Шаховская светлана николаевна — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Шаховская светлана николаевна

2019-12-18 480
Шаховская светлана николаевна 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ЛЕВИНА РОЗА ЕВГЕНЬЕВНА

(1908—1989)

В 1927 году поступила во 2-й МГУ (ныне МПГУ) на педагогический факультет. Посещала психологический кружок Льва Семеновича Выготского, в котором участвовали Л.И. Божович, А.В. Запорожец, Н.Г. Морозова, Л.С. Славина. Начала изучать детскую речь под руководством Л.С. Выготского. В 1931 году Роза Евгеньевна начинает работать в в Научно-исследовательском институте дефектологии АПН РСФСР. С 1931 по 1948 год она заведует Клиникой речи этого института. В 1933 г. возглавила медико-педагогическую группу, сформированную при ЭДИ для работы с детьми-алаликами. В 1941 г. защищает кандидатскую диссертацию «Исследование алексии и аграфии в детском возрасте». Эта работа внесла радикальные перемены в интерпретацию причин и патогенеза нарушений письменной речи. В 1951 г. опубликовала книгу «Опыт изучения неговорящих детей (алаликов)», где впервые в логопедии были последовательно изложены принципы системного анализа речевой и психической недостаточности алаликов. Основные положения и выводы этой работы имеют и до настоящего времени первостепенное дифференциально-диагностическое значение для теории и практики логопедии. В 1961 г. завершила обширное исследование, результаты которого были изложены в ее докторской диссертации «Нарушение письма у детей с недоразвитием речи». Впервые был осуществлен анализ различных компонентов речевой деятельности, влияющих на природу нарушений письма: описаны индивидуальные особенности компенсации в соответствии с различной структурой дефекта письма. Итогом значительного периода научной деятельности Розы Евгеньевны явилась широко известная логопедам книга «Основы теории и практики логопедии» (1968 г.), написанная коллективом сотрудников под ее непосредственным руководством. Самым крупным достижение Розы Евгеньевны является построение концепции общего недоразвития речи. Ей разработана классификация общего недоразвития речи и раскрыты пути его преодоления. Роза Евгеньевна обосновала новый подход к организации системы коррекционной работы по преодолению речевых нарушений на основе выделении дифференцирующих признаков речевого дефекта. Значительным вкладом в развитие организации логопедической помощи в системе образовательных учреждений явилась разработанная ею психолого-педагогическая классификация речевых нарушений. Труды:

1. Опыт изучения неговорящих детей. М., 1954.

2. Нарушение письма у детей с недоразвитием речи. М., 1961.

3. Основы теории и практики логопедии. М., 1968.

 

ЛЯПИДЕВСКИЙ СЕРГЕЙ СЕМЕНОВИЧ (1903 – 1975)

Свою трудовую деятельность начал с работы педагогм-воспитателем в детских трудовых колониях и детских домах для аномальных детей в качестве педагога-воспитателя. После окончания педагогического факультета 2-го МГУ в 1925 году был направлен на работу в Казань, где он работает сначала педагогом, а затем завучем в психоневрологической школе санаторного типа при психиатрической окружной больнице, руководимой профессором Т.И. Юдиным. Работая педагогом, Сергей Семенович ощущает недостаточность педагогических знаний и поступает на медицинский факультет Казанского университета, где получает высшее медицинское образование, которое завершает в 1929 году в Москве на медицинском факультете 1-го МГУ.В 30-е гг. вместе с А. И. Дьячковым организовал Московский областной и городской дефектологический кабинет, а в 1932 году —дефектологический факультет и кафедру дефектологии в Московском городском педагогическом институте. С 1946 по 1965 год работал в Научно-исследовательском институте дефектологии АПН РСФСР старшим научным сотрудником и одновременно читает лекции на дефектологическом факультете МГПИ им. В.И. Ленина. В 1955 году был избран на должность заведующего кафедрой психопатологии и логопедии МГПИ им. В. И. Ленина. При его непосредственном участии создавались учебные планы и программы, совершенствовалась система подготовки специалистов-дефектологов. С 1946 по 1955 г. был экспертом ЮНЕСКО по дефектологии, способствовал уста овлению научных связей с дефектологами ряда стран. Его работы изданы в Румынии и Югославии.

Труды:

1. Анатомо-физиологические механизмы речи (в соавторстве). М.,1969.

2.Дифференциация состава учеников вспомогательных школ// Учебно-воспитательная работа в специальных школах. Вып. IV. М., 1954.

3.Невропатология. М., 1965

4.Очерки по патологии речи и голоса / Под ред. С. С. Ляпидевского.

