Способы преодоления вокальных блоков (медико-психологический аспект). — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Способы преодоления вокальных блоков (медико-психологический аспект).

2019-12-18 259
Способы преодоления вокальных блоков (медико-психологический аспект). 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

     Ниже будут описаны основные методы, применяемые учеными, занимающимися медицинской практикой[5], для избавления пациентов от напряжений, которые влияют на процесс звукоизвлечения и у вокалистов – то есть, в зонах вокруг рта и горла, а также в диафрагмальной области.

Первый из них, относящийся к первой зоне, описан американским ученым и практикующим медиком Д. Пиерракосом: «Один из способов, чтобы прямо справиться с этими проблемами, — это поместить большой палец правой руки на один дюйм ниже угла нижней челюсти, а средний палец — в аналогичном положении на другой стороне шеи. Лестничные и грудино-ключичные мышцы зажаты, и оказываемое давление непрерывно в то время, когда пациент издает звуки, постоянно поддерживая высокий тон. Тот же самый процесс повторяется несколько раз на середине и у основания шеи различными голосовыми регистрами. Первоначальная боль обычно достаточно сильна, чтобы потрясти пациента до крика, особенно если он уже издает громкий звук. Высота звука спонтанно увеличивается — и вырывается крик. Удивительно, что пока пациент кричит, он не чувствует боли, хотя нажатие продолжается... Когда опускается нижняя челюсть, становится возможным появление пронзительного крика... При этом, у молодой женщины с напускным подростковым высоким голосом, играющей роль маленькой девочки, прорезался мелодичный голос зрелой женщины. У мужчины с ровным строгим голосом после такого освобождения изменился тембр и появился глубокий мужской голос, бросающий вызов “деспотичному отцу”» [53].

Следующие медицинские приемы связаны с ликвидацией диафрагмально-мышечных блоков (мышечное напряжение, сосредоточенное в диафрагме и около талии, может мешать дыханию, ограничивая движение диафрагмы, что крайне нежелательно – особенно для певца). Основная работа, направленная на устранение мышечных зажимов, достигается, с одной стороны, путем прямого воздействие на хронические мышечные блоки (с помощью массажа), с другой стороны, благодаря специальным упражнениям на расслабление[6]; танцетерапии, дыхательных упражнений[7], йоги и др.

В целом, современные методы проработки мышечных напряжений включают в себя и другие приемы систематической работы с различными зонами тела: глазами, областью рта, горла и шеи, плечевой зоной, руками, грудью, диафрагмой, спиной и т.д. Для работы с вокалистами могут подойти следующие из них[8]:

1. Рот, подбородок, челюстные мышцы

Чтобы расслабить блоки вокруг рта, применяется упражнение из «позы эмбриона»: находясь в этой позе, человек начинает делать сосательные движения губами. Психоаналитический смысл этой позы и этих движений заключается в том, чтобы снять запрет на выражение своих глубинных чувств важнейшим органом коммуникации. Это упражнение будет полезно для тех, у кого существует зажим в данной области, выраженный в разной степени: как для тех, у кого и вне процесса пения, в обычной жизни, существует напряжение (в т.ч. судорога) вокруг рта, а также для тех, у кого зажимы в этой области проявляются только на занятиях вокалом.

У многих людей напряжение мышц подбородка не позволяет им широко раскрывать рот. Стиснутые челюсти способны перекрыть любой звук, пытающийся прорваться наружу. Этим же кольцом зажимаются и голосовые связки. Звук голоса создает впечатление, что человек даже говорит напряженно, и ему трудно придавать звучанию разные интонации. А при пении все эти симптомы усугубляются в несколько раз. Это происходит потому, что мышцы, участвующие в звукообразовании, становятся малоподвижными.

Упражнения, которые применяются для снятия такого рода напряжений и мышечного расслабления, многообразны. Самые простые из них – зевки предельно широко раскрытым ртом (их нужно делать весь день - утром, днем и вечером), кусания упругого и в меру мягкого мячика - с  последующим расслаблением нижней челюсти.  

