственным специалистом, работающим с ребенком. Педагог-кондуктор, занимаясь с детьми в течение всего дня, уделяет внимание тренировке движений, речи, психики, эмоциональных реакций. Его основная цель–преодоление двигательной, психической, речевой и недостаточности путем воспитания, развития задержанных и коррекции нарушенных функций.

В коррекционно-педагогической работе с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата применяются программы PUZI и PICTOP. Русифицированная версия программы PICTOP 2 наиболее применима в рамках обучения детей родному языку, математике, а также другим предметам, где возможно составление вопросов по содержанию изучаемого материала и ограниченного числа программированных ответов на них (по принципу закрытого опросника). Программа дает возможность быстро писать непосредственно с помощью клавиатуры или с помощью автоматического выбора букв, слогов, слов или предложений. Управлять программой «Пиктоп» можно с помощью мыши и клавиатуры, а также с помощью специальных внешних устройств. Шрифты выводимых на экран текстов специально увеличиваются до большого размера. Другая программа позволяет работать с графическими изображениями. Программа под названием «Пюзи» является компьютеризированным аналогом задания «Собери картинку из частей». Отличительной особенностью программного обеспечения для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата является возможность управления этими программами с помощью выносных устройств–контакторов.

 

4. Организация образования лиц с двигательными нарушениями в нашей стране и за рубежом.

Развитие детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата при помощи кондуктивной педагогики разработал А.Петё (в 1945 г.)

Кондуктивная педагогика является эксклюзивной, высокоэффективной терапией, созданной и практикуемой в Институте им. проф. Андраша Петё в Будапеште. Главной идеей профессора Петё было то, что для правильного функционирования организма необходимо не изменение дефекта, а развитие, содействие и воспитание в пациенте готовности к изменению своего состояния. В этом смысле слово «кондуктивность» обретает значение «настроенности» к достижению цели, к решению задач.

Кондуктивная педагогическая система профессора Петё направлена на всестороннее развитие личности, выявление индивидуальных особенностей ребенка, взаимодействие с людьми и подготовку к интегрированию в социум.

Педагог-кондуктор, занимаясь с детьми в течение всего дня, уделяет внимание тренировке движений, речи, психики, эмоциональных реакций. Кондуктор предлагает ребенку с помощью своеобразного аутотренинга расслабиться, принять нужное для каждого двигательного комплекса исходное положение.

Выполнение движений самообслуживания является методом развития и коррекции нарушенных двигательных функций. Также Кондуктор фиксирует внимание детей на наиболее удачных приемах самокоррекции, помогающих им овладеть тем или иным двигательным комплексом, при необходимости закрепляя его повторением. Стимуляция развития движений происходит при максимальном осознании ребенком необходимости каждого двигательного комплекса.

Чрезвычайно большое значение имеет постоянный положительный эмоциональный фон. Кондуктор помогает ребенку освоить движение, указывает ему на его достижения и на дальнейшие возможности развития осваиваемого двигательного комплекса, поощряет его за сделанное. При выполнении того или иного задания кондуктор стремится вызвать максимальную эмоциональную реакцию ребенка, разговаривает с ним в спокойном тоне, поощряет его за минимальный достигнутый успех, побуждает к повторению, ставя в пример другим детям его результаты. Кондуктор никогда не делает замечаний конкретному ребенку, а обращается ко всей группе. Он стремится пробудить в ребенке активность, мотивацию, опираясь на ориентировочные познавательные двигательные реакции, развитие которых хотя и задержано, но не утрачено вовсе.

Важный момент стимуляции двигательной активности — участие всех детей независимо от их состояния, в актах самообслуживания (чистка обуви, мытье посуды, убирание со стола после еды и т. д.), причем особенно значимым оказывается осознание ребенком полезности его деятельности для всего коллектива.

Педагогический подход к развитию функций предполагает групповые занятия. В группу объединены дети с различными двигательными возможностями. Это рождает стремление к совершенствованию своих двигательных навыков, подражанию тем детям, у которых они более развиты. Группа под руководством педагога-кондуктора на протяжении дня осваивает различные виды деятельности — вставание с постели, умывание, совершение туалета, еду, уборку комнаты и т. д.