Вып. I, II, III. М., 1963.

5.Расстройства речи у детей и подростков//Под ред. С. С. Ляпидевского. М., 1969.

6.Учение И. П. Павлова о высшей нервной деятельности и его значение в клинической медицине и специальной педагогике // Учебно-воспитательная работа в специальной школе. М., 1951.

 

ОРФИНСКАЯ ВЕРА КОНСТАНТИНОВНА (1899 – 1971)

Училась в Петрограде на этнолого-лингвистическом отделении университета. Ее учителями и руководителями первых научных работ были ученые с мировым именем, профессора-лингвисты М. Г. Долобкс и Л. В. Щерба. В течение нескольких лет занималась и на биологическом факультете, где серьезно изучила курсы анатомии, гистологии, а также физиологии под руководством  А.А.Ухтомского. Еще в довоенные годы занялась изучением дисграфии у учащихся младших классов массовой школы. В 1928 г. продолжила свои исследования в фонетическом институте, где обследовались, воспитывались и обучались дети с различными видами патологии: глухие, слепоглухонемые, заикающиеся, алалики. Ее исследовательская деятельность, начиная с военных лет, сосредоточилась в основ ом на проблеме алалии и афазии. Впервые в истории логопедии Верой Константиновной было проведено сравнительное лингвистическое исследование таких сложных речевых расстрой тв, как афазия и алалия. В разработанной ею лингвистической классификации представлены не только ведущие расстройства, но и характер неполноценности языковых систем, их соотношение с гностико-практическими расстройствами, подробно описаны симптомы языковых расстройств, проявления нарушений фонематической, морфологической, синтаксической систем языка. Результаты сравнительного лингвистического изучения алалии и афазии были обобщены Верой Константиновной в ее докторской диссертации, которую она защитила в 1960 году в ЛГПИ им. А. И. Герцена на дефектологическом факультете.

Труды:

1.Спорные вопросы обучения слышащих детей без речи. Л., 1959.

2.Принципы построения дифференциальной методики обучения алаликов на основе лингвистической классификации форм алалии. Л.,1963.

3.Методика работы по подготовке к обучению грамоте детей-алаликов и анартриков. Л., 1963.

 

ПРАВДИНА ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА

(1894 – 1977)

Окончила в 1917 г. физико-математический факультет Московских высших женских курсов. В 1920—21 уч. г. по ее просьбе была командирована на годичные курсы по детской дефективности, а через год начала работать в медико-педагогической клинике Наркомпроса в качестве логопеда. Ее идейными руководителями стали широко известные ученые Ф. А. Рау и Ю. А. Флоренская. С1933 по 1936 г. Ольга Владимировна работала в логопедической поликлинике при объединении им. Н. А. Семашко. С 1936 стала работать логопедом в Научно-практическом институте (ныне Институт коррекционной педагогики РАО).В период Великой Отечественной войны защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата педагогических наук на тему: «Тяжелая детская дизартрия в логопедической практике». С 10 сентября 1952 г. начала работать на кафедре психопатологии и логопедии МГПИ им. В. И. Ленина под руководством С. С. Ляпидевского.В 1969 г. вышел ее учебник «Логопедия» для дефектологических и дошкольных факультетов, а также для логопедов-практиков и для учащихся педагогических училищ.В настоящее время в области логопедии активно работает ряд известных методистов — учеников Ольги Владимировны Правдиной, которые продолжают дело подготовки логопедических кадров для Российской Федерации.

Труды:

1.Альбом по коррекции речевых расстройств при афазии (опыт работы в госпитале). М., 1945 – 49.

2.Логопедия. Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. и перераб. – «Просвещение». М., 1973.

РАУ ФЕДОР АНДРЕЕВИЧ

(1868 – 1957)

Советский дефектолог, член-корр. АПН РСФСР, доктор педагогических наук, профессор. Разрабатывал вопросы теории и практики в сурдопедагогике и логопедии. Инициатор первых мероприятии по организации логопедической помощи в стране. Большое внимание уделял подготовке сурдопедагогов и логопедов, он является одним из организаторов высшего дефектологического образования. В 1925 г. состоит профессором по кафедре сурдопедагогики и логопедии на дефектологическом отделении 2-го МГУ, председат л м дефектологической секции исследовательского института научной педагогики, председателем методической комиссии по сурдопедагогике и ответственным редактором журнала «Вопросы Дефектологии», издаваемого НКПросом. Вел курсы по переподготовке сурдопедагогов с ноября 1926 г. Работал в кружке по логопедии и логотерапии при Центральном Доме Работников Просвещения с 1924 г. Ведет консультацию и работу со студентами по логопедии.В течение многих лет возглавлял кафедру сурдопедагогики и логопедии МГПИ им. В. И. Ленина. Он автор и редактор большого числа печатных трудов (монографий, статей, учебников, методических пособий) по сурдопедагогике и логопедии. Награжден орденом Ленина.