Более сложные способы снятия напряжения в этой зоне:  надавливание пальцем на жевательные мышцы у угла опущенной нижней челюсти (регулярные продавливания и проминания этих мышц способствует их расслаблению), а также - при выдвинутом вперед подбородке удержание его в этой позиции в течение примерно 30 секунд, с последующими движениями выдвинутой челюстью вправо и влево[9].

2. Горло и шея

Для снятия зажимов в данной области необходимо производить надавливание следующим образом: поместить большой палец правой руки чуть ниже угла нижней челюсти, а средний палец — в аналогичном положении на другой стороне шеи. Тот же самый процесс повторяется несколько раз на середине и у основания шеи в различных голосовых регистрах.

3. Грудь

Следующий пояс мышечных зажимов находится на уровне груди – там, где находятся широкие мышцы груди, мышцы плеч, лопаток, сама грудная клетка и руки. Даже если у кого-то, не связанного с обучением вокалу, грудная клетка не двигается вместе с дыханием, это связано с большими неудобствами: дыхание становится поверхностным и частым (либо поверхностным и неравномерным, с задержками на вдохе или на выдохе). Если же такое происходит с вокалистом, то он практически лишается возможности петь.

Расслабить мышечное кольцо вокруг груди можно с помощью дыхательного упражнения, названного «лоуэновским дыханием» — по фамилии того психотерапевта, который разработал очень много различных техник телесно ориентированной терапии и цитаты из текстов которого часто встречались в материале предыдущего раздела работы. Упражнение выполняется лежа на спине (поперек дивана, стопы без обуви стоят на полу, голова и спина — ниже поясницы, так как под нею валик, ягодицы слегка свешиваются, а руки лежат над головой ладонями вверх). При таком положении грудная клетка оказывается максимально развернутой. Техника «лоуэновского дыхания» заключается в глубоких и редких вдохах в течение примерно 30 минут. Эффект от такой самотерапии, которую рекомендуется проводить ежедневно, заключается в преодолении поверхностного ключичного дыхания и сдавливания в грудной клетке.

4. Диафрагма

Эта область включает в себя саму диафрагму, солнечное сплетение, внутренние органы, мышцы позвонков этого уровня. Диафрагма расположена над талией, которая соединяет грудную клетку с животом и тазом.

Для снятия хронического мышечного напряжения в области талии и прилегающей к ней диафрагмы[10] лучшим способом вновь считается «лоуэновское дыхание». Кроме того, полезно систематически выполнять и ряд дополнительных упражнений. Например, из положения лежа на спине (руки в стороны ладонями вверх, ноги вместе, согнуты в коленях под углом 90°) повороты обеих ног сначала влево (так чтобы левая нога полностью легла на пол), а потом вправо. Усложненный вариант этого упражнения: при повороте ног голова поворачивается в противоположную сторону.

Еще одно упражнение на расслабление области диафрагмы-талии: из положения стоя на четвереньках (колени под углом 90°), с опорой на прямые руки, прогнуть спину в области талии вниз, насколько это возможно, а затем максимально выгните спину вверх. Вариант этого упражнения – «поза потягивающейся кошки» (из того же положения на четвереньках медленное, скользящее вытягивание выпрямленных рук и корпуса вперед - до тех пор, пока они почти целиком не лягут на пол).

Наконец, последнее из дополнительных упражнений: из положения сидя на полу, со слегка согнутыми в коленях и немного расставленными ногами и ладонями, лежащими на затылке, наклоны туловища влево и вправо, стараясь, чтобы соответствующий локоть как можно больше приблизился к полу. Все эти упражнения помогают снять мышечное напряжение вокруг талии - в том числе и диафрагмальные зажимы.

5. Живот и спина

Мышцы живота и мышцы спины в процессе вокализации задействованы в связи с диафрагмально-брюшным дыханием. Неудобство в этих сегментах человеческого организма вызывает отсутствие «певческой опоры» и все сопутствующие этому вокально-певческие недостатки.