Кондуктор стремится развить у ребенка сразу сложные функции, в которые так или иначе включаются более примитивные, при этом он вначале не фиксирует внимание на качестве движений. Постепенно в процессе специальных упражнений и повседневной деятельности движения совершенствуются.

При помощи системного подхода в реабилитации дети быстрее осваиваются и учатся самостоятельному обслуживанию.

Значимая заслуга Андраша Петё заключается в том, что он первым осознал, что ребенку необходимо привить мотив и стремление к достижению цели. Для ребенка достаточной мотивацией может послужить только игра. Все приемы кондуктивной педагогики основываются только на игровой форме, таким образом, ребенок вовлечен и активно принимает участие в собственном развитии.

В создании среды на первый план выносятся несколько сфер жизнедеятельности ребенка – обучение, игра, сон, прием пищи, гигиенические мероприятия, отдых. Для каждой из этих сфер врачи-кондуктологи подбирают специально разработанную мебель и приспособления.

Кондуктивная реабилитация предполагает индивидуальный подход к каждому ребенку, начиная от выбора программы в соответствии с его способностями, уровнем развития и возрастом. Так как курс занятий для каждого ребенка устанавливается индивидуально, у многих детей наблюдаются достижения уже после нескольких недель терапии. Видимые результаты реабилитации, как правило, появляются после 1,5 - 2 месяцев активных занятий.

В Институте кондуктивной педагогики каждый ребенок особенный, поэтому здесь уделяют большое внимание как групповым, так и индивидуальным занятиям, а главное – дети привыкают к мысли, что они могут обучаться, и более того, что они очень способные и талантливые.

Методика Войта

В начале 50х годов детский невропатолог из Чехословакии Вацлав Войта, занимаясь реабилитацией детей, страдающих ДЦП, заметил определённые закономерности в изменении их мышечного тонуса. Так началась разработка новой лечебной методики. В ходе дальнейших клинических исследований оказалось, что улучшения в работе мышц у детей, страдающих ДЦП, имели определённые особенности: впервые у этих детей в их скелетной мускулатуре возникли закономерные и автоматические мышечные функции, неизвестные им ранее. Столь же регулярно восстанавливались и вегетативные реакции (покраснение кожи, образование пота на определённых частях тела, изменение кровяного давления, частоты и глубины дыхания). Отмечалось, что если мышцы удавалось «разбудить» единожды, то пациент автоматически включал их в спонтанную моторику. В 1968 г. В.Войта эмигрировал в ФРГ, где продолжил работу над методикой. В течение многих лет в Мюнхенском Детском Центре активно практикуют этот метод реабилитации не только у детей, страдающих ДЦП, но и при ряде других заболеваний, сопровождающихся нарушением моторики. Метод В.Войты получил широкое распространение в странах Европы, в Японии, США как один из самых эффективных в лечении двигательных патологий.

Войта-терапия

Рефлекторная локомоция – основа Войта-терапии. За счёт терапевтического применения рефлекторной локомоции у пациентов с повреждениями центральной нервной системы и двигательного аппарата можно восстановить – по крайне мере в отдельных областях – элементарные двигательные модели, то есть они становятся снова доступными.

В процессе Войта-терапии терапевт оказывает целенаправленное давление на определённые зоны тела пациента, который находится в положение на животе, на спине или на боку. Подобные раздражения у людей любого возраста автоматически и без их собственной инициативы, то есть без активного намеренного содействия пациента, приводят к двум двигательным комплексам: рефлекторному ползанию в положении на животе и рефлекторному переворачиванию из положения на спине и боку. Рефлекторное ползание ведёт к своего рода ползущему движению, в то время как рефлекторное переворачивание начинается в положении на спине и, миную положение на боку, переходит в положение на четвереньках. При рефлекторной локомоции происходит координированная, ритмичная активация всей скелетной мускулатуры и реагирование различных уровней интеграции центральной нервной системы. Таким образом видимо задействуются все движения, появляющиеся у человека при развитии хватания, переворачивания, ползанья, вставания и хождения. За счёт терапевтического применения рефлекторной локомоции у пациентов активируются необходимые для повседневных спонтанных движений – бессознательно используемые – функции мышц, в первую очередь на позвоночнике, но также на руках и ногах, кистях и ступнях и на лице.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.