Труды:

1. Букварь для школ глухонемых (совм. с Н. А. Рау). М., 1940.

2. Методика обучения глухонемых произношению (совм. с Ф. Ф.Рау). М., 1959.

3. Методические указания к книге М. Г. Генинг и А. Копейкиной «Учись правильно говорить». М., 1931.

4. Речевая функция у говорящих глухонемых. // Вопросы воспитания слепых, глухонемых и умственно отсталых детей. М., 1924.

5. Постановка и коррекция устной речи у глухонемых. // Pay Ф.А., Лаговский Н.М., Басова А.Г. Методика обучения глухонемых: Учебное пособие для высших педагогических учебных заведений, для педагогических техникумов и для учителей школ глухонемых. Учпедгиз. Вып. 1. М., 1934.

6. Проволочные зонды как пособие при постановке и исправлении произношения.

 

РАУ ЕЛЕНА ФЕДОРОВНА

(1889—1969)

Имя Елены Федоровны известно дефектологам всех поколений. Кандидат пед. наук, доцент. Она (как и Ф. А. Рау и Н. А. Рау) стояла у истоков развития отечественной сурдопедагогики и логопедии, работая с глухими и неговорящими дошкольниками. При Московском институте педиатрии ею был открыт стационар для глухих детей от 2 – 3 месяцев и до 2 лет, а также слухоречевой кабинет для детей с недостатками слуха и речи. В 1935 г. по ее инициативе были открыты первые ясли для детей раннего и преддошкольного возраста, имеющих недостатки слуха и речи. В 1954 – 1956 гг. она совмещала работу в здравотделе Москвы с преподавательской деятельностью на дошкольном отделении дефектологического факультета МГПИ им. В. И. Ленина. С 1956 по 1969 г. Елена Федоровна – доцент кафедры дефектологии МГЗПИ, автор многих известных научных работ.

Труды:

1. О заикании детей дошкольного возраста. М., 1958.

2. Воспитание правильного звукопроизношения у детей (советы родителям). М., 1961.

3. Логопедия — учебник для студентов заочников (в соавт.). М.,

1969.

 

ТРАУГОТТ НАТАЛИЯ НИКОЛАЕВНА (1904 – 1994)

Доктор медицинских наук, профессор, русский нейрофизиолог. Была ученицей академика И. П. Павлова.   Под его руководством защитила кандидатскую диссертацию отзыв на которую написал В. М. Бехтерев. Наталия Николаевна работала вместе с И. П. Павловым, Л. С.Выготским, А. Г. Ивановым-Смоленским, Л. А. Орбели. С 30-х гг. начала изучать физиологию ВИД у лиц с патологией речи, также у больных с психопатологическими синдромами.В 1927 г. начинает работать в физиологической лаборатории под руководств м А. Г. Иванова-Смоленского.В 1956 г. Наталия Николаевна возглавляет лабораторию патологии высшей нервной деятельности Института эволюционной физиологии им.И. М. Сеченова. В 1964 г. Наталия Николаевна защищает диссертацию на степень доктора медицинских наук по теме: «О сенсорной афазии и алалии».В сферу ее научных интересов входило изучение межполушарного взаимодействия. Впервые в истории науки она экспериментально изучала работу анализаторов человека при локальных поражениях головного мозга, изучила работу слухового анализатора при детской тугоухости, алалии и афазии. Ей удалось дифференцировать сенсорную алалию от тугоухости по специфике нарушений слуховой функции. Ею был впервые в отечественной и мировой физиологии выявлен и описан феномен замыкательной акупатии как общий механизм нарушения неречевого и речевого слуха.Под руководством Наталии Николаевны в лаборатории патологии высшей нервной деятельности ИЭФиБ им. И. М. Сеченова, которую она возглавила в 1956 году, проводились исследования анализаторных систем. В конце 60-х гг. лаборатория обратилась к изучению проблемы межполушарного взаимодействия.

Труды:

1. К вопросу об организации и методике речевой работы с моторными алаликами // Расстройства речи в детском возрасте. Л., 1940.

2. Нарушения слуха при сенсорной алалии и афазии (в соавт.). Л.,

1975.