Упражнений для ликвидации спинально-абдоминальных мышечных блоков достаточно много. Самое простое из них: в процессе ходьбы обращать внимание на движение живота в состоянии спокойного вдоха и выдоха, тем самым расслабляя его. Другое упражнение - на «пресс» (из положения «вис на планке или перекладине» подъем обеих ног перпендикулярно животу - одновременно или чередуя ноги). Это упражнение работает таким образом, что включает все имеющиеся брюшные мышцы и мышцы пресса, перераспределяя со временем нагрузку с пережатых вокальных мышц, снимая с них излишние напряжения, на всю группу мышц, тем самым, певческий диафрагмально-брюшной мышечный каркас становится более эластичным. Далее это же упражнение делается на нетвердой поверхности, чтобы ноги могли «падать» пятками, ударяясь о поверхность, это высвобождает сдерживаемые в животе импульсы напряжения и снимает любую вероятность закрепления напряжения (фиксации) какого-либо зажима в данной области.

                 

6. Таз, нижний поясничный отдел

Также является вокальной опорой при формировании звука.

Включает все мышцы таза и нижних конечностей. Чем сильнее спазм мышц, тем более таз вытянут назад. Тазовый панцирь препятствует высвобождению источника большого количества энергии, необходимой для полноценного вокального звучания. Здесь подойдут любые упражнения на раскрытие тазовой области[11], также приседания и растяжка на шпагат.

Итак, при работе над голосом следует осознавать все области напряжения в теле. Это означает - направлять внутренним взором в зоны напряжения этого тела свет своего внимания; проще говоря, чувствовать их, «дышать в них»[12]. Одно такое постоянное наблюдение уже инициирует позитивные процессы, которые постепенно меняют состояние этих напряжений.

    Поскольку звукообразование тесно связано с телом, в свою очередь тело тесно связано с психосоматическими процессами, то существуют целые паттерны связей реакций тела и чувств. Более того, тело, реагируя на «внутреннюю жизнь» закрепляет эти паттерны, принимает ту или иную форму. В конкретной вокально-педагогической практике это проявляется в часто встречающихся формах: некоторые студенты в классе могут иметь высоко поднятые или «подвешенные» плечи, некоторые излишне сутулятся, и т.д. Все эти нюансы имеют большое значение при образовании звука, и порой очень мешают в процессе звукоизвлечения. Соответственно, вокалисту-педагогу необходимо иметь хотя бы общее представление о природе данных физических блоков и способах их устранения.

Итак, выше были приведены физические причины образования различных мышечных блоков, препятствующих правильному звукообразованию, и возможные способы их устранения. Далее, на основе трудов ряда биоэнергетиков [6, 53, 42, 55, 5, 37], попробуем перечислить основные психологические причины появления этих физиологических блоков.

Начнём с того, что в психологической литературе [6] подробно и с иллюстрациями описываются пять самых популярных физических состояний у здоровых, «нормальных» людей в современном обществе (равноправными представителями которого являются и студенты-вокалисты)[13]. Внешние проявления этих состояний говорят о скрытых психологических травмах, которые, по мнению авторов, формируются еще в раннем детском возрасте:

1. Травма «отвергнутого» (по внешнему виду выглядит так: узкое втянутое тело, тип поведения – «беглец», готов убежать в любой момент, избегает сложных ситуаций, предпочитает быть незаметным, занимает «мало места»)

                                                      

2. Травма «покинутого» (внешние проявления - сутулость, телу человека и ему самому не хватает «поддержки», тип поведения – «зависимый», не выносит одиночества, нуждается в опоре)

                                                        

3. Травма «униженного» (проявления - избыток веса, тип поведения – «мазохизм», повышенное чувство стыда, а также чувство вины, «самоедство и заедание», стремление занять много места в жизни других людей)

                                                       

4. Травма «предательство» (проявления - верхняя и нижняя часть тела заметно разнятся: либо верхняя часть больше нижней, либо наоборот, типа поведения – «контролирующий», желание контролировать, страх неподготовленности к ситуациям, страх непредсказуемости)

                                                     

5. Травма «несправедливость» (пропорциональное стройное тело, плечи немного подняты, живот втянут, тип поведения – «ригидность», человек отрезает себя от собственных переживаний, развивает в себе способность не ощущать своей высокой чувствительности и не показывать ее другим, умеют убедить себя, что их ничто не касается.)