3.О сенсорной афазии и алалии: Дис: … д.мед.н. Л.,1964.

4.О нарушениях взаимодействия сигнальных систем при некоторых остро возникающих патологических состояниях мозга. Л., 1957.

 

ХВАТЦЕВ МИХАИЛ ЕФИМОВИЧ

(1883—1977)

Начал свою научную деятельность в 1926 г, когда начал работать логопедом в школе для умственно отсталых детей.Уже в 1930 г. вышла первая написанная им книга — «Дефекты речи». Далее — «Логопедия», выдержавшая пять изданий и до настоящего времени являющаяся наиболее полным и всеобъемлющим руководством в области речевой патологии. В 1949 году по его инициативе в Ленинграде были открыты первые логопедические пункты в общеобразовательных школах. Михаилом Ефимовичем было создано методическое объединение учителей-логопедов, которым он руководил много лет. В 50-х гг. логопедических пунктов было не более шести на весь Ленинград. Благодаря целенаправленной работе Михаила Ефимовича и его единомышленников в 80-х гг. уже в каждом районе было открыто более 10-и школьных логопедических пунктов. Михаил Ефимович всегда проявлял особую заботу о созданном им методическом объединении ленинградских школьных логопедов, которым он бессменно руководил в течение нескольких десятилетий, будучи заведующим кафедрой сурдопедагогики.Михаил Ефимович впервые все причины речевых нарушений разделил на внешние и внутренние, особо подчѐркивая их тесное взаимодействие. Он также выделил органические (анатомо-физиологические, морфологические), функциональные (психогенные), социально-психологические и психоневрологические причины. К органическим причинам были отнесены недоразвитие и поражение мозга, во внутриутробном периоде, в момент родов или после рождения, а также различные органические нарушения периферических органов речи. Михаилом Ефимовичем были выделены органические центральные (поражения мозга) и органические периферические причины (поражения органов слуха, расщепления нѐба и другие морфологические изменения

 

речевого аппарата). Функциональные причины он объяснил учением И.П.Павлова о нарушениях соотношения процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе. Он подчѐркивал взаимодействие органических и функциональных, центральных и периферических причин. К психоневрологическим причинам он относил умственную отсталость, нарушения памяти, внимания и другие расстройства психических функций. Важную роль Михаил Ефимович отводил социально-психологическим причинам,понимая под ними различные неблагоприятные влияния окружающей среды. Им впервые было обосновано понимание причин возникновения речевых нарушений на основе диалектического подхода к оценке причинно-следственных      связей в       патологии речи.Михаил Ефимович разрабатывал классификацию речевых нарушений. Много сделал для создания системы коррекции нарушений звукопроизношения.

Труды:

1. Логопедия: уч. для пед. институтов. М, 1937

2. Как самому избавится от картавости / Руководство для подростков

и взрослых. М., 1954.

3. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. М., 1957.

4. Недостатки речи у школьников. М., 1958.

5. Логопедия: Учебник для вузов. М., 1998.

 

 

ВИЗЕЛЬ ТАТЬЯНА ГРИГОРЬЕВНА

В 1961 году окончила дефектологический факультет МГПИ им. В. И. Ленина. После окончания института в течение 5 лет работала логопедом с детьми, затем — в НИИ неврологии АМН СССР прошла специализацию по нейропсихологии и восстановительному обучению больных с афазией и стала работать с больными как практический логопед.Под руководством Э. С. Бейн написала кандидатскую диссертацию «Некоторые особенности грамматического строя речи у больных с афазией», которую защитила в 1976 году.Работает в Центре патологии речи и нейрореабилитации, возглавляемом профессором В. М. Шкловским. Автор 90 публикаций, имеет авторские свидетельства на разработанные в соавторстве с

В. М.Шкловским и Т. Г. Боровенко методики, в частности на методику использования при афазии средств невербальной коммуникации.

Труды:

1. Как вернуть речь. М., 1998.

2. Основы нейропсихологии. Учебник для студентов вузов. Аст.Астрель. М., 2005.

3. Восстановление речи у больных с афазией (в соавтор.). М., 1997.

4. Логопедические упражнения на каждый день для выработки четкой речи. М., 2012.

5. Коррекция заикания у детей АСТ, Астрель, ВКТ, 2009.

 

 

ВОЛКОВА ГАЛИНА АНАТОЛЬЕВНА

В 1959 г. окончила дефектологический факультет ЛГПИ им. А. И. Герцена. С 1959 по 1966 гг. работала логопедом в детской поликлинике и психоневрологическом диспансере г. Владивостока.Галина Анатольевна ученица профессора М.Е. Хватцева. В 1972 г. она успешно защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата педагогических наук на тему: «Заикание у детей дошкольного возраста и коррекционная работа с ними по системе игр».Ею разработана новая дисциплина — логопатопсихология, наука о психологическом развитии лиц с нарушениями речи.

Она автор более 120 научных трудов, в том числе и пробного рукописного варианта проспекта учебника «Логопедия». Участвует и в создании уже авторского проспекта, который в последующем и был утвержден МП СССР. Соавтор учебника «Логопедия», «Хрестоматия по логопедии» в 2-х томах (проблемы заикания и афазии). В 1991 г. создала Ассоциацию логопатологов Санкт-Петербурга и области.

  Труды:

1. Логопедия / Под ред. Л. С. Волковой (гл. учебника). М., 2002.

2. Хрестоматия по логопедии (составитель разделов 5, 7). М., 1997.

3. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников. Книга для логопедов. ООО «ИЗДАТКЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС».СПБ., 2003.

4. Логопедическая ритмика. Учебник для студентов ВУЗов. ООО«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС». СПб., 2010.

5. Методика психолого-логопедич ского обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. ООО«ИЗДАТКЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС». СПБ., 2012.

 

ВОЛКОВА ЛАРИСА СТЕПАНОВНА

(1930 — 2004)

Учѐный-логопед и организатор высшего дефектологического образования. В 1952 г. закончила дефектологический факультет ЛГПИ им. А. И. Герцена и была зачислена в штат кафедры сурдопедагогики. С 1957 г. работала в г. Лиепая Латвийской ССР сначала старшим преподавателем, затем заведующим кафедрой педагогики начальной школы в ЛГПИ им. Лациса. В 1965 г. защитила кандидатскую диссертацию. В 1967 году присвоено звание доцента. В 1970 г. возвращается в ЛГПИ им.Герцена, избрана деканом дефектологического факультета и доцентом кафедры психопатологии и логопедии. С 1981 по 1996 г. заведует кафедрой психопатологии и логопедии, в последующем  преобразованную в кафедру логопедии. Лариса Степановна разработала новое направление в логопедии: изучение и коррекция системных речевых расстройств у детей с нарушениями зрения. Она отмечает, что в характере системных нарушений речи у зрячих детей и детей с дефектами зрения имеется общее, но отмечается и частное (специфическое).В течение многих лет была членом редколлегии научно-методического журнала «Дефектология», «Новости отоларингологии и логопатологии». По поручению Министерства просвещения СССР Лариса Степановна стала       автором     и научным редактором учебника «Логопедия» (издания 1989, 1995, 2002, 2004), научным редактором двухтомного издания «Хрестоматия по логопедии»(1997)

Труды:

1. Выявление и коррекция нарушений речи у детей с глубокими дефектами зрения. Л., 1991.

2. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,1998.

3. Хрестоматия по логопедии, I и II том (научный редактор). М.,1997.

 

 



ЛАЛАЕВА РАИСА ИВАНОВНА

(1938 – 2012)

В 1956 г. с отличием окончила Моршанское педагогическое училище, получив специальность учителя начальных классов, и поступила на дефектологический факультет ЛГПИ имени А.И.Герцена, который окончила в 1961 г. Окончила 2 отделения этого факультета: в 1961 году –дневное по специальности «Тифлопедагогика», в 1966 году — заочное по специальности «Олигофренопедагогика».С 1962 г. по 1966 г. работала в качестве логопеда, учителя вспомогательной школы, воспитателя школы слабовидящих. В 1970 г. окончила аспирантуру при каф дре психопатологии и логопедии ЛГПИ им. А. И. Герцена, в 1971 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Нарушения чтения у учащихся 1-2 классов вспомогательной школы и пути их устранения».В 1989 г. защитила докторскую диссертацию «Нарушения речи и система их коррекции в процессе логопедической работы во вспомогательной школе».Ею была разработана классификация дислексии и дисграфий.Под еѐ руководством сформировалась научная школа по изучению структуры сложного речевого дефекта у детей с интеллектуальной недостаточностью.При решении актуальных проблем логопедии Раиса Ивановна работала в русле психолингвистического подхода к анализу механизмов речевой патологии. Психолингвистический подход был реализован и в кандидатских диссертациях, выполненных под ее руководством.

Труды:

1. Нарушение процесса овладения чтением у школьников. М., 1983.

2. Логопедия (гл. в учебнике) / Под ред. Л. С. Волковой. М., 2002.

3. Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л. С. Волковой, В. И. Селиверстова. (Автор разд. 8.). М., 1997.

4. Логопедическая работа в коррекционных классах. М., 2002.

 

 

МАСТЮКОВА ЕЛЕНА МИХАЙЛОВНА

Доктор медицинских наук, профессор, зав. лабораторией клинического изучения аномальных детей НИИ дефектологии АПН СССР.

Ученый-дефектолог, известный не только в России, но и за рубежом. Доктор медицинских наук, профессор. Ее исследовательская и консультативная работа по изучению детей с детскими церебральными параличами всегда отличается высочайшим уровнем профессионализма. Широкую известность среди ученых и родителей аномальных детей приобрела деятельность Елены Михайловны в период ее работы в лаборатории НИИ дефектологии. Лаборатория превратилась во всесоюзный консультационный диагностический центр для детей и их родителей. Елена Михайловна проявила себя и как педагог: преподавала в МГПИ им. В. И. Ленина на кафедре логопедии. В настоящее время работает в детском восстановительном центре «Аист».Автор многих блестящих монографий, учебных пособий, глав учебников, пособий для родителей.

Труды:

1. Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей (в соавт.). М., 1972.

2. Лечебная педагогика. (ранний и дошкольный возраст: Советы педагогам и родителям по подготовке к обуч ию детей с особыми проблемами в развитии). Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. М., 1997.

3. Логопедия / Под ред. Л. С. Волковой (гл. учебника). М., 2002.

4. Профилактика и коррекция нарушений психического развития детей при семейном алкоголизме: Пособие для психологов и педагогов. Владос. М., 2006.

 

ОРЛОВА ОЛЬГА СВЯТОСЛАВОВНА

зав. кафедрой логопедии, доктор педагогических наук, профессор, академик МСАО им. Я.А.Коменского. В 1976 г. с отличием окончила дефектологический факультет Московского государственного педагогического института имени В.И.Ленина и начала работать на кафедре психопатологии и логопедии. В 1985 году защитила кандидатскую д ссертацию «Система коррекционной логопедической работы при спастической дисфонии», а в 1998 г. докторскую диссертацию «Система логопедической работы по коррекции и предупреждению нарушений голоса у педагогов».В 1991 г. была одним из инициаторов создания Ассоциации фониатров и фонопедов, в настоящее время является заместителем председателя, ведет большую общественную работу.

Труды:

1. Нарушения голоса в период мутации: Особенности фонопедической работы // Метод ческие рекомендации МЗ РСФСР. М., 1984.

2. Нарушения голоса у детей //Библиотека логопеда. АСТ, Астрель, Транзиткнига. М., 2005.

3. Нарушение голоса // Учеб. пособие для студентов. АСТ/ Астрель. Серия: Высшая школа. М., 2008.

4. Реабилитация лиц речевых профессий с нарушениями голоса. М.,1998.

 

СЕЛИВЕРСТОВ ВЛАДИМИР ИЛЬИЧ

Кандидат педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой дошкольной коррекционной педагогики и психологии (дошкольной дефектологии) МПГУ им. В. И. Ленина, заместитель декана по научной работе, научный руководитель СНО факультета. В 1955 г. окончил дефектологический факультет МПГУ им. В.И. Ленина, затем по направлению института 7 лет был на практической работе в г. Кирове, где работал учителем-логопедом, логопедом-методистом областного масштаба. Автор более 200 публикаций. Ему принадлежат первые обобщения по истории логопедии как науки. Ведет большую научно-методическую и научно-организационную работу. В течение многих лет был заместителем председателя Ученой комиссии по дефектологии МП РСФСР и членом президиума Научно-методического совета по коррекционно-педагогическим проблемам дошкольного образования Минобразования РФ, руководитель комиссии по дошкольной дефектологии УМО совета по педагогическому образованию Минобразования РФ, член редколлегии научно-методического журнала РАО «Дефектология»; член специализированного диссертационного совета МПГУ и др.

Труды:

1. Игры в логопедической работе с детьми / Ред. и сост. В. И. Селиверстов. 1987.

 

2. Практикум по дошкольной логопедии/Под ред. В. И. Селиверстова. М., 1988.

 

 

3. Заикание у детей. Пособие для логопедов. М., 1994.

4. Логопедия / Под ред. Л. С. Волковой (гл. учебника). М., 2002.

 

5. История логопедии. Медико-педагогические основы: Учебное пособие для вузов. Академический Проект, М., 2003.