                                 

Какие-либо из описанных состояний могут постоянно сопровождаться в обычной жизнедеятельности, а также проявляться у вокалистов во время занятия, и даже обостряться на уроке вокала, в самом процессе пения. Данные состояния сами провоцируют мышечные зажимы, и наоборот: мышечный зажим от физических причин вводит в психологически неприятное состояние, эти процессы всегда идут в связке[14].

Вывод из всех этих психологических проблем, проявляющихся на внешнем уровне у вокалистов в виде мышечных зажимов только один: необходимо расслабить эти хронические зажимы. Это можно сделать теми же приёмами, что и при зажимах физического происхождения, описанными выше. Однако, работа исключительно над расслаблением мышечных зажимов будет приносить лишь временные плоды, и состояние мышечных напряжений будет возвращаться, поскольку не устранен психологический источник их возникновения. Поэтому, наибольшая эффективность будет достигнута при одновременной работе студента со специалистом (психологом, психотерапевтом, телесно-ориентированным терапевтом) проработка психологических состояний способна в свою очередь искоренить источники данных физических зажимов.  Но при этом, как свидетельствуют врачи-практики, любой эффективный терапевтический маневр, как правило, первоначально повлечет за собой состояние страха («развитие беспокойства в терапии часто расценивается как положительный знак» - [37]).

 В сказанном выше коренится и предупреждение педагогам-вокалистам, желающим применять данные современные подходы в преодолении вокально-мышечных блоков. Им следует быть готовым к вероятному автоматическому высвобождению страха (холода) студентов, не пугаться и расценивать это как положительное изменение их общего состояния. Также многие процессы сопряжены с болью – физической и эмоциональной. Наконец, проведение сложной работы по преодолению вокально-мышечных блоков, помимо чуткости педагога и готовности студента, требует еще и специальных условий: в вокальном классе в идеале должны быть лежанка, мячики и т.п. Кроме того, педагогу рекомендуется вести тетрадь вокального состояния студентов-певцов (свобода и глубина вдоха, свобода тела, вокально-мышечная активность, качество звука и т.п.). 

     В связи с этим возникают многочисленные вопросы: имеет ли право преподаватель-вокалист проводить данные эксперименты, не имея соответствующей медицинской квалификации? Допустимы ли такие медицинские подходы в педагогической работе со студентами с этической стороны? Насколько травматичен крик, вызываемый  реакцией на болевые ощущения, для голосовых связок певца, и кáк (с улучшением или ухудшением) может зазвучать голос студента-певца, выполнившего самостоятельно или с помощью педагога данные приемы по высвобождению крика и тем самым по снятию мышечного блока с той или иной анатомической зоны? Насколько правомерно и в какой степени допустимо вмешательство педагога в психологическое состояние студента? Какова допустимая мера высвобождения чувств студента на занятии?

     Некоторые ответы на эти вопросы могут быть получены только эмпирическим путем - в ходе накопления психолого-педагогических данных из материалов конкретных учебных занятий с вокалистами. В целом же, поставленные вопросы и на сегодняшний день остаются открытыми. Однако, в любом случае, в отличие от физических врожденных недостатков, вокальные блоки имеют приобретенный характер и могут полностью исчезнуть при соответствующей работе с телом, связанной с его осознанием в процессе вокального занятия, с помощью физического воздействия (массаж – глубокое мягкое надавливание на физический блок; сжатие - расслабление), психологической работы по раскрытию физических блоков.


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.