ФИЛИЧИВА ТАТЬЯНА БОРИСОВНА

Доктор педагогических наук, профессор, академик МСАО им. Я.А.Коменского, академик АПиСН, заслуженный работник высшей школы. В 1960 г. окончила дефектологический факультет МГПИ им. В.И. Ленина, получает специальность: «Учитель школы глухонемых. Учитель русского языка и литературы средней школы». После института работает педагогом-дефектологом в психиатрической больнице им. И.М. Соловьева (детское беспокойное отделение), затем логопедом дошкольных учреждений, научным сотрудником сектора логопедии НИИД АПН.

В 1963 г. Татьяна Борисовна под руководством профессора Р.Е. Левиной и кандидата педагогических наук Г.А. Каше проводит экспериментальное исследование по разработке содержания коррекционного обучения дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием. При ее участии открываются первые логопедические группы в детских садах общего типа, в течение 10 лет она возглавляет методическое объединение дошкольных логопедов г. Москвы. Татьяна Борисовна является ведущим специалистом в области дошкольной логопедии.

Татьяна Борисовна — автор более 40 научных работ. Публикации эти известны в нашей стране и за рубежом. Ее исследования легли в основу научно-практической разработки проблем преодоления общего недоразвития речи у дошкольников. Методические пособия «Преодоление недоразвитой речи у дошкольников», «Программы обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим и общим недоразвитием» отмечены премией «Грант». Ее методические пособия являются основой системы коррекционно-воспитательной работы в детских дошкольных учреждениях для детей с речевой патологией. Ею написаны главы в учебнике «Логопедия», а «Основы логопедии», монография «Особенности речевого развития детей дошкольного возраста». Эти труды являются фундаментальными исследованиями по проблемам речевой патологии, выполненными в русле концепции Р.Е.Левиной.

Разработанный Татьяной Борисовной наглядный дидактический материал пользуется популярностью у логопедов-практиков и отмечен премией Академии педагогических наук СССР. Ведет большую научно-исследовательскую работу, разрабатывая вопросы предупреждения и коррекции речевых дефектов детей дошкольного возраста. Благодаря Татьяне Борисовне организована система логопедической помощи дошкольникам с речевой патологией, которая широко внедрена в России. Является научным руководителем уникального дошкольного образовательного учреждения компенсирующего типа № 1793 Москвы, где внедряются современные методики обучения детей с отклонениями в развитии. Благодаря ее усилиям это дошкольное образовательное учреждение стало базой для обучения студентов дефектологического факультета МГГУ им. М. А. Шолохова.

Труды:

1. Обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи в старших группах специального детского сада. М., 1983.

2. Основы логопедии. М., 1989.

3. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. Монография по докторской диссертации. М., 1999.

ФОМИЧОВА МАРИЯ ФЕДОРОВНА

доцента кафедры логопедии факультета специальной педагогики ГОУ ВПО МГПУ. В 1955 г. с отличием окончила дефектологический факультет МГПИ им. В. И. Ленина и получила квалификацию логопед, учитель русского языка и литературы средней школы.

С 1955 г. она работала логопедом в детской поликлинике, а с 1956 г. совмещала практическую работу с преподаванием в МГПИ им. В. И. Ленина. В 1958 г. стала заниматься организацией работы во впервые открытом логопедическом отделении детской городской клинической больницы № 9 им. Ф. Э. Дзержинского. В 1965 г. являлась старшим логопедом Дзержинского района Москвы. В 1966 г. начинает преподавать МГПИ им. В. И. Ленина, совмещая эту работу с практической дея-тельностью логопеда в различных учреждениях как в системе здравоохранения, так и в системе народного образования. В 1969 г. она работает по совместительству в Научно-исследовательском институте дефектологии. В настоящее время — доцент кафедры логопедии МГПУ им. В. И. Ленина.

Научно-исследовательская деятельность М. Ф. Фомичевой охватывает широкий круг проблем логопедии. У нее более 20 научных публикаций, в числе которых методические пособия для логопедов, воспитателей детских садов, студентов педагогических вузов.

Труды:

1. Воспитание речи у детей с органическим поражением центральной нер ной системы. М., 1965.

2. Учите детей говорить правильно. М., 1968.

3. Воспитание у детей правильного звукопроизношения. Практикум по логопедии: учебное пособие для учащихся пед.училищ. Просвещение. М., 1989.

4. Введение в логопедию. Материалы для практического усвоения системы фонем русского языка. Учебное пособие. / В соавторстве с Е.В. Оганесян. Изд.: МПСИ, 2010.

 


ЦВЕТКОВА ЛЮБОВЬ СЕМЕНОВНА

доктор       психологических наук, профессор, заведующая проблемной лабораторией экспериментальной и прикладной психологии факультета психологии МГУ   им. М. В. Ломоносова.

В 1953 г. закончила отделение психологии философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. С 1970 г. доктор психологических наук, тема докторская диссертация: «Восстановительное обучение при локальных поражениях мозга», с 1976 г. профессор по кафедре нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ. Ученица А.Р. Лурия, является одним из ведущ х нейропсихологов, афазиологов и реабилитологов нашей страны, ученым с мировой известностью. Лауреат Ломоносовской премии МГУ за 1973 г. за монографию «Восстановительное обучение при локальных поражениях мозга».  Область научных исследований: нейропсихология. Кандидатская диссертация выполнена под руководством профессора А.Р.Лурия на тему: «Психологический анализ в сстановления речевых функций после локальных поражений мозга» (1962). Любовь Семеновна - продолжает традиции своего учителя - профессора А.Р. Лурия, занимается изучением психологических и нейропсихологических закономерностей нарушения высших психических функций при локальных поражениях мозга, связи психических процессов с мозгом. Разрабатывает научные основы восстановления психических функций и восстановительного обучения, ведет поиск методов его научного обоснования, а также исследует нейропсихологические и психологические аспекты управления процессом обучения больных.

Любовь Семеновна читает лекции в МГУ, на дефектологическом факультете МГПУ, а также в ряде зарубежных университетов (Польша, Финляндия, Венгрия, Бельгия, ГДР, Дания, Чехословакия, Болгария, Мексика) по дисциплинам: «Нейропсихология», «Восстановление высших психических функций при локальных поражениях мозга» и др. Она автор многих известных в отечественной и мировой логопедии работ по теоретическим, методологическим проблемам афазии и реабилитации больных с афазией. Восстановительное обучение при локальных поражениях мозга, проблемы афазии и восстановительное обучение, нейропсихологическая реабилитация больных — вот круг проблем, освещенных в работах Любви Семеновны, широко извест х как в России, так и за рубежом.

Общее количество научных публикаций более 220, из них 16 монографий и учебников изданы за рубежом (Франция, Испания, США, ФРГ, Финляндия, Куба и др.).

 

Труды:

  1. Восстановительное обучение при локальных поражениях мозга. МПСИ, 2010.
  2. Мозг и интеллект. Нарушение и восстановление интеллектуальной деятельности / Просвещение. Учебная литература. М., 1995.
  3. Нейропсихологический анализ решения задач. Нарушение процесса решения задач при локальных поражениях мозга (в соавт. с А.Р. Лурия). М., 1966
  4. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление. Изд.: «Юристь». 1997.
  5. Нейропсихологическая реабилитация больных: Речь и интеллектуальная деятельность. Учебное пособие. Серия: Библиотека психолога. МПСИ, Модэк. 2004.
  6. Нейропсихология и восстановление высших психических функций. М., 1990.
  7. Афазиология: современные проблемы и пути их решения. Изд.:

8. МПСИ, 2011.

9. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста. Учебное пособие, 3-е издание, исправленное и дополненное. МПСИ, 2010.

 

ЧИРКИНА ГАЛИНА ВАСИЛЬЕВНА

доктор педагогических наук, профессор, зав. лабораторией содержания и методов обучения детей с нарушениями речи Института коррекционной педагогики РАО. В 1958 г. окончила отделение сурдопедагогики дефектологического факультета МГПИ им. В.И.Ленина, после была зачислена на должность педагога – воспитателя сурдологического отделения Детской клинической больницы им. Ф.Э. Дзержинского.

С 1959 года Галина Васильевна работала логопедом в экспериментальной школе памяти В. И. Ленина, затем была принята в экспериментальную школу НИИДа. В 1961 г. начала вести активную научную деятельность в Институте дефектологии АПН СССР под руководством профессора, доктора педагогических наук Р.Е. Левиной, чьей ученицей и последователем она по праву себя считала.

В 1967 г. защитила кандидатскую диссертацию по проблеме дисграфии у детей с нарушением артикуляционного аппарата. В 1968 г. была опубликована ее монография «Дети с нарушением артикуляционного аппарата». В период с 1970 по 1980 гг. занималась разработкой содержания и методов обучения детей с общим и фонетико-фонематическим недоразвитием речи дошкольного и школьного возраста. Ей принадлежат разделы программ для специальной школы V вида и для логопедического детского сада, созданные коллекти-вом ученых ИКП РАО и МГГУ. Нескольк<


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.